Программа практик ( 3,4,5 курсы) для специальности




Скачати 396.13 Kb.
Дата конвертації14.04.2016
Розмір396.13 Kb.
Иркутский Государственный Университет путей сообщений

Кафедра «Информационные системы»


Утверждаю ____________

Председатель методической комиссии ИИТМ д.т.н., проф._________С.И. Носков


Сквозная программа практик ( 3,4,5 курсы) для специальности

230201 «Информационные системы и технологии»

Разработала ст. пр.каф.ИС

Кирюхина И.Я.

Иркутск 2005г


Содержание


Введение 3

1. Виды практик, их продолжительность, планирование и основные разделы 3

2. Проведение учебной практики (основные разделы методики) 4

2.1. Цель практики 4

2.2. Задачи практики 4

2.3. Содержание практики 5

2.4. Примерная тематика лекций на учебной практике 5

2.5. Индивидуальные задания на практику 6

2.6. Вопросы экономики и организации производства 6

2.7. Вопросы охраны труда и окружающей среды 6

3. Проведение производственной практики (основные разделы методики) 6

3.1. Цель практики 6

3.2. Задачи практики 7

3.3. Содержание практики 7

3.4. Примерная тематика лекций в период производственной практики. 8

3.5. Индивидуальные задания на практику 8

3.6. Вопросы экономики и организации производства 8

3.7. Вопросы охраны труда и окружающей среды 9

4. Проведение преддипломной практики (основные разделы методики) 9

4.1. Цель практики 9

4.2. Задачи практики 9

4.3. Содержание практики 9

4.4. Примерная тематика лекций на преддипломной практике 10

4.5. Индивидуальные задания на практику 10

4.6. Вопросы экономики и организации производства 11

4.7. Вопросы охраны труда и окружающей среды 11

5. Организационные вопросы 11

6. Руководство практикой 12

6.1. Обязанности руководителя практики от университета 12

6.2. Обязанности руководителя практики от предприятия 13

7. Общественная практика 13

8. Отчетность студентов по практике 13

8.1. Доклад на научно-практической конференции 14

ПРИЛОЖЕНИЯ 15

Приложение 1 15

Приложение 2 16

Приложение 3 18

Приложение 4 20

Приложение 5 21

Введение


Сквозная программа практик составлена на основании государственного образовательного стандарта для направления 230200 "Информатика и вычислительная техника" для специальности 230201 "Информационные системы и технологии"

Программа определяет объем, содержание и методику проведения всех видов практик в соответствии с учебными планами специальностей: "Информационные системы и технологии ", предназначена для студентов и для руководителей практики от универ-ситета и от предприятия (учреждения).

Все виды практик проводятся на основании приказов по университету. Практики организованные на предприятиях, имеют договор( см. приложение 2) с университетом о проведении практик.

Возможны различные варианты предприятий в качестве баз практик по направлениям деятельности:



  • предприятия ОАО РЖД;

  • коммерческие фирмы;

  • банки и биржи ценных бумаг;

  • НИИ и конструкторские предприятия;

  • государственные и муниципальные учреждения.

Конкретный вид предприятия - базы практики утверждается персонально для каждого студента приказом по университету с учетом специфики специальности студента.

План-график прохождения практики составляется согласно учебному плану, утверж-дается ректором университета .

Форма план-графика дана в Приложении 1.

Практика студентов 3, 4 и 5 курсов должна соответствовать основным принципам орга-низации обучения по системе "вуз-производство" и развивать навыки научного, творчес-кого подхода к решению профессиональных задач.


1. Виды практик, их продолжительность, планирование и основные разделы


Учебным планом подготовки специалистов специальности 230201 "Информационные системы и технологии" предусмотрены 3 вида производственных практик:

  • учебная (3 курс, 6 семестр, 4 недели);

  • производственная (4 курс, 8 семестр, 8 недель);

  • преддипломная (5 курс, 10 семестр, 4 недели).

В таблице представлено примерное распределение времени по разделам практики.

Таблица

N
п/п

Наименование разделов

Вид практики, продолжительность

учебная

производственная

преддипломная

1.

Организационные вопросы
оформления на предприятии,
установочная лекция, инструктаж
по технике безопасности,
распределение по рабочим местам

2 дня

2 дня

1 день

2.

Ознакомление со структурой и харак-тером деятельности подразделения. Уточнение задания на практику.

1 день

1 день

1 день

3.

Работа на рабочих местах или
в подразделениях предприятия.
Выполнение индивидуальных
заданий. Экскурсии и лекции,
предусмотренные программой.

1 неделя

6 недель

2 недель

4.

Сбор материалов по курсовому или дипломному проектированию.

1 неделя

1 неделя

1 неделя

5.

Оформление отчета по практике,
защита отчета, сдача зачета
и увольнение с предприятия.

3 дня

3 дня

3 дня

6.

ИТОГО

3 недели

8 недель

4 недель

С учетом особенностей базы практики и конкретных заданий студентам по практике, руководителями практики от университета и предприятия разрабатывается план-график прохождения практики (форма плана-графика приведена в приложении).

Методика проведения практики включает следующие разделы, содержание которых во многом зависит от вида практики: цель практики, задачи практики, содержание практики, индивидуальные задания на практику, примерная тематика лекций и экскурсий, вопросы экономики и организации производства, вопросы охраны труда и окружающей среды.



Разделы методики: требования к практике- выписка из Гос.стандарта ( приложение 3) отчетность студентов по практике (приложение 4- требование к отчету по практике и приложение 5 -форма отзыва по итогам практики), руководство практикой, орга-низационные вопросы даны без жесткой привязки к виду практики.

2. Проведение учебной практики (основные разделы методики)

2.1. Цель практики


Общая цель любой практики - закрепление и углубление знаний, полученных в ходе лекционных и практических занятий, лабораторного практикума и курсового проектирования. При прохождении учебной практики целью является:

  • знакомство с реальной практической работой предприятия;

  • изучение и анализ опыта использования информационных технологий и систем, современного программного и аппаратного обеспечения ;

  • проработка одного из теоретических вопросов, связанного с целями практики и деятельностью конкретного предприятия, на котором проводится практика;

  • выполнение практического задания по будущей специальности ( настройка ОС, разработка БД или сайтов , настройка ПК, сетевые настройки)

2.2. Задачи практики


Задачами учебной практики являются:

  • изучение организационной структуры базы практики как объекта информатизации, особенностей функционирования объекта, представление организационных структур в виде схем;

  • анализ функций предприятия, участка, отдела, службы, выявление функциональ-ной структуры подразделений, представление функциональных структур в виде схем;

  • изучение особенностей имеющихся на предприятии информационных систем, а также средств сбора, обработки и передачи информации, в том числе мультимедийной;

  • изучение особенностей структуры и функциональных элементов информационных систем и сетей предприятия;

  • изучение опыта использования средств компьютерной техники для построения информационных систем и банков информации;

  • изучение принципов построения базы данных, ее назначения и особенностей функционирования;

  • ознакомление со структурой, звеньями и элементами информационных систем;

  • закрепление знаний по алгоритмическим языкам и разработке информационных систем

  • знакомство с содержанием и результатами разработок кафедры , участие в них студентов;

  • изучение конкретной деловой документации;

  • знакомство с вопросами техники безопасности и охраны окружающей среды;

  • подготовка и систематизация необходимых материалов для выполнения после-дующих курсовых работ и проектов.

2.3. Содержание практики


В ознакомительной части практики даются общие представления о характере производст-ва и структуре предприятия (подразделения), о структуре и решаемых задачах и обработ-ке информации на предприятии(подразделении),. Перед началом практики все студенты обязательно должны пройти на предприятии(подразделении), инструктаж по технике безопасности и промсанитарии, общий инструктаж по пожарной безопасности, а также инструктаж по правилам внутреннего распорядка и отдельным особенностям режима работы на данном предприятии(подразделении),.

Распределение по местам практики и руководство всей практикой осуществляется в конкретных отделах и службах предприятия(подразделения).

Первая часть практики предусматривает общее ознакомление студентов с предприятием(подразделением), его производственной и организационной структурой, характером и содержанием используемой информации. Подробнее обследуются подразделения, указанные в индивидуальном задании.

Вторая часть посвящается работе на конкретном рабочем месте, приобретению навыков работы, а также обработке материалов обследования и составлению отчета непосредст-венно на рабочем месте.


2.4. Примерная тематика лекций на учебной практике


  • Общая структура, основные задачи и алгоритмы функционирования информационной системы, действующей на предприятии.

  • Перспективы развития информационных систем.

  • Методология проектирования и разработки информационной системы.

  • Влияние внедрения новой техники на существующие информационные системы.

  • Организация сбора, передачи и распределения информации в информационной системе предприятия.

2.5. Индивидуальные задания на практику


Каждый студент, уходя на практику, кроме программы и плана-графика, получает от своего руководителя практики индивидуальное задание.

Содержание индивидуальных заданий и сроки их выполнения разрабатываются кафедрой и согласуются с предприятием(подразделением). При направлении на практику руководители практики от кафедры записывают индивидуальное задание каждому студенту в рабочую тетрадь или дневник практики с указанием срока его выполнения.



Примерная тематика индивидуальных заданий соответствует рабочим программам изу-чаемых дисциплин в разные периоды обучения. Тема индивидуального задания может корректироваться с учетом специфики задач базы практики.

Задания студентам на учебную практику:

  • Построение модели экономического процесса.

  • Разработка программы на языке программирования отдельного модуля или небольшой задачи информационной системы.

  • Организация структуры библиотеки программ на вычислительной машине.

  • Изучение структуры, области применяемости и правил эксплуатации инфор-мационно-поисковых систем.

  • Исследование применения конкретного пакета прикладных программ.

  • Изучение существующей базы данных используемой информационной системы и предложения по ее развитию.

  • Изучение внедрения новых информационных технологий, моделей базовых информационных процессов.

2.6. Вопросы экономики и организации производства


Студенты на учебной практике должны ознакомиться с составляющими экономического эффекта, которые образуются при использовании информационной системы, проана-лизировать эффективность внедрения информационной системы с позиций управлен-ческого персонала.

2.7. Вопросы охраны труда и окружающей среды


Студенты-практиканты знакомятся первоначально с вопросами охраны труда в период инструктажа по технике безопасности, на котором сообщаются основные сведения об организации профилактики травматизма на предприятии.

3. Проведение производственной практики (основные разделы методики)

3.1. Цель практики


Целью производственной практики является овладение методикой проектирования, внед-рения и эксплуатации отдельных задач и подсистем используемых информационных систем, изучение автоматизированных и инструментальных средств и систем, реализую-щих информационные системы, приобретение навыков исследования и проектирования подсистем информационных систем.

3.2. Задачи практики


Задачами производственной практики являются:

  • освоение на практике методов предпроектного обследования объекта информа-тизации, проведение системного анализа результатов обследования при пост-роении модели информационной системы;

  • приобретение практического опыта разработки баз данных и баз знаний;

  • изучение технологии регистрации, сбора и передачи информации в условиях используемой информационной системы, ознакомление с характеристиками периферийной, и компьютерной техники и особенностями их эксплуатации;

  • приобретение навыков работы с локальными и глобальными информационными сетями;

  • изучение экономической документации предприятия, получение знаний по оформлению технических и рабочих проектов информационных систем;

  • привитие навыка системного подхода при проектировании информационных систем;

  • ознакомление с системой классификации и кодирования информации в условиях используемых или разрабатываемых информационных систем;

  • анализ характеристик информационных процессов и формирование исходных данных для их проектирования;

  • приобретение навыков обслуживания компьютерной техники , информационных сетей и информационных систем;

  • подготовка и систематизация необходимых материалов для выполнения курсового проекта по дисциплине "Проектирование информационных систем ".

3.3. Содержание практики


Ознакомление с предприятием, его производственной, организационно-функциональной структурой, с экономическими характеристиками и показателями деятельности пред-приятия.

Изучение новых технологических средств информационных систем, применяемых на предприятии.

Изучение основных проектных решений по информационным системам на предприятии (в организации).

Ознакомление с методологией проектирования, внедрения и эксплуатации экономических информационных систем.

Изучение технологии сбора, регистрации и обработки используемой информации на данном предприятии.

Изучение состояния информационных систем на предприятии с выдачей оценки научно-технического уровня системы.

Выявление недостатков внедрения информационных систем на предприятии, их оценка и конкретные предложения по их устранению.

Разработка предложений по совершенствованию существующей информационной системы, а также предложение по внедрению новых систем.

Приобретение практических навыков работы на конкретных рабочих местах.

Использование методов проектирования в области информационных технологий при создании информационных систем и ПО.

Использование методов теории систем в практике проектирования информационных систем и разработке программных продуктов

Использование языков программирования, современных пакетов прикладных программ для исследования и проектирования информационных систем и их подсистем.

Изучение основы финансов, организации денежного обращения и кредитования предприятия.

Приобретение навыков проектирования трудовых процессов с учетом комплекса техни-ческих, экономических, психофизиологических и социальных факторов, оценка затрат и результатов труда.


3.4. Примерная тематика лекций в период производственной практики.


  • Последние достижения отечественной и зарубежной науки в области технических и программных средств существующих информационных систем.

  • Методология построения информационных систем с использованием типовых проектных решений.

  • Автоматизация проектирования информационных систем.

  • Современные проблемы и перспективы развития информационных процессов.

  • Развитие информационно-поисковых систем и языков.

3.5. Индивидуальные задания на практику


  • Произвести сравнительный анализ нескольких алгоритмов одной и той же задачи используемой или разрабатываемой информационной системы.

  • Разработать имитационную модель реального экономического, производственного или организационного процесса.

  • Привязать (провести генерацию) конкретный пакет прикладных программ к условиям имеющейся или разрабатываемой информационной системы предприятия (или части пакета).

  • Разработать структуру банка данных для информационной системы предприятия.

  • Разработать систему сбора, регистрации и передачи информации с соответствующими обоснованиями и расчетами.

  • Разработать постановку задачи по одной из подсистем.

  • Разработать математическую модель оптимизационной задачи исследования операций по реальным процессам управления.

  • Изучить или разработать схему локальной вычислительной сети.

  • Изучить используемые сетевые и информационные ресурсы

3.6. Вопросы экономики и организации производства


В круг экономических вопросов практики входят вопросы оценки важнейших показателей эффективности и качества функционирования информационных систем: средние удель-ные затраты на передачу одного элементарного сообщения по сети, текущие и эксплуа-тационные расходы по функционированию информационной системы, удельные капи-тальные вложения, показатели достоверности и скорости передачи информации, надеж-ности системы. Студенты должны изучить методы определения годового экономического эффекта от внедрения средств информатизации и сроки окупаемости затрат.

3.7. Вопросы охраны труда и окружающей среды


В период технологической практики студенты должны изучить:

  • структуру отдела охраны труда и его функции;

  • средства защиты окружающей среды и фактическое содержание мероприятий;

  • меры безопасности при эксплуатации, наладке и ремонте информационных систем и компьютерной техники;

  • вопросы эргономики и организации рабочего места управленческого персонала и операторов.

4. Проведение преддипломной практики (основные разделы методики)

4.1. Цель практики


Целью преддипломной практики является выбор или уточнение темы дипломного проек-та, сбор материалов для дипломного проектирования, практическая работа совместно с разработчиками-профессионалами по созданию информационных систем, программных изделий, которые будут являться одной из основных частей завершенного дипломного проекта.

4.2. Задачи практики


Задачами практики являются:

  • приобретение практических навыков по разработке и проектированию функцио-нальных задач, функциональных подсистем в соответствии с темой дипломного проекта;

  • изучение методики проектирования информационных систем, ГОСТов и стандар-тов (в том числе международных), используемых при разработке – информацион-ных систем;

  • изучение эффективности функционирования - информационных систем предприя-тия, анализ качества работы и исследование проблем информационных систем на предприятии;

  • изучение принципов проектирования - информационных систем с использованием типовых проектных решений и методов автоматизации основных этапов роектиро-вания информационных систем;

  • освоение опыта по экономическому анализу действующих информационных систем;

  • сбор материала для практической части дипломного проекта.

4.3. Содержание практики


В период преддипломной практики студенты, наряду со сбором материалов по диплом-ному проектированию, должны участвовать в решении текущих производственных задач. Они могут занимать рабочие места разработчиков задач экономических информационных систем, программистов экономических задач, экономистов по вопросам маркетинга и др.

Основной круг изучаемых студентами вопросов:



  • ознакомление с основными принципами и методами управления, существующими на предприятии, предложение по их совершенствованию;

  • ознакомление со структурой и функциональными возможностями используемых информационных систем;

  • изучение существующей на предприятии технологии сбора, передачи и обработки экономической информации;

  • изучение перспективных разработок, направленных на совершенствование инфор-мационной системы;

  • изучение передовых методов проектирования подсистем информационной сис-темы;

  • ознакомление с техническими характеристиками и функциональными возможнос-тями новой техники в информационной системе;

  • патентная проработка разрабатываемых систем и программного обеспечения;

  • изучение методов расчета экономической эффективности информационной системы.

Помимо сбора материалов по перечисленным вопросам в отделах и службах предприятия, студентам необходимо установить тесную связь с библиотекой предприятия, бюро техни-ческой информации, отделом стандартизации с тем, чтобы изучить и по возможности получить некоторую специальную литературу и руководящие материалы, которые могут быть использованы при дипломном проектировании.

Задание на дипломное проектирование с примерной формулировкой наименования темы дипломного проекта разрабатывается в течение первой недели практики с учетом потреб-ностей предприятия и в соответствии с профилем специальности. Тема дипломного проек-та должна быть реальной и актуальной для предприятия, где проходит практика. Независимо от места прохождения практики тема дипломного проекта должна быть утверждена на заседании выпускающей кафедры.


4.4. Примерная тематика лекций на преддипломной практике


  • Современное состояние и перспективы развития информационных систем.

  • Современные методы разработки математического обеспечения экономических информационных систем.

  • Проблемы, связанные с организацией диалога между человеком и информационной системой.

  • Телекоммуникационная и компьютерная спутниковая связь.

  • Опыт эксплуатации информационных систем на предприятии.

4.5. Индивидуальные задания на практику


Тематика индивидуальных заданий определяется характером преддипломной практики и должна быть связана с тематикой дипломного проектирования. Индивидуальные задания должны включать в себя как вопросы разработки информационных систем или програм-много продукта, так и вопросы формального описания информационных процессов, ин-формационных поисковых систем и автоматизированных банков информации.

Примерные темы индивидуальных заданий:



  • Информационная система планирования основных технико-экономических показателей деятельности предприятия.

  • Информационная система специалиста предприятия.

  • Информационная система оперативного учета и анализа производственных процессов.

  • Система информационного обслуживания предприятия.

  • Информационная система отдела предприятия.

  • Информационная система для расчета показателей экономической эффективности.

  • Информационно-управляющая система оптимизации производственных процессов.

4.6. Вопросы экономики и организации производства


Вопросы экономики и организации производства изучаются студентами на преддип-ломной практике в соответствии с методическими указаниями по дипломному проекти-рованию и темами дипломного проекта.

4.7. Вопросы охраны труда и окружающей среды


На преддипломной практике рассматриваются:

  • вопросы, предложенные методическими указаниями по дипломному проектированию;

  • мероприятия, реализующие эффективное внедрение разработок дипломного проекта.

5. Организационные вопросы


За 2 месяца до начала практики на выпускающей кафедре проводится распределение студентов по базовым предприятиям. При распределении учитывается соответствие научной работы и склонности студентов характеру работы предприятия, а также персо-нальные заявки от баз практики. Персональные заявки от баз практики учитываются при своевременной подаче (за два месяца до начала практики) соответствующего письма на имя проректора по учебной работе ИРГУПС. Письмо(договор) от предприятия, желаю-щего принять на практику студентов, должно быть отпечатано на бланке предприятия, иметь подпись должностного лица, заверенную печатью. В письме(договоре) указываются полностью фамилии, имена и отчества студентов, название специальности и группа, сроки прохождения практики. Примерная форма договора приведена в Приложении 2.

При непредставлении студентом или его руководителем информации о желаемом месте прохождения практики распределение осуществляется на имеющиеся вакантные места, закрепленные за данной специальностью на предприятиях города( Предприятия ВСЖД)

Распределение, производимое кафедрой, является окончательным, закрепляется приказом ректора по университету и изменению без приказа не подлежит.

После выпуска распоряжения о распределении на практику студентам заполняются аттес-тационные книжки. Они являются основанием для нахождения студентов на соответст-вующем предприятии в течение производственной практики и отмечаются в отделе кад-ров предприятия или руководителю практики на предприятии.

Иногородним студентам, выезжающим на практику в другие города и районы, ИРГУПС, по возможности, оплачивает проезд к месту практики и обратно. Целевым студентам проезд оплачивается. Для этого заполняется соответствующая форма, по которой оформ-ляется бесплатный проезд на практику туда и обратно. По прибытии к месту практики в аттестационной книжке ставится штамп о прибытии. По окончании практики на пред-приятии ставится штамп об убытии к месту учебы, а по прибытии в ИРГУПС также в общем ( или учебном)отделе ставится соответствующий штамп о прибытии. К подобным образом оформленному направлению на практику прикладываются проездные документы (билеты), подтверждающие расходы студента, и в бухгалтерии ИРГУПС производится компенсация расходов.

В первый день практики со студентами-практикантами проводится организационное со-брание, на котором объясняются цель и задачи практики, готовится необходимая докумен-тация: программа практики, направление на предприятие, командировочное удостове-рение, дневник, план-график прохождения практики.

В настоящее время студенты проходят практику как на государственных предприятиях, так и в организациях и фирмах различных форм собственности. В отдельных случаях практика организуется в индивидуальном порядке по месту будущей работы выпускника. Традиционные формы организации практики в этом случае могут трансформироваться с учетом потребностей и возможностей предприятия. Однако должна быть обеспечена преемственность, согласованность теоретического обучения в вузе, требования образова-тельного стандарта и ГЭК и содержания практики. Во вводной беседе для конкретного места практики необходимо увязать теоретическую подготовку студента в вузе, его задачи по подготовке курсового, дипломного проектов и выпускной квалификационной работы бакалавра с особенностями предприятия, где студент проходит практику, и конкретными заданиями на практику, связанными с интересами предприятия.

Кроме лекционных занятий, программой практики предусматривается проведение экскур-сий в подразделения предприятия для изучения опыта его работы и в отделы, занимаю-щиеся разработкой и эксплуатацией информационных систем, а также в подразделения, занимающиеся вопросами экономики.



Студент-практикант при прохождении практики обязан:

  • полностью выполнять задания, предусмотренные программой практики и планом-графиком прохождения практики;

  • подчиняться действующим на предприятии, в учреждении, организации правилам внутреннего распорядка;

  • изучить и строго соблюдать правила охраны труда и производственной санитарии;

  • участвовать в рационализаторской и изобретательской деятельности по заданию кафедры;

  • нести ответственность за выполняемую работу и ее результаты наравне со штатными сотрудниками;

  • вести дневник или рабочую тетрадь, куда записываются необходимые данные, содержание лекций и бесед;

  • представить руководителю практики письменный отчет о выполнении всех заданий и сдать зачет по практике.

6. Руководство практикой


Общее и методическое руководство практикой осуществляется выпускающей кафедрой, которая выделяет руководителя практики из числа ведущих преподавателей.

6.1. Обязанности руководителя практики от университета


Руководитель практики обязан:

  • до начала практики выехать на предприятие для организации необходимой подготовки к приходу студентов-практикантов;

  • разъяснить содержание специальности, ее особенности и значение для предприятия;

  • разработать план-график прохождения практики;

  • обеспечить проведение всех организационных мероприятий перед приходом студентов на практику (инструктаж о порядке прохождения практики по технике безопасности и режиму работы предприятия);

  • обеспечить высокое качество прохождения практики студентами и строгое соответствие ее учебным планам и программам;

  • организовать, исходя из учебных планов и программ, на базах практики совместно с руководителями практики от предприятия лекции и семинары по экономике, технологии и управлению производством, охране труда, инженерной психологии, стандартизации, патентоведению, охране труда,. правовым вопросам и т.д.;

  • осуществлять контроль за обеспечением нормальных условий труда и быта студентов, контролировать проведение со студентами обязательных инструктажей по охране труда;

  • контролировать выполнение практикантами правил внутреннего распорядка;

  • принимать участие в работе комиссии по приему зачетов по практике и в подготовке научных студенческих конференций по итогам производственной бакалаврской и преддипломной практики;

  • рассмотреть отчеты студентов по практике, давать отзывы об их работе и представить заведующему кафедрой письменный отчет о проведении практики вместе с замечаниями и предложениями по совершенствованию практической подготовки студентов;

  • всю работу проводить в тесном контакте с руководителем практики от предприятия или организации.

6.2. Обязанности руководителя практики от предприятия


Руководитель практики студентов от предприятия, осуществляющий непосредственное руководство практикой, обязан:

  • организовать прохождение практики закрепленных за ним студентов в тесном контакте с руководителем от вуза;

  • ознакомить студентов с организацией работ на конкретном рабочем месте;

  • осуществлять постоянный контроль за работой практикантов, помогать им правильно выполнять все задания на данном рабочем месте, консультировать по производственным вопросам;

  • обучать студентов-практикантов безопасным методам работы;

  • контролировать ведение дневников, подготовку отчетов и составлять на студентов-практикантов характеристики, содержащие данные о выполнении программ практики и индивидуальных заданий, об отношении студентов к работе.

7. Общественная практика


Важным разделом среди прочих заданий практики является задание студенту по общест-венной работе, не связанное непосредственно с производственной деятельностью пред-приятия. Обязательность и необходимость выполнения такого задания диктуется содер-жанием будущей профессиональной деятельности экономиста по специальности "Инфор-мационные системы в экономике" и ее психологическими аспектами.

Задание по общественной работе, как правило, связывается со следующими поручениями:

  • проведение бесед, в том числе агитационных об Иркутском государственном университете путей сообщений;

  • непосредственное участие в некоторых видах общественной деятельности.

8. Отчетность студентов по практике


По окончании практики студент-практикант составляет письменный отчет и сдает его руководителю практики от университета одновременно с дневником (рабочей тетрадью), подписанным руководителем практики от предприятия.

Отчет должен содержать сведения о конкретно выполненной студентом работе в период практики с приложением соответствующих графиков, схем, чертежей и т.д. Общий объем отчета должен составлять 10-15 печатных страниц.

По окончании практики студент сдает дифференцированный зачет руководителю практ-ики.

При оценке итогов работы студента на практике учитывается отзыв руководителя практи-ки от предприятия. В отзыве руководителя практики от предприятия должно содержаться:



  • сроки начала и окончания практики;

  • название подразделения предприятия, где работал студент;

  • в каком качестве работал студент (инженер-программист, постановщик задач, техник и т.д.);

  • краткое описание работы, выполненной студентом;

  • личностная характеристика студента-практиканта;

  • оценка, которую заслуживает студент.

Отзыв должен быть подписан руководителем практики от предприятия и заверен печатью с названием предприятия.

Примерный вид отзыва приводится в Приложении 5.

Студент, не выполнивший программу практики, получивший отрицательный отзыв о ра-боте или неудовлетворительную оценку при защите отчета, направляется на повторную практику в период студенческих каникул. В отдельных случаях ректор может рассмотреть вопрос о дальнейшем пребывании студента в университете.

8.1. Доклад на научно-практической конференции


Научно-практическая конференция - заключительный этап изучения отдельных вопросов и разделов индивидуального задания, требовавших специального теоретического или просто углубленного подхода. По этим разделам составляется реферат, в котором прора-ботанные вопросы связываются с деятельностью предприятия, на котором осуществляется практика.

По итогам практики на собрании группы студентов заслушивают доклады по указанным рефератам с точки зрения актуальности и глубины проработки рассмотренных тем.

Данная работа считается частью отчета по практике. Лучшие работы отбираются на студенческую научно-техническую конференцию университета или на конкурс студенческих работ.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1


План-график прохождения практики

УТВЕРЖДАЮ


Руководитель предприятия
_______________________
"__"____________ 200__ г.

ПЛАН-ГРАФИК


Прохождения практики студентов
группы _______ ___ курса

специальности (направления)____________



N
п/п

Подразделения предприятия. Темы заданий.

Рабочие
места

В качестве кого работал

Продолжительность

Примечания

 



 

 

 

 

 

____________________ Руководитель практики от университета
____________________ Руководитель практики от предприятия

Приложение 2


ДОГОВОР №

от «____» _________________ 200 г.

об организации и проведении учебной, производственной и преддипломной практики студентов Иркутского государственного университета путей сообщения

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования « Иркутский государственный университет путей сообщения» ИрГУПС ( ИрИИТ), именуемый в дальнейшем "Университет", в лице ректора по Хоменко Андрея Павловича, действующего на основании Устава Университета с одной стороны, и ___________________________________________________________________________



(организация, учреждение, служба)

именуемое в дальнейшем «Предприятие», в лице _________________________________



(фамилия, имя, отчество, должность)

действующего на основании ______________прав по должности_____________(устава предприятия, распоряжения, доверенности)

с другой стороны в соответствии с Положением о практике студентов и учащихся образователь-ных учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования железнодо-рожного транспорта в филиалах ОАО «РЖД» №1672р от 24.10.05, заключили настоящий договор о нижеследующем.

1. Предприятие обязуется:


    1. Предоставить Университету места для проведения практики студентам согласно следующему календарному графику:

№ п/п

Номер и наименование специальности

Курс

Характер практики

Количество студентов

Сроки практики




начало

конец

1


Информационные системы


4


производственная


1


26.06.06


20.08.06


























































1.2. Предоставить студентам работу, которая соответствует программе практики и позволяет приобрести производственные навыки по получаемой специальности.

1.3. Соблюдать индивидуальные графики перемещения студентов по рабочим местам.

1.4. Выделить для руководства практикой студентов квалифицированных руководителей структурных подразделений или ведущих специалистов.

1.5. Не допускать использования студентов на работах, не предусмотренных программой практики.

1.6. Создать студентам условия для изучения новой и передовой техники, современных техноло-гий, современных методов хозяйствования в структурном подразделении, изменениями в об-ласти экономики, организации планирования и управления на железнодорожном транспорте

1.7. Предоставить студентам и преподавателям образовательных учреждений, ответственным за практику, возможность пользования библиотекой, проектными материалами, технической и другой документацией структурных подразделений «Предприятия».

1.8. Обеспечить студентов спецодеждой и индивидуальными средствами защиты по нормам, установленным для соответствующих категорий работников структурных подразделений «Предприятия».

1.9. организовать учет явки студентов – практикантов в соответствии с установленным порядком в структурном подразделении «Предприятия».

1.10. Способствовать обеспечению студентов – практикантов жильем на период прохождения ими практики.

1.11.Обеспечить проведение инструктажа по технике безопасности, противопожарной охране и производственной санитарии на рабочем месте с оформлением установленной документации.

1.12. Вносить в Студенческую аттестационную книжку производственного обучения записи о всех поощрениях, а также о нарушении студентами трудовой дисциплины.

1.13. Оплачивать труд студентов, проходящих практику на штатных должностях.

1.14. На студента, не имеющего стажа работы, заводить трудовую книжку, в соответствии с трудовым законодательством.

1.15. По окончании практики провести экзамен на присвоение квалификации и дать отзыв по итогам прохождения практики студентом. Результаты испытания занести в Студенческую аттестационную книжку производственного обучения и заверить подписью руководителя структурного подразделения «Предприятия» и печатью.



2. Университет обязуется:

2.1. Направить студентов в структурные подразделения «Предприятия» в сроки, указанные в данном договоре.

2.2.. Обеспечить студентов практикантов Студенческими аттестационными книжками произ-водственного обучения, методическими указаниями и индивидуальными заданиями по практике.

2.3. Согласовать со структурным подразделением «Предприятия» программу практики, индиви-дуальные задания и графики перемещения студентов по рабочим местам.

2.4. Осуществить учебно-методическое руководство и контроль за практикой студентов. Назна-чить руководителями практики профессоров, доцентов и опытных преподавателей в соответствии с приказом по «Университету».

2.5. Совместно с руководителем практики от структурного подразделения «Предприятия «организовать для студентов лекций ведущих специалистов структурного подразделения «Предприятия», экскурсии.

2.6. Принимать меры административного и общественного воздействия на студентов, нарушаю-щих трудовую дисциплину и правила внутреннего распорядка структурного подразделения «Предприятия».

2.7. Расширять научно – техническое сотрудничество между «Университетом» и «Предприятием» путем участия студентов- практикантов в научно – исследовательских работах профессорско – преподавательского состава.



3. Ответственность сторон, сроки действия договора

3.1. Настоящий договор вступает в силу со дня подписания и действует до окончания срока прак-тики

По остальным вопросам взаимоотношения сторон определяются 'Положением о практике студен-тов высших и средних специальных учебных заведений железнодорожного транспорта Рос-сийской Федерации".

3.2. Настоящий договор составлен и подписан в 2-х экземплярах, хранится по одному экземпляру у каждой из сторон, и каждый экземпляр имеет одинаковую юридическую силу

3.3. Условия настоящего договора могуи быть изменены только с письменного согласия обеих сторон .

3.4. Все споры по настоящему договору разрешаются в установленном законом порядке.



4. Юридические а дреса сторон:

Иркутский государственный университет путей сообщения -

664074, г.Иркутск, ул.Чернышевского, 15, ИрГУПС

Предприятия -

от Университета____________________ от Предприятия______________________
М. п. М. п.

Приложение 3


Выписка из Госстандарта по направлению 230200 ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ спец. Информационные системы и технологии(ИС)
6.5. Требования к организации практик.

6.5.1. Общие положения.

Практика студентов имеет целью закрепление полученных в вузе теоретических и практических знаний, а также адаптацию к рынку труда по конкретной специальности.

Практика проводится в сторонних организациях (предприятиях, НИИ, фирмах) или на кафедрах и в научных лабораториях вуза.

Содержание практики определяется выпускающими кафедрами с учетом интересов и возможностей подразделения, в котором она проводится, и регламентируется программами по ее видам.



6.5.2. Производственная практика.

Во время производственной практики студент должен:



изучить:

  • организацию и управление деятельностью соответствующего подразделения;

  • вопросы планирования и финансирования разработок подразделения;

  • технологические процессы и производственное оборудование в подразделениях предприятия, на котором проводится практика;

  • действующие стандарты, технические условия, положения и инструкции по эксплуатации аппаратных и программных средств вычислительной техники, периферийного и связного оборудования, по программам испытаний и оформлению технической документации;

  • методы определения экономической эффективности исследований и разработок;

  • правила эксплуатации средств вычислительной техники, измерительных приборов или технологического оборудования, имеющегося в подразделении, а также их обслуживание;

  • вопросы обеспечения безопасности жизнедеятельности и экологической чистоты;

освоить:

  • методы анализа технического уровня изучаемого аппаратного и программного обеспечения информационных систем и их компонентов для определения их соответствия действующим техническим условиям и стандартам;

  • аппаратные и программные средства, используемые при проектировании и эксплуатации информационных систем и их компонентов;

  • порядок и методы проведения и оформления патентных исследований;

  • порядок пользования периодическими реферативными и справочно-информационными изданиями по профилю работы подразделения.

6.5.3. Преддипломная практика.

Имеет своей целью приобретение студентом опыта в исследовании актуальной научной проблемы или решении реальной инженерной задачи.

Во время преддипломной практики студент должен:

изучить:


  • проектно-технологическую документацию, патентные и литературные источники в целях их использования при выполнении выпускной квалификационной работы;

  • назначение, состав, принцип функционирования или организации предмета проектирования;

  • отечественные и зарубежные аналоги проектируемого объекта;

выполнить:

  • сравнительный анализ возможных вариантов реализации научно-технической информации по теме работы;

  • технико-экономическое обоснование выполняемой разработки;

  • реализацию некоторых из возможных путей решения задачи, сформулированной в техническом задании;

  • анализ мероприятий по безопасности жизнедеятельности, обеспечению экологической чистоты, защите интеллектуальной собственности;

  • разработку технического задания на выполнение дипломного проекта.

6.5.4. Аттестация по итогам практики проводится на основании оформленного в соответствии с установленными требованиями письменного отчета и отзыва руководителя практики от предприятия. По итогам практики выставляется оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно).


Приложение 4


ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ОТЧЕТАМ

ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ

КАФЕДРОЙ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ
Отчет по производственной практике должен состоять из двух частей: аналитической и практической.

Аналитическая часть отчета должна включать в себя следующие пункты:



  • Описание общей структуры предприятия, его экономических задач, его положения и роли в системе народного хозяйства

  • Описание структурных подразделений предприятия, функционального назначения подразделений

  • Описание системы взаимосвязи подразделений предприятия, его системы функционирования в целом

Желательно включить в аналитическую часть отчета открытые статистические данные относительно деятельности предприятия: анализ его рентабельности, текучести кадров, технической оснащенности и т.д. Особое внимание следует уделить информационным технологиям, используемым в деятельности предприятия.
Практическая часть отчета должна включать в себя следующие пункты:

  • Описание работы, непосредственно выполненной студентом: должны быть отмечены достоинства проделанной работы, затруднения, возникавшие в процессе работы и т. д. Особо отметить следует персональный вклад студента при выполнении данной работы.

  • Предложения студента относительно модернизации деятельности предприятия, повышения эффективности его работы, улучшения условий труда и т.д.

Отчет по производственной практике представляется к защите в печатном виде; объем отчета должен составлять не менее 15-20 страниц.


К защите отчета по производственной практике должен быть представлен письменный отзыв руководителя о проделанной студентом работе с оценкой данной работы, в противном случае обязательно присутствие руководителя на защите.

Доклад при защите отчета по производственной практике должен быть четко структурирован, необходимо ясно выделить основные аспекты деятельности предприятия; основное внимание в докладе должно уделяться непосредственно работе, выполненной студентом самостоятельно, достоинствам и особенностям данной работы, предложениям студента относительно модернизации деятельности предприятия.

Желательно сопровождение доклада средствами наглядного представления информации - иллюстрациями, плакатами, диаграммами, презентацией и т.п.

Время доклада - не более 5 мин.


В случае неявки на защиту (без уважительной причины) производственная практика студента оценивается «неудовлетворительно».


Приложение 5


Форма отзыва по итогам практики

ОТЗЫВ

О прохождении преддипломной практики студента 5-го курса ИРГУПС


специальности "Информационные системы и технологии"
Смирного Максима Олеговича

В период с 26.06.05 по 18.08.05 Смирнов М.О. проходил преддипломную практику в ИВЦ ВСЖД филиала ОАО РЖД в качестве инженера.

За время прохождения практики Смирнов М.О. разработал и внедрил дополнительный модуль информационной системы "Выбор способа исчисления амортизации" для действующей информационной системы "Учет основных средств на предприятии", а также принимал непосредственное участие в решении стоящих перед Службой задач.

Проявил себя ответственным, добросовестным студентом, умеющим применять на практике полученные за время обучения знания и навыки по разработке и эксплуатации информационных систем, программированию, обработке информации с помощью соответствующих пакетов прикладных программ в среде Windows'X.

По итогам преддипломной практики заслуживает оценки "отлично".

Зам. директора ИВЦ _________________ В.А. Карпов

Руководитель практики _________________ Ф.Ш. Сазонова

Программа утверждена



на заседании кафедры ИС №_1___от__07.09.05_
Заведующий кафедрой информационных систем

к.т.н.,доцент____________________А.А. Ермаков


База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка