Рабочая программа для студентов направления 49. 03. 01 «Физическая культура»




Сторінка1/4
Дата конвертації21.04.2016
Розмір0.97 Mb.
  1   2   3   4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


ФИЛИАЛ ТЮМГУ В Г. ТОБОЛЬСКЕ

Факультет истории, экономики и управления

Кафедра истории, философии, культурологии и МП




УТВЕРЖДАЮ

Директор филиала


_____________ Е.А. Короткова

«___» __________ 2014 г.






ИСТОРИЯ

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления 49.03.01 «Физическая культура»

профиля подготовки «Спортивная тренировка в избранном виде спорта»

очной, заочной формы обучения

Тобольск 2014


ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ УМК

(сайт для загрузки УМК umk.utmn.ru)


Рег. номер:

_______________________________________________________________________________







Дисциплина:

История







Учебный план:









Автор:

Кибардина Татьяна Александровна




ФИО полностью

Кафедра:

Истории, философии, культурологии и методик преподавания






g:\листы согласования\скан листы согласов\надо.jpg

Содержание











1

Цели и задачи освоения дисциплины

6

2

Место дисциплины в структуре образовательной программы

7

3

Требования к результатам освоения содержания дисциплины

7

4

Структура и содержание дисциплины

8

4.1

Структура дисциплины

8

4.2

Содержание дисциплины

8

5

Образовательные технологии

9

6

Самостоятельная работа студентов

10

7

Компетентностно-ориентированные оценочные средства

10

7.1

Оценочные средства диагностирующего контроля

10

7.2

Оценочные средства текущего контроля: модульно-рейтинговая технология оценивания работы магистрантов

10

7.3

Оценочные средства промежуточной аттестации

15

8

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

16

9

Материально-техническое обеспечение дисциплины

19

10

Паспорт рабочей программы дисциплины

19


1 Цели и задачи освоения дисциплины

Цель дисциплины:

освоения дисциплины (модуля): формирование целостного представления о политическом, социально-экономическом и культурном развитии России; выявление действия общих законов общественного развития на примере отечественной истории.



Задачи дисциплины:

– выявить актуальные проблемы исторического развития России, ключевые моменты истории, оказавшие на жизнь народов России;

– раскрыть основные закономерности и направления мирового исторического процесса, основные этапы исторического развития России, место и роль России в мировой истории, общее и особенное в истории нашего Отечества по сравнению с другими народами и государствами;

– показать многогранность, сложность и противоречивость исторического процесса;

– сосредоточить внимание студентов на проблемах изучения, охраны и использования историко-культурного наследия России;

– содействовать воспитанию патриотизма, гражданственности, ценностных ориентаций.

Всё вышеперечисленное в комплексе нацелено на подготовку бакалавра педагогического образования (профиль «Физическая культура») к работе по следующим видам профессиональной деятельности:


  1. педагогической;

  2. тренерская;

  3. рекреационная;

  4. организационно-управленческая;

  5. научно-исследовательской;

  6. культурно-просветительской.

Изучение дисциплины «История» способствует решению следующих профессиональных задач, соответствующих квалификации (степени) бакалавра физической культуры (профиль «Спортивная тренировка в избранных видах спорта»):

в области педагогической деятельности:

  1. способность социализации, формированию общей культуры личности обучающихся средствами физической культуры в процессе физкультурно-спортивных занятий, её приобщению к общечеловеческим ценностям и здоровому образу жизни;

  2. решать педагогические задачи в рамках образовательных учреждений дошкольного, общего и профессионального образования, ориентированные на анализ научной и научно-практической литературы и обобщение практики в области физической культуры и образования;

  3. осуществлять обучение и воспитание занимающихся в процессе занятий;

  4. определять содержание обучения в рамках учебных планов, с учётом результатов оценивания физического и функционального состояния учащихся;

  5. обеспечивать уровень подготовленности занимающихся, соответствующий требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, обеспечивать необходимый запас знаний, двигательных умений и навыков, а также достаточный уровень физической подготовленности учащихся для сохранения и укрепления их здоровья и трудовой деятельности;

  6. участвовать в деятельности методических комиссий и в других формах методической работы;

  7. осуществлять сотрудничество с обучающимися, педагогами, родителями (лицами их заменяющими)

в области культурно-просветительской деятельности:

  1. анализировать и обобщать важные проблемы современного развития физической культуры и спорта с использованием средств массовой информации;

  2. проводить пропагандистские и информационные кампании по вопросам влияния занятий физической культурой на укрепление здоровья, поддержание работоспособности, активного долголетия, привлечения детей и молодёжи к занятиям спортом;


2 Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Дисциплина «История» относится к дисциплинам гуманитарного и социально-экономического цикла (ГСЭ Ф.1).

Программа курса «История» охватывает огромный период времени от расселения славян на Восточно-Европейской равнине до современности. Главной целью этого курса является изучение политической, социально-экономической и культурной истории России во всем ее многообразии, но с определенным акцентом на события и явления, которые развернулись в ХХ столетии.

Программа дисциплины предполагает её изучение в связи с философией, социологией, политологией и культурологией.

Освоение курса «История» осуществляется как через аудиторную (практические занятия), так и самостоятельную работу студентов.

Дисциплина «История» осваивается студентами в течение 1 семестра.

Формой отчётности по дисциплине является экзамен и реферат.
3 Требования к результатам освоения содержания дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по направлению подготовки бакалавра физической культуры (профиль «Спортивная тренировка в избранных видах спорта»):



а) общекультурных компетенций:

– уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимает социальные и культурные различия, способен к диалогу с представителями других культур и государств (ОК-2);

– осознаёт движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-3);

– осознаёт свои права и обязанности как гражданина своей страны (ОК-20).

В результате изучения дисциплины «История» студент должен знать:

- основные закономерности и особенности исторического процесса;

- этапные события отечественной истории;

- роль России в мировом историческом процессе.



уметь:

- использовать полученные знания, самостоятельно извлекать их из исторических источников, находить нужную информацию в разнообразном потоке историко-публицистической литературы;

анализировать и оценивать факты, явления и события, раскрывать причинно-следственные связи между ними;

- участвовать в дискуссии, грамотно, логично, доказательно излагать свои мысли.



владеть навыками:

- работы с учебно-методическими материалами, а также историческими источниками;

- составления тезисов выступления, научного сообщения, доклада, конспекта, реферата;

- использовать различные методы работы с историческим материалом выполнять различные задания по систематизации, сопоставлению, анализа, хронологизации и др. в процессе самостоятельной подготовки к различным формам контроля.



приобрести опыт деятельности в области

– анализа и обобщения исторического материала;

– публичного выступления с защитой результатов своей учебной и исследовательской работы.
4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоёмкость дисциплины составляет 2 зачётных единицы (72 часа).



4.1. Структура дисциплины

Таблица 1





Наименование раздела дисциплины

Семестр

Виды учебной работы

(в академических часах)

Аудиторные занятия

СРС

КСР

ЛЗ

ПЗ

1

Древнерусское государство

1

8

4

12



2

Отечественная история Нового времени

1

6

6

12



3

Новейшая Отечественная история

1

4

8

12






Итого: 72




18

18

36




4.2. Содержание дисциплины

Таблица 2





Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

(дидактические единицы)

1

Древнерусское государство

Сущность, формы, функции исторического знания. Методология и теория исторической науки. Источники и историография. Периодизация мировой и Отечественной истории. Восточные славяне в VI–VIII вв. Образование государства. Внешняя и внутренняя политика киевских князей. Принятие христианства. Раздробленность Руси в XI–XII вв. Крупнейшие русские княжества и земли. Татаро-монгольское нашествие на Русь и его последствия. Борьба Руси против немецких и шведских агрессоров. Предпосылки объединения русских земель вокруг Москвы. Этапы объединительного процесса. Значение Куликовской битвы. Эпоха Московского царства. Завершение политического объединения русских земель. Судебник Ивана III. Начало юридического оформления крепостного права. Иван IV и его реформы. Опричнина. Внешняя политика Ивана Грозного. Смутное время, его причины, основные события и последствия. Избрание на престол Михаила Романова. Формирование абсолютизма. Церковная реформа и раскол. Народные восстания в XVII в. Усиление связей с Западом.

2

Отечественная история Нового времени

Реформы Петра I и их значение. Внешняя политика Петра Великого. Дворцовые перевороты как факт политической нестабильности. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II. Внутренняя и внешняя политика Александра I. Отечественная война 1812 г. Восстание декабристов. Николай I. Общественное движение в 30–50-х гг. XIX в. Кризис крепостного права и его отмена. Реформы 1860–70-х гг. Культура первой и второй половины XIX в. Проблемы модернизации России в XIX – начале XX в. Внешняя политика. Революционный кризис начала XX в.

3

Новейшая Отечественная история

Создание Советского государства. Гражданская война. Политика «военного коммунизма». НЭП. Индустриализация и коллективизация, их последствия. Усиление тоталитаризма. Внешняя политика советского государства накануне Великой Отечественной войны. Великая Отечественная война 1941–1945 гг. Социально-экономическое и политическое развитие СССР 1945–1984 гг. Внешняя политика СССР. Объективная необходимость модернизации страны. Приход к власти М.С, Горбачева. Перестройка: цель, основные этапы и их содержание, результаты. «Парад» суверенитетов. Избрание Б.Н. Ельцина президентом РСФСР. Августовский путч 1991 г. Распад СССР и создание СНГ. Преобразования в экономической, социальной, духовной и общественной жизни страны. Конституция 1993 г. Стратегия социально-политического, экономического и культурного развития России до 2020 г. Внешняя политика РФ.


5. Образовательные технологии

Таблица 3





занятия



раздела

Тема занятия

Виды образовательных технологий

Кол-во часов

1

1

История как наука

лекция с проблемными вопросами

2

2

1

Восточные славяне на пороге государственности

лекция

2

3

1

Древнерусское государство – Киевская Русь

семинар

2

4

1

Древняя Русь периода феодальной раздробленности

лекция с проблемными вопросами

2

5

1

Объединение русских земель вокруг Москвы. Образование централизованного государства (XIV–XVI вв.)

семинар

2

6

1

Смутное время в России

лекция

2

7

2

Россия в первой четверти XVIII в. Реформы Петра I.

семинар

2

8

2

Россия в эпоху Нового времени:

политическое развитие государства



лекция

2

9

2

Эпоха дворцовых переворотов. Правление Екатерины II

семинар

2

10

2

Россия в эпоху Нового времени:

социально-экономическое развитие государства



лекция с постановкой проблемных вопросов

2

11

2

От общественных движений XIX в. к политическим партиям начала XX в.

семинар-диспут

2

12

2

Россия на рубеже XIX–XX вв.

лекция

2

13

3

1917 год в истории России

круглый стол

2

14

3

Становление Советского государства

лекция

2

15

3

Великая Отечественная война 1941–1945 гг.

семинар

2

16

3

Советское общество в 1953–1985 гг.

семинар

2

17

3

Современная Россия

лекция

2

18

3

XX век в истории моей семьи

исследовательский проект

2


6. Самостоятельная работа магистрантов

Таблица 4





Наименование раздела дисциплины

Вид самостоятельной работы

Трудоёмкость

(в академических часах)

1

Древнерусское государство

Работа с научной литературой
Разработка таблиц
Составление словаря терминов
Работа с биографическим материалом

3
3
3
3

2

Отечественная история Нового времени

Работа с научной литературой
Составление словаря терминов
Разработка таблиц
Выполнение аналитической работы

4
2
4
2

3

Новейшая Отечественная история

Работа с научной литературой
Составление словаря терминов
Разработка таблиц

(в том числе хронологии)


Выполнение аналитической работы
Исследовательская работа

2
2

2
2
4




7. Компетентностно-ориентированные оценочные средства

7.1. Оценочные средства диагностирующего контроля

Примерные вопросы для диагностирующего контроля:

  1. Что изучает история?

  2. В чём разница между объектом и предметом науки истории?

  3. Что такое метод? В чём специфика методов исторической науки?

  4. Какие ветви славян сформировались в процессе великого переселения народа?

  5. Какая ветвь славян участвовала в образовании государства Киевская Русь?

  6. Чем отличаются языческие религии от монотеистических?

  7. Причины принятия христианства Киевской Русью?

  8. Какой этнос принял участие в формировании Московского государства?

  9. Каковы причины феодальной средневековой раздробленности на Руси?

  10. Каковы причины быстрого поражения древнерусских княжеств от Золотой Орды?

7.2. Оценочные средства текущего контроля: модульно-рейтинговая технология оценивания работы студентов

7.2.1. Распределение рейтинговых баллов по модулям и видам работ

Таблица 5



Виды работ и контроля

Максимальное количество баллов

Модуль 1

Модуль 2

Модуль 3

Итого

Лекционные занятия

1,5

1,5

1,5

4,5

Практические занятия

18

18

20

56

Самостоятельная работа

10

10

19,5

39,5

Итого за работу в семестре

29,5

29,5

41

100

Итоговый контроль (экзамен)







Итого




100


7.2.2. Оценивание аудиторной работы студентов

Таблица 6





Наименование раздела (темы) дисциплины

Формы оцениваемой работы

Максимальное количество баллов

Модуль (аттестация)

Работа на лекциях

1

Древнерусское государство

Посещение занятий

1,5

1

2

Отечественная история Нового времени

Посещение занятий

1,5

2

3

Новейшая Отечественная история

Посещение занятий

1,5

3

Работа на практических занятиях

1

Древнерусское государство – Киевская Русь

Работа на занятии

Дополнение к ответу

Блиц-опрос по определениям

Домашнее задание



2

0,5
0,5

3


1

2

Объединение русских земель вокруг Москвы. Образование централизованного государства (XIV–XVI вв.)

Работа на занятии

Дополнение к ответу

Блиц-опрос по определениям

Домашнее задание



2

0,5
0,5

3


1

3

Россия в первой четверти XVIII в. Реформы Петра I.

Работа на занятии

Дополнение к ответу

Блиц-опрос по определениям

Домашнее задание



2

0,5
0,5

3


1

4

Эпоха дворцовых переворотов. Правление Екатерины II

Работа на занятии

Дополнение к ответу

Блиц-опрос по определениям

Домашнее задание



2

0,5
0,5

3


2

5

От общественных движений XIX в. к политическим партиям начала XX в.

Работа на занятии

Дополнение к ответу

Блиц-опрос по определениям

Домашнее задание



2

0,5
0,5

3


2

6

1917 год в истории России

Работа на занятии

Дополнение к ответу

Блиц-опрос по определениям

Домашнее задание



2

0,5
0,5

3


3

7

Великая Отечественная война 1941–1945 гг.

Работа на занятии

Дополнение к ответу

Блиц-опрос по определениям

Домашнее задание



2

0,5
0,5

3


3

8

Советское общество в 1953–1985 гг.

Работа на занятии

Дополнение к ответу

Блиц-опрос по определениям

Домашнее задание



2

0,5
0,5

3


3

9

XX век в истории моей семьи

Защита проекта

8

3


7.2.3. Оценивание самостоятельной работы студентов

Таблица 7





Наименование раздела (темы) дисциплины

Формы оцениваемой работы

Максимальное количество баллов

Модуль (аттестация)

1

Древнерусское государство

Исторический портрет одного из древнерусских князей

Таблица: «Объединение русских земель вокруг Москвы»

Контрольная работа

4
4


2

1


2

Отечественная история Нового времени

Составление словаря терминов по теме: «Формирование светской культуры в России XVIII в.»

Таблица: «Политические партии начала XX столетия»

Контрольная работа

4
4


2

2


3

Новейшая Отечественная история

Разработка хронологии

Реферат с библиографией

Тестирование


5

8

6,5




3





Итого

41





7.2.4. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости

7.2.4.1. Темы рефератов

  1. Русская сельская община X – начала XX в.

  2. Особенности феодальных отношений в России.

  3. Феодальная раздробленность на Руси: причины, крупнейшие княжества, последствия.

  4. Складывание территорий Московской Руси в XIV–XV вв.

  5. Династический кризис и его разрешение в «Смутное время».

  6. Административно-территориальное деление России в XVI–XIX вв.

  7. Крестьянские войны в России в XVII – XVIII вв.

  8. Культура России XVIII в.

  9. Крестьянские войны в России в XVII – XVIII вв.

  10. Российские просветители XVIII века и их идеи общественного развития.

  11. Россия в воспоминаниях иностранцев (автор по выбору).

  12. Эпоха дворцовых переворотов в России.

  13. Просвещенный абсолютизм в России: характерные особенности.

  14. Кавказская война и присоединение Кавказа к России.

  15. Буржуазные реформы и контрреформы в России во второй половине XIX в.

  16. Великие стройки первых пятилеток в СССР.

  17. Политическая система в СССР в 1930-е гг. Сопротивление сталинизму.

  18. Союзники и противники в двух мировых войнах.

  19. Великая Отечественная война: триумф и трагедия.

  20. СССР в годы «холодной войны».

  21. НТР: СССР и Запад.

  22. Выдающиеся ученые и мыслители XX в. (по выбору студента).

  23. Наука, культура, образование в рыночных условиях.

  24. Современная Россия в системе мировой экономики и международных связей.

  25. Внешняя политика России в современных условиях.

7.2.4.2. Составление словаря терминов

С помощью специализированных словарей, энциклопедий, учебников дань определение следующим понятиям: род, племя, община, вече, полюдье, вотчина, огнищанин, государство, Боярская дума, смерд, «Русская Правда», тиун, рядович, закуп, холоп, челядь, феодальная раздробленность, княжеский домен, иерархия, боярство, печенеги, вира, междоусобные войны, волхвы, пантеон, патриарх, митрополия, епископы, церковное землевладение, схима, ярлык, суверенитет, потомственное дворянство, сепаратизм, приказы, кормленщики, местничество, вотчина, оброк, барщина, держава, иосифляне, нестяжатели, еретики, ереси, Избранная Рада, Земский собор, судебник, Четьи-Минеи, стрелецкое войско, опричнина, Стоглав, смута, крепостное право, «Семибоярщина», Соборное уложение, бунташный век, церковный раскол, местничество, «Великое посольство», «Домострой», ассамблеи, секуляризация, рекрутчина, подушная подать, ревизские сказки, мануфактура, посессионные крестьяне, приписные крестьяне, монополия, «Табель о рангах», Сенат, фискалы, коллегии, губернии, синод, империя, верховники, кондиции, боярская олигархия, Тайная канцелярия, Уложенная комиссия, дворянское самоуправление, министерства, военные поселения, «Союз спасения», «Союз благоденствия», «Русская правда», теория официальной народности, западники, славянофилы, либералы, консерваторы, петрашевцы, кадеты, монополистический капитализм, синдикат, картель, трест, большевики, культурная революция, кооператоры, кулачество, индустриализация, коллективизация, красный террор, раскулачивание, кустари, колхоз, совхоз, пятилетний план, политика «военного коммунизма», стахановское движение, выдвиженцы, аграрная политика, правительственные займы, субсидирование промышленности, партийные органы, государственное планирование, диктатура, дискриминация, антисемитизм, административно-командная система, соцлагерь, перестройка, рыночная экономика, многопартийная система, конфронтация, сепаратизм, экстремизм, беженцы, международный терроризм, автономия, вестернизация, геостратегическая структура, зона экономического благоприятствования, меритократия, патернализм, тендер, технократия и др.



7.2.4.3. Задания для контрольных работ

1. Древнерусское государство и общество: формирование социальной структуры.

2. Крестьяне: динамика социальной группы на пути к закрепощению и культура крестьян.

3. Военное сословие: от княжеской дружины до регулярной армии.

4. Духовенство: статус сословия в древнерусском обществе и особенности образа жизни духовенства.

5. Привилегированные сословия в древнерусском обществе: истоки формирования и функции.

6. Формирование чиновничьего аппарата и прочие сословия.

7. Иноэтнические влияния в период становления государственности у восточных славян: роль варягов и Византии в становлении древнерусской культуры.

8. Монгольское нашествие: историко-культурное взаимодействие древнерусских княжеств и Золотой Орды.

9. Натиск с Запада: германские рыцари.

10. Русь в XIII–XV вв.: противодействие Литовско-Польскому королевству и Золотой Орде.

11. Внешняя политика Ивана IV Грозного.

12. Смутное время в России: польские интересы в России.

13. «Бунташный» XVII век: противники и единомышленники.

14. Общая характеристика развития экономического, политического, духовного и культурного развития в России. Предпосылки зарождения капиталистических отношений.

15. Преобразования Петра I (конец XVII – первая четверть XVIII в.).

16. Развитие России в 1725–1762 гг.: внутренняя и внешняя политика, развитие культуры.

17. Россия в правление Екатерины II.

18. Церковь и государство в России XVIII в.

19. Процессы обмирщения в русском обществе XVIII в.

20. Россия при Елизавете Петровне.

21. Внешняя и внутренняя политика России в сер. XIX в.



7.2.4.4. Задания для аналитических работ

  1. Какие геополитические факторы способствовали зарождению государственности у восточных славян и определили форму государственности?

  2. В чём состояло стратегическое положение Киева как центра Древнерусского государства?

  3. Какими причинами была вызвана необходимость крещения Руси? Почему язычество не было полностью вытеснено христианством?

  4. Обозначьте историческую роль князя Владимира Мономаха.

  5. Охарактеризуйте систему монгольского владычества на Руси.

  6. Какова историческая роль Александра Невского в становлении Москвы как центра государства?

  7. Как в древнерусском государстве происходила эволюция собственности на землю?

  8. Раскройте содержание идеи «Москва – третий Рим» и поясните её значение для развития государства.

  9. В чём заключался смысл опричнины, введённой Иваном Грозным и каково её историческое значение?

  10. Обоснуйте, почему Земский Собор 1613 г. избрал царём Михаила Фёдоровича Романова?

  11. Какое историческое значение имели церковные реформы патриарха Никона?

  12. Какие из реформ Петра I наиболее способствовали формированию в России абсолютизма?

  13. Укажите реформы Екатерины II, какая из них наиболее способствовала прогрессу России?

  14. Чем объясняется резкая смена внутренней и внешней политики при Павле I?

  15. В чём причина провала восстания декабристов?

  16. В чём смысл идеологической триады «православие, самодержавие, народность» и каким образом она реализовывалась в политике государства при Николае I?

  17. Какая из реформ 1860–70 гг. была наиболее успешной, поясните почему?

  18. Каковы были причины для недовольства существовавшим в России положением дел рабочих, крестьян, народов национальных окраин империи, у молодёжи в начале XX в.?

  19. Каким образом связаны Первая Мировая война и революция 1917 г. в России?

  20. Что значил нэп для России: искусственное свёртывание или коллапс?

  21. Почему именно 1929 год Сталин назвал годом «великого перелома»?

  22. В чём причина недостающего сопротивления сталинскому режиму?

  23. В чём состоят причины катастрофы 1941 г. для России?

  24. Что такое «холодная война»? Каковы были её первые наиболее сильные проявления?

  25. Используя факты, покажите противоречивость процесса очищения от сталинизма, начавшегося в 1950-егг.?

  26. Каких перемен хотело советское общество начала 1980-х гг.?

  27. Был ли неизбежен распад СССР? Обоснуйте.

  28. Каковы особенности российского капитализма 1990-х гг.?

  29. Насколько реализованы на сегодняшний день мероприятия стратегической программы развития России «Стратегия 2020»?

7.3 Оценочные средства промежуточной аттестации

7.3.1. Рубежные баллы рейтинговой системы оценки успеваемости студентов

Таблица 8



п/п

Вид аттестации

Допуск к аттестации (экзамену, зачету)

Положительный результат итоговой аттестации

(оценка «3», зачет)

Соответствие рейтинговых баллов и академических оценок

Удовл.

Хорошо

Отл.

1

Экзамен

40

61

61–75

76–88

89–100

2

Зачет

40

61

61–75

76–88

89–100


7.3.2. Оценочные средства для промежуточной аттестации

Перечень вопросов для экзамена:

  1. Образование Древнерусского государства. Социально-экономические отношения в древнерусском обществе. Христианизация Руси.

  2. Русь в эпоху феодальной раздробленности (причины, характеристика Владимиро-Суздальской, Галицко-Волынской и Новгородской земель).

  3. Монголо-татарское нашествие на Русь, борьба с агрессией крестоносцев в XIII в.

  4. Культура Древнерусского государства и эпохи удельных княжеств (IX–XV вв.)

  5. Причины и этапы образования русского единого государства (конец XIII – первая половина XVI в.).

  6. Внутренняя политика и реформы Ивана Грозного. Особенности политического развития Московского государства в XVI в.

  7. Внешняя политика Московского государства в XVI в. (основные направления, их характеристика)

  8. Смутное время (причины, этапы, особенности, последствия).

  9. Социально-экономическое развитие и эволюция государственно-политического строя России в XVII в.

  10. Развитие культуры Московского государства (XVI–XVII вв.)

  11. Реформы Петра I. (истоки, характеристика, значение).

  12. Социально-экономическое развитие и реформы государственного управления в эпоху дворцовых переворотов.

  13. Российская империя во второй половине XVIII в. (социально-экономическое развитие, реформы Екатерины II, Павла I).

  14. Общественно-политическая мысль и социальные движения в эпоху «просвещенного абсолютизма».

  15. Внешняя политика России в XVIII в. (Северная война, отношения с Польшей, Турцией, Швецией, западноевропейскими странами).

  16. Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в.

  17. Общественные движения в России в первой половине XIX в. (декабристы, консерваторы, западники и славянофилы).

  18. Внешняя политика России в первой половине XIX в. (участие в антифранцузских коалициях, войны с Ираном, Турцией, Швецией, Отечественная война 1812 г., Венский конгресс).

  19. Особенности социально-экономического развития России во второй половине XIX в. Реформы и «контрреформы» во второй половине XIX в.

  20. Внешняя политика во второй половине XIX в. (Крымская война 1853–1856 гг., присоединение Средней Азии, русско-турецкая война 1877–1878 гг., Русско-французский союз).

  21. Подъем общественного движения во второй половине XIX в. (консерваторы, либералы, радикалы).

  22. Культурная эволюция Российской империи (XVIII–XIX вв.)

  23. Социально-экономическое развитие России на рубеже XIX–XX вв. (особенности, реформы С. Ю. Витте, П. А. Столыпина).

  24. Формирование политических партий в России в начале XX в. Революция 1905–1907 гг.

  25. Возникновение российского парламентаризма. Работа I–IV Государственных Дум.

  26. Революционные события 1917 г., установление советской власти.

  27. Внешняя политика России в начале XX в. (русско-японская война, образование Антанты, балканские кризисы, I мировая война).

  28. Развитие советской государственности в 20–30-е гг. XX в. Социально-экономическая политика советского государства.

  29. СССР в годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.)

  30. Послевоенное восстановление экономики СССР (4 и 5 пятилетки, проблемы, тенденции развития).

  31. Внешняя политика СССР после войны.

  32. Политическое и социально-экономическое развитие СССР в период реформ Н.С. Хрущева.

  33. Смена политического курса в середине 60-х гг. XX в. Конституция 1977 г.

  34. Реформы и их противоречия в СССР в середине 60 – середине 80-х гг. Причины экономического кризиса в начале 80-х гг. XX в.

  35. Международное положение СССР в середине 60 – середине 80-х гг. XX в. (политика «разрядки» и ее крах).

  36. Реформы в области политики и экономики в период перестройки СССР (1985–1991 гг.)

  37. Эволюция российской государственности в 90-е гг. XX в. – начале XXI в. Внешняя политика Российской Федерации.

  38. Советский период развития культуры России.


8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература:

  1. Баринов А. С. История России. 1917–2007: учеб. пособие для студ. вузов / А. С. Баринов, А. И. Вдовин. – М., 2008. – 816 с.

  2. История России с древнейших времён до 1861 г.: учебник для вузов / ред. Павленко Н. И. – М., 2007. – 536 с.

  3. Отечественная история: учеб пособие для вузов / Ред. Р.В. Дегтярёва, С. Н. Полторак. – М., 2007. – 398 с.

б) дополнительная литература:

  1. Абдулатипов Р. Национальный вопрос и государственное обустройство России. – М., 2000.

  2. Алексеев Е.В. Созидатели Империи. – М., 2000.

  3. Ананьин Б.В., Ганелин Р.Ш. Сергей Юльевич Витте и его время. – СПб., 2000.

  4. Анохин Л.Б. Новая гипотеза происхождения государства на Руси // Вопросы истории. – 2000. – № 3.

  5. Ареланов Р.А., Блохин В.В. и др. История Отечества с древнейших времен до конца ХХ в. Ч.1-2. – М., 2000.

  6. Бабенко С. Монархическая идея России.// Вестник Дворянского собрания. – 2002. – №10.

  7. Березовая Л.Г., Берляков Н.П. Введение в историю русской культуры: практикум. – М., 2001.

  8. Березовая Л.Г., Берляков Н.П. Практикум по истории русской культуры X–XX вв. – М., 2002.

  9. Буллок А. Гитлер и Сталин: жизнь великих диктаторов. – Смоленск, 2000.

  10. Бушков А.А., Буровский А.М., Россия, которой не было-2. Русская Атлантида. Историческое расследование. – Красноярск–М., 2002.

  11. Вернадский Г.В. Киевская Русь. – Тверь, 2000.

  12. Вернадский Г.В. Московское царство. Ч. 1. – Тверь, 2000.

  13. Вернадский Г.В. Начертание русской истории. Учеб пособие для вузов. – СПб., 2000.

  14. Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России с древнейших времен до конца XX в. М., 2001.

  15. Зарубежная Россия. 1917–1939 гг. Сб.статей. – СПб., 2000.

  16. История внешней политики России. XVIII в. – М., 2000.

  17. История России (Россия в мировой цивилизации): Курс лекций / Под ред. А.А. Радугиной. – М., 2001.

  18. История России с древнейших времен до 1861 г./ Под ред. Н.И.Павленко. – М., 2000.

  19. История России ХХ век / Под ред. В.П.Дмитриенко. М., 2001.

  20. Кавалеры ордена «Победы». – М., 2000.

  21. Климин И.И. Столыпинская аграрная реформа и становление крестьян-собственников в России. – СПб., 2002.

  22. Ковалев Б.Н. Нацистский оккупационный режим и коллаборационизм в России. 1941–1944 гг. – Великий Новгород, 2001.

  23. Консерватизм и либерализм: история и современные концепции: Мат-лы науч.конф. – СПб., 2002.

  24. Кузьмин А.Г. История России с древнейших времен до 1618 г. В 2-х кн. – М., 2003.

  25. Куликов В.И. История государственного управления в России. – М., 2003.

  26. Левандовская А.А., Щетинов Ю.А. Россия в ХХ веке. – М., 2001.

  27. Любавский М.К. Лекции по древнейшей русской истории до конца XVI в. – Спб., 2000.

  28. Мировая война (1939–1945). – М.–СПб., 2000.

  29. Многоконцептуальная история России. Кн.1. С древнейших времен до конца XIX в. – Екатеринбург, 2000.

  30. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История Советского государства. – М., 2002.

  31. Пихоя Р.Г. Советский Союз: история власти. 1945–1991. – Новосибирск, 2000.

  32. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. – М., 2000.

  33. Политические партии в России: история и современность. – М., 2000.

  34. После Ельцина: попрощаемся с эпохой // Эхо планеты. – 2000. – № 2–3. – С.14–17.

  35. Пчелов Е.В., Чумаков В.Т. Правители России от Юрия Долгорукого до наших дней. – М., 2000.

  36. Ратьковский И.С. История Советской России. – СПб., 2001.

  37. Регсдейл Х. Просвещенный абсолютизм и внешняя политика России в 1762-1815 гг. // Отечественная история. – 2001. – №3.

  38. Россия на рубеже ХХI в. – М., 2000.

  39. Россия–2000. Современная политическая история (1985–1999). Т. 1. Хроника и аналитика. – М., 2000.

  40. Россия–2000. Современная политическая история (1985–1999). Т. 2. Лица России. – М., 2000.

  41. Русская история с древнейших времен до наших дней./ Под ред. А.Ю.Дворниченко. – СПб., 2002.

  42. Симонян Р.Х. Страны Балтии и распад СССР (о некоторых мифах и стереотипах массового сознания) // Вопросы истории. – 2002. – № 12.

  43. Соколов Б.В. Тайны Второй мировой. – М., 2001.

  44. Тихомиров Л. Монархическая государственность. – М., 2001.

  45. Уткин А.И. Запад и Россия: история цивилизации. – М., 2000.

  46. Чернобаев А.А., Горелов И.Е. и др. История России. – М., 2000.

  47. Щепетев В.И. История государственного управления в России. – М., 2003.

в) периодические издания:

  1. «Родина»

  2. «Вопросы истории»

  3. «Архив»

  4. «Наука и религия»

  5. «Эхо планеты»

г) интернет-ресурсы:

1.http://www.hist.msu.ru/ER/index.html Библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

2.http://decemb.hobby.ru/ Виртуальный музей декабристов.

3.http://www.internet-history.org.ru/ Интернет-История.

4.http://www.encyclopedia.ru Мир энциклопедий.

5.http://www.history.ru/hist.htm Ресурсы WWW по истории.

6.http://www.ortho-rus.ru Русское православие.

7.http://www.rubricon.ru Энциклопедический словарь "История Отечества с древнейших времен до наших дней" (БРЭ/Рубрикон).

8.http://www.kulichki.com/inkwell/text/special/history/karamzin/karahist.htm Н.М. Карамзин. История государства Российского.

9.http://www.cominf.ru/romanovs/index.rhtml WWW энциклопедия "Династия Романовых".

10.http://praviteli.narod.ru/ Правители России и Советского Союза.

11.http://www.lants.tellur.ru Отечественная история.

12.http://oldru.narod.ru/biblio.htm Библиотека сайта "Образование Киевской Руси".

13.http://www.rubricon.com/about_whist_1.asp Энциклопедический словарь "Всемирная история".

14.http://archive.ncsa.uiuc.edu/SDG/Experimental/soviet.exhibit/soviet.archive.html Советский период в материалах архивов.

15.http://humanities.edu.ru/db/msg/19938 Великая Отечественная война 1941-1945.

16.http://www.chat.ru/~world_war2 Вторая мировая война в русском интернете.

17.http://www.hronos.km.ru/1918ru.html Гражданская война в России 1918-1920.

18. http://www.shortway.to/1941 Великая Отечественная война, год 1941.

д) карты:


  1. Первобытнообщинный строй на территории нашей страны. Древнейшие государства Закавказья, Средней Азии и северного Причерноморья.

  2. Русские княжества XII – первой трети XIII вв. Феодальная раздробленность в XII – первой четверти XIII вв.

  3. Борьба народов нашей страны с иноземными завоевателями в Русское государство в XVI в.

  4. Российское государство в XVII в.

  5. Россия с конца XVII в. до 60-х гг. XVIII в. (Европейская часть).

  6. Российская империя в XVIII в.

  7. Российская империя во второй половине XVIII в.

  8. Отечественная война 1812 г. Россия после реформы (развития капитализма с 1861 по 1900 гг.).

  9. Первая революция в России 1905–1907 гг. или революция 1905–1907 гг. в России.

  10. Россия в 1907–1914 гг.

  11. Первая мировая война 1914–1918 гг.

  12. Россия в 1917 г. февраль-октябрь.

  13. Октябрьская революция 1917 г. Установление советской власти.

  14. Гражданская война и интервенция в России (1918–1921 гг.).

  15. Экономика России в 1920-е гг.

  16. Образование СССР.

  17. Национально-государственное строительство в 1922–1936 гг.

  18. Международное положение и внешняя политика СССР (1921–1941 гг.).

  19. Вторая мировая война. Великая Отечественная война Советского Союза (1939–1945 гг.).

  20. Народное хозяйство СССР в 1946–1965 гг. СССР и мировое сообщество (1945–1990 гг.).

е) электронные ресурсы (CD):

  1. Энциклопедия истории России 862–1917 гг.

  2. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.Ч.1и Ч. 2.

  3. Шедевры русской живописи.

  4. Россия на рубеже III тысячелетия.



  1   2   3   4


База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка