Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100 (44. 03. 05)




Сторінка1/2
Дата конвертації18.04.2016
Розмір0.56 Mb.
  1   2
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Филиал в г. Ишиме

Кафедра биологии, географии и методики их преподавания.

ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ

И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления подготовки 050100 (44.03.05) –Педагогическое образование

профиля подготовки Биология, география

очной формы обучения
ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ

от 10.09. 2014.

Содержание: УМК по дисциплине Основы медицинских знаний и здорового образа жизни для студентов направления подготовки 050100 (44.03.05) Педагогическое образование, профиля подготовки Биология, география,

очной формы обучения

Автор: А.В. Иванкова

Объем 28стр.

Должность

ФИО

Дата согласования

Результат согласования

Примечание

Заведующий кафедрой биологии, географии и методики их обучения




10.09. 2014.


Рекомендовано к электронному изданию

Протокол заседания кафедры от 10.09. 2014.

1



Председатель УМС филиала ТюмГУ в г.Ишиме

Поливаев А.Г.

21.11.2014

Согласовано

Протокол заседания УМС от 21.11.2014

№ 3


Начальник ОИБО

Гудилова Л.Б.

21.11.2014

Согласовано


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Филиал в г. Ишиме

Кафедра биологии, географии и методики их преподавания



Иванкова А.В.

ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ

И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления подготовки 050100 (44.03.05) Педагогическое образование

профиля подготовки: Биология, география,

очной формы обучения


Тюменский государственный университет

2014

Иванкова А.В. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100 (44.03.05) Педагогическое образование профиля подготовки Биология, географияочной формы обучения. Тюмень, 2014, 28 стр.



Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО с учетом рекомендаций и ПрОП ВО по направлению и профилю подготовки.

Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.utmn.ru, раздел «Образовательная деятельность», свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой биологии, географии и методики их обучения. Утверждено директором филиала ТюмГУ в г. Ишиме.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Левых Алена Юрьевна

Ф.И.О., ученая степень, звание заведующего кафедрой

© Тюменский государственный университет, филиал в г. Ишиме, 2014

© Иванкова А.В., 2014 .

Ф.И.О. автора

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа включает следующие разделы:



  1. Пояснительная записка:

    1. Цели и задачи дисциплины (модуля)

Цели освоения дисциплины: формирование у студентов систематизированных знаний в области обеспечения охраны жизни, сохранения и укрепления (воссоздания) здоровья человека.

Задачи освоения дисциплины:



  1. сформировать мотивации к здоровому образу жизни;

  2. рассмотреть факторы, влияющие на психическое, физическое и социальное здоровье;

  3. уметь проводить реанимационные мероприятия при острых нарушениях сердечной деятельности и дыхания;

уметь проводить меры профилактики различного рода травм и первую помощь при них.
1.2.Место дисциплины в структуре образовательной программы

Дисциплина «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» относится к базовой части математического и естественнонаучного цикла дисциплин.

Для освоения дисциплины «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в процессе изучения общеобразовательных дисциплин в школе («Основы безопасности жизнедеятельности», «Биология»)
Таблица 1.

Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

п/п


Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1.1.

1.2.

2.1

2.2.

3.1.

3.2.

3.3.

4.1.

4.2.



Физиология

-

+

+

+

+

+

+

+

+

1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения данной образовательной программы.

В результате освоения ОП выпускник должен обладать следующими компетенциями:



а) общекультурными:

способностью использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4);

готовностью использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-11);
в) профессиональными:

готовностью к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-8);


1.4. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю):

Знать - нормы физиологических показателей здорового организма;

- основные признаки нарушения здоровья;

- основные виды детского травматизма;

- причины возникновения наиболее распространенных соматических и инфекционных заболеваний;

- методы и способы профилактики инфекционных заболеваний;

- признаки неотложных состояний, причины и факторы, их вызывающие;

- признаки поражения органов и систем организма;

- методы оказания первой помощи при неотложных состояниях и травмах.

- определение и составляющие компоненты здорового образа жизни, принципы проектирования здорового образа жизни человека;

- средства оздоровительного воздействия на организм



Уметь оказать первую медицинскую помощь;

- распознать признаки нарушения здоровья;

- разрабатывать перспективные (инновационные) медико-педагогические оздоровительные технологии;

- способствовать обеспечению гармоничного развития личности обучающегося.


Владеть навыками определения функционального состояния организма;

- навыками применения методик сохранения и укрепления здоровья учащихся;


2. Структура и трудоемкость дисциплины.
Семестр 5 Форма промежуточной аттестации зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единиц, 72 академических часов, из них 36 часа, выделенных на контактную работу с преподавателем, 36 часов, выделенных на самостоятельную работу.
Таблица 2.

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Контактная работа:

36













+













Аудиторные занятия (всего)

36













+













В том числе:




-

-

-

-

-

-

-

-

-

Лекции

18













+













Практические занятия (ПЗ)

18













+













Семинары (С)

-




-






















Лабораторные занятия (ЛЗ)

-




-






















Иные виды работ:

-




-






















Самостоятельная работа (всего):

36













+













Общая трудоемкость зач. ед.

час


2













+













72













+













Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

зачет













+














3. Тематический план

Таблица 3.



Тема

недели семестра

Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

Итого часов по теме

Из них в интерак

тивной форме, в часах

Итого количес

тво баллов

Лекции *

Семинарские (практические) занятия*

Лабораторные занятия*

Самостоятельная работа*










1

2

3

4

5

6

7

8

9

10




Модуль 1

1-4

6

6

-

12

24

4






Основы эпидемиологии

1-3

4

4




8

16

2






Основы иммунологии

3-4

2

2




4

8

2







Всего

1-4

6

6

-

12

24

4

0-30




Модуль 2

5-9

6

6

-

12

24

8






Основы реанимации.

Понятие о терминальных состояниях

5-7

2

2




4

8

4






Основы первой медицинской помощи при различных неотложных состояниях.

8-10

4

4




8

16

4







Всего

5-10

6

6

-

12

24

8







Модуль 3

11-19

6

6

-

12

24

4

0-40



Проблемы здоровья учащихся различных возрастных групп.

11-13

4

4




8

16

2






Формирование здорового образа жизни как медицинская и социальная проблема.

14-19

2

2




4

8

2







Всего

11-19

6

6

-

12

24

4

0-30




Итого (часов, баллов):

-

18

18

-

36

72

12

0-100




Курсовая работа *

-

-

-

-

-

-

-

-




Из них в интеракт. форме

-

8

8

-

-

16

12

-

*- если предусмотрены учебным планом ОП.
4. Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля

Таблица 4.

Темы

Устный опрос

Письменные работы

Технические формы контроля

Информации

онные системы и технологии

Итого количество баллов

коллоквиумы

собеседование

ответ на семинаре

лабораторная работа

контрольная работа

тест

реферат

эссе

программы компьютерного тестирования

комплексные ситуационные задания

электронные практикумы

Составление презентаций




Модуль 1

1.1

-

-

0-5

-

0-5

0-3

0-2

-

-

-

-

-

0-15



-

-

0-5

-

0-5

0-3

0-2

-

-

-




-

0-15

Всего







0-10

-

0-10

0-6

0-4

-

-

-

-

-

0-30

Модуль 2

2.1.

-

-

0-5

-

-

0-3

-

0-2

-

0-5




0-5

0-20






-

0-5

-

-

0-3

-

0-2

-

0-5




0-5

0-20

Всего







0-10




-

0-6

-

0-4

-

0-10

-

0-10

0-40

Модуль 3

3.1.

-

-

0-5

-

0-5

0-3

0-2

-

-

-

-

-

0-15



-

-

0-5

-

0-5

0-3

0-2

-

-

-

-

-

0-15

Всего







0-10

-

0-10

0-6

0-4

-

-

-

-

-

0-30

Итого







0-30




0-20

0-18

0-8

0-4




0-10




0-10

0-100


5. Содержание дисциплины.

1.1. Основы эпидемиологии.

Причины возникновения инфекционных заболеваний. Механизмы и факторы передачи инфекции. Периоды течения инфекционных заболеваний. Варианты исхода инфекционных заболеваний. Типы возбудителей инфекционных заболеваний. Зоонозы и антропонозы. Эпидемический процесс: варианты его течения: спорадия, эндемия, эпидемическая вспышка, эпидемия, пандемия. Природнаяочаговость инфекционных заболеваний. Бактериальные инфекции, механизмы передачи, особенности их течения, меры профилактики. Примеры бактериальных инфекций: сибирская язва, стафилококковая инфекция, туберкулез, сальмонеллез Вирусные инфекции, механизмы передачи, особенности их течения, особенности борьбы с вирусной инфекцией. Примеры вирусных инфекций: вирусный гепатит (А,В,С), грипп, корь, герпес, ВПЧ, ВИЧ, энцефалит, бешенство. Протозойные инфекции, механизмы передачи их передачи, особенности течения и лечения. Примеры протозойных инфекций: малярия, лямблиоз, токсоплазмоз, сонная болезнь. Гельминтозы, механизмы их передачи, особенности лечения, меры профилактики. Примеры гельминтозов: описторхоз, аскаридоз, трихинеллез, дифиллоботриоз.



    1. Основы иммунологии.

Понятие об иммунитете. Органы иммунной системы.Антитела и антигены. Виды иммунитета. Естественный иммунитет: активный и пассивный; врожденный и приобретенный. Искусственный иммунитет: активный и пассивный. Вакцины – специфические факторы защиты, виды вакцин. Сыворотки, особенности их применения.

2.1. Основы реанимации. Понятие о терминальных состояниях.

Факторы умирания, гипоксия как главный фактор умирания. Эффективность оказания первой медицинской помощи, в зависимости от причин.приведших к умиранию. Характеристика терминальных состояний: обморок, кома, клиническая смерть. Оказание первой медицинской помощи при обмороке, коме и клинической смерти. Агония, клиническая, социальная и биологическая смерть.



    1. Основы первой медицинской помощи при различных неотложных состояниях.

Наружные кровотечения: артериальные, венозные, артериовенозные, капиллярные. Экстренная медицинская помощь при артериальном кровотечении. Остановка кровотечения при помощи стандартного жгута, жгута - закрутки, максимального сгибания конечности. Внутренние кровотечения: легочное, внутригрудное, желудочно-кишечное, внутрибрюшное. Экстренная медицинская помощь при внутренних кровотечениях. Доврачебная помощь при ранениях. Общая характеристика острых отравлений. Первичные детоксикационные мероприятия. Отравления этиловым спиртом (алкоголем), метиловым спиртом, кислотами и едкими щелочами. Отравление угарным газом. Отравление лекарственными препаратами. Первая медицинская помощь при различных видах отравления.

Общая характеристика заболеваний органов кровообращения: инфаркт миокарда, стенокардия, нарушения сердечного ритма, гипертоническая болезнь. Основные признаки проявления заболевания органов кровообращения и оказания первой медицинской помощи. Заболевания органов дыхания: острые респираторные вирусные инфекции, бронхиальная астма, туберкулез органов дыхания и др. Хирургические заболевания органов брюшной полости: «острый живот», аппендицит, острый панкреатит и др. Симптомы различных заболеваний органов брюшной полости. Экстренная медицинская помощь и особенности транспортировки в медицинское учреждение.



    1. Проблемы здоровья учащихся различных возрастных групп.

Здоровье как состояние и свойство организма. Здоровье физическое, психическое и социальное. Норма и патология. Факторы, влияющие на здоровье человека: генетические, конституциональные особенности. Экология и здоровье. Личная гигиена и здоровье. Факторы, влияющие на здоровье. Количество и резервы здоровья. Основные критерии оценки состояния здоровья отдельного человека, населения в целом. Демографические показатели здоровья. Статистика здоровья, заболеваемости, долголетия и смертности. Понятия болезнь, заболеваемость, инвалидность. Структура заболеваемости у детей школьного возраста.

    1. Формирование здорового образа жизни как медицинская и социальная проблема.

Здоровый образ жизни как биологическая и социальная проблема. Три категории, включающие в образ жизни: уровень жизни, качество жизни, стиль жизни. Составляющие здорового образа жизни. Принципы и методы формирования здорового образа жизни. Культура и здоровье. Формирование потребности в укреплении здоровья. Питание и здоровье. Двигательная активность человека. Движение как средство физического и психического развития. Понятие физическое и социальное здоровье. Факторы физического здоровья: физическая подготовленность, функциональная подготовленность. Отношение к здоровью. Формирование мотивации к здоровому образу жизни. Медико–гигиенические аспекты здорового образа жизни. Профилактика вредных привычек. Адаптационные резервы организма: структурные резервы, функциональные резервы (биохимические, физиологические, психические). Биоритмы. Влияние биоритмов на функциональное состояние человека.

Вредные привычки и факторы зависимости. Причины лекарственной зависимости. Возраст и наркотики. Распознавание будущего наркомана и токсикомана. Влияние наркотиков на организм человека. Источники зелья. Курение и здоровье. Статистика заболеваемости и смертности среди курящих. Отрицательное влияние никотина на плод, на женский организм, на организм ребенка.

Алкоголизм. Причины алкоголизма. Отрицательное влияние алкоголя на органы и системы организма. Алкоголь и потомство. Пагубность семейного алкоголизма. Профилактика алкоголизма.

6. Планы семинарских занятий.
Семинар 1. Основы эпидемиологии.

1. Какие болезни называют инфекционными?

2. Что такое инфекционный процесс? Назовите стадии развития инфекционного процесса.

3. Назовите факторы, определяющие характер развития инфекционного процесса. Что такое эпидемический процесс? Назовите звенья эпидемического процесса?

4. Перечислите источники инфекции и факторы передачи возбудителя.

5. Охарактеризуйте механизмы заражения инфекционными заболеваниями.

6. Назовите основные направления противоэпидемических мероприятий

7. Перечислите и охарактеризуйте мероприятия по профилактике инфекционных заболеваний в школе.

8. Дайте определение понятию «природнаяочаговость инфекционного заболевания»;

9. Перечислите основные формы течения эпидемического процесса.


Семинар 2. Основы иммунологии.

  1. Дайте характеристику иммунной системы, перечислите органы иммунной системы человека.

  2. Понятие об антителах и антигенах.

  3. Виды иммунитета: естественный и искусственный.

  4. Понятие о вакцинах и сыворотках.

  5. Какие бывают реакции на прививку. Показания и противопоказания к иммунизации.

  6. История создания первых вакцин, история вакцинации в России.

  7. И. Мечников как основатель учения об иммунитете, его труды, вклад в становление иммунологии, как науки.

  8. Какие задачи у классного руководителя в период проведения вакцинации школьников?

  9. Какие действия должен предпринять учитель при выявлении инфекционного заболевания в школе.

Семинар 3. Основы реанимации. Понятие о терминальных состояниях.

  1. Характеристика факторов умирания. Гипоксия как основной фактор умирания.

  2. Обморок, его причины, симптомы, первая медицинская помощь при обмороке.

  3. Кома, основные признаки комы, первая медицинская помощь при коме.

  4. Клиническая смерть, её признаки, первая медицинская помощь при клинической смерти.

  5. Приемы непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции легких.

  6. Основные осложнения после перенесенной клинической смерти.

  7. Понятие об агонии, социальной и биологической смерти.

Семинар 4. Основы первой медицинской помощи при различных неотложных состояниях.

  1. В чем заключается первая медицинская помощь при сахарном диабете (гипергликемической и гипогликемической комах)?

  2. В чем заключается первая медицинская помощь при желудочном и кишечном кровотечениях?

  3. Особенности оказания первой медицинской помощи при асфиксии.

  4. Особенности оказания первой медицинской помощи при утоплении.

  5. Особенности реанимации при электротравме, ударе молнии.

  6. Особенности реанимации при общем замерзании и отморожениях.

  7. Классификация кровотечений.

  8. Что называется кровопотерей? Способы остановки кровотечений?

  9. Что называется ранами? Первая медицинская помощь при ранениях.

  10. Расскажите классификацию ран. Характеристика ран.

  11. Основные осложнения ран. Раневая инфекция. Виды раневой инфекции.

  12. Асептика и антисептика, их виды.

  13. Транспортная иммобилизация при повреждениях и переломах костей.

  14. Основные признаки переломов, виды переломов.

  15. Шины, виды шин, подготовка к использованию. Правила наложения шин.

  16. Травматический шок. Первая медицинская помощь при травматическом шоке.


Семинар 5. Проблемы здоровья учащихся различных возрастных групп.

  1. Дать определение понятиям «здоровье» и «болезнь».

  2. Состояние здоровья детей и подростков на современном этапе.

  3. Факторы, формирующие здоровье детей и подростков.

  4. Показатели индивидуального здоровья детей и подростков.

  5. Основные группы здоровья детей и подростков.

  6. Роль учителя в сохранении и укреплении здоровья детей, предупреждении заболеваний у школьников.

  7. Состояние окружающей среды и здоровье детей.

  8. Особенности заболеваемости детей в экологически неблагоприятных районах.

  9. Популяционное здоровье и его показатели.

Семинар 6.Формирование здорового образа жизни как медицинская и социальная проблема.

  1. Что включает в себя понятие «здоровый образ жизни»?

  2. Каковы пути формирования здорового образа жизни у детей и роль педагога в этом процессе?

  3. Каково значение семьи в формировании здорового образа жизни?

  4. Какова роль учителя в первичной, вторичной и третичной профилактике заболеваний?

  5. Какие существуют методы оздоровления и укрепления здоровья детей и подростков?

  6. Перечислите основные способы закаливания, возможность их реализации в общеобразовательных учреждениях.

  7. Психоактивные вещества и влияние злоупотребления ими на организм человека.

  8. В чем заключается вредное воздействие курения табака на здоровье детей и подростков?

  9. Факторы риска развития различных форм патологии у школьников.

  10. Заболевания, передающиеся половым путем, и их профилактика.

  11. Что называется репродуктивным здоровьем, и в чем заключается профилактика его нарушений?

  12. Какова роль государственных учреждений в сохранении здоровья детей?



7. Темы лабораторных работ (Лабораторный практикум).

Не предусмотрены ОП


8. Примерная тематика курсовых работ (если они предусмотрены учебным планом ОП).

Не предусмотрена ОП


9. Учебно-методическое обеспечение и планирование самостоятельной работы студентов.

Таблица5 .



Модули и темы

Виды СРС

Неделя семестра

Объем часов

Кол-во баллов

обязательные

дополнительные






















Модуль 1







1-4

12

30



Основы эпидемиологии

Подготовка к семинару,

контрольной работе, тестированию, написанию реферата.



Чтение специальной литературы

1-3

8

15



Основы иммунологии

Подготовка к семинару,

контрольной работе, тестированию, написанию реферата.



Чтение специальной литературы

3-4

4

15




Всего







1-4

12

30

Модуль 2







5-10

12

40



Основы реанимации. Понятие о терминальных состояниях.

Подготовка к семинару, тестированию, написанию эссе, решению комплексных ситуационных задач, подготовке презентаций.

Чтение специальной литературы

5-7

4

20



Основы первой медицинской помощи при различных неотложных состояниях.

Подготовка к семинару, тестированию, написанию эссе, решению комплексных ситуационных задач, подготовке презентаций.

Чтение специальной литературы

8-10

8

20




Всего







5-10

12

40

Модуль 3







11-18

12

30



Проблемы здоровья учащихся различных возрастных групп.

Подготовка к семинару,

контрольной работе, тестированию, написанию реферата



Чтение специальной литературы

11-13

8

15



Формирование здоровый образа жизни как биологическая и социальная проблема.

Подготовка к семинару,

контрольной работе, тестированию, написанию реферата



Чтение специальной литературы

14-18

4

15




Всего







1-18

12

30




Итого

















10.Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля).

Вопросы к зачету по дисциплине

«Основы медицинских знаний и здорового образа жизни»


  1. Здоровье: определение, факторы, влияющие на здоровье человека.

  2. Понятие о целостной модели здоровья человека: физический, психический, социальный уровень.

  3. Группы здоровья детей, понятия, критерии.

  4. Общественное здоровье, определение. Показатели общественного здоровья, предложенные ВОЗ.

  5. Современное состояние здоровья населения России, проблемы, пути их решения.

  6. Понятие образа жизни человека. Уровень, качество и стиль жизни. Формирование мотивационной установки к ведению здорового образа жизни.

  7. Здоровый образ жизни. Основные элементы ЗОЖ.

  8. Основные принципы закаливания.

  9. Концепция рационального и сбалансированного питания. Энергетические потребности разных половозрастных категорий работающего населения.

  10. Пищевые компоненты: белки, жиры, углеводы, их функции в организме.

  11. Витамины: жирорастворимые и водорастворимые витамины. Их функция в организме и источники поступления.

  12. Минералы: микроэлементы и макроэлементы, функция в организме, источники поступления.

  13. Биоритмы человека, определение. Виды, классификация. Суточные ритмы работоспособности человека.

  14. Сон, определение. Виды сна, их характеристика.

  15. Наркомания. Психофизиологические предпосылки потребления ПАВ. Профилактика наркозависимости.

  16. Алкоголизм. Психологические и социальные причины. Абстинентный синдром. Влияние алкоголя на внутренние органы.

  17. Табакокурение. Психологические и социальные причины

  18. Интеллектуальный труд и умственная работоспособность. Утомление. Внешние признаки утомления при умственном труде.

  19. Основы эпидемиологии. Инфекционные болезни. Инфекционный процесс, формы его течения, варианты исхода.

  20. Основы эпидемиологии. Антропонозы и зоонозы, факторы и механизмы передачи инфекций.

  21. Понятие об эпидемическом очаге, варианты развития эпидемического процесса: эндемия, эпидемическая вспышка, эпидемия, пандемия,

  22. Понятие о природнойочаговости инфекционных заболеваний. Природнаяочаговость инфекций территории Западной Сибири.

  23. Бактерии, их строение и особенности жизнедеятельности. Значение в жизни человека. Бактериальные инфекционные заболевания. Способы лечения и профилактики.

  24. Вирусы, особенности организации. Особенности борьбы с вирусной инфекцией.

  25. Основные пути и способы передачи ВИЧ-инфекции. Симптомы ВИЧ-инфекции. Профилактика СПИДа и свойства вируса.

  26. Туберкулез, механизм передачи. Симптомы болезни. Первичный и вторичный туберкулез. Меры профилактики туберкулеза.

  27. Вирусный гепатит, его разновидности. Механизм передачи и профилактика вирусного гепатита А, В и С.

  28. Первая медицинская помощь: определение понятия, значение первой медицинской помощи, правовые аспекты, задачи и правила оказания.

  29. Травматизм: определение, виды. Меры профилактики травм и первая медицинская помощь при них.

  30. Закрытые повреждения: ушиб, растяжение и разрыв связок, вывих, перелом.

  31. Открытые повреждения (раны): определение, классификация, основные осложнения. Симптомы, оказание первой медицинской помощи. Понятие об асептике и антисептике.

  32. Кровотечение: определение, классификация; виды остановки кровотечения; способы временной остановки кровотечения.

  33. Терминальные состояния: обморок, кома клиническая смерть, гипоксия как главный фактор умирания. Виды смерти, их признаки.

  34. Правила оказания первой медицинской помощи при обмороке и коме.

  35. Правила оказания первой медицинской помощи при клинической смерти.

  36. Ожоги. Классификация, способы оценки площади ожога. Ожоговая болезнь. Первая медицинская помощь при ожогах.

  37. Отморожения. Понятие о степени отморожения. Первая медицинская помощь при отморожениях.

  38. Утопление. Виды утопления. Первая медицинская помощь при утоплениях. Основные осложнения, возникающие при утоплениях.

  39. Отравления. Типы токсинов. Первая медицинская помощь при острых пищевых отравлениях.

  40. Отравления. Первая медицинская помощь при отравлении лекарствами.

  41. Первая медицинская помощь при отравлении препаратами бытовой химии.

  42. Первая медицинская помощь при отравлении наркотическими и токсическими веществами.

  43. Электротравмы. Первая медицинская помощь при поражении электрическим током и молнией.

  44. Первая медицинская помощь при тепловом и солнечном ударах.

  45. Первая медицинская помощь при укусах животных и насекомых.

  46. Первая медицинская помощь при инородных телах различных органов (слухового прохода, полости носа, ротовой полости, гортани, трахеи, бронхов, желудочно-кишечного тракта, глаза).


10.1 Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы (выдержка из матрицы компетенций):


 

Циклы, дисциплины (модули) учебного плана ОП

Б3.

 

5 семестр

Индекс компетенции

 

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Общекультурные, общепрофессиональные,

профессиональные компетенции

Код компетенции

Б3. Б.6.

ОК-4

+

ОК-11

+

ПК-8

+

Виды аттестации

ФОС

 

Текущая (по дисциплине)

УФ-8

+

ПФ-4

+

ПФ-6

+

ПФ-9

+

ПФ-10

+

ИС-7

+

Промежуточная (по дисциплине)

УФ-12

+

10.2 Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания:

Таблица 6.

Карта критериев оценивания компетенций

Код компетенции

Критерии в соответствии с уровнем освоения ОП

Виды занятий (лекции, семинар

ские, практические, лабораторные)

Оценочные средства (тесты, творческие работы, проекты и др.)

пороговый

(удовл.)

61-75 баллов

базовый (хор.)

76-90 баллов

повышенный

(отл.)

91-100 баллов

ОК-4

Знает:

основные понятия и определения в области здравоохранения.


Умеет:


планировать и проводить простейшие физиологические исследования; осуществлять камеральную обработку собранного материала
Владеет:

общей методологией физиологических исследований.



Знает: основные понятия и определения в области здравоохранения, эпидемиологии.

Умеет:


планировать и планировать и проводить физиологические исследования; осуществлять камеральную обработку собранного материала; экспериментальные лабораторные исследования.
Владеет:

общей методологией физиологических

исследований; методами камеральной обработки

материала.



Знает:

Основные понятия в области здравоохранения, эпидемиологии, иммунологии.

Умеет:

планировать и планировать и проводить физиологические исследования; осуществлять камеральную обработку собранного материала; обработку данных с применением прикладных статистических программ


Владеет:


общей методологией физиологических

исследований; методами камеральной обработки

материала; прикладными статистическими программами.


Лекции, семинарские, занятия.

ОК-5

ОК-13

ОПК-4

ПК-7













ОК-11

Знает:

основные принципы действия различных производственных вредных, опасных и поражающих факторов,

Умеет:

использовать средства индивидуальной и коллективной защиты на производстве.



Владеет:

приемами организации собственной безопасной жизнедеятельности в условиях потенциальной и реализованной опасности



Знает:

основные принципы действия различных вредных, опасных и поражающих факторов, в условиях профессиональной и бытовой среды.

Умеет:

использовать и самостоятельно изготавливать и реализовывать средства индивидуальной и коллективной защиты на производстве и в быту.



Владеет:

приемами организации собственной безопасной жизнедеятельности в условиях потенциальной и реализованной опасности; приемами прогнозирования реализации опасности.



Знает:

принципы действия различных вредных, опасных и поражающих факторов, последствия их воздействия и меры профилактики.

Умеет:

использовать и самостоятельно изготавливать и реализовывать средства индивидуальной и коллективной защиты на производстве и в быту, оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.



Владеет:

приемами организации собственной и коллективной безопасной жизнедеятельности в условиях потенциальной и реализованной опасности; приемами прогнозирования реализации опасности



Лекции, семинарские, занятия.

ОК-5

ОК-13

ОПК-4

ПК-7

ПК-8

Знает:

теоретические основы оказания первой медицинской помощи.

Умеет: выявить признаки инфекционного заболевания у ребенка.
Владеет: примами организации образовательного процесса в соответствии с нормами безопасности.


Знает: теоретические основы оказания первой медицинской помощи и потенциально возможные угрозы здоровья детей в условиях общеобразовательных учреждений.

Умеет: провести оценку риска развития инфекционного заболевания в общеобразовательном учреждении.


Владеет:


Владеет приемами организации образовательного процесса в соответствии с нормами безопасностями и возрастными особенностям ребенка.

Знает:

теоретические основы оказания первой медицинской помощи и потенциально возможные угрозы здоровья детей на уроках и во время внеурочной деятельности.

Умеет: провести оценку риска развития инфекционного заболевания в общеобразовательном учреждении, произвести первичные противоэпидемические мероприятия.

Владеет: приемами организации комфортной и безопасной обучающей среды в соответствии с физическими и психическими особенностями ребенка.




Лекции, семинарские, занятия.

ОК-5

ОК-13

ОПК-4

ПК-7

10.3 Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующей этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы.

ПФ-6.Типовые контрольные работы.

  1   2


База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка