Рабочая программа на 2014/2015 учебный год. Учитель: Категория: Предмет : Биология Класс: 9 Рассмотрено на заседании мо педагогов




Скачати 272.96 Kb.
Дата конвертації21.04.2016
Розмір272.96 Kb.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Березовская средняя общеобразовательная школа № 10.


Утверждаю:

и.о. Директора МБОУ

Березовская СОШ № 10

Н. Н.Сухарева

___________________

№_____

«___»_________2014 г.


Рабочая программа

на 2014/2015 учебный год.


Учитель:

Категория:

Предмет: Биология

Класс: 9

Рассмотрено на заседании

МО педагогов

Естественно-математического

направления

«___»____________ 2014 г.

Протокол № ___

Руководитель МО

____________О. В. Полозова

Согласованно:

«_____»_________2014 г.

Заместитель директора по УВР

_____________ Н. Н. Сухарева
Программа: авторская программа основного общего образования по биологии для 9 класса – авторы: В.Б.Захаров, Е.Т.Захарова, Н.И.Сонин – М.: Дрофа, 2007
Учебник: 9 класс, Учебник для общеобразовательных учебных учреждений
Авторы: В.Б.Захаров, Е.Т.Захарова, Н.И.Сонин

Название: Биология. Общие закономерности.

Издательство: М.: Дрофа, 2006.- 282 с.


Количество часов в неделю:


  • по программе: ___2________




  • по учебному плану школы: ____2_____



  • практические работы: ______8_________


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на базе авторской программы (авторы: В.Б.Захаров, Е.Т.Захарова, Н. И. Сонин) основного общего образования по предмету «Общая биология» за 9 класс, которая рассчитана на 2 часа в неделю с общим количеством 70 часов за весь курс(авторская программа допущена Министерством образования и науки Российской Федерации), с учетом школьного учебного плана общее количество часов программы 70 часов.

Согласно федеральному компоненту учебного плана данный курс биологии полностью реализуется и соответствует программе.

При изучении темы «Развитие жизни на Земле» часовой объем программы увеличен на 1 час (с 3 часов до 4 часов) для закрепления и обобщения изученного материала темы.

При изучении раздела «Размножение и индивидуальное развитие организма» часовой объем программы увеличен на 1 час (с 5 часов до 6 часов) для закрепления и обобщения изученного материала раздела.

При изучении раздела «Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии» часовой объем программы увеличен на 2 часа (с 5 до 7 часов) для более подробного изучения темы «Формы взаимоотношений между организмами» и для закрепления и обобщения изученного материала раздела.

Для повторения и закрепления знаний учащихся по курсу «Общая биология» взяты 4 часа из резервного времени.

Дополнительные часы взяты из резервного времени, предусмотренного авторской программой.


Цель: Изучение и формирование у учащихся теоретических и прикладных основ общей биологии.
Задачи:

  • Научить учащихся пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения происхождения и развития жизни на Земле, а так же различных групп растений и животных, в том числе и человека.

  • Продолжить развитие у учащихся давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам.

  • Закрепить навык работы с микроскопом и изготовления простейших препаратов для микроскопических исследований.

  • Вырабатывать у учащихся навыки: решать генетические задачи, составлять родословные, строить вариационные кривые на растительном и животном материале, работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план текста, конспект, реферат, владеть языком предмета.


Межпредметные связи:

Неорганическая химия, органическая химия, физическая и экономическая география, физика.

Для контроля уровня знаний учащихся используются такие виды и формы контроля как: дифференцированный, индивидуальный, письменный опрос, самостоятельная, проверочная работа, тестирование, диктант, письменные домашние задания.


Компетенции


Знать

  • Особенности жизни как формы существования материи.

  • Роль физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня организации.

  • Фундаментальные понятия биологии.

  • Сущность процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости.

  • Основные биологические теории: клеточную, хромосомную теорию наследственности, эволюционную, антропогенеза.

  • Соотношение социального и биологического в эволюции человека.


Уметь

  • Пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а так же различных групп растений и животных, в том числе и человека.

  • Давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам.

  • Работать с микроскопом и изготавливать простейшие препараты для микроскопических исследований.

  • Решать генетические задачи, составлять родословные, строить вариационные кривые на растительном и животном материале.

  • Работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат.

  • Владеть языком предмета.

  • Кратко пересказывать доступный по объему текст естественно-научного характера.

  • Пользоваться приборами и следовать правилам безопасности при проведении практических работ.

  • Пользоваться правилами поведения в природной среде.

  • Оценивать этические аспекты некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).


СТРУКТУРА КУРСА


п/п

Тема

Количество часов




Введение.

1

1


Раздел 1. Эволюция живого мира на Земле.

Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов.


2


2

Развитие биологии в додарвиновский период.

2

3

Теория Ч.Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора.

5

4

Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора.

2

5

Микроэволюция.

2

6

Биологические последствия адаптации. Макроэволюция.

3

7

Возникновение жизни на Земле.

2

8

Развитие жизни на Земле.

4

9


Раздел 2. Структурная организация живых организмов.

Химическая организация клетки.



2


10

Обмен веществ и преобразование энергии в клетке.

3

11

Строение и функции клеток.

5

12


Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов.

Размножение организмов.



2


13

Индивидуальное развитие организмов (онтогенез)

4

14


Раздел 4. Наследственность и изменчивость организмов.

Закономерности наследования признаков.



10


15

Закономерности изменчивости.

6

16

Селекция растений, животных и микроорганизмов.

4

17


Раздел 5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии.

Биосфера, ее структура и функции.



4


18

Биосфера и человек.

3

19

Заключение.

4




Итого

70

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ


п/п

Тема

Кол-во

Сроки проведения

1

2


Лабораторная работа №1

Изучение приспособлений организмов к среде обитания.



Лабораторная работа №2

Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений.



1

1


1 четверть

3



Лабораторная работа №3

Изучение клеток бактерий, растений и животных на готовых микропрепаратах.



1


2 четверть

4

5


Лабораторная работа №4

Решение генетических задач и составление простейших схем скрещивания.



Лабораторная работа №5

Построение вариационного ряда и вариационной кривой.



1

1



3 четверть

6

7


8

Лабораторная работа №6

Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).



Лабораторная работа №7

Изучение и описание экосистем своей местности, выявление типов взаимодействий разных видов в данной экосистеме.



Лабораторная работа №8

Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах.



1

1


1

4 четверть




ИТОГО

8






СПИСОК МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРЕДМЕТУ:


  1. С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, Н.И.Сонин «Биология. Общие закоомерности. 9 класс»; учебник для общеобразовательных учебных заведений. М.: Дрофа, 2006.

  2. Т.А Козлова, В.С.Кучменко; Биология в таблицах. 6-11 классы: Справочное пособие. М.: Дрофа 2002.

  3. Г.И.Лернер. Общая биология. Поурочные тесты и задания. М.: «Аквариум», 1998.

  4. А.В.Пименов, И.И.Пименова. Биология. Дидактические материалы по разделу «Общая биология». М.: «Издательство НЦЭНАС», 2004.

  5. Л.В.Реброва, Е.В.Прохоросва. Активные формы и методы обучения биологии. М.: Просвещение, 1997.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, РЕКОМЕНДОВАННОЙ ДЕТЯМ:


  1. В.Н.Фросин, В.И.Сивоглазов, Готовимся к Единому государственному экзамену: Общая биология, М.: Дрофа, 2004, 216 с.

  2. С.В.Цибулевский, В.Б.Захаров, Н.И.Сонин, «Биология. Общие закономерности. 9 класс»: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Общие закономерности. 9 класс», М.:2004, 128 с.


Тематическое планирование по Общей биологии 9 класс («Общая биология» авторы В.Б.Захаров, Е.Т.Захарова, Н.И.Сонин) (70 часов, 2 часа в неделю)


№ урока

Дата

Тема урока

Содержание урока

часы

примечание

теория

Практ.

всего




Введение (1 час)




1




1. Место курса «Общая биология» в системе естественно-научных дисциплин.

Цели и задачи курса «Общая биология». Значение предмета.

1




1







РАЗДЕЛ 1

Эволюция живого мира на Земле (22 час)

Тема 1. Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов. (2 часа)




2




1. Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов.

Уровни организации живой природы. Обмен веществ и саморегуляция в биологических системах. Самовоспроизведение, изменчивость и наследственность как основа существования живой материи. Рост и развитие.

1




1




3




2. Царства живой природы. Видовое разнообразие.

Краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов.

1




1







Тема 2. Развитие биологии в додарвиновский период. (2 часа)




4




1. Развитие биологии в додарвиновский период.

Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности и неизменности живой природы.

1




1




5




2.Работы К.Линнея. Зволюционая теория Ж.Б.Ламмарка.

Работы К.Линнея по систематике растений и животных. Зволюционая теория Ж.Б.Ламмарка.

1




1







Тема 3. Теория Ч.Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора. (5 часов)




6




1. Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина.

Достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч.Дарвина о естественном отборе.

1




1




7




2. Учение Ч.Дарвина о искусственном отборе.

Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства.

1




1




8




3. Учение Ч.Дарвина о естественном отборе.

Вид — элементарная эволюционная единица.

1




1




9




4.Борьба за существование и естественный отбор.

Борьба за существование и естественный отбор. Формы борьбы. Виды отбора.

1




1




10




5. Обобщающий урок по темам: «Развитие биологии в додарвиновский период», «Теория Ч.Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора»

Повторение темы.

0,5

0,5

1

Тест




Тема 4. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора. (2 часа)




11




1. Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. Лабораторная работа №1

Изучение приспособленности организмов к среде обитания.



Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. Забота о потомстве.

0,5

0,5

1




12




2. Физиологические адаптации.

Физиологические адаптации.

1




1







Тема 5. Микроэволюция. (2 часа)




13




1.Вид как генетически изолированная система.

Критерии вида. Репродуктивная изоляция и ее механизмы. Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование.

1




1




14




2. Популяция — элементарная единица эволюция. Лабораторная работа №2

Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений.



Популяционная структура вида, экологические и генетические характеристики популяций.

0,5

0,5

1







Тема 6. Биологические последствия адаптации. Макроэволюция. (3 часа)




15




1. Главные направления эволюционного процесса.

Биологический прогресс и биологический регресс (А.Н.Северцов). Пути достижения биологического прогресса.

1




1




16




2. Основные закономерности эволюции. Результат эволюции.

Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм, правила эволюции групп организмов. Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации.

1




1




17




3 Обобщающий урок по темам: «Микроэволюция», «Макроэволюция»

Повторение темы.

0,5

0,5

1

Тест




Тема 7. Возникновение жизни на Земле. (2 часа)




18




1.Органический мир как результат эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле.

Органический мир как результат эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле. Химический, предбиологический (теория академика А.И.Опарина), биологический и социальный этапы развития живой материи.

1




1




19




2.Филогенетические связи в живой природе.

Филогенетические связи в живой природе. Естественная классификация живых организмов.

1




1







Тема 8. Развитие жизни на Земле. (4 часа)




20




1. Развитие жизни на Земле в архейскую, протерозойскую и палеозойскую эру.

Первые следы жизни на Земле. Появление всех типов беспозвоночных животных. Первые хордовые: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. Развитие водных растений. Появление и эволюция сухопутных растений, Папоротники. Голосеменные растения.

1




1




21




2. Развитие жизни на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эру.

Появление и распространение покрытосеменных растений. Появление птиц и млекопитающих. Появление и развитие приматов.

1




1




22




3. Происхождение человека. Место человека в живой природе.

Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного мира. Стадии эволюции человека. Свойства человека как биологического вида. Человеческие расы, антинаучность расизма.

1




1




23




4. Обобщающий урок по темам: «Возникновение жизни на Земле», «Развитие жизни на Земле».

Повторение темы.

0,5

0,5

1

Тест




РАЗДЕЛ 2. Структурная организация живых организмов. (10 часов)

Тема 1. Химическая организация клетки. (2 часа)




24




1. Элементарный состав клетки. Неорганические молекулы живого вещества.

Распространенность элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы. Макроэлементы. Микроэлементы.

1




1




25




2. Органические молекулы. Биологические полимеры. Белки, жиры, углеводы, ДНК, РНК.

Функции белковых молекул. Углеводы, их строение и биологическая роль. Жиры — основной структурный элемент клеточных мембран и источник энергии. Редупликация ДНК, передача наследственной информации из поколения в поколение. РНК, структура и функции. Информационные, транспортные, рибосомальные РНК.

1




1







Тема 2. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. (3 часа)




26




1. Обмен веществ и превращение энергии в клетке.

Транспорт веществ через клеточную мембрану. Пино- и фагоцитоз. Ассимиляция, диссимиляция.

1




1




27




2. Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии в клетке.

Расщепление глюкозы — гликолиз, брожение, дыхание.

1




1




28




3. Биосинтез белков, жиров и углеводов в клетке.

Биосинтез белков: ген, триплет, генетический код, кодон, транскрипция, трансляция, антикодон. Принцип комплементарности. Биосинтез жиров и углеводов в клетке.

1




1







Тема 3. Строение и функции клеток. (5 часов)




29




1.Прокариотические клетки. Строение бактериальной клетки.

Прокариотические клетки, форма и размеры. Строение цитоплазмы бактериальной клетки, организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий, спорообразование, размножение. Место и роль прокариот в биоценозах.

1




1




30




2. Эукариотическая клетка. Цитоплазма, органеллы цитоплазмы

Эукариотическая клетка. Цитоплазма эукариотической клетки, органеллы цитоплазмы, их структура и функции. Цитоскелет, включения, их роль в метаболизме клеток. Особенности строения растительной клетки.

1




1




31




3. Эукариотическая клетка. Клеточное ядро.

Клеточное ядро — центр управления жизнедеятельностью клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин (гетерохроматин), ядрышко.

1




1




32




4. Деление клеток. Клеточная теория строения организмов. Лабораторная работа №3

Изучение клеток бактерий, растений и животных на готовых микропрепаратах.



Понятие о дифференцировке клеток в многоклеточном организме. Митотический цикл: интерфаза, Редупликация ДНК, митоз, фазы митотического деления, биологический смысл и значение митоза (бесполое размножение, рост, восполение клеточных потерь в физиологических и патологических условиях. Клеточная теория строения организмов.

0,5

0,5

1




33




5. Обобщающий урок по разделу «Структурная организация живых организмов».

Повторение темы.

0,5

0,5

1

Тест




РАЗДЕЛ 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов. (6 часов)

Тема 1. Размножение организмов. (2 часа)




34




1. Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение.

Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных, вегетативное размножение.

1




1




35




2. Половое размножение животных и растений.

Образование половых клеток, гаметы, гермафродитизм. Особенности сперматогенеза и овогенза. Оплодотворение, осеменение. Биологическое значение полового размножения.

1




1







Тема 2. Индивидуальное развитие организмов, онтогенез. (4 часа)




36




1. Эмбриональный период развития.

Основные закономерности дробления, образование однослойного зародыша — бластулы. Гаструляция, закономерности образования двухслойного зародыша — гаструлы. Первичный органогенез и дальнейшая дифферецировка тканей, органов и систем.

1




1




37




2. Постэмбриональный период развития.

Формы постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие: полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Прямое развитие. Старение.

1




1




38




3. Общие закономерности развтия.

Закон зародышевого сходства. Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков (закон К.Бэра). Биогенетический закон (Э.Геккель и К.Мюллер). Работы А.Н.Северцова. Об эмбриональной изменчивости.

1




1




39




4. Обобщающий урок по разделу «Размножение и индивидуальное развитие организмов»

Повторение темы.




1

1

Тест




РАЗДЕЛ 4.Наследственность и изменчивость организмов.(20 часов)

Тема 2. Закономерности наследования признаков. (10 часов)




40




1. Открытие Г.Менделем закономерностей наследования признаков.

Ген, мутация, генотип, локус, хромосома, аллельные гены, фенотип.

1




1




41




2. Гибридологический метод изучения наследственности Г.Менделя.

Цветковые растения, самоопыление, перекрестное опыление, наследственность, чистые линии. Гибридологический метод — метод скрещивания.

1




1




42




3. Первый закон Г.Менделя

Половое размножение, гибридизация, гибрид, моногибридное скрещивание, доминантный и рецессивный признаки, гомозиготность, гетерозиготность. Закон доминирования, неполное доминирование.

1




1




43




4.Второй закон Г.Меделя.

Рецессивный, доминантный ген. Закон расщепления. Закон чистоты гамет.

1




1




44




5.Третий закон Г.Менделя.

Дигибридное, полигибридное скрещивание, гомозиготные особи, альтернативные признаки. Анализирующее скрещивание

1




1




45




6. Генетическое определение пола. Лабораторная работа №4

Решение генетических задач и составление родословных.




Гетерогаметный пол, гомогаметный пол, половые хромосомы. Расщепление фенотипа по признаку определения пола. Наследование признаков, сцепленных с полом.

0,5

0,5

1




46




7. Решение генетических задач и составление родословных.

Закономерности наследования признаков при моногибридном, дигибридном, анализирующем скрещивании. Неполное доминирование, наследование, сцепленное с полом.

1




1




47




8. Генотип, как целостная система.

Аллельный гены, генотип, доминирование, фенотип. Качественные и количественные признаки.

1




1




48




9. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определении признаков.

Комплементарность, плейотропия, эпистаз, полимерия.

1




1




49




10.Обобщающий урок по теме «Закономерности наследования признаков»

Повторение темы.




1

1

Тест




Тема 2. Закономерности изменчивости. (6 часов)




50




1. Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость.

Формы изменчивости. Мутация, геном, виды мутаций.

1




1




51




2. Значение мутаций для практики сельского хозяйства. Биотехнология

Изменчивость, мутаген. Гетерозис и полиплоидия, их значение. Сорт, порода, штамм.

1




1




52




3. Комбинативная изменчивость.

Эволюционное значение комбинативной изменчивости.

1




1




53




4. Фенотипическая изменчивость.

Фенотипическая или модификационная изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.

1




1




54




5.Построение вариационной кривой. Лабораторная работа №5

Построение вариационного ряда и кривой.



Вариационный ряд, вариационная кривая(размеры листьев растений, антропометрические данные учащихся). Изменчивость, модификация, норма реакции.

0,5

0,5

1




55




6.Обобщающий урок по теме «Закономерности изменчивости»

Повторение темы




1

1

Тест




Тема 3. Селекция растений, животных и микроорганизмов. (4 часа)




56




1. Центры происхождения и многообразие культурных растений.

Сорт, порода, штамм. Экспедиция и работы Н.И.Вавилова.

1




1




57




2. Методы селекции растений и животных.

Гетерозис и полиплоидия, их значение. Селекция микроорганизмов.

1




1




58




3. Достижения и основные направления современной селекции.

Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей помышленности.

1




1




59




4. Обобщающий урок по теме «Селекция растений, животных и микроорганизмов»

Повторение темы




1

1

Тест




РАЗДЕЛ 5. Взаимоотношение организма и среды. Основы экологии. (7 часов)

Тема 1. Биосфера, ее структура и функции. (4 часа)




60




1. Структура биосферы. Круговорот веществ в природе.

Биосфера — живая оболочка планеты. Компоненты биосферы: живое вещество (видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу), биокосное вещество и косное вещество биосферы (В.И.Вернадский). Биогенные механизмы, гумус, микроэлементы, фильтрация.













61




2. Биогеоценозы, биоценозы, видовое разнообразие. Лабораторная работа №6

Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).



Естественные сообщества живых организмов. Компоненты биогеоценозов: подуценты, консументы, редуценты. Биогеоценозы, видовое разнообразие, плотность популяции, биомасса. Цепи питания.

0,5

0,5

1




62




3.Абиотические и биотические факторы среды.













63




4. Формы взаимоотношений между организмами. Лабораторная работа №7

Изучение и описание экосистемы своей местности. Выявление типов взаимодействия разных видов в данной экосистеме.



Позитивные взаимоотношения: симбиоз, мутуализм, кооперация, комменсализм. Антибиотические взаимоотношения: хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтрализм.

0,5

0,5

1







Тема 2. Биосфера и человек. (3 часа)




64




1.Природные ресурсы и их использование.

Природные ресурсы и их использование. Агроэкосистемы.

1




1




65




2. Проблемы рационального природопользования, охрана природы.

Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе). Защита от загрязнений, сохраненние эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты.

0,5

0,5

1




66




3. Обобщающий урок по разделу «Взаимоотношение организма и среды. Основы экологии».

0,5

0,5

1

тест




Заключение (4 часа)




67




Повторение разделов «Эволюция живого мира» «Структурная организация живых организмов»

1




1




68




Промежуточная аттестация

1




1




69




Повторение раздела «Размножение и индивидуальное развитие организмов»

1




1




70




Повторение раздела «Наследственность и изменчивость».

1




1




Итого 70


База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка