Программа «здоровье» на 2012 2015 гг




Сторінка1/7
Дата конвертації21.04.2016
Розмір1.47 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7


ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«ЗДОРОВЬЕ»
на 2012 – 2015 гг.

 

  



 

 

 



 




ОГЛАВЛЕНИЕ

  • Обоснование необходимости реализации программы

    • Актуальность

    • Описание опыта решения проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся в МОУ СОШ № 1

    • Анализ внешних и внутренних факторов анализ внешних и внутренних факторов потенциала развития МОУ СОШ № 1 (SWOT-АНАЛИЗ)

    • Характеристика основных проблем, на решение которых направлена Программа

  • Ресурсы МОУ СОШ № 1, поддерживающие реализацию Программы

  • Стратегические цели и задачи образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса, повышению культуры здоровья

    • Концептуальные положения, ведущие подходы и принципы, определяющие реализацию программы;

    • Стратегические цели программы;

    • Задачи, обеспечивающие достижение поставленных целей.

  • Основные направления реализации Программы по сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса, повышению культуры здоровья в образовательном учреждении.

  • Условия (организационные механизмы) реализации Программы

    • Организационно-функциональная модель реализации Программы

    • Финансово-экономическое обоснование реализации Программы

5.3. План мероприятий Программы

  • Этапы и сроки реализации программы

  • Ожидаемые результаты реализации Программы (предполагаемые результаты и индикаторы их достижения).

  • Методика оценки эффективности реализации программы.

  • Возможные сложности реализации программы и пути их преодоления.

  • Нормативно-правовое и методическое обеспечение реализации программы.

  • Основные термины и понятия программы.

  • Приложения

Приложение1  Нормативно-правовая и документальная основа Программы
Приложение 2.. Здоровье школьников МОУ СОШ № 1
Приложение 3. Система физкультурно-оздоровительной работы
Приложение 4.  Дополнительное образование
Приложение 5. Социальные партнеры МОУ СОШ № 1

ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

АКТУАЛЬНОСТЬ
Здоровье детей - это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения. В период обучения в школе определяются дальнейший жизненный путь школьников, отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. Актуальность данной программы обусловлена приоритетным направлениям государственной политики в области образования на сохранение здоровья школьников. Проблема сохранения и укрепления здоровья школьников является одной из важнейших задач современной школы и требование сохранения здоровья учащихся находятся на первом месте в иерархии запросов к результатам общего образования и реализуется в соответствии со   стратегических документами, определяющими развитие системы образования Российской Федерации ,Саратовской области, Ртищевского муниципального района и МОУ»СОШ№1 г. Ртищево»: Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» (направление «Здоровье в школе»), Доктриной информационной безопасности РФ, Федеральным законом «О безопасности», Федеральными государственными образовательными стандартами нового поколения (Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся),Стратегией действий в интересах детей Саратовской области, программой «Дети Саратовской области», концепцией семейной политики Саратовской области. (Приложение 1).

По материалам Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения 95% опрошенных среди всех заинтересованных групп (семей, школьных специалистов, педагогической общественности, медицинских ассоциаций и т.п.) включают сохранение здоровья школьников в первую пятерку своих потребностных запросов.


Результаты   медицинского   осмотра учащихся МОУ СОШ № 1 свидетельствуют о том, что наиболее   распространены  у  детей    такие заболевания, как: 1. патология костно-мышечной системы; 2. болезни органов зрения, 3. болезни органов дыхания; 4. патология пищеварительного тракта; 4. Сердечно сосудистые; (Приложение 2).
Целевая программа «Здоровье» МОУ СОШ № 1 г. Ртищево - это комплексная программа, направленная на формирование здоровьесберегающей среды , сохранение и укрепление здоровья учащихся , воспитание у них внутренней потребности вести здоровый образ жизни, формирование негативного отношения к вредным привычкам (алкоголю, табакокурению, наркотикам), приобщение к разнообразной физкультурно-спортивной деятельности.





ОПИСАНИЕ ОПЫТА РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ В МОУ СОШ№ 1.

Можно ли обучать детей так, чтобы сохранилось или даже укреплялось состояние их здоровья? Теоретически – да, практически – не получается. Врачи-педиатры, наблюдающие состояние здоровья школьников, а также данные государственной медицинской статистики свидетельствуют о негативных изменениях в организме учащихся в процессе их обучения в школах разного типа. Еще в начале ХХ века основоположник отечественной школьной гигиены Ф.Ф.Эрисман внес понятие «школьные болезни», возникновение которых обусловлено обучением детей. К этим болезням им было отнесена близорукость (нарушение зрения), а также сколиоз (боковое нарушение позвоночника) и анемия (низкий уровень гемоглобина в крови). В современных условиях «школьные болезни» сохраняются, хотя их структура изменилась. В настоящее время дети очень мало бывают на свежем воздухе, снижена их двигательная активность, недостаточно занимаются физическим трудом, а большую часть досуга проводят в помещении за просмотром телепередач и видеофильмов, играют на компьютерах. Одной из важных характеристик образа жизни является питание, которое не всегда полноценно. На здоровье детей неудовлетворительно влияет несоблюдение

гигиенических норм, естественного и искусственного освещения рабочих мест, несоответствие размера школьной мебели росту учащихся, усложнение учебных программ и общей нагрузки учащихся.Статистические данные по школе свидетельствуют об увеличении детей со стойкими хроническими заболеваниями, увеличении количества детей инвалидов, рост близоруких детей. Медицинские осмотры юношей призывного возраста показывают, что половина из них нездорова. У наших школьников чаще выявляются нервно-психические расстройства как предпатологические и патологические состояния, которые специалисты увязывают с организацией учебно-воспитательного процесса в школе.

К другим заболеваниям, часто возникающим у школьников, относятся нарушение зрения (миопия, рефракционная или осевая, и т.д.), болезни костно-мышечной системы (сколиоз, патологический кифоз или лордоз,

плоскостопие) Росту заболеваемости и инвалидности, способствует ухудшение материально-технического обеспечения спортивной базы школы, отсутствиедля большинства детей возможности оздоровления и полноценного отдыха в

летнее время, использование компьютерной техники низкого качества.

Опыт некоторых школ показывает, что создание благоприятной образовательной среда способствует не только прочным знаниям, но иодновременно способствует укреплению здоровья школьников. Реализация школьной целевой программы «Здоровье» позволяет комплексно осуществлять систему мер, направленную на улучшение состояния здоровья учащихся. В МОУСОШ № 1 так же большой опыт по здоровьесберегающей деятельности. Для педагогического коллектива школы здоровье – это одна из базовых профессиональных ценностей. Коллектив ОУ ориентирован на поиск и внедрение здоровьесозидающих технологий и на обеспечение высоких достижений учащихся за счет подбора адекватных технологий педагогической деятельности, а не увеличения нагрузки учащихся.

В школе реализуется целевая программа «Здоровье» с 2006 года (2006-2009, 2009-2011). Эта работа осуществляется по следующим направлениям:



    • формирование ценностного отношения учащихся к проблемам здоровья;

    • осуществление мониторинга здоровья учащихся;

    • реализация систем спортивных мероприятий и двигательной активности учащихся как компонента воспитательной работы школы;

    • организация рационального питания (Приложение 3);

    • создание материально-технического обеспечения формирования здорового образа жизни и развитии физической культуры учащихся.

Урочная и внеурочная деятельность дополняют друг друга и  направлены на укрепление здоровья детей. Программы физкультурно-оздоровительной направленности и спортивно-массовые мероприятия реализуются и через систему организации досуга учащихся. Они также являются важным моментом здоровьесберегающей деятельности. Большое внимание уделяется организации динамических пауз, как вовремя уроков, так и вне.
В школе работает группа продлённого дня (1-4 классы), где воспитатель не только помогает ребятам выполнить домашние задания, но и ведёт различные кружки, дополнительные занятия и организовывают различные мероприятия. Школа является активным участником различных спортивно-массовых мероприятий, у которых задействованы все участники образовательного процесса . В школе работают спортивные секции. В ОУ налажена реализация системы просветительской работы по формированию у учащихся и родителей культуры отношения к своему здоровью
Не только физическому, но и духовному воспитанию, как  одному из механизмов оздоровления и воспитания подрастающего поколения уделяется значительное внимание. Большое внимание уделяется формированию психологического здоровья школьным психологом. Также в школе работает логопед. Кроме того, в школе ведется работа социального характера социальным педагогом:

    • Диагностические мероприятия:

- составление социального портрета школы (классов);
- выявление подростков, нуждающихся в психологической и социально-педагогической помощи.

    • Профилактические мероприятия:

-  совместная работа с ОДН, КДН с неблагополучными семьями;
- проведение мероприятий по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения
- проведение индивидуальных консультаций для родителей, испытывающих трудности в воспитании детей.
За счет сетевого взаимодействия  ОУ с социальными партнерами значительно расширен круг различных услуг здоровьесозидающего характера.  Школа активно сотрудничает с организациями г Ртищево (Приложение 5).

    • АНАЛИЗ ВНЕШНИХ И ВНУТРЕННИХ ФАКТОРОВ ПОТЕНЦИАЛА РАЗВИТИЯ МОУСОШ №1 (SWOT-АНАЛИЗ)

Внешние факторы

Возможности

Угрозы

  • Наличие государственного заказа в области сохранения  и укрепления здоровья обучающихся.

  • Поддержка со стороны упрвлени образования

  • Развитая сеть учреждений Санкт-Петербурга, занимающихся научной деятельностью, подготовкой и повышением квалификации кадров в области здоровьесозидающей деятельности.

  • Наличие нормативного обеспечения здоровьесберегающей деятельности.

  • Наличие и районных программ, направленных на поддержание социального здоровья.

  • Наличие районной системы профилактики беспризорности и правонарушений.

  • Отсутствие единой государственной программы обеспечения здоровья населения.

  • Низкий уровень культуры здоровья в обществе.

  • Увеличение числа социально неблагополучных семей и детей с ослабленным здоровьем.

  • Ухудшение общей экологической обстановки .

  • Низкая межведомственная координация.

  • Увеличение количества мигрантов. Относительно низкий культурный уровень социума

  • Отсутствие целевого финансирования здоровьесберегающей деятельности ОУ.

 

Внутренние факторы

Преимущества

Недостатки

  • Наличие высококвалифицированных специалистов и сотрудничества с психолого-медико-социальной службой в районе.

  • Хороший  профессиональный  уровень   педагогов.  Соответствие педагогических работников уровням квалификации.

  • Наличие Служб здоровья .

  • Наличие опыта инновационной деятельности в области здоровьесозидания.

  • Школа является ресурсным центром по теме: " Школа-центр духовно-нравственного воспитания всех участников образовательного процесса»

  • Наличие кружков и секций в ОУ и в организациях социальных партнеров школы, реализующих программы дополнительного образования детей здоровьеразвивающей направленности.

  • Отсутствие системы эффективного взаимодействия между учреждениями, занимающимися различными аспектами здоровьесбережения.

  • Недостаточная готовность педагогов к деятельности в области сохранения и укрепления здоровья обучающихся.

  • Отсутствие у части подростков твердых жизненных установок.

  • Несоответствие ресурсов (кадровых, финансовых, материально-технических, методических и пр.) конкретному социальному заказу

  • Недостаточное использование всех возможных ресурсов для привлечения дополнительного финансирования

 

    • ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ, НА РЕШЕНИЕ КОТОРЫХ НАПРАВЛЕНА ПРОГРАММА

Проведя анализ  физически-психологического-нравственного самочувствия  школьников  с точки зрения здоровьесберегающей среды, мы  выделили ряд проблем по сохранению и укреплению здоровья обучающихся:

    • сохранение и укрепление физического здоровья детей( 6% учащихся приобрели различные заболевания);

    • создание положительного психологического климата ( реализация ФГОС в пилотном режиме, в школе появились обучающиеся по специальной коррекционной программе 8 вида)

    • организацию социально-профилактической работы с учащимися (увеличилось число детей, состоящих на учёте );

    • создание условий для адаптации учащихся по специальной (коррекционной) программе 8 вида;

    • формирование культуры здоровья участников образовательного процесса (обучающихся, родителей).

    • улучшение материально-технической базы для формирования здорового образа жизни и развитии физической культуры учащихся.

Для решения вышеперечисленных проблем необходимо создание   в школе условий, обеспечивающих реализацию в ОУ системной эффективной здоровьесберегающей среды. Решение данных проблем возможно, благодаря разработанной в МОУ СОШ № 1 целевой программе «Здоровье» (в рамках программы развития школы, направленной на создание здоровьесберегающей среды и на сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса. Эта программа опирается на существующие научно обоснованные подходы к организации здоровьсозидающей образовательной среды. Кроме того, существенным условием для решения вышеперечисленных проблем является наличие в ОУ хорошо подготовленных специалистов к реализации здоровьесберегающей деятельности, использованию в образовательном процессе современных здоровьесберегающих технологий.
Для достижения эффективных результатов необходима в школе согласованная работа всех специалистов и Службы здоровья ОУ и совместная работа в данном направлении со специалистами районных структур (ЦРБ, СЦОН, СЦУ , КДН, и др.), обеспечивающая единое организационно-методическое сопровождение школы, целенаправленное и планомерное включение ресурсов района в здоровьесберегающую деятельность ОУ.


  • РЕСУРСЫ  МОУ СОШ №1, ПОДДЕРЖИВАЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ

Ресурсы
- квалифицированные кадры с опытом работы с использованием здоровьесберегающих технологий,
- развитие службы здоровья ОУ,
- опыт работы ОУ с социальными партнерами,
- наличие комплексной системы обеспечения безопасности в ОУ.

Кадровые ресурсы
В школе работает хороший стабильный коллектив, слаженный по своему составу и творческий по своей сути, всегда готовый к восприятию новых методик, с интересом следящий за новейшими разработками в области образования.
93% учителей школы имеют I и Высшую квалификационные категории, 9 учителей имеют различные награды. При этом учителя постоянно обучаются на различных курсах .
В школе действует служба сопровождения, в состав которой входят заместитель директора по УВР, социальный педагог, психолог, заместитель директора по воспитательной работе, логопед, медицинский работник, школьный библиотекарь , воспитатель гпд, классные руководители.
Кроме того, в начальной школе, начавшей реализацию ФГОС,  действуют малая и большая службы сопровождения, что так же позволяет оказывать помощь и психолого-педагогическую поддержку учащимся на протяжении всего образовательного маршрута, создавать определённую систему средств, обеспечивающую комфортные условия обучения, воспитания и развития детей. Это позволяет реализовывать комплекс здоровьесберегающих технологий во всех видах деятельности, способствующей развитию физических, эмоциональных, действенно-практических возможностей учащихся.

Большая  группа сопровождения

Малая группа сопровождения

Классный руководитель

Медицинский работник

Воспитатель гпд

Социальный педагог

Педагоги - предметники

Учитель-логопед

Педагоги дополнительного образования

Классный руководитель

Школьный библиотекарь

 Педагог-психолог

Родители

 

При организации внутрифирменного обучения в качестве лекторов приглашаются специалисты из ОДН , представители медицины и др.

Материально-технические ресурсы.
В школе имеется оборудованный спортивный зал, спортплощадка, медицинский кабинет, кабинет врача, зал лечебной физкультуры; компьютерные классы для проведения уроков здоровья, хорошо оснащенные предметные кабинеты. Работает логопункт, кабинет социального педагога, психолога
В школе функционирует читальный зал, библиотека, укомплектованная литературой, необходимой для выполнения творческих, проектных, исследовательских работ учителей и учащихся. За каждым классом закреплен учебный кабинет, имеются: 2компьютерных класса, кабинет английского языка, кабинет музыки, спортивный зал, столовая. Так же имеются: актовый зал.

Методические ресурсы.
К ним относятся методические разработки уроков педагогов ОУ с применением здоровьесберегающих технологий, Программы, которые реализуются в рамках научно-методического сопровождения здоровьесберегающей деятельности ОУ:

программа работы «Реализация здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе»,

программы классных руководителей по сохранению и укреплению здоровья учащихся на определённую ступень обучения.

программа работы «Реализация медико-гигиенических технологий в учебно-воспитательном процессе» : «Профилактика болезней органов пищеварения», «Профилактика возникновения нарушений зрения» , «Профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата»

программа «Мак» по предупреждению наркогенной зависимости у детей школьного возраста,

Методические рекомендации по работе с семьей, по организации здоровьесберегающей среды в ОУ и пр.


Методические разработки по проведению семинаров и круглых столов по проблематике здоровьесбережения (для педагогов и родителей).
Методические разработки проведения классных часов по указанной проблематике.

Информационные ресурсы. Информационная поддержка деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса, осуществляется с помощью ежемесячных планов мероприятий Службы здоровья ОУ, зам. директоров, классных руководителей , регулярного обновления сайта школы и пр.


  • СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПО СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, ПОВЫШЕНИЮ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ

    • КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ

Ориентация школы на признание ценности здоровья учащегося и педагога, на решение  проблемы здорового образа жизни имеет  первостепенное значение и находит отклик в многочисленных научных исследованиях. В  связи с этим реализация в ОУ целевой программы «Здоровье» (далее Программа) имеет актуальное значение. Разработка школьной программы «Здоровье» продиктована стремлением на новом уровне удовлетворить образовательные, духовные потребности учащихся, их родителей, в полной мере использовать творческий потенциал коллектива.
Основу реализации Программы составляет здоровьесберегающий подход к обеспечению здоровья участников образовательного процесса. Этот подход подчеркивает формирующий и развивающий характер влияния  образования на здоровье каждого человека и реализуется через создание здоровьесберегающей образовательной среды.
Предлагаемая школой Программа базируется на понимании гармонического сочетания ОБРАЗОВАНИЯ и ЗДОРОВЬЯ детей и подростков как фундаментальных основ полноценного и гармоничного развития ребенка в соответствии с его физическими и психическими возможностями.
Ведущими концептуальными понятиями выступают:
1) ЗДОРОВЬЕ участников образования,
2) КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ,
3) ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА .
По определению Всемирной организации здравоохранения, «ЗДОРОВЬЕ - это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствия болезней и физических дефектов». С развитием человека на первое место выходят социальные и нравственные аспекты здоровья, ведущим принципом его обеспечения становятся собственные усилия человека, а именно:
Принципы обеспечения здоровья:

    • Сохранение

    • Укрепление

    • формирование (развитие)  здоровья

Обеспечить наиболее полное и глубокое изучение проблем здоровья, механизмов и условий его сохранения и развития в условиях школы возможно на основе совокупности системного, культурологического и валеологического подходов в образовании .
Программа опирается на следующие ведущие подходы:

    • гуманистический, личностно-ориентированный подход, предполагающий признание аксиологической ценности безопасности человека и  здоровья каждого отдельного субъекта образования;

    • системный холистический подход к безопасности и индивидуальному здоровью человека, в основе которого лежит понимание безопасности и здоровья как многомерных  сопряженных систем, состоящих  из взаимозависимых компонентов (соматических, психических, социальных и нравственных);

    • созидающий подход к обеспечению  безопасности и здоровья человека, сущность которого состоит в признании определяющей роли культуры  безопасности и здоровья как ценностно-мотивационной составляющей целенаправленного оздоровления образа жизни;

    • средовой подход к созданию условий для обеспечения безопасности и здоровья человека в системе образования, в котором образовательная среда определяется как совокупность внешних и внутренних по отношению к ОУ факторов, которые оказывают влияние на безопасность и здоровье человека.

Данные подходы реализуются через создание в ОУ условий, обеспечивающих реализацию двух стратегических направлений его развития:

    • становление безопасности участников образовательного процесса как противодействие факторам риска (физическим, психологическим, социальным, педагогическим, информационным);

    • развитие и становление здоровья участников образовательного процесса, формирование здорового образа жизни.

Компоненты системной деятельности ОУ по решению проблемы здоровья представлены на рисунке (см. ниже).
http://spb160.narod.ru/przdor_clip_image003.gif

В современной педагогической науке КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ понимается как «интегративное личностное образование, являющееся выражением гармоничности, богатства и целостности личности и отражающего универсальность ее связей с окружающим миром и людьми, а также способность к творческой и активной жизнедеятельности» (В.А. Магин).


Культура здоровья школьника - это интегративное личностное качество, приобретаемое в результате освоения и принятия индивидом духовного опыта человечества в сфере сохранения и укрепления здоровья, ответственности за его совершенствование в течение всей жизни.
Деятельностной формой проявления культуры здоровья выступает понятие «здоровый образ жизни», который трактуется современными исследователями как:
1) способ жизнедеятельности, обеспечивающий формирование, сохранение и укрепление здоровья, способствующий выполнению человеком социально-биологических,
2) способ биологической и социальной адаптации человека в конкретных условиях жизни,
3) способ его выживания в условиях современного кризиса (экономического, экологического, социального).
Основными компонентами здорового образа жизни (деятельностного компонента культуры здоровья) называют: оптимальный двигательный режим; тренировка иммунитета и закаливание; рациональное питание; психофизиологическая регуляция; рациональная организация жизнедеятельности (рациональный режим жизни); отсутствие вредных привычек; валеологическое самообразование.
Программа “Здоровье ” основана на принципах природосообразного, личностно-ориентированного и деятельностного подходов к здоровьюсбережению в ОУ.
  1   2   3   4   5   6   7


База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка