Приложение 10 пилотный проект примерной основной образовательной программы по направлению 020200




Сторінка1/13
Дата конвертації21.04.2016
Розмір2.96 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Приложение 10
ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ ПРИМЕРНОЙ ОСНОВНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ 020200 «БИОЛОГИЯ»
И ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН; КВАЛИФИКАЦИЯ ВЫПУСКНИКА –
БАКАЛАВР БИОЛОГИИ

Пилотный проект ПрООП ВПО
Министерство образования и науки Российской Федерации

Учебно-методическое объединение

по классическому университетскому образованию



Утверждаю:

Председатель совета УМО

_________________

«____»__________200__ г.



Примерная основная образовательная программа
высшего профессионального образования


Направление подготовки

020200 Биология

Квалификация выпускника


бакалавр биологии

Москва - 2006



1. Общие положения

1.1. Примерная основная образовательная программа высшего профессионального образования (ПООП ВПО) по направлению подготовки 020200 Биология является системой учебно-методических документов, сформированной на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ВПО) по данному направлению подготовки и рекомендуемой вузам для использования при разработке основных образовательных программ (ООП) 1 уровня высшего профессионального образования (бакалавр биологии) по направлению подготовки 020200 Биология в части:



  1. набора профилей подготовки из числа включенных в Общероссийский классификатор образовательных программ (ОКОП);

  1. компетентностно-квалификационная характеристика выпускника;

  2. содержания и организации образовательного процесса;

  3. ресурсного обеспечения реализации ООП;

  4. итоговой государственной аттестации выпускников.

1.2. Цель разработки ПООП ВПО по направлению подготовки
020200 Биология

Целью разработки примерной основной образовательной программы является методическое обеспечение реализации ФГОС ВПО по данному направлению подготовки и разработки высшим учебным заведением основной образовательной программы первого уровня ВПО (бакалавра биологии).



1.3. Характеристика ПООП по направлению подготовки 020200 Биология

Примерная основная образовательная программа (ПООП) по направлению подготовки 020200 Биология является программой 1 уровня высшего профессионального образования.

Нормативные сроки освоения: 4 года.

Квалификация выпускника в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом: бакалавр биологии.



1.4. Профили подготовки.

Подготовка бакалавра биологии в составе направления подготовки 020200 Биология осуществляется по профилизациям Биология, Антропология, Зоология, Ботаника, Физиология, Генетика, Биофизика, Биохимия, Микробиология, Экология, Биоинженерия и биотехнология.



2. Компетентностно-квалификационные характеристики выпускника по направлению подготовки 020200 Биология.

Область профессиональной деятельности бакалавра биологии: включает:



  1. исследование живой природы и ее закономерностей, использование биологических систем в хозяйственных и медицинских целях, охрана природы.

Сферой профессиональной деятельности выпускников являются:

  1. Научно-исследовательские, научно-производственные, проектные организации;

  1. Органы охраны природы и управления природопользованием;

  2. Общеобразовательные и специальные учебные заведения (в установленном порядке).

Объекты профессиональной деятельности бакалавра биологии:

биологические системы различных уровней организации; процессы их жизнедеятельности и эволюции; биологические, биомедицинские, природоохранительные технологии, биологическая экспертиза и мониторинг, оценка территориальных биоресурсов.

Виды и задачи профессиональной деятельности.



В соответствии с полученной профилизацией в области исследования живой природы на всех уровнях ее организации, освоения и создания новых биологических, биомедицинских, сельскохозяйственных природоохранных технологий, охраны природы, экологической экспертизы и мониторинга, оценки и восстановления территориальных биоресурсов, выпускник может быть подготовлен к

  1. научно-исследовательской деятельности,

научно-производственной деятельности

организационно-управленческой деятельности, а также к

педагогической деятельности (в установленном порядке).

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится выпускник, должны определять содержание его образовательной программы, разрабатываемой высшим учебным заведением совместно с заинтересованными работодателями.

  • .

  1. Бакалавр биологии должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с âèنàىè ïًîôهٌٌèîيàëüيîé نهےٍهëüيîٌٍè è профилизацией бакалаврской программы:

Деятельность в соответствием профилем подготовки:

Участие в проведении Научно-вспомогательная полевых биологических работ в составе группы;

Подготовка объектов исследования;

Участие в проведении лабораторных биологических исследований по заданной методике;

Выбор технических средств и методов работы;

Анализ получаемой полевой и лабораторной биологической информации с использованием современной вычислительной техники;

Составление рефератов и библиографических списков по заданной теме;

Участие в разработке новых методических подходов;

Участие в подготовке научных отчетов, обзоров, публикаций, организации конференций;

Научно-производственная и проектная деятельность:

Участие в контроле процессов биологического производства;

Получение биологического материала для лабораторных исследований;

Участие в проведении биомониторинга и оценке состояния природной среды, планировании и проведении мероприятий по охране природы;

Обработка и анализ полученных данных с помощью современных информационных технологий;

Участие в подготовке и оформлении научно-технических отчетов;

Организационная и управленческая деятельность:

Участие в планировании и проведении мероприятий по охране природы, оценке и восстановлению биоресурсов, управлению и оптимизации природопользованием;

Участие в организации полевых и лабораторных работ, семинаров, конференций; Участие в составлении сметной и отчетной документации;

Педагогическая и просветительская деятельность (в соответствии с полученной квалификацией)

Подготовка и проведение занятий по биологии, экологии, химии в средней школе, экскурсионная, просветительская и кружковая работа

Компетенции выпускников: _____________________________________________



Бакалавр биологии в соответствии с целями основной образовательной программы и задачами профессиональной деятельности, указанными в пп. 3.2. и 3.6.1 ФГОС ВПО по направлению 020200 Биология, должен обладать следующими компетенциями:

а) универсальными :

- общенаучными (ОНК);

- инструментальными (ИК);

-социально-личностными (СЛК)

Выпускник-бакалавр должен демонстрировать:

ОНК-1: базовые представления об основах философии, психологии, педагогики, способствующие развитию общей культуры и социализации личности, приверженности к этическим ценностям, знание отечественной истории, экономики и права, понимание причинно-следственных связей развития российского общества и умение их использовать в профессиональной и социальной деятельности.

ОНК-2: базовые знания фундаментальных разделов математики, в объеме, необходимом для владения математическим аппаратом биологических наук, о математических методах в биологии и способность использовать их в освоении профессии.

ОНК-3: базовые знания в области информатики и современных информационных технологий; навыки использования программных средств и навыки работы в компьютерных сетях, умение создавать базы данных и использовать ресурсы интернет.

ОНК-4: базовые знания фундаментальных разделов физики, химии, наук о Земле, в объеме, необходимом для освоения основ биологии и экологии.

ОНК-5: базовые знания в области общей биологии, необходимые для освоения общепрофессиональных дисциплин.

ИК-1: способность к письменной и устной коммуникации на родном языке.

ИК-2: знание второго языка.

ИК-3: навыки работы с компьютером.

ИК-4: навыки управления информацией.

ИК-5: исследовательские навыки.

СЛК-1: толерантность.

СЛК-2: следование этическим и правовым нормам в отношении других людей и в отношении природы (принципы биоэтики).

СЛК-3: способность учиться, переоценивать свой социальный опыт, способность к критике и самокритике.

СЛК-4: креативность, способность к системному мышлению.

СЛК-5: адаптивность и коммуникабельность, навыки делового общения.

СЛК-6: настойчивость в достижении цели.

СЛК-7: забота о качестве выполняемой работы.

СЛК-8: соблюдение норм здорового образа жизни.

СЛК-9: способность работать самостоятельно и в команде.

б) профессиональными:

- общепрофессиональными (ОПК):

Выпускник-бакалавр должен демонстрировать:

ОПК-1: базовые представления о разнообразии биологических объектов, понимание значения биоразнообразия для устойчивости биосферы;

ОПК-2: владение методами наблюдения, описания, идентификации, классификации, культивирования биологических объектов;

ОПК-3: современные представления о принципах структурной и функциональной организации биологических объектов и механизмах гомеостатической регуляции;

ОПК-4: способность применять основные физиологические методы анализа и оценки состояния живых систем;

ОПК-5: современные представления о принципах клеточной организации биологических объектов, биофизических и биохимических основах, мембранных процессах и молекулярных механизмах жизнедеятельности;

ОПК-6: способность применять современные экспериментальные методы работы с биологическими объектами в полевых и лабораторных условиях, навыки работы с современной аппаратурой;

ОПК-7: базовые представления об основных закономерностях и современных достижениях генетики, о геномике, протеомике, микро- и макроэволюции, понимание роли эволюционной идеи в биологическом мировоззрении;

ОПК-8: представления об основах эволюционной теории;

ОПК-9: базовые представления о закономерностях воспроизведения и индивидуального развития биологических объектов; владение методами получения и работы с эмбриональными объектами;

ОПК-10: базовые представления об основах общей, системной и прикладной экологии, принципах оптимального природопользования и охраны природы;

ОПК-11: базовые представление об основах биологии человека, пропедевтике и охране здоровья;

ОПК-12: современные представление об основах биотехнологии, биоинженерии и генетической инженерии;

ОПК-13: знание и применение на практике принципов биоэтики, понимание социальных и экологических следствий своей профессиональной деятельности;

ОПК-14: современные представления о принципах мониторинга, оценки состояния природной среды и охраны живой природы;

ОПК-15: способность планировать и реализовать соответствующие мероприятия;

ОПК-16: знание правовых основ исследовательских работ и законодательства РФ в области охраны природы и природопользования;

ОПК-17: способность организовать работу в соответствии с требованиями безопасности и охраны труда.

ОПК-18: способность к деловым коммуникациям в профессиональной сфере, знания основ делового общения, навыки работы в команде.

ОПК-19: умение вести дискуссию и преподавать основы биологии и экологии.



профильно-специализированные (ПСК)

ПСК-1: профессионально профилированные знания в области математики, необходимые для статистической обработки биологических данных и математического моделирования биологических явлений и процессов.

ПСК-2: способность использовать математический аппарат для освоения теоретических основ и практического использования биологических методов.

ПСК-3: профессионально профилированные знания и практические навыки в области механики, молекулярной физики и термодинамики, электричества, магнетизма, оптики, ядерной физики.

ПСК-4: способность использовать теоретические знания и практические навыки для овладения основами теории и методов биологических исследований

ПСК-5: профессионально профилированные знания и практические навыки в области общей, аналитической, физической, органической химии, высокомолекулярных соединений и коллоидной химии.

ПСК-6: способность использовать знания, умения и навыки в области теории и практики химических исследований для освоения теоретических основ и методов биологии и экологии.

ПСК-7: профессионально профилированные знания в области наук о Земле (динамической биологии, физической биографии, почвоведения).

ПСК-8: способность использовать знания и умения в области биологии, биографии, почвоведения для освоения фундаментальных разделов общей, частной и прикладной экологии.

ПСК-9: профессионально профилированные знания, умения и навыки в области фундаментальных разделов общей биологии.

ПСК-10: способность использовать знания, умения и навыки в области общей биологии для теоретического освоения общепрофессиональных дисциплин и решения практических задач

ПСК-11: профессионально профилированные знания и умения в области теоретических основ информатики и практического использования компьютерных технологий.

ПСК-12: способность владеть навыками работы с компьютером на уровне пользователя, способность использовать информационные технологии для решения экспериментальных и практических задач в области профессиональной деятельности.

3. Документы, определяющие содержание и организацию образовательного процесса.

3.1. Примерный учебный план подготовки бакалавра биологии, составленный по циклам дисциплин, содержит базовую и вариативную части (в соответствии с профилизациией ООП бакалавра), включает перечень дисциплин, их трудоемкость и последовательность изучения (см. приложение 1).

3.2. Примерные программы учебных дисциплин, практик (см. приложение 2)

4. Ресурсное обеспечение.

Высшее учебное заведение, реализующее основные образовательные программы подготовки бакалавра биологии, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторной, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, практической и научно-исследовательской работы студентов, предусмотренных учебным планом вуза и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.

Для проведения учебных биологических практик вуз должен располагать специализированными полигонами и базами общебиологических и профильных практик. Полигоны и базы учебных биологических практик вуза должны быть оборудованы помещениями для проживания и работы студентов и преподавателей, располагать современным полевым оборудованием, приборами для полевых наблюдений (в соответствии с профилем подготовки) вычислительной техникой для проведения камеральных работ.

Лаборатории высшего учебного заведения должны быть оснащены современными стендами и оборудованием, обеспечивающим проведение лабораторных практикумов и практических занятий по основным дисциплинам общего математического и естественнонаучного цикла, общепрофессионального цикла, а также по специальным дисциплинам профиля, в том числе, большой практикум. Желательно наличие вивария, тепличного хозяйства, помещений для хранения коллекционного материала.

Должен быть обеспечен доступ к комплектам учебной литературы, фондам отечественных и зарубежных журналов в соответствии со списками, рекомендованными УМО по каждой дисциплине.

Вуз должен располагать в достаточном количестве современной вычислительной техникой, обеспечивающей доступ к базам данных и возможность работать в информационных сетях.



5. Рекомендации по использованию образовательных технологий

5.1. Формы, методы и средства организации и проведения образовательного процесса (общие для всех профилизаций основной образовательной программы бакалавра биологии).

а) формы, направленные на теоретическую подготовку:

– лекция;

– семинар;

– лабораторная работа;

– самостоятельная аудиторная работа;

– самостоятельная внеаудиторная работа;

– консультация;

б) формы, направленные на практическую подготовку:

– практическое занятие;

– биологическая экскурсия;

– учебная и производственная биологическая практика;

– курсовая работа;

– выпускная работа.



5.2. Рекомендации по использованию форм и средств организации образовательного процесса, направленных на теоретическую подготовку.

Лекция. Можно использовать различные типы лекций: вводная, мотивационная (возбуждающая интерес к осваиваемой дисциплине); подготовительная (готовящая студента к более сложному материалу); интегрирующая (дающая общий теоретический анализ предшествующего материала); установочная (направляющая студентов к источникам информации для дальнейшей самостоятельной работы).

Содержание и структура лекционного материала должны быть направлены на формирование у студента соответствующих компетенций и соотноситься с выбранными преподавателем методами контроля и оценкой их усвоения.



Семинар. Эта форма обучения с организацией обсуждения призвана активизировать работу студентов при освоении теоретического материала, изложенного на лекциях. Рекомендуется использовать семинарские занятия при освоении дисциплин гуманитарно-социально-экономического, математико-естественнонаучного и профессионального циклов (профильные дисциплины).

Лабораторная работа должна помочь практическому освоению научно-теоретических основ изучаемых естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин, овладению техникой эксперимента, освоению основных методов работы в области профилизации (общая биология, антропология, зоология, ботаника, физиология, генетика, биофизика, биохимия, микробиология, экология, биоинформатика и биотехнология.

Рекомендуется разработка и внедрение инновационных образовательных технологий: деловых игр, эссе, диспутов и др., направленных на формирование у студентов универсальных и профессиональных компетенций.



Самостоятельная аудиторная и внеаудиторная работа студентов при освоении учебного материала. Самостоятельная работа может выполняться студентом в читальном зале библиотеки, в учебных кабинетах (лабораториях), компьютерных классах, а также в домашних условиях. Организация самостоятельной работы студента должна предусматривать контролируемый доступ к лабораторному оборудованию, приборам, базам данных, к ресурсу Интернет. Необходимо предусмотреть получение студентом профессиональных консультаций, контроля и помощи со стороны преподавателей.

Самостоятельная работа студентов должна подкрепляться учебно-методическим и информационным обеспечением, включающим учебники, учебно-методические пособия, конспекты лекций, учебным программным обеспечением.



5.3. Рекомендации по использованию форм и средств организации образовательного процесса, направленных на практическую подготовку.

Практическое занятие. Эта форма обучения направлена на практическое освоение и закрепление теоретического материала, изложенного на лекциях. Рекомендуется использовать практические занятия при освоении базовых и профильных дисциплин профессионального цикла.

Биологическая экскурсия. Форма обучения, позволяющая познакомить студента с биологическими объектами, сведения о которых он получил в теоретической части курса. Рекомендуется использовать экскурсии для практического освоения таких биологических дисциплин как Общая биология, Ботаника, Зоология, Экология и др.

Учебные и производственные биологические практики призваны закрепить знания материала теоретических биологических курсов, привить студенту практические навыки полевой биологической работы, навыки практического использования биологического снаряжения, приборов и оборудования навыки сбора, обработки и интерпретации полевых данных.

Курсовая работа. Форма практической самостоятельной работы студента, позволяющая ему освоить один из разделов образовательной программы (или дисциплины). Рекомендуется использовать курсовые работы при освоении базовых и профильных частей профессионального цикла ООП бакалавра биологии.

Выпускная работа бакалавра биологии является учебно-квалификационной. Её тематика и содержание должны соответствовать уровню компетенций, полученных выпускником, в объеме цикла профессиональных дисциплин (с учетом профилизации). Работа должна содержать самостоятельную исследовательскую часть, выполненную студентом, как правило, на материалах, полученных в период прохождения производственной практики.

При проведении всех видов учебных занятий необходимо использовать различные формы текущего и промежуточного (рубежного) контроля качества усвоения учебного материала: контрольные работы, индивидуальное собеседование, коллоквиум, зачет, экзамен, защита курсовой или выпускной работы, а также формировать инновационные оценочные средства на основе компетентностного подхода.



6. Требования к проведению итоговой государственной аттестации и разработке соответствующих оценочных средств

Итоговая государственная аттестация (ИГА) бакалавра биологии включает защиту бакалаврской выпускной квалификационной работы и Государственный экзамен. ИГА должна проводиться с целью определения универсальных и профессиональных компетенций бакалавра биологии, определяющих его подготовленность к решению профессиональных задач, установленных ФГОС ВПО по направлению 020200 Биология, способствующим его устойчивости на рынке труда и продолжению образования в магистратуре. Аттестационные испытания, входящие в состав итоговой государственной аттестации выпускника, должны полностью соответствовать основной образовательной программе бакалавра биологии, которую он освоил за время обучения.



6.1. Требования к выпускной квалификационной работе бакалавра биологии.

آûïٌَêيàے квалификационная работа (ВКР) бакалавра биологии должна соответствовать видам и задачам его профессиональной деятельности. Она должна быть представлена в форме рукописи с соответствующим иллюстрационным материалом и библиографией.

Тематика и содержание ВКР должны соответствовать уровню компетенций, полученных выпускником в объеме базовых дисциплин профессионального цикла ООП бакалавра и дисциплин выбранной студентом профилизации. ВКР выполняется под руководством опытного специалиста – преподавателя, научного сотрудника вуза или его филиала. В том случае, если руководителем является специалист производственной организации, назначается куратор от выпускающей кафедры. ВКР должна содержать реферативную часть, отражающую общую профессиональную эрудицию автора, а также самостоятельную исследовательскую часть, выполненную индивидуально или в составе творческого коллектива по материалам, собранным или полученным самостоятельно студентом в период прохождения производственной практики. Темы ВКР могут быть предложены кафедрами или самими студентами. В их основе могут быть материалы научно-исследовательских или научно-производственных работ кафедры, факультета, научных или производственных организаций.

Самостоятельная часть ВКР должна быть законченным исследованием, свидетельствующим об уровне профессионально-специализированных компетенций автора. Требования к содержанию, объему и структуре ВКР бакалавра определяются вузом на основании действующего Положения об итоговой государственной аттестации выпускников вузов и методических рекомендаций УМО по классическому университетскому образованию.


6.2. Требования к государственному экзамену бакалавра биологии.

Порядок проведения и программа государственного экзамена определяются вузом на основании Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений и методических рекомендаций УМО по классическому университетскому образованию.

Вузом должны быть разработаны и согласованы с УМО фонды оценочных средств, позволяющие определить уровень освоения выпускником универсальных, общепрофессиональных и профессионально-специализированных компетенций (в соответствии с профилизацией бакалавра).

Фонды оценочных средств могут включать вопросы Государственного экзамена, комплексные тестовые задания, разработанные вузом для каждой профилизации бакалавриата.


Разработчики:

Зам. пред. УМС по биологии

УМО по классическому университетскому образованию,

д.б.н. _______________ (О.П. Мелехова)


Эксперты:

Зам. проректора Московского

гос. ун-та по УМО _______________ (Е.В. Караваева)

Профессор, д.б.н. _______________ (В.А. Голиченков)



Согласовано:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка