Республики казахстан




Скачати 233.03 Kb.
Дата конвертації17.04.2016
Розмір233.03 Kb.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН



государственный университет

имени Шакарима г. сЕМЕЙ



Документ СМК 3 уровня

УМКД

УМКД 042-18-35.1.07/03-2014



Учебно-методические материалы по дисциплине «Возрастная физиология и школьная гигиена»

Редакция № 1

от11.09.2014 г.



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ
«Возрастная физиология и школьная гигиена»

для спецальности 5В011300 «Биология»


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Семей


2014


Содержание

  1. Глоссарий

  2. Лекции

  3. Лабораторные занятия

  4. Самостоятельная работа обучающегося


1. Глоссарий

Адаптация (от лат. adaptatio - прилаживание, приноравливание) – в биологии приспособление организмов к условиям окружающей среды, обеспечивающее им выживание. Адаптация характерна как для целого организма, так и для отдельных его органов и физиологических систем.

Акселерация – ускорение морфофизиологического развития детского организма или его отдельных физиологических и функциональных систем.

Активность ребенка – в рамках физиологии способность ребенка достигать в кратчайшее время полезного для существования его организма результата действия.

Анатомо–физиологические особенности организма детей и подростковособенности строения (анатомические) и жизнедеятельности (физиологические) организма детей и подростков. То же понимают под термином “морфофункциональные особенности организма”.

Антропометрические показатели развитиия ребенка – соматометрические признаки (длина тела стоя и сидя, масса тела, окружность груди), физиометрические (жизненная емкость легких, мышечная сила рук) и соматоскопические (форма позвоночника, грудной клетки, ног, осанка, развитие мускулатуры, и половое созревание.

Биоритмыпериодичность процессов в живой природе. Различают суточные, недельные (только у человека), месячные, сезонные, годовые и многолетние ритмы физиологических процессов в живых организмах, связанные с периодичностью метеорологических и гелеогеографических процессов.

Вегетативная нервная система – отделы нервной системы, регулирующие работу внутренних органов (вегетативных процессов) в организме человека. Различают симпатический и парасимпатических отделы вегетативной нервной системы. Обычно для них характерны антагонистические взаимоотношения: симпатический отдел усиливает и учащает работу сердца, парасимпатический – ослабляет и замедляет.

Внимание психический процесс, характеризующийся направленностью и сосредоточенностью и основанный на деятельности головного мозга. Различают непроизвольное внимание, обусловленное деятельностью подкорковых отделов головного мозга, и произвольное, связанное с деятельностью коры больших полушарий.

Восприятиеотражение предметов и явлений действительности в совокупности их отдельных свойств (форма, величина, цвет и т.д.), действующих в данный момент на органы чувств, что и обеспечивает целостное познание предметов и явлений действительности. Последнее отличает восприятие от ощущений, отражающих лишь отдельные качества и свойства предметов.

Вторичные половые признаки морфологические особенности строения тела мужчин и женщин, особенности волосяного покрова и голоса, развитие у женщин грудных желез, половое влечение к противоположному полу, особенности поведения и психики.

Гармоничность развитиясоответствие функциональных возможностей организма детей и подростков требованиям окружающей среды.

Гемофилия наследственное заболевание системы крови, в результате которого кровь теряет способность свертываться. У такого больного трудно остановить кровотечение и малейшая царапина может привести к полной потере крови и гибели.

Генерализация (от лат.generalis – общий) – в нейрофизиологии процесс широкого распространения возбуждения в коре головного мозга, вызванного применением условного сигнала. Генерализация - явление, близкое к процессам иррадиации возбуждения, и всегда представляет собой первую ступень формирования условного рефлекса, предшествуя процессам дифференцировки.

Гетерохронность развития неравномерность и неодновременность роста и развития органов и физиологических систем детского организма. Прежде всего развиваются те органы и системы, функционирование которых наиболее необходимы для жизни организма на данном этапе.

Гигиена детей и подростков наука о путях и средствах охраны и укрепления здоровья детей и подростков, а также совокупность практических мер, осуществляемых в этих целях. В зависимости от возрастного контингента детей различают дошкольную и школьную гигиену.

Гормональные препараты лекарственные препараты, содержащие гормоны.

Двигательный анализатор (кинестетический анализатор) - совокупность периферических и центральных отделов нервной системы, обеспечивающих координацию мышечной деятельности.

Диагностика (от греч. диагностикос – способный распознавать) – методы и способы распознавания различных заболеваний, связанные со всесторонним изучением больного.

Динамический стереотип более или менее устойчивая система условно-рефлекторных связей в коре больших полушарий головного мозга, образующаяся при многократном повторении одних и тех же внешних воздействий. Динамический стереотип лежит в основе формирования у детей и подростков учебных и трудовых навыков, различных привычек и норм поведения. Образование и длительность хранения стереотипа определяется индивидуальными особенностями нервной системы ребенка, поэтому изучение скорости образования и длительности хранения динамического стереотипа – один из физиологических показателей обучаемости детей и подростков.

Дифференциация (от лат. diffenrtia – различение) – в нейрофизиологии различение сходных условных раздражителей и образование на них условных рефлексов. Дифференциация - процесс, противоположный генерализации условных рефлексов. Механизм дифференциации связан с процессами концентрации торможения в коре головного мозга. В процессе обучения и воспитания ребенку часто приходится различать многие близкие по своим качествам условные раздражители. Например, в процессе обучения письму и чтению дифференцирование различных по очертаниям букв. Состояние дифференцировочного торможения оказывает значительное влияние на способность детей и подростков к обучению.

Дифференцированный подход к обучению ребенкаорганизация учебно– воспитательного процесса адекватно индивидуальным физиологическим и психическим особенностям детей и подростков.

Индивидуальностьличность, существо как обладатель свойств, присущих только ему.

Инстинктсложная безусловно – рефлекторная деятельность. Биологическая природа инстинктов изучена не до конца. В упрощенном виде инстинкты – сложные взаимосвязанные цепочки простых врожденных рефлексов.

Интеллект (от лат. intelektus – ум, рассудок, разум) – мыслительная способность человека.

Кифоз изгиб позвоночника выпуклостью назад. В процессе развития ребенка формируются четыре физиологических изгиба позвоночника: приблизительно в 1, 5 месяца – лордоз в шейном отделе, в 6 месяцев – грудной и поясничный кифозы, в 1 год – поясничный лордоз. Формирование грудного кифоза и шейного лордоза заканчивается к 7 годам, а поясничного лордоза и кифоза в подростковом возрасте. Нормальная физиологическая глубина изгибов позвоночника колеблется в младшем школьном возрасте в пределах 3 – 4 см, а в старшем – 4 – 5, 5 см. Изменение этих соотношений приводит к нарушению осанки ребенка.

Лимбическая система в физиологии совокупность отделов головного мозга, участвующих в регуляции вегетативных функций, инстинктивных реакций и эмоций. Обеспечивает вегетативное и эмоциональное оформление любой деятельности человека.

Лордоз изгиб позвоночника, обращенный выпуклостью вперед (см. Кифоз)

Морфология ( от греч. морфе – форма + логос – учение)- в биологии наука о закономерностях формирования тканей и органов в растительных и животных организмах и особенностях их строения. Анатомия является одним из разделов морфологии.

Неврозы функциональные расстройства высшей нервной деятельности, т.е. обусловленные лишь нарушением физиологических процессов деятельности мозга без морфологических изменений. Неврозы связаны с психическими потрясениями и в случае школьной практики могут быть обусловлены неадекватными педагогическими воздействиями.

Невротические реакции детей и подростков легкие нарушения психики, характеризующиеся: психомоторными расстройствами (двигательное беспокойство или скованность), вегетативными расстройствами (психогенная тошнота и рвота, отказ от пищи, недержание мочи и кала, головокружения, нарушение сердцебиения и др.) явлениями страха, астеническими и неврастеническими расстройствами. Невротические реакции часто являются симптомами развивающегося психического заболевания.

Обучаемостьвосприимчивость к обучению, характеризующая учебные способности детей и подростков. В физиологии – интегративный показатель деятельности организма ребенка как функциональной системы, отражающий скорость сбора информации, скорость ее обработки и способы реализации при достижении полезного для существования системы результата.

Оптимизация учебно–воспитательной работы такая организация педагогической работы, где непременно учтены все индивидуальные психические и биологические свойства ребенка и на основе этого созданы оптимальные условия для развития его физических и психических возможностей.

Опережающее развитие органов и функциональных системодин из общих принципов развития, заключающийся в более раннем формировании органов и систем, чем это требуется. Например, рефлекс сосания обеспечивается у ребенка сложной функциональной системой, состоящей из различных органов, функционирование которых возможно задолго до рождения. Данный принцип – своеобразная «страховка», даваемая природой человеку на случай непредвиденных обстоятельств.

Осанка у детей и подростков привычное положение тела ребенка при сидении, стоянии, ходьбе, приобретаемое под влиянием условий воспитания и жизни. Нарушение осанки ребенка происходит при несоблюдении гигиенических норм обучения и воспитания, а также в результате некоторых заболеваний. При правильной осанке голова и туловище занимают прямое положение, плечи немного опущены и слегка отведены назад, грудь выставлена вперед, а живот несколько подтянут. Сохранению нормальной осанки способствует правильный режим обучения в школе и жизни в семье.

Ощущенияотражение отдельных свойств предметов и явлений действительности, непосредственно воздействующих на анализаторы (органы чувств). Различают зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые и обонятельные ощущения. Рецепторы, расположенные во внутренних органах и мышцах, обеспечивают соответственно ощущение голода, жажды, сытости, ощущения, связанные с движением и положением тела в пространстве.

Память процесс запоминания, сохранения и воспроизведения того, что было в прошлом опыте. В основе памяти лежит образование временных связей в коре головного мозга. На клеточном уровне память, очевидно, связана с деятельностью нейронных цепей, с изменением клеточных процессов в нервных клетках и с фиксацией полученной информации в молекулах ДНК (нейронная и биохимическая теория памяти).

Патология (от греч. патос – страдание + логос – слово) – медицинская наука, изучающая болезненные (патологические) состояния и процессы в организме человека.

Педиатрия ( от греч. пайс (паидос) – ребенок + иатрия – лечение – медицинская наука о болезнях детского возраста и способах их лечения.

Первичные половые органыособенности строения внутренних и наружных половых органов.

Переутомление - патологический процесс, характеризующийся расстройствами деятельности нервной и других физиологических систем организма. Переутомление детей и подростков в процессе обучения приводит к задержке их физического и психического развития, неврозам, и другим нарушениям психической деятельности. Ведущее значение для предотвращения переутомления детей и подростков имеет соблюдение правильного режима труда и отдыха и других необходимых гигиенических норм школьной и личной жизни.

Пропускная способность анализаторов максимальное количество информации, проходящей через органы чувств и регистрируемой в единицу времени. В процессе обучения ребенка особо важное значение имеет пропускная способность зрительного и слухового анализаторов. Для количественной оценки информации используется специальная единица – бит.

Психиатрия медицинская наука, изучающая психические болезни человека.

Психика (от греч. психикос – душевный ) – особое свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в отражении объективной действительности в форме ощущений, представлений, мыслей, чувств, волевых действий и т.п. Физиологическую основу психики составляет головной мозг, и особенно кора больших полушарий. Ведущую роль в формировании психики ребенка играет социальное окружение, в частности его обучение и воспитание.

Психические процессы процессы, лежащие в основе психики человека: процессы ощущения, внимания, восприятия и т.д.

Психическое развитие ребенка процессы развития психики ребенка: формирование познавательной деятельности (совершенствование процессов ощущения, восприятия, памяти и т.д.), развитие у него чувств, воли, формирование различных свойств личности (темперамент, характер, способности, потребности и интересы).

Работоспособность детей и подростков способность детского организма как функциональной системы функционировать длительное время с максимальной активностью. Работоспособность определяется функциональным состоянием всего организма, но решающее значение имеет состояние нервной системы.

Развитие ребенкакачественные изменения детского организма, сопровождающиеся усложнением его организации и функциональной деятельности.

Реактивность способность организма отвечать на воздействия адекватными реакциями.

Резистентность детского организмаустойчивость организма к действию вредных факторов внешней среды.

Ретардация развития задержка развития одной, нескольких или большинства функциональных или физиологических систем ребенка.

Рефлекс ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая и контролируемая с помощью центральной нервной системы. Различают безусловные (врожденные) и условные (приобретенные) рефлексы. В осуществлении безусловных рефлексов преимущественное значение имеют подкорковые отделы головного мозга, условных – корковые. Рефлексы составляют физиологическую основу психической деятельности человека, а следовательно, простейшую элементарную базу для формирования знаний, умений и навыков у детей и подростков в процессе их обучения и воспитания.

Речь процесс общения людей посредством сложившегося в общественном развитии языка. Язык представляет собой систему средств общения - фонетических, лексических и грамматических.

Рост детей и подростковв биологии увеличение длины, объема и массы тела, связанное с увеличением числа клеток и количества составляющих их органических молекул, т.е. количественные изменения в организме.

Саморегуляция организма способность организма поддерживать деятельность своих органов и физиологических систем на уровне, который наилучшим образом обеспечивает ему в данный момент выполнение задач, имеющих важное значение для существования организма.

Сенсорная информацияв физиологии информация, получаемая организмом с помощью органов чувств.

Серое и белое вещество мозга - на поперечных разрезах спинного и головного мозга скопления нервных клеток приобретают серый оттенок, а скопления их отростков – белый.

Cинапсместо контакта двух нервных клеток или нервной и мышечной клеток. Синапс состоит из пресинаптической мембраны, синаптической щели и постсинаптической мембраны.

Сигнальные системы изученный И.П. Павловым условно – рефлекторный механизм отражения действительности. Первая сигнальная система – система конкретных сигналов, общая для человека и животных. Вторая сигнальная система – система слов – построена на отвлечении и обобщении конкретных сигналов окружающей среды. Эта система является сугубо человеческой и лежит в основе мышления. Обычно у человека обе системы находятся в равновесии и тесном взаимодействии. Изучение деятельности сигнальных систем позволило дать естественно научное обоснование некоторым методическим приемам обучения и воспитания ребенка.

Синтез ( от греч. синтезис - соединение, составление ) – в физиологии способность мозга связывать, обобщать и объединять отдельные раздражения окружающей действительности в единое целое. Синтез тесно связан с анализом раздражений. Аналитико–синтетическая деятельность мозга лежит в основе процессов мышления человека.

Сколиозобразование изгиба позвоночника в сторону вследствие нарушения гигиены обучения и правил личной гигиены. Встречаются две основные формы сколиоза: грудной и поясничный. Существенную роль в этом заболевании играет также общая мышечная слабость и рахит.

Стрессовые реакции организма (стресс) – реакции организма, связанные с большим нервным и физическим напряжением. Они вызываются действием cверхсильных раздражителей. Частые стрессовые реакции приводят к физическому и нервному истощению и развитию различных заболеваний, например сердечно – сосудистых.

Темперамент (от лат. temperamentum – надлежащее смешение частей) – совокупность индивидуально–психических особенностей человека (генотип) и приобретенных свойств нервной системы, определяющих характер взаимодействия организма с окружающей средой и находящих свое отражение во всех функциях организма. Физиологическую основу темперамента составляют типы высшей нервной деятельности. Знание психофизиологических основ темперамента необходимо педагогу для организации дифференцированного обучения и воспитания детей и подростков.

Тромбоз патологический процесс образования тромбов внутри сосудов. Тромб представляет собой кровяной сгусток, состоящий из свернувшейся плазмы крови и ее форменных элементов.

Утомлениевременное снижение физической и умственной работоспособности. Утомление проявляется у детей снижением внимания и усилением двигательного беспокойства (шум в классе).

Ферменты биологические катализаторы, вещества, регулирующие скорость химических превращений в растительных и животных организмах.

Физическое развитие ребенка процесс биологического созревания клеток, тканей, органов и всего организма в целом, т.е. усложнение их взаимоотношения и функций всех клеток, тканей и органов, усложнение их взаимоотношений и процессов регуляции их деятельности.

Фонацияголосообразование, в котором участвуют различные органы речевого аппарата: нос, глотка, рот, гортань, трахея, бронхи, легкие, грудная клетка и диафрагма.

Функциональные системы временное объединение различных систем детского организма, направленное на достижение полезного для него результата действия. Важное значение для такого объединения имеет не анатомическая близость органов, а выполнение необходимой для жизни организма функции.

Лабораторное занятие № 1

Тема:

Цель:


Вопросы для допуска к лабораторной работе:

Методические рекомендации по выполнению лабораторной работы:

Контрольные вопросы:

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ СРО




  1. Требования к оформлению СРО

Самостоятельная работа должна быть выполнена с соблюдением следующих правил:

  • шрифт Times New Roman 14;

  • интервал одинарный;

  • выравнивание по ширине;

  • абзацный отступ от начала строки - 1 см;

  • размеры оставляемых полей: левое, верхнее, нижнее - 25 мм, правое - 15 мм;

  • нумерация справа-сверху, титульный лист не нумеруется;

  • тема СРО прописными буквами;

  • расстояние между названием части СРО или главы и последующим текстом должно быть равно трем интервалам;

  • темы разделов, подразделов начинать с прописных;

  • Таблица № - выравнивание по правому краю; название таблицы – выравнивание по центру;

  • Рисунок 1 – выравнивание по левому краю; название рисунка – выравнивание по центру; Условные обозначения: – выравнивание по ширине.




  1. Содержание СРО

    1. Требования к содержанию:

  • использованный материал должен относиться к строго к выбранной теме;

  • изложить основные аспекты проблемы грамотно и в соответствии с той или иной логикой (хронологической, тематической, событийной и др.)

  • следует сгруппировать идеи разных авторов по общности точек зрения или по научным школам;

  • СРО должен заканчиваться подведением итогов: содержать краткий анализ-обоснование преимуществ той точки зрения, с которой Вы согласны.

    1. Структура:

      1. Начинается СРО с титульного листа. Образец оформления титульного листа в Приложении А.

      2. За титульным листом следует Содержание.

Содержание - это план СРО, в котором каждому разделу должен

соответствовать номер страницы, на которой он находится.

2.3 СРО делится на три части:


        • основная часть - может быть представлена как цельный текст, так и разделена на главы. При необходимости текст может дополняться

иллюстрациями, таблицами, графиками.

  • решение индивидуального задания (выдаётся преподавателем);

  • тестовые задания (выполняются по плану СРСП)

2.4 Список литературы: не менее 8-10 источников. Оформление Списка источников и литературы должно соответствовать требованиям библиографических стандартов. Образец в Приложении Б.

    1. Преподаватель оценивает реферат по следующим критериям:

  • соответствие содержания выбранной теме;

  • отсутствие в тексте отступлений от темы;

  • умение работать с научной литературой - вычленять проблему из контекста;

  • умение логически мыслить;

  • умение правильно понять и передать позицию авторов, работы которых использовались при написании СРО;

  • аккуратность и правильность оформления.

  • правильное решение индивидуального задания

  • правильный ответ на тестовые задания.

    1. Реферат должен быть сдан для проверки в установленный срок.

ПРИЛОЖЕНИЕ А
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ имени ШАКАРИМА города СЕМЕЙ


Факультет естественных наук

Кафедра биологии

СРО

Тема:________________________________________________



Выполнил студент группы____ Проверил:

_______ ___________________ Руководитель Тлеубаева А.В.

подпись имя, фамилия студента
__________ __________ _______________ _______

оценка дата подпись дата

Семей 2014

ПРИЛОЖЕНИ Б



Список использованной литературы

  1. Зеликман А.Н., Коршунов Б.Г. Металлургия редких металлов// Учебник для вузов. - М.: Металлургия, 1991. - 431 с.

  2. Есин Б.И., Кузнецов И.В. Три века московской журналистики. - М.: Триада, 1997. -160 с.

  3. Ефимов Н.А. Становление рынка массовой информации // Вестник Моек, ун-та. (Сер. 10, Журналистика). -1992. № 4. -С. 3-8.

  4. Экономика и организация промышленной энергетики: Методические указания для проведения лабораторной работы / Сост.: А.Н.Старцев, В.В.Чернов; Уфимск. гос. авиац. техн. ун-т. - Уфа: УГАТУ, -2000. - 30 с.

  5. Захаренков В.К., Полонский Ю.А. Оптимизация работы высокотемпературных печей сопротивления // Проблемы управления электроэнергетическими системами: Сб. статей конференции. - 1998. № 3. - С. 34-36.

  6. Проблема методологии социального познания / Под. ред. В.А.Штоффа - М.: Наука,-1989.-306 с.

  7. Касимовский Н.И. Разработка оксидного катализатора: Автореф. дис. канд. техн. наук / Моек. гос. ун-т. - М.- 1986. - 30 с.

  8. А.с. 1254421 СССР, МКИ G03G15/00. Электрографический микрофильмирующий аппарат / А.Г. Арутюнов (СССР). Опубл. 23.06.86. Бюл. №32.

  9. Пат. 72931 СССР. Способ переработки сырья/Иванов М.И., Малдыбаев Н.К.; опубл. 30.03.93. Бюл.№12.-2с.ил.

  10. Кондрашев Г.Н. Пропаганда и реклама книги в ГДР: Обзор / Моек, полиграф, ин-т. - М., 1988. - 21 с. Деп. В НИЦ "Информпечать" 25.07.88, ФН 176.

  11. ГОСТ 7.1-84 СИБИД. Библиографическое описание документа. Общие требования и правила оформления. - М.: Изд-во стандартов.- 1984. - 76 с.

  12. П.Г. Буга. Создание учебных книг для вузов: Справочное пособие. - М.: Изд-во МГУ, 1993.-224 с.

  13. B.Kim, K.L. Flamme, N.A. Peppas. Dynamic swelling behavior of pll- sensitive anionic hydrogels used for protein delivery // Applied Polymer Science- 2003 .-Vol .89.-P. 1606-1613.

СРО № 1

Тема: Возрастная физиология и гигиена органов дыхания.







Содержание

страница

1

Общая характеристика и возрастные

особенности дыхательной системы






2

Функции органов дыхания и

их возрастные особенности






3

Регуляция дыхания и

ее возрастные особенности






4

Гигиенические требования

к воздушной среде школьных помещений






5

Методы изучения возрастных

особенностей развития дыхательной системы






6

Практическое задание




Практическое задание


Внести в таблицу основные должные величины, характеризующие функцию внешнего дыхания




Наименование должной величины

Цифровое значение должной величины и ее размерность

1.

Частота дыхания:

а) у взрослого человека

б) у новорожденного

в) у 4-х и 7-ми летних детей






2.

Минутный объем дыхания:

а) у взрослого человека

б) у новорожденного

в) в 6 лет






3.

Жизненная емкость легких:

а) у взрослого человека

б) у новорожденного

в) в 4-6 лет






4.

  1. дыхательный объем

  2. резервный объем

  3. дополнительный объем




5.

Остаточный объем




6.

Минимальный объем




7.

Величина вредного пространства




8.

Состав вдыхаемого атмосферного воздуха:

а) кислород

б) углекислый газ

в) азот





9.

Состав выдыхаемого воздуха:

а) кислород

б) углекислый газ

в) азот





10.

Парциальное давление углекислого газа

а) в атмосферном воздухе

б) в альвеолярном воздухе





11.

Парциальное давление кислорода

а) в атмосферном воздухе

б) в альвеолярном воздухе





12.

Масса легких:

а) у взрослого человека

б) у новорожденного

в) в 1 год

г) в 10-12 лет







3

57.31

У    каз




Л42 

Леонтьева, Н.Н. 
Анатомия и физиология детского организма: учебник / Н.Н. Леонтьева; Маринова, К.В.- 2-е изд., перераб.- Москва: "Просвещение", 1986.- 287с. 

1р. 10к.
1. Биохимия


- - организм человека - нервная клетка - анализаторы.

Экземпляры:
   * INVG_уа, 3

УДК 57.31




1

612(075.8)

УП    рус




Б79 
Н


Большой практикум по физиологии человека и животных. В 2-т.  Т.1. Физиология нервной, мышечной и сенсорных систем: учеб. пособ. / Под ред. проф. Ноздрачева А.Д.- М.: Академия, 2007.- 599 с.- (Высш. проф. образование. Естественные науки). 

ISBN 978-5-7695-3108-8: 5900т. 00т.


ISBN 978-5-7695-3109-5
1. Физиология человека
- - физиология человека - физиология животных - нервная система - биомедицинские исследования - клеточная физиология - наркоз - асептика - антисептика - физиология мышц.

Экземпляры:
   * INVG_АИ, 1

УДК 612(075.8)+ 591.1(075.8)






2

612(075.8)

УП    рус




Б79 
Н


Большой практикум по физиологии человека и животных. В 2-т.  Т.2. Физиология висцеральных систем: учеб. пособ. / Под ред. проф. Ноздрачева А.Д.- М.: Академия, 2007.- 541 с.- (Высш. проф. образование. Естественные науки). 

ISBN 978-5-7695-3108-8: 5800т. 00т.


ISBN 978-5-7695-3111-8
1. Физиология человека
- - физиология человека - физиология животных - кровь - тканевая жидкость - лимфа - физиология сердца - обмен веществ - иммунная система - дыхание.

Экземпляры:
   * INVG_АИ, 1

УДК 612(075.8)+ 591.1(075.8)




База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка