Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100. 62




Сторінка1/5
Дата конвертації24.04.2016
Розмір0.9 Mb.
  1   2   3   4   5

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ





ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное БЮДЖЕТНОЕ образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«тюменский государственный университет»

Филиал ТюмГУ в г. Ишиме



УТВЕРЖДАЮ
Директор филиала

_____________ /Шилов С.П./
«11» ноября 2014 года

Б3.В.ДВ.15.1 ПСИХОЛОГИЯ АДДИКТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления подготовки 050100.62 Педагогическое образование

профиля подготовки Начальное образование

очной формы обучения
ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ

от 25. 09.2014


Содержание: УМК по дисциплине Б3. В.ДВ.15.1 Психология аддиктивной личности для студентов направления подготовки 050100.62 Педагогическое образование профиля подготовки Начальное образование, очной формы обучения
Автор(-ы): к.псх.н., доцент, Карпова Наталья Владимировна

Объем 41 стр.




Должность

ФИО

Дата согласования

Результат согласования

Примечание

Заведующий кафедрой педагогики и психологии

Слизкова Е.В.

25.09.2014

Рекомендовано к электронному изданию

Протокол заседания кафедры от 25 . 09 .2014

№ 2


Председатель УМС филиала ТюмГУ в г.Ишиме

Поливаев А.Г.

11.11.2014

Согласовано

Протокол заседания УМС от 11.11.2014

№ 3


Начальник ОИБО

Гудилова Л.Б.

11.11.2014

Согласовано


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ



ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное БЮДЖЕТНОЕ образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«тюменский государственный университет»

Филиал ТюмГУ в г. Ишиме


Кафедра педагогики и психологии

Карпова Наталья Владимировна


Б3.В.ДВ.15.1 ПСИХОЛОГИЯ АДДИКТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления подготовки 050100.62 Педагогическое образование

профиля подготовки Начальное образование

очной формы обучения

Тюменский государственный университет

2014 г.

Карпова Наталья Владимировна, Б3 В..ДВ.15.1 Психология аддиктивной личности. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100 Педагогическое образование профиля подготовки начальное образование, очной формы обучения. Тюмень, 2014 , 41 стр.



Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрОП ВПО по направлению и профилю подготовки.

Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: Б3.В.ДВ.15.1 Психология аддиктивной личности [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.utmn.ru, раздел «Образовательная деятельность», свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой педагогики и психологии . Утверждено директором филиала ТюмГУ в г. Ишиме.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: к.п.н., доцент Слизкова Е.В.

Ф.И.О., ученая степень, звание заведующего кафедрой


Психология аддиктивной личности

© Тюменский государственный университет, филиал в г. Ишиме, 2014.

© Карпова Н.В. , 2014.

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа включает следующие разделы:


  1. Пояснительная записка:

    1. Цели и задачи дисциплины (модуля)

Цель: формирование у студентов целостного представления об аддиктивном поведении, психических и поведенческих особенностях лиц имеющих зависимость, методах его диагностики, коррекции и профилактики.

Задачи:


  • овладеть понятийным аппаратом дисциплины, характеризующим специфику аддиктивного поведения;

  • сформировать целостное представление о факторах риска, механизмах формирования, видах аддиктикного поведения с различных научных точек зрения;

  • дать знания об особенностях психических и поведенческих расстройств у людей с аддиктивным поведением;

  • сформировать целостное представление о профилактике аддикций у человека на разных возрастных этапах;

  • сформировать навыки применения методик диагностики аддиктивного поведения, обработки и интерпретации результатов психодиагностического обследования;

  • познакомить с классическими и новыми исследованиями в области коррекции аддиктивного поведения у подростков;

  • научить применять знания о факторах риска, механизмах формирования, видах аддикций для анализа проблемных ситуаций, связанных с особенностями поведения, психического и личностного развития людей;

  • сформировать умения выбора и модификации программ профилактики и коррекции аддиктивного поведения;

  • сформировать умения организации консультаций направленных на коррекцию аддиктивного поведения.


1.2.Место дисциплины в структуре образовательной программы

Учебный курс предполагает междисциплинарные связи с общепрофессиональными дисциплинами «Введение в психологию с практикумом по самосознанию и саморазвитию», «Педагогическая социальная психология» и другими, таким образом, являясь одним из курсов дисциплины «Психология» общепрофессионального блока, основной образовательной программы по направлению подготовки бакалавра педагогического образования.


Таблица 1.

Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами



п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

8





Здоровьесберегающие технологии в ДОУ

*

*

*

*

*

-

-

-

-



Основы специальной педагогики и психологии

*

*

*

*

*

-

-

-

-


1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения данной образовательной программы.

В результате освоения ОП выпускник должен обладать следующими компетенциями:

  • владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

  • способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2).


1.4. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю):
Знать особенности владения культурой мышления, знать способности к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения; знать как использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач

Уметь владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения; уметь использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач.



Владеть культурой мышления, способности к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения; владеть способностью использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач.
2. Структура и трудоемкость дисциплины.
Семестр 7 Форма промежуточной аттестации (зачет, экзамен) зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единиц, 72 академических часов, из них 36 часов, выделенных на контактную работу с преподавателем, 36 часов, выделенных на самостоятельную работу.
Таблица 2.

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Контактная работа:

36



















36







Аудиторные занятия (всего)

36



















36







В том числе:

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Лекции

14



















14







Практические занятия (ПЗ)

22



















22







Семинары (С)

-










-
















Лабораторные занятия (ЛЗ)

-










-
















Иные виды работ:

-










-
















Самостоятельная работа (всего):

36



















35







Общая трудоемкость зач. ед.

час

2



















2







72



















72







Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

зачет



















зачет








3. Тематический план

Таблица 3.



Тема

недели семестра

Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

Итого часов по теме

Из них в интерак

тивной форме, в часах

Итого количес

тво баллов

Лекции *

Семинарские (практические) занятия*

Лабораторные занятия*

Самостоятельная работа*










1

2

3

4

5

6

7

8

9

10




Модуль 1



























Понятие девиантного поведения в психологии. Виды отклоняющегося поведения. Характеристика аддиктивного типа девиантного поведения.

1,2,3

2

2




7

11




0-15



Психологические особенности лиц с аддиктивной формой поведения. Факторы риска возникновения аддиктивной личности. Особенности и этапы формирования аддиктивной личности.

4,5,6

2

4

-

7

13

-

0-15




Всего




4

6




14

24




0-30




Модуль 2



























Характеристика химических аддикций

7,8,9

2

2

-

6

10

-

0-15



Характеристика не химических аддикций

10,11,12

4

2

-

8

14

-

0-15




Всего




6

4




14

24










Модуль 3






















0-30



Диагностика, профилактика и коррекция аддиктивного поведения

13,14

4

10

-

8

22

-

0-40

































Всего

-

4

10

-

8

22

-

0-40




Итого (часов, баллов):

-

14

22

-

36

72

-

0-100




Курсовая работа *

-

-

-

-

-

-

-

-




Из них в интеракт. форме

-

-

-

-

-

-

-

-

*- если предусмотрены учебным планом ОП.
4. Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля

Таблица 4.

Темы

Устный опрос

Письменные работы

Технические формы контроля

Информации

онные системы и технологии

Итого количество баллов

Защита презентации

Ответ на семинаре

Терминологический диктант

Анализ видеоматериалов

тест

реферат

Анализ публикаций



















Модуль 1

1.1

0-3

0-3




0-3

0-3

0-3



















0-15

1.2

0-3

0-3




0-3

0-3

0-3



















0-15

Всего

6

6




6

6

6



















0-30

Модуль 2

2.1

0-3

0-3




0-3

0-3

0-3



















0-15



0-3

0-3




0-3

0-3

0-3



















0-15

Всего

6

6




6

6

6



















0-30

Модуль 3

3.1

0-5

0-5

0-5

0-5

0-10

0-5

0-5
















0-40

Всего

5

5

5

5

10

5

5
















0-40

Итого

17

17

5

22

17

17

5
















0-100


5. Содержание дисциплины.

МОДУЛЬ 1. Введение в предмет психологии аддиктивной личности

1.1. Понятие девиантного поведения в психологии. Виды отклоняющегося поведения. Характеристика аддиктивного типа девиантного поведения

Определение девиантного поведения (поведение, в котором устойчиво проявляются отклонения от социальных норм, когда поступки, деятельность человека отличается от нормального, обычного, общепринятого лил не соответствует нормам, принятым обществом, членом которого он является); делинквентный тип девиантного поведения (отклоняющееся поведение, в крайних своих проявлениях представляющее уголовно наказуемое деяние), патохарактерологический тип девиантного поведения (поведение, обусловленное патологическими изменениями характера, сформировавшимися в процессе воспитания), психопатологический тип девиантного поведения (основывается на псипатологических симптомах и синдромах — проявлениях тех или иных психических расстройств и заболеваний), тип девиантного поведения основанный на гиперспособностях (поведение как правило выходящее за рамки обычного основанное на способностях которые значительно превышают среднестатистические. В подобных случаях говорят о проявлениях одаренности, таланта, гениальности в какой-либо из сфер деятельности. Отклонение в сторону одаренности в одной области часто сопровождается девиациями в обыденной жизни). Клинические формы девиантного поведения (агрессия, аутоагрессия, злоупотребление веществами, вызывающими состояния измененной психической деятельности, нарушения пищевого поведения, аномалии сексуального поведения, сверхценные психологические увлечения, сверхценные психопатологические увлечения, характерологические и патохарактерологические реакции, коммуникативные девиации, безнравственное и аморальное поведение, неэстетичное поведение, или девиации стиля поведения).



1.2. Психологические особенности лиц с аддиктивной формой поведения. Факторы риска возникновения аддиктивной личности. Особенности и этапы формирования аддиктивной личности.

Определение аддиктивного поведения (один из типов девиантного (отклоняющегося) поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций); психологические особенности лиц с аддиктивной формой поведения (сниженная переносимость трудностей повседневной жизни, наряду с хорошей переносимостью кризисных ситуаций, скрытый комплекс неполноценности, сочетающийся с внешне проявляемым превосходством, внешняя социабельность, сочетающаяся со страхом перед стойкими эмоциональными контактами, стремление говорить неправду, стремление обвинять других, зная, что они невиновны, стремление уходить от ответственности в принятии решений, стереотипность, повторяемость поведения, зависимость, тревожность).

Определение аддиктивного поведения (один из типов девиантного (отклоняющегося) поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций); факторы риска возникновения аддиктивной личности: социальные (можно разделить на две группы — макросоциальные и микросоциальные. К числу первых относят общество, в котором живет человек, включая его историю, культуральные традиции, мораль и нравственные ценности, политические и экономические проблемы, отношение к детям, семье, уровень терпимости к употреблению ПАВ, мода и т. д. Вторая группа — это непосредственное окружение человека, прежде всего семья, друзья, коллеги по учебе и работе и т. д.), психологические (включают в себя: трудности приспособления к окружающей среде конфликт с окружением, неудовлетворенность, непонятость окружающими, утомление, робость, осознание своей неполноценности — иными словами состояние фрустрации, психического дискомфорта при неудовлетворении тех или иных потребностей), медико-биологические (относится наследственность, т.е. генетический фактор), подростковый возраст как фактор риска (естественные изменения, которые происходят с подростком в пубертате, могут сами по себе являться как мощными факторами риска, так и в некоторой степени факторами зашиты от аддиктивного поведения).

Определение аддиктивного поведения (один из типов девиантного (отклоняющегося) поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций); особенности и этапы формирования аддиктивной личности: Любую аддикцию следует рассматривать как процесс, имеющий своё начало, динамику и конец. Аддикция развивается «внутри» человека более или менее длительное время пока не достигнет той стадии, при которой её можно распознать. Процесс распознавания занимает разное время в зависимости от вида аддикции, её социальной приемлемости. Для понимания картины происходящего во время аддикции целесообразно использовать концепцию формирования внутри аддикта нового образования - аддиктивной личности. При этом специфический объект или событие, к которому прибегает аддикт, сам по себе становится для него менее значимым, т.е. не так важно каким именно путем аддикт будет добиваться желаемого для себя состояния. Возможно дублирование ранее используемых способов, но может быть сделан акцент и на других аддиктивных средствах. Это положение позволяет понять, почему выздоравливающие аддикты сохраняют в себе аддиктивную личность как систему, готовую в любой момент «выйти на сцену». Некоторые исследователи сравнивают это состояние с множественной личностью, при которой на сцене «выступает» то одна, то другая личность. Поэтому даже при избавлении человека от одной конкретной формы аддиктивной реализации, он легко переключается на другую, поскольку аддиктивная личность, сформированная в нем, остается. Иными словами, аддиктивная личность находится в постоянном поиске объекта или события для того, чтобы сформировать с ними аддиктивные отношения.



МОДУЛЬ 2. Характеристика химических и не химических аддикций

2.1. Характеристика химических аддикций

Определение аддиктивного поведения (один из типов девиантного (отклоняющегося) поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций); химические, связанные с использованием в качестве аддиктивных агентов различных веществ, изменяющих психическое состояние. Многие из этих веществ токсичны и вызывают органические поражения. Некоторые вещества, изменяющие психическое состояние, включаются в обмен и вызывают явления физической зависимости. К химическим аддикциям относятся алкогольная, наркотическая, токсикомания, употребление табака и т.д.

Психические расстройства, обусловленные употреблением алкоголя, принято делить на группы, в зависимости от длительности его приема — возникающие после однократных или эпизодических приемов и являющиеся результатом многократных его приемов на протяжении длительного времени, также в зависимости от отсутствия или наличия психотических расстройств. Существует следующая классификация алкогольных расстройств: 1.. острая алкогольная интоксикация (опьянение): простое алкогольное опьянение; измененные формы простого алкогольного опьянения (атипичное); патологическое опьянение. 2. хронический алкоголизм. 3. алкогольные психозы.

Критерии алкоголизма у подростков: появление индивидуальной психической зависимости (алкоголизация


становится главным интересом в жизни, регулярность употребления алкоголя - 2—3 раза в неделю, нередко в одиночку); повышение толерантности к спиртному; утрата рвотного рефлекса; утренняя анорексия (отсутствие аппетита); палимсесты (частичная утрата памяти) опьянения. Алкоголизм у подростков встречается редко, поскольку заболевание развивается в течение определенного промежутка времени и зачастую не успевает сформироваться к совершеннолетию. Наиболее актуальной проблемой в этом возрасте является ранняя алкоголизация, которая и приводит к формированию алкоголизма к возрасту 20—22 лет. Ранняя алкоголизация — это знакомство со спиртным до 16 лет и регулярное его употребление в старшем подростковом возрасте. Ранняя алкоголизация рядом авторов рассматривается как нарушение поведения, требующее скорее психолого-педагогической, а не медицинской коррекции.

Определение наркотической аддикции (это болезненное состояние, характеризующееся явлениями психической и физической зависимости, настоятельной потребностью в повторном многократном употреблении психоактивных средств, принимающее форму непреодолимого влечения). Направления в исследованиях и практической деятельности проблем наркомании: юридический, медицинский, социально-психологический.

Причины приобщения молодежи к психоактивным веществам: в обществе присутствуют условия для немедленного удовлетворения желаний, связанных с получением удовольствия, что становится важным ингредиентом стиля жизни. Подростки обучаются возможности получать удовольствия, не вкладывая для этого своего труда, что нарушает развитие профессиональных навыков, обедняет эмоции. Вещества, изменяющие психическое состояние, действуют немедленно, изменение психического состояния возникает сразу, без каких-либо усилий. Длительный и постоянный просмотр телевизионных развлекательных программ препятствует развитию творческих возможностей, воспитывает пассивный подход к
жизни, что, в свою очередь, создаст благоприятную основу для развития аддиктивного поведения. Экономическое расслоение общества, безработица. Уменьшение мотиваций к обучению, приобретению знаний и навыков, потеря престижности многих профессий. Легкая доступность веществ, изменяющих психическое состояние. Реклама психоактивных веществ в средствах массовой информации.

Определение наркотической аддикции (это болезненное состояние, характеризующееся явлениями психической и физической зависимости, настоятельной потребностью в повторном многократном употреблении психоактивных средств, принимающее форму непреодолимого влечения).

Теория проблемного поведения: отсутствие уважения к власти, к нравственным и общественным нормам поведения ведет к росту преступности и наркотизации.

Теория стадий: употребление наркотиков — явление прогрессирующее. Оно начинается с алкоголя и сигарет с переходом в дальнейшем к употреблению для развлечения разрешенных и запрещенных законом наркотических веществ и заканчивается, в конце приёмом сильнодействующих наркотиков. Однако не всегда на смену одной стадии приходит другая.

Теория группы сверстников: семья подростка, религия, школа и друзья оказывают влияние на приобщение к наркотикам.

Определение наркотической аддикции (это болезненное состояние, характеризующееся явлениями психической и физической зависимости, настоятельной потребностью в повторном многократном употреблении психоактивных средств, принимающее форму непреодолимого влечения).

Употребление наркотиков, как и алкоголя, в подростковом возрасте носит групповой характер. Вначале употребление психоактивных веществ связано с желанием просто, из любопытства попробовать самому. Обычно употребление наркотиков начинается с единичных (эпизодических) случаев, затем становится все более частым и, наконец, систематическим. Период эпизодического упоения — это предболезнь, а переход к регулярным приёмам препарата чаще всего указывает на появление наркотической зависимости. Главными её признаками является влечение и абстинентный синдром. Вначале влечение дает о себе знать на уровне психической зависимости. Под влечением мы понимаем потребность в наркотике, обозначается как тяга, желание, хотение, голод, жажда и т. п. Наркоманам наркотик нужен, чтобы остановить психический комфорт, иначе будет плохое настроение, раздражительность, напряженность, пониженная работоспособность, доминирующие воспоминания, навязчивые желания. По мере дальнейшего развитии наркомании влечение проявляется на уровне физической зависимости: без дозы препарата расстраиваются функции нервной вегетативной системы и внутренних органон вплоть до тяжелых состояний (и субъективно, и объективно), даже до смертельных исходов.

Определение наркотической аддикции (это болезненное состояние, характеризующееся явлениями психической и физической зависимости, настоятельной потребностью в повторном многократном употреблении психоактивных средств, принимающее форму непреодолимого влечения).

Основные признаки: неожиданные изменения направленности интересов подростка и круга его и общения, не связанные с объективными причинами (переходом в другую школу, переездом в другую местность) в сочетании с появлением друзей или подруг, о которых вы ранее не знали; странные особенности поведения: периодическая и без видимых причин чрезмерная возбуждённость или заторможенность, агрессивность или пассивность, колебания настроения; изменения внешнего облика: явная неряшливость, непонятный запах одежды, волос, кожи лица, рук, изо рта. Особенно выдают человека, который употребляет наркотики, глаза: их блеск или затуманенность, суженные зрачки, мало реагирующие на изменение освещенности; появление у подростков различных предметов, которых вы ранее не видели: упаковки от таблеток, ампулы, кусочки фольги, чайная ложка в его вещах или чужие чайные ложки в доме, обычно с закопченной внешней стороной, а так же носимые с собой предметы, которые могут быть использованы в качестве жгута (резинка, провод, пояс, ремень и т.д.), кусочки каких-то растений.

При длительном злоупотреблении снотворными очень быстро формируется психопатоподобный дефект, напоминающий органический. Появляются утомляемость, истощаемость внимания, невозможность интенсивной умеренной деятельности. Падает работоспособность: больные работают только после приема достаточной дозы препарата, которая оказывает стимулирующее действие, в последующем довольно быстро из-за токсической энцефалопатии наступает деградация, проявляющаяся в замедлении мыслительных процессов и речи, выраженном интеллектуально-мнестическом снижении.

Зависимость при злоупотреблении седативными веществами встречаются довольно часто. Более склонны к использованию женщины. Причины могут быть как медицинскими (зависимость возникает в течение 1—2 лет), так и немедицинскими (зависимость формируется через 1 — 1,5 месяца). Отмечаются интеллектуально-мнестические нарушения, снижаются нравственные и этические нормы поведения. Больные становятся непригодными к работе, связанной как с интеллектуальной, так и с физической нагрузкой.

Имеют общие черты с наркоманией, но протекают мягче и не приводят к столь тяжелым последствиям. К ненаркотическим стимуляторам относятся лекарственные средства кофеин, алкалоиды кофеина, содержащиеся в чае и кофе. Опьянение сопровождается эйфорией, приливом сил, ясностью мышления, стремлением к деятельности. При регулярном приеме стимуляторов резко растет толерантность, которая может достигать большого количества кофеина в сутки. Длительный ежедневный прием стимуляторов вызывает истощение организма; их введение не дает уже эйфорического эффекта, а лишь поддерживает относительно удовлетворительное самочувствие. В абстиненции ведущими признаками являются признаки истощения: разбитость, усталость, сонливость, вялость. Хроническая интоксикация приводит к стойким нарушениям сна, потере веса, отсутствию аппетита. Фон настроения снижен. Деятельность перестает быть продуктивной, больные становятся конфликтными. В отдельных случаях развиваются состояния тревоги, страха; возможны состояния астенической спутанности. У мужчин отмечается снижение потенции. Хроническая интоксикация концентрированным чаем получила название чифиризма. Чифирь представляет собой кипяченую заварку чая. Иногда употребляют кофейную гущу («кофейный кисель»). Токсикомания чаше встречается в закрытых учреждениях, где резко затруднен доступ к наркотикам. Клиническая картина характеризуется двигательным и интеллектуальным возбуждением длительностью 4—5 часов.

Для лиц, злоупотребляющих галлюциногенами, характерны рецидивы психических расстройств через некоторое время после прекращения наркотизации. В одних случаях развиваются симптомы галлюцинаторно-параноидного расстройства или галлюцинаторной депрессии, в других воспроизводятся фрагменты перенесенных в интоксикации переживаний в виде зрительных галлюцинаций и иллюзий. В американской психиатрии такие явления получили название «возвратных вспышек». Продолжительность такой вспышки — от нескольких минут до нескол ьких десятков часов. Кроме того, использование галлюциногенов может привести к затяжному интоксикационному психозу, спровоцировать шизофрению, аффективный психоз. Галлюциногены не вызывают физической зависимости, однако формируют стойкую психическую зависимость. Толерантность при злоупотреблении наркотиком растет, но быстро снижается в случае прекращения употребления.

Острая никотиновая интоксикация может возникнуть у начинающих курильщиков с низкой толерантностью, а также у детей в случае употребления никотина внутрь (поедание сигарет, окурков). Симптомы отравления никотином включают тошноту, рвоту, обильное слюнотечение и боль в животе, тахикардию и подъем АД, одышку, сужение зрачка. В случае сильного отравления отмечаются спутанность сознания и возбуждение, расширение зрачка, сонливость, судороги и кома. Помимо никотина, в легкие попадают канцерогены — бензопирен и его производные. Курение является основной причиной возникновения ряда онкологических заболеваний.

Летучие ароматические вещества, летучие ингаляторы – вещества, которые вдыхают с целью получить токсическое опьянение. В настоящее время потребление ингаляторов распространено среди несовершеннолетних детского или младшего подросткового возраста. По данным В. Г. Москвичева, самый опасный возраст для приобщения к потреблению ЛАВ находится в пределах 11 — 12 лет. Широкое распространение ЛАВ в этой среде обусловлено следующими факторами: низкая стоимость, высокая доступность, легальность оборота, относительно простая техника потребления, характер интоксикации.

2.2. Характеристика не химических аддикций

Определение аддиктивного поведения (один из типов девиантного (отклоняющегося) поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций); нехимические аддикции, те, к которым в частности относятся азартные игры (гэмблинг), любовная аддикция, аддикция отношений (привычка человека к определённому типу отношений), работогольная аддикция, аддикция к трате денег, ургентная (состояние нехватки времени) и т.д.

Определение гемблинга (патологическая склонность к азартным играм) «заключается в частых повторных эпизодах участия в азартных играх, что доминирует в жизни субъекта и ведет к снижению социальных, профессиональных, материальных и семейных ценностей, не уделяется должного внимания обязанностям в этой сфере».

Характеристика гемблинга: постоянная вовлеченность, увеличение времени, проводимого в ситуации игры, изменение круга интересов, вытеснение прежних мотиваций игровой, постоянные мысли об игре, преобладание и воображении ситуаций, связанных с игровыми комбинациями, «потеря контроля», выражающаяся в неспособности прекратить игру как после большого выигрыша, так и после постоянных проигрышей, состояния психологического дискомфорта, раздражения, беспокойства, развивающиеся через сравнительно короткие промежутки времени после очередного участия в игре, с труднопреодолимым желанием снова приступить к игре. Такие состояния по ряду признаков напоминают состояния абстиненции у наркоманов, они сопровождаются головной болью, нарушением сна, беспокойством, сниженным настроением, нарушением концентрации внимания, характерно постепенное увеличение частоты участия в игре, стремление к все более высокому риску, периодически возникающие состояния напряжения, сопровождающиеся игровым «драйвом», все преодолевающим стремлением найти возможность участия в азартной игре, быстро нарастающее снижение способности сопротивляться соблазну.

Факторы предрасполагающие к гемблингу; стадии развития гемблинга: выйгрышей, пройгрышей, разочарования.

Определение гемблинга (патологическая склонность к азартным играм) «заключается в частых повторных эпизодах участия в азартных играх, что доминирует в жизни субъекта и ведет к снижению социальных, профессиональных, материальных и семейных ценностей, не уделяется должного внимания обязанностям в этой сфере».

Три подгруппы гемблеров: с нарушением поведения, эмоционально неустойчивые, антисоциальные гемблеры.

Особенности: потеря контроля за собственным поведением, желание достичь остроты ощущений, беспокойство, раздражительность, ложь и т.д.

Понятие интернет-аддикции (современные синонимы: нетаголизм, виртуальная аддикция, интернет-поведенческая зависимость, избыточное патологическое использование Интернета и др.) был предложен Goldberg для описания непреодолимого желания пользоваться интернетом. (Goldberg характеризует интернет - зависимость как оказывающую пагубное воздействие на бытовую, учебную, социальную и психологическую сферы деятельности»). Факторы создающие структуру притягательности Интернета: возможность многочисленных анонимных социальных интеракций; виртуальная реализация фантазий и желаний с установлением обратной связи; нахождение желаемых «собеседников», удовлетворяющих любым требованиям. Возможность установления контакта с новыми лицами и их прерывания; неограниченный доступ к информации, к различным видам развлечений; участие в различных играх. Психологические признаки интернет – зависимости: ютимия (несколько повышенное настроение) во время использования интернета; неудержимое влечение к выходу в интернет; увеличение количества времени нахождения в интернете; трудности прекратить сеанс связи; нарастающие отрицательные эмоции (раздражительность, дисфория, апатия, сниженное настроение, чувство пустоты, чувство скуки) вне общения с компьютером; потеря интереса к семье, работе, прежним увлечениям; безответственность, невыполнение обязанностей на работе и дома, частые ошибки в производственной деятельности. Психологические и физические симптомы, характерные для Интернет зависимости. Типы зависимости от компьютера: «сетевики», «рабочие», «исследователи».

Понятие зависимости от мобильных телефонов; формы аддикции к мобильным телефонам: болтоголизм, SMS – аддикции, все формы Интернет аддикции. Основные признаки аддикции к мобильным телефонам.

Понятие телевизионной аддикции (длительный просмотр телевизора, проявляющийся в слабо поддающейся контролю активности, которая замещает другие более продуктивные виды деятельности и которую трудно прекратить или снизить, другими словами – это расстройство, при котором человек имен непреодолимое (компульсивное) влечение к просмотру телепередач). Фазы телевизионной аддикции по Р. Кауфману. Критерии телевизионной аддикции: наличие трудно реализуемого желания меньше смотреть телевизор; безуспешные попытки ограничивать время, проводимое у телевизора; тревога, когда рядом нет телевизора; мысли о телевизоре, когда человек его не смотрит; замена просмотрим телевизора другой важной деятельности. Рекомендации по преодолению TV аддикции: воспользуйтесь поддержкой друзей и семьи; уберите телевизор из дома; снимите антенну; поставьте телевизор в неудобное для просмотра место; остерегайтесь компенсировать аддикцию за счёт просмотра видео; научитесь использовать время, которое раньше шло на просмотр телепередач и т.д.

Понятие любовной аддикции (это аддикция отношений с фиксацией на другом человеке. Такие отношения, как правило, возникают между двумя аддиктами; они получили название соаддиктивных, или созависимых. По Т. Тимрек, термин «любовная аддикция» может быть применим к лицам, которые навязчиво добиваются восстановления прежнего, доставляющего удовольствия уровня отношений с бывшим объектом любви. Типы любовных аддиктов: созависимые любовные аддикты; аддикты отношений; нарциссинеские любовные аддикты; амбивалентные любовные аддикты. Признаки любовной аддикции.

Аддикция избегания (уход от интенсивности в отношениях со значимым для себя человеком. Аддикт избегания проводит время в другой компании, на работе, в общении с другими людьми. Он стремится придать отношениям «тлеющий» характер).

Понятие сексуальной аддикции; признаки сексуальной аддикции являются: повторяющаяся потеря контроля над своим сексуальным поведением; продолжение такого сексуального поведения, несмотря на вредные по следствия. Формы активности сексуальной аддикции; формы проявления сексуальной аддикции. Фазы формирования сексуальной аддикции: сверхзанятрсть мыслями на сексуальную тематику, носящая обсессивный характер; фаза ритуализации поведения; фаза компульсивного сексуального поведения; фаза катастрофы или отчаяния.

Понятие «работогилизма» (это бегство от реальности посредством изменения своего состояния, которое в данном случае достигается фиксацией на работе. Причем и не представляет собой того, что она выполняет в обычных условиях: работоголик не стремится к работе в связи с экономической необходимостью, работа не является и одной из составных частей его жизни — она заменяет собой привязанность, любовь, развлечения, другие виды активности (Короленко). Одна из важных особенностей работоголизма — компульсивное стремление к постоянному успеху и одобрению со стороны окружающих. Аддикт испытывает страх потерпеть неудачу, «потерять лицо», быть обвиненным в некомпетентности, лени, оказаться хуже других в глазах начальства. С этим связано доминирование в психологическом состоянии чувства тревоги, которое не покидает работоголика ни во время работы, ни в минуты непродолжительного отдыха, который не бывает полноценным из-за постоянной фиксации мыслей на работе. Работоголик настолько фиксирован на работе, что постоянно отчуждается от семьи, друзей, все более замыкаясь в системе собственных переживаний.

Аддикция упражнений впервые была упомянута П. Бэкеланд, когда он исследовал эффект депривации физической нагрузки на паттерны сна. В дальнейшем концепция аддикции упражнений была популяризирована и разрабатывалась М. Сакс и Д. Паргман, которые предложили термин «аддикция бега». Авторы описали своеобразный синдром отмены, который развивается при депривации бега: тревога, напряжение, раздражительность, мышечные подергивания и т. д. В обзоре, посвященном аддикции упражнений, М. Мерфи указывает на три психофизиологических объяснения возникновения аддикции упражнений: термогеническая гипотеза, катехоламиновая гипотеза и эндорфиновая гипотеза. Термогеническая гипотеза предполагает, что упражнения увеличивают температуру тела, что снижает тонус мышц и снижает соматическую тревогу. Катехоламиновая и эндорфиновая гипотезы находятся в русле современных воззрений на нейрофизиологическую и неирофармакологическую природу возникновения всех химических зависимостей.

Аддикция к трате денег была описана и типизирована в соответствии с диагностическими критериями для обсессивно-компульсивного и аддиктивного расстройств в 1990-х годах. Четыре критерия аддикции к покупкам: часто возникает озабоченность покупками или внезапные порывы что-либо купить, ощущаемые как непреодолимые, навязчивые и/или бессмысленные; регулярно совершаются покупки не по средствам, часто приобретаются ненужные вещи, или хождение по магазинам занимает значительно больше времени, чем изначально планировалось; озабоченность покупками, внезапные порывы купить или связанные с этим особенности поведения сопровождаются ярко выраженным дистрессом, неадекватной тратой времени, становятся серьезной помехой, как в повседневной жизни, так и в профессиональной сфере, или влекут за собой финансовые проблемы (например, долги или банкротство); чрезмерное увлечение покупками или хождением по магазинам необязательно проявляется в периоды гипомании или мании. Аддикция к трате денег проявляется повторным, непреодолимыми желанием совершать множество покупок. В промежутках между покупками нарастает напряжение, которое может быть ослаблено очередной покупкой, после чего обычно возникает чувство вины. В целом характерен широкий спектр негативных эмоций, свойственных аддиктам, положительные эмоции вплоть до эйфории возникают только в процессе совершения покупки. У этой категории аддиктов растут долги, возникают проблемы во взаимоотношениях с семьей, могут быть проблемы с законом. Иногда аддикция реализуется через интернет-покупки, которые совершаются не в супермаркетах, а в виртуальных магазинах.

Понятие религиозной аддикции; Симптомы религиозной аддикции: неспособность думать, сомневаться и задавать вопросы по поводу религиозной информации; прямолинейное мышление; основанная на стыде вера, что ты недостаточно хорош и не всё правильно делаешь, ригидное навязчивое следование правилам, этическим нормам и предписаниям; готовность всюду находить зло; компульсивное стремление к молитвам, походам в церковь или миссионерской деятельности; нереалистичные финансовые пожертвования; чрезмерные посты и т.д. Поведенческие особенности религиозного аддикта: повышенное настроение во время исполнения религиозных действий, которое снижается, когда нельзя посещать церковь, ежедневно читать Библию, молиться в достаточном количестве; предпочитает общаться с людьми, чьи религиозные предпочтения близки; отвергает бывших друзей или даже членов семьи, если они не разделяют его взглядов; посещает церкви и собрания вместе с людьми, верящими в те же культы, «близкими по духу».

Понятие аддикции к аудиостимулам (зависимость от постоянного прослушивания громкой музыки). Критерии аддикции: прослушивание радио или стерео, когда читаете или учитесь, прослушивание радио или стерео когда работаете, когда общаетесь с друзьями, занимаетесь домашними делами, когда засыпаете, когда едете на машине и т.д.

Понятие аддиктивного переедания (особый вид зависимости, с одной стороны - это психологическая зависимость, а с другой - происходит «игра» на удовлетворении голода. По мере того, как еда начинает использоваться уже не как средство утоления голода, а как средство психологического ухода от проблем, происходит определённое влияние на драйв удовлетворения голода с искусственным его стимулированием). Признаки аддиктивного переедания: фиксация на сладостях, мучнистой еде; желание скорее «закусить», чем съесть полноценную пищу; колебания в энергетическом уровне, резкие смены чувства физической силы и физической слабости; колебания способности концентрировать внимание, смена мотиваций; периоды отнятия, необъяснимые приступы гнева; повышенную эмоциональность и сенситивность, плач, чувство незащищенности; проблемы с весом, случаи неконтролируемого объедания. Последствия аддиктивного переедания.

Понятие аддиктивного голодания (это, как правило, дисморфофобические переживания, связанные с недовольством собственной внешностью, в том числе и излишним весом. «Недостатки» фигуры, с точки зрения больного, настолько бросаются в глаза окружающим, что они всячески «дают понять», насколько они уродливы и отвратительны). Причины возникновения аддиктивного голодания: медицинские и немедицинские. Фазы голодания. Последствия аддиктивного голодания.

Аддикция к шоколаду («chocolate addiction», «chocoholism» — в терминологии зарубежных авторов) может приводить как к усилению положительных эмоций и снижению тревоги, так и возникновению чувства вины, негативных эмоций, злости, депрессии при переедании.

Ургентная аддикция – проявляется в привычке находиться в состоянии постоянной нехватки времени. Пребывание в каком-то ином состоянии способствует развитию у человека чувства дискомфорта и отчаяния.

Коллекционирование – рассматривается как особый вид обладания, суть коллекционирования – это выстраивание вокруг себя реальности, состоящей из особых вещей. Два варианта коллекционирования: коллекционирование старинных вещей и коллекционирование «подлинных вещей».

Зависимость от весёлого автовождения – может быть рассмотрен как вариант спортивной аддикции (увлечение экстремальным спортом).

Духовный поиск - направления духовного поиска бывают самые различные — группы личностного роста, голотропное дыхание, телесно-ориентированная терапия, группы встреч, эзотерические и религиозные встречи и т.д.

Состояние перманентной войны - встречается у больных алкоголизмом ветеранов боевых действий, находившихся в состоянии ремиссии, будучи в ремиссии, эти лица стремились к созданию опасных ситуаций, неоправданного риска — «хотелось встряхнуться, давно не воевал». В этих ситуациях больные нередко совершали асоциальные и криминальные действия.

МОДУЛЬ 3. Психологическая работа с аддиктивной личностью

3.1. Диагностика, профилактика и коррекция аддиктивного поведения

Профилактика отклоняющегося поведения предполагает систему общих и специальных мероприятий на различных уровнях социальной организации: общегосударственном, правовом, общественном, экономическом, медико-санитарном, педагогическом, социально-психологическом. Условиями успешной профилактической работы считают ее комплексность, последовательность, дифференцированность, своевременность. Последнее условие особенно важно в работе с активно формирующейся личностью.

ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) предлагает выделять первичную, вторичную и третичную профилактику.

Первичная профилактика направлена на устранение неблагоприятных факторов, вызывающих определенное явление, а также на повышение устойчивости личности к влиянию этих факторов. Первичная профилактика может широко проводиться среди подростков.

Задача вторичной профилактики — раннее выявление и реабилитация нервно-психических нарушений и работа с «группой риска», например подростками, имеющими выраженную склонность к формированию отклоняющегося поведения без проявления такового в настоящее время.

Третичная профилактика решает такие специальные задачи, как лечение нервно-психических расстройств, сопровождающихся нарушениями поведения. Третичная профилактика также может быть направлена на предупреждение рецидивов у лиц с уже сформированным девиантным поведением.



Психопрофилактическая работа может входить в комплекс мероприятий всех трех уровней. Считается, что она наиболее эффективна в форме воздействия на условия и причины, вызывающие девиантное поведение, на ранних этапах появления проблем. Существуют различные формы психопрофилактической работы.
6. Планы семинарских занятий.

Семинарское занятие

  1   2   3   4   5


База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка