Рабочая программа дисциплины дпп (СД) Ф. 7 Е стествознание 050708. 65 Педагогика и методика начального образования Ишим, 2010




Сторінка1/9
Дата конвертації14.04.2016
Розмір1.83 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9




Министерство по образованию и науки Российской федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Ишимский государственный педагогический институт им. П.П. Ершова»






УТВЕРЖДАЮ

Ректор ГОУ ВПО «ИГПИ им. П.П. Ершова»

___________________ В.М. Кашлач

«___» __________________ 2010г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ДПП (СД) Ф.7 Естествознание
050708.65 Педагогика и методика начального образования

Ишим, 2010



Предисловие


УТВЕРЖДЕНО

На заседании кафедры ПиМНО

Протокол №10 от «8» июня 2010г.

Зав. кафедрой

_____________ Л.А.Павлова


УТВЕРЖДЕНО

На заседании УМК факультета

Педагогический

Протокол №10 от «25» июня 2010 г.

Декан факультета

______________ В.А.Неволина__



роспись И.О.Ф. зав. кафедрой

роспись И.О.Ф.










СОГЛАСОВАНО

«16» июня 2010 г.

Зав.библиотекой

_____________ Гудилова Л.Б.____






роспись И.О.Ф. зав. библиотекой


ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ с «1» сентября 2010 г.







РАЗРАБОТАНА Токарь О.Е., к..б.н., доцент; Щеголевой Т.Н., старшим преподавателем кафедры ПиМНО

(наименование структурного подразделения (ий), разработавшего (их) документ или

руководитель рабочей группы и ее члены)









РЕЦЕНЗЕНТЫ




Меднис Л.С., к.п.н.,доцент_________________________________

(Ф.И.О., ученая степень, ученое звание, должность)













Периодичность ПЕРЕСМОТРА __1 раз в год__________________
Программа составлена на основе ГОС ВПО «31» января 2005 г.

Номер государственной регистрации № 675 пед /сп (новый)








СОДЕРЖАНИЕ

I. ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ»………………………………….6



Выписка из ГОС ВПО………………………………………………………………………….6

Введение…..……………………………………………………………………………………..6

1. Цель и задачи преподавания и изучения дисциплины…………………………………6

2. Требования к уровню освоения дисциплины……………………………………………6

3. Требования к организации курса……………………………………………………........7

3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы……………………………………………..7



4. Содержание дисциплины…………………………………………………………………..8

4.1. Разделы дисциплины, виды и объем занятий…………………………………………….8

4.2. Содержание разделов дисциплины……………………………………………………….9

5. Учебно-методическое обеспечение дисциплины…………………………………........19

5.1. Основная литература……………………………………………………………………...19

5.2. Дополнительная литература……………………………………………………………...20

5.3. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы………………………………………..20



6. Материально-техническое обеспечение дисциплины…………………………………20

II. ОРГАНИЗАЦИЯ АУДИТОРНОЙ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ...21



1. Планы лабораторных занятий и методические рекомендации к ним………………21

2. Вопросы для самопроверки………………………………………………………….........44

3. Организация самостоятельной работы студентов……………………………………..52

3.1. Содержание, формы и сроки выполнения заданий, виды контроля ..…………….........52



4. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины «Естествознание»…………………………………………………………………………………….53

4.1. Методические рекомендации преподавателю……………………………………………53

4.2. Методические указания для студентов……………………………………………………54

5. Материалы входящего, текущего и итогового контроля……………………………..54

5.1. Тестовые задания..…………………………………………………………………………55

5.2. Варианты контрольных работ..…………………………………………………...............76

6. Вопросы к экзамену/зачету………………………………………………………………..81

7. Терминологический минимум…………………………………………………………….84

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ»
ВЫПИСКА ИЗ ГОС ВПО
Землеведение в системе географических дисциплин. Топография. Картография.

Состав, строение, происхождение Солнечной системы. Гипотезы о происхождении Земли. Вращение Земли вокруг оси. Обращение Земли вокруг Солнца. Форма и размер Земли. Магнитосфера Земли. Гравитационное поле. Геологическая история Земли. Минералы. Горные породы, полезные ископаемые. Полезные ископаемые своего региона. Глубинное строение Земли. Рельеф. Тектонические процессы. Литосфера. Атмосфера. Температурный режим. Климат. Погода. Гидросфера суши и океана. Водные ресурсы своего региона. Природные зоны Земли.



Ботаника как раздел биологии. Клетка и ткани. Органы  растений. Размножение  и воспроизведение. Основные процессы жизнедеятельности растений. Систематика. Царство Дробянки. Царство Грибы. Царство Растения. Низшие растения. Высшие растения. Характеристика основных отделов споровых и семенных растений. Развитие растительного мира на Земле. Экология растений. Охрана и рациональное использование растений.

Зоология как раздел биологии. Основные принципы     зоологической систематики. Характеристика основных типов животных. Сакромастигофоры. Инфузории. Круглые черви. Кольчатые черви. Моллюски. Членистоногие. Хордовые (первичноводные - хрящевые рыбы, костные рыбы, амфибии; первичноназемные - рептилии, птицы, млекопитающие). Экология животных. Эволюционное развитие животного мира. Охрана и рациональное использование. Основные принципы экологической систематики. Характеристика основных типов животных. Эволюционное развитие животных. Охрана и рациональное использование животных.
Введение
Программа курса написана в соответствии с требованиями (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по циклу дисциплин предметной подготовки государственных обязательных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения по специальности 031200 - педагогика и методика начального образования.

Курс «Естествознание» читается студентам на первом курсе. Естествознание – это наука о природе. В ее состав входят 3 самостоятельные дисциплины: землеведение, ботаника и зоология. Каждая из выше названных дисциплин вооружает будущих учителей начальных классов знаниями, умениями, навыками необходимыми для преподавания естествознания (природоведения, окружающего мира) и природоохранной деятельности.



Совершенствование преподавания естествознания в начальной школе требует от учителя высокого уровня знаний по ботанике, зоологии и землеведению. Студентам школьного отделения следует отчетливо сознавать, что такие курсы как общая экология, анатомия и физиология, концепции современного естествознания основывают свои выводы в значительной мере на сведениях, сообщаемых в курсе естествознание. Вместе с тем программный материал является основой для курса Методика преподавания интегрального курса «Окружающий мир».
1. Цель и задачи преподавания дисциплины
Цель дисциплины – дать студентам необходимый объем теоретических знаний о единстве природы, о связях между элементами неорганической и органической природы, знания по землеведению, ботанике, зоологии, которые позволят молодому специалисту преподавать естествознание в начальных классах в соответствии с современными требованиями.

Задача: подготовить учителя для работы по воспитанию учащихся в духе бережного отношения к природе и рационального использования ее ресурсов.
2. Требования к уровню освоения дисциплины
Студент должен знать:

  • методологические и научные основы дисциплины «Естествознание»;

  • предмет, задачи и значение дисциплины;

  • основные физико-географические, ботанические и зоологические понятия;

  • основные процессы, происходящие в атмосфере, гидросфере, литосфере, их взаимосвязь и приспособленность к жизни в них растений и животных;

  • роль живого вещества в биосфере;

  • закономерности эволюционного развития растительного и животного мира;

  • взаимоотношения организма и среды, взаимосвязи растений и животных в естественных сообществах;

  • принципы классификации растений и животных;

  • особенности анатомии и физиологии отдельных групп растений и животных;

  • основные экологические группы растительных и животных организмов;

  • основные фито- и зооценозы различных биогеоценозов;

  • особенности и закономерности географической оболочки;

  • принципы охраны природы;

  • особенности природы и экономики своего края.

Студент должен уметь:

  • анализировать общегеографические и тематические карты, графики, диаграммы, картограммы;

  • работать с метеорологическими приборами, микроскопами, коллекциями горных пород, животных, гербариями растений и другими наглядными пособиями, которые могут быть использованы для изучения естествознания в начальной школе;

  • организовать и провести экскурсии в природу;

  • проводить наблюдения за явлениями природы, животными организмами;

  • изучать и описывать конкретные природные объекты и оформлять результаты наблюдений и практических работ;

  • владеть навыками работы с научной, учебной, научно-популярной литературой;

  • пользоваться определителями минералов, горных пород, растений, животных;

  • выявлять и оценивать влияние хозяйственной деятельности человека на природную среду;

  • использовать знания по естествознанию для формирования у младших школьников бережного отношения к природе и основ экологической безопасности поведения в городе.

Студент должен приобрести первичные навыки наблюдений в природе; индивидуальной исследовательской работы; проведения экскурсий по землеведению, ботанике и зоологии.
3. Требования к организации курса
3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Объем дисциплины и виды учебной работы отражены в табл. 1.


Таблица 1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной деятельности

Всего часов

Распределение по семестрам в часах

I семестр

II семестр

Общая трудоемкость дисциплины

320

116

204

Аудиторные занятия

160

58

102

Лекции (Л)

80

30

50

Практические занятия (ПЗ), семинары (СЗ)

0

0

0

Лабораторные работы (ЛР), другие виды аудиторных занятий

80

28

52

Самостоятельная работа (СРС)

160

58

102

Курсовые работы, рефераты

0

0

0

Вид итогового контроля: зачет/ экзамен

2 Экз., зачет

Экзамен

Экзамен, зачет


4. Содержание дисциплины


    1. Разделы дисциплины, виды и объем занятий

Разделы дисциплины, виды и объем занятий отражены в табл. 2.
Таблица 2. Разделы дисциплины, виды и объем занятий

№ темы

Наименование разделов и тем, разделов

Объем в часах по видам занятий

всего

Л

ПЗ, СЗ

ЛР

СРС




Раздел 1. Землеведение
















1.

Введение. Землеведение в системе географических дисциплин. Топография. Картография.

8

2

0

2

4



Состав, строение, происхождение Солнечной системы.

8

2

0

2

4



Гипотезы о происхождении Земли. Вращение Земли вокруг оси. Обращение Земли вокруг Солнца.

8

2

0

2

4



Форма и размер Земли. Магнитосфера Земли. Гравитационное поле.

8

2

0

2

4



Геологическая история Земли. Минералы. Горные породы, полезные ископаемые.

12

4

0

2

6



Полезные ископаемые своего региона.

8

2

0

2

4



Внутреннее строение Земли.

8

2

0

2

4



Геологическая история Земли.

8

2

0

2

4



Глубинное строение Земли. Тектонические процессы. Литосфера.

8

2

0

2

4



Атмосфера. Температурный режим. Климат. Погода.

8

2

0

2

4



Гидросфера суши и океана.

6

1

0

2

3



Водные ресурсы своего региона.

8

2

0

2

4



Рельеф. Природные зоны Земли.

2

1

0




1




Итого:

100

26

0

24

50




Раздел II. Ботаника
















14.

Введение. Ботаника как раздел биологии

1

1

0

0

0



Организация типичной растительной клетки

8

2

0

2

4



Классификация и строение растительных тканей

15

3

0

2

10



Корень и корневые системы. Метаморфозы корня

15

3

0

2

8



Побег. Метаморфозы побега

18

4

0

4

10



Воспроизведение и размножение растений

8

2

0

4

2



Развитие растительного мира на Земле

3

1

0

0

2



Систематика. Надцарство прокариоты Царство дробянки

4

2

0

0

2



Надцарство эукариоты. Грибы. Лишайники

4

2

0

2

0



Водоросли

3

1

0

0

2



Высшие споровые растения

14

4

0

6

6



Высшие семенные растения

15

5

0

6

6



Основы экологии растений.

2

0

0

0

4



Охрана и рациональное использование растений

2

0

0

0

2




Итого

108

30

0

28

58




Раздел III. Зоология


















Зоология как раздел биологии

1

1

0

0

0



Основные принципы зоологической систематики

1

1

0

0

0



Сакромастигофоры. Инфузории

8

2

0

2

4



Круглые черви

6

1

0

1

4



Кольчатые черви

6

1

0

1

4



Моллюски

7

1

0

2

4



Членистоногие

17

3

0

6

8



Хордовые. Первичноводные – хрящевые и рыбы; амфибии

14

4

0

4

6



Первичноназемные – рептилии, птицы, млекопитающие

20

4

0

8

8



Экология животных

8

2

0

2

4



Основные принципы экологической систематики

4

1

0

1

2



Эволюционное развитие животного мира

4

1

0

1

2



Охрана и рациональное использование животных

6

2

0

0

4




Итого:

102

24

0

28

50




Всего:

320

80

0

80

160


4.2. Содержание разделов дисциплины

I. ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ

Введение. Важнейшие географические открытия и исследования западных и русских ученых и путешественников, их значение для развития общества и географической науки.

Современная география – сложная система научных дисциплин. Место общего землеведения (общей физической географии) в системе географических наук.

Оболочечное строение планеты Земля. Географическая оболочка – объект изучения общего землеведения. Структура географической оболочки как целостной, динамической системы – предмет изучения общего землеведения.

Положение общего землеведения в системе наук о природе.

Основные методы физико-географических исследований.

Практическое значение и перспективы развития физической географии.

Содержание и задачи курса «Землеведение и краеведение» на факультетах начальных классов.

Земля во Вселенной. Вселенная. Современные представления о составе, строении и происхождении Вселенной. Метагалактика. Звезды, их многообразие. Видимая яркость и цвет звезд. Созвездия. Звездные карты.

Наша Галактика (Млечный Путь), ее состав и строение. Космические лучи. Галактический год.

Солнечная система, ее состав и строение. Современные представления о происхождении Солнечной системы. Солнце. Солнечное излучение. Циклы солнечной активности и их влияние на земные процессы. А.Л.Чижевский – основоположник гелиобиологии.

Планеты и их спутники. Планеты «земной» группы: Меркурий, Венера, Земля, Марс. Планеты-гиганты: Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Плутон. Современные гипотезы о возможности существования планет за орбитой Плутона.

Луна – естественный спутник Земли. Фазы Луны. Астероиды, кометы, метеориты, газово-пылевое вещество.

Влияние Солнца и Луны на процессы, происходящие в географической оболочке Земли. Современный этап в изучении и освоении космоса. Необходимость охраны ближнего космоса.



Планета Земля. Форма и размеры Земли. Развитие представлений о форме Земли: шар, эллипсоид вращения, трехосный эллипсоид, кардиоид, геоид. Доказательства выпуклости и шарообразности Земли. Размеры трехосного эллипсоида. Роль искусственных спутников в уточнении формы Земли. Географическое значение формы и размеров Земли.

Движения Земли. Вращение Земли вокруг оси, его доказательства. Звездные и солнечные сутки. Скорости осевого вращения: угловая, линейная.

Ось вращения Земли. Географические полюсы, экватор, параллели, меридианы.

Центробежная сила. Сила тяжести – равнодействующая сил притяжения и центробежной. Гравитационное поле Земли и его значение.

Географические следствия осевого вращения Земли: сутки – естественная единица измерения времени; смена дня и ночи, суточная ритмика в географической оболочке; полярное сжатие; отклонение движущихся тел (сила Кориолиса); возникновение приливной волны; ось вращения, полюсы и экватор – основа для построения градусной сетки; различие времени на разных меридианах.

Время местное, поясное, декретное, летнее, всемирное. Линия перемены дат.

Движение Земли по орбите вокруг Солнца, его доказательства. Год звездный и год тропический.

Эллиптическая орбита Земли, скорость движения, положение земной оси в пространстве и относительно Солнца. Дни равноденствий и солнцестояний. Тропики и полярные круги.

Географические следствия орбитального движения Земли: год – естественная единица измерения времени; смена времен года, годовая ритмика в географической оболочке; неравенство дня и ночи; пояса освещенности. Полярный день и полярная ночь. Белые ночи и сумеречные дни.



Географическая карта и план местности. Понятия «географическая карта», «план местности». Картографические произведения, их значение. Свойства географической карты: наглядность, измеримость, информативность.

Понятие «масштаб». Главный и частный масштабы карты. Масштабы: численный, именованный, линейный. Измерение расстояний по плану, карте, глобусу.

Условные знаки: масштабные, внемасштабные, линейные. Способы изображения рельефа: отметок высот, горизонталей, гипсометрический, отмывки. Фоторельеф. Перспективное изображение рельефа.

Картографическая генерализация. Надписи на географических картах.

Сходство и различие плана и карты.

Географический глобус. Общие свойства и отличительные особенности глобуса и карты.

Картографическая сетка. Географические координаты: широта, долгота. Географический и магнитный меридианы. Магнитное склонение.

Картографические искажения: длин линий, углов, форм, площадей.

Картографические проекции. Классификация проекций по виду вспомогательной поверхности и ее ориентировке: цилиндрические, конические, азимутальные, поликонические, условные. Проекции нормальные, косые, поперечные. Косая перспективно-цилиндрическая проекция М.Д.Соловьева. Классификация проекций по характеру искажений: равновеликие, равноугольные, произвольные.

Классификации карт по охвату территории, назначению, содержанию, масштабу. Карты общегеографические и тематические. Способы отображения географических явлений на тематических картах: способ ареалов, качественного фона, точечный, изолиний, значков, локализованных диаграмм, линейных знаков, знаков движения.

Учебные карты. Географические карты для начальной школы, их отличительные особенности.

Географические атласы. Рельефные карты. Профили.

Ориентирование на местности. Понятие об ориентировании. Горизонт, линия горизонта, стороны горизонта. Способы ориентирования по Солнцу, Полярной звезде, признакам местных предметов, компасу. Ориентирование на местности с помощью плана. Азимут географический (истинный) и азимут магнитный.

Способы линейных измерений на местности. Понятие о съемках местности. Виды съемок. Глазомерная съемка местности.



Внутреннее строение Земли. Методы изучения внутреннего строения Земли: метод полевых геологических съемок, лабораторный, сейсмический.

Строение Земли: земная кора, мантия, ядро (внешнее и внутреннее). Влияние происходящих в них процессов на географическую оболочку.

Химический состав земной коры. Горные породы, слагающие земную кору. Материковая и океаническая земная кора. Литосфера.

Магнитное поле Земли и его географическое значение.



Геологическая история Земли. Рельеф. Возраст Земли. Геологическое летосчисление. Геохронологическая шкала. Геологические эры: архейская, протерозойская, палеозойская, мезозойская, кайнозойская.

Понятие «рельеф». Уровневая поверхность. Высота абсолютная и высота относительная.

Формы рельефа. Положительные и отрицательные формы рельефа. Классификация форм рельефа по размерам (масштабу): планетарные, мегаформы, макроформы, мезоформы, микроформы, наноформы.

Рельефообразование. Источники энергии и факторы рельефообразования.

Эндогенные (внутренние) процессы, изменяющие поверхность Земли. Тектонические движения земной коры: колебательные, дислокационные (складчатые, разрывные).

Главные структурные блоки земной коры: платформы, геосинклинали. Понятия «платформа», «плита», «щит». Понятие «геосинклиналь». Стадии развития геосинклинали: ранняя, средняя, поздняя. Современные геосинклинали. Континентальные рифты.

Главные эпохи складчатого горообразования в истории Земли: байкальская, каледонская, герцинская, мезозойская, альпийская. Неотектонические движения, их значение для формирования современного рельефа.

Землетрясения, вулканизм, закономерности их распространения и значение в географической оболочке.

Экзогенные (внешние) процессы, изменяющие поверхность Земли. Выветривание. Основные виды выветривания: физическое, химическое, биологическое. Кора выветривания.

Рельефообразующая роль поверхностных текучих вод. Поверхностные водотоки: постоянные, временные. Рельефообразующая работа текучих вод: эрозия, транспортировка, аккумуляция. Понятие «эрозия». Эрозия плоскостная и линейная, глубинная и боковая.

Формы рельефа, созданные деятельностью временных водотоков: промоины, овраги, балки. Их характеристика. Оврагообразование и его вред. Меры борьбы с оврагами.

Селевые потоки в горах. Условия их образования, опасность селей и меры борьбы с ними.

Формы рельефа, созданные постоянными водотоками. Речная долина, ее элементы. Горные речные долины и равнинные речные долины, их характеристика. Дельта.

Рельефообразующая роль подземных вод. Карстовые явления. Условия возникновения и развития карста. Основные типы карста: покрытый, голый. Карстовые формы рельефа: поверхностные (карры, карстовые воронки, полья); переходные от поверхностных к подземным (карстовые колодцы, шахты); подземные (пещеры, полости).

Суффозионные процессы, условия их развития. Формы суффозионного рельефа: блюдца, воронки, западины.

Оползни, условия их возникновения и развития. Вред оползней и меры борьбы с ними.

Подземные воды в условиях многолетней мерзлоты.

Рельефообразующая роль ледников. Работа ледников: разрушительная, транспортирующая, созидательная. Морена. Формы ледникового рельефа: троги, карры, моренные гряды, моренные холмы. Формы рельефа, связанные с материковыми оледенениями четвертичного периода: «бараньи лбы», озы, камы, друмлины, зандровые равнины.

Рельефообразующая роль ветра: дефляция (выдувание), коррозия (обтачивание), перенос, аккумуляция (отложение). Эоловые формы рельефа пустынь: каменные колонны, грибы, пирамиды. Барханы. Эоловые формы рельефа на песчаных побережьях морей, озер, рек. Дюны. Меры по закреплению песков.

Планетарный рельеф Земли. Главные формы планетарного рельефа: материки и океаны. Основные закономерности их распределения. Современные представления о происхождении материков и океанов.

Рельеф суши. Основные формы рельефа материков: равнины и горы.

Равнины. Понятие «равнина». Классификации равнин: по абсолютной высоте (отрицательные, низменные, возвышенные, нагорные); по форме поверхности (горизонтальные, наклонные, вогнутые, выпуклые); по мезоформам рельефа (плоские, волнистые, холмистые, ступенчатые). Равнины денудационные, цокольные, пластовые, аккумулятивные. Плато. Плоскогорья.

Горы. Понятия «горная страна», «гора», «горный хребет», «горный узел». Классификация гор по абсолютной высоте: низкие, средневысокие, высокие. Горы тектонические, эрозионные, вулканические. Классификации тектонических гор: складчатые, складчато-глыбовые, глыбовые; молодые, омоложенные, возрожденные.

Рельеф дна Мирового океана. Основные формы рельефа океанического дна: подводная окраина материка (шельф, материковый склон, материковое подножие); переходная зона (котловины окраинных морей, островные дуги, глубоководные желоба); ложе океана; срединноокеанические хребты.



Минералы и горные породы. Понятие о минералах. Минералы твердые, жидкие, газообразные. Строение минералов: кристаллическое, аморфное. Кристаллы. Кристаллические агрегаты, их формы. Полиморфизм и изоморфизм. Физические свойства минералов: цвет в куске и порошке, блеск, твердость, спайность, излом, прозрачность, плотность. Особые свойства: двойное лучепреломление, магнитность, ковкость, хрупкость. Происхождение минералов.

Классификация минералов по химическому составу: самородные элементы (алмаз, графит, сера, золото, платина, серебро, медь); сульфиды (галенит, сфалерит, халькопирит, пирит); галоидные соединения (галит, сильвин); карбонаты (кальцит, доломит, сидерит); сульфаты (гипс, ангидрит); фосфаты (апатит, фосфорит); оксиды и гидроксиды (кварц, халцедон, кремень, корунд, гематит, магнетит); силикаты (топаз, слюды, тальк, каолинит, полевые шпаты); органические соединения (озокерит, янтарь).

Понятие о горных породах. Породы мономинеральные и полиминеральные. Породообразующие и второстепенные минералы. Структура и текстура горных пород.

Классификация горных пород по происхождению: магматическая, осадочные, метаморфические.

Магматические горные породы: интрузивные (гранит, габбро); эффузивные (липарит, базальт).

Осадочные горные породы: обломочные (глыбы, щебень, дресва, валуны, галька, гравий, пески, конгломерат, песчаник, лесс); глинистые (глины); хемогенные и органогенные (известняки, мел, мергель, доломит, боксит, бурый железняк, торф, бурый уголь, каменный уголь, антрацит, горючие сланцы, нефть, асфальт, природные газы).

Метаморфические горные породы: гнейс, мрамор, кварцит.

Полезные ископаемые. Минерально-ресурсный потенциал России.



Атмосфера. Атмосфера, ее границы и состав. Основные компоненты воздуха, их свойства и функции в географической оболочке.

Вертикальное строение атмосферы: тропосфера, стратосфера, мезосфера, термосфера, экзосфера.

Происхождение атмосферы. Взаимодействие атмосферы с другими оболочками Земли.

Нагревание атмосферы. Солнечная радиация. Ее значение для географической оболочки.

Зависимость солнечной радиации от угла падения солнечных лучей и продолжительности дня.

Изменение солнечной радиации при прохождении через атмосферу. Поглощение, отражение, рассеяние солнечной радиации в атмосфере и связанные с ними явления. Рассеянный свет, цвет неба, сумерки и заря, атмосферная видимость. Радиация прямая и рассеянная. Суммарная радиация. Закономерности распределения суммарной радиации на поверхности Земли.

Солнечная радиация на подстилающей поверхности. Альбедо.

Поглощение коротковолновой радиации и ее трансформация в длинноволновую. Излучение земной поверхности, встречное излучение, эффективное излучение. Парниковый эффект атмосферы. Радиационный баланс.

Температура воздуха и причины ее изменений. Тепловой баланс. Приборы для измерения температуры: термометры (срочный, максимальный, минимальный).

Особенности нагревания суши и воды. Различия в тепловом режиме суши и водоемов. Суточный ход температуры воздуха.

Изменение температуры воздуха с высотой. Конвекция. Инверсия температуры.

Типы годового хода температуры воздуха. Карты изотерм. Основные особенности географического распределения температуры воздуха в среднем за год, в январе и июле. Тепловые пояса.

Вода в атмосфере. Испарение и испаряемость. Влажность воздуха: абсолютная, относительная, максимальная. Дефицит влажности. Точка росы.

Приборы для измерения влажности воздуха: психрометры (стационарный, аспирационный), волосяной гигрометр, гигрограф.

Конденсация и сублимация водяного пара на земной поверхности различных предметов и в атмосфере. Ядра конденсации.

Условия образования росы, инея, изморози, гололеда. Туманы (радиационные, адвективные). Дымка. Смог. Облака, условия их образования. Классификация облаков по форме и высоте. Облачность.

Оптические явления в атмосфере: гало, венцы, радуга, мираж.

Виды атмосферных осадков, выпадающих из облаков: дождь, морось, снег, крупа, град.

Осадки конвективные, фронтальные, орографические. Условия выпадения осадков. Продолжительность и интенсивность осадков.

Электричество в атмосфере. Гроза. Молния и гром. Огни святого Эльма.

Приборы для измерения количества осадков: дождемер, осадкомер.

Географические закономерности в распределении атмосферных осадков.

Атмосферное давление и ветер.

Атмосферное давление. Единицы измерения атмосферного давления. Нормальное атмосферное давление.

Приборы для измерения атмосферного давления: барометры (ртутный, анероид), барограф.

Изменение давления с высотой.

Распределение атмосферного давления на земной поверхности. Изобары. Барический градиент. Причины изменения атмосферного давления. Зависимость давления от температуры и движения воздуха. Центры действия атмосферы.

Ветер, его возникновение. Горизонтальный барический градиент. Характеристики ветра: скорость, сила, направление. Влияние на ветер силы Кориолиса, трения, препятствий.

Приборы для измерения направления и скорости ветра: флюгер, анемометр.

Роза ветров. Циркуляция атмосферы.

Понятие о воздушной массе. Формирование воздушных масс в тропосфере. Географические типы воздушных масс, их свойства. Особенности морского и континентального воздуха. Перемещение воздушных масс. Теплые и холодные воздушные массы. Трансформация воздушных масс.

Атмосферные фронты (фронтальные зоны), их общая характеристика. Фронтальная поверхность, линия фронта. Теплый фронт и холодный фронт. Главные климатические фронты: арктический, антарктический, полярные (умеренные), тропический.

Циклоны и антициклоны внетропических широт. Понятия «циклон», «антициклон». Зарождение циклонов и антициклонов во фронтальных зонах. Структура, развитие, перемещение и повторяемость циклонов и антициклонов. Система ветров в циклонах и антициклонах.

Тропические циклоны (тайфуны).

Понятие об общей циркуляции атмосферы. Главные причины, обусловливающие общую циркуляцию нижних слоев атмосферы (тропосферы и нижней стратосферы).

Зональность общей циркуляции в связи с зональным распределением давления. Особенности общей циркуляции атмосферы в полярных широтах (северо-восточные ветры в арктических и юго-восточные в антарктических широтах); в умеренных (западные ветры, циклоны и антициклоны, муссоны внетропических широт); в тропических (пассаты, тропические (экваториальные) муссоны).

Местная циркуляция атмосферы. Местные ветры: бриз, фен, бора, суховей. Шквалы. Смерчи и тромбы.

Погода и климат.

Понятие о погоде. Элементы погоды. Измерения погоды (периодические, непериодические). Погода в циклонах и антициклонах.

Местные признаки погоды. Служба погоды. Прогноз погоды (краткосрочный, долгосрочный).

Понятие о климате. Климатообразующие факторы: солнечная радиация, циркуляция атмосферы, подстилающая поверхность.

Классификация климатов по Б.П.Алисову. Климатические пояса.

Измерения климата. Микроклимат. Воздействия человека на климат.

Охрана атмосферы.



Гидросфера. Понятие о гидросфере. Вода. Происхождение воды. Физические и химические свойства воды.

Объем гидросферы. Доля пресной воды в общем объеме гидросферы.

Части гидросферы: Мировой океан, подземные воды, ледники, реки, озера, болота. Вода в атмосфере и живых организмах.

Круговорот воды на Земле. Большой и малый круговороты воды. Значение воды в географической оболочке и для человека.

Мировой океан – целостное планетарное природное образование. Части Мирового океана: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый. Моря, заливы, проливы. Классификация морей по степени обособленности и особенностям гидрологического режима: окраинные, внутренние, межостровные.

Уровневая поверхность Мирового океана. Причины колебаний уровня воды в океанах и морях.

Состав и свойства океанической воды: соленость, температура, насыщенность газами, плотность, цвет, прозрачность, давление.

Льды в Мировом океане. Особенности замерзания соленой воды. Морские льды, их разнообразие. Шельфовые ледники. Айсберги. Распространение и дрейф льда. Географическое значение ледяного покрова океанов и морей.

Движение океанических вод. Волнение. Причины возникновения волн. Элементы волны. Ветровые волны. Сейши. Морские сейсмические волны (цунами). Приливно-отливные волны.

Морские (океанические) течения. Классификация течений по происхождению, степени устойчивости, вертикальному положению, физическим свойствам. Ветровые (дрейфовые) течения, их направление, температура, скорость, ширина и глубина распространения. Географическое значение морских течений.

Океан как среда жизни. Биологические и минеральные ресурсы Мирового океана, их изучение и рациональное использование. Проблема использования энергетических ресурсов.

Охрана океанов и морей.

Воды суши: подземные воды, реки, озера, искусственные водоемы, болота, ледники.

Подземные воды. Виды воды в почвогрунтах. Происхождение подземных вод.

Классификации подземных вод по условиям залегания, степени минерализации, температуре. Почвенные воды. Верховодка. Грунтовые воды, их залегание, питание, химический состав и степень минерализации, движение, режим в зависимости от климатических и геологических условий.

Межпластовые воды (напорные, ненапорные). Артезианские воды.

Источники. Понятие «источник». Условия образования источников, их типы и режим.

Значение подземных вод в природе и хозяйственной деятельности человека.

Охрана подземных вод.

Реки. Понятие «река». Речная система. Главная река и ее притоки. Исток и устье реки. Речной бассейн. Водоразделы. Русло реки. Профиль поперечного сечения русла. Продольный профиль реки. Падение и уклон. Реки равнинные и горные. Скорость течения. Расход воды и сток.

Питание рек: снеговое, дождевое, ледниковое, подземное. Смешанное питание. Режим рек. Колебание уровня воды в реках. Классификация рек по источникам питания.

Работа рек. Аллювий. Ледовые явления на реках. Река как природный аквальный комплекс. Хозяйственное значение рек. Охрана рек.

Озера. Понятие «озеро». Классификации озер по происхождению озерных котловин, водному режиму, химическому составу вод, условиям жизни водных организмов. Озера пресные и соленые. Питание и режим озер. Озеро как природный аквальный комплекс. Озера эвтрофные, олиготрофные, дистрофные. Зарастание озер. Хозяйственное использование и охрана озер.

Искусственные водоемы: каналы, водохранилища, пруды. Их характеристика и назначение. Влияние водохранилищ и каналов на окружающую природу.

Болота. Понятия «болото», «заболоченные земли». Образование и развитие болот. Типы болот: переходные, верховые. Закономерности распространения болот. Значение болот в природе. Болото как природный аквальный комплекс. Хозяйственное использование болот. Мелиорация. Охрана болот.

Ледники. Понятие «ледник». Географическое распространение ледников. Условия образования и развития ледников. Снеговая линия. Питание ледников. Строение и движение ледника. Покровные и горные ледники. Многолетняя мерзлота, ее распространение на территории России. Роль ледников в географической оболочке.



Биосфера. Биосфера, ее состав, границы и структура. В.И.Вернадский – создатель целостного учения о биосфере. Условия и плотность жизни. Роль живого вещества в развитии атмосферы, гидросферы и литосферы. Круговорот веществ и энергии в биосфере.

Биогеоценоз. Учение В.Н.Сукачева о биогеоценозе.

Почва. Понятие «почва». Почва как важнейший компонент биосферы. В.В.Докучаев – основоположник генетического почвоведения. Задачи почвоведения. Методы изучения почв: сравнительно-географический, метод стационарных исследований, лабораторные.

Происхождение почвы. Сущность почвообразовательного процесса. Природные факторы почвообразования: почвообразующие (материнские) породы, живые организмы, климат, почвенно-грунтовые воды, рельеф, время. Регулирование почвообразования человеком. Взаимодействие факторов почвообразования.

Состав и свойства почвы. Твердая, жидкая и газовая фазы почвы.

Минеральная часть почвы, унаследованная от почвообразующих пород. Гранулометрический (механический) состав почв.

Почвы песчаные, суглинистые, глинистые. Их свойства.

Органическая часть почвы. Живые организмы. Органические остатки, гумус.

Почвенный воздух.

Почвенный раствор.

Морфологические признаки почвы: почвенный профиль, новообразования, структура, цвет, включения.

Плодородие почвы (естественное, эффективное).

Генетическая классификация почв. Основные типы почв, их географическое распространение и характеристика.

Значение почвы для человеческого общества.

Земельные ресурсы России. Рациональное использование и охрана почв.

Географическая оболочка. Географическая оболочка, ее структурные части и границы. Соотношение понятий «географическая оболочка» и «биосфера».

Особенности географической оболочки.

Круговороты вещества и энергии в географической оболочке.

Закономерности географической оболочки: целостность, ритмичность, горизонтальная зональность, высотная поясность.

Дифференциация географической оболочки. Природные комплексы: территориальные, аквальные. Главные факторы формирования природно-территориального комплекса: солнечная энергия и внутреннее тепло Земли, влагооборот, геологическое строение и рельеф территории, живые организмы.

Уровни дифференциации природных комплексов: планетарный, региональный, локальный.

Основные зональные подразделения географической оболочки: географические пояса, природные зоны.

Факторы, обусловливающие и нарушающие зональность. Высотная поясность.

Понятие о ландшафте. Антропогенные ландшафты.

Краеведение. Краеведение, его содержание и задачи. Понятия «родной край», «своя местность». Географическое краеведение.

Организационные формы краеведения: государственное, общественное, школьное.

Краеведческая работа в школе: урочная, внеклассная, внешкольная. Краеведение в начальной школе.

История краеведения в России (основные этапы).

География своей области (края, республики).

Величина территории, границы, географическое положение.

Геологическое строение и рельеф. Полезные ископаемые.

Климат. Характеристика сезонов года.

Гидрографическая сеть. Реки и озера. Искусственные водоемы. Болота.

Почвы.


Растительность и животный мир.

Физико-географические районы и ландшафты, их изменение человеком.

Памятники природы.

Население, его численность, динамика и структура. Современные этносоциальные процессы. Особенности городских и сельских поселений. Современный рынок труда.

Наука, образование и культура.

Общая характеристика хозяйства. Основные отрасли промышленности и сельского хозяйства. Транспорт. Перспективы социально-экономического развития.

Экологическая характеристика родного края.

II. БОТАНИКА

  1   2   3   4   5   6   7   8   9


База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка