Рабочая программа учебной дисциплины «Первая помощь при чрезвычайных и опасных ситуациях» Для направлений




Скачати 410.63 Kb.
Сторінка1/2
Дата конвертації19.04.2016
Розмір410.63 Kb.
  1   2
Министерство образования и науки
Российской федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Московский педагогический государственный университет
(МПГУ)

Факультет для всех факультетов



Кафедра медицины и безопасности жизнедеятельности

Рабочая программа учебной дисциплины



«Первая помощь при чрезвычайных и опасных ситуациях»

Для направлений

непедагогического образования

Квалификация (степень) выпускника:

Бакалавр

Форма обучения

Очная

Москва 2015г.





  1. Цель освоения дисциплины.

Цель дисциплины: повысить общий культурный и образовательный уровень будущих бакалавров, расширив их знания в области симптоматики наиболее распространенных неотложных состояний; сформировать у студенческой молодежи практические навыки по оказания первой помощи при чрезвычайных и опасных ситуациях и предупреждению угрожающих жизни ситуаций и состояний, возникающих при ЧС и ОС

2. Место дисциплины в структуре ОП бакалавриата.

Дисциплина «Первая помощь при чрезвычайных и опасных ситуациях» относится к базовой части профессионального цикла дисциплин (блок 1). Для освоения дисциплины студенты используют знания, умения и навыки, сформированные на предыдущем уровне образования в процессе изучения таких дисциплин как «Общая биология», «Основы безопасности жизни» и др.

Знания, полученные в ходе изучения данной дисциплины необходимы для последующего прохождения учебной и производственной практик, а также подготовки к итоговой государственной аттестации.
3.Компетенции обучающихся, формируемые в результате освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:



Общекультурные компетенции (ОК):

- способностью использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9)

В результате освоения дисциплины студент должен:



знать:

  1. государственную политику в области подготовки и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций;

  2. принципы и правила безопасного поведения и защиты при различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

  3. средства и методы личной и коллективной защиты;

  4. анатомо-физиологические, возрастно-половые и индивидуальные особенности строения здорового организма;

  5. признаки неотложных состояний, причины и факторы, их вызывающие;

  6. основные клинические признаки повреждений опорно-двигательной системы, головы и полости черепа, грудной клетки, брюшной полости, тазовых органов;

  7. клинические признаки неотложных состояний при заболеваниях сердечно-сосудистой системы и органов дыхания;

  8. неотложные состояния при заболеваниях пищеварительной системы, мочевыделительной и острых инфекциях;

  9. методы восстановления жизненно важных функций организма;

  10. принципы оказания первой помощи при: радиоактивном заражении, химическом отравлении, при пожаре, отморожении, утоплении и др.;

  11. основы профилактики развития осложнений при различных повреждениях и патологиях, полученных вследствие ЧС и ОС;

уметь:

  1. применять полученные знания в выборе и оценке различных методов и приёмов оказания первой помощи;

  2. организовывать и проводить работу с коллективом по формированию навыков их самосохранительного (здравосберегающего) поведения;

  3. оценивать возможный риск появления локальных опасных и чрезвычайных ситуаций и применять своевременные меры по ликвидации их последствий;

  4. использовать в своей профессиональной и иной деятельности полученные практические навыки;

  5. проводить реанимационные мероприятия при возникновении терминальных состояний организма;

  6. оказывать первую помощь при кровотечения;

  7. накладывать транспортные шины, бинтовые и косыночные повязки;

  8. выявлять жизнеопасные нарушения при различных повреждениях;

  9. оказывать первую помощь в очагах поражения при ЧС и ОС;

  10. оценивать состояние пострадавшего для принятия решения о необходимости оказания ему первой помощи;

  11. устанавливать приоритеты для решения проблем здоровья пострадавшего;


владеть:


  1. навыками определения функционального состояния организма;

  2. навыками по повышению профилактики различных осложнений травм и повреждений;

  3. методикой проведения реанимационных мероприятий;

  4. навыками оказания первой помощи при несчастных случаях и травмах;

  5. методами остановки кровотечений;

  6. методами и навыками транспортной иммобилизации и эвакуации пострадавших при ЧС и ОС;

  7. навыками первичной обработки раны;

  8. техникой наложения первичной (асептической) и фиксирующей повязок; 

  9. навыками оказания первой помощи при ожогах: термических, химических, радиационных, электротравмах;

  10. навыками оказания помощи при переохлаждении и обморожении.


4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы (108 часов). Дисциплина изучается в соответствии с учебным планом соответствующего направления.


Структура дисциплины


№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Семестр

Виды учебной работы
(в академических часах)










Л

С

ПЗ

ЛБ

СР

I

Характеристика неотложных состояний. Место и роль первой помощи при ЧС и ОС.




2

-

4

-

6

II

Особенности транспортировки пострадавших при ЧС и ОС




2

-

4

-

6

III

Виды травм. Первая помощь при различных видах травм.




4

-

12




10

IV

Первая помощь при ранениях и кровотечениях.




2

-

4




8

V

Терминальные состояния. Принципы и методы реанимации.




2

-

4




6

VI

Первая помощь при отравлениях природными ядами, аварийно химически опасными веществами (АХОВ) и радиационном поражении.




2

-

4




6

VII

Первая помощь при неотложных состояниях, вызванных острыми инфекционными заболеваниями.




2

-

2

-

6

VIII

Особенности оказания первой помощи детям.




2




2




6




Итого




18




36




54


Содержание дисциплины


№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела
(дидактические единицы)

I

Характеристика неотложных состояний. Место и роль первой помощи при ЧС и ОС.

Понятие о чрезвычайных и опасных ситуациях. Поражающие факторы ЧС, их классификация и медицинские последствия. Средства индивидуальной защиты от поражающих факторов ЧС. Неотложные состояния. Медико-тактическая характеристика неотложных состояний ЧС, связанных с катастрофами мирного времени. Цель и задачи дисциплины «первая помощь при ЧС и ОС». Историческое развитие дисциплины «Первая помощь». Определение «первая помощь». Понятие о различных видах оказания первой помощи пострадавшим, ее роли и объеме. Принципы этики и деонтологии. Средства для оказания первой помощи. Организационные и законодательно-правовые аспекты оказания первой помощи пострадавшим в ЧС и ОС. Основные правила и этапы оказания психологической помощи пострадавшим.

II

Особенности транспортировки пострадавших при ЧС и ОС.

Общие правила транспортировки пострадавших при ЧС и ОС. Способы безопасной транспортировки пострадавшего при невозможности вызвать скорую медицинскую помощь. Особенности транспортировки при различных видах травм. Положения пострадавших при транспортировке в зависимости от вида повреждения: сильном кровотечении, травматическом шоке, при травме головы, груди, живота, костей таза, позвоночника (в сознании, без сознания). Понятие о "возвышенном положении", "положении полусидя", "противошоковом положении", "стабильном боковом положении". Приемы транспортировки пострадавших с использованием подручных средств.

III

Виды травм. Первая помощь при различных видах травм.

Понятие «травма». Классификация травм.

Травмы опорно-двигательного аппарата: ушибы, вывихи, растяжение и разрыв связок, переломы (открытые, закрытые). Принципы оказания первой помощи. Понятие «транспортная иммобилизация».

Черепно-мозговые травмы, принципы оказания первой помощи. Особенности оказания первой помощи при травмах глаза и носа.

Травмы различных отделов позвоночника, особенности оказания первой помощи.

Основные проявления травмы груди, порядок оказания первой помощи.

Виды повреждений живота и органов брюшной полости. Основные проявления травмы живота. Закрытая травма живота с признаками внутреннего кровотечения. Оказание первой помощи при различных травмах живота.

Понятие о комбинированной и сочетанной травме. Виды чрезвычайных ситуаций, сопровождающихся комбинированной и сочетанной травмой. Последовательность оказания первой помощи пострадавшим с комбинированными и/или сочетанными травмами.

Правила и техника наложения повязок при травмах различных локализаций.

Синдром длительного раздавливания. помощь пострадавшим с СДР.

Термические травмы: ожоги, переохлждения, отморежения, электротравмы. Ожоги, их виды, степени поражения. Правила определения площади ожоговой поверхности и принципы оказания первой помощи. Характеристика состояний, связанных с переохлаждением организма. Виды, классификация и основные проявления отморожений. Принципы оказания первой помощи. Основные понятия об электротравме и электроожогах. Принципы оказания первой помощи.



IV

Первая помощь при ранениях и кровотечениях.

Понятие о ранении, виды ран. Классификация и характеристика ранений. Принципы оказания первой помощи при ранениях. Виды кровотечений: артериальное, венозное, капиллярное и смешанное. Признаки кровотечения. Способы временной остановки наружного кровотечения: пальцевое прижатие артерий, максимальное сгибание конечности в суставе, наложение давящей повязки, наложение кровоостанавливающего жгута. Осложнения, вызванные наложением кровоостанавливающего жгута. Подручные средства, используемые для изготовления импровизированного жгута. Внутреннее кровотечение, признаки и первая помощь.

Травматический шок. Причины, виды, фазы и стадии шока. Принципы оказания помощи. Меры, предупреждающие развитие травматического шока.



V

Терминальные состояния. Принципы и методы реанимации.

Терминальные состояния – причины развития. Фазы терминальных сотояний: преагональное состояние, агония и клиническая смерть. Признаки клинической и биологической смерти. Способы определения дыхания, кровообращения и сознания. Понятие о сердечно-легочной реанимации. Правила и техника выполнения наружного массажа сердца, искусственной вентиляции легких. Критерии эффективности приемов реанимации. Ошибки и осложнения, возникающие при СЛР.

Утопление: истинное и «сухое», или асфиксическое. Восстановление проходимости верхних дыхательных путей при утоплении, непроходимости дыхательных путей, вызванной инородным телом, электротравме.



VI

Первая помощь при отравлениях природными ядами, аварийно химически опасными веществами (АХОВ) и радиационном поражении.

Понятие о природных ядах. Признаки укусов ядовитых насекомых и животных. Признаки отравления ядовитыми растениями. Первая помощь при анафилактических реакциях.

Отравления лекарственными препаратами и наркотическими веществами. Первая помощь.

Виды аварийно химически опасных веществ (АХОВ) , их поражающее действие, способы защиты и первая помощь.

Признаки отравления спиртами и бытовыми химическими веществами.

Виды облучения человека, биологическое действие радиации. Основные нормы радиационной безопасности. Острые лучевые поражения. Первая помощь пострадавшим в зоне радиационного загрязнения, лекарственная защита.


VII

Первая помощь при неотложных состояниях, вызванных острыми инфекционными заболеваниями.


Характеристика патогенных микроорганизмов и их свойства. Эпидемический процесс, его основные факторы и закономерности. Инфекция: способы распространения, специфичность инфекционного процесса, основные принципы оказания помощи. Неотложные состояния (гипертермия; дегидратация на фоне рвоты, диарее; эксикоз; судорожный синдром; острая дыхательная недостаточность и др. ), вызванные инфекционным агентом, требующие оказания первой помощи.

Санитарно – гигиенические и противоэпидемические мероприятия при ЧС и ОС.



VIII

Особенности оказания первой помощи детям.

Особенности неотложных состояний у детей разного возраста. Выбор тактики оказания первой помощи детям. Первая неотложная помощь при основных патологических состояниях у детей (анафилактический шок, синдром бронхообструкции, судорожный синдром, стенозирующий ларинготрахеит, гипертонический криз у подростков, оральная регидратация при диареях).

Особенности лихорадки у детей, перегревание детей первого года жизни, первая помощь.

Особенности проведения СЛР детям разного возраста. Критерии эффективности, осложнения, ошибки. Особенности транспортировки пациента.



5. Образовательные технологии.

Основными видами образовательных технологий при изучении дисциплины «Первая помощь при ЧС и ОС» являются: информационные лекции, лекции-визуализации, дискуссии.



Раздел I. Характеристика неотложных состояний. Место и роль первой помощи при ЧС и ОС.

  1. Информационная лекция: «Поражающие факторы ЧС и их характеристика. Неотложные состояния при ЧС и ОС».

  2. Практическое занятие: «Место и роль первой помощи при организации защиты и ликвидации последствий ЧС».

  3. Практическое занятие: «Понятие первой помощи, цели, задачи, принципы и правила ее оказания».

Раздел II. Особенности транспортировки пострадавших при ЧС и ОС.

  1. Информационная лекция-визуализация: «Способы транспортировки пострадавших».

  2. Практическое занятие: «Общие правила транспортировки».

  3. Практическое занятие: «Положения пострадавших при транспортировке в зависимости от вида повреждения».

Раздел III. Виды травм. Первая помощь при различных видах травм.

Информационная лекция: «Травмы и травматизм. Классификация травм. Особенности оказания первой помощи при различных травмах и повреждениях».



  1. Информационная лекция: «Физиологические аспекты системы терморегуляции организма. Первая помощь при термических повреждениях».

  2. Практическое занятие: «Способы оказания первой помощи при закрытых травмах».

  3. Практическое занятие: «Способы и приемы оказания первой помощи при открытых травмах опорно-двигательного аппарата».

  4. Практическое занятие: «Синдром длительного раздавливания. Помощь пострадавшим с СДР».

  5. Практическое занятие: «Термические травмы: переохлаждения, отморожения ».

  6. Практическое занятие: «Электротравмы. Принципы оказания первой помощи при электротравме».

  7. Практическое занятие по типу «кейс-метода» - «Профилактика травматизма. Клинические проявления травм и повреждений».


Раздел IV. Первая помощь при ранениях и кровотечениях.

  1. Информационная лекция - визуализация: «Кровотечение. Травматический шок. Принципы оказания первой помощи».

  2. Практическое занятие: «Виды и признаки кровотечений. Способы временной остановки наружного кровотечения».

  3. Практическое занятие: «Травматический шок. Принципы оказания помощи и меры, предупреждающие развитие травматического шока ».



Раздел V. Терминальные состояния. Принципы и методы реанимации.

  1. Информационная лекция: «Терминальные состояния. Понятие о сердечно-легочной реанимации».

  2. Практическое занятие: «Правила и техника выполнения сердечно-легочной реанимации. Ошибки и осложнения».

  3. Практическое занятие: «Травмы грудной клетки, сопровождающиеся нарушением функции дыхания».


Раздел VI. Первая помощь при отравлениях природными ядами, аварийно химически опасными веществами (АХОВ) и радиационном поражении.

  1. Информационная лекция-визуализация: «Первая помощь при воздействии АХОВ и радиационном поражении».

  2. Практическое занятие: «Приемы и способы оказания первой помощи при отравлениях природными ядами и химическими веществами».

  3. Практическое занятие: «Биологическое действие радиации. Первая помощь пострадавшим в зоне радиационного загрязнения».


Раздел VII. Первая помощь при неотложных состояниях, вызванных острыми инфекционными заболеваниями.

  1. Информационная лекция: «Понятие об эпидемиологии, опасные инфекционные заболевания».

  2. Практическое занятие: «Профилактика и первая помощь при инфекционных заболеваниях».

  3. Раздел VIII. Особенности оказания первой помощи детям.

  4. Информационная лекция: «Особенности неотложных состояний у детей разного возраста».

  5. Практическое занятие по типу «кейс-метода»: «Первая неотложная помощь детям».


6. Самостоятельная работа студентов.


№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Виды самостоятельной работы



Трудоемкость
(в академических часах)

I

Характеристика неотложных состояний. Место и роль первой помощи при ЧС и ОС.


Подбор и обзор литературы и электронных источников информации по индивидуально заданной теме.

Написание доклада.

Анализ научной публикации.


6

II

Особенности транспортировки пострадавших при ЧС и ОС.


Работа с лекционным материалом и учебной литературой.

Заполнение таблиц на заданную тему.

Анализ научной публикации.


6

III

Виды травм. Первая помощь при различных видах травм.


Самостоятельное изучение научной литературы.

Работа с Интернет-ресурсами Подготовка назначенного преподавателем устного доклада. Написание эссе на заданную тему.



10

IV

Первая помощь при ранениях и кровотечениях.

Подбор и обзор литературы и электронных источников информации по заданной теме.

Написание реферата, подготовка устного доклада (презентации).



8

V

Терминальные состояния. Принципы и методы реанимации.


Проработка конспекта лекций и учебной литературы.

Написание рефератов.



6

VI

Первая помощь при отравлениях природными ядами, аварийно химически опасными веществами (АХОВ) и радиационном поражении.


Подбор и обзор литературы и электронных источников.

Информации по индивидуально заданной теме.

Анализ статистических материалов по заданной теме


6

VII

Первая помощь при неотложных состояниях, вызванных острыми инфекционными заболеваниями.


Выполнение рефератов как итога самостоятельной работы студентов с научной литературой; осуществление рецензирования научных статей по наиболее актуальным проблемам профилактики ИЗ.

Подготовка к беседе.



6

VIII

Особенности оказания первой помощи детям.

Выполнение рефератов как итога самостоятельной работы студентов с научной литературой;

Написание рефератов и эссе на выбранные темы.



6




Итого




54


Вопросы для самостоятельной работы:

  1   2


База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка