Рабочая программа для студентов направления 040100. 62 Социология Профили подготовки «Экономическая социология»




Сторінка1/4
Дата конвертації18.04.2016
Розмір0.95 Mb.
  1   2   3   4
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«УТВЕРЖДАЮ»:

Проректор по учебной работе

_______________________ /Волосникова Л.М.

__________ _____________ 2011г.

«Социологическая теория риска»

Учебно-методический комплекс.

Рабочая программа для студентов направления 040100.62 Социология

Профили подготовки «Экономическая социология», «Социальная теория и прикладное социальное знание»

очная и заочная форма обучения
«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Авторы работы ________________________________/Чернышев А.А./
«__»___________2011г.

Рассмотрено на заседании кафедры Социологии и социального управления. «__»___________2011г.

Протокол №_______. Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем _________стр.

Зав. кафедрой ______________________________/Акулич М.М./

«______»___________ 2011 г.

Рассмотрено на заседании УМК (института права, экономики и управления)

Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК _________________/Лазутина Д.В./

«______»_____________2011 г.

«СОГЛАСОВАНО»:

Зав. методическим отделом УМУ_____________/Федорова С.А./

«______»_____________2011 г.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт права, экономики и управления

Кафедра «общей и экономической социологии»




Чернышев А.А.

«Социологическая теория риска»

Учебно-методический комплекс.

Рабочая программа для студентов направления 040100.62 Социология

Профили подготовки «Экономическая социология», «Социальная теория и прикладное социальное знание»

очная и заочная форма обучения

Тюменский государственный университет

2011

Чернышев А.А. «Социологическая теория риска». Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 040100.62 Социология Профили подготовки «Экономическая социология», «Социальная теория и прикладное социальное знание» очная и заочная форма обучения Тюмень, 2011 г., ___ стр.



Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.

Рабочая программа опубликована на сайте ТюмГУ: «Социологическая теория риска». [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой социологии и социального управления. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Акулич М.М., д.с.н., профессор, зав.кафедрой

© Тюменский государственный университет, 2011.

© Чернышев А.А., 2011.

1. Цель и задачи дисциплины

Цели:


  • сформировать у студентов систематическое представление о предметной области социологической теории риска, основных направлениях и тенденциях ее развития, об уровнях социологического анализа риска;

  • дать практику будущим специалистам в использовании социологических методов оптимизации риска.

Задачи:

  • ознакомить обучаемых с историческим опытом научной и социологической рефлексии риска;

  • дать им представление о предметном поле социологической теории риска;

  • выявить закономерности социального поведения в условиях неопределенности;

  • определить особенности риска и основы его оптимизации на различных социальных уровнях и в различных сферах человеческой жизнедеятельности;

  • раскрыть сущность и содержание основных методов разработки и принятия оптимальных управленческих решений;

  • научить студентов применению социологических методов экспертизы и обеспечения принятия решений с риском;

  • сформировать у обучаемых навыки системного подхода к анализу и решению рискологических проблем;

  • воспитывать у будущих специалистов культуру риска и безопасности.

1.2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата, профессиональный цикл, дисциплина по выбору.

Его преподавание основано на дисциплинах – «Основы социологии», «Правоведение», «Социология права», «Социальная психология», «Современные социологические теории».

В свою очередь она создаёт необходимые предпосылки для освоения программ таких дисциплин, как «Качественные методы в социологии», «Государственное и муниципальное управление» и ряда дисциплин специализации.

1.3.Компетенции выпускника ООП бакалавриата, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО.

В результате освоения ООП бакалавриата выпускник должен обладать следующими компетенциями:

- способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10);

умением использовать социологические методы исследования для изучения актуальных социальных проблем, для идентификации потребностей и интересов социальных групп (ПК-5);
-способностью участвовать в разработке основанных на профессиональных социологических знаниях предложений и рекомендаций по решению социальных проблем, в разработке механизмов согласования интересов социальных групп и общностей (ПК-6);

способностью использовать методы сбора, обработки и интерпретации комплексной социальной информации для решения организационно-управленческих задач, в том числе находящихся за пределами непосредственной сферы деятельности (ПК-11);


В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

  • теоретико-методологические концепции риска, экспериментальный и практический опыт их применения;

  • сущность риска и его модификации;

  • изменение сущности и социальной роли риска в исторической перспективе, его современную роль для личности и общества;

  • систему средовой и субъектной детерминации риска;

  • социальные механизмы и основные социально-управленческие направления оптимизации риска;

  • основные направления рискологической работы социолога;

Уметь:

  • анализировать и совершенствовать социальные структуры и социальное поведение в целях оптимизации риска;

  • осуществлять информационное обеспечение деятельности по оптимизации риска;

  • обеспечивать социологическое сопровождение принятия управленческих решений, проводить их социологическую экспертизу.



2.Структура и трудоемкость дисциплины.
Семестр шестой. Форма промежуточной аттестации - экзамен, контрольная работа. Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы 144 часов.

3. Тематический план.
Тематический план.

Таблица 1.

Очная форма



Тема

Недели семестра

Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час

Итого часов по теме

Из них в интерактивной форме

Итого количество баллов

Лекции

Сем. занятия

Самостоятельная работа










1

2

3

4

5

6

7

8

9

Модуль 1.

1.

Методология социологического изучения риска

1-2

4

4

8

16

3

0-15

2

Сущность риска и рискованного поведения , Классификация риска

3-5

6

6

10

22

3

0 -20

3

Типология риска, Факторы среды, обусловливающие риск

6-7

4

4

8

16

2

0 -15




Всего




14

14

26

54

8

0-50

Модуль 2.

4

Характеристики субъектов, влияющие на рискованность их поведения

8

4

4

10

18

2

0-7,5

5

Социальные механизмы оптимизации риска

9

4

4

10

18

1

0-7,5

6

Страхование как институт распределения риска

10

4

4

10

18

1

0-7,5

7

Социально-управленческие направления оптимизации риска

11

4

4

10

18

1

0-7,5

8

Возможности социолога по оптимизации риска

12-16

6

6

6

18

3

0-20




Всего




22

22

46

90

8

0-50




Итого (часов, баллов):




36

36

72

144




0 – 100




Из них в интерактивной форме




8

8







16







Форма отчета

Экзамен

Заочная форма



Тема

Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час

Итого часов по теме

Из них в интерактивной форме

Лекции

Сем. занятия

Самостоятельная работа




1

2

4

5

6

7

8

1

Методология социологического изучения риска

1




15

11

1

2

Сущность риска и рискованного поведения , Классификация риска

1




15

11

1

3

Типология риска, Факторы среды, обусловливающие риск

1

1

15

13

1

4

Характеристики субъектов, влияющие на рискованность их поведения

1

1

15

15

1

5

Социальные механизмы оптимизации риска




1

15

13

1

6

Страхование как институт распределения риска




1

15

15




7

Социально-управленческие направления оптимизации риска




1

10

13




8

Возможности социолога по оптимизации риска

2

1

34

13

1




Итого часов

4

6

134

144

Экзамен




Из них в интерактивной форме

2

4







6


Таблица 2.
Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля

№ темы

Устный опрос

Письменные работы

Технические формы контроля

Информационные системы и технологии

Итого количество баллов

дискуссия

собеседование

ответ на семинаре

задание

контрольная работа

практические задания

Рецензии, реферат

программы компьютерного тестирования

комплексные ситуационные задания

электронные практикум

другие формы

Модуль 1

Методология социологического изучения риска













0-5

0-10
















0-15

Сущность риска и рискованного поведения , Классификация риска

0-5

0-5

0-5

0-5






















0-20

Типология риска, Факторы среды, обусловливающие риск







0-3










0-5




0-3

0-3

0-1

0-15

Всего

0-5

0-5

0-8

0-5

0-5

0-10

0-5


-

0-3

0-3

0-1

0-50

Модуль 2

Характеристики субъектов, влияющие на рискованность их поведения

0-3













0-3




0-1,5










0-7,5

Социальные механизмы оптимизации риска




0-3




0-1













0-1,5




0-2

0-7,5

Страхование как институт распределения риска







0-3




0-2

0-1.5




0-1










0-7,5

Социально-управленческие направления оптимизации риска




0-2




0-2




0-2

0-1,5













0-7,5

Возможности социолога по оптимизации риска

0-10

0-6

0-3

0-1






















0-20

Всего

0-13

0-11

0-6

0-4

0-2

0-6,5

0-1,5

0-2,5

0-1,5

-

0-2

0-50

Итого

0-18

0-16

0-14

0-9

0-7

0-16,5

0-6,5

0-2,5

0-4,5

0-3

0-3

0 – 100


Планирование самостоятельной работы студентов

Таблица 3.1.

Очная форма



Модули и темы

Виды СРС

Неделя семестра

Объем часов

Кол-во баллов

обязательные

дополнительные










Модуль 1

1.

Методология социологического изучения риска

работа с литературой, источниками; составление программы

Составление презентации

Составление глоссария



1-2

8

0-15

2

Сущность риска и рискованного поведения , Классификация риска

работа с литературой, источниками; доклад

Составление презентации

3-5

10

0-20

3

Типология риска, Факторы среды, обусловливающие риск

составление рецензий

Составление презентации

6-7

8

0-15




Всего по модулю 1:




26

0-50

Модуль 2

4

Характеристики субъектов, влияющие на рискованность их поведения

работа с литературой, источниками доклад

Составление презентации

8

10

0-7,5

5

Социальные механизмы оптимизации риска

работа с литературой, источниками доклад

Составление презентации

9

10

0-7,5

6

Страхование как институт распределения риска

Составления тезариуса

Составление презентации

10

10

0-7,5

7

Социально-управленческие направления оптимизации риска

работа с литературой, источниками; доклад

Составление презентации

11

10

0-7,5

8

Возможности социолога по оптимизации риска

работа с литературой, источниками

Составление презентации

12-16

6

0-20




Всего по модулю 2:

46

0-50




ИТОГО:

72

0-100

Таблица 3.2.



Заочная форма



Модули и темы

Виды СРС

Объем часов

обязательные

дополнительные

1

Методология социологического изучения риска

работа с литературой, источниками; составление программы

Составление презентации

15

2

Сущность риска и рискованного поведения, Классификация риска

работа с литературой, источниками; доклад

Составление презентации

15

3

Типология риска, Факторы среды, обусловливающие риск

составление рецензий

Составление презентации

15

4

Характеристики субъектов, влияющие на рискованность их поведения

работа с литературой, источниками доклад

Составление презентации

15

5

Социальные механизмы оптимизации риска

работа с литературой, источниками доклад

Составление презентации

15

6

Страхование как институт распределения риска

Составления тезариуса

Составление презентации

15

7

Социально-управленческие направления оптимизации риска

работа с литературой, источниками; доклад

Составление презентации

10

8

Возможности социолога по оптимизации риска

работа с литературой, источниками

Составление презентации

34




Итого







134

4. Темы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

Тема 4.

Тема 5.

Тема 6.

Тема 7.

1.

Качественные методы в социологии

+

+


+

+

2.

Государственное и муниципальное управление

+

+


+

+



5. Содержание дисциплины
Тема 1. Методология социологического изучения риска

1. Современное общество как «общество риска» и его изучение.

Техногенные и социальные процессы, актуализирующие проблему риска. Амбивалентность риска и альтернативность общественной жизни. Понятие социального риска. Количественный, качественный и интегративный подходы к учету и калькуляции риска. Пробабилизм и контекстуализм в рискологии. Формирование, институционализация и современное состояние социологической теории риска.

2. Поведенческий подход.

Мир как открытая система в концепции Н. Лумана. Редукция комплексности – рискованный выбор из многообразия как разрешение проблемы взаимодействия систем со средой. Различения как критерии выбора. Различения риск/надежность и риск/опасность. Риск как ущерб вследствие решения. Особенности рисков в технической, политической и экономической сферах, в организациях.

3. Модернистский подход.

Концепция современного общества У. Бека: теория общества риска и теория рефлексивной модернизации. Процессы производства, распространения и потребления рисков в современном обществе и их социальные последствия. Понятия риск-рефлексии и риск-рефлективности.

Концепция современности Э. Гидденса. Основные параметры современности. Адаптивные реакции субъектов на осознание риска. Рефлексивный контроль социального действия и проблема доверия в обществе.

4. Перцептивистский подход.

Психометрическая парадигма (П. Словик, С. Лихтенстайн, Б. Фишхофф и др.). Риск как условная вероятность переживаемого респондентами вреда от развития конкретной ситуации. Восприятие различных рисков категориями респондентов с различными социальными статусами.

Культурно-символические теории риска. М. Дуглас об особенностях восприятия рисков группами людей с различными социокультурными установками и образами жизни. Типы социальных организаций и социального поведения в модели «решетка-группа».

Тема 2. Сущность риска и рискованного поведения. Классификация риска

1. Толкования и определения риска и смежных понятий.

Возникновение и этимология слова «риск», его отражение в обыденном сознании, интерпретация в толковых словарях.

«Европейский» подход к определению риска: риск как опасность, содержащаяся в ситуации действия. «Американский» подход: риск как предпочтение труднодоступных целей. Синтез «европейского» и «американского» подходов. Группировка определений риска в работах отечественных и зарубежных авторов.

Связь понятия «риск» с понятиями «шанс», «опасность», «вызов», «угроза».

2. Ключевые понятия для определения риска.

Субъекты риска и характер их активности. Социальное поведение и деятельность.

Неопределенность, ее социальные, природные и познавательные источники. Социальная роль неопределенности. Риск и неопределенность как рядоположенные понятия. Неопределенность и полная неопределенность. Понятие равнозначных альтернатив. Субъективная вероятность и основания для оценки ситуации. Критерии для формального определения величины риска.

3. Сущность и социальная роль риска. Риск и рискованное поведение.

Риск как социальное поведение в условиях неопределенности его исходов. Общая характеристика рискованной ситуации. Объективность риска, его атрибутивность для человеческих действий и его необходимость для свободы и самоопределения личности, социальной группы, общества.

Определение рискованного поведения с социальной точки зрения (социальная значимость) и с точки зрения социального субъекта (отношение к риску). Понятия, раскрывающие отношение субъекта к риску, и их взаимосвязь.

1. Виды риска по его субъектно-объектным характеристикам.

Индивидуальный, индивидуально-индивидуальный, индивидуально-коллективный, коллективный, коллективно-индивидуальный и коллективно-коллективный риск.

2. Виды риска по условиям его возникновения.

По социальной обусловленности: институционализированный и неинституционализированный риск. По степени свободы субъекта: добровольный и недобровольный риск. По наличию аналогов решений: ординарный и неординарный риск. По возможности субъектов риска влиять на ситуацию: квалификативный и случайностный риск.

3. Виды риска по его содержанию.

По характеру цели действий: праксеологический и гедонистический риск. По направленности субъекта на цель действий: риск действия и риск бездействия. По степени обоснованности риска: обоснованный и необоснованный риск.

4. Виды риска по его возможным последствиям.

По роду последствий: материальный и моральный риск. По масштабу: значительный и незначительный риск. По предсказуемости: предсказуемый и непредсказуемый риск. По калькулируемости: калькулируемый и некалькулируемый риск. По времени существования последствий: локализованный и неопределенный риск. По времени проявления последствий: актуальный и отсроченный риск.

Тема 3. Типология риска. Факторы среды, обусловливающие риск

1. Особенности и роль риска на различных этапах развития общества.

Традиционные риски: функции групповой идентификации и социализации, добровольность, индивидуальность, предсказуемость и ограниченность во времени.

Индустриальные риски: экономическая функция и функция рационализации социальных действий; индивидуальная направленность, калькулируемость, ограниченность возможного ущерба.

Новые (технологические) риски: функции обострения социальной рефлексии и солидаризации; коллективность и агрегирование решений и действий, комплексность и необозримость последствий. Сущность и виды риск-солидарностей.

Отношение к традиционным, индустриальным и новым рискам в обществе.

2. Особенности рисков в основных сферах жизнедеятельности.

Трудовой риск: институционализированность, недобровольность, ординарность, предсказуемость (за исключением технологического риска), увеличение риска в процессе труда, увеличение масштаба последствий с развитием орудий труда.

Бытовой риск: индивидуализированность, добровольность, неинституционализированность, предсказуемость, консервативность.

Политический риск: коллективно-коллективный, вынужденный, некалькулируемый, масштабный, комплексный риск с неопределенным временем проявления его последствий.

Культурный риск: добровольный, творческий, преимущественно индивидуально-коллективный риск с моральными широкомасштабными последствиями, которые трудно предсказать и которые отсрочены и неопределенны по времени.

Факторы среды, обусловливающие риск

1. Социальные факторы.

Фазы (циклы) протекания социальных процессов. Национальная культура, традиции и национальная психология. Социальная, экономическая и политическая структура общества. Общественное мнение. Субкультурные нормы. Массовая культура. Референтные группы. Политика в области риска и безопасности.

2. Организационные факторы.

Организационно-технологические факторы: целесообразность действий, эффективность контроля, наличие ресурсов. Эргономические факторы – параметры микросреды. Факторы руководства: стиль управления, методы оценки и особенности стимулирования подчиненных.

3. Социально-психологические факторы.

Эффекты присутствия других людей. Специфика включенности субъектов в групповую деятельность, определяемая структурой группы, характером взаимодействия ее членов, преобладающими групповыми мнениями, настроениями, традициями. Межгрупповое влияние.

4. Особенности решаемых задач.

Добровольность выбора, доступность альтернатив, тип решения, опасность деятельности, источник и характер поступающей информации, наличие времени на принятие решения.

Комплексность и взаимовлияние средовых детерминант риска.



Тема 4. Характеристики субъектов, влияющие на рискованность их поведения

1. Характеристики индивидов

Склонность к риску как черта личности.

Зависимость рискованности поведения от относительно постоянных индивидуальных характеристик: ряда личностных особенностей (мотивационной направленности, установок, уровня притязаний, опыта, эмоционально-волевой устойчивости, тревожности, адаптивности), пола, возраста, статуса, наличия полномочий.

Временные психофизиологические состояния индивидов (невротические, астенические и стенические состояния, измененные состояния сознания), детерминирующие рискованность их поведения.

2. Характеристики групп.

Особенности групповых решений: объективность, высокая вероятность осуществления, повышенный риск. Гипотезы, объясняющие феномен «сдвига риска»: диффузии ответственности, ознакомления, лидерства, риска как ценности. Феномен сдвига риска как частный случай явления групповой поляризации. Влияние численности группы, вида ее организации и сплоченности.

Временные конструктивные и деструктивные характеристики групповой динамики.

Комплексность и взаимовлияние средовых и субъектных детерминант риска.

Тема 5. Социальные механизмы оптимизации риска

1. Поведенческие стратегии субъектов риска.

Основные стратегии субъектов: избежание риска, принятие риска и управление риском. Понятие риск-менеджмента. Мероприятия и методики управления риском в организациях. Модель Майера-Хьюника для изучения повседневных стратегий субъектов риска. Стратегии и соответствующие им методы воздействия на риск, применяемые в процессе принятия и реализации рискованных решений.

2. Социальные институты оптимизации риска.

Социальный институт как механизм оптимизации риска. Институциональная норма как оправданный или социально одобряемый риск. Девиация как неоправданный или труднооценимый риск. Наиболее важные оптимизационные институты, по Н. Луману: норма, собственность и контракт. Регуляция риска политическими институтами.

Тема 6. Страхование как институт распределения риска

1. Социальные видения страхования.

Аргументы сторонников и противников введения страхования. Эволюция видений страхования: добровольное страхование, обязательное социальное страхование, концепция государства всеобщего благоденствия, концепция неолиберализма. Современный неолиберализм как «институционализированный индивидуализм». Консервативно-патерналистское видение страхования в современной России.

2. Социальные функции страхования.

Создание системы коллективной (взаимной) ответственности. Создание атмосферы взаимного доверия. Осуществление социального контроля. Обеспечение социальной коммуникации и формирование общественного мнения. Инициация политического действия для проведения социальных реформ. Стимуляция социальных и технологических инноваций.

3. Моральная опасность страхования.

Увеличение неоправданного риска в социальном поведении. Снижение социальной и экономической активности индивидов и активности государства в решении социальных проблем. Возрастание социального неравенства. Вытеснение альтернативных механизмов оптимизации риска.

Сравнительный анализ социальных преимуществ и моральной опасности страхования.



Тема 7. Социально-управленческие направления оптимизации риска

Стратегия оптимизации риска как сочетание рационального отношения к риску, комплексности и соблюдения принципа предупреждения.

1. Интенсификация научных исследований риска, институционализация рискологии.

Задачи научного исследования риска: установление, описание и прогнозирование рисков; разработка эффективных методов их анализа; обеспечение научными данными коммуникаций о риске. Проблема рискологического образования: определение его концепции и содержания; определение потребности в специалистах по риску; определение видов рискологического образования и разработка государственных образовательных стандартов.

2. Совершенствование коммуникаций о риске.

Характеристика информационных сетей «общество-организация-индивид» и «организация-организация», причины замалчивания и искажения информации.

Направления совершенствования риск-коммуникации: реализация общественных (групповых) интересов, обеспечение социального поведения и принимаемых решений научными данными, совершенствование коммуникативных систем. Единые системы измерения рисков и информационные базы данных.

3. Совершенствование социальных систем.

Конструктивное отношение к риску, контроль над исполнением соответствующих норм. Установление связей между организациями и осуществление взаимодействия между ними. Применение гибких методов управления. Постоянный мониторинг конкретных рисков и принятие обоснованных решений по их снижению и управлению ими. Создание специальных подразделений по работе с рисками. Целенаправленная работа с персоналом.

4. Совершенствование технологий и техники.

Уменьшение элементов неопределенности и повышение степени квалификативности решаемых задач. Увеличение надежности техники и снижение уровня опасности при обращении с ней. Технологии оптимизации риска в различных сферах жизнедеятельности.

Понятие и основные элементы культуры риска.



Тема 8. Возможности социолога по оптимизации риска

1. Выявление отношения к рискам и опасностям.

Специфика конкретных социологических исследований риска. Системы индикаторов для выявления восприятий, установок и оценок рисков различного типа. Независимые переменные, влияющие на отношение к риску. Сопоставление субъективных и объективных оценок рисков и опасностей.

2. Экспертиза принимаемых решений.

Сбор сведений о том, как отдельные лица или группы относятся к тем или иным решениям и разработка рекомендаций принимающим их органам. Изучение данных о социальных и психологических последствиях решений. Разработка и реализация мероприятий по разъяснению и популяризации решений. Социологическое обеспечение процессов принятия решений с учетом интересов всех заинтересованных сторон.

3. Социоинженерная деятельность по совершенствованию социальных систем.

Системное проектирование и реконструкция. Интеграция различных элементов систем. Профилактика социальных напряжений, связанных как с внутрисистемными, так и с внешними факторами. Оптимизация управленческих отношений. Информационное обеспечение системы.

4. Специфическое управление персоналом.

Мероприятия специфической работы с персоналом. Показатели готовности персонала к адекватным действиям в рискованных ситуациях. Непосредственная подготовка персонала к выполнению конкретной рискованной задачи.

5. Консультирование и подготовка лиц, принимающих решения.

Обучение лиц, принимающих решения. Выдача им рекомендаций в конкретных ситуациях. Практическое участие социолога в процессе выработки, принятия и реализации решений.
6.Планы семинарских занятий.
Тема 1. «Методология социологического изучения риска»

1. Современное общество как «общество риска» и его научное осмысление.

2. Поведенческий подход.

3. Модернистский подход.

4. Перцептивистский подход.

5. Социально-управленческий подход.



Рекомендации по проведению семинара.

Первая проблема изучается посредством прослушивания и обсуждения одноименного доклада, а также обсуждения результатов самостоятельной работы. Направляющие вопросы для обсуждения:



  • Каковы социальные функции риска?

  • Каково влияние глобальных техногенных факторов на отношение общества к риску?

  • Существуют ли тенденции к уменьшению или увеличению количества рисков или изменению их качества в процессе научно-технического развития общества?

  • В чем состоят особенности проявления рисков в современной России?

  • Как и в связи с чем изменялись научные представления о риске?

  • Преодолимы ли трудности применения интегративного подхода к учету и калькуляции современных рисков?

  • Почему вероятностно-статистические подходы к изучению риска формируются раньше, чем социально-психологические?

  • Какие проблемы впервые заинтересовали социологов в рискологической проблематике и почему?

  • Какова роль социологии в изучении риска?

Для изучения остальных проблем создаются «малые полемические группы» – по две на каждую проблему. Одна из них раскрывает достоинства и области применения соответствующего подхода, а другая – его недостатки (с использованием выполненного задания для самостоятельной работы №3).

Основная литература: №№ 1-3, 6-8.

Дополнительная литература: №№ 1, 4, 13, 15, 17, 23, 24.

Задания для самостоятельной работы.

  1. Подумайте, что такое риск, и дайте его рабочее определение.

  2. Прокомментируйте данные о самых крупных катастрофах с точки зрения их причин и возможности их избежать.

Таблица 1

Самые крупные авиакатастрофы

Дата

Суть происшедшего

Число жертв

Причина катастрофы

























Таблица 2

Самые крупные железнодорожные катастрофы

Дата

Суть происшедшего

Число жертв

Причина катастрофы

















































Таблица 3

Самые крупные катастрофы на воде

Дата

Суть происшедшего

Число жертв

Причина катастрофы








































































Таблица 4



Пожары в зданиях с наибольшим количеством жертв

Дата

Место

Число жертв

Причины пожара













Таблица 5

Самые крупные технологические катастрофы1

Дата

Суть происшедшего

Число жертв и

материальный ущерб



Причины

происшедшего
















* Некоторые другие катастрофы на ядерных объектах:

  • аварии на АЭС: пожар реактора на АЭС в Селлефилде, Англия (1957); утечка радиоактивного вещества из реактора АЭС близ Харрисберга (Пенсильвания, США) из-за нарушения правил безопасности и серьезных технических недочетов (1965); расплавление активной зоны реактора на АЭС в Три Майл Айленде (США) из-за ошибок персонала и технических просчетов (1979); выбросы на АЭС близ Санкт-Петербурга (1991, 1992); выброс на Кольской АЭС в результате обрыва проводов из-за снежного заряда (1993);

  • аварии на отечественных атомных подводных лодках во время ремонтов на заводах и во время походов: разгерметизация первого контура реактора (1961), выброс радиации (1972) на К-19; дважды выброс радиации на К-11 (1965); самопроизвольный запуск реактора из-за ошибки персонала на К-140 (1968); выброс радиоактивного газа на К-27 (1968); пожар на К-8 и ее гибель (1970); несанкционированный выход реактора на большую мощность из-за нарушения технологии обслуживания на К-222 (1980); тепловой взрыв из-за нарушения технологии перезарядки реакторов на К-314 (1985); течь, вызвавшая взрыв и затопление К-219 (1986); пожар на К-278 «Комсомолец» и ее гибель (1989); течь, вызвавшая падание давления в контуре ядерной электроустановки, необдуманные действия экипажа и гибель К-192 (1989); взрыв учебно-боевой торпеды и гибель крейсера «Курск» (2000).

**Некоторые другие аварии, связанные с химической промышленностью и ее продуктами:

  • в г. Оппау вблизи Людвигсхафена – центра химической промышленности Германии – из-за необдуманных действий персонала взорвалась фабрика по производству искусственных удобрений с гибелью 500 чел. (1921); там же из вагона-цистерны произошла утечка 30 т ядовитого газа, вызвавшая взрыв и гибель 200 чел., более 3 тыс. чел. пострадали (1948);

  • крушение итальянского нефтеналивного танкера «Торри Каньона», севшего на рифы близ побережий Англии и Франции из-за ошибки в расчетах курса корабля, и выливание в море 120 т сырой нефти (1967);

  • выброс около 2,5 кг диоксина при взрыве на химическом заводе в г. Севезо (Италия) с заражением территории площадью 18 км2 и эвакуацией более 1000 чел. (1976);

  • затопление арабского супертанкера «Акомо Кадис» у побережий Англии и Франции из-за выхода из строя рулевого управления во время бури и выливание в море 223 тыс. т нефти (1978);

  • из-за небрежности в работе нефтяной фирмы «Пегропрас» в болото, на котором были расположены свайные постройки рабочих (Вилла-Паризи, Бразилия), вылилось и загорелось 700 тыс. л нефти. В огне погибло более 500 человек (1984);

  • на одном из складов химического концерна «Сандоз» в Муттенце (недалеко от Базеля) из-за отсутствия системы противопожарной безопасности взорвались цистерны с 1200 т химических веществ, уничтожив все живое на 330-километровом участке Рейна от Базеля до Мангейма; спустя месяц на Рейне произошли еще три химические катастрофы (1986);

  • пожар и взрыв нефти на американской буровой вышке «Пайпер Альфа» в Северном море (на сев.-вост. от Шотландии) с гибелью 186 чел. (1988).




  1. Подумайте об основных характеристиках методологических подходов к изучению риска и заполните табл. 6.

Таблица 6

Характеристики основных методологических подходов

к социологическому изучению риска

Характеристики

Методологические подходы

Поведенческий

Модернистский

Перцептивист-ский

Социально-

управленческий



Сущность риска














Социальная роль риска













Особенности

восприятия риска















Пути оптимизации риска













Достоинства

подхода














Недостатки

подхода














Тема 2. «Сущность риска и рискованного поведения»

1. Толкования и определения риска и смежных понятий.

2. Ключевые понятия для определения риска.

3. Сущность и социальная роль риска. Риск и рискованное поведение.



Рекомендации по проведению семинара.

Две первых проблемы изучаются путем фронтального опроса по вопросам:



  • Как содержательно Вы оцениваете «европейскую» и «американскую» традиции понимания риска?

  • Что общего и различного в научных определениях риска? Каковы возможные основания для их группировки?

  • Каково соотношение понятий «риск» и «опасность», «опасность» и «безопасность», «риск» и «надежность»?

  • Каково соотношение понятий «риск», «неопределенность», «полная неопределенность» и «ситуация равнозначных альтернатив»?

  • В какой степени рационален риск?

  • Что такое неопределенность и каковы ее источники?

  • Что такое субъективная вероятность и каковы критерии для ее определения?

  • Какие характеристики социального поведения, кроме риска, Вы можете назвать?

Также обсуждаются результаты выполнения заданий №2 и №3 для самостоятельной работы.

По третьей проблеме делается доклад, который обсуждается методом развернутой беседы.



Задания для самостоятельной работы.

  1. Составьте словарь (глоссарий) основных понятий, связанных с риском.

  2. Придумайте ситуации с равнозначными альтернативами и подумайте об основаниях выбора.

  3. Придумайте ситуации, где действия могли бы оцениваться и как рискованные, и как опасные.

«Классификация риска»

1. Виды риска по его субъектно-объектным характеристикам.

2. Виды риска по условиям его возникновения.

3. Виды риска по его содержанию.

4. Виды риска по его возможным последствиям.

Рекомендации по проведению семинара.

Первая проблема изучается путем опроса по вопросам:



  • Какие социальные субъекты могут выступать в роли субъектов и объектов риска?

  • Каковы сложности в определении субъектов и объектов риска?

Для изучения остальных проблем семинара назначаются группы обучаемых (3-4 человека) в качестве экспертов. Они всесторонне изучают проблему и выделяют докладчика для изложения тезисов по ней. После каждого доклада участники семинара задают вопросы, на которые отвечают докладчик и другие члены экспертной группы.

В заключение семинара обсуждаются результаты выполнения заданий для самостоятельной работы.


  1   2   3   4


База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка