Программа составлена на основе государственного общеобразовательного стандарта рк по предмету




Скачати 192.47 Kb.
Дата конвертації14.04.2016
Розмір192.47 Kb.
Пояснительная записка.

В 2009-2010 учебном году обучение биологии в 6 классе общеобразовательной школы Республики Казахстан осуществляется в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом среднего общего образования Республики Казахстан, утвержденного приказом Министра образования и науки Республики Казахстан № 693 от 24.09.2002 г.

Программа составлена на основе государственного общеобразовательного стандарта РК по предмету «Биология» (приказ Министерства образования и науки Республики Казахстан № 405 от 12.05.2004г.) что соответствует целям и задачам общего среднего образования.

Календарно-тематическое планирование в 6 классе составлено на основе программы по учебным предметам для 5-7 классов (приказ Министерства образования и науки Республики Казахстан № 148 от 11.03.2003г.); с учетом требований Госстандарта по предмету «Биология».

Количество часов – 68 (2 часа в неделю).

В 6 классе рекомендуется использовать: 1. Биология. (Многообразие живых организмов). К. Кайым, Сатимбеков Р., Аметов А., Кожантаева Ж. Учебник для 7 класса общеобразовательной школы. – Алматы: Атамура, 2007.

2. Биология. (Многообразие живых организмов) К.Кайым, Сатимбеков Р., Кожантаева Ж. Методическое руководство для 7 класса общеобразовательной школы - Алматы: Атамура, 2007.

3. Биология. (Многообразие живых организмов) К.Кайым, Сатимбеков Р., Аметов А., Кожантаева Ж. Рабочая тетрадь для 7 класса общеобразовательной школы. - Алматы: Атамура, 2007.



Разрешены к использованию в организациях среднего общего образования, определены приказом МОН РК № 160 от 3 апреля 2009 года.
Практическая часть




I

II

III

IV

Л/р.













К/р.













Экскурсии













Для учащихся 6 класса

Биология 6 класс.



п

Тема, кол-во часов

Оборудование

д/з

сроки







Введение (1 час)

1

Начало изучения царства Растений. Наука о растениях – ботаника. Значение растений в природе и жизни человека. Распространённые растения в Казахстане.

Таб. «Многообразие растений»










Общее знакомство с растениями (3 часа).

2

Культурные и дикорастущие; однолетние и многолетние; лекарственные и декоративные. Жизненные формы растений. Признаки растений. Основные органы растений. Экскурсия 1«Мир растений вокруг нас»













3

Семенные и споровые растения. Цветковые растения. Лабораторная работа 1 «Рассмотрение споровых, семенных (голосеменных и покрытосеменных) растений: кукушкина льна, папоротника, сосны обыкновенной, пастушьей сумки, томатов».

Микроскопы, рисунки растений голосеменных и покрытосеменных.










4

Основные экологические факторы, влияющие на жизнедеятельность растений. Среды жизни растительных организмов на Земле. Жизнь растений осенью. Изменения в природных условиях. Окраска листьев, листопад, веткопад. Их значение в жизни растений. Роль растений в природе и жизни человека. Экскурсия 2 «Осенние явления в жизни растений»













Клеточное строение растений (5 часов).

5

Увеличительные приборы: микроскоп, лупа. Приёмы пользования увеличительными приборами. Приготовление препарата. Материалы и оборудование. Техника безопасности. Лабораторная работа 2 «Знакомство с увеличительными приборами и лабораторными инструментами».

Микроскопы, Набор инструментов для лабораторных работ










6

Клетка – основная структурная единица организма растения. Строение растительной клетки. Разнообразие клеток по форме и размерам. Жизнедеятельность клеток. Лабораторная работа 3 «Приготовление микропрепарата кожицы лука, эпидермиса листа».

Микропрепараты «Растительная клетка» «Кожица лука», Микроскопы, Набор инструментов для лабораторных работ.











7

Органические вещества клетки: углеводы, белки, жиры и неорганические: вода, растворы солей. Запасание питательных веществ.













8

Понятие о тканях. Разнообразие тканей у растений: образовательные, покровные, основные (ассимиляционные и запасающие), проводящие, механические.













9

Клеточное строение органов растений. Растение – многоклеточный организм. Лабораторная работа 4 «Изучение строения растительной клетки на примере листа элодеи, кожицы листа».

Микропрепараты «Растительная клетка» «Кожица лука», Микроскопы, Набор инструментов для лабораторных работ.











Органы цветковых растений, плоды и семена (14 часов).

Семя (2 часа).

10

Внешнее и внутреннее строение семян. Типы семян. Строение семени однодольных и двудольных цветковых растений. Органические и неорганические вещества семени. Зародыш растений в семени.













11

Разнообразие семян. Прорастание семян. Глубина заделки семян в почву. Распространение семян. Лабораторная работа 5 «Строение семян однодольных и двудольных растений. Знакомство с разнообразием семян овощных культур».

Набор инструментов для лабораторных работ; сема фасоли, пшеницы.










Корень (3 часа).

12

Внешнее и внутреннее строение корня как вегетативного органа растения. Типы корневых систем: стержневые и мочковатые. Значение корней в связи с выполняемыми функциями: питание, закрепление в почве, размножение растений, отложение в запас питательных веществ.

Лабораторная работа 6 «Изучение внешнего строения корней у проростков (гороха, тыквы, фасоли и пшеницы)»

Проростки гороха, тыквы, фасоли, пшеницы; Набор инструментов для лабораторных работ.










13

Зоны корня: деления, растяжения, всасывания, проведения. Кончик корня – корневой чехлик. Рост корня. Корневые волоски и их роль в жизнедеятельности корня и всего растения. Ветвление корней. Лабораторная работа 7 «Определение зоны роста (растяжения) у корня».

Микропрепарат «Первичное строение корня» , Микроскопы.











14

Виды корней (главные, боковые, придаточные). Видоизменения корней в связи с выполняемыми функциями. Лабораторная работа 8 «Видоизменение корней».

Корнеплоды (свекла, морковь, пырей ползучий, ландыш)










Побег (5 часов).

15

Строение и значение побегов у растений. Почка – зачаточный побег растения. Почки вегетативные и генеративные. Развитие побега из почки. Лабораторная работа 9 «Строение вегетативных и цветочных почек».

Д/ф «Стебель». Таб. «Строение почек»










16

Лист как боковой орган побега. Внешнее и внутреннее строение листа. Устьица. Лабораторная работа 10 «Внешнее строение листа. Нахождение устьиц на листе».

Таб. «Строение листа» Микропрепарат: «Эпидермис листа герани»










17

Разнообразие листьев, их значение у растений. Лист как специализированный орган фотосинтеза, испарение и газообмен. Видоизменения листа. Лабораторная работа 11 «Внутреннее строение листа. Видоизменение листьев».

Таб. «Внутреннее строение листа» Микроскопы. Микропрепарат: «Поперечный срез листа ириса».











18

Узлы и междоузлия. Внутреннее строение стебля. Рост стебля в длину и толщину. Роль камбия. Годичные кольца.

Многообразие побегов: вегетативные и генеративные, наземные и подземные, укороченные и удлинённые. Лабораторная работа 12 «Рассмотрение годичных колец на поперечном срезе (спиле) дерева».



Набор инструментов для лабораторных работ; спилы деревьев.










19

Видоизменения побегов. Побеги растений в зимнее время. Знакомство с деревьями и кустарниками в безлистном состоянии. Лабораторная работа 13 «Рассмотрение строения корневища, клубня, луковицы». Экскурсия 3 «Деревья и кустарники в безлистном состоянии».













Цветок, плод» (4 часа)

20

Цветок, его значение и строение. Лабораторная работа 14 «Рассмотрение строения цветка».

Таб. «Цветок»










21

Соцветия. Биологическое значение соцветий.













22

Цветение и опыление растений. Виды опыления (самоопыление, перекрёстное опыление ветром, насекомыми, водой, птицами, искусственное опыление).

Лабораторная работа 15 «Сравнение цветков насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений».

Фотографии растений (осина, ольха, тополь, береза, яблоня, клевер, бакложан)










23

Образование плодов; размножение и расселение растений с помощью семян. Взаимосвязь органов растения как живого организма. Растения и окружающая среда. Экскурсия 4 «Мир растений на подоконнике».

Коллекция «Плоды и семена деревьев и кустарников».











Основные процессы жизнедеятельности растений» (6 ч).

24

Поглощение воды и минеральных веществ из почвы. Условия, обеспечивающие почвенное питание растений. Удобрения: органические и минеральные (азотные, калийные, фосфорные и микроэлементы).













25

Воздушное питание растений. Фотосинтез, роль солнечного света и хлорофилла в этом процессе. Роль зелёных растений как автотрофов, запасающих солнечную энергию в химических связях органических веществ.













26

Дыхание растений. Поглощение кислорода, выделение углекислого газа и воды. Зависимость процесса дыхания растений от условий окружающей среды.













27

Роль воды в жизнедеятельности растений. Экологические группы растений по отношению к воде. Размножение растений. Половое и бесполое размножение. Понятие об оплодотворении у растений и образование зиготы. Биологическое значение полового и бесполого способов размножения.













28

Контрольная работа за 1-е полугодие













29

Вегетативное размножение, его виды и биологическая роль в природе. Использование вегетативного размножения в растениеводстве. Черенкование, отводки, прививки (черенком и глазком), размножение тканями. Рост и развитие растений. Лабораторная работа 16 «Черенкование комнатных растений».













Основные отделы царства растений (21 час)

Вид – основная единица систематики растений (1 час)

30

Понятия о систематике растений. Растительное царство. Деление его на подцарства, Отделы, Классы, Семейства, Роды, Виды.













Подцарство Водоросли (2 часа)

31

Отделы водорослей. Общая характеристика одноклеточных и многоклеточных водорослей.

Кодограмма «Цикл развития многоклеточной водоросли», през-я «Одноклеточные водоросли»










32

Многообразие пресноводных и морских водорослей. Значение водорослей в природе и народном хозяйстве. Лабораторная работа 17 «Микроскопическое и внешнее строение одноклеточных и многоклеточных водорослей».













Отдел Мохообразные (2 часа).

33

Разнообразие мхов. Общая характеристика зелёных мхов как высших споровых растений. Размножение и развитие мхов.

Динам. пособие «Размножение мха»,

През-я «Моховидные», видео: «Размножение моховидных» Видео: «Общие признаки отдела», «Разнообразие моховидных. Класс мхи»












34

Сфагновые мхи. Значение мхов в природе и народном хозяйстве. Охрана мохообразных растений. Лабораторная работа 18 «Внешнее строение мхов».













Отдел Папоротникообразные (3 часа).

35

Общая характеристика папоротников, хвощей, плаунов как высших споровых растений.


Гербарий хвоща, плауна, анимация «Размножение хвоща», «Размножение плауна», инструк. карточки, рисунки «Строение хвоща», «Строение плауна» (комп.), видео: «Разнообразие плауновидных. Класс плауновые», «Общие признаки отдела Хвощевидные»










36

Размножение и развитие папоротников. Былой расцвет папоротникообразных.


Кодограмма «Цикл развития папоротника», коллекция «Развитие папоротника», видео: «Строение папоротника», през-я «Папоротникообразные», «Многообразие папоротникообразных», анимация «Строение папоротника», видео: «Общие признаки отдела Папоротникообразные»










37

Значение современных папоротникообразных растений в природе и для человека. Охрана растений и мест их произрастания. Лабораторная работа 19 «Внешнее строение папоротникообразных».













Отдел Голосеменные (4 часа).

38

Их общая характеристика и многообразие голосеменных растений. Хвойные растения в регионе школы.


модель «Ветка сосны», динам. пособие «Размножение сосны», през-я «Голосеменные», видео: «Общие признаки отдела», «Размножение сосны», «Класс хвойные»










39

Семенное размножение хвойных растений на примере сосны. Лабораторная работа 20 «Внешнее строение голосеменных».













40

Значение хвойных растений и хвойных лесов в природе и в хозяйстве человека.













41

Охрана леса. Лабораторная работа 21 «Изучение строения шишек и семян хвойных растений».













Отдел Покрытосеменные ( 9 часов).

42

Их общая характеристика. Многообразие покрытосеменных растений. Значение покрытосеменных растений в природе и хозяйстве человека. Деление цветковых растений на классы двудольных и однодольных растений.













43

Семейства двудольных растений. Семейство двудольных: Крестоцветные. Лабораторная работа 22 «Строение цветка и плода растений семейства Крестоцветных».

Цветок капусты, видео: «Признаки семейства», «Многообразие растений семейства»










44

Семейство двудольных: Розоцветные. Лабораторная работа 23 «Строение цветка и плода растений семейства Розоцветных».

Видео: «Признаки семейства», «Многообразие растений семейства», През-я «Семейство розоцветные»










45

семейство двудольных: Пасленовые. Лабораторная работа 24 «Строение цветка и плода растений семейства Пасленовых».

Цветок гороха, видео: «Признаки семейства», «Многообразие растений семейства», през-я «Семейство бобовые»










46

Семейство двудольных: Бобовые. Лабораторная работа 25 «Строение цветка и плода растений семейства Бобовых».

Цветок картофеля, видео: «Признаки семейства», «Многообразие растений семейства», през-я «Семейство пасленовые»










47

Семейство двудольных Сложноцветные. Лабораторная работа 26 «Строение цветка и плода растений семейства Сложноцветных».

Цветок подсолнечника, видео: «Признаки семейства», «Многообразие растений семейства», през-я «Семейство сложноцветные»










48

Семейства однодольных растений Лилейные, Луковые.

Лабораторная работа 27 «Строение цветка и плода растений семейства Лилейных». Лабораторная работа 28 «Строение цветка и плода растений семейства Луковых».

Цветок тюльпана, видео: «Признаки семейства», «Многообразие растений семейства», през-я «Семейство лилейные»










49

Семейства однодольных растений Злаки. Лабораторная работа 29 «Строение цветка и плода растений семейства Злаки».

Цветок пшеницы, видео: «Признаки семейства», «Многообразие растений семейства», през-я «Семейство злаковые»










50

Экскурсия 6 «Встреча с представителями царства растений в городском парке и территории школы». Экскурсия 7 «Весеннее пробуждение представителей Царства растений».













Историческое развитие многообразия растительного мира на Земле (3 часа)

51

Развитие растительного мира. Понятие об эволюции как процессе усложнения растений. Многообразие растительных групп как результат эволюции.













52

Происхождение и многообразие культурных растений. Практическая работа 1 «Весенние работы по уходу за комнатными растениями».













53

История появления главных народнохозяйственных культур картофеля и пшеницы. Практическая работа 2 «Подбор семян и выращивание рассады для школьного опытного участка».













Царство Вирусы» (2 часа)

54

Особенности строения вирусов как примитивных форм организации.













55

Распространение и заражение вирусными инфекциями. Меры профилактики и борьбы с вирусными инфекциями













Царство Бактерии» (3 часа)

56

Бактерии как древнейшая группа живых организмов. Общая характеристика бактерий. Отличия клетки бактерий от клетки растений. Понятия о прокариотах и эукариотах.













57

Разнообразие бактерий по форме, питанию, дыханию. Лабораторная работа 30 «Рассмотрение внешнего вида бактерии сенной палочки».

През-я «Бактерии», Микроскоп.










58

Распространение бактерий. Значение бактерий в природе и для человека (экологическое, болезнетворное, биотехнологическое). Лабораторная работа 31 «Рассмотрение клубеньков на корнях бобовых растений».













Царство Грибы. Лишайники как особые симбиотические организмы» (4 часа)

59

Общая характеристика грибов как представителей особого царства живой природы. «Грибы». Питание, дыхание, споровое размножение грибов. Лабораторная работа 32 «Строение плодовых тел пластинчатых и трубчатых шляпочных грибов».

Коллекция «Грибы», динам. пособие «Размножение шляпочного гриба», през-я «Шляпочные грибы»










60

Плесневые грибы: мукор, пеницилл. Одноклеточные грибы – дрожжи. Лабораторная работа 33 «Изучение внешнего вида и микроскопического гриба мукора».

Микропрепарат «Плесень мукор» , Микроскоп, през-я «Царство грибов»










61

Многоклеточные грибы. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Многообразие грибов: сапрофиты, паразиты, симбионты. Понятие о микоризе. Значение грибов в природе и хозяйстве человека. Лабораторная работа 34 «Изучение внешнего вида плодового тела гриба-трутовика».

Видео: «Трутовые грибы», таб. «Головневые грибы»










62

Лишайники, особенности их строения, питания, размножения. Многообразие лишайников. Значение лишайников в природе и хозяйстве человека. Индикаторная роль лишайников. Лабораторная работа 35 «Строение слоевища двух-трёх представителей лишайников».

Таб. «Кустистые и накипные лишайники». През-я «Лишайники», «Значение лишайников»










Природные сообщества (6 часов)

63

Понятие о природном сообществе растений (биоценозе - фитоценозе) как биологической системе. Жизнь растений в природе. Понятие о растительном сообществе как совместной жизни растений. Характеристики природного сообщества как биосистемы: местообитание, видовой состав, количество видов в сообществе, ярусность, взаимосвязи между растениями. Экскурсия 8«Жизнь растений в сообществе». Экскурсия 9 «Лес (парк) как природное сообщество». Экскурсия 10 «Весна в жизни природного сообщества».













64

Контрольная работа за 2-е полугодие













65

Понятие о биогеоценозе как совокупности растений, животных, грибов, бактерий и условий среды обитания. Понятие об экосистеме. Место и роль растительного сообщества. Роль человека в природе. Практическая работа 3 «Весенние работы на пришкольном учебно-опытном участке и по благоустройству растительных сообществ вокруг школы».













66

Понятия: рациональное природопользование, охрана растений, растительные ресурсы, охрана природы, экология. Красная книга. Практическая работа 4 «Весенние работы по уходу за комнатными растениями».













67

Роль школьников в изучении богатства родного края, в охране природы, в экологическом просвещении населения. Практическая работа 5 «Работа на пришкольном опытном участке».













68

Экскурсия 11 «Жизнь растений в весенний период года». Задания на лето: подготовить гербарии растений изученных семейств (крестоцветных, розоцветных, пасленовых, бобовых, сложноцветных, лилейных, луковых, злаков); собрать семена представителей изученных семейств и составить коллекции; собрать семена овощных, плодовых, бахчёвых, злаковых культур.

















База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка