Рабочая программа дисциплина: «Сестринские манипуляции»




Сторінка1/11
Дата конвертації18.04.2016
Розмір1.84 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


ЮЖНО – КАЗАХСТАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
КАФЕДРА СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА С КУРСОМ АНЕСТЕЗИОЛОГИИ И РЕАНИМАТОЛОГИИ

Утверждаю

Проректор по учебно – методической

и воспитательной работе,

д.м.н. _______ М.У. Анартаева

«_____» ____________ 2013 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Дисциплина: «Сестринские манипуляции»

Код дисциплины:

Специальность: 051101 – Сестринское дело

Объем учебных часов (кредитов) –135 часов (3)

Курс: 2

Семестр изучения: 4



Шымкент, 2013 г.

Рабочая программа элективного предмета «Сестринские манипуляции» по специальности 051101 «Сестринское дело» разработан на основании ГОСО утвержденный МЗ РК от 01.12.2006г приказ № 582

Рассмотрена на заседании кафедры.
Протокол №_____ «______» ______2013г.
Зав.кафедрой _____________к.м.н. доцент Алдешев А.А.

Обсуждена на заседании Цикловой Методической комиссии клинических дисциплин ЮКГФА.


Протокол № _____ «______» ______2013 г.
Председатель _____________ к.м.н. доцент Туртаева А.Е.

Одобрена на Методическом Совете.


Протокол № _______ «______» ______2013 г.


2. Программа:

2.1 Введение.

Подготовка медицинских сестер с высшим образованием по организации сестринских манипуляций в лечебно – профилактических учреждениях различного уровня и профиля является важнейшим звеном. В связи с этим медицинская сестра с высшим образованием должна хорошо представлять особенности работы всех клинических и параклинических подразделений и служб больницы, поликлиники, травматологического пункта, санатория – профилактория; знать современные методы клинической и инструментальной диагностики, а также обучиться технологии и правилам проведения тех или иных манипуляций.



2.2 Цель дисциплины:

Формирование у студентов знаний и умений по организации, планированию и проведению сестринских манипуляций для самостоятельного решения проблем пациентов соответствующего профиля.



2.3 Задачи обучения:

  • дать студентам современные знания об основных сестринских манипуляциях;

  • научить осуществлять инвазивные и неинвазивные сестринские манипуляции;

  • научить применять современные сестринские технологии и манипуляции для профилактики внутрибольничных инфекций и обеспечения инфекционной безопасности пациентов и персонала;

  • научить обучать (консультировать) больных и семью по выполнению сестринских манипуляций;

  • научить оказывать доврачебные сестринские манипуляции при неотложных состояниях.

2.4 Конечные результаты обучения:

Студент должен

знать:

  • виды сестринских манипуляции в медицинских учреждениях стационарного и поликлинического типа;

  • организацию сестринского процесса по организации сестринских манипуляций;

  • основные сестринские манипуляции при неотложных состояниях

уметь:

  • оценить состояние больного при выполнениии сестринских манипуляции в зависимости от степени выраженности симптомов и синдромов.




  • составить программу сестринских манипуляций;

  • умело показать при выполнении манипуляции, связанные с диагностикой, лечением и профилактикой заболеваний;

  • Соблюдать санитарно – дезинфекционно режим при выполнении сестринских манипуляции.

владеть навыками:

  • правильного выполнения сестринских манипуляций;

  • оказания доврачебной помощи при неотложных состояниях.

2.5 Пререквизиты: Нормальная и патологическая анатомия, коммуникативные навыки.
2.6 Постреквизиты: Сестринское дело в хирургии и реанимации, пропедевтика внутренних болезней.
2.7 Тематический план:
Тематический план практических занятий

Кредит №1



Темы занятий

Форма проведения

Продолжитель

ность занятия

1.

Основы сестринской технологии.

Работа в малых группах, дискуссия.

3

2.

Сестринский процесс по восстановлению проходимости дыхательных путей. Техника проведение туалета верхних дыхательных путей.

Работа в малых группах с элементами ролевой игры, работа на манекенах.

3

3.

Уход за трахеостомой и коникотомией.

Работа в малых группах с элементами ролевой игры, работа на манекенах.

3

4.

Уход за интубационной трубкой.

Работа в малых группах с элементами ролевой игры, моделирование ситуации

3

5.

Альтернативные способы восстановления проходимости дыхательных путей. Техника использование ларингеальной маски и Комбитьюби.

Работа в малых группах на муляжах и манекенах.

3

Всего: 15 часов

Кредит №2



Темы занятий

Форма проведения

Продолжитель

ность занятия

1.

Сестринский процесс при центральном венозном доступе. Уход за катетером подключичной и внутренней яремной вены. Возможные осложнения.

Работа в малых группах, устный опрос,
моделирование ситуации

3

2.

Техника измерении центрального венозного давления. Инвазивный способ измерение артериального давления.

Работа в малых группах на муляжах и манекенах.

3

3.

Сестринский процесс по технике постановки периферического катетера и другие способы венозного доступа. Уход за катетером.

Работа в малых группах с отработкой практических навыков.

3

4.

Сестринский процесс при венесекций большой подкожной вены ноги.Приспособления для внутривенного вливания.

Работа в малых группах на муляжах и манекенах.

3

5.

Регулирующее инфузионное устройство и техника работы с ними.

Работа в малых группах на муляжах и манекенах.

3

Всего: 15 часов

Кредит №3



Темы занятий

Форма проведения

Продолжитель

ность занятия

1.

Сестринский процесс при спинно-мозговой пункций.

Работа в малых группах на муляжах и манекенах.

3

2.

Сестринский процесс при плевральной пункций. Уход за дренажной трубкой по Бюлау.

Работа в малых группах на муляжах и манекенах.

3

3.

Уход за энтеростомой и колостомой.

Работа в малых группах на муляжах и манекенах.

3

4.

Сестринский процесс при лапароцентезе и торакоцентезе.

Работа в малых группах, устный опрос, моделирование ситуации

3

5.

Уход за дренажем Penrose. Уход за закрытой дренажной системой.

Работа в малых группах, устный опрос, моделирование ситуации

3

Всего: 15 часов

Итого: 45 часов


Тематический план самостоятельной работы студентов

Кредит №1



Темы СРС

Форма проведения

Количество часов

1.

Обучение больного правильному кашлю и упражнениям на глубокое дыхание.


Презентация, дискуссия.

6

2.

Сестринский процесс по технике проведение побудительной спирометрии.


Отработка практических навыков на фантомах, муляжах.

6

3.

Сестринский процесс по технике проведение постурального дренажа.


Отработка практических навыков на муляжах.

6

4.

Способы и техника подачи кислорода.

Отработка практических навыков на фантомах и муляжах,написание рефератов.

6

5.

Техника отсасывание биологических субстратов из верхних дыхательных путей.



Отработка практических навыков на муляжах.

6

Всего: 30 часов

Кредит №2



Темы СРС

Форма проведения

Количество часов

1.

Современные средства для

измерение центрального венозного давление.



Презентация,

отработка практических навыков на фантомах и муляжах.




6

2.

Современные средства используемые для проведение внутрикостной инъекций.

Презентация, отработка практических навыков на фантомах и муляжах.


5

2.

Рубежный контроль.

решение тестов, ситуационных задач


1

3.

Сестринский процесс по технике применение инфузоматов для введение лекарственных средств.

Презентация, отработка практических навыков на фантомах и муляжах.


6

4.

Кормление больного через энтеральный зонд. Типы зондового питания.

Презентация, отработка практических навыков на фантомах и муляжах.


6

5.


Подсчет скорости тока жидкости по системе внутривенного вливания.


Презентация, отработка практических навыков на фантомах и муляжах.


6



Всего: 30 часов

Кредит №3



Темы

Форма сдачи

Количество часов

1.

Сестринский процесс по технике использования системы для переливания крови.

Отработки практических навыков на фантомах, муляжах.


6

2.

Сестринский процесс по технике использование закрытой

дренажной системы.



Отработки практических

навыков на фантомах и муляжах.




6

3.

Роль медицинской сестры при проведении эндоскопических манипуляций в бронхоскопии.

Презентация, отработка практических навыков на фантомах и муляжах.


6

4.

Сестринский процесс при постановке и уходе за имплантируемой системой

Презентация, отработка практических навыков на маникене.


6

5.

Современные средства используемые для профилактики пролежней.

Презентация, отработка практических навыков на маникене.


5



5.

Рубежный контроль.





1

Всего: 30 часов

Итого: 90 часов

3. Методы обучения и преподавания:

  • Практические занятия:Работа на муляжах, манекенах и других предметах ухода; устный опрос, решение тестов и ситуационных задач; работа в малых группахс элементами ролевой игры; моделирование ситуации.

  • Самостоятельная работа студентов с преподавателем (СРСП): углубленное изучение отдельных вопросов тем пройденных практических занятий в виде отработки навыков на фантомах, муляж, манекенах, подготовка презентаций и рефератов, дискуссии, составление карт сестринских вмешательств и наблюдения за пациентами, (продолжительный случай), заполнение медицинской документации, обсуждение результатов выполнения индивидуальных и групповых заданий, консультации с преподавателем по всем возникающим вопросам, сдача рубежного контроля.

  • Самостоятельная работа студентов (СРС): работа студентов с учебной и допольнительной литературой, с литературой на

  • электронных носителях; подготовка презентаций, рефератов, буклетов, таблиц, решение и подготовка тестовых заданий, ситуационных задач.


3.1 Методы оценки знаний и навыков обучающихся: шкала и критерии оценки знаний на каждом уровне (текущий, рубежный, итоговый контрль), правила оценки всех видов занятий (аудиторные, СРСП, СРС). Оценкапроводится по 100-бальной шкале.Приказ №152 от 09.09.2011 г.
3.2 Для проверки учебных достижений обучающихся предусмотрены следущие виды и формы контроля знаний обучающихся:

Текущий контроль: устный и письменный опрос, тестирование, решение ситуационных задач, оценка умений по курации больного, самооценка и групповая оценка при работе в малых группах и др.

Рубежный контроль: решение тестов и ситуационных задач.

Итоговый контроль: проводится тестирование и ОСКЭ в учебно – клиническом симуляционном центре.

К экзамену допускается студенты, полностью освоившие программу дисциплины и набравшие рейтинг допуска.


3.3. Рекомендуемая литература:

Основная:

  1. Рита Тоблер «Основные медсестринские процедуры» Вспомогательное учебное пособие.- Москва. Медицина, 2010.

  2. Алгоритмы действий сестринских манипуляций. Даулетбаев Д.А. Алмата, 2011.

  3. Манипуляции в сестринском деле: учеб.пособие/под ред. А.Г.Чижа.-Ростов н/Д: 2010г.

  4. Мухина С.А., Тарновская И.И. Атлас по манипуляционной технике сестринского ухода.-М.: АНМИ, 2010.

Нормативные акты:

  1. Приказ №364 от 16.04.2013 «Санитарно - эпидемиологические требование к организации дезинфекции, дератизации, дезинсекции.»

  2. Приказ №19 от 15.01.2013 «Организация инфекционного контроля в медицинских учреждениях.»

  3. Приказ № 33 от 12.01.2012 «Инфекциялық аурулардың алдын алу бойынша санитарлық - эпидемияға қарсы (профилактикалық) іс - шарларды ұйымдастыруға және жүргізуге қойылатын санитарлық эпидемиологиялық талаптар»

Дополнительная:

1. Профилактика внутрибольничных инфекций. Руководство / Коллектив авторов под ред. Е.П.Ковалевой, Н.А.Семиной.-М.: ТОО,Рарочъ,2010.

2. Островская И.В. Основы сестринского дела: учебник для мед. училищ и колледжей.- М., 2011г.


  1. Садикова Н.Б. 10000 советов медсестре по уходу за больными: моногр.- Минск, 2010г.


3.4 Приложения

Форма 1

Протокол согласования рабочей программы с другими дисциплинами на 201__-201__ г.


Дисциплины согласования

Предложения об изменениях в пропорциях материала, порядка изложения и т.д.

Номера протоколов и даты заседаний согласующихся кафедр.

1

2

3

Пререквизиты:

1. Морфологические дисциплины




Углубление знаний по разделу Миологии «Мышцы туловища и конечностей» и раздел Морфофункциональной характеристики кожного покрова и его производных

протокол № ____

____ ___ 201__г.



2. Коммуникативные навыки.

Освоить знание коммуникативных навыков и отношение с больными.

протокол № ____

____ ___ 201__г.




Постреквизиты:

1. Сестринское дело в хирургии и реанимации,




С учетом приобретенных знаний углубить изучение основных клинических симптомов и синдромов; возрастных особенностей здорового и больного человека. Закрепить навыки по инструментальным и лабораторным методам диагностики органов и систем.

протокол № ____

____ ___ 201__г.



2. Пропедевтика внутренних болезней.

С учетом приобретенных знаний углубить изучение основных клинических симптомов и синдромов; возрастных особенностей здорового и больного человека. Закрепить навыки по инструментальным и лабораторным методам диагностики органов и систем.

протокол № ____

____ ___ 201__г.



Зав.кафедрой сестринского дела

с курсом анестезиологии и

реаниматологии, к.м.н., доцент А.А. Алдешев

Зав.кафедрой неврологии, психотерапии

и психологии, д.м.н.,профессор Г.А. Дущанова

Зав.кафедрой морфологических

дисциплин, д.м.н., профессор К.Е. Сисабеков

Зав.кафедрой терапии бакалавриат,

д.м.н., профессор Э.К. Бекмурзаева

ЮЖНО – КАЗАХСТАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
КАФЕДРА: СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА С КУРСОМ АНЕСТЕЗИОЛОГИИ И РЕАНИМАТОЛОГИИ


СИЛЛАБУС
Дисциплина: «Сестринские манипуляции»

Код дисциплины:

Специальность: 051101 «Сестринское дело»

Объем учебных часов (кредитов): 135 часов (3 кредита)

Курс: 2

Семестр: 4


Шымкент, 2013 г.


Силлабус разработан в соответствии с рабочей программой дисциплины «Сестринские манипуляции» по специальности 051101 – «Сестринское дело».

Силлабус обсужден на заседании кафедры.


Протокол № _______ «______» ________ 2013 г.
Зав. кафедрой, к.м.н., доцент ___________ А.А. Алдешев

1.7 Сведения о преподавателях:



Список

Степени и должности

Приоритетные научные интересы

Достижения

1

Алдешев Алмас Алдешевич

к м н, доцент.

Ведет диссертационную работу на соискание

степени доктора медицинских наук по проблемам интенсивной терапии при критических состояниях у больных с гнойно-септическими заболеваниями.



Является автором пяти учебных пособий и методических рекомендаций.

В 1988 г. награжден знаком «Отличник здравоохранения СССР», в 1998 г, почетной грамотой Комитета Здравоохранения РК. Награжден знаком отличника здравоохранения ЮКО.



2

Искакова Майя Абаевна

Ассистент кафедры

Разработка методического пособия по дисциплине «Оценка состояния здоровья»

Имеет 4 научные статьи. По «Основам сестринского дела» имеет 1 учебно-методическое пособие на казахском языке.

3

Алданазарова Ляззат Оспановна



Ассистент кафедры

Разработка методического пособия по дисциплине «Оценка состояния здоровья»

Имеет 1 научную статью

4

Турсунов

Турабек Уткурович



Ассистент кафедры

Разработка методического пособия по дисциплине « Сестринское дело в анестезиологии - реаниматологии»

Имеет 3 научные статьи

5

Джураева Гульзира Райымкуловна

Препода

ватель кафедры



Разработка методического пособия по дисциплине «Оценка состояния здоровья»

Имеет 2 научные статьи

6

Пак Марина Ильинична

Ассистент кафедры

Разработка методического пособия по дисциплине «Сестринское дело в анестезиологии - реаниматологии»

Имеет 2 научные статьи


1.8 Контактная информация:

Местонахождение кафедры: улица 1 мая,травматологический пункт №1,главный корпус, 2 этаж. Телефон 408-222, внут. 23-01. Электронная почта sestrinskoe_delo@mail.ru


1.9 Политика дисциплины:

Работа кафедры по предмету «Сестринские манипуляции», направлена на создание условий для предоставления качественного образования, обеспечивающего подготовку высококвалифицированных специалистов; обеспечение необходимого уровня качества образовательных услуг; привлечение студентов к творческой активности; создание необходимых условий для получения образования; внедрение инновационных технологий обучения.



Правила внутреннего распорядка. При прохождении данной дисциплины студент должен:

  • иметь медицинский халат, колпак, хирургическую форму, маску, сменную обувь и санитарную книжку (о получении сан.книжки проконсультируйтесь в мед.пункте ЮКГФА).

  • посещать и выполнять в указанные срокивсе виды заданий, предусмотренные учебной программой.

  • учавствовать в НИРС и готовить материалы для публикаций.

  • участвовать на конференциях с докладами

  • бережно и аккуратно относиться к собственности академии (учебные пособия, книги, мебель, приборы). Студенты, причинившие ущерб собственности академии, несут материальную ответственность.

  • быть дисциплинированными и опрятны микак в академии так и в клиниках.

При входе преподавателя в аудиторию студенты обязаны приветствовать его вставанием. Вход студентов в аудиторию после преподавателя запрещается до перерыва.При неявке назанятия по уважительной причине студент обязан не позднее следующего дня поставить об этом в известность старосту или декана факультета. При пропуске двух занятий студент не допускается на следующее занятие без разрешения заведующего кафедрой; трех занятий – без разрешения деканата; при опоздании на занятие более 10 минут студент не допускается на занятие и в журнале регистрируется «не был». Полученные баллы после отработки пропусков без уважительной причины умножаются на коэффициент 0,8.

Оценка знаний и навыков обучающихся проводится по 100-бальной шкале. В критериях и правилах оценки знаний студентов утвержденных на МС 23.04.2010 г. используются следующие виды контроля: текущий, рубежный, итоговый.


2. Программа:

2.1 Введение.

Подготовка медицинских сестер с высшим образованием по организации сестринских манипуляций в лечебно – профилактических учреждениях различного уровня и профиля является важнейшим звеном. В связи с этим медицинская сестра с высшим образованием должна хорошо представлять особенности работы всех клинических и параклинических подразделений и служб больницы, поликлиники, травматологического пункта, санатория – профилактория; знать современные методы клинической и инструментальной диагностики, а также обучиться технологии и правилам проведения тех или иных манипуляций.



2.2 Цель дисциплины: Формирование у студентов знаний и умений по организации, планированию и проведению сестринских манипуляций для самостоятельного решения проблем пациентов соответствующего профиля.

2.3 Задачи обучения:

  • дать студентам современные знания об основных сестринских манипуляциях;

  • научить осуществлять инвазивные и неинвазивные сестринские манипуляции;

  • научить применять современные сестринские технологии и манипуляции для профилактики внутрибольничных инфекций и обеспечения инфекционной безопасности пациентов и персонала;

  • научить обучать (консультировать) больных и семью по выполнению сестринских манипуляций;

  • научить оказывать доврачебные сестринские манипуляции при неотложных состояниях.


2.4 Конечные результаты обучения:

Студент должен

2.4.1 знать:

  • виды сестринских манипуляции в медицинских учреждениях стационарного и поликлинического типа;

  • организацию сестринского процесса по организации сестринских манипуляций;

  • основные сестринские манипуляции при неотложных состояниях

2.4.2 уметь:

  • оценить состояние больного при выполнениии сестринских манипуляции в зависимости от степени выраженности симптомов и синдромов.

  • составить программу сестринских манипуляций;

  • умело показать при выполнении манипуляции, связанные с диагностикой, лечением и профилактикой заболеваний;

  • Соблюдать санитарно – дезинфекционно режим при выполнении сестринских манипуляции.

2.4.3 владеть навыками:

  • правильного выполнения сестринских манипуляций;

  • оказания доврачебной помощи при неотложных состояниях.


2.5 Пререквизиты:

Нормальная и патологическая анатомия, коммуникативные навыки.


2.6 Постреквизиты:

Сестринское дело в хирургии и реанимации, пропедевтика внутренних болезней.


2.7 Краткое содержание дисциплины

Кредит №1

Основы сестринской технологии.

Сестринский процесс по восстановлению проходимости дыхательных путей. Техника проведение туалета верхних дыхательных путей.

Уход за трахеостомой и коникотомией.

Уход за интубационной трубкой.

Альтернативные способы восстановления проходимости дыхательных путей. Техника использование ларингеальной маски и Комбитьюби.



Кредит №2

Сестринский процесс при центральном венозном доступе. Уход за катетером подключичной и внутренней яремной вены. Возможные осложнения.

Техника измерении центрального венозного давления. Инвазивный способ измерение артериального давления.

Сестринский процесс по технике постановки периферического катетера и другие способы венозного доступа. Уход за катетером.

Сестринский процесс при венесекций большой подкожной вены ноги.Приспособления для внутривенного вливания.

Регулирующее инфузионное устройство и техника работы с ними.



Кредит №3

Сестринский процесс при спинно-мозговой пункций.

Сестринский процесс при плевральной пункций. Уход за дренажной трубкой по Бюлау.

Уход за энтеростомой и колостомой.

Сестринский процесс при лапароцентезе и торакоцентезе.

Уход за дренажем Penrose. Уход за закрытой дренажной системой.



2.8 Тематический план:

2.8.1
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка