Программа дисциплины Основные подходы к изучению прозаического нарратива  для направления 032700. 62 «Филология» подготовки бакалавра




Скачати 174.63 Kb.
Дата конвертації18.04.2016
Розмір174.63 Kb.


Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет филологии



Программа дисциплины

Основные подходы

к изучению прозаического нарратива



для направления 032700.62 «Филология» подготовки бакалавра


Авторы программы:


Лямина Е.Э., канд. филол. наук, профессор, catherine.lyamina@gmail.com

Осповат А.Л., профессор, alex.ospovat@gmail.com

Одобрена на заседании кафедры [Введите название кафедры] «___»____________ 20 г

Зав. кафедрой [Введите И.О. Фамилия]


Рекомендована секцией УМС [Введите название секции УМС] «___»____________ 20 г

Председатель [Введите И.О. Фамилия]


Утверждена УС факультета [Введите название факультета] «___»_____________20 г.

Ученый секретарь [Введите И.О. Фамилия] ________________________ [подпись]

Москва, 2016
Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

1 Область применения и нормативные ссылки
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032700.62 «Филология», изучающих дисциплину «Основные подходы к изучению прозаического нарратива». Программа разработана в соответствии с:

стандартом НИУ-ВШЭ по направлению подготовки 032700.62 «Филология»

рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 032700.62 «Филология», утвержденным в 2012 г.



2 Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Основные подходы к изучению прозаического нарратива» являются:

- формирование у студентов навыков анализа прозаических текстов с учетом особенностей их природы и построения;

- углубление знаний литературоведческой терминологии;

- знакомство студентов с ключевыми подходами к изучению русского прозаического нарратива конца XVIII - XIX в.;

- подготовка к профессиональной деятельности, в том числе к самостоятельной исследовательской работе.



3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:



Знать:

- основные тенденции развития русского прозаического нарратива XIX в., как «победившие», так и «побежденные»;

- основные принципы анализа прозаического текста, средства и терминологию такого анализа;

- важнейшие подходы к изучению прозаического нарратива, существующие в отечественной науке о литературе.



Уметь:

- видеть в тексте различные структурные уровни (фонетический, синтаксический, лексический, сюжетный, стилистический) и единицы, «отвечающие» за каждый из них;

- различать нарративную стратегию автора, ее цель и средства реализации;

- видеть динамику развития нарратива в рамках одного текста / группы текстов одного автора / текстов авторов-современников / текстов разных периодов.



Иметь навыки (приобрести опыт):

- формирования собственного представления о той или иной нарративной стратегии с учетом научной литературы;

- различения за русским прозаическим нарративом европейского фона.
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:


Компетенция

Код по НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способен учиться, приобретать новые знания, умения, в том числе в области, отличной от профессиональной

СК-Б1

Демонстрирует знание основных фактов и тенденций развития русского прозаического нарратива XIX в., интерпретирует их с учетом исследовательской традиции

Интерактивные лекции

Дискуссии на семинарских занятиях



Способен решать проблемы в профессиональной деятельности на основе анализа и синтеза

СК-Б4

Различает в прозаическом тексте русской литературы XIX в. особенности структуры и взаимодействие различных уровней, оценивает объем и содержание исследовательской литературы по проблеме, формулирует свою гипотезу

Интерактивные лекции

Самостоятельная работа (подготовка к семинарам, изучение библиографии)



Способен работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач (в том числе на основе системного подхода)

СК-Б6

Распознает в прозаических текстах русского XIX в. основные тенденции развития нарратива, оценивает степень и специфику их проявленности, привлекает научную литературу, ориентируется в подходах, в ней представленных

Дискуссии на семинарах

Самостоятельная работа (подготовка к семинарам, подготовка рефератов, эссе).



4 Место дисциплины в структуре образовательной программы

Настоящая дисциплина относится к базовой части профессионального цикла дисциплин базового учебного плана.

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

- Правила чтения: техники понимания и интерпретации литературных текстов;

- Ключевые тексты русской литературы XIX и XX веков;

- Теория литературы;

- Русская словесность допетровского времени.

- История русской литературы (Часть I. Русская литература XVIII века. Часть II. Русская литература XIX века).


Для освоения учебной дисциплины студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

Знание:


- компаративной перспективы в освещении русской истории и словесности;

- важнейших подходов к интерпретации литературных текстов;

- теоретико-литературной терминологии.

Способность к структурированию информации, встраивания новых данных в уже намеченную историко-литературную перспективу.

Базовое понимание уровней литературного текста.
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

История русской литературы (Часть III);

История литератур Европы и США;

Научно-исследовательский семинар;

Курсовая работа;

ВКР.


5 Тематический план учебной дисциплины







Название раздела/темы

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семи-нары

1

Вводные замечания; основные термины и понятия. Учительно-книжная модель нарратива («Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева). Новые нарративные принципы («Наталья, боярская дочь» Н.М. Карамзина)

10

2

-

6

2

«Атака стилем»: нарративные стратегии Марлинского (А.А. Бестужева)

10

-

2

6

3

Нарративное экспериментаторство «Повестей Белкина»

10

2

-

6

4

Нарративная эклектика у Пушкина («Пиковая дама»)

10

2

-

6

5

Нарратив плутовского романа («Российский Жилблаз…» В.Т. Нарежного)

10

-

2

4

6

Особенности нарратива «Мертвых душ»

12

2

-

4

7

Л. Добычин – прямой наследник нарратива «Повестей Белкина» и Гоголя в XX в.

12

-

2

4

8

Нарратив русского «семейного» романа второй половины XIX в. в его развитии. Техника косвенного высказывания в повествовании от первого лица («Первая любовь» Тургенева)

10

2

-

6

9

Техника нарративного «растворения» личного в социальном («Обломов» И.А. Гончарова)

10

-

2

6

10

Комплекс нарративных техник (остранение; многоголосие; наложение; «инкрустация» и др.) в эпопее Льва Толстого

12

2

2

6

11

Сказ, «народность» и «квази-народность» в нарративе Лескова («Леди Макбет Мценского уезда»)

10

-

2

6

12

Деградация и разложение дворянской семьи в языке прозы: «семейный» нарратив Салтыкова-Щедрина («Господа Головлевы»)

10

2

2

4

13

Патетика, профетизм, поли-/монофония в нарративе позднего Достоевского («Братья Карамазовы»)

10

-

4

6

14

О любви языком нелюбви («Три года» Чехова)

10

-

2

4







108

14

20

74


6 Формы контроля знаний студентов





Тип контроля

Форма контроля

3 год

Параметры




Текущий

Коллоквиум

3 модуль, 8-9 неделя


Письменная домашняя работа, доклад по ней и его публичное обсуждение

Итоговый

Экзамен

4 модуль






    1. Критерии оценки знаний, навыков


Критерии оценки устных выступлений на коллоквиуме:
Наличие четкой структуры выступления и логики изложения;

Оригинальность;

Доказательность аргументации;

Умение услышать собеседника, отвечать на поставленный вопрос

Стилистическая выдержанность устной речи.


  1. Содержание дисциплины



Тема 1.

Вводные замечания. Объем понятия «нарратив». Основные термины курса (субъект / объект повествования; нарратор; повествовательная прерогатива; «речевые зоны»; нарративная стратегия). Установка на учительно-книжную модель нарратива («Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева); разработка новых принципов повествования, базирующихся на общем (разговорном) языке автора и его аудитории («Наталья, боярская дочь» Н.М. Карамзина).


Тема 2.

Соположение в рамках одного текста мастерски воспроизведенных и многократно утрированных идиолектов разных социальных и ролевых групп (гусарских офицеров; великосветских красавиц; дуэлянтов и т.д.), «сдобренное» узнаваемыми цитатами из русской поэзии – нарративный эксперимент Марлинского («Испытание»). Дальнейшая судьба этого эксперимента в русской прозе.


Тема 3.

Нарративное экспериментаторство «Повестей Белкина». Принципиальная неопределенность субъектного плана, достигаемая постоянной и непредсказуемой миграцией повествовательной прерогативы. Изъятие фигуры надежного нарратора и введение в текст информационного «шума» в свете установки на отказ от литературности.


Тема 4.

Принципиальный эклектизм поздней пушкинской прозы («Пиковая дама»). Агглютинация множества нарративных техник, сложившихся в предшествующей прозе различных жанров («светской», «авантюрной», «таинственной», «картежной» и т.д.); при этом каждая из «слипающихся» техник остается узнаваемой.


Тема 5.

Плутовской роман в стилистической расцветке («Российский Жилблаз, или Похождения князя Гаврилы Симоновича Чистякова» В.Т. Нарежного). Способы передачи разнообразных типов комизма; параллелизм повествования от первого лица и повествования от третьего лица, создающий постоянное напряжение между аморальным протагонистом и морализирующим нарратором.


Тема 6.

Основная особенность нарратива «Мертвых душ»: регулярная смена «фокусного расстояния» между субъектом и объектом повествования. Онтологические «права» любого предмета, попадающего в поле зрения повествователя и эффект нарративной диспропорции. Головокружительная избыточность описания как средство достижения стилистического абсурда.


Тема 7.

«Город Эн» Добычина (1935) наследует от «Повестей Белкина» «мерцающего» нарратора и размытую повествовательную прерогативу, от гоголевского нарратива – постоянно меняющееся соотношение между микро- и макромиром нарратора, одновременно запечатлевающего себя и в детстве, и после его окончания.



Тема 8.

«Первая любовь» Тургенева – опыт перволичного повествования, демонстрирующий технику косвенного высказывания. Новаторство этой формы нарратива обеспечено не обилием намеков и фигур умолчания, но столкновением или совмещением стилистических клише, разработанных в романтической и психологической прозе.


Тема 9.

Роман Гончарова «Обломов» – образец тотальной дескрипции заглавного героя, в поле которой введены едва ли не все его душевные состояния, формы коммуникации и даже окружающая предметная среда. Возникающий эффект свободного течения изображаемой жизни обеспечен постоянной (но далеко не всегда заметной) сменой повествовательных ракурсов и пространственно-временной ориентации текста.


Тема 10.

Один из главных нарративных приемов, используемых Толстым в «Войне и мире», – остранение, подразумевающее выведение предмета описания из обычного восприятия. Обиходная деталь подается с неожиданной точки зрения, а для характеристики персонажа вводится некий словесный знак, многократно и назойливо повторяющийся в тексте романа. Остранение, однако, функционирует в связке с целым веером других повествовательных маневров и техник (наложение; «инкрустация» и др.).


Тема 11.

Фигура сказового нарратора у Лескова («Леди Макбет Мценского уезда») рождается из слияния нескольких стилевых потоков: детализированного повествования о событии, известном лишь локально (в провинциальном городе); эпического возвышения этого события до «шекспировского» масштаба; (квази-)народного и (квази-)фольклорного антуража.


Тема 12.

Характерная для русской и европейской литературы 1870-1880-х гг. тема оскудения и вымирания старинных дворянских родов в нарративе Салтыкова-Щедрина («Господа Головлевы») инструментована одновременно в ключе заостренно-карикатурном (резкие речевые маски персонажей) и премодернистски-обнаженном (трагизм омерзительного, прежде всего в речевом отношении, героя).


Тема 13

Нарративная техника романа Достоевского «Братья Карамазовы» отличается, среди многого прочего, нарушением нормативной связи языковых единиц, зыбкостью значений обиходных лексем и выражений и регулярным уточнением только что данной оценки – вплоть до ее опровержения. Экспрессивная ломка «правильной» формы изложения проявляется и в немотивированных композиционных ходах, и в намеренно противоречивых описаниях главных героев.


Тема 14.

В повести «Три года» – как и вообще в мире Чехова – цепь событий не ведет к очевидному результату, линии героев демонстративно оборваны. В данном случае этот эффект достигается подбором нарративных приемов, имеющих целью, с одной стороны, заполнить текст «ненужными» бытовыми подробностями, а с другой – проблематизировать самые естественные человеческие свойства и реакции.




8 Образовательные технологии

Интерактивные лекции строятся в виде беседы со студентами, а также дискуссий по отдельным вопросам. Семинарские занятия обязательно включают групповые дискуссии, дискуссии с преподавателем, доклады, презентации.



9 Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

    1. Тематика заданий текущего контроля



Примерные задания для письменной работы / вопросы для коллоквиума:

1. Фрагмент «Путешествия из Петербурга в Москву», глава «Зайцово» («В Зайцове на почтовом дворе ~ столь же были тусклы, сколь их прельщали своим блеском»). Вопросы: На какие стилистические образцы ориентирован этот фрагмент из «Путешествия из Петербурга в Москву» Радищева? Укажите наиболее характерные в этом отношение лексические и синтаксические конструкции. Обнаруживаются ли здесь элементы разговорного языка той эпохи?

2. Фрагмент «Натальи, боярской дочери» («Теперь надлежало бы мне описывать ~ будто я их разумею и одно с ними думаю”»). Вопросы: По каким принципам организовано повествование в этом отрывке? Какова функция экспрессивных междометий и частиц? Укажите случаи прямого обращения автора к читателям и охарактеризуйте значение этого приема.

3. Фрагмент романа «Российский Жилблаз…» («В небольшой деревне, стоящей близ рубежа ~ на игривые звезды, и также вздыхала»). Вопросы: Охарактеризуйте общий тон и стиль этого фрагмента. Какую информацию о персонажах передает здесь автор? Укажите повторяющиеся обороты в описаниях персонажах и определите их функцию.



    1. Вопросы для оценки качества освоения дисциплины

На зачете студентам предлагаются два задания. Первое – разбор фрагмента (20-25 строк), относящегося к темам 7–14 (*); каждый такой фрагмент сопровожден тремя-четырьмя вопросами, ответы на которые должны продемонстрировать понимание как общей модели конкретного нарратива, так и особенностей построения данной повествовательной единицы. Второе задание –обсуждение одной из базовых научных работ, входящих в список исследовательской литературы ко всему курсу.


(*) Примечание: тексты для разбора предоставляются без указания авторства; его определение входит в задачу студента. Выбранные фрагменты не обсуждались на лекциях и семинарах и не предлагались для разбора на контрольных работах.
10 Порядок формирования оценок по дисциплине
Оценка по дисциплине «История русской литературы. Ч. I. Русская литература XVIII века» формируется в соответствии с «Положением об организации контроля знаний», утвержденным УС НИУ ВШЭ 29.06.2012 г. (протокол №38).

Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских и практических занятиях: активность студентов в дискуссиях, знания конкретных исторических фактов и политических теорий. Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость.

Накопленная оценка по десятибалльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем - Оаудиторная

Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов: полнота освещения темы, которую студент готовит для выступления на семинаре. Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед промежуточным или итоговым контролем – Осам. работа


Накопленная оценка за текущий контроль на первом этапе освоения «История русской литературы» учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:

Онакопленная 1 = 0,5 Отекущий + 0,3 Оауд + 0,2 Осам.работа



где Отекущий = ·Оэссе
Опромежуточная 1 = q1·Опромежут. контроль (зачет) + q2·Онакопленная 1 этапа
Способ округления промежуточной оценки: арифметический.

11 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

    1. Базовый учебник


Нет.
    1. Обязательная литература



Художественные тексты1:
Разбираемые на занятиях фрагменты помещены в ридерах, предлагаемых студентам к каждому занятию, однако строго обязательным является прочтение всех текстов, из которых эти фрагменты извлечены, целиком.

Радищев А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву.

Карамзин Н.М. Наталья, боярская дочь.

Бестужев-Марлинский А.А. Испытание.

Нарежный В.Т. Российский Жилблаз, или Похождения князя Гаврилы Симоновича Чистякова.

Пушкин А.С. Метель. Пиковая дама.

Гоголь Н.В. Мертвые души.

Добычин Л. Город Эн.

Тургенев И.С. Первая любовь.

Гончаров И.А. Обломов.

Толстой Л.Н. Война и мир.

Лесков Н.С. Леди Макбет Мценского уезда.

Салтыков-Щедрин М.Е. Господа Головлевы.

Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы.

Чехов А.П. Три года.

Исследовательская литература:
Роболи Т. Литература «путешествий» // «Младоформалисты»: Русская проза. СПб, 2007. С. 104-127.

Алексеев А.А. Старое и новое в языке Радищева // XVIII век. Сб. 12. Л., 1977. С.99-112, или: Алексеев А.А.Очерки и этюды по истории литературного языка в России. СПб., 2013. С. 316-330.

Скипина К. О чувствительной повести [1926]. – «Младоформалисты»: Русская проза. СПб, 2007. С. 10-31.

Виноградов В.В. Проблема Карамзина в истории стилей русской литературы // Виноградов В.В. Язык и стиль русских писателей: от Карамзина до Гоголя. М., 1990. С. 5-23; или: Виноградов В.В. Проблема авторства и теория стилей. М., 1961. С. 221-245.

Базанов В. Спор [Марлинского] с Пушкиным // Базанов В. Очерки декабристской литературы: публицистика; проза; критика. М.-Л., 1953. С. 406-418.

Виноградов В.В. Стиль Пушкина. М., 1941. С.552-560,564-565;или: Виноградов В.В. Стиль и композиция повести Пушкина «Метель» // Книга спорит с фильмом. VII. М., 1973. С. 244-264.

Шмид В. Проза Пушкина в поэтическом прочтении: «Повести Белкина» и «Пиковая дама». Изд. 2-е. СПб., 2013. Часть II, глава III, Часть III, глава 2.

Манн Ю.В. У истоков русского романа // Нарежный В.Т. Сочинения в 2 т. М., 1983. Т. 1.

Слонимский А. Техника комического у Гоголя. Пг., 1923.

Щеглов Ю.К. Заметки о прозе Леонида Добычина: «Город Эн» // Щеглов Ю.К. Проза. Поэзия. Поэтика: Избранные работы. М., 2012. ■

Бицилли П.М. К вопросу о внутренней форме романа Достоевского // Бицилли П.М. Избранные труды по филологии. М., 1996.

Лихачев Д.С. «Небрежение словом» у Достоевского // Достоевский: Материалы и исследования. 2. Л., 1976.

Шкловский В. Матерьял и стиль в романе Льва Толстого «Война и мир». М., 1928.

Бочаров С. Роман Л. Толстого «Война и мир». Изд. 4-е. М., 1987.
    1. Дополнительная литература


Томашевский Б.В. Стилистика // Томашевский Б.В. Стилистика и стихосложение. Л, 1959.

Виноградов В.В. Сюжет и стиль. М., 1963.

Эйхенбаум Б. О прозе. Л., 1969.

Шмид В. Нарратология. Изд.2-е. М., 2008.


12 Материально-техническое обеспечение дисциплины

Ноутбук с выходом в интернет, проектор.




1 Все поименованные источники доступны на сайтах: Фундаментальной электронной библиотеки: feb-web.ru, Русской Виртуальной библиотеки: rvb.ru и др. крупных электронных библиотек.



База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка