Программа дисциплины "История графического дизайна"




Скачати 356.17 Kb.
Дата конвертації24.04.2016
Розмір356.17 Kb.



Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины "История графического дизайна" для направления
072500.62 «Дизайн» подготовки бакалавра




Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет дизайна




Программа дисциплины «История графического дизайна»



для направления 072500.62 «Дизайн» профиля «Графический дизайн»



подготовки бакалавра

Авторы программы:

Аристова У.В., д.п.н., профессор,

uaristova@hse.ru

Утверждена УС Факультета дизайна «5» сентября 2013 г.

Ученый секретарь Е.Н. Цховребадзе ________________________ [подпись]

Москва, 2013



Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 072500.62 "Дизайн" профиля «Графический дизайн», изучающих дисциплину «История графического дизайна».

Программа разработана в соответствии с:

ФГОС 072500.62 "Дизайн"

Образовательных программ для направления 072500.62 "Дизайн" профилz «Графический дизайн»

Рабочим учебным планом университета для направления 072500.62 "Дизайн" профилz «Графический дизайн» утвержденным в 2012 г.

Цели освоения дисциплины


Программа «История графического дизайна» является составной частью подготовки будущих дизайнеров. Ознакомление с данным курсом развивает у студентов чувство понимания и эстетического восприятия предметно-пространственной среды, создаваемой человеком для обеспечения его жизненных потребностей. Курс «История графического дизайна » знакомит студента с эволюцией предметного мира в контексте его исторического развития. Эта дисциплина дает представление о главнейших изобретениях и научных открытиях человека и об их взаимосвязи с эволюцией предметных форм и эстетических критериев разных эпох. Знакомство с историческими стилями и крупнейшими центрами декоративно-прикладного искусства, стилями мебели, графического и предметного оформления, с истоками дизайнерского проектирования расширяет рамки понятия «дизайн» и активизирует творческое, креативное мышление. Дисциплина ориентирована на формирование широко образованного дизайнера, опирающегося на мировой опыт развития культуры и искусства, науки и техники.

Изучение курса «История графического дизайна» призвано объяснить студентам глубинные взаимосвязи социально-экономического развития общества с ростом промышленного производства и выпуском конкурентноспособных товаров на основе использования научно-теоретических и творческих разработок дизайнеров.


Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:


    • понятие дизайна;

    • существующие стили дизайна;

    • историю дизайна;

    • современные тенденции дизайна.

  • Уметь:

  • уважительно относится к культурному и историческому наследию;

  • воспринимать информацию;

  • поддерживать общение на темы связанные с культурой;

  • использовать существующие стили дизайна при разработке новых дизайн объектов.

  • Иметь навыки (приобрести опыт):

  • общения на темы связанные с дизайном;

  • использования исторического опыта при проектирвоании новых продуктов дизайна.

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:




Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Владеет культурой общения, способен к общению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения.

ОК-1

Знание истории дизайна позволяет повышает культурный уровень человека и позволяет воспринимать информацию, поддерживать общение на темы связанные с культурой.

Лекции, сбор и анализ информации.

Готов к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия.

ОК-10

Знание истории дизайна стимулирует человека к уважительному и бережному отношени к историческому наследию и культурным традициям.

Лекции, сбор и анализ информации.


Место дисциплины в структуре образовательной программы

Дисциплина относится к вариативной части общепрофессионального цикла. Для изучения курса требуется знание информатики на уровне среднего образования. Формируемые навыки в ходе освоения компьютерных технологий на всех этапах дальнейшего обучения являются необходимым средством для выполнения заданий с использованием компьютерной техники. Следует отметить динамику постоянного совершенствования таких средств, что требует от процесса преподавания постоянной доработки и переработки некоторых разделов.




Тематический план учебной дисциплины


2 курс




Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

Раздел 1. Дизайн. Основные понятия и определения.

1

Основные понятия и отрасли графического дизайна. Художественный язык и приемы смыслообразования в графическом дизайне.

6







2

4

2

Первобытное общество.

6







2

4

3

Древний Египет и Месопотамия.

6







2

4

4

Античность.

6







2

4

5

Древний Китай и Индия.

6







2

4

6

Средние века в Западной Европе.

6







2

4

7

Византия и страны византийского круга

6







2

4

8

Средние века и Новое время в странах Востока.

6







2

4

9

Книгопечатание, рисунок и тиражная графика в странах Европы вт. пол. 14 – 18 вв.

7







3

4

10

Реклама в странах Европы 15-18 вв.

7







3

4

11

Новое время в России.

7







3

4

12

XIX век

7







3

4

13

Рубеж XIX – ХХ веков.

7







3

4

14

Графика и реклама предвоенного периода.

7







3

4

15

Зарубежный графический дизайн второй половины ХХ века.

9







3

6

16

Графический дизайн и книга СССР.

9







3

6




Итого

108







40

68


Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

2 год

Параметры **

3 модуль

4 модуль

Текущий

(неделя)


Контрольная

работа


*
















Эссе










Реферат










Коллоквиум










Домашнее

задание











Промежу­точный

Зачет










Экзамен









Итоговый

Зачет




*

Устные вопросы и задания.

1.1Критерии оценки знаний, навыков



При выполнении текущего контроля необходимо представить выступление по выбранной теме с презентацией продолжительностью 5-8 минут.
Зачёт. На зачёте студент должен продемонстрировать знание базовых понятий данной дисциплины, ее основных разделов и направлений, основных типов технологий. Зачёт проходит в виде устных вопросов.

В процессе оценивания рассматриваются знания и умения студента об основных понятиях истории дизайна, современных тенденциях в мире дизайна, понимание разных стилей дизайна, навыки общения и понимания основных проблем и тенденций дизайна, умение использовать полученные знания по истории дизайна в проектной деятельности.

Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.


1.2Порядок формирования оценок по дисциплине


Итоговая оценка по дисциплине складывается из суммы оценок за промежуточный контроль и итоговый.

На просмотрах оценивается: качество выполненных работ; наличие всех заданий и полнота их выполнения.


Итоговая оценка выводится по формуле средней взвешенной с учетом введенных весов.

В ведомость проставляется итоговая оценка.

Вес экзамена в итоговой оценке – 0,6 (k); самостоятельная работа (промежуточный контроль по выполнению домашнего задания) - 0,4 (k1).
Оценку за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед промежуточным контролем – Онакопл.

Оценка за экзамен выставляется в результате итогового просмотра - Оэкз/зач.

Таким образом, итоговая оценка рассчитывается по формуле

Орезульт = k1* Онакопл + k *·Оэкз/зач

Например, оценка за экзамен- 8 баллов; за самостоятельную работу - 6, тогда итоговая оценка (ИО) складывается следующим образом:

ИО = 6*0,4 + 8*0,6 = 2,4+ 4,8 = 7,2 – округляем по правилам округления чисел и получаем итоговую оценку –7.

В ведомость проставляем итоговую оценку – 7.

На пересдаче студенту не предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль.

Оценка за итоговый контроль блокирующая, при неудовлетворительной итоговой оценке она равна результирующей.



Содержание дисциплины



Тема 1. Основные понятия и отрасли графического дизайна. Художественный язык и приемы смыслообразования в графическом дизайне.

Понятие «графика» в исторической ретроспективе и в настоящий момент. Универсальность графического дизайна как одной из самых востребованных форм дизайнерской деятельности.



Отрасли графического дизайна. Типы классификации. 1-й: тиражная графика (книга, шрифт, афиша, плакат и т.п.); промграфика (знаки, символика); компьютерная (информационная) графика (телевизионная графика, веб-дизайн и т.д.). 2-й: рекламная (коммерческая) графика; некоммерческая графика.

Рекламная графика. Составляющие фирменного стиля (логотип, этикетка, плакат, шрифт, визитка, упаковка, тиширт-дизайн и др.), а также телевизионная реклама и отчасти компьютерная графика).

Некоммерческая графика. Искусство книги, журнальная и газетная графика, оформление денежных знаков, политический и социальный плакат, компьютерная графика, пиктограммы (иконические и абстрактные знаки), стритарт (граффити), артдизайн.

Приемы смыслообразования в графическом дизайне. 15 способов визуализации смысла: синонимия, метафора, метонимия, антонимия, гиперболизация, гротеск, символизация, аллегория, стилизация, метаморфозы зрительных образов, формализм, серийность, логографика, абсурдизация, синтез.

Тема 2. Первобытное общество.
Общественная (идеологическая) функция первобытного искусства, эстетическая и коммуникативная функции. Пиктограмма – появление первого коммуникативного знака.

Изображения периода палеолита. Рельефные рисунки без конкретного содержания («макароны»), «негативные» и «позитивные» изображения рук на стенах пещер. Эпоха Мадлен – полихромные фигуры животных, изображение движения.

Период мезолита. Повествовательные изображения (охота, сбор меда, танец). Силуэтно заполненный контур.

Период неолита. В изображениях – переход к неолитической абстракции. Рисуночное письмо – пиктограмма.


Тема 3. Древний Египет и Месопотамия.
Письменность. Пиктографическое (рисуночное) письмо. Связь шрифта с орнаментом. Символы – иероглифы, понятия – рисунки-идеограммы. «Тексты пирамид», «Тексты саркофагов».

Ассиро-вавилонская клинопись. Ассирийские ортосты.

Древнеегипетская книга. Писчий материал (папирус), инструмент (калам), первая конструкция книги – свиток. Магическое значение «Книги мертвых». Структура свитка (заглавие, колофон, иллюстрации, организация поверхности, расположение текста). Наружное оформление: футляр, фаянсовый ярлык.

Истоки рекламы, первые рекламные надписи. История знака – клеймо на гончарных изделиях, тавро.

Тема 4. Античность.

Книга в Древней Греции и Древнем Риме (папирусные свитки). Светский характер книги. Каллиграфия, отсутствие украшений, небольшое число иллюстраций. Структура свитка (направление письма колонками слева направо, эсхатокол, протокол, нумерация стихов, схолии в эллинистической ученой книге). Внешнее оформление : футляр, валик, «умбилики» («пупки») и «рожки», ярлык.

Античные шрифты. Шрифт древнегреческих надписей, капитальный шрифт (маюскул), рустический шрифт (рустика), квадрата, курсив, унциал, полуунциал.

Распространение пергамена, новая форма книги в Древнем Риме – кодекс (книга с перелистываемыми страницами). Позднеантичные иллюстрированные кодексы.



Вазопись – вид античного ремесла, где разрабатывались графические приемы и графический изобразительный язык. «Ковровый» и «геометрический» стили вазописи. Чернофигурные росписи архаического периода, краснофигурные вазы греческой классики. Белофонная вазопись.

Рекламная деятельность в античности. Звуковая, или «голосовая» реклама. Предметно-изобразительная реклама. Вывески: мраморные рельефы, живописные вывески. Предметно-символичные варианты рекламы. Письменная реклама (граффити, альбумы, афиши). Протогазета в Древнем Риме, политическая реклама. Элогии.

Область применения знака в античности. Клейма на предметах гончарного и художественного производства. «Кристограммы» и монограммы.

Тема 5. Древний Китай и Индия.

Древнейшая форма китайской книги - связка бамбуковых планок. Шелковые свитки. Древнейшие орудия письма – деревянная палочка, волосяная кисть. Изобретение бумаги (105 г. н.э., Цай Лунь). Китайская каллиграфия («лишу» - «канцелярское письмо», «кайшу» - «уставное письмо», скоропись «цаошу» - «травяное письмо» и др.). Конструкция бумажного свитка (длина 8-10 м, ось, обертка, связка, футляр, бирка). Иллюстрации в свитках.

Форма индийской книги – «потхи» (из пальмовых листьев). Инструменты письма. Письмо «брахми» (слева направо), письмо «кхаротши» (справа налево). Конструкция книги, иллюстрация. Буддийская книга за пределами Индии.

Тема 6. Средние века в Западной Европе.
Папирусные христианские кодексы Египта (до 7 в.). Ранние пергаменные кодексы. Синайский кодекс (4 в.). Структура и оформление коптской книги. Латинские книги. Шрифты: унциал (до 8-9 вв.), полуунциал.

Дороманский период.

Англия и Ирландия. Роль орнамента в англо-ирландских рукописях. «Ковровые» орнаменты, «плетенка», «звериный» («тератологический») стиль. Евангелие Дурроу (7 в.) и др.

Каролингское возрождение (кон. 8 – 9 вв.). Каролингский минускул. Подражание античности. Книжная миниатюра. Евангелие епископа Эбо (9 в.), Утрехтская псалтирь (830 г.) и др.

Романский период.

Оттоновское возрождение. Евангелие Оттона III (кон. 10 в.). Начало романики в Европе.

Книга испанских христиан. Влияние арабской графической культуры, экспрессия книжной миниатюры.

Готический период.

Сложение готического шрифта. Формирование разных типов рукописей. Готический часослов, его структура и оформление.

Развитие университетов, формирование типов ученой и учебной книги. Глоссы, комментарии. Монастырские и университетские скриптории. Начало употребления бумаги (14 в.). Готическая книжная миниатюра. От статичных к сюжетным композициям. Готические орнаменты, бордюры. Бестиарий в средневековой книге.

Италия. Гуманистическая оппозиция готическому стилю. Каролингский минускул («гуманистическая антиква»). Структура гуманистической рукописной книги.



Рекламное дело в Средневековье. Деятельность городских глашатаев. «Крики улиц». Предметно-изобразительная реклама. Вывески-кронштейны, живописные вывески. «Летучие листки» и первые рукописные афиши на постоялых дворах и почтовых станциях («posters»).

Торговая и ремесленная цеховая геральдика. Рыцарская (родовая) геральдика. Гербы и эмблемы. Знаки-монограммы. Клейма на товаре, знаки-клейма на изделиях из драгоценных металлов. Водяные знаки.



Тема 7. Византия и страны византийского круга.
Византийская книжная миниатюра. «Пурпурные» кодексы («Евангелие Россано»). «Пурпурное Евангелие» (9 в.). Евангелие Рабулы (586 г.).

Расположение текста, орнаментальные заставки, шрифты. Греческий унциал (до 9 в.). Греческий минускул (11 в.). Последствия иконоборчества в византийской книжной миниатюре. Иконографический канон («прописи» и «прорези»). Оформление Евангелий и Псалтири.



Армения. Создатель армянской азбуки Месроп Маштоц (после 4 в.). Пергаменные (9 в.) и бумажные кодексы (12 в.). Оформление армянской книги. Эчмиадзинское Евангелие (6-7 вв.). Шрифты: «еркатагир» - «железное письмо» (маюскул), минускульный шрифт «болоргир» - «круглое» письмо, «нотргир» - нотариальное письмо, «шлагир» - скоропись. Заставки- «хораны». Крупнейший мастер книжной миниатюры Торос Рослин (13 в.).

Грузия. Ранние грузинские рукописи (5-6 вв.). Алфавит. «Асотамврули» - маюскульный шрифт. Иллюминованные рукописи 9-10 вв. (Адишское Евангелие, 897 г.). Расположение текста, иллюстрации. «Нусхури» - минускул. 1-е Джручское Евангелие (940 г.), Гелатское Евангелие (12 в.), 2-е Джручское Евангелие. «Мхедрули» - канцелярская скоропись, с 14 в. Влияние мусульманского Востока в 14-18 вв. Использование бумаги с 10 в.

Болгария и Древняя Русь. Кирилл (Константин Философ) и Мефодий, создание славянской азбуки (сер. 9 в.). Глаголица и кириллица. Древнейшие болгарские рукописи. Устав – монументальный кириллический шрифт (11 в.). Орнаментация болгарских рукописей: плетенка, «тератологический» («чудовищный») стиль.

Русские списки с болгарских прототипов: Остромирово Евангелие (1056-1057 гг.), Изборник Святослава (1037 г.). Плетенка ленточная и тератологическая, «розетка», «нововизантийские» цветы, «жемчужины».

Рубеж 14-15 вв. – новая волна византийского влияния в русской книге. Евангелие Федора Кошки и Евангелие Московского Успенского собора, Евангелие Хитрово (возможно, при участии Андрея Рублева). Киевская Псалтирь (1397 г.). Вытеснение устава полууставом. Вязь. Конец 15 в. – «старопечатный» орнамент, имитирующий гравированные орнаменты западноевропейских книг, листья аканта и др.

Развитие сюжетной книжной миниатюры в 16-17 вв. «Великие Четьи Минеи» - рукописный свод текстов в 12 томах (сер. 16 в.), составленный митрополитом Макарием и коллективом писцов в течение 20 лет. Лицевой летописный свод (до наших дней дошло 10 т.), исторические иллюстрации. «Титулярник» (1672-1673 гг.) с портретами и гербами всех русских и европейских государей. «Книга об избрании на царство Михаила Федоровича» 17 в.

Область применения знака – геральдика и товарные знаки. «Вислые» печати. Знаки на Каменном (Лопастицком) кресте. Княжеские гербы на печатях и монетах, перстнях, оружии, знаменах и т.п. «Тамга», «ясак» - родовой знак, таможенное клеймо, подать. «Пятно». Знаки на Дрогичинских пломбах.


Тема 8. Средние века и Новое время в странах Востока.

Зарождение ислама в 7 в., распространение на пространствах Азии, Северной Африки, юге Европы. Исламская книга. Арабское письмо – направление письма, диакритические знаки, лигатуры, каллиграфия. Типы письма – уставное «куфи» и курсивное «насхи». Декоративные и изобразительные принципы – унван, каллиграммы, розетки, медальоны. Оклад.



Индия. Книга-потхи из пальмовых листьев. Развитие иллюстрирования с 9 в. 17-19 вв. - школы индийской миниатюры – могольская, деканская, раджпутская.

Китай. Ксилография. Книга-свиток. Древнейшая ксилографическая книга «Алмазная сутра» (868 г.). Новые формы книги – «книга-гармоника», «вихревые страницы», «книга-бабочка» и др.

Китайские «няньхуа» - новогодние картинки (с 5 в.). Развитие «чжихуа» (бумажных картинок) с 12 в. Типы картинок: новогодние культово-обрядовые, новогодние жанрово-бытовые, благопожелательные, литературно-иллюстративные, театральные новогодние картинки.



Япония. Ксилография, каллиграфия. Свитки «макимоно» (повествовательные), «эмакимоно» (повествовательные иллюстрированные), «какемоно» (вертикальные монохромные свитки с преобладанием изображения). «Книга-гармошка», ксилографированная книга. Конец 16 в. – печать подвижными шрифтами. Конец 17 в. – расцвет городской культуры, расцвет цветной японской ксилографии, повествовательной и сатирической литературы.

Тема 9. Книгопечатание, рисунок и тиражная графика в странах Европы вт. пол. 14 – 18 вв.
Позднее Средневековье и Возрождение.

Расцвет рисунка и гравюры в конце 14 в. Обрезная ксилография. Происхождение углубленной гравюры на металле (15 в., «ниелло»). Ранние типы применения гравюры (игральные карты). «Блокбухи» (ксилографические книги). «Библия бедных». Ксилография Северного Возрождения («Пляска смерти» Г. Гольбейна, серии «Апокалипсис» и «Жизнь Марии» А. Дюрера). Расцвет репродукционной гравюры в 16 в. в Италии (Маркантонио Раймонди), «кьяроскуро» (цветная репродукционная ксилография, Уго да Карпи). Авторская резцовая гравюра и офорт 16 в. (Ф. Пармиджанино, М. Шонгауэр, А. Дюрер, Лука Лейденский). Лавка эстампов Иеронима Кока в Антверпене.

Рождение книги Нового времени. Причины и предпосылки книгопечатания (1440 г.). Читательская среда в Европе середины 15 в., начало использования бумаги, знание печати с рельефной формы. Иоганн Гуттенберг. Технология наборной печати: литеры, типографский сплав, типографская краска, печатный пресс. 42-строчная Библия (1452-1455 гг.), 36-строчная Библия (1459-1461 гг.), «донаты», календари, индульгенции. Инкунабулы, палеотипы. Изменения в области рубрицирования, декорирования и иллюстрирования книги. Ксилографические иллюстрации. «Всемирная хроника» Г. Шеделя. Политипажи.

Итальянская гуманистическая книга. Антиква. Лука Пачоли (1509), А. Дюрер (1524), Ж. Тори (1529), Н. Иенсон (1470), А. Мануций – типографский курсив (1500). Типографская антиква – К. Гарамон, типографский курсив – Ф. Гриффо.

Структура книги рубежа 15-16 вв. Нумерация, указатели, титульный лист, посвящение. Тематический репертуар книги. Научная книга, графика научной книги эпохи маньеризма (вт. пол. 16 в.).

Барокко и рококо.

17 век – «золотой век» гравюры на металле. Италия - А. Караччи, архитектурная ведута, Дж.Б. Пиранези. Фланрия - мастерская Рубенса. Голландия - Рембрандт. Франция - Ж. Калло. Стилистические особенности барочной гравюры.

18 в. Англия – У. Хогарт. Сатирический, морально-нравственный и бытовой жанры. Репродукционная гравюра. Франция – А. Ватто. Эксперименты с цветной и тоновой гравюрой. «Пунктир», «меццо-тинто», акватинта.

Книга барокко, структура, оформление. Титульные листы, портреты авторов, иллюстрации. Ученая книга. «Математические исследования» С. Стевина (Лейден, Эльзевир, 1634). Большеформатные издания-альбомы. Мария-Сибилла Мериан. Недорогие малоформатные издания (издательство Эльзевиров, первые книжные серии).

Книга рококо во Франции. Нарядная книга как предмет изысканной роскоши. «Галантный жанр». Ф. Буше, О. Фрагонар.



Классицизм.

Структура книги – сдержанность орнаментов, строгость шрифта, архитектурные мотивы. Дж. Флаксман, Ф. Толстой. Антиква Ф. Дидо (Франция), Дж. Бодони (Италия).

Особенности развития немецкой книги. Сохранение готического шрифта. «Швабахер» и «фрактура». Конец 18 в. – попытки трансформации фрактуры и замены на антикву (У.Ф. Унгер).


Тема 10. Реклама в странах Европы 15-18 вв.
Книготорговые печатные «летучие листки». Книготорговые афиши, аннотации, ярмарочные каталоги книг, прейскуранты. Вербальная реклама книг – титульные листы с рекламными текстами. Типографские эмблемы и экслибрисы. «Двойной щит» И. Фуста и П. Шеффера. Эмблема на «альдинах» А. Мануция. Экслибрисы А. Дюрера, Л. Кранаха.

Конфессиональная печатная реклама. Ксилографические оттиски для паломников. Индульгенции. Прейскуранты на конфессиональные услуги.

Печатная реклама владельцев транспортных средств, гостиниц и организаторов театральных зрелищ. Летучие листки и афиши.

Продолжение утверждения жанра вывески. Профессиональные «афишеры» (Франция, 18 в.).

Область применения знака. Клейма и маркировки на предметах ДПИ (фарфоре, фаянсе, художественном стекле). Мейсен, Севр, Дуайт и др.

Происхождение визитных карточек. Расцвет визиток во Франции в 18-19 вв.




Тема 11. Новое время в России.
Книга в России. «Гражданский» шрифт Петровского времени. Освоение особенностей западной книжной культуры – структуры титульного листа, спусковых и концевых плос, характера книжных украшений и гравированных иллюстраций. Популярность барокко.

Реклама в России. Голосовая реклама – царские глашатаи, разносчики, коробейники, зазывалы. Ярмарочная реклама. «Заклички» и «прибаутки». «Раек», «раешный стих». Ярмарочные балаганы, «раусы», «ряженые деды».

Изобразительная реклама. Лубок – народное ответвление гравюры на дереве. Лубочные сюжеты. Живописная вывеска, лубочный стиль. Конклюзии. Первые театральные афиши. «Объяснительные листы» праздников и фейерверков. Летучие листки.



Знак. Клеймление и маркирование изделий первых мануфактур («фабрик») и заводов. Российская геральдика. Книга «Символы и Емблемата» (1705 г.)


Тема 12. ХIХ век.
Графика 19 века. Офорт и акватинта Ф. Гойи («Капричос», «Бедствия войны»). Рисунок Ж.-Л. Давида, Ж.-О. Д. Энгра, О.А. Кипренского, К. Брюллова. Вторая четверть 19 в. – эпоха массовой печатной графики. Журнальная иллюстрация, «модные картинки», бытовая и политическая карикатура. Франция: специализированные сатирические журналы («Карикатюр» и др.). Литография. Ж. Гранвиль, О. Домье, П. Гаварни, Т.А. Стейнлен. Пейзажная гравюра второй половины 19 в. – Дж. Уистлер, Э. Мане, О. Ренуар.

Книга. Изменение облика, сближение с периодикой (издания выпусками и др.). Использование литографических иллюстраций. Классицизм. 1820-е: тенденции романтизма в книге. Демократичная книжная иллюстрация (издания В. Гюго, «Ярмарка тщеславия» У. Теккерея, илл. автора). Россия: иллюстрированные журналы («Картины света», «Живописное обозрение»). А.А. Агин (100 рисунков из сочинения Н.В. Гоголя «Мертвые души»). Германия. Графика романтиков и бидермайер (Л. Рихтер, М. фон Швиндт и др.). «История Фридриха Великого» Ф. Куглера (илл. А. Менцеля, 1840).

Обновление шрифтового оформления книги. Варианты антиквы, египетский шрифт, гротеск, итальянский шрифт, украшенные шрифты. Наборные орнаменты, виньетки (ксилографии, политипажи).

Книги «развлекательные» и ученая книга – усиление дифференциации. «Роскошная» книга периода эклектики. Франция. Г. Доре (Библия). Россия. М. Зичи. Детская книга – «книжка-картинка». Германия, 1844 г. – Г. Хофман, «Растрепка». Э. Лир, «Книга чепухи», 1846 г., Англия. В. Буш, У. Крейн и др.

Зарождение и развитие фотографии в 19 в. Фотографы-портретисты. Д.О. Хилл, 1840-е, Шотландия. Надар, Франция. «Фотокартины» О. Рейнландера (Швеция), Г. Робинсона (Англия). Композиции А.О. Карелина. Репродукционная и документальная фотография (В.Ф.Тим, Р.Фентон, М. Брэди). Техники превращения фотоизображения в клише для печати (фотомеханическая печать). Цинкография, фототипия, гелиогравюра, автотипия. Многоцветная фотомеханическая продукция.



Реклама. Англия – зарождение новых рекламных жанров: вкладыши, открытки, ресторанные меню, театральные программки, пригласительные билеты, этикетки. Реклама в английской прессе. Разовые листки, бюллетени, брошюры, рекламные вкладыши, иллюстрации. Уличная реклама. Люди-«сэндвичи», конные рекламные процессии, реклама на тротуарах. Витринный жанр рекламы.

Распространение литографии. Популярность щитов, афиш, плакатов. «Плакатный бум». «Кожная болезнь» английских улиц. Лидер в жанре многокрасочного художественного плаката – Франция. Политическая реклама во Франции (в т.ч. деятельность Ж.-Л. Давида). Афишные тумбы: политическая карикатура, коммерческая реклама. Брезентовые рекламные щиты, обрамляющие парижские бульвары. Остекленные газетные киоски с рекламными объявлениями. Реклама ресторанов: на посуде, приборах, салфетках, скатертях, зонтиках и т.п. Реклама на проездных билетах.

Мастерские литографов. О. Домье. Трафаретная печать («Прекрасный сидр Дизиньи»). Книготорговая реклама: П. Гаварни, С. Нантейль, Ж. Гранвиль, А.А. Агин.

Рождение современного плаката. Реформы Жюля Шере. Плакат конца 19 века: А. де Тулуз-Лотрек (реклама парижских кабаре и кафе), П. Боннар («Французское шампанское»), Т. Стейнлен («Ша нуар»), Э. Грассе, А. Муха (афиши к выступлениям Сары Бернар, коммерческий плакат).



Германия. Голосовая реклама – городские глашатаи. Изобразительная реклама. Л. Бернхард – сложение своеобразных приемов эстетики немецкого рекламного плаката. М. Клингер, Ф. Штук – «тевтонский стиль». Витринная реклама в Германии. Игрушечные магазины Берлина, Мюнхена, Лейпцига, влияние витринной эстетики на формирование изобразительной рекламы (ангельские детские личики на кондитерских упаковках и коммерческих плакатах).

Торгово-промышленные выставки второй половины 19 века. Обострение конкуренции, активизация рекламных технологий.

США. Специфика американской рекламы. Ф.Т. Барнум. Деятельность коммивояжеров, торговля патентованными медицинскими средствами. Упаковка. «Квакерские завтраки», «Кока-кола».


Тема 13. Рубеж XIX – ХХ веков.
Книга рубежа 19-20 вв.

Англия. Реформы У. Морриса. Типография «Кельмскотт-пресс». «Золотой шрифт», шрифты «Троя» и «Чосер» Морриса. А. Макмердо. У. Крейн. О. Бердслей. Иллюстрации к роману Т. Мэлори «Смерть Артура» и др. Стиль модерн в книге. Детская «книжка-картинка». К. Ларссон (Швеция) и др.

Россия. Иллюстрации Л. Пастернака к роману Л. Толстого «Воскресение», М. Врубеля к произведениям М.Ю. Лермонтова. Деятельность художников «Мира искусства». Иллюстрационные серии мирискусников. А.Н. Бенуа («Медный всадник» А.С. Пушкина), Е.Е. Лансере («Хаджи Мурат» Л. Толстого). Иллюстрация в детской книге – И.Я. Билибин.

Направления графического дизайна рубежа 19-20 вв.



Стиль модерн в европейской графике. Изощренная графичность, культ плавно-текучей контурной линии, острота и подвижность линий и силуэтов, любовь к орнаменту. Рубеж 19-20 вв. – «плакатный взрыв». Плакат – лаборатория стиля модерн. А. Ван де Вельде, Ч. Макинтош, Г. Гимар, Й. Хоффманн, О. Бердслей, Т.Т. Гейне и др. Изобразительный, орнаментальный, шрифтовой плакат. А. Муха (реклама шампанского «Ruinart», сигаретной бумаги «Job», детского питания фирмы «Nestle», велосипедов «Perfecta»). М. Врубель.

Стиль модерн в России. Новые журналы эстетико-модернистской направленности: «Мир искусства», «Золотое руно», «Весы», «Аполлон», «Искусство и художественная промышленность». Новые жанры графики. Меню торжественных обедов. Открытки («открытые письма») «Красного Креста» («Общины Святой Евгении»). Открытки Елизаветы Бем. Вывеска: шрифтовая, изобразительная. Плакат. Образы и формы модерна. Цвета модерна. Флореальное направление.

«Мир искусства». А. Бенуа, К. Сомов, Л. Бакст, М. Добужинский, Остроумова-Лебедева и др. Стилизаторство и ретроспекция. Графики-«виньетисты». Цветная ксилография Острумовой-Лебедевой.

«Русский стиль». И. Ропет (Петров). «Славянский и восточный орнамент по рукописям древнего и нового времени» В. Стасова. «Ропетовский стиль». В. Васнецов. И.Я. Билибин.

Коммерческая графика. Первая Всероссийская выставка печатного дела (1895). Журнал «Печатное искусство» (с 1901 г.). Новые техники печати. Массовая продукция графического дизайна (этикетки, бланки, упаковка, рекламные плакаты). Реклама фабрик «Эйнем», «Треугольник» и др. Товарные знаки: компоненты геральдики («Бок-бир»), символика, мифологические персонажи, животные («Товарищество П.П. Вейнер», «Чай В.И. Попова, «Шапки и фуражки А.М. Баса», «Мыло А. Жукова», «Торговый дом Я. Фохтса», а/о «Граммофон»), «вислые печати» («Жорж Борман»), прикладные печати (а/о «Аксай»). Словесные логотипы («Скороход», «Thonet»). Изображения наград.

Социальная графика. «Раненый солдат» Л. Пастернака. Плакат «Художники товарищам-воинам» Г. Пашкова, плакаты «Всероссийского земского союза помощи больным и раненым» К. Коровина, В. Васнецова. Лубки издательства «Сегодняшний лубок» (К. Малевич, В. Машков, Вл. Маяковский).


Тема 14. Графика и реклама предвоенного периода.
Графика.

Первая треть 20 в. Гравюра на дереве. Франция. Ф. Валлотон (серии «Музыка», «Intimites», «История одного убийства»). Норвегия. Э. Мунк (офорт, литография, гравюра).

Предвоенный период. Германия. К. Кольвиц – офорт, литография («Восстание ткачей», «Крестьянская война»). Графика немецких экспрессионистов. «Мост» (Э.А. Кирхнер, К. Шмидт-Ротлуф, Э. Хеккель, М. Пехштейн, Э. Нольде). «Синий всадник» (В. Кандинский, Ф. Марк, Г. Кампедонк). Г. Гросс, О. Дикс. Бельгия. Ф. Мазерель. Россия. Н. Гончарова «Мистические образы войны», М. Шагал, В. Чекрыгин, Б. Григорьев (цикл «Расея»). «Группа «13»» (Н.В. Кузьмин, Т.А. Маврина, В.А. Милашевский, Д.Б. Даран и др.) Франция. Фовизм и кубизм. А. Матисс, П. Пикассо, Р. Дюфи. Италия. Дж. Моранди. Гравюра Южной Америки, мексиканская линогравюра. «Мастерская народной графики» во главе с Л. Мендесом.

Книга.

Книга авангарда. Эпатажные издания русских футуристов. «Пощечина общественному вкусу». «Заумная книга» А. Крученых. Н. Гончарова, О. Розанова, М. Ларионов и др. И.М. Зданевич, В.В. Каменский. Дешевый материал, наклейки, литографированный текст, гектограф, печатание резиновыми штемпельками и др. Итальянские футуристы. Т. Маринетти, К. Карра («Слова на свободе»). Дадаисты (Германия, К. Швиттерс). «Каллиграммы» Г. Аполлинера (Франция). Работы немецких экспрессионистов в книге. Э. Барлах. Деформация, гротеск.

Возрождение ксилографии в русской книге. В.А. Фаворский. «Книга Руфи». «Школа Фаворского»: А.Д. Гончаров, М.И. Пиков, Л.Р. Мюльгаупт и др. Иллюстрации А.И. Кравченко («Повелитель блох», Гофман; «Портрет», Гоголь; «Деревянная королева» Л. Леонов; «Фантастические повести ботаника Х» А. Чаянов).

Э. Лисицкий. «Супрематический сказ про два квадрата», «Маяковский для голоса». Конструктивизм в книжной графике. А.М. Родченко, В.Ф. Степанова, А.М. Ганн. Плоскостные геометрические формы, шрифт «гротеск», отказ от украшений и орнамента, «монтирование» изображения. Фотомонтажи А. Родченко, С. Телингатера. Фотообложка. В. Маяковский «Про это» (А. Родченко). Графический стиль журнала «СССР на стройке».

Конструктивизм в Западной Европе. «Новая типография» в Германии, Я. Чихольд. Издательская деятельность Баухауза. Э. Лисицкий, Ласло Мохой-Надь. Голландия, «Де Стейл» (Т. ван Дусбург).

«Типографское возобновление» в Англии. Консервативные классические тенденции книжного оформления. С. Морисон.

Советская книжная иллюстрация неконструктивисткого направления. Н. Кузьмин («Евгений Онегин» А.С. Пушкина). Издательство «Academia». «Реализм» 30-х гг. Д.А. Шмаринов, Е.А. Кибрик. Детская книга. В.М. Конашевич и В.В. Лебедев (илл. к С. Маршаку).

Экслибрис 20-х годов. В. Фаворский, А. Кравченко, Н. Купреянов и др.



Графический дизайн и реклама.

СССР. Вербовочные плакаты первой мировой войны. Англия. «Твоя страна нуждается в тебе» (А. Лит, 1914). Россия. «Ты записался добровольцем?» (Д. Моор, 1918). Политический плакат – ведущий жанр графического дизайна. Журнальная и плакатная графика Д. Моора («Помоги!» 1921, «На приступ!» 1938, работы для журнала «Безбожник у станка»). Э. Лисицкий «Клином красным бей белых» (1919). Кустарный плакат – работа для «Окон РОСТА» Вл. Маяковского, М. Черемных, Бродаты (Москва), В. Лебедева, В. Козлинского (Петроград). Провинциальные «Окна РОСТА» (Н.Н. Купреянов). Немецкий плакат 20-х годов (К. Кольвиц), антифашистские фотомонтажи Дж. Хартфильда. Фотомонтаж в советском плакате. Г. Клуцис, С. Сенькин. Конструктивистская традиция в плакате. В. Дени. Рисованные плакаты А.А. Дейнеки. «Реализм» плакатов Н. Купреянова, Самохвалова.



Торговая реклама. Европейский коммерческий плакат. Кассандр, Колен (Франция). Советская коммерческая реклама периода НЭПа. Конструктивистские рекламные плакаты А.М. Родченко и В. Степановой, Вл. Маяковского. Этикетка и промграфика 20-х годов. Знаки конструктивизма. Плакат 30-х годов. Картинная изобразительность, «реализм», поиски нового героя.

Киноплакат. Братья Владимир и Георгий Стенберги. Специфика жанра. Н. Прусаков («Большое горе маленькой женщины», «Стеклянный глаз»), Н. Прусаков и Г. Борисов («Двойник поневоле», «Закон и долг/Амок»), Г. Борисов и П. Жуков («Живой труп»). А. Наумов («Белла Донна», «Украденная невеста»). А. Родченко («Броненосец Потемкин»). М. Длугач («Электрический стул», «Цемент»).

Тема 15. Зарубежный графический дизайн второй половины ХХ века.
Книга.

Демократическая и библиофильская тенденции в зарубежной книге ХХ века. Массовая книга – дайджест, покетбук. Художники-графики и иллюстраторы ХХ века. М.К. Эшер (Нидерланды), Алан Ли (Англия), Масен (Франция). Детская книга Италии и Японии. Роль комиксов в книжной и рекламной графике ХХ века.

Происхождение комикса. Комиксы США. Японские комиксы «манга». Осаму Тэдзука. Типология манги. Специфика жанра.

Графический дизайн и реклама.

Роль фотографии и «фотовидения». Агрессивность рекламы 20 века. Процесс саморазвития рекламы. Понятие «модерн дизайн». Обозначение национальных школ дизайна с 60-х годов. Ведущие школы: японский дизайн, голландский дизайн. Опора на местные традиции. Американская школа дизайна.



50-60-е годы.

Германия. Ульмская школа дизайна – продолжени традиций Баухауза. Фирменный стиль авиакомпании «Люфтганза». Мультидисциплинарное дизайн-бюро «Гугелот-дизайн»: графика (разработка этикеток и графики на изделиях, надписи и символы на циферблатах и шкалах, цветовая композиция изделий); визуальные коммуникации (создание рекламного образа продукта); фотоотдел (фотолаборатория, фототека работ бюро, фотоархив по дизайну в целом).

Швейцария. Базельская школа графического дизайна – преемница Баухауза. Системный подход к проектированию печатных изданий. Использование модульной сетки. Эмиль Рудер «Die Typographie».

США. Поп-арт. Шелкографии Энди Уорхола. Р. Раушенберг, Р. Лихтенштейн, Дж. Джонс, Дж. Розенквист, Р. Хамилтон. Яркие радужные цвета, необычные смелые формы, ориентация на массовое потребление. Символы поп-культуры. Оп-арт. Бриджит Рейли.

Pin-up. Зачатки жанра. Американский женский идеал. Журналы, поддерживающие и пропагандирующие провокационный жанр - «The Suturday Evening Post», «Liberty», «Ladies Home Journal», «Cosmopolitan», «Vogue», «Esquire». Джордж Петти – отец американского pin-up. Pin-up и реклама – календари, pulp-журналы, рекламные кампании Coca-Cola, Kodak, General Motors. Постеры и art-cards. Рисованный и фотографический pin-up.

Пол Рэнд. Логотип компании IBM. Алекс Бродович. Облик журналов моды.

Франция. Раймон Савиньяк. Рекламный «гэг». Рекламная кампания для Monsavon («Моемыло», Лореаль). «Полбыка Магги» (1960), «Адский туннель» для Aspro (1964), Bic (1956), Perrier (1955), Resistex (1955). Эрбер Лепен (плакат Bata, 1954), Эрве Морван (сигареты Gitanes, 1960). Графики «Народной мастерской» (L'Atelier Popullaire).

70-е годы.

Новое направление художественной деятельности - styling design (стилизация под дизайн или стилизаторский дизайн). Декоративность, игнорирование функциональной стороны. Критика американского стайлинга.

«Минимализм» в графическом дизайне. Укрупнение пространства, подача того, что обычно преподносилось крупно, мельчайшим кеглем и в неожиданных позициях.

Германия. Разработка графического стиля мюнхенской Олимпиады 1976 г. Бюро Отла Айхера. Построение пиктограмм по модульной сетке.

США. Тенденции экспрессионизма (нью-йоркская школа), раннего постмодернизма (В. Вайнгарт, Ш. Гайсбулер и др.).

Франция. «Интернациональные» графики, работающие для американских и европейских журналов (Playboy, The New Yorker, Life, Rolling Stone, Elle и др.). Темы: признание прав меньшинств, женский вопрос, наркотики, борьба против стандартизации, осуждение империализма, экология и др.

Англия. Дизайн-студия «Пентаграм». Алан Флетчер, Колин Форбс, Боб Гилл, Мервин Курлянский. Дизайн-студия «Аттик». Саймон Нидхем, Джеймс Соммервиль. Проектирование брендов («Адидас», «Найк», «Дженерал Моторс», «Тойота»).

Компьютеризация типографского искусства. Компьютерный дизайн 70-х. Стив Возняк, Стив Джоб. Первый Apple 1977 г. 1981 г. IBM PC. 1984 г. - компьютер с графическим интерфейсом, управляемый мышью - Apple Macintosh.



80-90-е гг.

Япония. Расцвет японского дизайна. Танака Икко. История японского дизайна. Первые «рабэру» («лейблы»). Мастера эры мейдзи. Стиль japanesque. Специфическое японское отношение к китчу. Современный японский плакат и логотип. Танадори Йоко, Кейдзо Мацуи, Ямамото и др.

США. Граффити (стритарт). Происхождение граффити, первые «райтеры». Специфика жанра. Параллельно с граффити - явление «стрит арт» («уличное искусство»). Стикеры (наклейки), трафареты, плакаты и пр.

Телевизионный дизайн. Компания Novocom в Голливуде, США. Отдел дизайна ВВС, Англия. Смена образа каналов ВВС1 и ВВС2 в 1989–91 годах. Школы и компании Германии, Франции, Испании, Италии, в Юго-Восточной Азии и Латинской Америке.



Тема 16. Графический дизайн и книга СССР.
40-е годы.

Издательская деятельность в годы ВОВ. Работы издательства «Молодая гвардия». Специфика книги военных лет. Художники «военной» книги – В. Фаворский, Кукрыниксы, А. Гончаров, Д. Шмаринов, С. Герасимов, Е. Кибрик и др.

Послевоенный «сталинский» период оформления издательской продукции. Помпезность, классические формы, изящные рукописные шрифты.

50-е годы.

«Оттепель», развитие нового стиля. А. Васин, Б. Басов, М. Клячко, Б. Маркевич, Ю. Красный, Ф. Збарский, В. Носков и др. Истоки движения «шестидесятников». Детская книга – традиции ленинградской школы (В. Лебедева). Декоративное начало в книжном оформлении, литография, линогравюра (влияние мексиканской графики). Ученики Фаворского – Г. Захаров, И. Голицын.

Реклама в СССР в 50-60-е годы. Рекламные публикации в официальных органах печати. Политические рекламные акции: демонстрации, митинги, «выборы».

60-е годы.

Новое движение в дизайне. Модульная система проектирования сложно-структурных изданий. Графики-прикладники, открытие идей конструктивистов 20-30-х годов, Базельской школы. Собственный дизайнерский подход в промграфике и упаковке. Гравюра на дереве. Опыт швейцарской школы. М. Аникст, М. Жуков, А. Троянкер.



70-е годы.

Легальное диссидентство графической культуры 70-х. Конструктивизм и абстракционизм в книжном оформлении. Функциональный метод проектирования изданий, швейцарский опыт, модульное конструирование, полнообъемное макетирование. М. Аникст «Сетка» А. Хелберта. Выражение внутренней структуры книги в ее внешнем облике. Распространение зарубежного шрифта «Таймс».

Мода на экслибрис. Выставочные варианты, распространение во всем мире. Высокая традиция отечественной школы экслибриса.

Коммерческая реклама в СССР в 70-е -1-й половине 80-х годов в условиях плановой экономики



80-е годы.

Многостилье, сосуществование традиционных и новаторских методик и решений. Книги различных функциональных и жанровых видов.



90-е годы.

Внедрение электронной техники и технологий в полиграфическое производство. Открытие границ, поток информации о последних течениях мирового графического дизайна. Период постмодернистской эклектики.



Первые российские рекламные агентства. Имиджевая реклама 90-х годов. Рекламные ролики на телевидении. Западные влияния и национальный колорит российской рекламы.

Образовательные технологии


При реализации учебной работы предусмотрены следующие формы проведения занятий: изучение теоретического материала по дисциплине (знакомство с основными терминами и понятиями); выполнение заданий по разделам дисциплины.

Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

1.3Тематика заданий текущего контроля


Текущий контроль осуществляется в виде просмотров выполненных работ по темам дисциплины. В ходе данного контроля оценивается качество и количество работ, выполненных студентом.

1.4Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


Самопроверка студентов может быть осуществлена по следующим вопросам:

  1. Область дизайна как вида художественно-творческой деятельности. Основные понятия и разделы дизайна. Истоки и движущие силы развития дизайна. Место дизайна в синтезе искусств.

  2. Протодизайн. Предметный мир в эпоху ремесленного производства. Первобытное общество и Древний мир (Египет, Древняя Греция, Древний Рим).

  3. Декоративно-прикладное искусство Средневековья.

  4. Научные открытия и изобретения 13-16 вв. Развитие оптики, книгопечатание.

  5. Материальная культура эпохи Возрождения. Декоративно-прикладное искусство, машины и механизмы. Леонардо да Винчи.

  6. Дизайн в процессе разделения искусства, ремесла, техники и зарождения промышленного производства.

  7. Декоративно-прикладное искусство барокко и рококо. Русское барокко. Фарфор рококо.

  8. Классицизм. Становление новых принципов развития архитектуры, прикладного искусства, ремесел. Русский классицизм и ампир. Дворцовые ансамбли, мебель, фарфор.

  9. Промышленная революция в Европе. Машинная техника, транспорт, телефон и радио, фотография и кино, бытовые механизмы, воздухоплавание и авиация.

  10. Роль общенациональных и международных торгово-промышленных выставок во второй половине 19 в. Первые теории дизайна. Готфрид Земпер, Джон Раскин, Уильям Моррис.

  11. Стиль модерн и его влияние на развитие дизайна конца 19 – начала 20 в. Национальные школа модерна. Модерн в дизайне среды, в графическом дизайне.

  12. Модерн в России. Средовый дизайн, графический дизайн.

  13. Развитие дизайна и возникновение школ. Ранний американский функционализм, «Чикагская школа». Производственный союз «Веркбунд» в Германии, Питер Беренс и Всеобщая электрическая компания (АЭГ).

  14. Вальтер Гропиус. Баухауз в Ваймаре, Дессау, Берлине. Цели, программа, структура обучения. Архитектура, предметный дизайн, дизайн мебели, графический дизайн.

  15. Неопластицизм П. Мондриана. «Де Стейл»: особенности пластического языка. Универсальность графического и объемного формообразования.

  16. Направления художественного авангарда в Европе и России. Фовизм, кубизм, футуризм, абстракционизм.

  17. Супрематизм К. Малевича. Супрематизм в дизайне. Э. Лисицкий, Суетин и др.

  18. Конструктивизм 20-х годов. Пионеры советского дизайна. Вл. Татлин, А. Родченко, Л. Попова и др. Средовый дизайн, графический дизайн.

  19. Советский плакат 20-30-х годов. Коммерческий, агитационный, киноплакат.

  20. Дизайн в развитии агитационно-массового искусства.

  21. Дизайнерская школа ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа (1920-1930-е гг.).

  22. Функционализм и «интернациональный стиль» в Европе и США между первой и второй мировыми войнами.

  23. Развитие Ар Деко в Европе и США в период между первой и второй мировыми войнами.

  24. «Стримлайн» в США, транспортный дизайн в СССР перед второй мировой войной.

  25. Социалистический ампир. Советский плакат 30-х годов. «Сталинская тема».

  26. Послевоенный дизайн в США. Неофункционализм, элитарный дизайн (стайлинг), «автомобильный» стиль, «органический» дизайн.

  27. Скандинавский дизайн в послевоенный период.

  28. Дизайн в Великобритании, Германии и Франции в послевоенный период.

  29. Итальянский дизайн 50-60-х годов. Стиль «Оливетти». Концепция «бель дизайн» и «радость эксперимента».

  30. Дизайн в СССР после ВОВ. Дизайнерские бюро широкого профиля (Ю. Соловьев). Транспортный дизайн.

  31. 60-70-е годы: поп-дизайн и оп-арт. Футуристический дизайн, «космическое» формообразование. Метаболизм.

  32. 60-70-е годы: Радикальный дизайн, антидизайн. Италия. Студии «Алхимия», «Суперстудио», «Струм». Германия. «Фрог-дизайн».

  33. Концептуальные поиски советских дизайнеров 60-70-х гг. ВННИТЭ. Региональный стайлинг. Развитие системы конструирования. Дизайн-программы. Деятельность центральной экспериментальной школы-студии художественного проектирования. «Сенежская студия».

  34. Постмодернизм в средовом дизайне. США (Р. Вентури, Ч. Мур), Италия («Мемфис»), Германия.

  35. Постмодернизм в средовом дизайне. Франция. Группа «Тальер». Филипп Старк. Жан Поль Готье.

  36. Постмодернизм в средовом дизайне. Австрия (Ханс Холляйн), Великобритания, Япония.

  37. Хай-тек. Франция (Национальный центр искусства и культуры им. Жоржа Помпиду), Великобритания (сэр Норман Фостер, Рон Арад), Испания (С. Калатрава), Австрия (Х. Холляйн), Япония.

  38. Деконструктивизм. Фрэнк Гери, Эрик Оуэн Моос, группа «КООП Химмельблау», Гюнтер Домениг.

  39. Постмодернизм в графическом дизайне. США, Великобритания, Япония.

  40. Характерные особенности развития современного дизайна.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Основная литература


  1. Воронов Н.В. Российский дизайн. Очерки истории отечественного дизайна. ТТ. 1,2. М.: Союз дизайнеров России, 2009

  2. Ковешникова Н.А. История дизайна. М.: Омега-Л, 2011

  3. Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник. Под общ. редакцией Г.Б. Минервина и В.Т. Шимко. М.: Архитектура-С, 2004

  4. Журнал «Мир дизайна» №№ 1995-2009

  5. Лаврентьев А.Н. История дизайна. Учебное пособие. М.: Гадарики, 2011

  6. Михайлов С.М. История дизайна. ТТ.1,2. Учебное пособие для ВУЗов. М.: Союз дизайнеров России, 2008

  7. Назаров Ю.В. Постсоветский дизайн (1987-2000). М.: Союз Дизайнеров России, 2009

  8. Рунге В.Ф. История дизайна, науки и техники. Учебное пособие. Кн. 1. М.: Архитектура-С, 2010

  9. Хан-Магомедов С.О. Конструктивизм – концепция формообразования. М.: Стройиздат, 2011

Дополнительная литература





  1. Бажак К. История фотографии. Возникновение изображения. М., 2003

  2. Барокко. Архитектура. Скульптура. Живопись. Под ред. Р. Томана. Könemann, 2010

  3. Барташевич А.А., Аладова Н.И., Романовский А.М. История интерьера и мебели. Учеб. пос. для студентов ВУЗов. Ростов-на-Дону, 2009

  4. Ботт И.К., Канева М.И. Русская мебель. История. Стили. Мастера. СПб, 2003

  5. Готика. Архитектура. Скульптура. Живопись. Под ред. Р.Томана. Könemann, 2010

  6. Дайксель А, Брандмейер К, Глинтерник Э. Товарный знак в Европе и в России. Вопросы теории и истории. СПб, 2010



Материально-техническое обеспечение дисциплины


Аудиторные занятия проводятся в обычной аудитории, оборудованной проектором.


База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка