Программа предпрофильного курса по биологии 8 класс: «человек и его здоровье»




Скачати 278.12 Kb.
Дата конвертації21.04.2016
Розмір278.12 Kb.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

«Рассмотрено»

Руководитель МО

_____________/____________/

ФИО


Протокол № ___ от «__»____________200___г.


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МОУ «СОШ № 1»

_____________/______________/

ФИО


«__»____________200___г.


«Утверждено»

Руководитель МОУ «СОШ № »

____________/______________/

ФИО


Приказ № ___ от «__»____200___г.


ПРОГРАММА ПРЕДПРОФИЛЬНОГО КУРСА
ПО БИОЛОГИИ 8 КЛАСС:


«ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ»

Кузнецова Елена Андреевна

Ачинск 2011- 2012 учебный год

Пояснительная записка

Здоровье – главная ценность в жизни любого человека. В последнее время в практику школ очень широко внедряются здоровьесберегающие технологии, направленные на поддержание здоровья детей и направляющие их на ведение здорового образа жизни

Здоровый образ жизни определяется следующими существенными признаками: духовное оздоровление, психологическое оздоровление, физическое оздоровление, социально-экономическая безопасность окружающей среды.

Вести здоровый образ жизни – это значит самосовершенствоваться духовно, психологически, физически и улучшать социально-экономические условия жизни.

Школьный факультатив «Человек и его здоровье» по изучению нормы и патологии осевого скелета человека ставит своей целью:

расширение объема знаний учащихся о норме и патологии осевого скелета, профилактике дефектов и искривлений осанки, ориентация детей на здоровый образ жизни.

Для решения данной цели поставлены задачи:

• Информировать учащихся о факторах, влияющих на здоровье человека, о реакции организма человека на действие этих факторов и способах поддерживания здоровья;
• Способствовать формированию у учащихся целостного представления о здоровом образе жизни;
• Сформировать у учащихся мотивацию к здоровому образу жизни и необходимости ведения профилактической работы в современном обществе;
• Воспитание навыков здорового образа жизни и формирование ценностного отношения к своему здоровью.
Требования к уровню подготовки учащихся.


Учащиеся должны знать:
1. Причины, нарушающие здоровье.
2. Факторы, способствующие сохранению здоровья.
3. Биологические ритмы и их влияние на здоровье.


Учащиеся должны уметь:
1.
Сравнивать, анализировать и делать выводы.
2. Участвовать в дискуссиях, работать в группах, развивать творческие умения.
Формы отчётности:
1.
Тестовый контроль.
2. Презентации по здоровому образу жизни.

Данный факультатив включает три вида занятий: лекции, семинарские занятия, практические занятия. Рассчитан он на учеников 8 классов. Различные виды занятий чередуются между собой, дополняют друг друга.

При изучении каждого раздела курса предусмотрены практические работы. Они ориентированы на формирование умений: оценивать прогнозировать, объяснять, описывать, определять влияние каких-либо факторов на здоровье человека. Система практических работ позволяет согласовывать, имеющиеся у ученика бытовые представления, и излагаемое ему научное содержание проблем.
Тем самым практические работы программы ведут к достижению результатов обучения, каким и является привитие навыков сохранения и укрепление здоровья.

Реализация программы направлена на формирование у детей ценностного, ответственного отношения к своему здоровью, готовности соблюдать законы здорового образа жизни; усвоение и следование социально ценным поведенческим нормам, развитие коммуникативных навыков, обеспечивающих эффективную социальную адаптацию; формирование умения регулировать свое поведение, прогнозировать последствия своих действий, также связана с формированием представлений о негативном воздействии отрицательных факторов, влияющих на физическое и психическое здоровье человека и его социальное благополучие,



Общее количество часов – 35ч.

Учебно-тематический план




Название темы

Количество часов

Форма проведения

Образовательный продукт

Дата

1.

ЗОЖ, его составляющие.

1ч.

Видеоурок

Рефераты на темы «Воздействие атмосферных загрязнений на здоровье», «Радиация и здоровье».




2.

Окружающая среда и здоровье человека.

1ч.

Лекция

Приготовить сообщения на тему «История табакокурения», «Действие табачного дыма на организм человека».




3.

Курение, мы и наше потомство.

2ч.

Видеоурок

Презентация




4.

Правда, об алкоголе.

2ч.

Лекция

Реферат «Влияние алкоголя на организм человека».




5.

Наркотики, зависимость и последствия

2ч.

Защита рефератов

1)Реферат «Влияние наркотиков на организм человека».
2) Приготовить антирекламу по наркомании.




6.

Вирусы - внутриклеточные паразиты.

1ч.

Лекция

Сообщение о вирусных заболеваниях (грипп, оспа, корь, СПИД)




7.

Неправильное питание - результат болезней

2ч.

Тестирование

Сообщения о заболеваниях вызванных неправильным питанием: сахарный диабет, желчнокаменная болезнь, аллергия, гипертоническая болезнь, инфаркт.




8.

Компьютер и здоровье человека.

2ч.

Практическое занятие

Реферат «Влияние компьютера на здоровье человека».




9.

Составление презентаций по причинам, нарушающим здоровье

2ч.




Приготовить материал к созданию презентаций по здоровому образу жизни.




10.

Защита презентаций.

2ч.




Примерный перечень тем для презентаций:
1. «Губительная сигарета».
2. «Вирусные заболевания».
3. «Компьютер и здоровье».
4. «Правда, об алкоголе».
5. «Наркотики – яд!»




11.

Закаливание организма

2ч.

Лекция

Реферат о пользе и вреде закаливания




12.

Культура питания

2ч.

Лекция

Сообщения о витаминах, презентации о витаминах.




13.

Витамины - круглый год.

2 ч.



Семинарское занятие

Составить свой режим дня.




14.

Режим дня - залог здоровья.

1 ч.

Практическое занятие

Дискуссия о значении режима дня.




15.

Биологические ритмы, их влияние на здоровье.

2 ч.

Лекция

Составить свой биоцикл, пользуясь указанной схемой




16.

Осевой скелет человека – основа основ (лекция)

Учащимся кратко рассказывается о строении осевого скелета, выполняемым им функциях, о его значении для нормального развития детей.





1ч.

Лекция

Зарисовать скелет человека, сообщение




17.

Физиологические изгибы позвоночника, их образование, значение для формирования правильной осанки (семинарское занятие)
Учащиеся самостоятельно находят материал по физиологическим изгибам позвоночника (на лекции они характеризуются вскользь) и отчитываются по проделанной работе.



1 ч.



семинарское занятие

материал по физиологическим изгибам позвоночника




18.

Осанка, ее нарушения и деформации позвоночника, борьба с ними (лекция)
Изучается понятие осанки, критерии правильной осанки, кратко характеризуются основные ее дефекты и их влияние на состояние здоровья.



1ч.



Лекция

Осанка, ее нарушения и деформации позвоночника, борьба с ними. Реферат




19.

Выявление дефектов осанки с помощью внешнего осмотра (практическое занятие)



1 ч.

Практическое занятие







20.

Профилактика дефектов осанки дома и в школе (лекция) Учащиеся знакомятся с материалом по профилактике развития различных дефектов осанки.



1ч.

Лекция

Реферат «Дефекты осанки»




21.

Значение физических упражнений для профилактики дефектов осанки (семинарское занятие)

2 ч.

семинарское занятие

Физические упражнения по коррекции осанки




22.

Физические упражнения – средство предупреждения дефектов осанки и искривлений позвоночника (практическое занятие)
Учащимся демонстрируются несложные упражнения по профилактике дефектов осанки, которые они все повторяют и пытаются запомнить.



1 ч.

практическое занятие



Физические упражнения по коррекции осанки




23.

Режим школьника при дефектах и искривлениях осанки (лекция)
Учащимся рассказывается о том, как жить с дефектами осанки, чтобы не усугубить их, и как можно скорее исправить.



1ч.

Лекция

Режим дня школьника




24.

Занятия лечебной физкультурой при дефектах и искривлениях осанки (практическое занятие)
Учащимся кратко рассказывается о значении занятий лечебной физкультурой при дефектах осанки и демонстрируется несколько несложных упражнений, которые они повторяют и пытаются запомнить.






практическое занятие

Значение лечебной физкультуры




25.

Возрастные изменения осевого скелета (семинарское занятие)



1 ч.

семинарское занятие

Подготовка к итоговой конференции




26.

Заключительное занятие.
Проводится по выбору учащихся (это может быть занятие, обобщающее весь пройденный материал, итоговая конференция, на которой представляется отчет о работе факультатива, например о том, как нужно закаливаться, выполненный в каком-либо нестандартном, интересном виде, пресс-конференция, где учитель выступает в роли респондента и т.д.).

 


1ч.

итоговая конференция







Занятие № 1.

Тема «Здоровый образ жизни, его составляющие».

Цель: Раскрыть понятие ЗОЖ и основные его составляющие. Пропаганда
здорового образа жизни.

Оборудование: видеофрагмент по ЗОЖ, схема по ЗОЖ, журналы «ЗОЖ».

Ход занятия.
1. Изучение нового материала.
1) Понятие ЗОЖ. ЗОЖ – образ жизни человека, его поведения, мышления, привычек, которые обеспечивают определенный уровень здоровья. Индивидуальное здоровье на 50 % зависит от образа жизни.
2) Основные составляющие ЗОЖ:
- Умеренное и сбалансированное питание.
- Режим дня.
- Двигательная активность.
- Закаливание.
- Личная гигиена.
- Грамотное экологическое поведение.
- Психогигиена, умение управлять своими эмоциями.
- Сексуальное воспитание.
- Отказ от вредных привычек.
3) Человек и его право на здоровье.
4) Значение здорового образа жизни.

2. Закрепление.
1) Составить схему с анализом основных составляющих ЗОЖ.
2) Просмотр видеофрагмента о здоровом образе жизни с последующим анализом.

3. Д/З
1)
Найти высказывание учёных о здоровье.
2) Рефераты на темы «Воздействие атмосферных загрязнений на здоровье», «Радиация и здоровье».

Занятие № 2.

Тема «Окружающая среда и здоровье человека»

Цель: Формирование у учащихся представлений о влиянии загрязнения
окружающей среды на здоровье человека.

Оборудование: Видеофрагмент о загрязнении окружающей среды,
фотографии.

Ход занятия.

1. Изучение нового материала.
1) Окружающая среда: природная, антропогенная, социальная, производственная.
2) Воздействие атмосферных загрязнений на здоровье человека – реферат учащихся.
3) Влияние на организм загрязнения гидросферы.
4) Радиация и здоровье – реферат учащихся.
- степень радиационной опасности (экспозиционная доза, поглощённая доза, эквивалентная доза)
- патологические последствия от величины получения дозы (лучевая болезнь, лейкозы, местное облучение).

2. Закрепление.
1) просмотр видеофрагмент о влиянии загрязнения окружающей среды на здоровье с последующим анализом.
2) разработать правила охраны окружающей среды.

3. Д/З
Приготовить сообщения на тему «История табакокурения», «Действие табачного дыма на организм человека».
Занятие № 3.

Тема «Курение, мы и наше потомство».

Цель: Формирование у учащихся негативного отношения к курению.

Оборудование: тест «Твоё здоровье и курение», таблица «Органы – мишени поражения табачным дымом».

Ход занятия.

1. Изучение нового материала
1) История табакокурения – сообщение учащихся.
2) Курение и здоровье. Действие табачного дыма на организм человека – сообщение учащихся.
3) Дискуссия по вопросам:
- Почему подросток начинает курить?
(любопытство, пример друзей и взрослых, желание выглядеть взрослым, от нечего делать, за компанию, чтобы успокоится, влияние телевидения).
- Какие проблемы возникают у подростков, которые курят?
( проблемы с родителями, где взять деньги на сигареты, говорить неправду).

2.Закрепление
1) Тест «Твоё здоровье и курение» (см. приложение №1)
2) Составить таблицу «Влияние курения на организм человека».

Органы - мишени Нарушение работы органов


1. лёгкие
2. кровеносные сосуды
3. желудок
4. печень
5. почки

2. Д/З
Реферат «Влияние алкоголя на организм человека».



Занятие №4

Тема «Правда, об алкоголе».

Цель: Ознакомить учащихся с понятием алкоголь и его влиянием на организм человека.

Оборудование: Схема «Влияние алкоголя на органы человека», тест «Твоё здоровье и алкоголь».
Ход занятия

1. Изучение нового материала


1) Понятие «алкоголь». История появления алкоголя.
(первую бутылку водки изготовил араб Рабез в 860 году)
2) Влияние алкоголя на организм человека – реферат (см. приложение 2)
3) Мифы об алкоголе
(работа по группам: 1 группа приводит доводы о пользе алкоголя, 2 группа доказывает ложность этих доводов). (см. приложение №3)
4) Алкоголизм общественное зло. : (Алкоголизм ведет к деградации личности, слабоумию. В нашей стране в коррекционных школах для слабоумных детей обучается около 300 тысяч школьников. Мировая статистика утверждает, что 50% слабоумных детей рождаются от пьющих родителей. Смертность среди пьющих в два раза выше, чем среди непьющих).

2. Закрепление
1) Тест «Твоё здоровье и алкоголь». (см. приложение №4)
2) Заполнить таблицу «Влияние алкоголя на организм человека»

Органы - мишени Влияние алкоголя


1. сердце
2. печень
3. лёгкие
4. желудок
5. органы чувств
6. почки

3. Д/З
1)Реферат «Влияние наркотиков на организм человека».
2) Приготовить антирекламу по наркомании.
Занятие № 5

Тема «Наркотики, зависимость и последствия».
Цель: Сформировать представление о наркомании как факторе, разрушающем здоровье.
Оборудование: тест «Твоё здоровье и наркотики», реферат, антиреклама.
Ход занятия

1.Изучение нового материала
1) Историческая справка о наркотиках.
2) Статистические данные. ( - средний возраст приобщения к наркотикам снизился до 14,2 лет у мальчиков, 14,6 – у девочек; - 4 млн. людей употребляют наркотики в нашей стране, 76 % молодежь от 14 до 30 лет; за 10 лет - - число смертей от наркотиков увеличилось в 12 раз, среди детей в 42 раза (65 % – передозировка); - к окончанию школы 40 % детей пробовали наркотики, “сидят на игле” – 9% мальчиков, 5 % – девочек; - 91 % ВИЧ – инфицированных – наркоманы; 1 - наркоман за год втягивает в “порочный круг” до 4 человек).
3) Влияние наркотиков на организм человека – реферат.
4) Свойства наркомании:
- Непреодолимое желание или потребность продолжать принимать наркотики и доставать их любыми способами. - Стремление увеличивать дозы. - Зависимость психического, а иногда и физического характера от воздействия наркотиков.
5) Классификация наркотиков. (см. приложение № 5)
- седативные яды
- галлюциногенные средства
- вещества, легко получаемые путем химического синтеза
- яды сна
6) Уголовная ответственность. (см. приложение № 6)

2. Закрепление
1) Антиреклама о наркомании – творческое задание.
2) Тест «Твоё здоровье и наркотики».
3) Придумать 10 убедительных отказов человеку, предлагающему тебе наркотики.

3. Д/З
Сообщение о вирусных заболеваниях (грипп, оспа, корь, СПИД)

Занятие № 6

Тема «Вирусы – внутриклеточные паразиты»

Цель: Формирование у учащихся знаний о вирусах, как источнике инфекционных заболеваний.

Оборудование: таблица «Вирусы», плакат с вирусными заболеваниями.

Ход занятия

1.Изучение нового материала


1) История открытия вирусов (см. приложение №7)
2) Способы распространения и передача вирусных инфекций:
- воздушно – капельный путь
- пищеварительный тракт, кишечник
- половой контакт
- через кровь
3) Вирусные заболевания – сообщения учащихся
- СПИД
- грипп
- оспа
- герпес
- корь

2. Закрепление
1) Заполнить таблицу «Вирусные заболевания» (см. приложение № 8)

Название заболевания Возбудитель Поражаемые области тела Способы распространения



3.Д/З
Сообщения о заболеваниях вызванных неправильным питанием: сахарный диабет, желчнокаменная болезнь, аллергия, гипертоническая болезнь, инфаркт.

Занятие № 7
Тема
«Неправильное питание – результат многих болезней».
Цель: Показать учащимся последствия неправильного питания.
Оборудование: сообщения, плакаты, таблицы.
Ход занятия
1. Изучение нового материала

1) Главный источник болезней – неправильное питание.
2) Заболевания, вызванные неправильным питанием – сообщения учащихся
- Сахарный диабет
- Аллергия
- Инфаркт
- Желчнокаменная болезнь
- Гипертоническая болезнь
- Болезнь суставов
- Ишемическая болезнь сердца 2. Закрепление
1) Составить схему заболеваний на основе неправильного питания и дать ей анализ.
2) Составить свой режим питания. 3. Д/З
Реферат «Влияние компьютера на здоровье человека».

Занятие № 8.
Тема
«Компьютер и здоровье человека».
Цель: Раскрыть влияние компьютера на здоровье человека.
Оборудование: реферат, памятка по работе с компьютером.
Ход занятия
1. Изучение нового материала.
1) Компьютер «за» и «против» - дискуссия.
(Работа в группах, 1 группа за положительные стороны компьютера, 2 группа – за отрицательные).
2) Основные вредные факторы, действующие на человека за компьютером:
- Сидячее положение в течение длительного времени;
- Воздействие электромагнитного излучения монитора;
- Утомление глаз, нагрузка на зрение;
- Перегрузка суставов кистей;
- Стресс при потере информации
3) Влияние компьютера на здоровье человека – реферат.
4) Рекомендации центра электромагнитной безопасности. (см. приложение № 9)
2. Закрепление
Составьте рекомендации начинающим компьютерщикам.
2. Д/З
Приготовить материал к созданию презентаций по здоровому образу жизни.

Занятие № 9

Тема «Составление презентаций по здоровому образу жизни».
(практическая работа)
Цель: Закрепить полученные знания; совершенствовать навыки составления презентаций.
Оборудование: компьютер
Ход занятия
Учащимся предлагаются темы презентаций на выбор. Занятие проводится в компьютерном классе.
Примерный перечень тем для презентаций:
1. «Губительная сигарета».
2. «Вирусные заболевания».
3. «Компьютер и здоровье».
4. «Правда, об алкоголе».
5. «Наркотики – яд!»
Подведение итогов.

Занятие № 10.

Тема «Защита презентаций по здоровому образу жизни»
(практическая работа)
Цель: Закрепить, углубить, систематизировать и скорректировать полученные знания.
Для оценивания презентаций составляются критерии их оценки.

Критерии оценки презентаций
1. Оформление слайдов:
- стиль;
- фон;
- использование цвета;
- анимационные эффекты.
2. Представление презентации:
- содержание информации;
- расположение информации на слайде;
- шрифты;
- способы выделения информации;
- объем информации;
- виды слайдов.

Занятие № 11
Тема « Закаливание организма»
Цель: Раскрыть влияние закаливания на здоровье человека.
Оборудование: видеофрагмент «Закаливание», таблицы, плакаты по закаливанию организма.
Ход занятия
1. Изучение нового материала
1) Закаливание как средство повышения защитных свойств организма.
2) История закаливания. (см. приложение № 10)
3) Принципы закаливания:
Систематичность использования закаливающих процедур.
Постепенность увеличения силы раздражающего воздействия.
Последовательность в проведении закаливающих процедур.
Учет индивидуальных особенностей человека.
Комплексность воздействия природных факторов.
4) Основные методы закаливания – сообщение учащихся
Закаливание воздухом.
Закаливание солнцем.
Закаливание водой.
2. Закрепление
1) Просмотр видеофрагмента «Закаливание» с последующим анализом.
2) Дискуссия о пользе и вреде закаливания

Занятие № 12
Тема
« Культура питания».
Цель: Формирование у учащихся представление о правильном питании.
Оборудование: Тест «Правильно ли ты питаешься», таблица по калорийности продуктов.
Ход занятия
1. Изучение нового материала
1) Правильное питание – залог здоровья.
2) Культура питания – это не только отношение к пище, но и её состав.
3) Правила здорового питания. (см. приложение №11)
4) Основные принципы рационального питания: Умеренность. Сбалансированность. Четырехразовый приём пищи. Разнообразие.
Биологическая полноценность.
2.Закрепление
Тест «Правильно ли ты питаешься» (см. приложение №12)
3.Д/З
Сообщения о витаминах, презентации о витаминах.

Занятие « 13
Тема «Витамины круглый год».
Цель: Раскрыть роль витаминов для здоровья человека.
Оборудование: Таблица «Витамины», презентации, сообщения.
Ход занятия
1. Изучение нового материала
1) Многообразие и значение витаминов – сообщение учащихся
- Витамин А
- Витамин В
- Витамин С
- Витамин Д
- Витамин Е
2) Защита презентаций по витаминам.
3) Правила сохранения витаминов в продуктах.
2. Закрепление
Тест на обеспеченность своего организма витамином С. (см. приложение № 13)
2. Д/З
Составить свой режим дня.

Занятие № 14
Тема «Режим дня – залог здоровья»
Цель: Раскрыть значение режима дня для здоровья.
Оборудование: таблицы с примерным режимом дня для учащихся 1 и 2 смены.
Ход занятия
1. Изучение нового материала
1) Режим дня – это правильно организация сна, питания, учёбы, отдыха.
2) Великие учёные о значении режима дня. 3) К чему ведёт несоблюдение режима дня:
1. сказывается на здоровье
2. развитию хронического переутомления
3. слабое физическое развитие
4. повышенная утомляемость
5. вялость
6. недисциплинирован 4)Соблюдении режима дня ведёт к выработке условных рефлексов на время:
- пребывание на свежем воздухе
- время приёма пищи (в желудке вырабатывается желудочный сок)
- подъём
- отход ко сну
5) Режим дня – залог здоровья и высокой успеваемости – сообщение учащихся
2. Закрепление
1)Анализ своего режима дня с приведённым образцом. Вывод. (см. приложение №14)
2) Дискуссия о значении режима дня.

Занятие №15

Тема «Биологические ритмы, их влияние на здоровье».

Цель: Показать влияние биоритмов на здоровье человека.

Оборудование: видеофильм «Живые часы»

Ход занятия

1. Изучение нового материала 1) Понятие «биологические ритмы» это циклические колебания интенсивности и характера тех или иных биологических процессов и явлений, дающих организмам возможность приспосабливаться к меняющимся условиям жизни.


3) Суточные биоритмы (см. приложение № 15)
График суточных биоритмов

4) Недельные биоритмы


График недельных биоритмов

2. Закрепление
1) Просмотр видеофрагмента «Живые часы»
2) Составить свой биоцикл, пользуясь указанной схемой.
- от дня рождения на 23-й день – физический подъем сил,
- на 28-й день – эмоциональный,
- на 33-й день – интеллектуальный.

Занятие № 16
Исследовательская работа по теме « Определение витамина С в некоторых продуктах».
Цель: Познакомить учащихся с содержанием витамина С в некоторых продуктах.
Задачи: 1. Выявить содержание витамина С в овощах и фруктах.
2.Доказать, что витамина С нет в продуктах подверженных термической
обработке.
3. Развитие умения сравнивать, анализировать и делать выводы. Оборудование: спиртовка, пробирки, спиртовой раствор йода, крахмальный
клейстер, сок лимона, яблочный сок, капустный рассол.
Ход занятия 1. Спиртовой раствор йода разведите с водой до цвета крепкого чая. 2. Добавьте в раствор крахмальный клейстер до получения синей окраски. 3.Возьмите 1 мл сока лимона, к нему по каплям добавьте клейстер. Наблюдайте за окраской. Если раствор йода (синий цвет) обесцветился – то аскорбиновой кислоты (витамина С) много, если нет – то мало. 4.Проделайте подобные опыты с капустным рассолом, компотом, яблочным соком. 5.Нагрейте яблочный сок на спиртовке. Повторите опыт с нагретым соком. 6.Сделайте вывод: Витамин С содержится в свежих овощах и фруктах. – Витамина С нет в продуктах подвергнутых термической обработке. Количество витаминов уменьшается со временем.
Содержание витамина С в некоторых продуктах
Пищевой продукт Содержание витамина, мг/100 г Пищевой продукт Содержание витамина, мг/100 г
Шиповник 2100 Клюква 100
Облепиха 500 Капуста 70
Черная смородина 300 Картофель 30
Перец красный 250 Помидоры 25
Хрен 200

Занятие № 17
Итоговое тестирование. (см. приложение №16)
Цель: Выявить уровень усвоения учащимися знаний по изученному курсу

Приложение

Приложение № 1 (к занятию №3)

ТВОЕ ЗДОРОВЬЕ И КУРЕНИЕ

К каждому из приведенных ниже вопросов предлагается на выбор ответы.
Отметь ответы, которые ты считаешь правильными.
1.Курение - это распространенная вредная привычка по вдыханию дыма горящих папирос, сигарет, сигар:
А- да
Б –нет
2.Курение влияет на твое здоровье:
А –отрицательно
Б- положительно
В- не оказывает никакого воздействия

3.Курением ты можешь причинить вред:


А- только себе
Б- себе6 и окружающим
В- никому
4.Никотин:
А- ухудшает память и внимание
Б –повышает работоспособность
В- оба ответа верны
5.Для мужчин и женщин курение:
А- позволяет уменьшить проблемы в сексуальной жизни
Б- позволяет снизить риск импотенции и бесплодия
В- может стать причиной сексуальных проблем

6.Способы отказа от курения:


А- существуют
Б- неизвестны

7.Чтобыбросить курить в первую очередь необходимо:


А- обратиться к врачу
Б- осознать вред от курения
В- воспользоваться аутогенной тренировкой

8.Третья стадия курения характеризуется:


А- стремлением получить удовлетворение и снять неприятные субъективные ощущения (раздражительность, нарушение сна)
Б – расстройством сна, проявлением симптомов заболеваний, связанных с курением
( бронхит)
В- стойкой табачной зависимостью , интенсивным курением, часто в ночное время
9. в табачном дыме присутствуют компоненты:
А- токсические вещества и органоспецифические канцерогены
Б – канцерогенные вещества
В- все ответы верны
10.Преимущества некурящих людей:
А- сохранение собственного здоровья и здоровья всей семьи
Б- сохранение работоспособности
В- привлекательная внешность
Г-все ответы верны
Ответы: 1 А, 2 А, 3 Б, 4 А, 5 В, 6 А, 7 Б, 8 В, 9 В, 10 Г

Приложение № 2 (к занятию № 4)


Воздействие алкоголя на организм человека.
Мы знаем, что у человека есть жизненно важные органы: сердце, лёгкие, желудок, печень, почки, органы чувств – каждый выполняет свою работу, но алкоголь может нарушить слаженность этой работы.
Физиологи выяснили следующее: алкоголь остаётся в организме надолго. Более двух недель длится его вредное действие на организм. Даже после одного приёма небольшой дозы спиртного алкоголь сохраняется в мозгу, сердце, почках, желудке от 49 часов до 15суток.
Проникнув в организм, он спешит в «цех» нервной системы. К нервной системе относится головной мозг и нервы: одни, по которым бегут сигналы от наших органов чувств к мозгу, и другие, по которым возвращаются приказы мозга к мышцам, внутренним органам.
Мозг управляет нашим поведением, настроением. Когда алкоголь проникает в нервную систему, он тормозит проведение сигналов к мозгу и от мозга, как бы замедляет скорость реагирования.
Алкоголь не только замедляет реакцию, но и отрицательно воздействует на способности: человек, что называется, «тупеет». Употребление детьми небольших доз алкоголя ухудшает их память: они не могут выучить даже небольшое стихотворение, а 13-14 летние не в состоянии своими словами рассказать прочитанное, в самых простых арифметических действиях делают грубейшие ошибки.
Алкоголь поражает не только нервную систему. Попав в организм, он направляется и к другим жизненно важным органам – сердцу, лёгким, нарушая их нормальную деятельность. Наше сердце работает, не останавливаясь ни на минуту, на протяжении всей жизни: оно перекачивает кровь, заставляя её доходить до самых отдалённых уголков нашего организма. Мы можем почувствовать его работу, найдя у себя пульс. Сердце нуждается в постоянном притоке питательных веществ и кислорода, а алкоголь препятствует ему, поэтому сердце может остановиться, и наступит смерть.
Другим важным органом, работе которого мешает алкоголь, являются лёгкие. Они тоже работают всю жизнь, не останавливаясь. Лёгкие отдают во внешнюю среду отработанный, бедный кислородом воздух и забирают свежий, богатый кислородом. Алкоголь повреждает ткань лёгких, делая её уязвимой для микробов, которые вызывают лёгочные заболевания.
Алкоголь отрицательно влияет и на кровь. В крови содержаться красные и белые кровяные тельца. Алкоголь воздействует на эти элементы крови, снижая их возможности: белые кровяные тельца не могут бороться с микробами, а красные – разносить кислород. Нарушается работа всего организма.
Но наш организм начинает бороться с алкоголем, стремится обезвредить и вывести его. Печень обезвреживает алкоголь за 1 час – 1 грамм алкоголя. Некоторые клетки печени при этом гибнут. А с большим количеством алкоголя печень справиться не в состоянии, и тогда наступает смерть.

Приложение № 3 (к занятию № 4) Мифы об алкоголе.


Учитель: Сейчас 1группа ребят будем приводить доводы в пользу алкогольных напитков, а 2 группа - доказывать ложность этих доводов.
1 группа: Представьте себе, мужчина заболел гриппом. Друзья ему советуют… Что? (Что алкоголь лечит простуду).
2 группа: Алкоголь не оказывает обезвреживающего действия на микробы, а тормозит защитные силы организма, препятствуя уничтожению этих микробов. В крови есть лейкоциты и мемфоциты, которые растворяют их. Но, если в крови алкоголь, процесс замедляется или вовсе не происходит. Поэтому мнение, что алкоголь лечит простуду – заблуждение.
1: Многие люди считают, что алкогольные напитки улучшают аппетит.
2: Использование вина в этих целях ведёт к извращению деятельности желудка и кишечника. Состав выделенного под действием алкоголя желудочного сока существенно изменяется: в нём становится много соляной кислоты и мало пепсина, фермента, расщепляющего белки. Кислота обжигающе действует на слизистую оболочку желудка, что может в нём вызвать боли, способствующие развитию гастрита. Регулярное употребление алкоголя с целью повысить аппетит приводит к атрофии слизистой оболочки желудка.
1: Как хорошо, придя с работы, снять усталость, выпив вина.
2: Алкоголь и отдых не совместимы. Под действием алкоголя мозг не отдыхает, а работа его ухудшается. После небольшой дозы спиртного снижается сообразительность, способность к творческому труду.
1: Пиво – это дар солнца, божественный напиток, солнечный нектар.
2: Многие сравнивают пиво с жидким хлебом. Это неправда. В пиве, как и в вине, содержаться кобальт, мышьяк, медь, которые неблагоприятно действуют на сердечную мышцу.
1: Всего одна рюмка коньяка или водки снимают стенокардию. Алкоголь в малых дозах расширяет сосуды сердца.
2: Исследования давно опровергли эту точку зрения. Под влиянием этилового спирта расширяются лишь периферические кровеносные сосуды. После кратковременного расширения артерий наступает их резкое сужение. Алкоголь учащает сердцебиение, создавая дополнительную нагрузку на сердечную мышцу в тот момент, когда она нуждается в отдыхе. Этиловый спирт тормозит обменные процессы, угнетает образование энергии и лишает мышцу сердца необходимого энергетического потенциала для перекачки крови. Поэтому у тех, кто употребляет алкоголь, «слабое сердце».
1: Алкоголь укрепляет кровеносные сосуды.
2: Этот миф давно развеян учёными. У лиц, злоупотребляющих алкогольными напитками, очень рано наступают болезненные изменения на уровне микро-сосудов – повышается проницательность и ломкость артерий, капилляров и венул (мелких вен), нарушается их тонус.
1: Вино марки «Кагор» улучшает кровь, помогает в лечении малокровия.
2: Красные тельца крови-эритроциты – переносят кислород. Если в организме возникает недостаток этих телец из-за кровопотери или они болезненно изменены и не могут в нужном объёме переносить кислород, то такое состояние называется малокровием (анемией). Алкоголь, входящий в спиртные напитки, не только не способствуют «выздоровлению» эритроцитов или увеличению их числа, а тормозит эти процессы, так как он затрудняет усвоение костным мозгом железа, необходимого для построения эритроцитов.

Приложение № 4 (к занятию № 4)


ТВОЕ ЗДОРОВЬЕ И АЛКОГОЛЬ к каждому из приведенных ниже вопросов предлагается на выбор несколько ответов. Отметь ответ, который считаешь правильным.
1.Здоровью вредит:
А- алкоголь, курение, наркотики
Б- чрезмерная физическая и умственная нагрузка
В- хорошее, правильное питание

2.Алкоголизм – это:


А- повышение активности, работоспособности
Б- нарушение способности к самоконтролю
В- появление провалов в памяти
Г- токсичное воздействие этанола на печень, сердце и другие органы
Д- повышение умственной активности

3.Наиболее эффективный ответ в случае, если вам предложат выпить:


А – да, я с удовольствием
Б – спасибо, я уже
В- нет, я не хочу
Г – нет, я не хочу, так как у меня проблемы с родителями
Д- нет, не хочу потом себя плохо чувствовать

4.Может употребление алкогольных напитков зависимость ( привыкание) к ним?


А – да
Б – нет
В – нет, если употреблять в умеренном количестве

5.Чтобы избежать ситуации, способствующей употреблению алкоголя.


А- умейте сказать «нет» , когда вам предлагают выпить
Б- правильно организуйте свой досуг
В – оба ответа верны.

6.Возможно ли избавиться от алкогольной зависимости?


А- да
Б – нет
В – только на определенном этапе
Г.Выбери три наиболее эффективных аргумента.

7. Чтобы убедить своего друга не употреблять алкогольные напитки:


А- соблюдай личную гигиену
Б –заведи собаку
В- поменяй компанию
Г – займись спортом
Д- правильно питайся
Е – будь активным
Ж – займись творчеством

Ответы: 1 В, 2 Б, В, Г. 3 Б, 4 А, 5 В, 6 В, 7 Г,Е,Ж

Приложение № 5 (к занятию №5)

Классификация наркотиков


Все наркотики и их действия делятся на следующие группы (разработано специалистами Всемирного общества здравоохранения):
• седативные яды, успокаивающие психическую деятельность. Они сокращают вплоть до полного устранения функции возбудимости и восприятия, вводя человека в заблуждение, одаривая его букетом приятных состояний. Эти вещества (опиум и его алкалоиды, морфий, кодеин, кока и кокаин) изменяют мозговые функции.
• галлюциногенные средства, представленные большим числом веществ растительного происхождения, очень разные по своему химическому составу (мескалин из кактуса, индийская конопля, гашиш и прочие тропеиновые растения). Все они вызывают церебральные возбуждения, выражающиеся в деформации ощущений, галлюцинациях, искажении восприятий, видениях.
• вещества, легко получаемые путем химического синтеза, вызывающие сперва церебральные возбуждения, а затем глубокую депрессию (алкоголь, эфир, хлороформ, бензин).
• яды сна – барбитураты, хлорал, сульфорол, кава-кава и др.
• растительные вещества, возбуждающие мозговую деятельность без немедленного влияния на психику; сила воздействия на разных лиц бывает разной (кофеин, табак, бетель и др.).
Наркотики:
• Опиаты (героин, морфий)
Вызывают сонливость, замедленное дыхание, сужение зрачков.
Приводят к поражении печени, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, к поражению мозга.
• Кокаин ( кокаин, “крек”).
Вызывает возбужденное состояние, навязчивую словоохотливость, взволнованность, галлюцинации, расширенные зрачки.
Приводят к аритмии, психозам, поражению слизистой дыхательных путей.
• Гашиш (гашиш, марихуана).
Вызывает колебание настроения, замедленную реакцию, усиленный аппетит, сухость рта, расширенные зрачки.
Приводит к ухудшению памяти, повышению риска заболеваний онкологическими заболеваниями, поражению печени, повреждению головного мозга.
• Галлюциногены (ЛСД).
Вызывает трансоподобное состояние, возбуждение, бессонницу, галлюцинации.
Приводит к нарушению координации, тяжелым поражениям мозга, депрессии.
• Антидепрессанты (снотворно – седативные средства).
Вызывает сонливость, заторможенность, слабое дыхание, расширенные зрачки.
Приводит к поражению головного мозга, сердечно – сосудистой системы, психозам.
• Стимулянты (Амфетамин, “экстази”).
Вызывает возбудимость, повышенное потоотделение, сухость во рту, галлюцинации, расширенные зрачки.
Приводит к расстройству нервной системы, дыхательной системы, депрессиям, паранойям.
Приложение № 6 (к занятию №5)
Уголовная ответственность
Ст. 228. Незаконные изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ. Ст. 229. Хищение либо вымогательство наркотических средств, либо психотропных средств. Ст. 230. Склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ. Ст. 231. Незаконное культивирование запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества. Ч. 5 ст. 73 – о лечении от наркомании.

Приложение № 7 (к занятию №6)



Текст по истории открытия вирусов.

История открытия вирусов. Первое знакомство. В 80-е годы CIC века на юге России табачные плантации подверглись грозному нашествию. Отмирали верхушки растений, на листьях появлялись светлые пятна, год от года число пораженных полей увеличивалось, а причина заболеваний неизвестна.


Профессора Петербургского университета, всемирно известные А. Н. Бекетов и А. С. Фелинцин послали небольшую экспедицию в Бессарабию и на Украину в надежде разобраться в причинах болезни. В экспедицию входили Д. И. Ивановский и В. В. Половцев. Д.И. Ивановский русский ученый в 1892 году открыл вирус табачной мозаики. На поиски возбудителей болезни Ивановский потратил несколько лет. Он собирал факты, делал наблюдения, расспрашивал крестьян о симптомах болезни. И экспериментировал. Он собрал листья с нескольких больных растений. Через 15 дней на этих листьях появились белёсые пятна. Значит, болезнь действительно заразна, и может передаваться от растения к растению. Ивановский последовательно устранял возможных переносчиков болезни – корневую систему растений, семена, цветки, пыльцу… Опыты показали, что дело не в них: болезнетворное начало поражает растения иным путём. Тогда молодой учёный ставит

Рекомендуемая литература
(для учителя)
1. Чумаков Б. Н. «Основы здорового образа жизни». Москва «Педагогическое общество России», 2004г.
2. Новиков «Природа и человек». Москва «Просвещение», 2000г.
3. Гурски С.А. «Внимание наркомания». Москва «Медицина»,1999г.
4. Казьмин В.Д «Курение, мы и наше потомство». Москва «Советская Россия» 1989г.
5. Копыт Н. Я , Скворцова Е.С. «Алкоголь и подросток. Москва «Медицина». 1994г.
6. Запороженко В. Г. «Образ жизни и вредные привычки». Москва «Медицина», 1994г.
7. Донецкая Э. Г, Лунёв И. О., Паноморёва Л. А «Актуальные проблемы биологии». Саратов «Лицёй», 2005г.
8. Бунин К. В. «Инфекционные болезни». Москва «Медицина», 2000г.
9. Маюров А.Н. «Табачный туман обмана».Москва. Педагогическое общество России, 2005 г.
10. Маюров А.Н. «Алкоголь – шаг в пропасть».Москва. Педагогическое общество России, 2005 г.
11. Ресурсы Интернет.

Рекомендуемая литература
(для учащихся)
1. Петров Н. Н. «Человек в чрезвычайных ситуациях». Челябинск «Урал книга», 2004г.
2. Артюхова Ю. А. «Как закаливать свой организм». Минск «Харвест» 1999г.
3. Ягодинский В.Н «Школьнику о вреде алкоголя и никотина». Москва «Просвещение», 1996г.
4. Гиляров М. С. Биологический энциклопедический словарь. Москва «Советская энциклопедия», 1994г 5. Маюров А.Н. «Табачный туман обмана».Москва. Педагогическое общество России, 2005г.
6. Маюров А.Н. «Алкоголь – шаг в пропасть».Москва. Педагогическое общество России, 2005 г.
7. Ресурсы Интернет.


База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка