Примерная программа дисциплины дерматовенерология




Скачати 416.35 Kb.
Дата конвертації21.04.2016
Розмір416.35 Kb.

Стоматология - Дерматовенерология

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ









УТВЕРЖДАЮ

____________ _____________________



(подпись) (ФИО)

"____" ________ 20.. г.


Вводится в действие с"____" ________ 20… г.






ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ





ДЕРМАТОВЕНЕРОЛОГИЯ





Для студентов обучающихся по:




специальности

Стоматология











Форма обучения

очная









Москва

2010 г.


1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель дисциплины – создание у обучающихся теоретических и практических знаний, умений и навыков в отношении диагностики, лечения, диспансеризации, профилактики наиболее часто встречающихся кожных и венерических болезней с поражением слизистой оболочки полости рта и красной каймы губ.

При этом задачами дисциплины являются:

- освоение студентами методик клинического обследования больных поражением слизистой оболочки полости рта и красной каймы губ;

- умение применять необходимые для подтверждения диагноза клинические тесты, пробы и др.;

- умение интерпретировать данные клинико-лабораторных методов исследования;

- научить будущего врача в зависимости от характера заболевания у пациента: восстанавливать здоровье больных, оказывать им экстренную или первую помощь, направлять к соответствующим специалистам.



2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП СПЕЦИАЛИСТА

Дисциплина «Дерматовенерология» относится к профессиональному циклу дисциплин ФГОС по специальности ….Стоматология высшего профессионального медицинского образования, изучается в восьмом семестре.

Основные знания, необходимые для изучения дисциплины формируются:

- в цикле гуманитарных и социально-экономических дисциплин (биоэтика; история медицины; психология, педагогика; латинский язык; иностранный язык);

- в цикле математических, естественно-научных, медико-биологических дисциплин (математика, физика; медицинская информатика; химия; биология; биохимия; биохимия полости рта; анатомия человека, анатомия головы и шеи, топографическая анатомия; гистология, эмбриология, цитология; гистология полости рта; нормальная физиология; микробиология, вирусология; микробиология полости рта; иммунология, клиническая иммунология; фармакология; патофизиология; патологическая анатомия, патанатомия головы и шеи);

- в цикле медико-профессиональных и клинических дисциплин (медицинская реабилитация; гигиена; общественное здоровье, здравоохранение, экономика здравоохранения; внутренние болезни, военно-полевая терапия, пропедевтика внутренних болезней; общая хирургия, хирургические болезни; лучевая диагностика, стоматологическая радиология; экстремальная медицина, безопасность жизнедеятельности; инфекционные болезни; эпидемиология; акушерство; педиатрия, стоматологические дисциплины).



3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ)

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у выпускника следующих компетенций:



а) общекультурные (ОК):

способен и готов использовать на практике методы гуманитарных, социальных, экономических, естественно-научных, медико-биологических, и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-I);

способен к пониманию и анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем, основных философских категорий, логически выражает свои мысли (ОК-2);

способность использовать медицинскую терминологию, научно-медицинскую и

парамедицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования, способен грамотно оформить латинскую часть рецепта (ОК-4);

способен сформировать новые личностные качества: критически относится к себе, к своим стереотипам и привычкам, обладает гибким мышлением, способен сотрудничать и вести диалог, критически оценивать информацию, анализировать и синтезировать, быть нравственно ответственным за порученное дело, способен к творческой адаптации в реальной обстановке (ОК-6);

способость к работе с оригинальной литературой по специальности, к письменной и устной коммуникации на государственном и иностранном языках, к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания; способность к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, восприятию инноваций, к критическому восприятию информации (ОК-7);

способность к аргументации, ведению дискуссии, к социальному взаимодействию с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами; к толерантности, уважению и принятию Другого; к социальной мобильности (ОК-8);

способность к кооперации с коллегами и работе в коллективе, организовать работу исполнителей, принимать оптимальные управленческие решения (ОК-9);

способность к обучению пациентов правилам медицинского поведения путем использования различных форм и методов обучения, современных информационно-образовательных технологий (ОК-10);

способность осуществлять свою деятельность в различных сферах обществен-ной жизни с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм; соблюдать правила врачебной этики и деонтологии, законы и нормативные акты по работе с конфиденциальной информацией (ОК-11);

способен грамотно использовать в профессиональной деятельности компьютерную технику, медико-техническую аппаратуру, готов применять современные информационные технологии для решения профессиональных задач (ОК-12).



б) профессиональные (ПК):

общепрофессиональные:

способен и готов:

- провести общеклиническое обследование больного и оформить историю болезни,

- интерпретировать результаты лабораторных и инструментальных методов исследования (ПК-1);

способен и готов использовать алгоритм постановки предварительного диагноза (основного, сопутствующего, осложнений) (ПК-2);

способен и готов:

- применять медицинский инструментарий, медикаментозные средства в лабораторно-диагностических и лечебных целях,

- использовать технику антропометрии, термометрии, измерения АД, подсчета ЧСС и ЧДД, измерения суточного диуреза,

- использовать технику введения воздуховода, промывания желудка, газоотведения из толстой кишки,

- осуществлять уход за больными (ПК-3);

способен и готов применять научные принципы и методы асептики и антисептики во избежание инфицирования при работе, с медицинским инструментарием, медикаментозными средствами в лабораторно-диагностических и профилактических целях (ПК-4);

профилактическая деятельность

способен и готов использовать методы оценки и коррекции естественных природных, социальных и других условий жизни, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней, проводить санитарно-просветительную работу по гигиеническим вопросам (ПК-10);

способен и готов формировать группы риска по стоматологическим заболеваниям с целью их профилактики (ПК-11);

способен и готов к формированию мотивации отдельных лиц, семей и общества в целом по поддержанию стоматологического и общего здоровья (ПК-13);

способен и готов к проведению профилактических мероприятий среди населения, направленных на сохранение структуры твердых и мягких тканей полости рта (ПК-14);

диагностическая деятельность

способен и готов к сбору и записи полного медицинского анамнеза пациента (биологическая, медицинская, психологическая и социальная информация), включая данные о состоянии полости рта (ПК-16);

способен и готов к интерпретации лабораторных, аппаратных и прочих результатов проведенных исследований (ПК- 17);

способен и готов поставить диагноз, с учетом действующей Международной классификацией болезней на основе клинических и лабораторных исследований для пациентов всех возрастов и направлению их к соответствующим специалистам (ПК-18);

способен и готов выполнить основные диагностические мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояниях (ПК-20);

способен и готов анализировать роль социальных и биологических факторов в развитии болезней, понимать патогенез развития болезней, и их влияние на развитие стоматологических заболеваний, оценить функциональные изменения челюстно-лицевого аппарата при различных соматических и инфекционных заболеваниях и патологических процессах (ПК-21);

способен и готов проводить анализ результатов исследований клинико-анатомического, биопсийного, операционного и секционного стоматологического материала (ПК-23);

лечебная деятельность

способен и готов осуществлять алгоритм выбора лекарственной терапии для оказания первой врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях (ПК-24);

способен и готов анализировать действие лекарственных средств по совокупности их фармакологических свойств при лечении различных заболеваний, в том числе стоматологических (ПК-25);

способен и готов к проведению лечения типичных заболеваний слизистой оболочки рта у пациентов различного возраста (ПК-30);



организационно-управленческая деятельность

способен и готов решать вопросы экспертизы трудоспособности пациентов; оформлять текущую документацию, составить этапность диспансерного наблюдения, оценивать качество и эффективность диспансеризации; реализовывать госпитализацию в экстренном порядке; способен использовать формы и методы профилактики стоматологических заболеваний (ПК- 44);



научно-исследовательская деятельность

способен и готов изучать научно-медицинскую и парамедицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК- 46);

способен и готов к освоению современных теоретических и экспериментальных методов исследования в медицине (ПК- 47);

способен и готов к участию в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов научных исследований (ПК- 48);



психолого-педагогическая деятельность

способен и готов к обучению пациентов правилам медицинского поведения; к общению и взаимодействию с обществом, коллективом, семьей, партнерами, пациентами и их родственниками, обучению пациентов гигиене полости рта (ПК- 49).



В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

- этиологию, патогенез, диагностику, лечение и профилактику наиболее часто встречающихся заболеваний кожи, слизистой оболочки полости рта и красной каймы губ;

- клиническую картину, особенности течения и возможные осложнения наиболее распространенных кожных заболеваний, а также заболеваний слизистой оболочки полости рта и красной каймы губ, протекающих в типичной форме;

- основные клинические проявления заболеваний кожи, слизистой оболочки полости рта и красной каймы губ, особенности их диагностики и наблюдения;

- клинические проявления основных заболеваний слизистой оболочки полости рта и красной каймы губ, требующих хирургического лечения; особенности оказания медицинской помощи при неотложных состояниях (отек Квинке, анафилактический шок);

- современные методы клинической, лабораторной и инструментальной диагностики больных дерматологического профиля;

- классификацию и клинические симптомы заболеваний кожи, слизистой оболочки полости рта и красной каймы губ;

- методику оказания помощи при ожогах кожи, слизистой оболочки полости рта и красной каймы губ;

- основные клинические проявления кожных и венерических болезней, ВИЧ-инфекции и инфекций, передающихся половым путем; особенности организации работы с больными ВИЧ-инфекцией;

- особенности клинического течения неодонтогенных воспалительных заболеваний слизистой оболочки полости рта и красной каймы губ;

- специфические инфекционные заболевания (сифилис, туберкулёз) и их клинические проявления в челюстно-лицевой области;

- классификацию, диагностику и методы лечения предраковых заболеваний кожи, слизистой оболочки полости рта и красной каймы губ;

- методы диагностики, лечения и профилактики заболеваний слизистой оболочки полости рта и красной каймы губ.

Уметь:

- использовать методы диагностики, лечения и профилактики заболеваний слизистой оболочки полости рта;

- клинически диагностировать первичные и вторичные морфологические элементы на слизистой оболочке полости рта, кранной кайме губ и коже лица;

- по вторичным морфологическим элементам определить предшествовавшие им первичные морфологические элементы;

- описывать клиническую картину поражения слизистой оболочки полости рта, красной каймы губ и кожи лица;

- оформить амбулаторную историю болезни больного дерматозом с высыпаниями на слизистой оболочке полости рта и красной кайме губ;

- интерпретировать результаты обследования, поставить пациенту предварительный диагноз, наметить объем дополнительных исследований для уточнения диагноза; сформулировать клинический диагноз;

- разработать план лечения с учетом течения болезни, подобрать и назначить лекарственную терапию, использовать методы немедикаментозного лечения, провести реабилитационные мероприятия при заболеваниях кожи, слизистой оболочки полости рта и красной каймы губ;

- формулировать показания к избранному методу лечения с учетом этиотропных и патогенетических средств;

- применять методы асептики и антисептики, медицинский инструментарий при работе с больными сифилисом и ВИЧ-инфекцией;

- проводить профилактику и лечение болезней слизистой оболочки полости рта и красной каймы губ и при необходимости направить пациента к соответствующим специалистам;

- проводить диагностику и лечение с назначением необходимой лекарственной терапии пациента с острыми инфекционными заболеваниями полости рта и при необходимости направлять к соответствующему специалисту.



Владеть:

- клиническими методами обследованиями челюстно-лицевой области;

- интерпретацией результатов лабораторных, инструментальных методов диагностики у пациентов разного возраста;

- алгоритмом постановки предварительного диагноза пациентам и, при необходимости, с последующим направлением их на дополнительное обследование и к врачам-специалистам; алгоритмом постановки развернутого клинического диагноза больным;

- алгоритмом выполнения основных врачебных диагностических и лечебных мероприятий по оказанию первой врачебной помощи при острых заболеваниях кожи и слизистых оболочек.

- мануальными навыками при диагностике заболеваний кожи и слизистых оболочек такими как: постановка кожных проб, выявление псориатических феноменов, оценка изоморфной реакции Кебнера, взятие мазков отпечатков и распознавание акантолитических клеток, выявление симптома Никольского, взятие соскобов для микроскопической диагностики кандидоза, наложение чистого ихтиола на фурункул, определение дермографизма, взятие соскоба на атипичные клетки и их распознавание, осмотр больного под лампой Вуда;

- навыками организации диспансерного наблюдения за пациентами с заболеваниями слизистой оболочки полости рта и красной каймы губ в стоматологическом кабинете ЛПУ;

- проведением санитарно-просветительной работы среди различных групп

населения по профилактике ВИЧ-инфекции и инфекций, передающихся половым путем в челюстно-лицевой области.
4. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Вид учебной работы

Всего часов / зачетных единиц

Семестр

VIII

Аудиторные занятия (всего)

72

72

В том числе:

-




Лекции (Л)

10

10

Практические занятия (ПЗ)

62

62

Самостоятельная работа (всего)

36

36

В том числе:

-




История болезни (написание и защита)

18

18

Реферат (написание и защита)

18

18

Вид промежуточной аттестации

зачет

Общая трудоемкость:

часы 108

зачетные единицы 3,0


5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

5.1. Содержание разделов дисциплины


п/п

Название раздела дисциплины

Содержание раздела

1.

Организация дерматовенерологической помощи в России.

Введение в дерматологию




Типы дерматовенерологических учреждений и их основные задачи. Диспансерное наблюдение за пациентами с кожными и венерическими болезнями.

Основные этапы развития дерматологии

Дерматовенерология как самостоятельная клиническая дисциплина, ее содержание, задачи и методы.

Основные этапы развития дерматологии. Отечественная дерматологическая школа. Роль дерматологов в развитии учения о патологии слизистой оболочки рта и губ.



Анатомия кожи и физиология кожи. Эпидермис. Дерма. Подкожная жировая клетчатка. Кровеносные и. Нервно-рецепторный аппарат. Придатки кожи. Строение слизистой оболочки рта и красной каймы губ.

Физиология и основные функции кожи и слизистой оболочки рта. Связь кожи и слизистой оболочки рта с другими органами и системами. Участие кожи и слизистой оболочки рта в водном, минеральном, белковом, углеводном, витаминном, ферментном и жировом обмене. Защитная, терморегуляционная, выделительная, резорбционная, дыхательная функции кожи. Кожа - орган чувств.



Гигиена кожи. Основные патологические процессы, проходящие в коже и полости рта. Острое и хроническое воспаление. Акантолиз, акантоз, гранулез, гиперкератоз, папилломатоз, паракератоз, спонгиоз, баллонирующая дегенерация.

Принципы диагностики кожных болезней. Морфологические элементы кожных сыпей (первичные и вторичные) их клинические особенности при локализации на губах и слизистой оболочке рта.

Этиология и патогенез кожных болезней. Роль экзогенных, эндогенных, социальных факторов в возникновении и развитии дерматозов. Роль генетических факторов, патологии нервной системы, иммунологических нарушений, заболеваний внутренних органов и др. в патогенезе дерматозов. Общие принципы лечения и диспансеризации больных хроническими дерматозами. Вопросы деонтологии. Методика обследования больных дерматозами, в том числе с локализацией высыпаний на слизистой оболочке рта.

2.

Дерматология
ДЕРМАТИТЫ И ТОКСИКОДЕРМИИ.
Дерматиты. Этиология, патогенез, классификация (простые и аллергические). Особенности течения и диагностики дерматитов, контактных хейлитов и стоматитов. Значение кожных проб в диагностике аллергических дерматитов. Принципы лечения. Оказание первой помощи. Профилактика.

Токсикодермии. Этиология, патогенез. Этиологическая классификация. Генерализованные и фиксированные токсикодермии. Клинические формы генерализованных токсикодермий: коревидные, скарлатинозные сыпи, крапивница, лихеноидные реакции, синдром Лайела и др. Клиника и течение токсикодермий на слизистой оболочке рта и губах, дифференциальная диагностика с пузырными дерматозами, герпесом и многоформной экссудативной эритемой. Диагностическое значение лабораторных тестов. Прогноз. Принципы лечения. Оказание первой помощи. Профилактика.

ЭКЗЕМА. Этиология и патогенез. Классификация экземы: этиологическая (истинная, микробная, себорейная, профессиональная) и по течению заболевания (острая, хроническая). Клиника острой и хронической экземы. Экзема губ, её дифференциальный диагноз с атопическим хейлитом. Принципы лечения экземы. Седативные, антигистаминные и десенсибилизирующие средства. Принципы наружной терапии — примочки, пасты, мази.

КРАСНЫЙ ПЛОСКИЙ ЛИШАЙ. Патогенез, состояние челюстно-лицевой системы и патологии желудочно-кишечного тракта в возникновении красного плоского лишая на слизистой оболочке рта. Типичная, экссудативно-гиперемическая, эрозивно-язвенная и пузырная формы на слизистой оболочке рта и губах. Патоморфология. Дифференциальный диагноз высыпаний на слизистой оболочке полости рта. Лечение. Седативные, антигистаминные, десенсибилизирующие препараты, кортикостероидные гормоны. Особенности лечения при локализации на слизистой оболочке рта, и роль санации зубочелюстной системы и лечения фоновых заболеваний. Тактика ортопедического лечения. Профилактика, дифференциальная диагностика на слизистой оболочке рта лейкоплакии, красной волчанки и др. заболеваний.

МНОГОФОРМНАЯ ЭКССУДАТИВНАЯ ЭРИТЕМА. Этиология и патогенез. Роль фокальной и герпетической инфекции висцеральной патологии, охлаждения, повышенной чувствительности организма к различным медикаментам, вакцинам и сывороткам, продуктам и др. Значение приобретенного иммунодефицита в патогенезе заболевания. Клинические формы: инфекционно-аллергическая или идиопатическая и токсикоаллергическая или симптоматическая. Клиника и течение. Синдром Стивенса-Джонсона, как тяжелая разновидность экссудативной эритемы. Дифференциальный диагноз высыпаний на слизистой оболочке рта с пузырчаткой, буллезным пемфигоидом, герпетическим стоматитом сифилитическими папулами. Лечение: санация организма в целях ликвидации фокальной инфекции. Этакридин-лактат, иммуномодуляторы (декарис, миелопид, ликопид, нуклеинат натрия, диуцифион), кортикостероиды, местно – хемитрипсин, полоскания растворами борной кислоты (2%), этакридин-лактата, фурацилина и др. Прогноз. Профилактика: санация организма, закаливание, повторные курсы иммуноглобулина, 2-х месячные курсы лечения декарисом.

ХЕЙЛИТЫ.

Собственно хейлиты Эксфолиативный хейлит. Патогенез - эксфолиативный хейлит как психосоматическое заболевание. Клиника и течение сухой и экссудативной форм. Патоморфология. Дифференциальная диагностика экссудативной формы с экссудативной формой актинического хейлита, абразивным преканкрозным хейлитом Манганотти, эрозивно-язвенной формой красной волчанки и обыкновенной пузырчаткой. Дифференциаль­ная диагностика сухой формы заболевания с атопическим, метеорологи­ческим и аллергическим хейлитами. Лечение прогноз Профилактика.


Гландулярный хейлит. Первичный и вторичный. Гетеротопия, гиперплазия, гиперфункция слюнных желез как причина первичного гландулярного хейлита. Роль хронических воспалительных заболеваний губ (красный плоский лишай, красная волчанка и др.) в развитии вторичного гландулярного хейлита. Клиника гландулярного хейлита. Лечение. Прогноз. Профилактика.

Метеорологический хейлит. Роль неблагоприятных метеорологических факторов (повышенная или пониженная влажность, запыленность воздуха, ветер, холод, солнечная радиация) в этиопатогенезе заболевания. Клиника. Дифференциальная диагностика с контактным аллергическим хейлитом и сухой формой актинического хейлита. Осложнения. Лечение, профилактика.

Актинический хейлит. Роль сенсибилизации к солнечному свету, патологии желудочно-кишечного тракта и гепатобилиарной системы в патогенезе хейлита. Клиника экссудативной и сухой форм. Дифференциальная диагностика. Прогноз. Лечение. Профилактика.

Симптоматические хейлиты. Атопический хейлит, экзема губ, простой и аллергический контактные хейлиты как вариант локализации на губах соответственно атопического дерматита, экземы, простого и аллергического дерматитов. Атопический хейлит: патогенез, клиника, дифференциальная диагностика, принципы лечения и профилактики рецидивов.

Синдром Мелькерсона-Розенталя. Этиология и патогенез. Роль наследственности и инфекционной аллергии в развитии заболевания. Клиника, течение, патоморфология. Дифференциальная диагностика с отеком Квинке и элефантиазом в результате рецидивирующего рожистого воспаления губы. Лечение. Прогноз. Профилактика.

Хроническая трещина губы. Этиология и патогенез. Роль индивидуальных особенностей анатомического строения нижней губы, хронической травмы и гиповитаминоза в развитии заболевания. Клиника. Прогноз. Лечение. Вторичная профилактика.


ПСОРИАЗ. Этиология и патогенез, роль, генетической предрасположенности, стресса, фокальной инфекции.


Вульгарный псориаз: клиника, излюбленная локализация, диагностическое значение триады псориатических симптомов: стадии заболевания и значение изоморфной реакции, понятие об артропатическом псориазе и псориатической эритродермии; клиническая картина вульгарного и пустулезного псориаза при локализации процесса на слизистой оболочке рта и губах. Принципы лечения.

ПРЕДРАКОВЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ГУБ И СЛИЗИСТОЙ ОБОЛОЧКИ РТА. Факторы, предрасполагающие к развитию предраковых изменений красной каймы губ и слизистой оболочки полости рта: наследственность, внешние влияния (лучевая, в том числе солнечная радиация, травма, гальванический ток, курение, недостаток витамина А, алиментарный фактор), роль возраста и пола, состояния желудочно-кишечного тракта. Классификация предраков на облигатные и факультативные. Клиническая и патоморфологическая характеристика болезни Боуэна, бородавчатого предрака красной каймы, абразивного преканкрозного хейлита Манганотти ограниченного предракового гиперкератоза красной каймы, лейкоплакии, кожного рога, кератоакантомы. Признаки озлокачествления предраковых заболеваний. Взятие соскоба на атипичные клетки и их распознавание. Прогноз Лечение: устранение травмирующих факторов, лечение фоновых заболеваний, прекращение курения, приема алкоголя, витамины А, В6, хирургическое удаление или криодеструкция, лазеротерапия. Тактика ортопедического лечения. Профилактика: борьба со старением организма, витамины А, В6. Регулярная санация полости рта, своевременное протезирование, отказ от курения, алкоголя, острой и пряной пищи. Предупреждение и лечение различных изменений желудочно-кишечного тракта. Исключение разнородных металлов при протезировании.


КРАСНАЯ ВОЛЧАНКА. Этиология и патогенез: роль аутоиммунных реакций, о патогенезе красной волчанки, а также роль экзо и эндогенных факторов, провоцирующих заболевание. Классификация: (острая или системная и хроническая). Клиника.

Хроническая красная волчанка. Клинические формы красной волчанки на губах (типичная, без клинически выраженной атрофии и гиперкератоза, эрозивно-язвенная, глубокая) и слизистой оболочки рта (типичная, экссудативно-гиперемическая, эрозивно-язвенная), их клиническая картина, диагностика, течение, прогноз. Лечение: принципы лечения в дерматологических учреждениях, санация организма, в частности полости рта, синтетические противомалярийные препараты, иммуномодуляторы, кортикостероиды: кортикостероидные и фотозащитные мази. Профилактика рецидивов.


Острая красная волчанка: клиника высыпаний на слизистой оболочке рта, течение, прогноз.

ПУЗЫРЧАТКА. Клиника и течение вульгарной пузырчатки, особенности клинической картины на слизистой оболочке рта и губах. Патоморфология. Ответственность стоматолога в ранней диагностике пузырчатки. Симптом Никольского, взятие мазков-отпечатков и распознавание в них акантолитических клеток. Поражение слизистой оболочки при буллезном пемфигоиде и пузырчатке глаз, пузырно-сосудистом синдроме и климактерическом гингивите. Понятие об иммунофлюоресцентной диагностике пузырных заболеваний. Дифференциальная диагностика пузырчатки с буллезным пемфигоидом, пузырчаткой глаз, многоформной экссудативной эритемой герпетическим стоматитом, эрозивно-язвенным красным плоским лишаем. Прогноз. Принципы лечения пузырчатки кортикостероидами и цитостатиками: санация полости рта и рациональное протезирование как факторы, способствующие быстрому разрешению процесса на слизистой оболочке рта. Тактика ортопедического лечения.


КРАПИВНИЦА, ОТЕК КВИНКЕ. Этиология и патогенез: роль экзогенных факторов (механические физические, химические, роль пищевых факторов и лекарств) и эндогенных факторов (патология гепатобиллиарной системы, желудочно-кишечного тракта, глистные инвазии, фокальные инфекции) в развитии крапивницы. Клиника крапивницы, отека Квинке: особенности при локализации отека в области задней трети языка и гортани. Оказание первой помощи: введение адреналина, внутривенное введение кортикостероидов, антигистаминные препараты и др. Профилактика.

3

Инфекционные

и паразитарные болезни



ПИОДЕРМИИ. Этиология и патогенез: ведущая роль стафилококковой и стрептококковой инфекции, возможность смешанной инфекции; значение экзогенных (микротравма, загрязнение кожи, переохлаждение и перегревание и др.) и эндогенных (сахарный диабет, гиповитаминозы, нарушения иммунного статуса, прием иммунодепрессантов и др.) факторов. Классификация по этиологии и глубине поражения. Клиника и течение поверхностных (фолликулит, сикоз) и глубоких (фурункул) стафилодермий, поверхностных (стрептококковое импетиго, заеда, околоногтевая фликтена) стрептодермий и смешанных стрептостафилодермий (вульгарное импетиго, шанкриформная пиодермия). Первая врачебная помощь больным с указанными формами пиодермии: антибиотики, сульфаниламиды, наружно спиртовые растворы анилиновых красок, чистый ихтиол. Опасность фурункулов при локализации на лице и шее, тактика ведения таких больных. Профилактика пиодермии на производстве и в быту. Лечение: Антибиотикотерапия, иммуномодуляторы, наружная терапия (пасты с антибиотиками, анилиновые красители, фуцидин)

КАНДИДОЗ. Этиология. Роль дентальной патологии, нарушений иммунного статуса, гиповитаминоза, эндокринной патологии, длительного приема антибиотиков, цитостатиков и кортикостероидов в патогенезе кандидоза. Клиника молочницы и кандидозных заед. Дифференциальный диагноз с лейкоплакией, красным плоским лишаем, сифилитическими папулами, пиодермией. Представление о кандидозных паронихии и онихии, межпальцевой эрозии. Лабораторная диагностика. Лечение. Санация полости рта, лечение фоновых заболеваний, витамины группы В, иммуностимуляторы, флюконазол, анилиновые красители, низорал, противогрибковые мази. Прогноз.Кандидоз, как один из маркеров СПИДа. Профилактика: лечение фоновых заболеваний, санация полости рта, рациональный прием антибиотиков, кортикостероидов и иммунодепрессантов

КЕРАТОМИКОЗЫ, ДЕРМАТОМИКОЗЫ. Отрубивидный лишай, Эпидемиология микроспории и трихофитии. Клиника микроспории, поверхностной и инфильтративно-нагноительной трихофитии. Диагностика, значение люминесцентного метода. Принципы лечения в микологическом отделении КВД. Принципы профилактики. Микозы стоп. Цель: иметь представление о клинике и профилактике. Эпидемиология. Основные клинические симптомы эпидермофитии и рубромикоза стоп и кистей. Понятие об эпидермофитии стоп. Лечение: системные и местные противогрибковые препараты: ламизил, орунгал, низорал, лоцерил, батрафен Принципы профилактики и работа микологических кабинетов.

ЧЕСОТКА. Цель: иметь представление о клинике чесотки, принципах лечения и профилактики. Эпидемиология. Клиника и принципы диагностики чесотки. Методы лечения и профилактики заболевания. 20% бензил-бензоат, 33% серная мазь, метод Демьяновича, Спрегаль.

ПРОСТОЙ ГЕРПЕС. Этиология. Роль охлаждения, простудных заболеваний, других заболеваний, вызывающих иммунодифицитное состояние в патогенезе заболевания. Клиническая картина, понятие о рецидивирующем герпесе. Дифференциальная диагностика герпеса при локализации на губах и слизистой оболочке полости рта с пузырными дерматозами, сифилитическими папулами, афтозным стоматитом. Лечение рецидивирующего герпеса: ацикловир, валтрекс, фамвир, препараты интерферона, дезоксирибонуклеаза, аскорбиновая кислота, анилиновые красители, иммунотропное лечение. Прогноз. Профилактика рецидивов: закаливание организма, иммуномодуляторы.

ОПОЯСЫВАЮЩИЙ ГЕРПЕС. Этиология. Клинические симптомы, предшествующие высыпаниям. Клиника процесса при локализации высыпаний на слизистой оболочке рта и лице, течение. Постгерпетические боли, которые могут симулировать боли, связанные с дентальной патологией. Прогноз. Принципы лечения: ацикловир, валтрекс, интерферон, иммуномодуляторы

ПАПИЛЛОМАВИРУСНАЯ ИНФЕКЦИЯ. Этиология. Клиническая картина. Принципы лечения: Криодеструкция, диатермокоагуляция, лазеродеструкция.


4

Венерология

СИФИЛИС. Возбудитель. Общее течение, периодизация сифилиса. Классификация сифилиса. Инкубационный период. Первичный период сифилиса. Клинические проявления. Особенности клинической картины твердого шанкра в области губ, языка, десен, миндалин, переходных складок слизистой оболочки рта и их дифференциальная диагностика. Вторичный период сифилиса, клиника и течение. Клинические особенности пятнистого и папулезного сифилидов на слизистой оболочке рта и их дифференциальная диагностика. Рауседо. Третичный период сифилиса (активный, скрытый). Гуммозный глоссит, гуммы в области черепа и лицевого скелета. Клиника, течение, исход. Клинические особенности бугоркового и гуммозного сифилидов на слизистых оболочках и их дифференциальная диагностика. Поражение костей, суставов, внутренних органов и нервной системы. Врожденный сифилис. Пути передачи инфекции потомству. Представление о клинике и течении раннего врожденного сифилиса. Клиника позднего врожденного сифилиса. Триада Гетчинсона: зубы Гетчинсона, паренхиматозный кератит, неврит слуховых нервов, вероятные признаки позднего врожденного сифилиса (кисетообразный рот первые моляры и клыки, околоротовые рубцы и др.), Лабораторная диагностика сифилиса: бактериоскопическая и серологическая. Лечение сифилиса Основные принципы и современные методы лечения. Профилактика сифилиса

Гонорея. Возбудитель, его биологические свойства, пути заражения, инкубационный период. Методы этиологической (бактериоскопический, бактериологический, интрадермальный тест, серологическая диагностика - реакция Борде-Жангу, экспресс-диагностика) и топической диагностики (двухстаканная проба и уретроскопия при хроническом течении). Классификация: свежая (острая, подострая, торпидная) и хроническая гонорея. Клиника гонорейного уретрита в зависимости от остроты процесса и его топики. (Гонорея - болезнь, но не диагноз). Профилактика (общественная и личная).

ТРИХОМОНИАЗ. Возбудитель, пути заражения, инкубационный период, лабораторная диагностика и топическая. Клиника, принципы лечения, препараты (метронидазол, тиберал, солкотриховак и др.). Общественная и личная профилактика.

ХЛАМИДИОЗ. Возбудитель, его свойства. Распространенность, пути заражения, инкубационный период. Клиника хламидийного уретрита, конъюнктивита, артрита (болезнь Рейтера). Методы диагностики (бактериоскопический, бактериологический, иммунофлюоресцентный и др.). Принципы лечения: антибиотики (азитромицин, эритромицин, доксициклин и др.) и иммунотропные препараты (полиоксидоний, иммуомакс и др.). Клинико-лабораторный контроль. Профилактика общественная и личная.

ВИЧ-ИНФЕКЦИЯ. Распространенность. Возбудитель, особенности его биологических свойств, клетки-мишени в организме человека. Доказанные пути заражения, группы риска. Течение ВИЧ-инфекции, инкубационный период, стадия первичных проявлений, стадия вторичных проявлений, терминальная стадия - СПИД.



Заболевания кожи и слизистых оболочек как возможные маркеры ВИЧ-инфекции: саркома Капоши, себорейный дерматит, кандидоз, простой герпес и опоясывающий, остроконечные кондиломы, контагиозный моллюск, волосатая лейкоплакия языка. Особенности течения этих заболеваний, указывающие на целесообразность обследования больных на ВИЧ-инфекцию (возраст, локализация, резистентность к проводимой терапии, склонность к более быстрому изъявлению в очагах поражения при некоторых из них саркома Капоши, кандидоз). Лабораторная диагностика. Профилактика.

5

Косметология

КОСМЕТОЛОГИЯ ДЛЯ СТОМАТОЛОГОВ. Методы диагностики состояния кожи лица, красной каймы губ и слизистой оболочки полости рта. Коррекция врождённых и приобретённых морфо-функциональных нарушений в составе покровных тканей лица, применение многокомпонентных факторов воздействия на ткани (лекарственные, физиотерапевтические, хирургические, биотканевые и другие технологии). Возрастные изменения кожи челюстно-лицевой области и красной каймы губ. Патогенез старения кожи. Факторы, влияющие на процесс старения кожи. Методы коррекции возрастных изменений в челюстно-лицевой зоне: наружные средства гигиенического, лечебно-профилактического и космецевтического характера; физиотерапевтические, инъекционные и хирургические методы. Показания и противопоказания к их проведению. Осложнения и дефекты кожи челюстно-лицевой зоны после косметологических манипуляций. Осуществление реабилитационных мероприятий после хирургического, химиотерапевтического, лучевого, медикаментозного воздействия. Основы медицинского макияжа.

5.2. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

п/п

Название

обеспечиваемых

(последующих)

дисциплин

№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

1.

Инфекционные болезни







+

+

2.

Эпидемиология







+

+

3.

Стоматология терапевтическая

+

+

+

+

4.

Стоматология пропедевтическая

+

+

+

+


5.3. Разделы дисциплин и виды занятий

п/п

Название раздела дисциплины

Л

ПЗ

СРС

Всего часов

1.

Введение в дерматологию

1

4

2,5

7,5

2.

Дерматология

4

24

14

42

3.

Инфекционные и паразитарные болезни

1

15

8

24

4.

Венерология

4

16

10

30

5.

Косметология

-

3

1,5

4,5


5.4. Лекции

п/п

Название тем лекций дисциплины

Объем по семестрам

VIII

1

Принципы диагностики кожных заболеваний

1

2

Красный плоский лишай

1

3

Пузырные заболевания. Многоформная экссудативная эритема

1

4

Хейлиты.

1

5

Предраковые заболевания губ и слизистой оболочки рта.

1

6

Кандидоз слизистых оболочек.

1

7

Введение в венерологию. Течение сифилиса.

1

8

Проявления сифилиса на губах и слизистой оболочке рта.

1

9

Поздний врожденный сифилис. Серодиагностика сифилиса. Оценка результатов серологического исследования на сифилис.

1

10

Проявления СПИДа на слизистой оболочке рта.

1


5.5. Практические занятия

п/п

Название тем практических занятий дисциплины и формы контроля

Объем по семестрам

VIII

1

Анатомия, гистология и физиология кожи. Принципы диагностики кожных болезней (первичные и вторичные морфологические элементы сыпи).

4

2.

Простые и аллергические дерматиты (стоматиты). Токсидермии. Экзема.

3

3.

Красный плоский лишай. Псориаз.

4

4.

Пузырные заболевания (пузырчатка, болезни группы пемфигоида, многоформная экссудативная эритема).

4

5.

Хейлиты. Синдром Мелькерсона-Розенталя.

4

6.

Крапивница. Отек Квинке.

3

7.

Красная волчанка. Предраковые заболевания красной каймы губ и слизистой оболочки полости рта.

4

8.

Косметология для стоматологов

3

9.

Решение ситуационных задач. Изучение практических навыков. Демонстрация больных.

7

10.

Пиодермии. Чесотка.

4

11.

Введение в микологию. Кандидоз.

4

12.

Вирусные заболевания кожи и слизистых оболочек.

4

13.

Этиология и патогенез сифилиса. Течение сифилиса. Сифилис первичный

6

14.

Сифилис вторичный.

4

15.

Сифилис третичный и врожденный. Лабораторная диагностика сифилиса.

4


5.6. Лабораторные работы не предусмотрены.
5.7. Семинары не предусмотрены.
5.8. Самостоятельная работа

Самостоятельная работа

Всего

Семестры

VIII




36

36

В том числе:







История болезни (написание и защита)

18

18

Реферат (написание и защита).

18

18

6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

1. К первичным элементам относят

1) пятно, папула, бугорок +

2) рубец, эрозия, трещина

3) вегетация, язва, пузырь

4) лихенизация, корка, чешуйки

5) пигментация, атрофия, волдырь


2. в классификации плоского лишая на слизистой оболочке полости рта выделяют следующие клинические формы

1) типичная, атипичная, буллезная, эксудативно-гиперемичекая, эрозивно-язвенная +

2) атрофическая, пигментная, бородавчатая, узелковая

3) каплевидная, эритродермическая, пустулезная

4) дисгидротическая, истинная, микробная, себорейная

5) пигментная, солнечная, холодовая


3. клиническим признаком контактного аллергического стоматита является

1) возникновение высыпаний после воздействия облигатного раздражителя

2) четкие очертания патологического очага в месте воздействия раздражителя

3) появление патологических изменений сразу же после воздействия раздражителя

4) появление патологического очага, с нечеткими границами, после повторных контактов с факультативным раздражителем +

5) зависимость клинических проявлений от силы и времени воздействия раздражителя


4. При поздозрении у больного вульгарной пузырчатки врач стоматолог должен

1) отправить пациента на исследование иммунного статуса

2) немедленно назначить глюкокортикостероиды

3) проверить симптом Никольского и взять мазок-отпечаток со дна эрозии +

4) поставить кожные аллерогопробы

5) взять материал со слизистой на посев с подбором чувствительности к антибиотикам


5. Признак, характерный для твердого шанкра

  1. язва мягкая

  2. гнойное отделяемое

  3. безболезненная эрозия или язва с плотным инфильтратом в основании +

  4. выраженное воспаление

  5. язва болезненная

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

Задача № 1

К Вам обратилась пациентка 49 лет.



Жалобы: на болезненность в области слизистой щек, особенно при приеме горячей и грубой пищи.

Анамнез: стало известно, что в возрасте 38 лет была произведена экстирпация матки, имеется фиброзно-кистозная мастопатия, хронический гастрит и гипертоническая болезнь 2 степени. Страдает данными проявлениями на слизистой оболочке полости рта больше года. Лечилась местными средствами без эффекта.

Status praesens: на слизистой щек имеются обширные эрозии неправильной формы ярко-красного цвета, расположенные на эритематозном фоне. Вокруг эрозий имеются белого цвета высыпания в виде точек, полосок, дуг, которые не снимаются при поскабливании шпателем.

Вопросы и задания:

1.Ваш предварительный диагноз?

2.Какой первичный элемент при этом заболевании?

3.С какими заболеваниями надо дифференцировать данные проявления у пациентки?

4.В чем сходство и различие этих заболеваний?

5.Назначьте лечение.



Задача № 2

К врачу обратилась больная 30 лет.



Жалобы: на болезненные высыпания на слизистой оболочке полости рта.

Анамнез: высыпания возникают периодически, преимущественно в осеннее - весенний период. Появлению этих высыпаний предшествует повышение температуры до 38°, сильные головные боли, озноб. Длительность существования проявлений на слизистой оболочке полости рта около 20 дней. Известно, что больная страдала в детстве частыми ангинами.

Status praesens: слизистая оболочка полости рта ярко гиперемированна, на этом фоне имеются обширные эрозии, прикрытые плотным фибринозным налетом, при снятии которого возникает кровоточивость. На красной кайме нижней губы имеются массивные геморрагические корки.

Вопросы и задания:

1. Ваш предварительный диагноз.

2. Какой первичный элемент при данном заболевании?

3. Какие исследования надо провести для постановки диагноза?

4. С какими заболеваниями надо дифференцировать данные проявления?

5. Назначьте лечение и дайте рекомендации пациентке.


Задача № 3

К врачу обратился больной 53 лет.



Жалобы: на появление эрозий на слизистой оболочке полости рта, болезненность при приеме пищи.

Анамнез: Считает себя больным в течение месяца, когда начала беспокоить болезненность при глотании. Лечился местно у отоларинголога без эффекта. Затем процесс распространился на слизистую оболочку полости рта. С данными проявлениями пациент обращался к врачу-стоматологу, где был поставлен диагноз стоматита и назначено местное лечение, но также без эффекта.

Status praesens: на слизистой оболочке полости рта на фоне неизмененной слизистой имеются эрозии ярко-красного цвета различной величины и очертаний, прикрытые покрышкой спавшегося пузыря. Симптом Никольского резко положительный.

Вопросы и задания:

1.Ваш предварительный диагноз.

2. Какой первичный элемент при этом заболевании?

3.Какие исследования надо провести для постановки диагноза?

4.С какими заболеваниями надо провести дифференциальную диагностику?

5. В чем их сходство и в чем различие между ними?


Задача № 4

Обратился мужчина 50 лет.



Жалобы: на высыпания в полости рта.

Анамнез: Больной по поводу плоской лейкоплакии слизистой оболочки щеки получал лечение витаминами А и группы В, аппликациями масла шиповника. Лечение эффекта не дало. Больной много курит.

Вопросы и задания:

1. Опишите клиническую характеристику данной патологии.

2. Какие еще клинические формы этого заболевания выделяют?

3. Какие дополнительные методы обследования необходимо использовать в данном случае?

4. Назначьте план лечения.

5. Дайте пациенту профилактические рекомендации.

.

Задача №5

К врачу стоматологу обратилась женщина 35лет.



Жалобы: на возникновение правосторонней заеды, которая долго не проходит.

Анамнез: Считает себя больной в течение 2-х недель, когда в углу рта справа появилась безболезненная трещина. Лечилась местно мазями «Радевит» и «Актовегин» без эффекта.

Status praesens: При осмотре в правом углу рта имеется неглубокая трещина мясо-красного цвета без воспалительной реакции вокруг. При открывании рта трещина приобретает вид эрозии овальных очертаний. В основании определяется плотно-эластичный инфильтрат. Подчелюстные лимфатические узлы справа увеличены, плотноэластической консистенции, при пальпации безболезненны.

Вопросы и задания:

1. Ваш предварительный диагноз.

2. Какие симптомы характерны для данного заболевания?

3. Какие лабораторные исследования надо провести для постановки диагноза?

4. С какими заболеваниями надо дифференцировать данные проявления у пациентки?

5. В чем сходство и в чем отличие этих заболеваний?




ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

1.Роль экзогенных, эндогенных, социальных факторов в возникновении и развитии заболеваний слизистой оболочки полости рта.

2.Роль генетических факторов, патологии нервной системы, иммунологических нарушений, заболеваний внутренних органов в патогенезе заболеваний слизистой оболочки полости рта.

3.Роль патологии зубочелюстной системы в развитии плоского лишая.

4.Роль фокальной и герпетической инфекции в патогенезе многоформной экссудативной эритемы.

5.Дифференциальная диагностика хейлитов.

6.Роль наследственности и инфекционной аллергии в развитии синдрома Мелькерсона-Розенталя.

7.Симптоматические хейлиты, как проявление кожных заболеваний.

8.Роль индивидуальных особенностей анатомического строения нижней губы, хронической травмы и гиповитаминоза в развитии хронической трещины губы.

9.Факторы, предрасполагающие к развитию предраковых изменений красной каймы губ и слизистой оболочки полости рта.

10.Дифференциальная диагностика пузырных заболеваний в полости рта.

11.Поражения слизистых оболочек полости рта при сифилисе.



7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

а) основная литература

1. «Дерматовенерология» учебник под ред. Соколовского Е.В. М. ACADEMA 2005г.

2. Цветкова Л.А., Арутюнов С.Д., Петрова Л.В., Перламутров Ю.Н. Заболевания слизистой оболочки рта и губ. М. «Медпресс-информ» 2005

3. Скрипкин Ю.К., Кубанова А.А., Акимов В.Г. Кожные и венерические болезни Москва «Гэотар-Медиа» 2009г.



б) дополнительная литература (учебные пособия, словари справочная литература):

1. «Атлас заболеваний полости рта» Роберт П. Лангле, Крэйг С. Миллер. М., «ГЭОТАР-Медиа» 2008, 224 с.

2. «Лечение заболеваний слизистой оболочки полости рта» (руководство для врачей) М., МИА 2006.

3. «Клиника и дифференциальная диагностика поражений слизистой полости рта и красной каймы губ при сифилисе» (учебно-методическое пособие) Трофимова И.Б., Глебова Л.И., Василенко Т.И., Голоусенко И.Ю. 2008

4. "Клинические формы герпеса кожи и слизистых оболочек" (учебно-методическое пособие) Каримова И.М. 2008 г.

в) программное обеспечение:

программ – контроль тестовых заданий, контрольных и лабораторных работ.


г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

Электронная информационно-образовательная система "Консультант-врача"

www.geotar/ru


www.medlit.ru

www.WebMedInfo.ru



8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ:

Отделения клиник (световые микроскопы, шпатели, предметные стекла, одноразовые скальпели, лампы Вуда), лекционный зал, учебные аудитории, оснащенные посадочными местами, столами, доской, мелом.

Мультимедийный комплекс (ноутбук, проектор, экран), телевизор, видеокамера, видеомагнитофон, ПК, видео- и DVD проигрыватели, мониторы, учебные фантомы.

9. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ:

Обучение складывается из аудиторных занятий (72 ч.) и самостоятельной работы (36ч.). Основное учебное время выделяется на практическую работу по приёму больных. Работа с учебной литературой рассматривается как вид учебной работы по дисциплине и выполняется в пределах часов, отводимых на её изучение. Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам кафедры и ВУЗа.



    В соответствии с требованиями ФГОС ВПО необходимо широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерные симуляции, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций и т.д.). Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах должен составлять не менее 10% аудиторных занятий.

Работа студента в группе формирует чувство коллективизма и коммуникабельность.

Самостоятельная работа с пациентами способствует формированию деонтологического поведения, аккуратности, дисциплинированности.

Для успешного и плодотворного обучения и освоения студентами программы по дерматовенерологии отдается предпочтение индивидуальной работе студента. На это отводится три четверти времени практического занятия. Для этого разработана и применяется поэтапная схема проведения практического занятия. Прежде всего, оценивается исходный уровень знаний каждого студента группы с помощью тестов. После чего с помощью наглядных пособий (цветные фотографии, слайды) проводится разбор клиники и течения заболевания по данной теме. На следующем этапе обучения каждому студенту предлагается поставить диагноз по цветной фотографии или слайду больного, а затем — фотозадача с описанием легенды. В этом задании он должен описать локальный статус, поставить предположительный диагноз, провести дифференциальный диагноз, при необходимости предложить дополнительные методы обследования, сформулировать полный окончательный диагноз с его обоснованием и составить план лечения, так же с его обоснованием предложить меры профилактики. Проводится демонстрация больных по теме занятия, студенты овладевают умениями, необходимыми для постановки диагноза. При разборе каждой темы проводится решение ситуационных клинических задач и выставляются баллы, что является мотивацией для успешного освоения специальности.

На заключительном этапе студенты пишут тесты, демонстрируют освоение практических навыков. Окончательная оценка - это суммируемые баллы за все занятия плюс баллы за итоговое занятие.

Самостоятельная работа с литературой, написание историй болезни и рефератов, прием пациентов формируют способность анализировать медицинские и социальные проблемы, умение использовать на практике естественно-научные, медико-биологические и клинические науки в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Различные виды учебной работы, включая самостоятельную работу студента, способствуют овладению культурой мышления, способностью в письменной и устной речи логически правильно оформить его результаты; готовностью к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, восприятию инноваций; формируют способность и готовность к самосовершенствованию, самореализации, личностной и предметной рефлексии.



Различные виды учебной деятельности формируют способность в условиях развития науки и практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, умение приобретать новые знания, использовать различные формы обучения, информационно-образовательные технологии.

Разработчики:

Место работы

Занимаемая должность

Инициалы, фамилия

МГМСУ кафедра кожных и венерических болезней

профессор

Ю.Н. Перламутров

МГМСУ кафедра кожных и венерических болезней

доцент

А.М. Соловьев

МГМСУ кафедра кожных и венерических болезней

доцент

О.В. Кандалова

МГМСУ кафедра кожных и венерических болезней

ассистент

А.В. Терещенко


Эксперты:

Место работы

Занимаемая должность

Инициалы, фамилия













База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка