Рабочая программа по дисциплине «Пропаганда здорового образа жизни»




Скачати 372.81 Kb.
Сторінка1/3
Дата конвертації21.04.2016
Розмір372.81 Kb.
  1   2   3


ГУ «крымский государственный медицинский университет

имени с.и.георгиевского»

Кафедра пропедевтики педиатрии

Утверждаю:

Первый проректор ____________ О.А. Притуло

«___»___________2014 года




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


По дисциплине

« Пропаганда здорового образа жизни »




(наименование дисциплины)

Для

специальности

Стоматология

(наименование и код специальности)

Факультет

Стоматологический




(наименование факультета)

Курс I


Семестр 2

Форма обучения - очная

Общая трудоемкость дисциплины 72 часа
Итоговый контроль зачет

Симферополь, 2014 год



Рабочая программа учебной дисциплины «Пропаганда здорового образа жизни» по специальности «Стоматология» составлена на основании ФГОС-3 ВПО по направлению подготовки (специальности) «Стоматология» (квалификация «специалист»), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «14» января 2011 г., № 16 и учебного плана по направлению подготовки (специальности) «Стоматология».
Разработчики рабочей программы:

Асистент, к.м.н.










Е.В. Доценко




(должность, ученое звание, степень)




(подпись)




(расшифровка)





Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры

Пропедевтики педиатрии

«




»




20

14

г.,

протокол заседания №







Заведующий(ая) кафедрой

Пропедевтики педиатрии

Профессор, д.м.н.









Т.В. Кобец






Рецензент







Согласовано цикловой методической комиссией по педиатрии

Председатель цмк, профессор, д.м.н. ______________________Н.В. Лагунова
Протокол № ______ от «___»______________ 2014 года

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В последние годы состояние здоровья населения России заметно ухудшилось. Современные условия жизни, стихийные бедствия, психоэмоциональные перегрузки, высокая информационная нагрузка часто приводят к повреждениям организма. Возникает необходимость осуществления комплекса эффективных оздоровительных мер. Вместе с тем, согласно современным представлениям, среди всех факторов, обусловливающих как индивидуальное, так и общественное здоровье первостепенное значение имеет образ жизни. Здоровый образ жизни предполагает деятельность человека, направленную на сохранение и укрепление здоровья. Он реализуется во всех основных формах жизнедеятельности человека – трудовой, бытовой, досуговой, общественной. Однако активное и эффективное участие будущего врача в решении этой важной и сложной социально-биологической проблеме возможно лишь в случае владения ими достаточными знаниями и умениями в области здорового образа жизни.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС-3 ВПО с учетом рекомендаций и ООП ВПО по направлению подготовки «Стоматология» в качестве вариативной части.


2.1. Цели и задачи освоения дисциплины

Дисциплина «Пропаганда здорового образа жизни» направлена на приобщение студентов к мировому уровню культуры здоровья и формирование мотиваций и потребности в здоровом образе жизни.

Цель – убеждение в необходимости самостоятельного приобретения знаний по сохранению и восстановлению здоровья, выработать у студентов осознанное понимание связи здоровья с окружающей средой, факторами и условиями жизни, трудовой деятельностью как предпосылкам их активного участия в проведении эффективных мероприятий по профилактике заболеваний, проведению санитарно-просветительной работы по пропаганде здорового образа жизни, формированию мотивации пациентов к поддержанию здоровья.

Задачи – формирование у студентов представление о здоровье и здоровом образе жизни;

-определение места и роли здорового образа жизни в обеспечении здоровья;

-формирование здорового образа жизни на основе полученных знаний;

-развитие положительной мотивации сохранения и укрепления собственного здоровья студентами через овладение принципами здорового образа жизни;

-формирование навыков изучения научной литературы и официальных статистических обзоров;

-формирование навыков общения с больным с учетом этики и деонтологии в зависимости от выявленной патологии и характерологических особенностей пациентов;

- формирование у студента навыков общения с коллективом.


2.2. Место учебной дисциплины в структуре ооп по направлению подготовки (специальности) Стоматология

2.2.1. Учебная дисциплина Пропаганда здорового образа жизни относится к циклу гуманитарных, социальных и экономических дисциплин.

2.2.2. Межпредметная интеграция с другими дисциплинами.

Для изучения данной учебной дисциплины (модуля) необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами: философия, история Отечества, история медицины, латинский язык; биология, химия, анатомия, физиология, общая гигиена, биоэтика, психология и педагогика.




Философия, история Отечества

(наименование предшествующей учебной дисциплины

Знания: Методы и приемы философского анализа проблем; формы и методы научного познания, их эволюцию. Основные закономерности и тенденции развития мирового исторического процесса, место и роль России в истории человечества и в современном мире; влияние России на развитие медицины.

Умения: Грамотно и самостоятельно анализировать и оценивать социальную ситуацию в России и за ее пределами и осуществлять свою деятельность с учетом результатов этого анализа.

Ориентироваться в действующих нормативно-правовых актах.

Навыки: изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления, публичной речи, ведения дискуссий и рабочих столов

История медицины

(наименование предшествующей учебной дисциплины)
Знания: влияние среды обитания на здоровье человека, история изыскания эффективных средств лечения и профилактики, становление и развитие медицинской науки;

Учение о здоровом образе жизни, взаимоотношения «врач-пациент», выдающихся деятелей медицины и фармации, выдающиеся медицинские открытия.



Психология и педагогика

Знания: морально-этические нормы, правила и принципы профессионального врачебного поведения, права пациента и врача, этические основы современного медицинского законодательства;

Основные этические документы международных организаций, отечественных и международных профессиональных медицинских ассоциаций



Умения: защищать гражданские права врачей и пациентов различного возраста;

Оценивать и определять свои потребности, необходимые для продолжения обучения;

Выстраивать и поддерживать рабочие отношения с другими членами коллектива.

Навыками формирования пациентов и их родственников в соответствии с требованиями правил «информированного согласия».

Латинский язык

Знания: Основную медицинскую и фармацевтическую терминологию на латинском и иностранном языках.

Уметь: использовать не менее 900 терминологических единиц и терминоэлементов.

Навыки: чтение и письмо на латинском языке клинических и фармацевтических терминов и рецептов.

2.2.3. Разделы учебной дисциплины (модуля) и междисциплинарные связи с последующими дисциплинами



п/№

Наименование последующих дисциплин

Разделы данной дисциплины, необходимые для изучения последующих дисциплин

1

2

3

4

1

Пропедевтика

Значение питания в обеспечении жизнедеятельности. Понятие о здоровье

Основы личной гигиены

Оценка состояния здоровья




2

Педиатрия

Понятие о здоровье

Питание детей

Воспитание профилактика здорового образа жизни.

Вредные привычки, их влияние на здоровье

2.3. Требования к результатам освоения учебной дисциплины

2.3.1. Перечислить виды профессиональной деятельности, которые лежат в основе преподавания данной дисциплины:

  1. Профилактическая

  2. Психолого-педагогическая

  3. Организационно-управленческая

  4. Научно-исследовательская


2.3.2. Изучение данной учебной дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций:
2.3. Требования к результатам освоения дисциплины и образовательные результаты освоения дисциплины, соответствующие определенным компетенциям.

Процесс изучения дисциплины «Пропаганда здорового образа жизни» направлен на формирование следующих компетенций:

1.3.1. Общекультурных (ОК):

способность и готовность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественно-научных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);

способностью и готовностью к анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем, основных философских категорий, к самосовершенствованию (ОК-2);

способностью и готовностью осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и ормативные акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну (ОК-8);


1.3.2. Профессиональных (ПК):

способностью и готовностью к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности (ПК-3);

способностью и готовностью анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения врачебных ошибок, осознавая при этом дисциплинарную, административную, гражданско-правовую, уголовную ответственность (ПК-4);

способностью и готовностью проводить и интерпретировать опрос, физикальный осмотр, клиническое обследование, результаты современных лабораторно-инструментальных исследований, морфологического анализа биопсийного, операционного и секционного материала у больных детей и подростков (ПК-5);

способностью и готовностью проводить патофизиологический анализ клинических синдромов, обосновывать патогенетически оправданные методы (принципы) диагностики, лечения, реабилитации и профилактики у детей и подростков с учетом их возрастно-половых групп (ПК-6);

способностью и готовностью к работе с медико-технической аппаратурой, используемой в работе с пациентами - детьми и подростками, владеть компьютерной техникой, получать информацию из различных источников, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач (ПК-9);

профилактическая деятельность:

способностью и готовностью применять современные социально-гигиенические методики сбора и медико-статистического анализа информации о показателях здоровья детского населения и подростков на уровне различных подразделений медицинских организаций (акушерско-гинекологический, педиатрический сельский врачебный участок) в целях разработки научно-обоснованных мер по улучшению и сохранению здоровья женщин, детей и подростков (ПК-10);

способностью и готовностью использовать методы оценки природных и медико-социальных факторов среды в развитии болезней у детей и подростков, проводить их коррекцию, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней, проводить санитарно-просветительную работу по гигиеническим вопросам (ПК-11);

способностью и готовностью проводить с прикрепленным детским населением и подростками профилактические мероприятия по предупреждению возникновения наиболее часто встречающихся заболеваний; осуществлять общеоздоровительные мероприятия по воспитанию здорового образа жизни с учетом факторов риска, назначать питание здоровому ребенку, оценить эффективность диспансерного наблюдения за здоровыми и хроническими больными детьми и подростками (ПК-12);

способностью и готовностью анализировать и интерпретировать результаты современных диагностических технологий по возрастно-половым группам детей и подростков с учетом их физиологических особенностей организма ребенка для успешной лечебно-профилактической деятельности. (ПК-18);

психолого - педагогическая деятельность:

способностью и готовностью к обучению детей, подростков и их родителей правилам медицинского поведения; к проведению ими гигиенических процедур, к формированию навыков здорового образа жизни (ПК-26);

научно-исследовательская деятельность:

способностью и готовностью изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-31).

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать: 

Закономерности формирования здоровья детей различных возрастно-половых группа; (ПК-3), (ПК-9);

Особенности физического развития детей в различные возрастные периоды (ПК-5);

Особенности нервно-психического развития детей и подростков (ПК-3), (ПК-5);

Особенности питания здорового ребенка в зависимости от возраста (ПК-22);

Преимущества грудного вскармливания детей (ПК-12);

Основные этапы вакцинопрофилактики инфекционных заболеваний у детей (ПК-11);

Основные профилактические мероприятия по предупреждению патологии сердечно-сосудистой, дыхательной системы, органов желудочно-кишечного тракта, опорно-двигательного аппарата (ПК-26)

Основные направления гигиенического воспитания детей (ПК-26).


  • Химические основы токсического действия на организм человека спиртов, токсикантов окружающей среды, наркотических средств;

  • экологические проблемы глобального и регионального характера и последствия загрязнений окружающей среды.

  • основы профилактической медицины, направленной на укрепление здоровья детского населения и подростков;


Уметь: 

Оценить уровень и гармоничность физического развития детей различных возрастно-половых групп по центильным таблицам (ПК-18);

Оценить уровень нервно-психического развития детей и подростков (ПК-18);

Оценить характер питания здоровых детей различных возрастов по энергетической ценности, содержанию основных пищевых ингредиентов и провести коррекцию рациона (ПК-11);

Определить физкультурную группу детей школьного возраста в зависимости от состояния здоровья (ПК-12);

Организовать детский уголок в квартире для новорожденного (ПК-12);

Провести беседы с родителями детей раннего возраста об основных гигиенических мероприятиях, направленных на формирование здоровья ребенка первого года жизни, особенностях питания кормящей женщины, мероприятиях по борьбе с гипогалактией, сроках и правилах введения прикорма (ПК-12)

Выбрать оптимальный двигательный режим для детей различного возраста (ПК-12)

Выбрать заменитель грудного молока при невозможности проведения грудного вскармливания (ПК-12)

Провести беседу с детьми и подростками и их родителями о вреде курения, алкоголизма и наркомании (ПК-11).



  • Устанавливать причинно-следственные связи между заболеваниями, имеющими социально-значимый характер и химическими веществами, влияющими на жизнедеятельность человека;

  • Устанавливать причинно-следственные связи между заболеваниями и экологическими проблемами;

  • проводить с детьми, подростками и их родителями профилактические мероприятия по повышению сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам внешней среды с использованием различных методов закаливания;

  • пропагандировать здоровый образ жизни;

  • вести медицинскую документацию различного характера в детских амбулаторно-поликлинических и стационарных учреждениях;

  • провести беседу с детьми и подростками и их родителями о вреде курения, алкоголизма и наркомании.


Владеть:

Техникой проведения соматометрии (ПК-18);

Техникой оценки нервно-психического развития детей разного возраста (ПК-18);

Методикой оценки степени полового развития детей и подростков по шкале Таннера (ПК-18);

Методикой расчета объема питания детей первого года жизни, определения суточной потребности в энергии, основных пищевых ингредиентах (ПК-18);

Навыками проведения санитарно-просветительной работы с различными поло-возрастными группами населения (ПК-11);

Навыками составления индивидуальной оздоровительной программы здоровым детям разного возраста и пола (ПК-12);

Методикой опроса и беседы с родителями и детьми с целью выявления факторов окружающей среды, неблагоприятно влияющих на здоровье детей (ПК-3, ПК-4,ПК-6)



  • навыками информационного поиска;

  • навыками реферирования;

  • навыками устного общения;

  • навыками работы со справочной литературой.

  • методами ведения медицинской учетно-отчетной документации в лечебно-профилактических учреждениях системы охраны материнства и детства;

  • оценками состояния здоровья детского населения различных возрастно-половых групп;

  • методами общего клинического обследования детей и подростков.


3.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

3.1. Объем учебной дисциплины (модуля) и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов/ зачетных единиц

1

2

Аудиторные занятия (всего), в том числе:

72

Лекции (Л)

12

Практические занятия (ПЗ),

36

Семинары (С)




Самостоятельная работа студента (СРС),

в том числе:



24

Реферат (Реф)




Подготовка к занятиям (ПЗ)




Подготовка к промежуточному контролю (ППК))




Вид промежуточной аттестации

зачет (З)

З

экзамен (Э)




ИТОГО: Общая трудоемкость

час.

Зач.Ед.


72

2,0

  1   2   3


База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка