Рабочая программа по фтизиатрии Рабочая программа составлена на основе типовой программе по фтизиатрии 2006г




Сторінка1/13
Дата конвертації26.04.2016
Розмір1.9 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

РЕСПУБЛИКА УЗБЕКИСТАН

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РУз
ТАШКЕНТСКАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ
КАФЕДРА ФТИЗИАТРИИ

«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по учебной работе

проф. Тешаев О.Р.

«_____»_______________2007г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ФТИЗИАТРИИ


ОБЛАСТЬ ЗНАНИЙ

720.000 – раздел «Здравоохранение»

Направление образования – 5720300 - «Медико-профилактическое дело»

Ташкент – 2007г.

Составители:

зав. кафедрой фтизиатрии ТМА д.м.н. Н.Н.Парпиева

доцент кафедры фтизиатрии к.м.н. К.С.Мухамедов

доцент кафедры фтизиатрии к.м.н. М.И.Ходжаева

доцент кафедры фтизиатрии к.м.н. Ф.Р.Агзамова

Рецензенты:

Зав. кафедрой внутренних болезней,

профессор Т.С. Салиев,

Профессор кафедры фтизиатрии

ТашПМИ, к.м.н. К.Г. Ганиев


Рабочая программа по фтизиатрии

Рабочая программа составлена на основе

типовой программе по фтизиатрии 2006г.


  1. Введение

Туберкулёз является общим инфекционным заболеванием, который может поражать все органы и системы человека. Важное значение в улучшении эпидемиологической ситуации имеет повсеместное проведение методов раннего выявления туберкулёза, методов специфической профилактики. Успешность поставленных задач, в первую очередь, зависит от уровня знаний и умений врача санитарно-эпидемиологической службы.




    1. Цель и задачи обучения.

Цель обучения - обучение методам диагностики и раннего выявления

туберкулёза, основам профилактики и контролю эпидемиологической ситуации, организации повсеместно противотуберкулёзной помощи.



Задачи обучения:

  • формирование знаний по этиологии, эпидемиологии, патогенезу, клинической классификации, течению, осложнениям, прогнозу и принципам лечения туберкулёза;

  • формирование знаний по работе в системе борьбы с туберкулёзом среди различных возрастных групп населения, организации мероприятий по ежегодной диспансеризации населения;

  • изучить методы специфической и санитарной профилактики, обследование и проведение работы по оздоровлению очага туберкулёзной инфекции;

  • изучить основы учёта эпидемиологических показателей по туберкулёзу, планирование мероприятий по раннему выявлению и профилактике туберкулёза, контроль за их проведением, а также особенности санитарно-ветеринарного надзора;

  • формирование знаний по составлению комплексного плана борьбы с туберкулёзом и осуществление контроля работы учреждений общей лечебной сети и противотуберкулёзных диспансеров за проведением противотуберкулёзных мероприятий.




    1. Требования к знаниям, умениям, навыкам студентов.

Студент должен знать:

  • историю развития учения о туберкулёзе.

  • клиническую классификацию туберкулёза.

  • основные эпидемиологические показатели по туберкулёзу и директивные документы, регламентирующие борьбу с туберкулёзом в Узбекистане.

  • этиологию, патогенез, клинические проявления, тактику диагностики клинических форм туберкулёза лёгких и других органов.

  • принципы лечения и методы профилактики (специфической и санитарной) туберкулёза лёгких и других органов.

Студент должен уметь:

  • составление плана обследования больного с подозрением на туберкулёз.

  • постановка клинического диагноза туберкулёза в соответствии с клинической классификации туберкулёза.

  • определение контингента лиц с повышенным риском заболевания туберкулёза.

  • организация и проведение методов раннего выявления туберкулёза среди различных групп населения.

  • проведение обследования очага туберкулёзной инфекции и установление типа эпидемиологической опасности очага инфекции.

  • составление плана и осуществление противоэпидемиологических мероприятий в очагах туберкулёзной инфекции.

Студент должен иметь навыки:

  • проводить туберкулиновую пробу Манту и оценивать её результат.

  • проводить вакцинацию и ревакцинацию БЦЖ и оценивать её эффективность.

  • определять контингенты лиц с повышенным риском заболевания туберкулёзом.

  • проводить обследование очага туберкулёзной инфекции.

  • оценивать эпидемиологическую обстановку по туберкулёзу среди различных возрастных групп.




    1. Перечень учебных дисциплин, необходимых для изучения фтизиатрии.

  1. Нормальная анатомия и физиология системы органов дыхания.

  2. Патологическая анатомия и патологическая физиология системы органов дыхания.

  3. Пропедевтика внутренних болезней – система органов дыхания.

  4. Микробиология - семейство Micobacteria

  5. Внутренние болезни – болезни системы органов дыхания.

  6. Фармакология и клиническая фармакология – противотуберкулёзные препараты.

  7. Социальная гигиена.

  8. Эпидемиология.




    1. Обязательный минимум количества выполнения заданий по практическим занятиям.

  1. Опрос по теме практического занятия.

  2. Оформление истории болезни.

  3. самостоятельное проведение бактериоскопического и бактериологического исследования мокроты на МБТ туберкулёза.

  4. Самостоятельное описание рентгенограмм.

  5. самостоятельная постановка туберкулиновых проб.

  6. Участие в проведении дополнительных диагностических методов исследования.

  7. Участие в проведении профилактических лечебных манипуляций.

  8. Самостоятельная работа в стационарном отделении, осмотр и обследование больных, обоснование клинического диагноза, доклад на практическом занятии.

  9. Самостоятельная работа в противотуберкулёзном диспансере, оформление амбулаторных карт различных групп больных, доклад на практическом занятии.

  10. Самостоятельная работа в очаге туберкулёзной инфекции, определение категории очага, проведение противоэпидемических мероприятий, оформление карты обследования очага, доклад на практическом занятии.

  11. Текущий контроль теоретической самоподготовки студентов по темам лекционного и практического материала, решение ситуационных задач, ролевые игры, методы интерактивного обучения, определение рейтинга.


1.5. Количество и виды контрольных мероприятий для оценки знаний студентов.

Контрольные мероприятия для оценки знаний студентов осуществляются по 100 балльной рейтинговой системе на основании приказов МинВУЗа РУз. и состоит из:



  1. Текущий контроль

  2. Самостоятельная работа студента

  3. Итоговый контроль.


Текущий контроль.

Максимальный рейтинговый бал за 1 занятие – 100.

Количество практических занятий – 8.

Знания студентов оцениваются в 100 балльной рейтинговой системе.

Максимальный балл ТК подразделяется следующим образом:

1. Теоретическая часть – 30 %

2. Аналитическая часть – 30 %

3. Курация больных – 15 %

4. Освоение практических навыков – 25 %

5. Балл присутствия (без подготовки)– 30 %

В общую оценку включаются также и балы за оформление конспектов лекций и истории болезни.
Система оценки знаний студентов

Таблица. 1




Успеваемость в % и баллах

Определе-ние оценки

Критерий оценки

Уровень подготов-ки

1.

91-100

Отлично

«5»


Умение студента в практических навыках отразить обобщенные выводы логических мышлений теоретических знаний.

На основании анализа полученных знаний умеет формулировать и обосновывать диагноз больного туберкулезом.




4-й

Уровень


творчества

2.

86-90

Очень хорошо

«5»


Студент умеет на основании анализа теоретических знаний по необходимости поставить предварительный диагноз больному

3-й

Уровень


Умений и навыков

3.

71-85

Хорошо

«4»


Студент на основании полученных теоретических знаний умеет выявлять клинические симптомы туберкулеза, понимает и использует необходимые данные для постановки диагноза.

3-й

Уровень умений и навыков



4.

65-70

Вполне удовлетворительно

«3»


Студент на основании полученных теоретических знаний в течение занятие может выявлять симптомы характерные для туберкулеза и интерпретировать результаты диагностического минимума.

2-й

Уровень


Воспроиз-водства

5.

55-64

Удовлетворительно,т.е. выпол-нены мини-мальные требования

«3»


Студент определяет наиболее характерные симптомы для туберкулезного больного на основании полученных теоретических знаний.

1-й

Уровень


Представ-лений

6.

54-41

Неудовлетворительно, слабо, требуется дополнительная работа

«2»





О-й уровень

Плохо


Представ-ляет

7.

Менее

40-31


Неудовлетворительно требуется значительная допол-нительная работа

«1»


Плохо знает


О-й уровень Совсем не представляет

8.

30

«О»

Не знает

О-й уровень

При 100 балльной системе оценки знаний студентов учитываются следующие критерии: посещение практических и лекционных занятий, уровень теоретической подготовки, освоение практических навыков, способность к аналитическому мышлению, самостоятельная работа, отработка пропущенных занятий, ведение дневников, практических и лекционных тетрадей, альбомов, конспектов, участие в СНО, предметных олимпиадах и др.

По рекомендуемой для контроля знаний студентов 100 балльной системе, оценка выражает одновременно балл и процент успеваемости.

При постановке балла учитывается уровень знаний, освоение материала практического занятия, степень активности участия в обсуждении теоретического материала и интерактивных методах обучения, а также степень освоения практических умений и навыков (т.е. теоретический, аналитический и практический подходы).

По завершению текущих занятий суммируются баллы всех практических занятий, вычисляется средняя оценка ТК делением полученной суммы баллов на количество занятий и умножением на коэффициент 0,45.

Оценка по СРС выставляется также в 100 балльной системе с умножением на коэффициент 0,05.

OSCE проводится на кафедре с применением устного, письменного опроса и определения практических навыков студентов.

Итоговый контроль (ИК).

ИК проводится в тестовом центре ТТА на основании контролирующих тестовых программ, оценивается по 100 бальной системе. Если оценка ТК, СРС и OSCE ниже 55 баллов студент не допускается к ИК.


1.6. Технологии в обучении дисциплине

Перечень педагогических технологий и методов.

Практические занятия по фтизиатрии планируется проводить с использованием в аналитической части занятия новых педагогических технологий (НПТ). Одними из НПТ являются интерактивные методы преподавания – деловые игры (ДИ). На практических занятиях по фтизиатрии планируется проводить следующие ДИ:



  1. Мозговой штурм

  2. Метод инцидента

  3. Трехступенчатое интервью


1.7. Основные методы преподавания

  1. Преподавание теоретического материала на базе основных принципов и положений фтизиатрии, а также обучение практическим навыкам для правильного выявления синдромов и установление топического диагноза.

  2. Курирование больных в стационарах, включая отделение DOTS и противотуберкулезных диспансерах.

  3. Прослушивание лекций, чтение учебной медицинской литературы.

  4. Расшифровка (трактовка) рентгенограмм грудной клетки и других внелегочных локализаций, поставка и оценка результатов пробы Манту, проведение диагностической плевральной и люмбальной пункции.

  5. Разбор тематических больных с целью выявления топического и клинического диагноза, участие в обходах профессора, доцентов, ассистентов.

  6. Проведение интерактивных методов обучения – деловые игры

  7. Решение ситуационных задач и обучающих тестовых заданий.

  8. Ознакомление с учебными видеофильмами и компьютерными презентациями.

  9. Выполнение учебно-исследовательской работы студентами и участие студентов в СНО, написаний рефератов.

  10. Оформление медицинской документации и написание историй болезни.

1.7.1. Средства преподавания

  1. Тематические больные

  2. Тематические истории болезни.

  3. Наборы ситуационных задач.

  4. Тестовые задания, охватывающие все основные направления каждой темы.

  5. Учебники, учебная литература, учебно-методические разработки.

  6. Учебные видеофильмы

1.7.2. Технические средства обучения:

  1. Видеодвойка с видеофильмами

  2. Компьютерные презентации

  3. Таблицы

  4. Архивные рентген снимки

  5. Муляжи

  6. Диагностические аппараты и приборы: рентгеновские аппараты, пневмоскрин, спирометры, микроскопы, электрокардиограф, УЗИ, аппарат пневмоперитонеума, ингаляционные аппараты, негетаскопы, флюроскопы.

1.8. Условия реализации учебного процесса

Клинической базой кафедры Фтизиатрии являются:

- Городская клиническая туберкулезная больница №1 рассчитанная на 370 койко-мест. Общая площадь учебных помещений – 184 м². Количество аудиторий – 7 аудиторий.

- Городской противотуберкулезный диспансер №3 с помещениями площадью 30 м², для проведения занятий по диспансерной работе.

Кафедра оснащена мебелью, кушетками, негатоскопами, средствами ТСО.
Объём учебной нагрузки.

Трудоёмкость




Распределение объёма учебной нагрузки по видам

аудиторных занятий (в час)



Самостоятельная работа






Всего

Лекция

Практические занятия




72

48

12

36

24



2. Содержание лекционного материала.
Лекция №1. История развития учения о туберкулёзе. Этиология, эпидемиология и патогенез туберкулёза – 2 часа. Возбудитель туберкулёза. Источники инфекции, пути передачи, распространения МБТ. Основные эпидемиологические показатели. Морфология различных клинических форм туберкулёза лёгких.
Лекция №2. Методы и общие принципы диагностики туберкулёза органов дыхания – 2 часа. Семиотика, лабораторная диагностика, туберкулиновая диагностика, методы рентгенологической диагностики.
Лекция №3. Клиническая классификация туберкулёза. Первичный туберкулёз – 4 часа. Клинические формы первичного туберкулёза. Основные методы диагностики первичного туберкулёза – симптоматология, лабораторная диагностика, рентгенодиагностика, туберкулинодиагностика.

Лекция №4. Вторичный туберкулёз. Своевременно и несвоевременно выявленный туберкулёз – 2 часа. Патогенез, патоморфология, клиническая симптоматология, диагностика и особенности течения, осложнения и исходы этих форм туберкулёза.
Лекция №5. Профилактика туберкулёза. Раннее выявление туберкулёза. Лечение – 2 часа. Химиопрофилактика, специфическая и санитарная профилактика. Флюорографическое обследование, контингенты, подлежащие флюорографическим обследованиям. Основные принципы лечения больных туберкулёзом.
Лекция №6. организация борьбы с туберкулёзом – 2 часа. Структура и задачи противотуберкулёзного диспансера. Группировка контингентов больных противотуберкулёзного диспансера. Проведение контролируемой терапии в условиях противотуберкулёзного диспансера. Проведение противоэпидемических мероприятий в очаге туберкулёзной инфекции.
3. Содержание тем практических занятий.

Занятие № 1
1. Тема практического занятия:

Санитарно-эпидемиологический режим в туберкулезной клинике. Диагностика туберкулеза легких – симптоматология туберкулеза легких; лабораторная диагностика туберкулеза.



2. Цель занятия:

Научить студентов методом санитарной профилактики в стационарных условиях. Изучить симптоматологию туберкулеза и исследование общего анализа крови, мочи мокроты.



3. Задачи обучения:

- научить методом профилактики и дезинфекции в стационаре;

- обучить выявлению симптомов туберкулеза легких при расспросе, осмотре и физикальных методах исследования;

- научить анализировать результаты исследования общего анализа крови; мочи; исследования мокроты бактериоскопическим, бактериологическим и биологическим методам;

- имея на руках раздаточный материал, проверить и закрепить полученные значения;

4. Ожидаемые результаты.

Студенты должны знать:

- диспозиционную и экспозиционную профилактику;

- патогенетические механизмы возникновения в клинических симптомов туберкулеза легких и сдвигов в лабораторных исследованиях;

Студенты должны знать:

- составление санитарных и эпидемиологических мероприятий в туберкулезной клинике;

- расспроса, осмотра, пальпации, перкуссии и аускультации больных туберкулезом;

- интерпретации результатов лабораторных исследований;



Студенты должны уметь:

- проверить санитарно-гигиенические мероприятия;

- воздействовать на источники и пути передачи инфекции;

- повышение резистентности организма;

- диагностировать основные клинические появления туберкулеза легких;

- анализировать результаты лабораторных методов исследований;

- оценить этап, форму, тяжесть течения и в зависимости от этих данных, определить тактику дальнейшего обследования;
5. Содержание практического занятия.

А. Теоретическая часть.



Сан гигиеничный режим в отделении

- Категорически запрещается перемещение, передвижение больных из палаты в палату и в другие отделение стационара.

- Больному выделяют индивидуальные средства, ухода: подкладное судно, плевательницу и др., которые после использования немедленно убираются из палаты, тщательно моются и обрабатываются дез. средствами.

- Категорически запрещается имеет в отделении предметы, не выдерживающие регулярной дезинфекционной обработки (дорожки, мягкие игрушки, коврик и т.д.).

- Смену котельного и пастельного белья проводит конкретно выделенное лицо из числа младшего мед. персонала. При этом белье аккуратно собирается в хлопчатобумажное мешке или емкости с крышкой. Категорически запрещается сбрасывать белье на пол или собирать его в открытые емкости.

- Смену котельного и постельного белья больных производить не реже 1 раза в 7 дней (после гигиенической промывки) и по мере загрязнения.

- После смены белья производится влажная уборка палат, комнаты для сортировки и разработки грязного белья и других помещений (пол, стен, подоконники, спинки кровать, тумбочки и т.д.) с применением дез. средств (1% рр хлорамина, 0,5% осветленный рр хлорной извести и др.).

- Регулярная влажная уборка в «чистых» палатах производится не менее 2х раз с применением мыльно-содового раствора, другой раз с применением дезинфицир. ср-ва (1% рр хлорамина, 0,5% осветленный рр хлорной извести и др.).

- Регулярную влажную уборку в палатах для «септических» больных проводят 3 раза в день, из них 2 раза с при применением дез. ср-во, 1 раз с применением мыльно-содового рр.

- После влажной уборки хир. отделение (палаты, коридор, палаты для персонала) подвергается ультрафиолетовому излучению 30 мин. и обязательно должны проветриваться 30 мин.

- После выписка каждого больного его постельного принадлежности (матрас, одеяло, подушка) должны повергаться камерной дезинфекции. Кровать, прикроветкая тумбочка, подставка для подкладного судна и др. использованные бойкости предметы протираются ветонию обимно смоченной дез. средством. Судна и плевательница дезинфицируется отдельно (замочка в 0,5% осветленный рр хлори. извести на 1 час или в др. дез. рр).

- Тапочки, использованные больным после его выписка а также спец. Обувь персонала хир. отделений 1 раз в неделю протирается тампоном, смоченным 25% рром формелика или 40% рром уксусной кислоты до по много увлажнения, укладывают в полиэтиленовый мешочек и держат в закрытом виде 3 часа, после чего вынимают и длительно, до исчезновения запаха препарата проветривают.

Санитарная профилактика выключает в себя проведение текущий и заключительной дезинфекции в очаге туб. нидикцин.

Заключительная дезинфекция проводятся в случае поступления больного в больницу прежде его смерти.



Дезинфекция помещения проводятся 3% рром хлорямика, 2% рром активированного хлорямика.

Дезинфекция белья: 2% рр соды, кипячение 15-20 мин., либо 5% рр хлорямика на 4 часа или 1% рр активированного хлорямика на 1-2 часа. Камерная дезинфекция 1-2 часа. Буледнике косовые платки и салфетки бацилловыделителей снижать.

Дезинфекция столовой посуды проводятся 2% рром соды, кипячением 15-20 мин., либо 2% рром хлорямика 4 часа, либо 0,5% рр активированного хлорямика 1 час.

Дезинфекция мокроты:

2% рр соды, кипячение 15-20 мин.

5% рр хлорямика 6-12 час.

2,5% рр активизированного хлорямика 2 часа.

20% рр хлорной извести 2 часа.

Симптоматология туберкулеза

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка