Рабочая программа по офтальмологии для студентов IV кур са Специальность: 31. 05. 02 «Педиатрия» Квалификация «Врач педиатр общей практики»




Сторінка1/5
Дата конвертації14.04.2016
Розмір0.88 Mb.
  1   2   3   4   5
Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дагестанская государственная медицинская академия»

Министерства здравоохранения Российской Федерации




«УТВЕРЖДАЮ» Проректор по учебной работе профессор ____________С.Н. Мамаев

«____»____________2015 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по ОФТАЛЬМОЛОГИИ



для студентов IV курса


Специальность: 31.05.02 « Педиатрия »

Квалификация - «Врач - педиатр общей практики»

Нормативный срок освоения ООП – 6 лет


Факультет – педиатрический

Кафедра – глазных болезней №1

с усовершенствованием врачей

Форма обучения – очная

Курс – IV

Семестр – VII

Лекции – 24 час.

Практические занятия – 48 час.

Самостоятельная работа – 36 час.

Всего трудоемкость – 108 час.
Диф.Зачет – VII семестр


Махачкала - 2015г.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями

Государственного образовательного стандарта высшего профессионального

образования ФГОС ВО с учетом рекомендаций примерной программы

подготовки по специальности 31.05.02 «Педиатрия»


Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры

глазных болезней №1 с усовершенствованием врачей

от «____» _____ 2015 г. Протокол № ___

Заведующий кафедрой глазных болезней №1

с усовершенствованием врачей, д.м.н., профессор _____________ А-Г. Д. Алиев

Рабочая программа утверждена на заседании Ученого Совета

педиатрического факультета от « » 2015г. Протокол № ___

Декан факультета, д.м.н., профессор _________________ А.М. Алискандиев


Рабочая программа учебной дисциплины одобрена Центральным

координационным методическим советом ДГМА

от «____» _____ 2015г. Протокол № ___

Председатель ЦМКС, д.м.н., профессор ________________ С.Н. Мамаев

Составители:

Заведующий кафедрой, д.м.н., проф. __________________ А-Г. Д. Алиев

Завуч кафедры, доцент, к.м.н. ___________________ З.Н. Максудова

Рецензенты:

Заведующий кафедрой глазных болезней №2

с усовершенствованием врачей, д.м.н., профессор_____________ М.И. Исмаилов








1.1.Цель освоения учебной дисциплины «офтальмологии»: познакомить студентов с клинической анатомией зрительного анализатора, этиологией и патогенезом основных заболеваний, лечением и необходимой профилактикой. При изложении курса глазных болезней преподаватель уделяет особое внимание патогенезу основных заболеваний и механизму действия лекарственных веществ. Прогресс в офтальмологии требует совершенствования педагогического процесса в преподавании глазных болезней. Это связано с развитием как теоретических, так и практических проблем офтальмологии. Разработаны новые методы исследования зрительных функций, диагностики и лечения глазных больных. Появились новые направления: в микрохирургии глаза, детской офтальмологии, лечении аномалий рефракции, ряда глазных заболеваний. Коренным образом изменился подход в лечении аномалий рефракции, на первый план вышли эксимерлазерные операции по коррекции миопии, гиперметропии и астигматизма. Созданы уникальнейшие приборы для выполнения этих операций. Нормой стали обычные операции по имплантации хрусталика, искусственной радужки, лазерные методы лечения. Все шире в практику внедряются бесшовные технологии оперативного лечения катаракт с применением ультразвука и лазерной энергии. Развитие офтальмологии столь стремительно, что ежегодно появляются принципиально новые методы диагностики и лечения глазных заболеваний. Большое внимание сегодня уделяется патологии органа зрения как проявлению системных заболеваний организма (туберкулез, диабет, гипертоническая болезнь, заболевания головного мозга, почек и др.). Сегодня офтальмология является отраслью медицины, которую необходимо изучать врачам всех специальностей. При этом, на врача-педиатра возлагается большая и ответственная задача: уметь провести обследование состояния органа зрения пациента, способствовать раннему выявлению глазной патологии, а также уметь квалифицированно оказать первую медико-санитарную помощь пациентам с острыми заболеваниями глаз. Настоящая рабочая программа разработана на основе типовой учебной программы и рабочей программы по офтальмологии. В программу включены темы по наиболее часто встречающей глазной патологии у взрослых и детей. Выбор тем обусловлен особенностями клинических проявлений и необходимостью твердого усвоения принципов диагностики, лечения и профилактики этих заболеваний.

Направление научных исследований, выполняемых на кафедре, активное внедрение в учебный процесс компьютерной техники, особенности краевой патологии- все это нашло отражение в настоящей рабочей программе кафедры глазных болезней №1 с усовершенствованием врачей Дагестанской государственной медицинской академии.



Основными задачами при изучении дисциплины являются:

 изучение клинической анатомии и физиологии зрительного анализатора;

 освоение методики обследования больных с заболеваниями органа зрения;

 изучение этиологии и патозенеза офтальмопатологии;

 изучение вопросов диагностики, оказание первой помощи и лечение

больных с острыми заболеваниями органа зрения;

 изучения вопросов профилактики глазных заболеваний.

Для выполнения поставленных задач необходимо повысить качество знаний студентов в освоении практических навыков диагностики, лечения, профилактике глазных заболеваний. Для этой цели необходимо строго придерживаться методических разработок для проведения практических занятий. Студенты должны как можно больше работать с больными, самостоятельно их обследовать и проводить все манипуляции, связанные с диагностикой и лечением больных, осваивать и совершенствовать практические навыки.



Студент должен знать:

 этиологию и патогенез заболеваний органа зрения;

 основные симптомокомплексы заболеваний органа зрения;

 связь местных проявлений заболевания с общим состоянием организма;

 влияние внешних и внутренних факторов в развитии офтальмопатологии;

 построение диагноза, дифференциальную диагностику глазной патологии;

 критерии выздоровления, осложнения и последствия заболеваний органа

зрения;


 прогноз, принципы диспансеризации, МСЭК.

Студент должен уметь:

 свободно пользоваться клиническими методами обследования;

 оценить данные анамнеза, клинического обследования, лабораторных

данных для построения клинического диагноза;  назначить адекватное лечение;  оценить исход заболевания, наметить пути реабилитации больных.


2. Место учебной дисциплины в структуре ООП ВПО - офтальмология. Для изучения офтальмологии необходимы определенные знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами. Преподавание офтальмологии должно интегрироваться с курсами теоретических и медико-биологических кафедр, т.к. основной теоретический фундамент клинических дисциплин закладывается на кафедрах анатомии, физиологии, биохимии, гистологии, топографической анатомии, физики. Также необходимо знание следующих клинических дисциплин: внутренние болезни, нервные болезни, ЛОР-болезни, стоматология.

Перечень дисциплин с указанием разделов (тем), усвоение которых студентами необходимо для изучения глазных болезней

1. Анатомия.

Анатомия орбиты, анатомия глазного яблока и его придатков, возрастные особенности органа зрения от рождения и до взрослого состояния. Анатомические элементы рефракции, аккомодации, пресбиопии.

2. Гистология, эмбриология, цитология.

Эмбриогенез глазного яблока. Гистология зрительного анализатора и придаточного аппарата.

3. Нормальная физиология.

Физиологические особенности роговицы. Механизм аккомодации. Циркуляция камерной влаги. Физиология зрительного анализатора, зрительные функции. Динамика становления зрительных функций в зависимости от возраста.

4. Патологическая анатомия, клиническая патологическая анатомия.

Патологическая анатомия и гистология воспалительных и дегенеративных заболеваний и опухолей оболочек глаз. Цитодиагностика. Биопсия.

5. Биохимия.

Роль биохимических изменений в патогенезе глазных заболеваний и интерпретация лабораторных показателей. Биохимия периферических отделов нервной системы и органов чувств. Состав внутриглазной жидкости, слезы, роговицы, хрусталика, стекловидного тела. Продукция и количество внутриглазной жидкости, отток. Методы исследования при некоторых нарушениях обмена веществ.

6. Микробиология с вирусологией и иммунологией.

Влияние различной микрофлоры на состояние глаз. Гонобленоррея и ее профилактика, возбудитель трахомы, аденовирусные и другие вирусные заболевания глаз. Глазная симптоматика ботулизма. Нормальная микрофлора конъюнктивы. Возрастные особенности продукции интерферона, интерфероногены, применяемые для повышения тканевого иммунитета.

7. Отолярингология.

Строение придаточных пазух носа. Роль острых и хронических воспалительных заболеваний носоглотки и придаточных пазух носа в возникновении глазной патологии (конъюнктивит, дакриоцистит, флегмона орбиты, увеит, неврит зрительного нерва и др.).

8. Онкология, лучевая терапия.

Методы и способы костных, бескостных обзорных и локализационных снимков области орбиты. Рентгенотомография. Компьютерная томография. Лучевая терапия опухолей глаз.

9. Неврология, медицинская генетика.

Строение и функции зрительного анализатора. Сроки формирования зрительного анализатора. Глазная патология при заболеваниях центральной нервной системы. Методы исследования глаз для топической диагностики патологии нервной системы. Иннервация структур глаза и его придатков.

10.Дерматовенерология.

Патология глаз при эритематозной волчанке (увеит). Герпетический кератит, моллюсковый блефарит и конъюнктивит. Поражения глаз при дерматозе Дюринга, болезни Стивенс-Джонсона. Глазные проявления сифилиса. Гонобленоррея.

11.Травматология и ортопедия. Изменения тканей орбиты при переломе оснований черепа.

12.Пропедевтика внутренних болезней, лучевая диагностика.

Офтальмологические признаки гипертонической болезни, атеросклероза, болезней почек, нарушений обмена веществ.

13.Фтизиопульмонология. Туберкулезно-аллергические и туберкулезно-гематогенные заболевания глаз. Принципы общего и местного лечения туберкулеза глаз. Методы туберкулинодиагностики туберкулеза глаз.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате

освоения учебной дисциплины.

При формировании рабочей учебной программы главными целевыми установками являются компетенции, полученные учащимся в ходе обучения. Необходимо учитывать, использовать и развивать личностно-социальные качества студента в реализации его знаний и умений для успешной деятельности. В контрольных процедурах определения входных знаний необходимо установить личностные качества студента – умение работать как самостоятельно, так и в коллективе; инициативность, ответственность, толерантность, целеустремленность, т.е. готовить студента к самостоятельной профессиональной деятельности. Оценочные средства должны выявлять именно сформированные компетенции: способность применять знания и умения в ситуациях, моделирующих профессиональную деятельность.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

Студент должен знать:

— анатомо-физиологические особенности органа зрения и его придатков,

— этиологию,

— патогенез,

— клинику,

— диагностику,

— профилактику,

— лечение заболеваний органа зрения и его придатков часто встречающихся,

имеющих социальную значимость, требующих оказания экстренной помощи.

Студент должен уметь:

—определять остроту зрения,

— определять вид рефракции субъективным методом,

— подбирать сферические стекла,

— исследовать периферическое зрение (контрольный способ, периметрия),

— определить цветоощущение,

— определить бинокулярное зрение,

— исследовать орган зрения: при боковом освещении, в проходящем свете,

— проводить офтальмоскопию в обратном виде, в прямом виде

— методы выворота век,

— закапывать глазные капли,

— закладывать глазную мазь,

— исследовать проходимость слезных путей (канальцевая и носовая

пробы),


— исследовать чувствительность роговицы и целостность ее эпителия,

— проводить биомикроскопию переднего отрезка глаза,

— удалять инородные тела с конъюнктивы и роговой оболочки,

— определять офтальмотонус (пальпаторно и тонометром),

— накладывать моно- и бинокулярные повязки,

— проводить рентгенолокализацию инородных тел в глазу,

—выписывать рецепты для лечения наиболее распространенных заболеваний

глаза,


— оформлять медицинскую документацию (амбулаторная карта, история

болезни и др.).

Виды оценочных средств, которые могут быть использованы при освоении компетенций: коллоквиум, контрольная работа, собеседование по ситуационным задачам, тестирование письменное или компьютерное, индивидуальные домашние задания, рефераты.

4.Структура и содержание учебной дисциплины.

4.1 Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 зачетных единиц,



108 часов.

Таблица отражает распределение аудиторных часов, часов самостоятельной работы студентов и зачетных единиц в семестре, определяет вид аттестации по семестре.



Вид учебной работы

Всего часов /

зачетных единиц

Семестр

VII




часов




1

2

3




Аудиторские занятия (всего), в том числе:

72

72




Лекции (Л)

24

24




Практические занятия (ПЗ),

48

48




Семинары (С)

-

-




Лабораторные работы

-

-




Самостоятельная работа студента (СРС) в том числе:

36

36




История болезни (ИБ)

-

-




Курсовая работа (КР)

-

-




Реферат (Реф)

-

-




Расчетно-графические работы (РГР)

-

-




Подготовка к занятиям (ПЗ)

-

-




Подготовка к текущему контролю (ПТК)

-

-




Подготовка к промежуточному контролю (ППК)

-

-




Вид промежуточной аттестации

зачет (3)










экзамен (Э)










ИТОГО: Общая

трудоемкость




108 час.

108




4.2. Тематический план лекций

Лекционный курс





Объем

в час

Наименование

лекции

Краткое содержание лекции



2

3

4

1.

2 ч.

Введение в офтальмологию. История офтальмологии, детской офтальмологии.

Дагестанская школа офтальмологов.

Анатомия и физиология органа зрения.

Анатомо- физиологические особенности органа зрения у детей.



История офтальмологии. Анатомия органов зрения. Определение офтальмологии как науки, цели и задачи ее. Выделение офтальмологии в самостоятельную науку. Пути ее развития. История развития отечественной офтальмологии. Дагестанская школа офтальмологов (Х.О.Булач, Ш.А.Шамхалов, А.И.Магомедова, Н.Н.Гусейнов, Н.М.Сергиенко, А-Г.Д.Алиев). Российская школа офтальмологов (Т.И.Ерошевский, В.П.Филатов, Э.С.Аветисов, Е.И.Ковалевский, Ю.З.Розенблюм, М.М.Краснов, С.Н.Федоров). Достижения офтальмологической науки последних лет.Глаз и его роль в жизнедеятельности организма. Глаз как звено фотоэнергетической или оптико-вегетативной системы организма (глаз-гипоталамус-гипофиз).

Цель изучения офтальмологии в возрастном аспекте для будущей повседневной деятельности врача.

Основные этапы развития мировой и отечественной офтальмологии. Вклад коллективов ученых научно-исследовательских институтов и кафедр глазных болезней в развитие офтальмологии.

Этика и деонтология в офтальмологии.

Краткое ознакомление студентов с основными вопросами краевой патологии республики.

Слепота и ее социальное значение (профессиональная слепота, слепота обратимая и необратимая).

Связь заболеваний органа зрения с другими заболеваниями организма. Роль офтальмологии в ранней диагностике заболеваний общего профиля (ревматизм, туберкулез, заболевания крови и др.).

Анатомия органа зрения. Строение зрительного анализатора, строение периферического отдела - глазного яблока, его оболочки - детальное строение и физиологическая функция каждой из них. Привести несколько примеров из практической офтальмологии, чтобы подчеркнуть важность функции некоторых отделов глазных оболочек.

Содержимое глазного яблока, строение, функция, физиологические особенности.


2.

2 часа

Зрительный анализатор и его функции.

Сущность зрительного акта. Элементы зрительной функции (форменное центральное зрение, периферическое зрение, светоощущение, цветоощущение). Анатомо-физиологические основы и практическое значение центрального зрения. Острота зрения. Угол зрения. Принципы построения таблиц для определения остроты зрения. Формула Снеллена-Дондерса для определения остроты зрения. Контрольные способы определения остроты зрения в случаях диссимуляции, симуляции, аггравации.

Периферическое зрение, его значение. Периметрия и кампиметрия. Патологические изменения поля зрения: сужение поля зрения, гемианопсия, скотомы. Слепое пятно в норме при глаукоме, при заболеваниях зрительного нерва.

Анатомо-физиологические основы светоощущения. Темновая и световая адаптация. Роль темновой адаптации для различных профессий. Гемералопия: врожденная, эссенциальная, симптоматическая.

Цветоощущение. Ахроматические и хроматические зрительные ощущения. Теория цветоощущения Т.Юнга, М.В.Ломоносова, Г.Гельмгольца.

Расстройство цветного зрения (монохромазия, виды дихромазии). Принципы исследования цветоощущения (определение цветоощущения полихроматическими таблицами проф.Е.Б.Рабкина).


3.

2 ч.

Физиологическая

оптика.


Рефрактогенез, возрастные особенности.


Краткие сведения из оптики: оптическая система, фокус, диоптрия как единица измерения рефракции.

Оптическая система глаза. Понятие о физической и клинической рефракции. Виды клинической рефракции. Клиника эмметропии, гиперметропии, миопии. Анизометропия. Высокая прогрессирующая близорукость, ее клиника. Патогенез близорукости. Методы профилактики близорукости, лечение прогрессирующей близорукости. Понятие об астигматизме. Принципы коррекции аметропии.

Аккомодация, механизм аккомодации. Причины и клинические проявления аккомодативной астенопии. Мышечная астенопия. Возрастные изменения аккомодации. Спазм аккомодации и паралич аккомодации.

Коррегирующие стекла. Понятие о контактных и интраокулярных линзах, показания к назначению их. Коррекция пресбиопии.

Хирургические методы коррекции аномалии рефракции, показания к ним.


4.

5.



2ч.


2 ч.

Бинокулярное зрение. Косоглазие: классификация, клиника, лечение.

Заболевания век и конъюнктивы.


Понятие о бинокулярном зрении и фузии. Мышцы глаза, функция, иннервация. Механизм бинокулярного зрения. Корреспондирующие и диспаратные точки сетчатки.

Нарушения в бинокулярном зрении. Косоглазие содружественное и паралитическое.

Признаки содружественного косоглазия, причины развития. Роль несоответствия аккомодации и конвергенции в развитии косоглазия. Функциональная скотома. Современные методы функционального и хирургического лечения содружественного косоглазия.

Методы консервативного лечения косоглазия (коррекция аметропии, прямая и обратная окклюзия, плеоптическое и ортоптическое лечение). Причины хирургического лечения косоглазия.

Профилактика содружественного косоглазия. Паралитическое косоглазие, причины, принципы лечения.

Дифференциальная диагностика паралитического и содружественного косоглазия.

Три отдела конъюнктивы, их отличительные признаки. Воспалительные заболевания конъюнктивы: бактериальные - острые и хронические, аллергические (медикаментозные, весенний катар, электроофтальмия). Острые бактериальные конъюнктивиты экзогенного происхождения (острый эпидемический конъюнктивит Коха-Уикса, пневмококковый, гонококковый).

Острые бактериальные конъюнктивиты эндогенного происхождения (коревой, дифтерийный, туберкулезно-аллергический, аденовирусный).

Хронические конъюнктивиты (профессиональные конъюнктивиты; конъюнктивиты, связанные с аметропиями, конъюнктивит Моракса-Аксенфельда, причины, клиника, принципы лечения).

Осложнения конъюнктивитов: кератиты, кератоувеиты. Дегенеративные заболевания конъюнктивы - пингвекула, птеригиум.

Этиология трахомы. Эпидемиология и распространение трахомы. История борьбы с трахомой. Клиника трахомы, стадия ее. Паннус (тонкий, сосудистый и мясистый). Диагностика. Осложнения трахомы (острый конъюнктивит, язва роговой оболочки, дакриоцистит). Последствия трахомы (трихиаз, заворот век, симблефарон, ксероз конъюнктивы и роговицы). Дифференциальный диагноз трахомы с фолликулезом, фолликулярными и аденовирусными конъюнктивитами. Профилактика трахомы, организационные формы борьбы с ней. Лечение трахомы (медикаментозное, выдавливание фолликулов, хирургическое). Лечение осложнений трахомы и последствий.





6.

2 ч.

Патология слезопродуцирующего и слезоотводящего аппарата.

Патология орбиты.



Патология слезопродуцирующего аппарата. Врожденные аномалии слезной железы у детей (отсутствие, недоразвитие, опущение). Заболевания у детей, при которых может развиться воспаление слезной железы. Основные признаки дакриоаденита. Диагностика и лечение дакриоаденита. Новообразование слезной железы (аденокарцинома). Клиника, лечение, методы диагностики, прогноз.

Патология слезоотводящего аппарата.

Врожденные и приобретенные изменения слезоотводящих путей. Отсутствие или дислокация слезных точек; сужение или облитерация слезных канальцев; дивертикулы слезного мешка; стеноз слезного- носового канала. Методы диагностики, принципы и сроки оперативного лечения.

Дакриоцистит новорожденных. Клинические признаки, причины и время появления. Лечение дакриоцистита. Исследования, указывающие на локализацию препятствия в слезоотводящих путях. Осложнения нелеченного дакриоцистита.

Дакриоцистит острый (флегмона) и хронический гнойный дакриоцистит: клиника, диагностика, лечение, осложнение. Методы оперативного лечения.

Общая симптоматика при заболеваниях орбиты: экзофтальм, энофтальм, смещение глазного яблока в сторону, зрительные расстройства. Воспалительные заболевания орбиты. Изменения орбиты при эндокринных заболеваниях, болезнях крови. Флегмона орбиты: клиника, диагностика, лечение; особенности течения флегмоны у детей.















7.

2 ч.

Патология роговицы и склеры.

Анатомия роговой и склеры. Клинические свойства нормальной роговицы и склеры.

Общая симптоматология кератитов. Определение кератита и бельма, дифференциальный диагноз. Классификация кератитов - анатомическая классификация (распространенность, глубина расположения, васкуляризация инфильтрата, инфильтрат с дефектом или без дефекта). Этиология.

Клинические формы кератитов. Язвенные кератиты. Ползучая язва роговицы, стадии развития.

Герпетические кератиты (простой пузырьковый, древовидный, дисковидный).

Туберкулезно-аллергический фликтенулезный кератит.

Глубокий туберкулезный кератит.

Паренхиматозный сифилитический кератит.

Принципы лечения поверхностных кератитов.

Принципы лечения глубоких кератитов.

Мидриатики и миотики при кератитах.

Последствия кератитов. Консервативное лечение стойких помутнений роговицы (пересадка роговой оболочки).

Профилактика кератитов.

Социальное значение заболеваний роговой оболочки как причины слепоты и понижения трудоспособности. Склериты и эписклериты. Этиология, клиника, лечение.


8.

9.


2ч.

2 ч.


Заболевания сосудистого тракта. Особенности течения увеитов у детей.

Патология хрусталика. Врожденные катаракты.



Анатомия радужной оболочки, цилиарного тела, хориоидеи. Особенности кровоснабжения сосудистой оболочки и их клиническое значение. Особенности развития сосудистого тракта у новорожденных.

Понятие об увеите, ирите, иридоциклите, хориоидите. Этиология иритов и иридоциклитов.

Общая симптоматология иритов и иридоциклитов. Особенности течения увеитов у детей. Эндофтальмит, панофтальмит. Профилактика иритов и иридоциклитов. Дифференциальный диагноз иридоциклита от ирита и острого приступа глаукомы. Последствия иридоциклитов.

Лечение иридоциклитов (общее лечение, принципы местного лечения). Мидриатики, механизм их действия. Лечение последствий иридоциклитов. Общая симптоматология хориоидитов, этиология, профилактика. Остаточные явления после хориоидитов, лечение. Принципы лечения хориоидитов.


Аномалии развития радужной оболочки и хориоидеи. Злокачественные новообразования радужной оболочки, цилиарного тела и хориоидеи.

Диагностика новообразования сосудистого тракта. Энуклеация, эвисцерация глазного яблока, экзентерация орбиты.

Виды и частота патологии хрусталика. Методы диагностики, современные принципы лечения. Аномалии развития. Изменения при болезни Марфана, Марчезани и др. синдромах.

Врожденные катаракты. Частота и причины их возникновения. Классификация катаракт у детей. Наиболее распространенные врожденные катаракты. Показания к оперативному лечению в зависимости от величины катаракты, ее локализации, остроты зрения, возраста ребенка. Лечение обскурационной амблиопии, коррекция афакии. Особенности коррекции односторонней афакии. Контактные линзы. Интраокулярная линзы.

Вторичные (послеоперационные) катаракты. Причины возникновения, клиника, лечение.

Осложненные катаракты. Возникновение катаракт на почве общих заболеваний (диабет), при глазных процессах (миопия, глаукома, увеит, отслойка сетчатки, травмы глазного яблока), в результате отравления ртутью, нитритами, белкового голодания, ионизирующей радиации, воздействия инфракрасных лучей, повреждений и др. Клиническая картина этих видов катаракт. Лечение катаракт в зависимости от этиологии процесса и степени помутнения хрусталика.

Возрастные катаракты. Клиника. Стадии развития катаракт. Лечение в зависимости от стадии катаракты. Показания к операции. Методы экстракции катаракты; факоэмульсификация.

Афакия, ее признаки, принципы коррекции афакии для зрения вдаль и вблизи. Особенности коррекции односторонней афакии. Интраокулярная коррекция, контактные линзы.



10

2 ч.

Физиология и патология внутриглазного давления (ВГД).

Глаукома:

определение, классификация.
Врожденная глаукома, патогенез, клиника, лечение.

Первичная глаукома: патогенез, клиника, лечение.




Циркуляция водянистой влаги. Дренажная система глаза. Нормальное внутриглазное давление. Регуляция внутриглазного давления. Суточные колебания внутриглазного давления. Симптомокомплекс глаукомы.
Классификация глаукомы: врожденная, детская, юношеская, первичная и вторичная глаукома.
Разновидности врожденных глауком и методы их лечения. Дифференциальный диагноз врожденной глаукомы и мегалокорнеа.

Классификация первичной глаукомы.

Открытоугольная глаукома, патогенез, клиника.

Дифференциальный диагноз открытоугольной глаукомы с возрастной катарактой.

Закрытоугольная глаукома, патогенез, клиника. Дифференциальный диагноз закрытоугольной глаукомы с открытоугольной глаукомой. Острый приступ глаукомы, патогенез, клиника. Принципы лечения острого приступа глаукомы.

Дифференциальный диагноз острого приступа глаукомы с иридоциклитом.

Вторичные глаукомы. Роль повреждений, воспалений, опухолевых процессов глаза в возникновении. Особенности течения процесса и современные методы лечения.








Глаукома:

ранняя диагностика, лечение, профилактика, диспансеризация.



Ранняя диагностика глаукомы (суточные колебания внутриглазного давления, тонография).

Методы лечения глаукомы. Медикаментозное лечение глаукомы. Миотики, механизм их действия, принципы применения. Применение ингибиторов карбоангидразы при глаукоме. Осмотерапия.

Методы общего лечения первичной глаукомы (витаминотерапия, тканевая терапия, сосудорасширяющие препараты, антисклеротические средства). Режим труда и жизни больных глаукомой.

Хирургическое лечение первичной глаукомы, принципы хирургического лечения, показания к антиглаукоматозным операциям.

Профилактика глаукомы - профилактические осмотры, диспансеризация больных глаукомой.


11

2 ч.

Заболевания сетчатки и зрительного нерва.

Острые сосудистые катастрофы сетчатки.

Патология зрительного нерва.


Классификация заболеваний сетчатки: сосудистые заболевания, дистрофические процессы, врожденные аномалии развития сетчатки. Общая характеристика патологических изменений в сосудах и ткани сетчатки. Место заболеваний сетчатой оболочки в общей структуре заболеваний органа зрения.
Острая непроходимость центральной артерии сетчатки и ее ветвей (спазм, тромбоэмболия). Этиологическое значение ревматических поражений сердца, атеросклероза, облитерирующего эндартериита, сепсис, воздушной и жировой эмболии при диагностических исследованиях, пневмотораксе, переломах костей. Офтальмологическая картина, динамика зрительных функций. Неотложная помощь, сроки ее оказания. Лечение, исходы.

Тромбоз центральной вены сетчатки и ее ветвей. Этиологическое значение гипертонической болезни, атеросклероза, инфекционных и септических заболеваний организма, коагулопатий, новообразований орбиты, травм. Офтальмологическая картина, динамика зрительных функций. Осложнения. Методы лечения (принципы антикоагулянтной терапии, лазерное лечение). Исходы.

Изменения сетчатой оболочки при гипертонической болезни и атеросклерозе. Патогенез, клиническая картина различных стадий гипертонической ретинопатии, возрастные особенности офтальмологической картины. Осложнения, исходы. Значение исследования глазного дна для диагностики, оценки эффективности лечения, прогноза заболевания и профилактики осложнений, проводимых врачом терапевтом.

Изменения сетчатой оболочки при заболеваниях крови и кроветворной системы (анемии, гемобластозы, геморрагические диатезы и др.) Прогностическое значение глазной симптоматики в оценке течения основного заболевания.

Изменения сетчатой оболочки при диабете. Патогенез, клиническая картина различных стадий диабетической ретинопатии, осложнения, исходы. Принципы современного лечения (диета, пероральные гипогликемические средства нового поколения препараты инсулина, ангиопротекторы, лазерная хирургия сетчатки, витреоретинальная хирургия). Значение исследования глазного дна для диагностики и оценки эффективности лечения диабета врачом- эндокринологом, профилактики осложнений. Ретинопатия недоношенных:диагностика,лечение.

Пигментная абиотрофия сетчатки. Сроки появления заболевания, офтальмологическая картина, динамика падения зрительных функций. Методы диагностики и лечения. Прогноз. Экспертиза трудоспособности.

Дистрофия сетчатки в области желтого пятна. Роль наследственного фактора, время проявления заболевания у детей и у взрослых. Офтальмологическая картина, динамика падения зрительных функций. Методы диагностики и лечения. Прогноз. Экспертиза трудоспособности.

Отслойка сетчатой оболочки. Этиология у детей и у взрослых. Роль локализации и вида разрыва в клиническом течении заболевания. Офтальмологическая картина, динамика зрительных функций. Методы диагностики. Сроки и методы современных оперативных вмешательств. Прогноз. Экспертиза трудоспособности.


Патология зрительного нерва. Классификация патология зрительного нерва. Частота заболеваний зрительного нерва у детей и у взрослых.

Неврит зрительного нерва. Клиника. Этиология его у лиц различного возраста. Патогенез, патоморфология. Принципы лечения. Исходы. Диспансеризация.

Ретробульбарный неврит. Офтальмологическая картина и состояние зрительных функций. Частота. Роль рассеянного склероза в возникновении неврита. Лечение. Прогноз. Исход.

Застойный диск зрительного нерва. Стадии развития процесса и присущие им офтальмоскопические изменения. Состояние зрительных функций при обычном и осложненном застойном диске. Частота и причины возникновения у лиц различного возраста. Дифференциальная диагностика застоя и неврита зрительного нерва. Принципы и методы патогенетического и симптоматического лечения. Роль офтальмолога в диагностике некоторых общих заболеваний и заболеваний ЦНС и своевременном направлении на лечение больных к нейрохирургу. Исходы.

Атрофия зрительного нерва. Этиология, патогенез. Клиника. Диагностика, лечение, прогноз.


12

2 ч.

Повреждения органа зрения.

Особенности травмы глаза у детей.



Место глазного травматизма в общем травматизме. Распространенность, сезонность, география и преимущественные причины и виды повреждений глаза у лиц различного возраста. Частота бытовых, школьных и производственных травм. Классификация повреждений глаза по этиологии, локализации, степени тяжести, наличию и свойствам инородных тел и др. Методы диагностики. Основные виды первой врачебной помощи при травмах глаз. Лечение осложнений. Профилактика глазного травматизма. Место в структуре и уровне слабовидения и слепоты.

Непроникающие ранения глаза (роговицы и конъюнктивы) и первая помощь при них.

Проникающие ранения глаза, диагностика, клиника. Первая помощь и лечение при проникающих ранениях глаза. Осложнения проникающих ранений глаза: травматический асептический иридоциклит, гнойный иридоциклит, эндофтальмит, панофтальмит, факогенный иридоциклит, симпатическая офтальмия. Патогенез, клиника симпатической офтальмии (иридоциклит, нейроретинит) и лечение.

Инородные тела конъюнктивы, роговицы. Проникающие ранения с наличием внутриглазных инородных тел. Диагностика инородных тел в глазу и их локализация. Осложнения проникающих ранений глаза с наличием внутриглазных инородных тел: халькоз, сидероз (клиника, лечение).

Первая помощь и лечение при проникающих ранениях с внедрением внутриглазных инородных тел. Последствия проникающих ранений глаза. Профилактика травматизма. Ожоги глаз и его придаточного аппарата, классификация. Химические и термические ожоги, первая помощь и лечение. Профилактика ожогов.

Повреждения глаз лучами ультрафиолетовой части спектра (офтальмия при электросварке, снежная офтальмия), клиника, лечение, профилактика.


Особенности детского травматизма. Причины детского травматизма, особенности (бытовой характер травм, сезонность, возраст, пол, характер повреждающих агентов, тяжесть и т.д.). Частота проникающих ранений, тяжелые осложнения и исходы. Меры профилактики и борьбы за снижение детского глазного травматизма.

  1   2   3   4   5


База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка