Программа дисциплины для студентов «Практическая психология» Редакция №1 от 05. 09. 2013




Скачати 212.44 Kb.
Дата конвертації18.04.2016
Розмір212.44 Kb.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени ШАКАРИМА г. СЕМЕЙ

Документ СМК 3 уровня

УМКД

УМКД 042-18.1.21/02-2013


УМКД

Программа дисциплины для студентов


«Практическая психология»

Редакция №1 от 05.09.2013














УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ


«Практическая психология»

для студентов 4курса специальности

«Дошкольное обучение и воспитание»

5В010100

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ

Семей

2015

1 РАЗРАБОТАНО


Составитель: ст. преподаватель кафедры педагогической психологии

Ш.Ш.Абишева ________________ «27»августа 2015 г.


2 ОБСУЖДЕНО
2.1 На заседании кафедры педагогической психологии

Протокол от «27»августа 2015 г, № 1

Заведующий кафедрой ______________ к. псх.н.Джумажанова Г.К.

2.2 На заседании учебно-методического бюро педагогического факультета

Протокол от 27»августа 2015 г, № 1

Председатель _________________ Абишева Ш.Ш..

3 УТВЕРЖДЕНО

Одобрено и рекомендовано к изданию на заседании Учебно-методического совета университета

Протокол от «» сентября 2015года, №1

Председатель УМС ___________________-_ д.полит..н. Искакова Г.К.


4 ВВЕДЕНО ВПЕРВЫЕ



Содержание





1

Общие положения

4

2

Содержание дисциплины и распределение часов по видам занятий

5

3

Методические рекомендации по изучению дисциплины

6

4

Формат курса

7

5

Политика курса

7

6

Политика выставления оценок

8

7

Литература

10


1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


    1. Общие сведения о преподавателе и дисциплине

Абишева Шолпан Шакаримовна

Время пребывания на кафедре: по расписанию



1.2Данные о дисциплине

название: «Практическая психология»



2015-2016 уч.г. 7 семестр, количество кредитов3

место проведения: 2 корпус, № 404аудитории в соответствии с расписанием




курс

семестр

кредиты

лекции,

часы


семинары,

часы


СРСП

СРС

всего

форма

конт-


роля

4

7

3

15

30





137

экзамен


Данный курс представляет собой сочетание теоретического


и практического блоков, которые обеспечивают у студентов формирование системных знаний в области психологического консультирования, психологической коррекции.

В процессе изучения дисциплины осуществляется ознакомление с основными практическими приемами психологического консультирования, психокоррекции, а также создание условий для роста профессионального самосознания студентов.



1.3 Основной целью курса Практическая психология является полноценная и разносторонняя подготовка педагогов-дошкольников в области психологического консультирования и коррекции в условиях дошкольной организации.

1.4 Задачи курса:

  1. дать содержательное наполнение понятию «психологическое здоровье», описать факторы риска его нарушения, оптимальные психолого-педагогические условия его становления;

  2. определить уровни психологического здоровья, определяющие форму и содержание психологической поддержки;

  3. рассмотреть специфику психологической поддержки детей дошкольного возраста, описать конкретные психологические технологии;

  4. изучить специфику переживания возрастных кризисов, описать варианты психологической поддержки.

1.5 В результате изучения курса студент должен знать:

Знать:

  • научные и организационные основы проведения профессиональной деятельности практического психолога в детском саду;

  • теоретические основы организации психодиагностики, психологического консультирования дошкольников;

Владеть:

  • методами коррекционной и развивающей работы с детьми дошкольного возраста;

  • навыками педагогического общения, психогигиеной общения и применять их в работе с педагогическим коллективом;

Усвоить:

  • этапы и процедуры процесса консультирования;

  • методику и принципы психологического консультирования в детском саду, семье.

  • содержание психокоррекционной и развивающей и работы детского психолога;

Уметь:

  • использовать методики и техники проведения различных видов профессиональной деятельности детского практического психолога, включая оценку его результатов;

  • создать условия, обеспечивающие результативность психологического консультирования;

  • организовать психологическое консультирование по проблемам, связанным с развитием личности клиента, коммуникативным развитием, межличностным взаимодействием; по проблемам семейного, делового, психолого-педагогического консультирования.

  • изучать возрастные и индивидуально-психологические особенности детей раннего и дошкольного возрастов;

  • оказать различные виды психологической помощи семье.

Понимать:

  • задачи и формы психокоррекции;

  • принципы организации и основные направления коррекционной и развивающей работы с детьми;

Иметь:

  • навыки работы с различными категориями детей;

  • навыки работы с детьми, имеющими потенциальные признаки одаренности;

Приобрести:


1.6 Пререквизиты: общая психология, детская психология

1.7 Постреквизиты: педагогическая психология, дошкольная педагогика, частные методики


  1. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ВИДАМ ЗАНЯТИЙ





Название темы

Часы

Литература

ЛК

СПЗ

СРСП

СРС

1

Понятие о современном психологическом консультировании

1

3







1,3,10

2

Основные этапы и процедуры психологического консультирования

2

3




№1

10ч


3,12,21,22

3

Основные современные направления консультирования

Теории личности в психологической практике






3

№1






3,22

4

Основные этапы и процедуры психологического консультирования

3

2




№2

10ч


3,12,21,22

5

Групповая психотерапия.

Промежуточный рубежный контроль




4

№2






16,17,19,20

6

Общие основы психологической коррекции


3

2




№3

15ч


9,24,25

7

Арттерапия




5

№3



№4

10ч


1,9,24,25

8

Игротерапия





4

№4









9

Психокоррекционная и развивающая работа психолога с детьми дошкольного возраста

Итоговый рубежный контроль

4

4

№5






9,12,24,25


3 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Проработка пройденного лекционного материала является наиболее важным видом самостоятельной работы. Чем глубже и полнее проработан материал, тем легче при выполнении других видов самостоятельной работы. Систематическая, регулярная работа над пройденным лекционным материалом, начиная с первого занятия, является необходимым условием для понимания материалов последующих лекций и усвоения материалов практических и лабораторных занятий.

Рекомендуем подробно изучить лекционный материал, изложенный в данном методическом комплексе и ответить на вопросы по обозначенным темам. Целесообразно материал лекции прорабатывать «по свежей памяти»; работая над конспектом, полезно делать ссылки на литературу (это понадобится при подготовке к экзаменам) и вносить необходимые дополнения, а возможно, и исправления; работа над темой должна продолжаться до полного понимания и запоминания материала; работа над темой завершается разбором примеров и задач, приведенных в учебниках и пособиях, до полного освоения метода их решения; если после работы над темой останутся неясные вопросы, необходимо разобрать их с преподавателем на очередной лекции.

Теоретический материал по вопросам, выносимым на коллоквиум, должен быть еще раз повторен.

Задания СРС выполняются вне аудитории без участия преподавателя. Основная задача СРС (СРСП) - подготовка к семинарским занятиям и лекциям. На семинарское занятие выносятся основные вопросы темы. Тематический план семинарского занятия, перечень основной и дополнительной литературы, методические советы к темам семинарских занятий отвечают на вопросы, что и как надо делать. Внимательно изучив методические советы к темам семинарских занятий, самостоятельно подготовьте ответы на вопросы тематического плана семинарского занятия. В ходе подготовки каждого вопроса кратко, схематично фиксируйте основные положения и тезисы ответа, формулировки, запишите формулы и символы в тетрадь для СРС (СРСП). После завершения подготовки проверьте свои знания при помощи вопросов самопроверки. Вопросы, вызвавшие затруднения при самостоятельной работе, запишите и задайте их преподавателю.

Задания СРС должны выполняться до лекции. На лекциях же знания, полученные самостоятельно, должны углубляться и расширяться.

Однако объем вопросов, выносимых на семинарское занятие, не охватывает полное содержание темы. Поэтому необходима дальнейшая работа студента по углублению и расширению своих знаний, что осуществляется в процессе СРСП. Поэтому на СРСП выносятся дополнительные вопросы, задачи, упражнения и т.д., при помощи которых полностью раскрывается содержание темы.

Составление конспекта является основной из форм закрепления знаний. Составляя конспект, студент самостоятельно усваивает основные понятия, аргументирует, делает выводы, это помогает ему усвоить тему предыдущих занятий. Для выполнения СРС и СРСП студенты должны проработать и законспектировать рекомендованную литературу так, чтобы конспект являлся логически выстроенным и достаточно полным ответом на поставленные вопросы. Выполняя можно пользоваться дополнительной литературой. Ориентировочный объем конспекта – до 3-5 страниц в тетради по СРС.

Реферат является одной из форм самостоятельной работы студентов по изучению содержания курса «Методика преподавания психологии».

Целью выполнения реферата является более глубокое знакомство студентов с некоторыми вопросами, отражающими современные представления в области рассматриваемой дисциплины, а также закрепление навыков работы с психологической литературой. Все это должно способствовать расширению научного кругозора студента, повышению его теоретической подготовки, формированию самостоятельности мышления.

Указание к написанию реферата: реферат должен отражать проблематику выбранной темы.

Структура реферата предполагает наличие следующих частей: оглавление, введение, обоснование актуальности темы, анализ ее разработанности, изложение материалов теоретических исследований по выбранной теме, анализ перспективности дальнейших исследований, заключение и выводы. Желательным при написании реферата является выражение студентом собственного отношения к идеям, изложенным в реферате.


4 ФОРМАТ КУРСА

Решение задачи формирования разнообразных педагогических умений и навыков мы видим в использовании как традиционных в практике преподавания, так и специфических форм и методов работы со студентами, позволяющих активизировать, интенсифицировать учебный процесс, повысить активность студентов на занятиях, дать им возможность овладеть ортологическими, риторическими и др. навыками. Это подготовка и защита рефератов (с их последующим обсуждением), творческие письменные работы, выполнение тестовых заданий, решение педагогических задач, анализ новейшей педагогической литературы, посещение уроков с дальнейшим их обсуждением, разработка вариантов (конспектов) уроков, а также проведение практических занятий в форме пресс-конференций, конференций-отчетов, викторин, брейн-рингов и т.д. Практика показывает, что использование нетрадиционных форм занятий повышает интерес к предмету, оптимизирует инициативу и творчество студентов. Рекомендуются активные формы обучения, связанные с совместным обсуждением и дискуссиями, использованием демонстрационных экспериментов, использование видеоматериалов.




  1. ПОЛИТИКА КУРСА

  1. Основные требования к компонентам курса и его изучению:

  • Студент должен посещать занятия, принимать активное участие в работе группы при выполнении СРСП и на семинарских занятиях.

  • На лекционных занятиях делать записи содержания лекций, внимательно слушать, не нарушая дисциплину.

  • На практическом занятии важно не только выступать, но и внимательно слушать своих сокурсников, оценивать их ответы, вести запись новой информации.

  • Академическая честность при выполнении заданий: плагиат и другие формы нечестной работы не допустимы. К плагиату относится: отсутствие при выполнении докладов, рефератов ссылок на использованные печатные и электронные материалы, цитаты, мысли других авторов.

  • Сдавать выполненные задания в срок.

  • Изучать основную и дополнительную литературу, постоянно готовиться к занятиям.

  • Не допустимы подсказывания, списывания во время самостоятельных работ, тестов, экзаменов, устных ответов.

  1. Правила поведения на занятиях:

  • Не опаздывать, в аудиторию входить до звонка.

  • Верхнюю одежду сдавать в гардероб.

  • На столе должны находиться материалы необходимые на занятии (сумки со столов убирать).

  • Не разговаривать во время занятий, не читать газету, не разгадывать кроссворды.

  • Отключать мобильные телефоны.

  • Не жевать резинку.

  • На занятия приходить в деловой одежде.

  • Не перебивать преподавателя и своих сокурсников в ходе беседы или при чтении лекции.

  • При возникающих вопросах поднимать руку, или обращаться после слов: «Вопросы…».

  • Во время занятия отпрашиваться и выходить из аудитории не разрешается.

- Отсутствие на экзамене не допускается
6 ПОЛИТИКА ВЫСТАВЛЕНИЯ ОЦЕНОК
Распределение баллов по видам контроля


Вид контроля

%

Баллы

Всего баллов

100

300

Посещение и подготовка к аудиторным занятиям – эти баллы не вносятся в электронный журнал, преподаватель отмечает только факт отсутствия обучающегося на занятиях

10

30

Проверка знаний на практических (семинарских) и лабораторных занятиях – устный, письменный, комбинированный опрос, тест-контроль, дискуссия и др.

25-35

75-105

Работа обучающегося под руководством преподавателя (СРОП) – тренинги, круглые столы, написание эссе, контрольная работа и др.

10-15

30-45

Самостоятельная работа обучающегося (СРО) – выполнение домашних заданий (курсовая работа, (проект), расчетно-графическая работа, реферат и др.)

20-25

60-75

Рубежный контроль в случае проведения контроля методом компьютерного тестирования (при тезаурусном подходе) выделенные баллы вносятся преподавателем в колонку «Компьютерное тестирование»

20-30

60-90

На итоговый контроль, который проводится в период промежуточной аттестации в форме экзамена, отводится 400 баллов.

Общее количество баллов за академический период составляет 1000 баллов.

На посещение всех видов аудиторных занятий (лекционное, практическое, лабораторное) отводится 30 баллов, при этом преподаватель в электронном журнале отмечает только факт отсутствия обучающегося на занятиях, а система автоматически подсчитает количество баллов, которое он получит за посещение занятий.

На проведение текущего контроля по результатам лекционных занятий баллы не выделяются.

Преподаватель самостоятельно распределяет оставшиеся 270 баллов по видам работ, выполняемых обучающимися в процессе изучения дисциплины, выдерживая рамочные параметры по баллам, приведенные в таблице 6.



Первый рубежный контроль проводится на 7 неделе, второй рубежный контроль – на 15 неделе.
Распределение баллов по дисциплине «Основы психологической коррекции и консультирования»



Неделя

Вид контроля

Всего баллов

Примечание

1

2

3

4




Посещение всех видов аудиторных занятий с 1 по 7неделю

30




1-2

-







3

СРС№1

30




4

Практич.занятие

СРСП№1

40

25




5

СРС№2

45




6

СРСП№2

20




7

Практич.занятие

Рубежный контроль 1

40

70




Итого баллов по результатам обучения с 1 по 7 неделю

300







Посещение всех видов аудиторных занятий с 8 по 15 неделю

30




8

СРС№3

30




9

СРС№4

30




10

СРСП№3

15




11

Практич.занятие

40




12

-







13

СРСП№4

Практич.занятие

10

40




14

-







15

СРСП№5

Рубежный контроль 2



15

90




Итого баллов по результатам обучения с 8 по 15 неделю

300




Итого баллов за экзамен

400




Итого баллов за академический период

1000







  1. ЛИТЕРАТУРА

Основная литература:

  1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию –М., 1994

  2. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе – М., 1997

  3. Галустова О.В. Психологическое консультирование. М., 2007

  4. Немов Р.С. Психология в 3-х книгах. Кн. 2. Психология образования. – М., 1998

  5. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. – М., 1996

  6. Мухина В.С. Детская психология. – М., 1989

  7. Вопросы психологии личности школьника / Под ред. Божович Л.И. – М., 1961

  8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.

  9. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка - М., 1997

  10. Бурменская Г.В. и др. Возрастно-психологическое консультирование. – М., 1990

  11. Психокоррекция: теория и практика. /Под ред. Ю.С.Шевченко. – М., 1995

  12. Лендрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений – М.,1994

  13. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию - М., 1994

  14. Абрамова Г.С. Практикум по психологическому консультированию М., 1995

  15. Самоукина Н. Практический психолог в школе М., 1997

  16. Карвасарский Б.Д. Психотерапия – Л.,1985 г.

  17. Эдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия – Л.,1990

  18. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании – М.,1995

  19. Рудестам К. Групповая психотерапия – М., 1990

  20. Кондрашенко В.Г., Донской Д.И. Общая психотерапия- М., 1994

  21. Кащенко В.П., Педагогическая коррекция. М., 1994

  22. Немов Р.С. Основы психологического консультирования. М., 2003

  23. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М., 1994

  24. Осипова А.А. Общая психокоррекция. М., 2001

  25. Истратова О.Н. Эксакусто Т.В. Справочник по групповой психокоррекции

Дополнительная литература:

  1. Кондратьев М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения. – М., 1997

  2. Менчинская Н.А. Психическое развитие ребенка от рождения до 10 лет. – М., 1996

  3. Маркова А.К. Психология общения подростков. – М., 1975

  4. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. – М., 1995.

  5. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1985

  6. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М., 1994

  7. Бэндлер Р. и др. Семейная терапия. – Воронеж, 1993

  8. Семья в психологической консультации. /Под ред. Бодалева А.А., Столина В.В. – М.,1989

  9. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг. Игры и упражнения. – М., 1988

  10. Раттер М. Помощь трудным детям. М., 1987

  11. Берн Э. Игры, в которые играют люди. – Л., 1992 г.

  12. Айви А., Айви М.Б., Саймек-Даунинг Л. Консультирование и психотерапия. Сочетание методов, теории и практики – М., 2000

  13. Перлз Ф., Гудмен П., Хефферлин Р. Практикум по гештальттерапии – М., 1995

  14. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека – М., 1994

  15. Киппер Д. Психодрама – М.,1994

  16. Колесникова Г.И. Психологические виды помощи: психопрофилактика, психокоррекция, консультирование. - Ростов на Дону, 2006


База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка