Рекомендована к утверждению в качестве типовой




Сторінка1/4
Дата конвертації18.04.2016
Розмір0.65 Mb.
  1   2   3   4




Составители:

В.В. Кугач, декан фармацевтического факультета учреждения образования «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет», кандидат фармацевтических наук, доцент;

Г.А. Хуткина, заведующий кафедрой организации и экономики фармации с курсом факультета повышения квалификации и переподготовки кадров учреждения образования «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет», кандидат фармацевтических наук, доцент;

Т.А. Дорофеева, старший преподаватель кафедры организации и экономики фармации с курсом факультета повышения квалификации и переподготовки кадров учреждения образования «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет»;

Е.В. Игнатьева, старший преподаватель кафедры организации и экономики фармации с курсом факультета повышения квалификации и переподготовки кадров учреждения образования «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет»;

Е.Н. Тарасова, старший преподаватель кафедры организации и экономики фармации с курсом факультета повышения квалификации и переподготовки кадров учреждения образования «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет»



РЕЦЕНЗЕНТЫ:

Кафедра организации фармации учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет»;

Л.А. Реутская, начальник управления фармацевтической инспекции и организации лекарственного обеспечения Министерства здравоохранения Республики Беларусь

РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ В КАЧЕСТВЕ ТИПОВОЙ:

Кафедрой организации и экономики фармации с курсом факультета повышения квалификации и переподготовки кадров учреждения образования «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет» (протокол № 12 от 19 января 2015 г.);

Центральным учебно-методическим советом учреждения образования «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет» (протокол № 7 от 25 июня 2015 г.);

Научно-методическим советом по фармации Учебно-методического объединения по медицинскому образованию

(протокол № 4 от 29 июня 2015 г.)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Организация и экономика фармации – учебная дисциплина, содержащая систематизированные научные знания по организации работы аптечных организаций и их структурных подразделений, связанной с обращением лекарственных средств, медицинских изделий, товаров аптечного ассортимента и экономической деятельностью.

Типовая учебная программа по учебной дисциплине «Организация и экономика фармации» разработана в соответствии со следующими нормативными документами:



  • образовательным стандартом высшего образования по специальности
    1-79 01 08 «Фармация», утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 30.08.2013 № 88;

  • типовым учебным планом по специальности 1-79 01 08 «Фармация» (регистрационный № L 79-1-008/тип.), утвержденным первым заместителем Министра образования Республики Беларусь от 30.05.2013.

Цель преподавания и изучения учебной дисциплины «Организация и экономика фармации» состоит в формировании у студентов и приобретении ими научных знаний, необходимых для удовлетворения потребностей населения и организаций здравоохранения в безопасных, эффективных и качественных лекарственных средствах, медицинских изделиях и товарах аптечного ассортимента.

Задачи преподавания и изучения учебной дисциплины состоят в приобретении студентами академических, социально-личностных и профессиональных компетенций, основу которых составляет способность к самостоятельному поиску учебно-информационных ресурсов, знание и применение:



  • основных понятий, используемых в сфере обращения лекарственных средств, медицинских изделий, товаров аптечного ассортимента;

  • правовых и организационных основ государственного регулирования в сфере обращения лекарственных средств;

  • форм и методов обеспечения населения и организаций здравоохранения безопасными, эффективными и качественными лекарственными средствами, медицинскими изделиями, товарами аптечного ассортимента.

Преподавание и успешное изучение учебной дисциплины «Организация и экономика фармации» осуществляется на базе приобретенных студентом знаний и умений по разделам следующих учебных дисциплин:

Основы медицинской статистики. Математические методы решения задач и их применение в фармации. Методы оптимизации управления в фармации.

Безопасность жизнедеятельности человека. Правовые и организационные вопросы охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда. Техника безопасности. Пожаробезопасность. Энергосбережение, энергетические ресурсы. Экономика энергосбережения.

Фармацевтическая латынь. Латинские названия лекарственных растений и лекарственного растительного сырья в рецептах врача. Латинские названия химических элементов, оксидов, кислот, солей в рецептах врача. Латинские наименования лекарственных средств и лекарственных форм в рецептах врача.

Белорусский язык: профессиональная лексика. Фармацевтическая терминология.

История фармации. Становление и развитие научной фармации и фармацевтического образования. История фармацевтической этики и деонтологии.

Фармацевтическая гигиена. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Влияние факторов среды обитания человека. Формирование здорового образа жизни. Санитарные нормы и правила в деятельности аптек, аптечных складов, контрольно-аналитических лабораторий и фармацевтических предприятий. Гигиенические требования к условиям труда работников аптечных организаций.

Биофармацевтическая этика. Биофармацевтическая этика, фармацевтическая этика и деонтология: своеобразие и взаимосвязь. Этические аспекты обращения лекарственных средств. Профессиональная культура фармацевтического работника. Этический кодекс как морально-нравственная основа деятельности провизора.

Интегрированный модуль «Экономика». Экономические системы. Рыночная система хозяйствования. Спрос, предложение и рыночное равновесие. Эластичность спроса и предложения. Основные макроэкономические показатели и макроэкономическая нестабильность.

Изучение учебной дисциплины «Организация и экономика фармации» должно обеспечить формирование у студентов академических, социально-личностных и профессиональных компетенций.

Требования к академическим компетенциям

Студент должен:

АК-1. Уметь применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач.

АК-2. Владеть системным и сравнительным анализом.

АК-3. Владеть исследовательскими навыками.

АК-4. Уметь работать самостоятельно.

АК-5. Быть способным порождать новые идеи (обладать креативностью).

АК-6. Владеть междисциплинарным подходом при решении проблем.

АК-7. Иметь навыки, связанные с использованием технических устройств, управлением информацией и работой с компьютером.

АК-8. Обладать навыками устной и письменной коммуникации.

АК-9. Уметь работать с учебной, справочной и научной литературой, уметь учиться, повышать свою квалификацию в течение всей жизни.

Требования к социально-личностным компетенциям

Студент должен:

СЛК-1. Обладать качествами гражданственности.

СЛК-2. Быть способным к социальному взаимодействию.

СЛК-3. Обладать способностью к межличностным коммуникациям.

СЛК-4. Владеть навыками здоровьесбережения.

СЛК-5. Быть способным к критике и самокритике.

СЛК-6. Уметь работать в команде.

Требования к профессиональным компетенциям

Студент должен быть способен:

ПК-1. Осуществлять подготовку помещений, технологического оборудования и работников к аптечному изготовлению и промышленному производству лекарственных средств.

ПК-2. Проводить подготовительные мероприятия и формировать пакет документов для регистрации субъектов хозяйствования, получения лицензий на фармацевтическую деятельность и деятельность, связанную с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

ПК-3. Осуществлять инспекционные проверки аптечных и фармацевтических организаций с целью выдачи лицензий на фармацевтическую деятельность и деятельность, связанную с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

ПК-4. Осуществлять контроль за соблюдением лицензионных требований и условий.

ПК-5. Организовывать проведение проверки качества лекарственных средств в условиях аптеки, аптечного склада, испытательной лаборатории и фармацевтического предприятия.

ПК-6. Организовывать метрологическую поверку приборов и средств измерений, используемых при аптечном изготовлении, промышленном производстве и проверке качества лекарственных средств.

ПК-7. Осуществлять все виды работ, связанные с организацией и функционированием системы обеспечения качества лекарственных средств в аптеке, аптечном складе, испытательной лаборатории и на фармацевтическом предприятии.

ПК-8. Читать рецепты на латинском языке и проверять правильность их выписки и оформления.

ПК-9. Организовывать работу аптек всех категорий по реализации населению и отпуску организациям здравоохранения лекарственных средств, изделий медицинского назначения, медицинской техники и товаров аптечного ассортимента в соответствии с требованиями Надлежащей аптечной практики.

ПК-10. Осуществлять лекарственное обеспечение пациентов в стационарных условиях.

ПК-11. Организовывать работу аптек первой категории по аптечному изготовлению и контролю качества лекарственных средств, их упаковке и маркировке.

ПК-12. Организовывать работу по транспортировке лекарственных средств, в том числе в условиях «холодовой цепи», с использованием принципов транспортной логистики.

ПК-13. Осуществлять хранение лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента с использованием принципов складской логистики в соответствии с требованиями Надлежащей практики оптовой реализации.

ПК-14. Использовать зарубежный опыт работы в деятельности аптек и фармацевтических предприятий.

ПК-15. Использовать правила фармацевтической этики и деонтологии в общении с пациентами и медицинскими работниками.

ПК-16. Организовывать и проводить все виды процедур государственных закупок лекарственных средств; осуществлять закупки лекарственных средств и других товаров за собственные средства аптечной организации на основе фармакоэкономического анализа.

ПК-17. Осуществлять учет хозяйственных средств и операций в аптечной и фармацевтической организации.

ПК-18. Осуществлять анализ и оценку финансово-хозяйственной деятельности аптечной и фармацевтической организации.

ПК-19. Обеспечивать функционирование справочно-информационной службы аптечной организации.

ПК-20. Внедрять в работу аптечных организаций и фармацевтических предприятий новые программные комплексы.

ПК-21. Участвовать в решении отдельных научно-исследовательских и прикладных задач по созданию новых технологий и методик в области фармации.

ПК-22. Преподавать в учреждениях высшего и среднего специального образования.

В результате изучения учебной дисциплины «Организация и экономика фармации» студент должен



знать:

  • основы государственной политики в здравоохранении и фармации;

  • структуру и органы управления фармацевтическим сектором здравоохранения;

  • нормативно-правовое обеспечение фармацевтической деятельности, трудовых отношений, охраны труда;

  • организационно-правовые формы предприятий и порядок лицензирования в фармации;

  • основы бухгалтерского учета, отчетности, экономики аптечной организации;

  • направления работы аптек по профилактике заболеваний и пропаганде здорового образа жизни;

  • порядок кадрового обеспечения фармацевтического сектора здравоохранения;

  • особенности организации фармацевтической службы за рубежом;

уметь:

  • определять категорию, группу, состав, площади помещений и штат аптеки;

  • планировать товарный ассортимент, определять потребность аптеки и аптечного склада в медицинских товарах, формировать цены;

  • осуществлять информационную, рекламную и маркетинговую деятельность, использовать принципы мерчандайзинга в работе аптек;

  • организовывать делопроизводство и документооборот в аптеке;

  • анализировать и планировать основные показатели финансово-хозяйственной деятельности аптеки, разрабатывать элементы бизнес-плана аптечной организации;

  • рационально организовывать рабочие места в аптеке, аптечном складе, контрольно-аналитической лаборатории;

владеть:

  • способностью организовывать работу аптеки по приему рецептов врача и требований организаций здравоохранения, по изготовлению, фасованию, контролю качества, маркировке и реализации лекарственных средств;

  • навыками разработки стандартных операционных процедур и рабочих инструкций в аптеке, аптечном складе, контрольно-аналитической лаборатории;

  • фармацевтической этикой, деонтологией и порядком работы с обращениями граждан;

  • навыками логистического анализа.

Типовая учебная программа по учебной дисциплине «Организация и экономика фармации» состоит из шести разделов. Первый раздел «Основы здравоохранения и фармации» посвящен общим вопросам регулирования обращения лекарственных средств: нормативно-правовому обеспечению фармацевтической деятельности, управлению фармацевтическим сектором здравоохранения, лицензированию фармацевтической деятельности и деятельности, связанной с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, государственной регистрации лекарственных средств и фармацевтических субстанций, организации закупок, ввоза и таможенного оформления лекарственных средств, медицинских изделий и товаров аптечного ассортимента. Второй раздел «Организация работы аптечных организаций и их структурных подразделений» посвящен вопросам организации работы аптек, больничных аптек, аптечных складов, контрольно-аналитических (испытательных) лабораторий, а также изучению фармацевтической логистики, стандартизации фармацевтической деятельности. Третий раздел «Учет и анализ финансово-хозяйственной деятельности аптечной организации» посвящен общей характеристике учетной политики аптечной организации, изучению технологии учета хозяйственных средств и хозяйственных операций в аптеке, ведения бухгалтерской отчетности, порядка проведения инвентаризации; вопросов контроля и аудита деятельности аптечных организаций; основ налогообложения. В четвертом разделе «Основы экономики аптечной организации» рассматриваются анализ и планирование основных показателей финансово-хозяйственной деятельности аптечной организации: рецептуры, товарооборота, товарных запасов, издержек обращения, прибыли, рентабельности, показателей по труду и заработной плате. Изучаются основы бизнес-планирования, финансового менеджмента. В пятом разделе «Закупка, продвижение и сбыт лекарственных средств, медицинских изделий и товаров аптечного ассортимента аптечными организациями» рассматриваются вопросы ассортиментной, ценовой, закупочной и сбытовой политики, информационной, рекламной и маркетинговой деятельности аптечной организации. Шестой раздел программы «Регулирование трудовых отношений и организация работы с населением в аптечных организациях» посвящен вопросам кадрового обеспечения фармацевтического сектора здравоохранения, регулирования трудовых отношений, охраны труда работников аптек, защиты прав потребителей, организации работы аптеки с обращениями граждан, этики и деонтологии в фармации.

Всего на изучение учебной дисциплины отводится 672 академических часа, из них 437 – аудиторных часов. Примерное распределение аудиторных часов по видам занятий: 118 часов лекций, 319 часов лабораторных занятий. Рекомендуемые формы текущей аттестации: зачет (5, 7, 9 семестры), экзамен (6, 8 семестры).


  1   2   3   4


База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка