Программа по формированию экологической культуры и здоровому безопасному образу жизни




Сторінка1/5
Дата конвертації22.04.2016
Розмір0.75 Mb.
  1   2   3   4   5



Муниципальное образовательное учреждение

«Кустаревская средняя общеобразовательная школа »



«Принято»

на заседании совета школы

Протокол №4 от 22.05.2014г.




«Утверждаю»

Директор


МОУ «Кустаревская СОШ»

________________

Пузырева О.А.

Приказ № 51/1 от 29.05.2014 г.





Программа

по формированию экологической культуры и здоровому

безопасному образу жизни

на 2014-2017 г.г.

 


2014 год

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка

2. Цели и задачи программы

3. Сроки и этапы реализации программы

4. Участники программы:

5. Функции различных категорий работников школы


6. Основные направления деятельности программы

7. Реализация основных направлений программы

8. Здоровьесберегающие образовательные технологии


9. Применение разнообразных форм работы

10. Прогнозируемая модель личности ученика

11. Ожидаемые конечные результаты программы

12. Методы контроля над реализацией программы

13. План деятельности по реализации программы

14. Список литературы

15. Приложения




ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ «Ступеньки к здоровью»


Учреждение

Муниципальное образовательное учреждение «Кустаревская средняя общеобразовательная школа»

Юридический и почтовый адрес

e-mail:

ул. Заводская, д.31, п. Кустарёвка, Сасовский район, Рязанская область, 391450 тел. (49133) 9-06-89,

E-mail: kustarevka-school@rambler.ru



Наименование Программы

Программа по формированию экологической культуры и здоровому

безопасному образу жизни «Ступеньки к здоровью»



Руководитель программы

Пузырева Ольга Александровна, директор МОУ «Кустаревская СОШ»

Разработчик

Программы

Гималова Т.М, зам.директора по ВР

Кем утверждена программа

Cоветом школы.

Заказчики

Программы

Родительская общественность, педагогический коллектив, социум

Исполнители

Программы

Администрация ОУ, педагогический коллектив ОУ, ученический коллектив, родительская общественность.

Основания

для разработки Программы

Закон Российской Федерации «Об образовании»

Федеральный Закон «Об утверждении Федеральной программы развития образования»

Приоритетный национальный проект «Образование»

Федеральная целевая программа развития образования

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»


Срок действия Программы

2014-2017 гг.


Основная цель


  • Сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Формирование у обучающихся понимания значимости сохранения, укрепления здоровья и навыков здорового образа жизни.

Основные задачи

  • Формировать у школьников через цикл учебных дисциплин и внеурочную деятельность системы знаний о здоровьесбережении, мотивации на сохранение здоровья

  • Создать информационный банк о состоянии здоровья школьников;

  • Вести просветительскую работу с обучающимися, родителями;

  • Осваивать педагогам новые методы деятельности в процессе обучения школьников, использовать технологии урока, сберегающие здоровье учащихся.

Приоритетные направления программы

  1. Медицинское

  2. Диагностическое

  3. Психолого-педагогическое

  4. Спортивно-оздоровительное

Ожидаемые

результаты

Программы

  • Снижение заболеваемости острыми респираторными заболеваниями

  • Повышение уровня физической подготовки школьников

  • Повышение мотивации к учебной деятельности, к соблюдению основ техники безопасности, к экологической культуре

  • Повышение уровня знаний по вопросам здоровьесбережения

Управление программой

Управление реализацией Программы «Ступеньки здоровья» на

2014-2017 гг. осуществляется администрацией школы.






  1. Пояснительная записка

В соответствии с законом РФ “Об образовании” здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.

Развитие школы идет по пути интенсификации, увеличения физических и психических нагрузок на ребенка. И сегодня уже необходимо говорить о начале глобальной катастрофы всей современной цивилизации. По данным НИИ педиатрии:



  • 14 % детей практически здоровы;

  • 50 % детей имеют отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата;

  • 35 – 40 % детей страдают хроническими заболеваниями.

Необходимо создание условий, направленных на укрепление здоровья и привитие навыков здорового образа жизни, сохранение здоровья физического, психического и духовного. Следует обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Обозначая цели деятельности по здоровьесбережению, мы исходили из полученных сведений о фактическом состоянии здоровья обучающихся: Наблюдение за состоянием здоровья учащихся, подкреплённые диагнозами предоставленных медицинских справок, свидетельствует о том, что количество абсолютно здоровых детей и подростков идёт на спад, наблюдается рост количества учащихся с сосудистыми заболеваниями, органов зрения и нервной системы.


Основными факторами, оказывающими существенное влияние на состояние здоровья детей, являются:

− неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;

- наследственность;

− активно формируемые в школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек ( в том числе и вредных);

−  особенности отношения обучающихся к своему здоровью, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы, неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью;

- пренебрежение к соблюдению правил безопасного поведения;

- факторы внутришкольной среды, влияющие на здоровье ученика: недостаточное освещение, дефицит двигательной активности, недостаток релаксации во время пребывания в образовательном учреждении, интенсификация образования, введение средств обучения, основанных на новых информационных технологиях.

Работа по здоровьесбережению велась в нашей школе и до принятия Программы, но не комплексно. Были достигнуты следующие результаты:

1. Созданы условия для охраны здоровья и полноценного питания .

2. Проводится вакцинация. Отмечается снижение заболеваемости среди учителей и сотрудников школы.

3. Действует запрет на курение на территории школы, что является важным элементом пропаганды здорового образа жизни.

4. В целях профилактики в школе проводятся антинаркотические акции, мероприятия, приуроченные к Всемирному дню борьбы со СПИДом, ко Дню борьбы с курением.

5. В системе физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий школы самыми массовыми являются осенние и весенние Дни Здоровья.

6. Организация образовательного процесса строится с учетом гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (контроль объёма домашнего задания, экспертиза СЭН расписания уроков).
Однако есть недостатки:

- нерегулярно организуются медицинские осмотры школьников, учителей и сотрудников;

- много детей с избыточным весом как результат низкой двигательной активности;

- количество курящих учеников приблизительно на одном уровне;

- следует организовать работу спортивных секций;

- недостаточно внимания уделяется экологической культуре школьников и культуре здорового питания;

- совершенствовать внеурочную работу в тех видах досуга, которые пропагандируют, развивают и формируют здоровый образ жизни и культуру здоровья, духовную и нравственную культуру.
Здоровье детей - это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому в качестве основы нашей программы здоровьесбережения мы определили заботу о сохранении здоровья обучающихся.

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся - это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования.

Программа построена на сотрудничестве учителей, родителей, медицинского работника ФАП п.Кустаревка. Значительную роль в реализации оздоровительных программ играет семья ребенка, его родители, находящиеся в тесном контакте со школой.

Роль семьи в укреплении здоровья детей должна неуклонно возрастать. Ежедневная утренняя гимнастика, процедуры закаливания, соблюдение двигательного режима дня, игры на воздухе, прогулки, лыжные походы станут для детей необходимостью, если рядом с ними будут родители, своим примером показывающие ценность здоровья и значимость здорового образа жизни.



Родителям необходимо хорошо знать исходное физическое состояние своих детей, которое определяют с помощью тестов и нормативов комплексной программы физического воспитания учащихся образовательного учреждения. В укреплении здоровья детей и подростков первостепенное значение имеет преодоление гиподинамии (недостаточности двигательной активности) и на этой основе — формирование необходимой скелетной мускулатуры, препятствующей нарушению осанки, появлению плоскостопия и других отклонений в состоянии здоровья.
Нормативно-правовая база Программы:

  • Закон РФ «О физической культуре и спорте» (ст. 16, 33).

  • Национальная доктрина образования РФ на период до 2025 г.

  • Приказ Министерства образования РФ от 16 июля 2002 г. «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях РФ»;

  • Подпрограмма «Физическое воспитание и оздоровление детей, подростков и молодежи в РФ» Федеральной целевой программы «Молодежь России»;

  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 5 сентября 2011 г. N МД-1197/06 "О Концепции профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде"

  • Государственная программа "Патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы»;

  • Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года

  • Конвенция о правах ребенка. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.89 и ратифицирована Верховным Советом СССР 13.06.90.

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 24.07.98 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (ред.N 12 от 03.12.2011, с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2012.).

  • Федеральный закон №38 –ФЗ от 30.03.1995. «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека ( ВИЧ – инфекции)».

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, основного общего образования.

  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПиН 2.4.2 2821-10), зарегистрированные в Минюсте России 03.03.2011г., регистрационный номер 19993;

  • СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в ОУ, учреждениях начального и среднего профессионального образования»

  • Письмо Минобрнауки РФ от 12.07.2013 № 09-879 «О направлении программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях.

  1. Цели и задачи

Цели: 1. Сохранение и укрепление здоровья обучающихся.



  1. Формирование у обучающихся понимания значимости сохранения, укрепления здоровья и навыков здорового образа жизни.

Задачи:


- создание условий жизнедеятельности образовательного учреждения, адекватных образовательному процессу и наиболее благоприятных для саморазвития, самосовершенствования личности и повышения уровня здоровья учащихся и безопасной среды обитания;

- формирование информационной базы по состоянию здоровья детей и подростков;

- усиление контроля за медицинским обслуживанием участников образовательного процесса;

- обеспечение агитационной и пропагандистской работы по приобщению подрастающего поколения к безопасному и здоровому образу жизни;

- формирование знаний негативных факторов риска здоровью детей (экологический фон, дорожно-транспортный травматизм, пожарная опасность, сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);

- обучение элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);

- разработка и внедрение организационно-педагогических мероприятий по здоровому образу жизни;

- укрепление связей с медицинскими и другими учреждениями района, способствующими укреплению здоровья детей и подростков;

- просвещение родителей в вопросах понимания значения безопасного и здорового образа жизни;

- гигиеническое нормирование учебной нагрузки, объема домашних заданий и режима дня;

- освоение педагогами новых методов деятельности в процессе обучения школьников, использование технологий урока, сберегающих здоровье учащихся;

- планомерная организация полноценного сбалансированного питания учащихся;

− формирование потребности ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.

- организация экологического просвещения;

- развитие условий для занятий физической культурой и спортом;

- обеспечение физической, информационной и психологической безопасности обучающихся.



3. Сроки и этапы реализации программы:

1 этап – подготовительный (июнь – декабрь 2014 год):

  • анализ уровня заболеваемости, динамики формирования отношения к  вредным привычкам;

  • изучение новых форм и методов пропаганды ЗОЖ и их внедрение;

  • разработка системы профилактических и воспитательных мероприятий.

2 этап – апробационный ( январь 2015– декабрь 2016г.г.):

    • внедрение новых форм и методов пропаганды ЗОЖ, выявление наиболее эффективных;

  • систематическая учебная и воспитательная работа по пропаганде ЗОЖ;

  • выполнение оздоровительных мероприятий.

3 этап -  контрольно-обобщающий (январь2017 – июнь 2017г.г.):




        1. Участники программы:

  • учащиеся

  • педагогическое сообщество

  • родители

  • социальные партнеры:

КДН

Школьная столовая.

Библиотека школьная и поселковая.

«Центральная районная поликлиника» г. Сасово

Пожарная часть п. Кустаревка

ГИБДД


5. Функции различных категорий работников школы

5.1. Функции медицинской службы( фельдшер ФАП п. Кустаревка, «Центральная районная поликлиника» г. Сасово) :

  • проведение диспансеризации учащихся школы;

  • медосмотр учащихся школы, определение уровня физического здоровья;

  • выявление учащихся специальной медицинской группы.

5.2. Функции администрации:

  • общее руководство реализацией программы: организация, координация, контроль;

  • общее руководство и контроль за организацией горячего питания учащихся в школе;

  • организация преподавания вопросов валеологии на уроках окружающего мира в начальной школе; на уроках природоведения, биологии, обществознания и ОБЖ в классах среднего и старшего звена;

  • организация и контроль уроков физкультуры;

  • обеспечение работы спортзала во внеурочное время и во время каникул, работы спортивных секций;

  • разработка системы внеклассных мероприятий по укреплению физического здоровья учащихся и ее контроль;

  • организация работы классных руководителей по программе здоровьесбережения и ее контроль;

  • организация создания банка данных о социально неблагополучных семьях и обеспечение поддержки детей из таких семей;

5.3. Функции классного руководителя:

  • санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;

  • организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике частых заболеваний учащихся;

  • организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах;

  • организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике наркомании, токсикомании, табакокурения;

  • организация и проведение профилактических работы с родителями;

  • организация встреч родителей с представителями правоохранительных органов, работниками ГИБДД, КДН, медработниками, наркологами;

  • организация и проведение внеклассных мероприятий (беседы, диспуты, лекции, конкурсы и др.) в рамках программы здоровьесбережения и экологического просвещения;

  • организация и проведение диагностик уровня и качества знаний учащимися правил гигиены, дорожного движения, правовой культуры.

   
  1   2   3   4   5


База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка