Рабочая программа по дисциплине «Инфекционные болезни»




Сторінка1/6
Дата конвертації24.04.2016
Розмір1.11 Mb.
  1   2   3   4   5   6
Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дагестанская государственная медицинская академия»

Минздравоохранения Российской Федерации

УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе

профессор_________________Маммаев С.Н.


«___»__________________________2014 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



по дисциплине «Инфекционные болезни»

Специальность__________________________ 040200 «Педиатрия»

Факультет______________________________ Педиатрический

Кафедра________________________________Инфекционных болезней

Квалификация выпускника ______________ Врач - педиатр

Курс___________________________________ 5-6

Семестр________________________________ 10-11

Всего трудоемкость (зач.ед/часы)__________4,1/150

Лекции_________________________________30 час.

Практические занятия____________________70 час.

Самостоятельная работа__________________ 50 час.

Вид контроля: Экзамен __________________11 семестр

Махачкала 2014 г.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по

специальности 040200 «Педиатрия» с учетом рекомендаций примерной программы по дисциплине «Инфекционные болезни» МО РФ, 2003 г.


Рабочая программа одобрена на заседании кафедры инфекционных болезней

от _____________________2014г, протокол № ________


И.о. зав. кафедрой, к.м.н., доцент ______________ Пашаева С.А.

Рабочая программа согласована




  1. Директор НМБ ДГМА_______________________Бекеева А.В.




  1. УМО _____________________________________Загирова Н.А.




  1. Зам. декана

педиатрического факультета_______________Абдулкадыров С.П.


Рабочая программа рассмотрена на заседании совета факультета ДГМА

от «________»_____________2014 г. Протокол №__________


Председатель СФ ___________________ Алискандиев А.М.

(подпись)


Составители:


И.о. зав. кафедрой, доцент, к.м.н. ________________ Пашаева С.А.

Рецензент:

Зав. кафедрой

инфекционных болезней ФПК ППС, доц., к.м.н____________Арбулиева Е.А.



СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА




1. Цели и задачи освоения дисциплины




1.1. Цель освоения дисциплины




1.2. Задачи изучения дисциплины




2. Место дисциплины в структуре ОПП ВПО




3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения учебной дисциплины




4. Структура и содержание учебной дисциплины




Модуль «Инфекционные болезни»




4.1. Объем модуля и виды учебной работы




4.2. Тематический план лекций




4.3 Тематический план практических занятий




4.4. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов




5. Интерактивные формы проведения занятий




6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы




6.1. Критерии оценки текущего контроля знаний по пятибалльной системе




6.2. Критерии оценки промежуточного контроля знаний




6.3. Примеры оценочных средств




6.3.1. Примеры тестовых заданий текущего контроля знаний (с эталонами ответов)




6.3.2. Примеры ситуационных задач текущего контроля знаний (с эталонами ответов).




6.3.3. Тестовые задания текущего контроля (с эталонами ответов)




6.3.4. Перечень практических навыков, которыми должен обладать студент после освоения модуля «Инфекционные болезни»




6.3.5. Перечень вопросов к экзамену




7. Учебно-методическое и информационное обеспечение




7.1. Основная литература




7.2. Дополнительная литература




7.3. Базы данных, информационно-справочные и информационные системы




8. Материально-техническое обеспечение дисциплины





  1. Цели и задачи дисциплины освоения дисциплины.

    1. Цель освоения дисциплины: формирование профессиональных компетенций в области знаний по общей и частной инфектологии, а также принципов диагностики, лечения и профилактики инфекционных болезней.

    2. Задачи изучения дисциплины:

- изучение студентами этиологии и патогенеза инфекционных заболеваний;

- приобретение студентами знаний по общей инфектологии и отдельных нозологических формах инфекционных болезней;

- обучение студентов диагностике важнейших клинических синдромов при инфекционных заболеваниях и определению тяжести течения инфекционного процесса;

- обучение студентов выбору оптимальных методов лабораторного и инструментального обследования при инфекционных заболеваниях;

- обучение студентов составлению алгоритма дифференциальной диагностики;

- обучение студентов оказанию инфекционным больным первой врачебной помощи при возникновении неотложных состояний;

- обучение студентов определению показаний для госпитализации инфекционного больного;

- обучение студентов выбору оптимальных схем этиотропного и патогенетического лечения при основных нозологических формах инфекционных болезней;

- обучение проведению полного объема лечебных и профилактических мероприятий в соответствие со стандартами лечения на дому больных с различными нозологическими формами инфекционных болезней;

- обучение проведению диспансерного наблюдения и реабилитации пациентов в период реконвалесценции;

- формирование у студентов умений по оформлению истории болезни с написанием в ней обоснования диагноза, дифференциального диагноза, эпикризов и т.д.;

- ознакомление студентов с принципами организации и работы инфекционных больниц, с организацией ведения больных и делопроизводства в условиях амбулаторно-поликлинических учреждений;

- формирование навыков изучения научной литературы и официальных статистических обзоров;

- обучение студентов технике безопасности при работе с инфекционными больными;

- формирование навыков общения с больным с учетом этических и деонтологических особенностей инфекционной патологии.


  1. Место учебной дисциплины в структуре ООП ВПО.

    1. Дисциплина относится к профессиональному циклу С3 по специальности «Педиатрия »в 10, 11 семестрах.

    2. Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и навыки, формируемые следующими дисциплинами:

- Латинский язык - основы латинской грамоты.

- Микробиология - общие закономерности жизнедеятельности всех классов микроорганизмов, их роль и значение для жизни и здоровья человека. Представление о морфологии, физиологии генетике микробов, процессах их метаболизма, размножения, процессах обуславливающих возникновение и течение инфекционных заболеваний, закономерностях выздоровления и невосприимчивости организма. Знание частного раздела медицинской микробиологии, вопросов патогенеза, методов микробиологической диагностики, специфической профилактики и терапии инфекционных заболеваний.

- Патофизиология - общие закономерности нормального течения работы клеток, органов и систем организма в целом, а также частных результатов исследования отдельных болезней человека. Учение о болезни, этиологии, патогенезе, исходах болезни, шоке, аллергии, реактивности и инфекционном процессе, воспалении, лихорадке.

- Биохимия - основы биохимических процессов в организме у здоровых детей и при различных патологических состояниях. Нарушения обмена веществ, изменения системы кровообращения, дыхания, пищеварения, печени, нервной системы.



- Патологическая анатомия - вопросы и методы структурных изменений органов и тканей. Морфологические проявления болезни при инфекционной патологии у детей.

- Фармакология - основы фармакодинамики и фармакокинетики, основные принципы приготовления лекарственных препаратов, навыки работы с рецептами.

- Пропедевтика детских болезней - вопросы особенности детского организма, методики исследования здорового и больного ребенка в возрастном аспекте, семиотики основных поражений органов и систем у детей, диететики здорового ребенка, технологии приготовления детской пищи.

- Факультетская педиатрия - вопросы этиологии, патогенеза, изменения обмена веществ в организме, профилактики и лечения острых болезней внутренних органов при типичном их течении.



- Госпитальная педиатрия - анатомо-физиологические особенности недоношенного ребенка, заболевания периода новорожденности, атипичные осложненные формы заболевания, вопросы дифференциальной диагностики, этиологии, патогенеза, клиники, течения и лечения заболевания у каждого курируемого ребенка.

- Нервные болезни - вопросы патогенеза неврологических синдромов, методы их исследования, клинические синдромы повреждения нервной системы при инфекциях.

- Эпидемиология - вопросы эпидемиологической закономерности, распространенности, заболеваемости, сезонности, профилактики и реабилитации больных инфекционными заболеваниями.

- Общие инфекционные заболевания взрослых - особенности этиологии, клиники, диагностики и лечения инфекций у взрослых.

- Медицинская биология и общая генетика. Понятие об экосистеме, знание общих закономерностей развития живой природы и влияния окружающей среды на формирование наследственных факторов.



- Гистология, цитология, эмбриология. Гистогенез и описание строения тканей.

- Нормальная физиология. Закономерности функционирования клеток, тканей, органов, систем здорового организма и механизмы их регуляции. Показатели функций здорового организма.

- Микробиология, вирусология, иммунология. Понятие об иммунитете и аллергии, микробиологические аспекты химиотерапии.


  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате

освоения учебной дисциплины

Студент по завершению освоения программы учебной дисциплины «Инфекционные болезни» должен обладать следующими общекультурными и профессиональными компетенциями:



Коды формируемых компетенций

Компетенции

ОК-№

Общекультурные компетенции

ОК-1

Способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности

ОК-5

Способностью и готовностью к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности

ОК-8

Способностью и готовностью осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну

ПК -№

Профессиональные компетенции

ПК-1

Способностью и готовностью реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом, взрослым населением и подростками, их родителями и родственниками

ПК-3

Способностью и готовностью к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности

ПК-4

Способностью и готовностью анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения врачебных ошибок, осознавая при этом дисциплинарную, административную, гражданско-правовую, уголовную ответственность

ПК-5

Способностью и готовностью проводить и интерпретировать опрос, физикальный осмотр, клиническое обследование, результаты современных лабораторно-инструментальных исследований, морфологического анализа биопсийного, операционного и секционного материала, написать медицинскую карту амбулаторного и стационарного больного

ПК-6

Способностью и готовностью проводить патофизиологический анализ клинических синдромов, обосновывать патогенетически оправданные методы (принципы) диагностики, лечения, реабилитации и профилактики среди взрослого населения и подростков с учетом их возрастно-половых групп

ПК-12

Способностью и готовностью проводить с прикрепленным населением профилактические мероприятия по предупреждению возникновения наиболее часто встречающихся заболеваний, осуществлять общеоздоровительные мероприятия по формированию здорового образа жизни с учетом возрастно-половых групп и состояния здоровья, давать рекомендации по здоровому питанию, по двигательным режимам и занятиям физической культурой, оценить эффективность диспансерного наблюдения за здоровыми и хроническими больными.

ПК-15

Способностью и готовностью к постановке диагноза на основании результатов бактериологических, биохимических исследований биологических жидкостей и с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом.

ПК-16

Способностью и готовностью анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики клинико-иммунологического обследования и оценки функционального состояния организма взрослого человека и подростка для своевременной диагностики заболеваний и патологических процессов

ПК-17

Способностью и готовностью выявлять у пациентов основные патологические симптомы и синдромы заболеваний, используя знания основ медико-биологических и клинических дисциплин с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом, анализировать закономерности функционирования различных органов и систем при различных заболеваниях и патологических процессах, использовать алгоритм постановки диагноза (основного, сопутствующего, осложнений) с учетом Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ), выполнять основные диагностические мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний

ПК-19

Способностью и готовностью выполнять основные лечебные мероприятия при наиболее часто встречающихся заболеваниях и состояниях у взрослого населения и подростков, способных вызвать тяжелые осложнения и (или) летальный исход: заболевания нервной, эндокринной, иммунной, сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, мочеполовой систем и крови. Своевременно выявлять опасные для жизни нарушения (острая кровопотеря, нарушение дыхания, остановка сердца, кома, шок), использовать методики их немедленного устранения, осуществлять противошоковые мероприятия

ПК-20

Способностью и готовностью назначать больным адекватное (терапевтическое и хирургическое) лечение в соответствии с выставленным диагнозом, осуществлять алгоритм выбора медикаментозной и немедикаментозной терапии больным с инфекционными и неинфекционными заболеваниями, к ведению физиологической беременности, приему родов

ПК-21

Способностью и готовностью осуществлять взрослому населению и подросткам первую врачебную помощь в случае возникновения неотложных и угрожающих жизни состояний, в экстремальных условиях эпидемий, в очагах массового поражения, проводить госпитализацию больных в плановом и экстренном порядке, проводить лечебно-эвакуационные мероприятия в условиях чрезвычайной ситуации

ПК-22

Способностью и готовностью назначать и использовать медикаментозные средства, проводить мероприятия по соблюдению правил их хранения

ПК-23

Способностью и готовностью применять различные реабилитационные мероприятия (медицинские, социальные и профессиональные) среди взрослого населения и подростков при наиболее распространенных патологических состояниях и повреждениях организма, определять показания к переводу пациентов в спец. группы по занятиям физической культурой после перенесенных заболеваний

ПК-27

Способностью и готовностью использовать нормативную документацию, принятую в здравоохранении (законы Российской Федерации, технические регламенты, международные и национальные стандарты, приказы, рекомендации, терминологию, международные системы единиц (СИ), действующие международные классификации), а также документацию для оценки качества и эффективности работы медицинских организаций

ПК-31

Способностью и готовностью изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования


В результате освоения дисциплины студент должен:

знать:

- структуру инфекционной службы, принципы устройства, организацию работы


инфекционных больниц, отделений, боксов;

  • клиническую картину, особенности течения и возможные осложнения изученных инфекционных заболеваний, протекающих в типичной форме у различных возрастных групп;

  • основные методы лабораторной и инструментальной диагностики, применяемые в инфектологии (показания к применению, трактовка результатов), правила забора патологических материалов от больного;

  • критерии диагноза изученных инфекционных заболеваний;

  • показания к амбулаторному лечению и госпитализации инфекционных больных;

- основные принципы лечения инфекционных болезней, рациональный выбор
лекарственных средств при лечении инфекционных больных;

правила диспансерного наблюдения и реабилитации больных изученными инфекционными заболеваниями;

ведение типовой учетно-отчетной медицинской документации в лечебно-профилактических учреждениях при инфекционных заболеваниях;

- основы медицинской и врачебной этики и деонтологии при работе как с пациентами, таки с медицинским персоналом и коллегами по работе.


уметь:

- провести расспрос пациента и/или родственников/сопровождающих лиц с целью сбора анамнеза (в том числе: анамнеза настоящего заболевания, жизни, эпидемиологического анамнеза) для выявления инфекционной болезни у пациента;

-обследовать инфекционного больного (осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация);


  • составить план лабораторного и инструментального обследования;

  • выделить ведущие клинические и клинико-лабораторные синдромы;

- провести дифференциальный диагноз между болезнями со схожей клинической
симптоматикой;

- оценить тяжесть течения инфекционной болезни;



  • интерпретировать результаты лабораторного и инструментального обследования больного;

  • диагностировать неотложные состояния у инфекционных больных и оказать неотложную (экстренную) и первую врачебную помощь, а также определить дальнейшую медицинскую тактику при угрожающих состояниях;

  • провести комплекс лечебных и профилактических мероприятий на догоспитальном этапе и при лечении инфекционных больных на дому и в стационаре;

  • сформулировать диагноз в соответствии с требованиями МКБ-10.


владеть:

- методами общеклинического обследования (расспрос, осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация) с целью диагностики и дифференциальной диагностики основных клинических синдромов при инфекционных заболеваниях;

  • алгоритмом лабораторного и инструментального обследования при подозрении на предполагаемую инфекционную патологию;

  • алгоритмом постановки предварительного и развернутого клинического диагноза больному с подозрением на инфекционную патологию;

  • техникой оформления истории болезни (амбулаторной карты) с изложением в ней всех основных разделов, обоснования клинического диагноза, плана обследования и лечения, а также дневников и этапных эпикризов при работе с инфекционными больными; правильным ведением иной медицинской документации при работе с инфекционным больным;

  • навыками диагностики неотложных состояний у инфекционных больных и оказания неотложной (экстренной) и первой врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях.




  1. Модуль «Инфекционные болезни»

4.1. Объем модуля и виды учебной работы



Вид учебной работы

Всего часов/ зачетных единиц

Семестр

Аудиторные занятия (всего), в том числе:

100/2,8

10,11

Лекции (Л)

30/1,2

10,11

Практические занятия (ПЗ),

70/1,9

10,11

Семинары (С)

-

-

Лабораторные работы (ЛР)

-




Самостоятельная работа студента (СРС),

в том числе:



50/1,4

10,11

История болезни (написание изащита)





Решение ситуационных задач

Решение тестовых заданий

Интерпретация лабораторных анализов

Реферативное сообщение/компьютерная презентация

Экзамен




11

Общая трудоемкость (час.)

150/4,2




Разделы модуля и виды занятий



Наименование раздела модуля

Лекции

Клинические практические занятия

Самостоятельная работа студента

Всего часов

1

Введение в инфектологию

2

2

2

6

2

Бактериозы

10

38

30

78

3

Вирусные инфекции

16

24

14

54

4

Протозоозы

2

4

2

8

5

Гельминтозы

-

2

2

4

Всего

30

70

50

150
  1   2   3   4   5   6


База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка