Рабочая учебная программа дисциплины госпитальная педиатрия для специальности060103Педиатрия. 65 Всего зет 11 Всего часов 396, из них




Сторінка1/5
Дата конвертації16.04.2016
Розмір0.59 Mb.
  1   2   3   4   5
Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ставропольский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения Российской Федерации


Кафедра госпитальной педиатрии



УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

профессор ___________ А.Б. Ходжаян



«___»_____________ 20____ г.



РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Госпитальная педиатрия
для специальности060103Педиатрия.65

Всего ЗЕТ 11

Всего часов 396 , из них:


- лекций 36 часов

- клинические практические занятия 204 часов



  • самостоятельная работа 120 часов

  • формы контроля:

- экзамен в 12 семестре (36 часов)

г. Ставрополь

2014 г.

Рабочая учебная программа разработана в соответствии с:



- ФГОС ВПО по специальности «Педиатрия», Утвержденным приказом Минобрнауки России от 8 ноября 2010 года № 1122

- рабочим учебным планом по специальности Педиатрия, утвержденным Ученым советом академии от 31 августа 2011 г. протокол № 1,

- примерной учебной программой по госпитальной педиатрии
Рабочая учебная программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры госпитальной педиатрии

«___» _______________20____года протокол № _____


Зав. кафедрой Э.В. Водовозова

Одобрена Цикловой методической комиссией педиатрических дисциплин.

«___» _______________20____года
Председатель ЦМК М.В.Голубева
Согласовано:

Декан факультета Л.Я.Климов


Начальник УМУ Н. П. Вышковский

«___» _______________20____года


Руководитель ЦУКО С. В. Новиков

«___» _______________20____года


Рецензенты:

А. С. Калмыкова


Т. П. Бондарь


Пояснительная записка.
Госпитальная педиатрия- область клинической медицины, изучающая течение, диагностику, профилактику и лечение детских болезней в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

Во время обучения на лекциях и практических занятиях студенты осваивают вопросы этиологии, патогенеза, клинической картины, методов диагностики, лечения и профилактики соматических заболеваний детей и подростков в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей. Проходя обучение на базе детских отделений больниц, родильных домов и специализированных отделений, студенты закрепляют полученные ранее пропедевтические умения обследования ребенка, основные симптомы заболеваний, изучают особенности течения данного заболевания в зависимости от различных факторов, проводят физикальное обследование пациентов, определяют необходимый перечень диагностических исследований, сами осуществляют ряд исследований, оценивают полученные результаты, проводят дифференциальный диагноз, составляют алгоритм лечебных, реабилитационных и профилактических мероприятий, подбирают соответствующие медикаментозные препараты, рассчитывают дозу лекарств в зависимости от тяжести и стадии заболевания, возраста, массы и поверхности тела ребенка, его индивидуальных особенностей и назначают питание.

С целью оптимизации учебного процесса находит применение блочная система преподавания, позволяющая скоординировать учебный материал лекций и практических занятий, увеличить время на овладение практическими умениями. На лекциях большое внимание уделяется вопросам этиологии, патогенеза, механизмам развития отдельных синдромов и симптомов. На практических занятиях - более подробно изучаются клинические проявления, диагностические алгоритмы, дифференциальная диагностика, вопросы лечебных, профилактических, реабилитационных мероприятий правила и диспансерного учета больных детей. Возможно применение цикловой системы обучения.

По окончании цикла лекций и практических занятий на У1курсе (в 12 семестре) предусмотрено проведениеИГАК. ИГАК по педиатрии является интегрированным и трехэтапным. В него входят дисциплинарный тестовый контроль знаний, контроль практических умений у постели больного и решение ситуационных задач совмещенное с ответом на компьютерную иллюстрацию.

В ходе процесса обучения со студентами проводится воспитательная работа: прививаются основы этики, деонтологии, формируется гражданское мировоззрение, воспитываются обязательность и дициплинированность.


1.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Целью дисциплины является: подготовка специалиста к самостоятельной врачебной деятельности в системе первичной медицинской помощи детям в качестве обязанностей участкового врача-педиатра, основанная на знаниях, полученных при изучении предыдущих дисциплин педиатрического модуля и направленная на формирование клинического мышления и гражданского мировоззрения молодого врача.
Задачидисциплины:


  • ознакомить студента с разными формами и вариантами течения тех заболеваний, с которыми он уже сталкивалсяна факультетской педиатрии;

  • освоить ряд новых нозологических форм педиатрии, но уже в полном объеме представлений о заболеваниях – начиная от этиологии, компонентов патогенеза и конституции риска до индивидуальных особенностей по варианту течения и терапии, сопутствующих заболеваний, пищевых и лекарственных непереносимостей;

-изучить основные особенности роста и развития новорожденных и детей с различной

патологией органов и систем,методов мониторинга развития, питания, режима и

принципов воспитания данных пациентов;

- овладеть знаниями основных симптомов, синдромов с возможными при них

неотложными состояниями, цепями патогенеза, методами лекарственного

и нелекарственного лечения, реабилитации и профилактики.



2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП СПЕЦИАЛИСТА

Дисциплина относится к профессиональному циклу дисциплин Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 060103 и базируется на знаниях предшествующих дисциплин.



Основные знания, необходимые для изучения дисциплины формируются:

- в цикле гуманитарных, социальных и экономических дисциплин: философия, биоэтика; психология и педагогика; правоведения, история медицины; латинский язык;

- в цикле математических, естественнонаучных и медико-биологических дисциплин: физика, математика; биохимия;биология; анатомия;гистология, эмбриология, цитология; физиология; патологическая анатомияклиническая патологическая анатомия; патофизиологияклиническая патофизиология; микробиология, вирусология; иммунология; фармакология.

- в цикле профессиональных дисциплин: медицинская реабилитация; гигиена; общественное здоровье и здравоохранение, экономика здравоохранения; судебная медицина; детская хирургия; акушерство и гинекология; основы формирования

здоровья детей; пропедевтика детских болезней; факультетская педиатрия, эндокринология;поликлиническая и неотложная педиатрия; судебная медицина;

инфекционныеболезни у детей.

Госпитальная педиатрия соответственно также формирует знания, необходимые для параллельного изучения следующих дисциплин: детская хирургия, инфекционные болезни у детей;поликлиническая и неотложная педиатрия, судебная медицина.

3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у выпускника следующих компетенций:

а) общекультурных (ОК):

способен и готов анализировать социально-значимые проблемы и процессы,

использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-

биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной

деятельности (ОК-1);
б) профессиональных (ПК):

общепрофессиональныхспособен и готов проводить и интерпретировать опрос, физикальный осмотр, клиническое обследование, результаты современных лабораторно-инструментальных исследований, морфологического анализа биопсийного, операционного и секционного материала у больных детей и подростков, написать медицинскую карту амбулаторного и стационарного больного ребенка и

подростка (ПК 5);



диагностической деятельности

способен и готов выявлять у больных детей и подростков основные патологические

симптомы и синдромы заболеваний, используя знания основ медико-биологических и

клинических дисциплин с учетом законов течения патологии по органам, системам и

организма в целом, анализировать закономерности функционирования различных органов и систем при различных заболеваниях и патологических процессах, использовать алгоритм постановки диагноза (основного, сопутствующего, осложнений) с учетом МКБ, выполнять основные диагностические мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний (ПК 17);

лечебной деятельности

способен и готов назначать больным новорожденным, детям и подросткам адекватное

лечение в соответствии с выставленным диагнозом, осуществлять

алгоритм выбора медикаментозной и немедикаментозной терапии больным с

неинфекционными заболеваниями (ПК 20);

научно-исследовательской деятельности

способен и готов изучать научно-медицинскую информацию,

отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК 31);
В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:


  1. Этиологию, патогенез, диагностику, лечение и профилактику наиболее часто встречающихся заболеваний среди детского населения;

  2. Клиническую картину, особенности течения и возможные осложнения наиболее распространенных заболеваний, протекающих в типичной форме у новорожденных, детей и подростков.

  3. Современные методы клинической, лабораторной и инструментальной диагностики больных детей и подростков, терапевтического профиля; общие принципы и особенности диагностики наследственных заболеваний и врожденных аномалий.

Уметь:

  1. Собрать анамнез; определить состояние новорожденного, провести физикальное обследование пациента (осмотр, пальпация, аускультация, измерение АД, определение характеристик пульса, частоты дыхания и т.п.), направить пациентов на лабораторно-инструментальное обследование, на консультацию к специалистам.

  2. Интерпретировать результаты обследования, поставить предварительный диагноз, наметить объем дополнительных исследований для уточнения диагноза, сформулировать клинический диагноз.

  3. Определить показания для госпитализации, порядок ее осуществления (плановая, экстренная) и профильное учреждение.

  4. Разработать план лечения с учетом течения болезни, подобрать и назначить лекарственную терапию, использовать методы немедикаментозного лечения.

  5. Вести медицинскую документацию различного характера в детских стационарных учреждениях.

Владеть:

  1. Методикой первичного туалета новорожденного и оценкой его состояния в первые минуты жизни.

  2. Методами обследования здоровых и больных новорожденных, детей и подростков.


Критерии оценки зачетов и экзаменов.
Критериями оценки знаний студентов при проведении зачета являются его балльно-рейтинговая оценка за прошедший цикл, оценка за написание тестов, решения задач и ответов на теоритические вопросы.При активном участии студентов в работе кафедрального студенческого научного кружка к балльно-рейтинговой оценке добавляется 0,1 балла.

Критериями оценки знаний студентов при проведении ГАК являются его балльно-рейтинговая оценка за все прошедшие циклы, оценки за написание тестов, сдачу практических навыков, ответы на ситуационные задачи по разделам : педиатрия, детские инфекции, детская хирурги, детская ортопедия, детская реанимация, поликлиническая педиатрия, фтизиатрия, детская эндокринология ина компьютерные иллюстрации , отображающие клиническую симптоматику той или иной нозологической единицы по вышеперечисленным разделам дисциплины.


РАСПРЕДЕЛЕНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ, ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И ВЛАДЕНИЙ

ПО РАЗДЕЛАМ ДИСЦИПЛИНЫ


Наименование разделов дисциплины

Индекс компетенции по ФГОС


В результате изучения

учебной дисциплины



обучающиеся должны


ОК-1

ПК-5

ПК-17

ПК-20

ПК-31

Знать

Уметь

Владеть

Неонатология

+

+

+

+

+

1,2,3


1,2,3,4,5



1,2

Кардиология

+

+

+

+

+

1,2,3

1,2,3,4,5


1,2

Ревматология

+

+

+

+

+

1,2,3

1,2,3,4,5


1,2



4. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ


Виды занятий и формы контроля

Всего часов / зачетных единиц

Семестры

XI

XII

Аудиторные занятия (всего)

240

84

156

В том числе:










Лекции (Л)

36

18

18

Клинические практические занятия (КПЗ)

204

66

138

Самостоятельная работа (всего)

120

60

60

Написание и защита история болезни

20

10

10

Работа с учебно-методической, научнойлитературой, ресурсами интернета, изучение учебного материала, подготовка к занятиям

100

50

50

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

Экзамен 36

-

-

Всего часов




144

4 ед.

216

6 ед.

Общая трудоемкость часовзачетныхединиц

396

11 ед.








5. Содержание и структура дисциплины.

Введение, краткая история дисциплины, основоположники педиатрической науки, отечественные школы, предмет и задачи дисциплины, порядок изучения дисциплины, отчетность, литература.



5.1. Раздел 1.Неонатология.
Тема 1. Организация медицинского обслуживания новорожденных в родильном доме.

Понятие о периодах внутриутробного развития плода перинатальном и неонатальном периоде. Критерии живорожденности и жизнесповобности. Критерии доношенности, недоношенности и переношенности. Критерии морфофункциональной зрелости. Структура перинатальной и неонатальной заболеваемости и смертности. Ранняя неонатальная адаптация, метаболические и клинические аспекты. Физиологические (пограничные) состояния адаптационного периода. Патогенез. Клинические проявления. Мероприятия по профилактике и коррекции.

Оценка состояния новорожденного при рождении. Шкалы Апгар, Дубовитца, Баллард. Оценка степени зрелости. Первичный туалет и последующий туалет новорожденного. Вскармливание новорожденных в родильном доме. Неонатальный скрининг на ФКУ и гипотиреоз. Выписка из родильного дома, сроки, показания. Показания и противопоказания к проведению БЦЖ.
Тема 2.Перинатальная патология ЦНС. Внутриутробная гипоксия.

Понятие об острой и хронической гипоксии плода и новорожденного. Хроническая внутриутробная гипоксия. Причины. Патогенез. Методы пренатальной диагностики и коррекции. Острая внутриутробная гипоксия. Причины. Патогенез. Клиника и диагностика острого и восстановительного периодов гипоксии. Роль нейросонографии (НСГ), ЭЭГ,биохимических и иных методов исследования в диагностике и реабилитации детей, перенесших внутриутробную гипоксию. Течение. Осложнения. Исходы. Реанимация новорожденных в родильном доме. Реанимация и интенсивная терапия в остром периоде. Лечение и особенности наблюдения в восстановительном периоде. Пренатальные повреждения ЦНС (наследственные нарушения метаболизма, хромосомные болезни, врожденные аномалии развития). Клиника. Пренатальная и постнатальная диагностика. Определение альфа-фетопротеина. Роль ядерно-магнитного резонанса (ЯМР), компьютерной томографии (КТ) и нейросонографии (НСГ). Дифференциальный диагноз. Профилактика. Лечение. Прогноз.

Перинатальные повреждения ЦНС (гипоксического и травматического генеза). Клиника в остром и восстановительном периодах. Основные синдромы восстановительного периода. Диагностика. Дифференциальный диагноз. Прогноз. Лечение

Тема 3. Интра- и перивентрикулярные кровоизлияния.

Этиология. Патогенез. Клиника. Степени кровоизлияний. Понятие и перивентрикулярнойлейкомаляции. Фазы ее развития. Диагностика. Роль НСГ, люмбальной пункции, компьютерной томографии (КТ) и ядерно-магнитного резонанса (ЯМР) в диагностике и дифференциальной диагностике интра – и перивентрикулярных кровоизлияний и перивентрикулярнойлейкомаляции. Лечение в остром и восстановительном периодах. Показания к хирургической коррекции. Прогноз. Исходы. Осложнения.


Тема 4. Родовая травма.

Этиология. Патогенез. Клинические форма родовой травмы.Внутричерепная родовая травма.Клиника.Диагностика. Роль НСГ, КТ и ЯМР в диагностике поражения мозна ребенка. Дифференциальный диагноз. Осложнения. Лечение. Показания к хирургической коррекции. Исходы. Прогноз.



Родовая травма спинного мозга. Особенности клиники. Диагностика. Значение рентгенологических методов диагностики. Дифференциальный диагноз. Лечение.

Родовая травма периферической нервной системы. Клиника. Диагностика. Дифференциальный диагноз. Лечение.

Реанимация и интенцивная терапия в остром периоде. Лечение в восстановительном периоде. Реабилитация.


Тема 5. Задержка внутриутробного развития плода (ЗВУР).

Определение. Причины. Патогенез. Классификация. Клиника. Методы пренатальной и постнатальной диагностики ЗВУР плода. Лечение в пренатальном и постнатальном периодах. Особенности постнатального развития детей с ЗВУР. Пренатальная (внутриутробная) гипотрофия, как наиболее частая форма ЗВУР. Клиника. Степени гипотрофиии. Диагностика. Лечение. Профилактика.


Тема 6. Врожденные инфекции.

Понятие об инфекционных эмбрио- и фетопатиях. Понятие о внутриутробном (анте- и интранатальном) инфицировании.



Цитомегаловирусная инфекция. Распространенность вируса. Эпидемиология. Патогенез. Роль иммунного ответа в формировании особенностей клинических проявлений. Диагностика. Иммуноферментный, иммунофлюоресцентный методы, полимеразная цепная реакция (ПЦР). Дифференциальный диагноз. Лечение. Этиопатогенетические и паллиативные методы терапии.

Врожденная герпесвирусная инфекция. Эпидемиология. Роль герпес-вируса I типа (HVI) и II типа (HVII). Патогенез. Клиника. Течение. Диагностика. Дифференциальный диагноз. Лечение. Противовирусные препараты, иммуноглобулины и интерфероны в терапии герпесвирусной инфекции. Врожденная краснуха. Патогенез. Клиника. Течение. Диагностика. Дифференциальный диагноз. Профилактика. Врожденный хламидиоз. Эпидемиология. Патогенез. Клиника. Локальные и генерализованные формы. Течение. Иммунологические методы диагностики. Дифференциальный диагноз. Лечение. Врожденный микоплазмоз. Эпидемиология. Патогенез. Клиника. Локальные и генерализованные формы. Течение. Методы диагностики. Дифференциальный диагноз. Лечение.

Врожденный листериоз. Эпидемиология. Патогенез. Клиника. Течение. Диагностика. Дифференциальный диагноз. Лечение.

Врожденный токсоплазмоз. Распространенность. Особенности заражения. Патогенез. Клиника. Течение. Диагностика. Дифференциальный диагноз. Лечение. Современные схемы терапии.
Тема 7. Гемолитическая болезнь (ГБН).

Этиология. Классификация.



ГБН на почве резус-конфликта. Патогенез. Клинические формы. Пре- и постнатальная диагностика. Дифференциальный диагноз. Пренатальные и постнатальные методы лечения. Заменные переливания крови (ЗПК) Внутриутробное проведение ЗПК. Показания. Осложнения. Постнатальные ЗПК. Показания. Осложнения. Консервативные методы терапии (фототерапия, медикаментозная). Исходы. Специфическая профилактика. ГБН на почве конфликта по другим эритроцитарным. антигенам (АВО). Патогенез. Клинические формы. Диагностика. Дифференциальный диагноз. Особенности лечения. Осложнения. Исходы. Профилактика.
  1   2   3   4   5


База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка