Программа учебной дисциплины для специальности 050720. 65 Физическая культура




Скачати 276.26 Kb.
Дата конвертації21.04.2016
Розмір276.26 Kb.
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова»

(ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова»)

Факультет физической культуры и спорта

Кафедра теоретических основ физического воспитания

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе
_______________ И.В. Столярова

«_____» ________________ 2012 г.



ГИГИЕНА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА


Программа учебной дисциплины для специальности 050720.65 Физическая культура (заочная форма обучения 5 л.)

Составитель: Мангушева Н.А., кандидат биологических наук, доцент

Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета физической культуры и спорта (протокол от «____» ___________ 20___ г. № _____).

Ульяновск, 2012



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа дисциплины «Гигиена физического воспитания и спорта» составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 050720.65 «Физическая культура», утвержденного Министерством образования Российской Федерации 31 января 2005 г., номер государственной регистрации № 711 пед/сп (новый).
Требования государственного образовательного стандарта к обязательному минимуму содержания дисциплины

ДПП.Ф.11.Гигиена как основа профилактики заболеваний и здорового образа жизни. Личная гигиена, закаливание, гигиена одежды и обуви физкультурника и спортсмена. Гигиенические требования к местам занятий физкультурно-спортивной деятельностью. Рациональное питание. Гигиенические средства восстановления и повышения работоспособности. Особенности гигиенического обеспечения физкультурно-спортивной деятельности лиц разного возраста и пола. Особенности гигиенического обеспечения занятий различными видами физкультурно-спортивной деятельности.



Актуальность дисциплины

Гигиена – основная профилактическая медицинская дисциплина. Гигиена физического воспитания и спорта как отрасль медицинских знаний и как отрасль педагогической науки и практики способствует решению общих задач - сохранения, укрепления и повышения здоровья населения страны, формирования гармоничного физического развития подрастающего поколения и продления активного долголетия взрослого населения. «Гигиена физического воспитания и спорта» является теоретической дисциплиной с элементами практических навыков, дает базовые знания о различных факторах внешней среды и их воздействии на здоровье людей, а также о влиянии занятий физической культурой и спортом на здоровье человека. Одним из ведущих методологических принципов гигиены является принцип единства организма и среды: организм и среда рассматриваются как неразрывное целое. Именно соблюдение этого принципа обусловило структуру учебной дисциплины в плане последовательности изучения тем предмета. Изучение особенностей влияния различных факторов внешней среды на организм человека является обоснованием для разработки гигиенических рекомендаций, норм и правил создания благоприятных условий труда, быта, отдыха и занятий физической культурой. В программе учтены все новейшие достижения в области экологии, иммунологии, физиологии человека, физиологии спорта, спортивной медицины, теории и методики физического воспитания.

Внимание студентов сосредотачивается на том, что знание и соблюдение гигиенических принципов, требований и рекомендаций по организации занятий физической культурой и спортом значительно повышают их оздоровительную эффективность и обеспечивают возможность достижения спортсменами высоких спортивных результатов без ущерба для здоровья.

Учебная работа по курсу «Гигиена физического воспитания и спорта» проводится в форме лекций, практических занятий и самостоятельной работы.

В лекционном курсе излагаются общие теоретические основы предмета, основы экологии и воздействия факторов внешней среды на организм лиц, занимающихся физкультурой и спортом, особенности тренировок и питания спортсменов в различных видах спорта, санитарно-гигиенические требования к личной гигиене, одежде и обуви спортсменов. Основную часть курса «Гигиены физического воспитания и спорта» составляет материал, посвященный личной гигиене, гигиене физического воспитания школьников, высококвалифицированных спортсменов, гигиеническому обеспечению занятий оздоровительной физической культурой, здоровому образу жизни, факторам риска, профилактике инфекционных и паразитарных болезней, закаливанию, рекреации и активному отдыху, сбалансированному питанию. Весь курс построен так, чтобы лекции шли параллельно с практическими занятиями и были введением к соответствующим разделам курса.

Практические занятия направлены на освоение методов санитарно-гигиенической оценки мест занятий оздоровительной физической культурой и спортом в школе, детских спортивных школах, на стадионе; расчета энергетических трат при занятиях физкультурой и спортом, составления меню и оценки качества пищи.

Самостоятельная работа направлена на изучение тем, не включенных в лекционные и практические занятия, но включённых в Государственный образовательный стандарт.

Проверка знаний студентов осуществляется на каждом практическом занятии в форме индивидуального собеседования по пройденной теме. По отдельным разделам курса проводится контроль в форме коллоквиума, контрольной работы или компьютерного тестирования.

Программа составлена с учетом профессиональной ориентации студентов и необходимости овладения ими навыками научно-исследовательской работы; рассчитана на владение специалистом навыками работы с компьютером на уровне пользователя, и его способности использовать информационные технологии для решения экспериментальных и практических задач в области профессиональной деятельности.
Цель дисциплины:

- формирование у студентов научных знаний в области гигиены физического воспитания и спорта, исследовательских и практических навыков формирования здорового образа жизни и эффективного применения различных гигиенических факторов в физкультурно-спортивной деятельности.



Задачи дисциплины:

- изучение воздействия факторов внешней среды на здоровье людей;

- изучение влияния занятий физической культурой и спортом на здоровье человека;

- формирование здорового образа жизни среди различных контингентов населения;

- изучение санитарно-гигиенических требований к спортивным сооружениям, современных гигиенических принципов и подходов к нормированию одежды, обуви и спортивного инвентаря;

- целенаправленное использование различных гигиенических факторов для повышения оздоровительного эффекта занятий физическими упражнениями и достижения высоких спортивных результатов;

- формирование способности разрабатывать и реализовывать физкультурно-оздоровительные программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины
В результате изучения учебной дисциплины

«Гигиена физического воспитания и спорта» студент должен знать:
- гигиенические основы физического воспитания и спорта;

- методы и организацию гигиенического контроля в физическом воспитании и физической подготовке;

- взаимосвязи физических нагрузок и функциональных возможностей организма;

- освоить методы санитарно-гигиенической оценки мест занятий оздоровительной физической культурой и спортом в школе, детских спортивных школах, на стадионе, в бассейне, тире и др.;

- освоить методы расчета энергетических затрат при занятиях физкультурой и спортом,

- освоить приемы обеззараживания воды в турпоходах и др.

- факторы риска нарушения здоровья и основные гигиенические средства и методы профилактики заболеваний.
Студент должен уметь:

- осуществлять санитарно-гигиенический контроль условий и организации физического воспитания и спорта;

- планировать и проводить санитарно-гигиенические мероприятия по профилактике спортивного травматизма;

- использовать различные средства и методы закаливания организма;

- формировать физическую активность различных групп населения, здоровый стиль жизни на основе гигиенических знаний;

- осуществлять консультативную деятельность по вопросам организации индивидуальных и коллективных физкультурно-спортивных занятий лиц разного возраста и пола;

- владеть средствами и методами формирования здорового стиля жизни с использованием гигиенических факторов с целью оздоровления и физического совершенствования обучаемых.

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Дисциплина «Гигиена физического воспитания и спорта читается в 6 семестре. Общая трудоемкость дисциплины составляет 100 часов.




Вид учебной работы

Всего часов

Общая трудоемкость дисциплины

100

Аудиторные занятия (всего)


16

В том числе:




Лекции


8

Практические занятия (ПЗ)


8

Семинары (С)




Лабораторные работы (ЛР)





Самостоятельная работа (всего)


84

В том числе:




Курсовой проект (работа)




Расчетно-графические работы

-

Реферат и мультимедийная презентация

20

И (или) другие виды самостоятельной работы

64

Вид промежуточного контроля (зачет, экзамен)

экзамен



ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ


п/п

Разделы дисциплины


Лекции

Практические занятия, семинары

Самостоятельная работа

1. 1.

Предмет и задачи гигиены. Гигиена физической культуры и спорта.

2

-

4

2. 2.

Гигиенические требования к условиям воздушной среды при занятиях физической культурой.

-

-

6

3. 3.

Гигиенические требования к условиям водной среды и почвы при занятиях физическими упражнениями.

-

-

6

4. 4.

Биологические факторы внешней среды. Профилактика инфекционных и паразитарных болезней.

-

-

6

5. 5.

Личная гигиена спортсмена

-

-

6

6. 6.

Гигиена одежды и обуви.

-

-

6

7. 7.

Гигиена закаливания.

2

-

4

8. 8.

Гигиена спортивных сооружений.

-

-

6

9.

Гигиена питания.

2

-

4

10. 10.

Особенности питания при занятиях физической культурой и спортом.

2

4

4

11. 11.

Гигиеническое обеспечение занятий в отдельных видах спорта

-

2

4

12. 12.

Гигиеническое обеспечение физического воспитания в школе

-

-

6

13. 13.

Гигиеническое обеспечение спортивных тренировок

-

-

6

14. 14

Гигиеническое обеспечение занятий оздоровительной физической культурой

-

-

6

15. 15.

Биоритмы и физическая деятельность. Акклиматизация.


-

-

6

16. 16.

Вредные привычки – разрушители здоровья.

-

2

4




ВСЕГО ПО КУРСУ:

8

8

84


ПЛАН Практических занятий

Гигиена питания спортсмена:

1. Расчет энерготрат при занятиях различными видами спорта;

2. Построение рациона питания для спортсмена данной специализации.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ГИГИЕНЫ. ГИГИЕНА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Краткие исторические данные о возникновении и развитии гигиены. Понятие о гигиене. Ее роль в оздоровлении населения. Основы общей гигиены. Предмет, задачи и методы гигиены. Роль отечественных ученых в развитии общей гигиены и гигиены спорта. Предмет, задачи и методы гигиены физического воспитания и спорта. Современные научные представления о здоровье. Состояние здоровья школьников и школьников и основные тенденции его изменения. Физическое воспитание и здоровье.


2. ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ ВОЗДУШНОЙ СРЕДЫ ПРИ ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ

Физические свойства воздуха, их гигиеническое значение. Понятие о микроклимате. Химический состав воздуха Нормирование качества воздушной среды в спортивных сооружениях. Основные загрязнители воздуха, их гигиеническое значение. Профилактика их неблагоприятного воздействия на здоровье. Особенности физического воспитания и тренировочного процесса в различных климатогеографических условиях


3.ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ ВОДНОЙ СРЕДЫ И ПОЧВЫ ПРИ ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ

Физиологическое значение воды. Гигиенические требования к качеству питьевой воды. Эпидемиологическое значение воды. Выбор источников водоснабжения. Основные загрязнители воды и их гигиеническое значение. Методы улучшения качества питьевой воды. Гигиенические требования к качеству воды в спортивных сооружениях. Гигиенические требования к водоему.

Гигиеническое значение почвы. Эпидемиологическое значение почвы. Виды почв. Структура и свойства почвы. Показатели загрязнения почвы. Учет характера почвы при проектировании, строительстве и эксплуатации спортивных сооружений
4. БИОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ. ПРОФИЛАКТИКА ИНФЕКЦИОННЫХИ ПАРАЗИТАРНЫХ БОЛЕЗНЕЙ

Характеристика биологических факторов внешней среды. Патогенные микроорганизмы. Классификация инфекционных болезней. Пути распространения инфекционных заболеваний (эпидемии, пандемии, эндемии, спорадические заболевания).

Эпидемический процесс и его звенья. Источник инфекции, механизмы передачи инфекции, восприимчивость к данному заболеванию населения. Влияние социальных и природных факторов на распространение эпидемического процесса.

Санитарно-гигиенические меры профилактики инфекционных болезней. Прививки. Вакцинация. Профилактические мероприятия в детском саду, в школе, на спортивных базах, в комнатах отдыха и в других местах тренировок и отдыха.


5. ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА СПОРТСМЕНА

Рациональный суточный режим спортсмена. Биологические ритмы. Суточный режим спортсмена в различные периоды тренировочного цикла. Уход за кожей, руками, волосами. Профилактика гнойничковых заболеваний. Вредные привычки и борьба с ними.


6. ГИГИЕНА ОДЕЖДЫ И ОБУВИ

Гигиенические требования к материалам, из которых изготавливаются одежда и обувь. Гигиенические требования к обычной и спортивной одежде (теплозащитные свойства, воздухопроницаемость, паропроницаемость, испаряемость, водоемкость, гигроскопичность и др.

Использование различных видов одежды и обуви в зависимости от вида физических упражнений, условий тренировки и соревнований. Гигиенические правила ухода за спортивной одеждой и обувью.

7. ГИГИЕНА ЗАКАЛИВАНИЯ

Физиология закаливания. Закаливание в практике физического воспитания и спорта. Закаливание воздухом, солнцем и водой. Искусственные источники ультрафиолетового излучения в практике закаливания. Гигиенические требования к местам закаливания. Гигиеническая оценка эффективности закаливания.


8. ГИГИЕНА СПОРТИВНЫХ СООРУЖЕНИЙ

Гигиенические основы проектирования и строительства спортивных сооружений. Гигиенические требования к ориентации спортивных сооружений. Гигиенические требования к строительным и отделочным материалам.

Гигиенические требования к освещению, отоплению и вентиляции спортивных сооружений.

Гигиенические требования к открытым спортивным сооружениям. Гигиенические требования к закрытым спортивным сооружениям. Гигиенические требования к физкультурно-оздоровительным сооружениям.


9. ГИГИЕНА ПИТАНИЯ

Понятие о достаточном и сбалансированном питании. Режим питания. Белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества. Их физиологическая роль и гигиеническое значение. Общие гигиенические принципы построения питания. Гигиенические нормы питания спортсменов с учетом пола, возраста и характера профессиональной деятельности.


10. ОСОБЕННОСТИ ПИТАНИЯ ПРИ ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ

Общие гигиенические принципы построения питания спортсменов. Гигиенические нормы питания спортсменов с учетом пола и возраста. Особенности питания спортсменов в различных видах спорта. Питание спортсменов во время соревнований. Питание спортсменов в восстановительном периоде. Питание спортсменов в различных климатогеографических зонах.


11. ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЙ В ОТДЕЛЬНЫХ ВИДАХ СПОРТА

Гигиенические требования к спортивному оборудованию, инвентарю и экипировке спортсменов в легкой атлетике. Гигиенические требования к спортивному оборудованию, инвентарю и экипировке спортсменов в плавании. Гигиенические требования к спортивному оборудованию, инвентарю и экипировке спортсменов в спортивных играх. Гигиенические требования к спортивному оборудованию, инвентарю и экипировке спортсменов в гимнастике. Гигиенические требования к спортивному оборудованию, инвентарю и экипировке спортсменов в борьбе. Гигиенические требования к спортивному оборудованию, инвентарю и экипировке спортсменов в боксе. Гигиенические требования к спортивному оборудованию, инвентарю и экипировке спортсменов в тяжелой атлетике. Гигиенические требования к спортивному оборудованию, инвентарю и экипировке спортсменов в конькобежном спорте.


12. ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ

Гигиенические принципы организации занятий физическими упражнениями. Гигиенические требования к структуре, содержанию, объему и интенсивности физических нагрузок в процессе физического воспитания.


13. ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СПОРТИВНЫХ ТРЕНИРОВОК

Гигиенические требования к планированию тренировочного процесса. Гигиенические требования к структуре, содержанию и нормированию тренировочных нагрузок. Гигиеническое нормирование тренировочных занятий.



14. ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ

Основные гигиенически требования к занятиям оздоровительными физическими упражнениями. Гигиенические требования к структуре, содержанию и нормированию нагрузок на одном занятии. Гигиенические требования к структуре, содержанию и нормированию физических нагрузок, к комплексу занятий оздоровительными физическими упражнениями.


15. БИОРИТМЫ И ФИЗИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. АККЛИМАТИЗАЦИЯ

Понятие «биоритмы». Классификация биоритмов. Циркадные или околосуточные биоритмы. Биоритмы и спортивная (трудовая) работоспособность. Акклиматизация в зонах жаркого климата и среднегорья с учетом временных поясов. Биоритмы и восстановление спортивной работоспособности.


16. ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ – РАЗРУШИТЕЛИ ЗДОРОВЬЯ

Вредные привычки - курение, употребление алкогольных напитков и наркотиков - разрушители здоровья и работоспособности. Социальное и биологическое значение вредных привычек. Значение и роль физической культуры и спорта в профилактике и в борьбе с вредными привычками в современных условиях.

Отрицательное влияние курения на различные психофизиологические функции организма. Социально-гигиенические аспекты курения. Отрицательное воздействие курения на спортивную работоспособность. Средства и методы профилактики и борьбы с курением.

Отрицательное влияние алкогольных напитков на различные психофизиологические функции организма. Социально-гигиенические аспекты злоупотребления алкоголем. Отрицательное воздействие алкоголя на спортивную работоспособность. Средства и меры профилактики и борьбы со злоупотреблением алкоголем.

Отрицательное воздействие наркотиков на психофизиологические функции организма. Социально-гигиенические аспекты наркомании и токсикомании. Средства и методы профилактики и борьбы с наркоманией и токсикоманией.

  1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

  2. ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ



Методические рекомендации преподавателю

По каждой теме дисциплины предполагается проведение аудиторных занятий и самостоятельной работы, т. е. чтение лекций, разработка реферативного сообщения, вопросы для контроля знаний. Предусматриваются также активные формы обучения, такие как, диспут, круглый стол, перекрестная дискуссия.

Подготовка и проведение лекций, семинарских и практических занятий должны предусматривать определенный порядок.

Для подготовки студентов к семинарскому занятию на предыдущей лекции преподаватель должен определить основные вопросы и проблемы, выносимые на обсуждение, рекомендовать дополнительную учебную и периодическую литературу, рассказать о порядке и методике его проведения.

Методы проведения семинаров весьма разнообразны и могут применяться в различных сочетаниях. Наиболее распространенными являются: вопросно-ответные, дискуссионные, научных сообщений по отдельным вопросам темы, реферирование, решение практических задач и упражнений, решение тестов, выполнение контрольных работ и другие.

Важное место занимает подведение итогов семинарского занятия: преподаватель должен не только раскрыть теоретическое значение обсуждаемых проблем, но и оценить слабые и сильные стороны выступлений.


Методические рекомендации студенту

В соответствии с учебным планом соответствующей специальности дисциплина «Гигиена физического воспитания и спорта» изучается студентами очниками в 5 семестре.

Успешное изучение курса требует от студентов посещения лекций, активной работы на семинарах, выполнения всех учебных заданий преподавателя, ознакомления с базовыми учебниками, основной и дополнительной литературой.

Запись лекции – одна из форм активной самостоятельной работы студентов, требующая навыков и умения кратко, схематично, последовательно и логично фиксировать основные положения, выводы, обобщения, формулировки. В конце лекции преподаватель оставляет время (5 минут) для того, чтобы студенты имели возможность задать уточняющие вопросы по изучаемому материалу.

Лекции имеют в основном обзорный характер и нацелены на освещение наиболее трудных и дискуссионных вопросов, а также призваны способствовать формированию навыков работы с научной литературой. Предполагается также, что студенты приходят на лекции, предварительно проработав соответствующий учебный материал по источникам, рекомендуемым программой.

Семинарское занятие – важнейшая форма самостоятельной работы студентов над научной, учебной и периодической литературой. Именно на семинарском занятии каждый студент имеет возможность проверить глубину усвоения учебного материала, показать знание категорий, положений и инструментов гигиены физического воспитания и спорта. Участие в семинаре позволяет студенту соединить полученные теоретические знания с решением конкретных практических задач и моделей в области гигиены физического воспитания и спорта.

Семинарские занятия в равной мере направлены на совершенствование индивидуальных навыков решения теоретических и прикладных задач, выработку навыков интеллектуальной работы, а также ведения дискуссий. Конкретные пропорции разных видов работы в группе, а также способы их оценки, определяются преподавателем, ведущим занятия.

Основным методом обучения является самостоятельная работа студентов с учебно-методическими материалами, научной литературой, статистическими данными.

Основной формой итогового контроля и оценки знаний студентов по дисциплине «Гигиена физического воспитания и спорта» является экзамен в 6 семестре.


Перечень вопросов к экзамену по гигиене физического воспитания и спорта

1. Объект и предмет гигиены как науки и учебной дисциплины.

2. Определение гигиены физического воспитания и спорта. Объект и предмет гигиены физического воспитания и спорта.

3. Оздоровительная направленность физической культуры. Физиологические основы оздоровительного действия физических упражнений.

4. Физические свойства воздуха, их гигиеническое значение.

5. Гигиеническая характеристика химического состава воздуха.

6. Нормирование качества воздушной среды в спортивных сооружениях.

7. Основные загрязнители воздуха, их гигиеническое значение.

8. Физиологическое значение воды.

9. Гигиенические требования к качеству питьевой воды.

10. Эпидемиологическое значение воды.

11. Выбор источников водоснабжения.

12. Основные загрязнители воды и их гигиеническое значение.

13. Методы улучшения качества питьевой воды.

14. Гигиенические требования к качеству воды в спортивных сооружениях.

15. Гигиенические требования к водоему.

16. Гигиеническое значение почвы.

17. Эпидемиологическое значение почвы. Виды почв. Структура и свойства почвы.

Показатели загрязнения почвы.

18. Учет характера почвы при проектировании, строительстве и эксплуатации спортивных сооружений.

19. Характеристика биологических факторов внешней среды

20. Инфекционные заболевания и пути их распространения.

21.Мероприятия по профилактике инфекционных заболеваний.

22. Правила ухода за телом, кожей, зубами, волосами. Профилактика эпидермофитии.

23. Гигиенические основы суточного режима.

24. Гигиенические требования к обычной и спортивной одежде и обуви.

25. Гигиеническое значение закаливания. Основные принципы закаливания. Виды закаливания.

26. Закаливание в практике физического воспитания и спорта.

27. Закаливание воздухом. Гигиеническая характеристика воздушных ванн и методика их применения.

28. Закаливание солнцем. Гигиеническая характеристика воздействия солнечных лучей. Методика приема и дозировка солнечных ванн.

29. Закаливание водой. Гигиеническая характеристика, методика и дозировка применения различных водных процедур.

30. Искусственные источники ультрафиолетового излучения в практике закаливания.

31. Гигиенические основы проектирования и строительства спортивных сооружений.

32. Гигиенические требования к ориентации спортивных сооружений.

33. Гигиенические требования к строительным и отделочным материалам.

34. Гигиенические требования к освещению, отоплению и вентиляции спортивных сооружений.

35. Гигиенические требования к открытым спортивным сооружениям.

36. Гигиенические требования к закрытым спортивным сооружениям.

37. Гигиенические требования к физкультурно-оздоровительным сооружениям.

38. Понятие о достаточном и сбалансированном питании.

39. Режим питания.

40. Белки. Их физиологическая роль и гигиеническое значение.

41. Жиры. Их физиологическая роль и гигиеническое значение.

42. Углеводы. Их физиологическая роль и гигиеническое значение.

43. Витамины. Их физиологическая роль и гигиеническое значение.

44. Минеральные вещества. Их физиологическая роль и гигиеническое значение.

45. Общие гигиенические принципы построения питания.

46. Гигиенические нормы питания спортсменов с учетом пола и возраста спортсменов.

47. Особенности питания спортсменов в различных видах спорта.

48. Питание спортсменов во время соревнований.

49. Питание спортсменов в восстановительном периоде.

50. Питание спортсменов в различных климатогеографических зонах.

51. Гигиенические требования к спортивному оборудованию, инвентарю и экипировке спортсменов в легкой атлетике.

52. Гигиенические требования к спортивному оборудованию, инвентарю и экипировке спортсменов в плавании.

53. Гигиенические требования к спортивному оборудованию, инвентарю и экипировке спортсменов в спортивных играх.

54. Гигиенические требования к спортивному оборудованию, инвентарю и экипировке спортсменов в гимнастике.

55. Гигиенические требования к спортивному оборудованию, инвентарю и экипировке спортсменов в спортивной борьбе.

56. Гигиенические требования к спортивному оборудованию, инвентарю и экипировке спортсменов в боксе.

57. Гигиенические требования к спортивному оборудованию, инвентарю и экипировке спортсменов в тяжелой атлетике.

58. Гигиенические требования к спортивному оборудованию, инвентарю и экипировке спортсменов в конькобежном спорте.

59. Гигиенические требования к организации занятий по физической культуре в школе.

60. Планировка и эксплуатация спортивных сооружений общеобразовательной школы.

61. Гигиенические требования к оборудованию, инвентарю спортивным сооружениям общеобразовательной школы.

62. Гигиенические нормы суточной двигательной активности школьников.

63. Гигиенические основы дозирования физических нагрузок школьников в процессе физического воспитания.

64. Биоритмы и работоспособность.

65. Климат, погода, акклиматизация. Влияние погодных условий на организм человека.

66. Отрицательное влияние курения на различные психофизиологические функции организма. Профилактика и борьба с курением.

67. Отрицательное влияние алкогольных напитков на различные психофизиологические функции организма. Профилактика и борьба со злоупотреблением алкоголем..

68. Отрицательное воздействие наркотиков на психофизиологические функции организма.

69. Профилактика и борьба с наркоманией и токсикоманией.

70. Основные гигиенические требования к организации и проведению тренировочного процесса.


ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ РЕФЕРАТОВ
1. Развитие гигиены физического воспитания и спорта в России.

2. Задачи гигиены физического воспитания и спорта. Основные направления развития научных исследований в области гигиены физической культуры и спорта.

3. Нормирование качества воздушной среды в спортивных сооружениях.

6. Гигиенические требования к источникам и системам водоснабжения.

7. Методы улучшения качества питьевой воды.

8. Гигиенические требования к качеству воды в спортивных сооружениях.

9. Гигиенические требования к водоему.

10. Учет характера почвы при проектировании, строительстве и эксплуатации спортивных сооружений.

11. Планировка и эксплуатация спортивных сооружений общеобразовательной школы.

12. Гигиенические требования к оборудованию, инвентарю спортивным сооружениям общеобразовательной школы.

13. Профилактика и борьба с инфекционными заболеваниями в практике физкультурной и спортивной работы.

14. Особенности физического воспитания в различных климатогеографических условиях.

15. Особенности тренировочного процесса в различных климатогеографических условиях.

16. Гигиенические требования к материалам, из которых изготавливаются одежда и обувь. Гигиенические правила ухода за спортивной одеждой и обувью.

17. Особенности применения закаливания в процессе занятий физкультурой и спортом.

18. Применение закаливающих процедур при различных видах занятий массовой физической культурой.

19. Искусственные источники ультрафиолетового излучения в практике закаливания.

20. Питание спортсменов во время соревнований.

21. Питание спортсменов в восстановительном периоде.

22. Особенности питания спортсменов в различных видах спорта.

23. Гигиенические требования к организации и проведению тренировочного процесса, тренировочного сбора и соревнований. Создание оптимальных социально-гигиенических условий микросреды для спортсменов.

24. Гигиеническое обеспечение занятий наиболее популярными видами массовой физической культуры и спорта.

25. Климат, погода, акклиматизация. Влияние погодных условий на организм человека.

26. Отрицательное влияние курения на различные психофизиологические функции организма. 27. Профилактика и борьба с курением.

28. Отрицательное влияние алкогольных напитков на различные психофизиологические функции организма.

29. Профилактика и борьба со злоупотреблением алкоголем.

30. Отрицательное воздействие наркотиков на психофизиологические функции организма. Профилактика и борьба с наркоманией и токсикоманией.
Критерии оценивания знаний студентов по дисциплине
«отлично» - в полной мере владеет гигиеническими терминами и понятиями, системой гигиенических знаний в сфере физического воспитания и спорта: называет и дает определение, раскрывает объем понятий, их характеристику и содержание; имеет представление о возможных путях применения гигиенических принципов в тренировочном процессе; создании оптимальных гигиенических условий при занятиях физической культурой и спортом. Ответ излагается четко, логично, аргументировано, с использованием научной терминологии.

«хорошо» - достаточно хорошо владеет гигиеническими терминами и понятиями, системой гигиенических знаний в сфере физического воспитания и спорта, при этом допускает небольшие неточности в определении понятий, установлении логики взаимосвязей; может, исходя из фактов, выделить существенные признаки объекта или явления. Ответ обоснованный, логично структурированный.

«удовлетворительно» - недостаточно четко дает определение понятий. Ответ схематичный, имеют место речевые ошибки, нарушена логика изложения материала.

«неудовлетворительно» - не владеет научными гигиеническими понятиями; не может выделить существенные признаки объекта или явления. Ответ необоснованный, немотивированный, язык изложения скудный, ненаучный.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ДИСЦИПЛИНЫ

Основная литература:

1. Вайнбаум Я.С.  Гигиена физического воспитания и спорта [Текст]: [Учеб. пособие для пед. вузов] / Я.С.Вайнбаум, В.И.Коваль, Т.А.Родионова. - М.: Академия, 2005. 233с.

2. Дубровский В.И. Гигиена физического воспитания и спорта [Текст]: Учебник для студ. сред. и высш. учеб. заведений по физ. культуре. - М.: Владос, 2003. 509с.

3. Пивоваров Ю. П. Гигиена и основы экологии человека [Текст] [Текст]: [учебник для мед. вузов] / Ю.П.Пивоваров, В.В.Королик, Л.С.Зиневич. - М.: Академия, 2004. 526 с.


Дополнительная литература:

  1. Бароненко В.А. Здоровье и физическая культура студента [Текст]: учебное пособие для учрежд. средн. проф. образ / В.А. Бароненко, Л.А.Рапопорт - М.: Альфа – М, 2003. 341с.

2. Виленский М.А. Физическая культура и здоровый образ жизни студента [Текст]: учебное пособие для вузов / М. А. Виленский, А.Г.Горшков. – М.: Гардарики, 2007. 218с.
Средства и материально-техническое обеспечение дисциплины:

Для качественного проведения лекционных, семинарских занятий, получения навыков учебно-исследовательской работы необходимы:

- лекционные и специализированные аудитории;

- таблицы;

- компьютерная техника, компьютерные программы и видеофильмы;

- приборы для гигиенических исследований (термометры, гигрометры,

барометры и др.);

- специальная учебная, учебно-методическая и научная литература.



Лист согласования рабочей программы учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины «Гигиена физического воспитания и спорта»

Составитель: Н.А. Мангушева – Ульяновск: УлГПУ, 2012. - 13 с.
Программа составлена с учетом государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 050720.65 «Физическая культура», утверждённого Министерством образования Российской Федерации от 31 января 2005 г. номер государственной регистрации № 711 пед/сп (новый).

Составитель ____________________ Н.А. Мангушева



(подпись)

Рабочая программа учебной дисциплины (практики) одобрена на заседании кафедры теоретических основ физического воспитания "22" мая 2012г., протокол № 10

Заведующий кафедрой
_______________________________И.Н.Тимошина________22.05.2012г.________

личная подпись расшифровка подписи дата
Рабочая программа учебной дисциплины (практики) согласована с библиотекой

Сотрудник библиотеки

____________________________________________________________________

личная подпись расшифровка подписи дата
Программа утверждена на заседании ученого совета факультета физической культуры и спорта "25" мая 2012г., протокол № 10

Председатель ученого совета факультета


______________________________Т.П. Киреева ________ 25.05.2012г._______

личная подпись расшифровка подписи дата
Программа согласована с учебным управлением

Начальник учебного управления.

____________________________________________________________________

личная подпись расшифровка подписи дата
Программа зарегистрирована в университетском редакционно-издательском секторе под учетным номером __________ на правах учебно-методического электронного издания.

Начальник УРИС __________________________________________________________________



личная подпись расшифровка подписи дата


База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка