Программа электива по клинической биохимии для студентов 2 курса лечебного факультета (4 семестр)




Скачати 389.9 Kb.
Сторінка1/2
Дата конвертації21.04.2016
Розмір389.9 Kb.
  1   2
ГБОУ ВПО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВА

ПО КЛИНИЧЕСКОЙ БИОХИМИИ

для студентов 2 курса лечебного факультета (4 семестр)

Уровень основной образовательной программы Специалист

Направление подготовки (специальность) Лечебное дело
Формы обучения: очная

Срок освоения ООП: очная –6 лет


Кафедра биохимии ЛФ

Москва



1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОВЕДЕНИЯ ЭЛЕКТИВА ПО КЛИНИЧЕСКОЙ БИОХИМИИ
Цель электива: углубленное изучение молекулярных основ биологических процессов в норме и при некоторых патологиях, механизмов регуляции метаболизма, а также расширение знаний в новых областях биохимии и медицины; выявление причин метаболических изменений в организме при некоторых патологических состояниях, механизмы регуляции метаболических процессов, которые необходимых для диагностики и разработки современных профилактических и лечебных мероприятий.
Задачи электива:

1. сформировать у студентов представления о молекулярных механизмах нормальных и некоторых патологических процессов, развивающихся в организме;

2. развить навыки применения биохимических знаний к пониманию молекулярных механизмов патогенеза заболеваний и принципов лечебного воздействия; навыки оценки диагностической и прогностической значимости результатов биохимического анализа биологических жидкостей;

3. сформировать у студентов умение анализировать современные данные биохимических исследований и использовать их для объяснения характера возникающих в организме человека изменений, и умение применять полученные знания при решении клинических задач;

4. выработать навыки аналитической работы с научно-биохимической и нормативно-справочной литературой, с информационными технологиями и диагностическими методами исследования.
2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ЭЛЕКТИВА (КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО КЛИНИЧЕСКОЙ БИОХИМИИ)

В результате освоения элективного курса по клинической биохимии обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:



Знать: физико-химические аспекты важнейших биохимических процессов в организме, особенности метаболизма в органах и тканях, принципы гормональной регуляции, биохимические основы развития некоторых наиболее важных патологических процессов, диагностические параметры биологических сред организма, характеризующих метаболизм в норме и патологии

Уметь: прогнозировать результаты химических процессов, протекающих в организме, используя теоретические положения;

– объяснять молекулярные механизмы нарушений метаболизма при некоторых наследственных и приобретенных заболеваниях;

– анализировать и объяснять значение биохимических показателей биологических сред организма, объяснять действие лекарственных препаратов;

– научно обосновывать наблюдаемые явления;

– решать тестовые задания и ситуационные задачи на основе теоретических знаний

– пропагандировать приоритетные достижения отечественных ученых в области биохимии.



Владеть/быть в состоянии продемонстрировать/:

– навыками биохимического мышления, применения биохимических знаний к пониманию молекулярных механизмов патогенеза и выявлению молекулярных мишеней для лечения заболеваний.



- представлениями о возможностях глобальной системы Интернет в поиске новейшей биохимической и клинико-биохимической информации (ресурсы систем SWISS-PROT, ENZYME, Medline, PubMed и других).
3. ОБЪЕМ ЭЛЕКТИВА И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ


Вид учебной работы

Всего

часов




4 семестр

1. Общая трудоемкость электива

36

2. Аудиторные занятия (всего)

24

в том числе:

- лекции (Л)


6


- практические занятия (ПЗ)

18

3. Самостоятельная работа студентов (СРС) (всего)

в том числе:

подготовка к занятиям

подготовка к тестированию

разбор ситуационных задач

рефераты


12
3

3

3



3

4. Формы текущего контроля

тестирование по темам курса,

решение ситуационных задач



5. Вид итогового контроля

зачет


4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Общая трудоемкость элективного курса составляет 36 часа, из них аудиторные занятия – 24, самостоятельная работа –12 часа.







Раздел

электива

виды учебной работы, включая СРС

трудоемкость (в часах)

Содержание разделов электива и формы

текущего контроля



Сем-р

Л

ПР

СРС




1

Строение и функции белков

2

1

1-

-

Аминокислоты организма, важнейшие непротеиногенные аминокислоты – орнитин и гомоцистеин их роль в норме и патологии, гомоцистеиновая концепция атерогенеза. Белки плазмы крови в норме и патологии. Уровни строения белков, приобретение четвертичной структуры как усложнение функции белка, положительный кооперативный эффект в молекуле гемоглобина. Нарушение конформации белков как причина некоторых заболеваний. Болезнь Кройнцфельда-Якоба – прионовое заболевание и болезнь Альцгеймера как заболевание связанное недостаточностью шаперонов низкой молекулярной массы. Роль ацетилирования тау-белка в патогенезе болезни Альцгеймера.

Тестирование.



2


Биохимия витаминов и коферментов

Ферменты


3




1

2

Незаменимые факторы питания, витамины и микроэлементы, образование коферментов в организме и их связь с ферментными системами.. Заболевания и нарушения метаболизма при авитаминозах. Синергизм действия витаминов и коферментов. Неферментативные антиоксиданты – витамины С и Е –механизм действия; Кинетика ферментативных реакций. Виды регуляция активности ферментов. Энзимодиагностика и энзимопатии.
Тестирование.

3


Биологическое окисление

Окислительное фосфорилирова-ние



5

1

2

2

Общий путь катаболизма,главные циклические митохондриальные процессы – пируватдегидрогеназный комплекс и цикл трикарбоновых кислот их значение, регуляция, зависимость от О2 и нарушения при диабете.

Окислительное фосфорилирование как последовательное преобразование энергии электронов в энергию хим связи в молекуле АТФ; активные формы кислорода, ферментативные антиоксиданты, сопряжение окисления и фосфорилирования. Цитохром С как внутриклеточный индуктор апоптоза при нарушении окислительного фосфорилирования. Митохондриальные заболевания, обусловленные дефектами электронного транспорта и окислительного фосфорилирования.

Тестирование.





Биохимия сигнальных систем

5

1

2

2

Типы межклеточной сигнализации. Специфичность сигналов. Первичные мессенджеры, их виды и классификации.

Рецепторы клеточной поверхности: сопряженные с G белками, регулируемые ионными каналами, ассоциированные с тирозинкиназой, каталитические рецепторы. Классификация рецепторов по количеству трансмембранных сегментов (интегральные белки, каталитические,

олигомерные ионные каналы). Рецепторные тирозинкиназы, механизм трансмембранной передачи (белки GRB-2, SOS, RAS). Рецепторы связанные с G-белками. Трансмембранная передача сигнала с участием фосфолипазы С. Са-связывающие белки, классификация. Семейство EF-hand-белков. Семейство аннексинов. Са-запасающие белки. Внутриядерный этап передачи через рецепторы, сопряженные с G-белками и РТП. Оксид азота, его роль в регуляции сосудистого тонуса и при воспалении. Эндокринные заболевания (сахарный диабет, гипо- и гипертиреоз, др.). Тестирование.


7


Обмен углеводов

7

1

4

2

Особенности углеводного обмена в организме, процессы углеводного обмена, их значение в норме и при патологии. Токсичное действие глюкозы (диабет) и патологическое гликозилирование (гликирование) белков крови и токсичное действие фруктозы (артериальная гипертензия). Галактоземия, фруктоземия

Тестирование.



8

Обмен липидов

7

1

4

2

Особенности обмена липидов в организме, их значение в норме и при патологии. Основные этапы синтеза холестерина, его регуляция и транспорт. Роль липопротеинов высокой и низкой плотности. Атеросклероз – как результат нарушения регуляции синтеза холестерина в организме. Частные проявления атеросклероза: ИБС, инфаркты и инсульты. Патогенетически обоснованная терапия атеросклероза (статины)

Тестирование. Заслушивание рефератов.



9

Обмен белков

7

1

4

2

Особенности обмена белков, избыточные свободные аминокислоты, дезаминирование аминокислот, роль пиридоксалевых ферментов. Взаимные превращения белков, углеводов и липидов.

Нарушения цикла мочевины, гипераммонемии. Болезнь Паркинсона как нарушение синтеза катехоламинов. Фенилкетонурия. Подагра. Болезнь Леша-Нихана. Оротоацидурия.

Тестирование. Заслушивание рефератов.

Проставление зачета.



5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Лекции:

Использование мультимедийного представления с элементами анимации, активного диалога с аудиторией, доски с мелом.



Аудиторные (практические) занятия:

  1. Интерактивное обсуждение заданий по подготовке к занятию с коррекцией преподавателя,

  2. Самостоятельная аудиторная работа студента на занятии, в процессе которой он интерактивно сотрудничает с соседями, и при необходимости обращается за консультацией к преподавателю,

  3. Контроль за усвоением темы занятия (в виде теста) с последующим интерактивным обсуждением результатов (на следующем занятии).

Самостоятельная внеаудиторная работа студента:

  1. Подготовка к тестированию,

  2. Изучение и проработка элективных тем курса, заинтересовавших студента, с использованием рекомендуемой литературы и интернета,

  3. Написание и обсуждение рефератов на избранные темы по современным проблемам биохимии.

6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО ТЕСТОВОГО КОНТРОЛЯ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Текущий контроль

Текущий контроль, предназначенный для проверки степени усвоения текущего материала, может осуществляться в виде устных вопросов, тестового контроля или письменной контрольной работы, включающей одну или несколько ситуационных задач.



I. Примеры вопросов тестового контроля по элективному курсу:

1. Выберите правильный ответ:

1. Понятие «шапероны» обозначает:

А)

Участок полипептидной цепи.

Б)

Специализированный белок.

В)

Комплекс РНК-аминокислота.

Г)

Денатурирующий агент.

Д)

Фрагменты ДНК.

Ответ: Б).
2. Содержание какой аминокислоты в молекуле коллагена составляет одну треть?

А)

Глицин.

Б)

Гистидин.

В)

Глутамин.

Г)

Глутамат.

Д)

Гомоцистеин.


Ответ: А).

3. С чем связывается конкурентный ингибитор?

А). Субстрат реакции

Б). Продукт реакции

В). Активный центр фермента

Г). Кофермент

Д). Аллостерический центр фермента

Ответ: В).

4. Коферментом дегидрогеназ является:

А). Тиаминпирофосфат

Б). Биоцитин

В). Пиридоксальфосфат

Г). КоА-SH

Д). ФАД

Ответ: Д).
5. Конечным акцептором электронов, переносимых по дыхательной цепи является:
А) Молекулярный кислород

Б) Молекулярный водород

В) Перекись водорода

Г) Ион водорода

Д) Молекула воды
Ответ: Б).


6. Какой фермент лимитирует скорость синтеза холестерина и является мишенью для гипохолестеринемиического препарата при лечении атеросклероза?




А) β-гидрокси-β-метилглутарил-КоА-синтаза.







Б) β-гидрокси-β-метилглутарил-КоА-лиаза.







В) Ацетил-КоА-ацетилтрансфераза.







Г) β-гидрокси-β-метилглутарил-КоА-редуктаза.







Д) Ацетил-КоА-карбоксилаза.




Ответ: Г).

II. Примеры ситуационных задач по биологической химии:

1. Уровень гамма-глутамилтранспептидазы в сыворотке крови пациента оказался

повышенным. Ваш комментарий.



Ответ. Микросомальный фермент, участвующий в обмене аминокислот. Катализирует перенос гамма-глутамилового остатка с пептида или пептидоподобного вещества, содержащего концевой глутаматный остаток, на аминокислоту, другой пептид, или иную субстратную молекулу. Наибольшая удельная активность энзима обнаруживается в почках (в 7000 раз выше, чем в сыворотке крови), печени (в норме – в 200-500 раз больше, чем в сыворотке крови) и поджелудочной железе. Незначительная активность ГГТ регистрируется также в кишечнике, мозге, сердце, селезенке, простате. В клетке фермент локализован в мембране, лизосомах и цитоплазме, причем мембранная локализация ГГТ характерна для клеток с высокой секреторной, экскреторной или реабсорбционной способностью. У новорожденных и детей до 6 месяцев, в связи с особенностями метаболизма, уровни этого фермента превышают значения этого показателя у взрослых в 2-4 раза. Половые различия также оказывают влияние на уровень фермента, начиная с подросткового возраста. У подростков от 13 до 17 лет, равно как и у взрослых, референсные значения активности ГГТ для женщин на 20-25% ниже, чем для мужчин. Несмотря на то, что активность фермента наиболее высока в почках, источник сывороточной активности ГГТ – преимущественно гепатобилиарная система, и увеличение значений ГГТ в сыворотке – наиболее чувствительный лабораторный показатель при заболеваниях гепатобилиарной системы (маркер холестаза). Активность ГГТ сыворотки возрастает при всех формах заболеваний печени. Она наиболее высока в случаях обструктивных поражений печени (внутри- или постпеченочной закупорки), достигая повышения в 5-30 раз от нормальных значений. Это более чувствительный показатель патологии печени, чем АЛТ и ACT в диагностике механической желтухи, холангитов и холециститов. Повышение ГГТ в этих случаях наблюдается раньше и сохраняется дольше, чем других печеночных ферментов.

Умеренное повышение ГГТ наблюдается при инфекционных гепатитах (в 2-5 раз выше

нормы) – в этих случаях определение ГГТ менее полезно, чем АЛТ и ACT

2. В сыворотке крови женщины 75 лет уровень триглицеридов 2,5 ммоль/л, глюкозы 8,5

ммоль/л, ХС-ЛПВП 1,5 ммоль/л. Ваш комментарий.



Ответ. Триглицериды (ТГ) или нейтральные жиры — это производные глицерина и высших жирных кислот. Триглицериды — главный источник энергии для клеток. Триглицериды поступают в наш организм с пищей, синтезируются в жировой ткани, печени и кишечнике. Уровень триглицеридов в крови зависит от возраста человека. Анализ триглицеридов используют в диагностике атеросклероза и многих других заболеваний. Норма – до 2 ммоль\л Нормы уровня холестерина ЛПВП для мужчин — 0,7—1,73 ммоль/л, для женщин уровень холестерина крови в норме- 0,86—2,28 ммоль/л.

Глюкоза — основной показатель углеводного обмена. Более половины энергии, которую

расходует наш организм, образуется за счет окисления глюкозы. Определение глюкозы —

обязательный этап в диагностике сахарного диабета. Концентрация глюкозы в крови регулируется гормонами: инсулин является основным гормоном поджелудочной железы. При его недостатке уровень глюкозы в крови повышается, клетки голодают.

Норма глюкозы у детей до 14 лет — 3,33 — 5,55 ммоль/л, у взрослых норма глюкозы в крови — 3,89 — 5,83 ммоль/л, с 60 лет уровень глюкозы в норме возрастает до 6,38 ммоль/л.Повышенное содержание глюкозы указывает на гипергликемию (диабет), а повышенное содержание тагов и холестерина указывает на развитие атеросклероза
3. При исследовании крови пациента было обнаружено повышенное содержание

креатинфосфокиназы (КФК-МВ). Ваш комментарий.



Ответ. Креатинфосфокиназа (КФК) Креатинфосфокиназа (КФК) — фермент, участвующий в реакциях энергообразования и содержащийся в наибольшем количестве в сердечной и скелетной мускулатуре. Чаще всего анализ активности этого фермента проводят при инфаркте миокарда, так как он очень чувствителен и специфичен. Нормальная активность в сыворотке крови — до 100 нМ/с л или до 6 ME. Повышение активности отмечается при различных повреждениях сердечной и скелетной мускулатуры — инфаркте миокарда, миокардите, аритмии сердца, прогрессирующей мышечной дистрофии, а также при нарушении мозгового кровообращения, интенсивной нагрузке, приеме алкоголя и некоторых лекарств. Практически все ферменты имеют молекулярные разновидности — изоферменты. У каждого фермента имеется их определенное количество — от 2-х до 10. Определение изоферментовПрактически все ферменты имеют молекулярные разновидности — изоферменты. У каждого фермента имеется их определенное количество — от 2-х до 10. Определение изоферментов — достаточно сложный анализ, который проводится не во всех лабораториях, однако он значительно более информативен, чем общая активность. У КФК имеется 3 изоформы. В норме они имеют соотношение: I(BB) — 0 —следы, II(MB) - 4-6%, III(MM) — 94-96%. Увеличение II (MB) изоформы происходит в течение первых суток после инфаркта миокарда и 100% подтверждает этот диагноз, однако уже через 2-3 суток происходит нормализация активности фермента, и спустя 2-3 дня после развития инфаркта такой анализ уже не

назначается.

4. При определении содержания общего билирубина в крови у пациента его уровень

оказался равным 45 мкмоль/л. Ваш комментарий.



Ответ. Нормы общего билирубина: 3,4 — 17,1 мкмоль/л — для взрослых и детей (кроме периода новорожденности). У новорожденных билирубин высокий всегда — это так называемая физиологическая желтуха. Повышенный билирубин — симптом следующих нарушений в деятельности организма: недостаток витамина В12 острые и хронические заболевания печени, рак печени, гепатит, первичный цирроз печени, токсическое, алкогольное, лекарственное отравление печени, желчнокаменная болезнь. Повышение уровня общего билирубина в крови (гипербилирубинемия) свыше 27 – 34 мкмоль/л приводит к связыванию его эластическими волокнами кожи и конъюнктивы, что проявляется желтушным окрашиванием. Тяжесть желтухи обычно соответствует уровню

билирубинемии (легкая форма - до 85 мкмоль/л, среднетяжелая - 86-169 мкмоль/л, тяжелая форма - свыше 170 мкмоль/л). В клинической практике наиболее широкое распространение получило деление желтух на гемолитические, паренхиматозные и обтурационные. Для дифференциальной диагностики желтух используют комплекс пигментных тестов - определение концентрации в крови общего, прямого билирубина (и оценку по их разности уровня непрямого билирубина), а также определение концентрации в моче уробилиногена и билирубина.


5. При определении содержания мочевой кислоты в плазме крови ее количество

оказалось равным 1,8 ммоль/л ( норма до 0,42 ммоль/л). Ваш комментарий.



Ответ. Повышение мочевой кислоты или гиперурикемия — основной симптом первичной

и вторичной подагры. В диагностике подагры анализ мочевой кислоты имеет важное значение. Поскольку первичная подагра может протекать бессимптомно, проявляясь только в повышении уровня мочевой кислоты. Вторичная подагра может быть вызвана нарушениями в работе почек, злокачественными образованиями, разрушениями тканей или голоданием. Первичная подагра развивается на фоне замедления вывода мочевой кислоты из организма или при преизбыточном синтезе мочевой кислоты. Кристаллы мочевой кислоты могут откладываться в суставах, подкожной клетчатке, почках. В результате развивается подагра, хронический артрит. Гиперурикемия вследствие вторичной подагры наблюдается при таких заболеваниях, как: лейкоз, лимфома анемия, вызванная дефицитом витамина В12 некоторые острые инфекции (пневмония, скарлатина, туберкулез) заболевания печени и желчных путей сахарный диабет хроническая экзема псориаз крапивница заболевания почек токсикоз у беременных ацидоз вторичная «подагра алкоголика» (острое алкогольное отравление). Уровень мочевой кислоты в крови повышается после физической нагрузки, приема алкоголя и при длительном голодании. Рост содержания мочевой кислоты может быть у людей, чья пища богата жирами и углеводами. Снижение уровня мочевой кислоты (гипоурикемия) наблюдается при: болезнь Вильсона-Коновалова синдром Фанкони диета, бедная нуклеиновыми кислотами

На понижение или повышение мочевой кислоты может оказать влияние прием некоторых

медицинский препаратов (диуретиков и др.).



III. Примерные темы рефератов:

  1. Причины и механизмы сахарного диабета.

  2. Системы антиоксидантной и антибактериальной защиты организма.

  3. Прионовые заболевания человека и животных.

  4. Нарушение обмена гомоцистеина и поражение сосудов.

  5. Происхождение свободных радикалов в организме и защитные механизмы.

  6. Нарушения регуляции синтеза холестерина – ведущая причина атеросклероза.

  7. Значение гликозилирования белков в норме и патологии.

  8. Происхождение лакто- и кетоацидозов в организме.

  9. Обмен ганглиозидов и его значение для работы клеточных рецепторов.

  10. Особенности синтеза и распада пуриновых нуклеотидов.



7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

Литература:

1. Бочков В.Н., Добровольский А.Б., Кушлинский Н.Е., Логинов В.А., Панченко Е.П., Титов 3. В.Н., Ткачук В.А. «Клиническая биохимия», М., ГЭОТАР-Медиа, 2008, 264с.

2. Камышников В.С. «Клинические лабораторные тесты и их диагностические профили», М., Медпресс-информ, 2007, 320с.

3. Северин Е.С. «Биохимия с упражнениями и задачами», М., ГЭОТАР – Медиа, 2008, 384с.

4. Таганович А.Д., Олецкий Э.И., Котович И.Л. «Патологическая биохимия» М., БИНОМ, 2013, 448с.

5. Кухта В.К., Морозкина Т.С., Олецкий Э.И., Таганович А.Д. «Биологическая химия» М., БИНОМ, 2008, 688 С.

6. Нельсон Д., Кокс М. «Основы биохимии Ленинджера» М., БИНОМ, 2011, 694.

Программное обеспечение и Интернет-ресурсы

1. Методические материалы (рабочая программа электива, лекционные материалы, методическое обеспечение, материалы для подготовки к тестированию).

2. Дополнительные информационные ресурсы.

www.humbio.ru база знаний по биологии человека ИМГ РАН

http://ru.wikipedia.org Википедия (энциклопедия)

www.medbiol.ru

http://www.alhimikov.net Алхимиков нет — справочная и учебная информация по общей химии и смежным дисциплинам
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА


              1. Лекционные аудитории.

2. Мультимедиа-проекторы, ноутбуки.

3. Методические материалы для студентов, включающие в себя:


– содержание теоретического материала с указанием источника;
–содержание разделов, выносимых на самостоятельную проработку, с указанием источника;
– ситуационные задачи и наборы заданий для самостоятельной аудиторной работы студентов; примеры тестовых заданий;
Большая часть заданий снабжена ответами для самопроверки.

4. Демонстрационные таблицы и плакаты по основным разделам программы.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций ПрООП ВПО по специальности …………………………...

Разработчики:

зав. каф. биохимии, профессор, член-корр. РАН Терентьев А.А.

зав.уч. частью каф. биохимии, доцент , к.м.н. Тагирова А.К.

доцент,к.м.н. Кузнецова М.Н.

профессор каф. биохимии, д.б.н. Казимирский А.Н.








Лист ежегодного утверждения программы электива по биохимии
Программа электива:

одобрена на 2013/2014 учебный год. Протокол № ___ заседания кафедры

от “___”_________ 2013 г.

Зав. кафедрой__________________________________________________

Зав. уч. частью_________________________________________________
Программа электива:

одобрена на 20__/20__ учебный год. Протокол № ___ заседания кафедры

от “___”_________ 20___ г.

Зав. кафедрой__________________________________________________

Зав. уч. частью_________________________________________________
Программа электива:

одобрена на 20__/20__ учебный год. Протокол № ___ заседания кафедры

от “___”_________ 20___ г.

Зав. кафедрой__________________________________________________

Зав. уч. частью_________________________________________________
Программа электива:

одобрена на 20__/20__ учебный год. Протокол № ___ заседания кафедры

от “___”_________ 20___ г.

Зав. кафедрой__________________________________________________

Зав. уч. частью____________________________________

ГБОУ ВПО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВА

ПО КЛИНИЧЕСКОЙ БИОХИМИИ И БИОМАРКЕРАМ

для студентов 6 курса лечебного факультета (11 семестр)

Уровень основной образовательной программы Специалист

Направление подготовки (специальность) Лечебное дело
Формы обучения: очная

Срок освоения ООП: очная –6 лет


Кафедра биохимии ЛФ

Москва


1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОВЕДЕНИЯ ЭЛЕКТИВА ПО КЛИНИЧЕСКОЙ БИОХИМИИ И МАРКЕРАМ
Цель электива: углубленное изучение молекулярных основ биологических процессов в норме и при некоторых патологиях, механизмов регуляции метаболизма, а также расширение знаний в новых областях биохимии и медицины; выявление причин метаболических изменений в организме при некоторых патологических состояниях, механизмы регуляции метаболических процессов, которые необходимых для диагностики и разработки современных профилактических и лечебных мероприятий.
Задачи электива:

1. сформировать у студентов представления о молекулярных механизмах нормальных и некоторых патологических процессов, развивающихся в организме;

2. развить навыки применения биохимических знаний к пониманию молекулярных механизмов патогенеза заболеваний и принципов лечебного воздействия; навыки оценки диагностической и прогностической значимости результатов биохимического анализа биологических жидкостей;

3. сформировать у студентов умение анализировать современные данные биохимических исследований и использовать их для объяснения характера возникающих в организме человека изменений, и умение применять полученные знания при решении клинических задач;

4. выработать навыки аналитической работы с научно-биохимической и нормативно-справочной литературой, с информационными технологиями и диагностическими методами исследования.
2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ЭЛЕКТИВА (КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО БИОХИМИИ)

В результате освоения элективного курса по биохимии обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:



Знать: физико-химические аспекты важнейших биохимических процессов в организме, особенности метаболизма в органах и тканях, принципы гормональной регуляции, биохимические основы развития некоторых наиболее важных патологических процессов, диагностические параметры биологических сред организма, характеризующих метаболизм в норме и патологии

Уметь: прогнозировать результаты химических процессов, протекающих в организме, используя теоретические положения;

– объяснять молекулярные механизмы нарушений метаболизма при некоторых наследственных и приобретенных заболеваниях;

– анализировать и объяснять значение биохимических показателей биологических сред организма, объяснять действие лекарственных препаратов;

– научно обосновывать наблюдаемые явления;

– решать тестовые задания и ситуационные задачи на основе теоретических знаний

– пропагандировать приоритетные достижения отечественных ученых в области биохимии.



Владеть/быть в состоянии продемонстрировать/:

– навыками биохимического мышления, применения биохимических знаний к пониманию молекулярных механизмов патогенеза и выявлению молекулярных мишеней для лечения заболеваний.



- представлениями о возможностях глобальной системы Интернет в поиске новейшей биохимической и клинико-биохимической информации (ресурсы систем SWISS-PROT, ENZYME, Medline, PubMed и других).
3. ОБЪЕМ ЭЛЕКТИВА И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ


Вид учебной работы

Всего

часов




11 семестр

1. Общая трудоемкость электива

72

2. Аудиторные занятия (всего)

48

в том числе:

- лекции (Л)


12


- практические занятия (ПЗ)

36

3. Самостоятельная работа студентов (СРС) (всего)

в том числе:

подготовка к занятиям

подготовка к тестированию

разбор ситуационных задач

рефераты


24

6

6



6

6


4. Формы текущего контроля

тестирование по темам курса,

решение ситуационных задач



5. Вид итогового контроля

зачет
  1   2


База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка