Российская федерация




Скачати 337.45 Kb.
Дата конвертації18.04.2016
Розмір337.45 Kb.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«УТВЕРЖДАЮ»:

И.о. проректора-начальник

управления по научной работе

_______________________ Г.Ф. Ромашкина

__________ _____________ 2011 г.

СОВРЕМЕННЫЕ НАУЧНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для аспирантов специальности 13.00.04 – теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки,

оздоровительной и адаптивной физической культуры

очной и заочной форм обучения
«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Автор (ы) работы _____________________________/Макаридин Д.Н./

«______»___________2011 г.

Рассмотрено на заседании кафедры теоретических основ физического воспитания 12.04.2011 №7

Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем 16 стр.

Зав. кафедрой ______________________________/Короткова Е.А./

«______»___________ 2011 г.

Рассмотрено на заседании УМК института физической культуры 23.05.2011 №7

Соответствует ФГТ к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура)

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК ________________________/Колунин Е.Т./

«______»_____________2011 г.

«СОГЛАСОВАНО»:

Нач. отдела аспирантуры

и докторантуры_____________М.Р. Сорокина

«______»_____________2011 г.
2011

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт физической культуры

Кафедра теоретических основ физического воспитания

Д.Н.Макаридин


СОВРЕМЕННЫЕ НАУЧНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для аспирантов специальности 13.00.04 – теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки,

оздоровительной и адаптивной физической культуры

очной и заочной форм обучения

Тюменский государственный университет

2011


Макаридин Д.Н. Современные научные проблемы в сфере физической культуры и спорта. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 13.00.04 – теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры очной и заочной форм обучения. Тюмень, 2011, 16 стр.

Рабочая программа составлена в соответствии с ФГТ к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура).

Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Современные научные проблемы в сфере физической культуры и спорта. [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой теоретических основ физического воспитания. Утверждено и.о. проректора-начальника управления по научной работе Тюменского государственного университета.



ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой Короткова Е.А., доктор педагогических наук, профессор

© Тюменский государственный университет, 2011.

© Макаридин Д.Н. 2011.

1. Пояснительная записка

Рабочая программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования подготовки аспиранта по направлению – Физическая культура.

Предмет «Современные научные проблемы в сфере физической культуры и спорта» входит в число дисциплин по выбору в системе профессионального образования аспиранта. Наука в современных условиях является важным фактором, обусловливающим прогрессивные преобразования в обществе во всех областях, в том числе в образовании, физической культуре, спорте, физическом воспитании. В предлагаемой программе, в связи с вышеизложенным, раскрываются основные, наиболее актуальные проблемы физической культуры, физического воспитания и спорта.

1.1. Цели дисциплины – Программа разработана для аспирантов в области физической культуры и спорта, чья профессиональная деятельность невозможна без данных знаний.

Таким образом, цель дисциплины «Современные научные проблемы в сфере физической культуры и спорта» – показать в современном аспекте состояние и наиболее актуальную проблематику физической культуры и спорта как многоаспектных объектов научного исследования.



Задачи научной дисциплины:

Сформировать представление об исследовательских подходах, реализуемых в исследовании физической культуры и спорта, как сложных социо-культурных феноменах;

Создать представление о современных научных теориях, разработанных в условиях практики физической культуры и спорта последних лет;

Раскрыть перспективные направления исследования в различных областях научного знания о физической культуре и спорте и пути их интеграции и дифференциации на современном этапе развития.

Данный курс формирует у аспирантов основы профессиональных знаний, которые подготовят их к самостоятельной научно-педагогической работе, способствует пониманию некоторых феноменов в области педагогической и спортивной деятельности и помогает в развитии методических способностей. Усвоение содержания данной Программы организуется с преобладанием форм и методов контекстного обучения, моделирующих предметно- технологическое и социальное содержание профессиональных, учебных и жизненных ситуаций: проблем­ных лекций, практических аудиторных занятий и внеаудиторной самостоятельной работы аспирантов, анализа ситуационных задач.

1.2. Место дисциплины в структуре ООП:

«Современные научные проблемы в сфере физической культуры и спорта» относится к дисциплинам по выбору.

Программа курса разработана для аспирантов, чья научно-педагогическая культура и научная компетентность войдут органичными составными частями в структуру их будущей профессиональной деятельности. Знания о современных научных проблемах в сфере физической культуры и спорта помогут форми­рованию целостного представления аспиранта о научной деятельности, будут способствовать развитию умений учиться, культуры умственного труда, самообразования; позволят более эффективно принимать решения с опорой на полученное знание.

«Современные научные проблемы в сфере физической культуры и спорта» имеет трудоемкость равную 3 зачетным единицам.



1.3. Компетенции выпускника ООП аспирантуры, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО.

В результате освоения ООП аспирантуры выпускник должен обладать следующими компетенциями:

- способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, добиваться нравственного и физического совершенствования своей личности;

- способностью самостоятельно изучать новые методы исследования, изменять научный и производственный профиль, социокультурные и социальные условия своей профессиональной деятельности;

- обладать высоким уровнем знаний о выполняемых научных исследованиях в области физической культуры и спорта (новейшими теориями, интерпретациями, методами и технологиями)

- способностью выявлять современные практические и научные проблемы, применять современные технологии и новации в сфере физической культуры и спорта

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать основные категории и понятия науки о физической культуре и спорте; основные направления развития науки о физической культуре и спорте.

Уметь повышать свою научную квалификацию; постоянно повышать свою профессиональную компетенцию в области выявления научных проблем и способов их решения; выявлять и формулировать актуальные проблемы в сфере физической культуры и спорта; внедрять инновационные технологии в практику научных исследований в области физической культуры и спорта;

Владеть системой теоретических знаний о сфере физической культуры, сущности и содержании процесса научного исследования; передовым отечественным и зарубежным опытом в области содержания и организации научного исследования.
2. Структура и трудоемкость дисциплины

Таблица 1



Вид учебной работы

Всего часов

семестр

3

Аудиторные занятия (всего)

32

32

В том числе:

-

-

Лекции

16

16

Семинары (С)

16

16

Самостоятельная работа (всего)

76

76

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)




зачет

Общая трудоемкость час

Зач. Ед.



108

108

3

3


3.Тематический план

Таблица 2.

Тематический план



Тема


Всего часов

Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

Из них в интерактивной форме, час.

Формы контроля

Лекции*

Семинарские (практические) занятия*

Лабораторные занятия*

Самостоятельная работа*







1

2

3

4

5

6

7

8

9

1.

Система наук о человеке и место в ней науки о ФКиС

14

2

2




10

1

Ответ на семинаре

2.

Развитие спортивной науки России и инновационное развитие сферы ФКиС в Тюменской области

14

2

2




10

1

Доклад с презентацией

3.

Соотношение категорий «Культура» и «Физическая культура»

14

2

2




10

1

Реферат

4.

Двигательное действие как предмет теории физической культуры

14

2

2




10




Ответ на семинаре

5.

Проблема телесности в теории физической культуры

14

2

2




10

1

Ответ на семинаре

6.

Большой спорт как феномен физической культуры

14

2

2




10

1

Ответ на семинаре

7.

Физическая культура и здоровье человека

14

2

2




10

1

Ответ на семинаре

8.

Методология и методика педагогического исследования

10

2

2




6




Ответ на семинаре




Всего

108

16

16




76










Из них в интерактивной форме, час




3

3







6





Таблица 3.

Планирование самостоятельной работы студентов



Темы

Виды СРС

Объем часов

обязательные

дополнительные




1

Система наук о человеке и место в ней науки о ФКиС

конспект


Составление тематического списка литературы и Интернет-ресурсов по теме

10

2

Развитие спортивной науки России и инновационное развитие сферы ФКиС в Тюменской области

доклад


Составление презентации к докладу

10

3

Соотношение категорий «Культура» и «Физическая культура»

реферат




10

4

Двигательное действие как предмет теории физической культуры

Составление конспекта

Составление тематического списка литературы и Интернет-ресурсов по теме

10

5

Проблема телесности в теории физической культуры

Составление конспекта



Составление презентации к докладу

10

6

Большой спорт как феномен физической культуры

Составление конспекта

Составление тематического списка литературы и Интернет-ресурсов по теме

10

7

Физическая культура и здоровье человека

работа с литературой, источниками;

Составление тематического списка литературы и Интернет-ресурсов по теме

10

8

Методология и методика педагогического исследования

Составление конспекта

Составление тематического списка литературы и Интернет-ресурсов по теме

6




Итого







76


4. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами


№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

8

1.

Философия







х

х

х

х

х




2.

Педагогика










х










х

3.

Теория физической культуры и спорта

х

х

х

х

х

х

х

х

4.

Методика психо-педагогической диагностики в сфере физической культуры




х



















5.

История и методология науки о физической культуре и спорте

х

х

х













х

6.

Основы адаптивного физического воспитания



















х




7.

Здоровьесберегающие технологии в сфере физической культуры и сорта



















х




8.

Научно-методическая деятельность в сфере физической культуры и сорта






















х




  1. Содержание дисциплины.




  1. Система наук о человеке и место в ней науки о ФКиС

Классификация основных проблем и наук о Homo sapiens. Классификация основных проблем и наук о человечестве. Междисциплинарные связи в изучении проблем «природа-человек» и «человечество-природа». Основные проблемы и науки о человеке как индивиде и его онтогенезе. Основные проблемы и науки о личности и ее жизненном пути. Классификация основных проблем и наук о человеке как субъекте деятельности. Место науки о ФКиС в системе наук.

  1. Развитие спортивной науки России и инновационное развитие сферы ФКиС в Тюменской области

Современное состояние Российской науки о ФКиС в сравнении с другими странами. Материально-техническое оснащение научных исследований. Современные направления научных исследований в сфере ФКиС в России. Инновационное развитие сферы ФКиС в Тюменской области.

  1. Соотношение категорий «Культура» и «Физическая культура»

Культура как сопряжение социального и природного. Человекообразующая функчия культурного акта. Телесность как один из главных предметов современной гуманитарной науки. Культура как метафизически ориентированный процесс. О средствах совершенствования физической культуры личности.

  1. Двигательное действие как предмет теории физической культуры

Позитивистская методология и ее просчеты при анализе двигательного действия. Двигательное действие как предмет гуманитарного знания. «Чувство среды» и «чувство тела» и их координация при осуществлении действия. Сознание и действие. Динамика человеческого бытия и процесс действия. Эффективность «свободного действия». Действие: главные условия его успешного выполнения и продуктивного анализа.

  1. Проблема телесности в теории физической культуры

Тело человека как первичный культурный объект. «Возвращенное действие» как основополагающий акт процесса рефлексивного бытия телесности. Механизм возвращенного действия на первых этапах социализации индивида. «Я-другой» - пространство человеческой телесности. Человеческая телесность в режиме экстериоризации и интериоризации. Восприятие как совосприятие. О сущности феномена «физические качества личности». Сила как личностное качество.

  1. Большой спорт как феномен физической культуры

Объективное содержание спортивной деятельности. О попытках определения спорта как физической, игровой и воспитательной деятельности. Методологические принципы анализа спорта как человекообразующего фактора. Соревнование – универсальное общественное отношение. Специфика соревновательных отношений в спорте. Человекообразующий потенциал спорта. Спорт как конфликтное соперничество.

  1. Физическая культура и здоровье человека

О сущности феномена «Здоровье». Метафизический потенциал личности и ее здоровье. Здоровье – цель или средство? Здоровье спортсмена: потенциальные возможности и реальность. О феномене фитнеса.

  1. Методология и методика педагогического исследования

Подготовка аспиранта в системе многоуровневого высшего образования в Российской Федерации. Диссертация как вид научного произведения. Общая методология научного творчества. Общая схема хода научного исследования. Использование методов научного познания. Применение логических законов и правил. Подготовка к написанию диссертации и накопление научной информации. Оформление диссертационной работы.
6. Планы семинарских занятий.

  1. Система наук о человеке и место в ней науки о ФКиС

Вопросы для рассмотрения:

  • Классификация основных проблем и наук о Homo sapiens.

  • Классификация основных проблем и наук о человечестве.

  • Междисциплинарные связи в изучении проблем «природа-человек» и «человечество-природа».

  • Основные проблемы и науки о человеке как индивиде и его онтогенезе.

  • Основные проблемы и науки о личности и ее жизненном пути.

  • Классификация основных проблем и наук о человеке как субъекте деятельности

  • Место науки о ФКиС в системе наук.

  1. Развитие спортивной науки России и инновационное развитие сферы ФКиС в Тюменской области

Вопросы для рассмотрения:

  • Современное состояние Российской науки о ФКиС в сравнении с другими странами.

  • Материально-техническое оснащение научных исследований.

  • Современные направления научных исследований в сфере ФКиС в России.

  • Инновационное развитие сферы ФКиС в Тюменской области.

  1. Соотношение категорий «Культура» и «Физическая культура»

Вопросы для рассмотрения:

  • Культура как сопряжение социального и природного.

  • Человекообразующая функчия культурного акта.

  • Телесность как один из главных предметов современной гуманитарной науки.

  • Культура как метафизически ориентированный процесс.

  • О средствах совершенствования физической культуры личности.

  1. Двигательное действие как предмет теории физической культуры

Вопросы для рассмотрения:

  • Позитивистская методология и ее просчеты при анализе двигательного действия.

  • Двигательное действие как предмет гуманитарного знания.

  • «Чувство среды» и «чувство тела» и их координация при осуществлении действия.

  • Сознание и действие.

  • Динамика человеческого бытия и процесс действия.

  • Эффективность «свободного действия».

  • Действие: главные условия его успешного выполнения и продуктивного анализа.

  1. Проблема телесности в теории физической культуры

Вопросы для рассмотрения:

  • Тело человека как первичный культурный объект.

  • «Возвращенное действие» как основополагающий акт процесса рефлексивного бытия телесности.

  • Механизм возвращенного действия на первых этапах социализации индивида.

  • «Я-другой» - пространство человеческой телесности.

  • Человеческая телесность в режиме экстериоризации и интериоризации.

  • Восприятие как со-восприятие.

  • О сущности феномена «физические качества личности». Сила как личностное качество.

  1. Большой спорт как феномен физической культуры

Вопросы для рассмотрения:

  • Объективное содержание спортивной деятельности.

  • О попытках определения спорта как физической, игровой и воспитательной деятельности.

  • Методологические принципы анализа спорта как человекообразующего фактора.

  • Соревнование – универсальное общественное отношение.

  • Специфика соревновательных отношений в спорте.

  • Человекообразующий потенциал спорта.

  • Спорт как конфликтное соперничество.

  1. Физическая культура и здоровье человека

Вопросы для рассмотрения:

  • О сущности феномена «Здоровье».

  • Метафизический потенциал личности и ее здоровье.

  • Здоровье – цель или средство?

  • Здоровье спортсмена: потенциальные возможности и реальность.

  • О феномене фитнеса.

  1. Методология и методика педагогического исследования

Вопросы для рассмотрения:

  • Подготовка аспиранта в системе многоуровневого высшего образования в Российской Федерации.

  • Диссертация как вид научного произведения.

  • Общая методология научного творчества.

  • Общая схема хода научного исследования.

  • Использование методов научного познания.


7. Учебно - методическое обеспечение самостоятельной работы аспирантов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
Темы рефератов

1. Современная система наук, изучающих физическую культуру и спорт.

2. современные тенденции развития наук о физической культуре и спорте. Интеграция и дифференциализация научного знания в современных условиях.

3. Сущность эволюционного подхода в изучении физической культуры и спорта и его значение для получения нового знания.

4. Сущность системного подхода в изучении физической культуры и спорта и его значение для получения нового знания.

5. Сущность синергетического подхода в изучении физической культуры и спорта и его значение для получения нового знания.

6. Соотношение физической и спортивной культур в современном обществе.

7. Проблема конверсий технологий спортивной подготовки в теорию и практику физического воспитания.

8. Научно-методические и организационные аспекты спортизации физического воспитания.

9. Проблематика сомаэстетики Р.Шустермана.

10. Социальная обусловленность видов и разновидностей физической культуры и проблема их эффективности.

11. Научно-теоретические и гуманитарные аспекты адаптивной физической культуры.

12. Проблема эффективности традиционных для отечественной системы физического воспитания средств и методов.

13. Научно-методические аспекты аккультурации заимствованных систем физических упражнений.

14. Дальнейшая разработка и уточнение целевых установок отечественной системы физического воспитания.

15. Научно-теоретические аспекты развития программно-нормативных основ отечественной системы физического воспитания.

16. Проблема соответствия содержания закона РФ «О физической культуре и спорте» современной практике физической культуре и спорта.

17. Современная теория обучения двигательным действиям.

18. Научно-теоретические основы построения физического воспитания как многолетнего процесса.

19. Двигательная активность человека в свете эволюционного подхода и закономерности развития и утилизации двигательного потенциала индивида.

20. Предметная область и задачи спортивной генетики как новой области знания.

21. Синситивность в развитии двигательных способностей человека. Виды синситивности и их значение для практики физического воспитания.

22. Гуманистические аспекты изучения спорта. Концепция гуманистики спорта.

23. Методологические аспекты построения современной теории подготовки спортсменов.

24. Современная система знаний, отражающих закономерности подготовки спортсменов.

25. Направления совершенствования системы подготовки спортсменов и их научно-методическое обеспечение.

26. Научно-теоретические основы подготовки национальных команд ведущих спортивных стран мира.

27. Основные направления совершенствования системы подготовки в олимпийском спорте.

28. Проблема включения вида спорта в программу Олимпийских игр. Классификация олимпийских видов спорта.

29. Научно-теоретические основы построения системы спортивных соревнований в современном спортивном движении.

30. Проблема определения результата соревновательной деятельности в современном спорте.

31. Проблема построения стратегии и тактики соревновательной деятельности в условиях современной соревновательной практики.

32. Проблема повышения эффективности техники в спорте высших достижений.
Темы контрольных работ

1. Структура соревновательной деятельности в современном спорте.

2. Проблема рациональной подготовки спортсменов в свете современных аспектов теории адаптации.

3. Проблема изучения энергообеспечения мышечной деятельности и ее современное состояние.

4. Проблематика изучения нагрузок, применяющихся в спорте, и их влияние на организм спортсмена.

5. Актуальные аспекты изучения утомления и восстановления в системе подготовки спортсменов с учетом условий современной соревновательной практики.

6. Проблема формирования эффективной долговременной адаптации в условиях повышения интенсивности соревновательной деятельности в современном спорте.

7. Современная теория управления движениями и теоретические аспекты технического совершенствования.

8. Актуальные аспекты методики совершенствования техники спортсменов высокой квалификации.

9. Перспективные направления совершенствования психологической подготовки спортсменов с учетом изменений соревновательной практики.

10. Проблема интеграции знаний, относящихся к различным разделам теории подготовки спортсменов, при изучении физических качеств и их видов, проявляемым в различных видах спорта.

11. Современные аспекты совершенствования методики развития силы.

12. Современные аспекты совершенствования методики развития гибкости.

13. Современные аспекты совершенствования методики развития скоростных способностей.

14. Современные аспекты совершенствования методики развития координационных способностей.

15. Современные аспекты совершенствования методики развития выносливости.

16. Актуальные аспекты структуры многолетнего процесса спортивного совершенствования в условиях изменения соревновательной практики.

17. Проблема построения подготовки в макроцикле. Варианты построения. Современные концепции.

18. Проблема эффективности микро- и мезоструктуры процесса подготовки спортсменов.

19. Проблема отбора и ориентации спортсменов в системе многолетней подготовки.

20. Научно-теоретические основы управления в системе подготовки спортсменов и актуальные аспекты его совершенствования в современных условиях.

21. Сущность моделирования в спорте и перспективные направления его развития. Виды моделей.

22. Моделирование соревновательной деятельности и подготовленности в зависимости от индивидуальных особенностей спортсменов.

23. Сущность, методы и виды прогнозирования в спорте.

24. Актуальные аспекты экстремальных условий в системе подготовки и соревновательной деятельности.

25. Проблема травматизма в спорте и основные направления профилактики травм.

26. Основные направления использования средств управления работоспособностью и восстановительными процессами в спорте.

27. Актуальные направления борьбы с применением допинга. Деятельность Всемирного антидопингового агентства (WADA).

28. Научно-теоретические основы изучения и оценки спортивного достижения. Проблема критериев спортивного результата.

29. Проблема формирования теории рекордных достижений (спортивной рекордологии).

30. Строение (морфология) спортивных достижений. Динамика и современный уровень спортивных достижений. Предел в развитии мировых рекордов.
Содержание заданий самостоятельной подготовки

1. Подготовка реферата по актуальным проблемам специализированных направлений научного знания в соответствии с направлением магистерской подготовки.

2. Подготовка обзора научно-методических статей по актуальным проблемам и новым направлениям развития общей теории подготовки спортсменов в избранных видах спорта (игровых, сложнокоординационных):

· Научно-методологические основы построения моделей соревновательной деятельности;

· Построение моделей подготовленности;

· Проблема построения функциональных моделей;

· Концепция моделирования соревновательной деятельности и подготовленности на основе индивидуальных особенностей спортсменов;

· Научно-методические основы прогнозирования в спорте;

· Методы прогнозирования;

· Виды прогнозирования и их значение;

· Виды прогнозирования и их значение в спортивной практике.

3. Анализ новых концепций и парадигм в специализированной области исследования в соответствии с направлением магистерской подготовки и темой исследования.



4. Контент-анализ статей по избранной проблеме, опубликованных в журнале «Теория и практика физической культуры» в период с 1996 по 2007 гг.
Контрольные вопросы к зачету

  1. Многообразие подходов к изучению человека и дифференциация научных дисциплин

  2. Философское обобщение знаний о человеке и интеграция научных дисциплин

  3. Междисциплинарные связи в изучении человека и классификация наук

  4. Научно-исторические корни системы человекознания

  5. Науки о человеке

  6. Науки о человечестве

  7. Научное исследование связей «природа-человек» и «человечество-природа»

  8. Взаимодействие медицинских, педагогических и технических наук в системе человекознания

  9. Инновационное развитие сферы ФК и С Тюменской области: проблемы и пути становления

  10. Спортивная наука России, ее развитие

  11. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ об особенностях развития науки

  12. Феномен культуры: традиции его понимания в сфере ФК и С

  13. Двигательные способности человека: суть феномена

  14. Понятие «физическая культура»: издержки позитивистски ориентированных определений

  15. Двигательные качества как традиционный предмет теории физического воспитания

  16. Культура как сопряжение социального и природного

  17. Человекообразующая функция культурного акта

  18. О средствах совершенствования физической культуры личности

  19. Двигательное действие как предмет гуманитарного знания

  20. «Чувство среды» и «чувство тела» и их координация при осуществлении действия

  21. Сознание и действие

  22. Эффективность свободного действия

  23. Главные условия успешного выполнения двигательного действия

  24. Социальное и органическое в телесности человека

  25. Тело человека как первичный культурный объект

  26. «Возвращенное действие» как основополагающий акт процесса рефлексивного бытия телесности

  27. Пространство человеческой телесности

  28. Объективное содержание спортивной деятельности

  29. Специфика соревновательных отношений в спорте

  30. Человекообразующий потенциал спорта

  31. Сущность феномена здоровье

  32. Здоровье в спорте

  33. Здоровье и фитнесс

  34. Теоретико-познавательный акт: сущность и содержание

  35. Понятие «методология», методологические характеристики научного исследования

  36. Проблемы повышения эффективности педагогического исследования

  37. Основные понятия научно-исследовательской работы

  38. Системный подход в исследованиях

  39. Основные противоречия в педагогическом исследовании

  40. Выявление закономерных связей в педагогическом исследовании

  41. Основные логические законы

  42. Выбор объекта, предмета, проблемы и цели исследования

  43. Постановка задач и формулирование гипотезы исследования

  44. Основные методы педагогического исследования (наблюдение, эксперимент, теоретические методы)


8. Образовательные технологии

В учебном процессе используются активные и интерактивные формы проведения занятий: доклады с презентацией, анализ презентации совместно со студентами, круглые столы, мастер-классы и встречи со специалистами в области физической культуры и спорта.


9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля).
9.1. Основная литература:

  1. Аристова Л.В. Ожидание перемен: о ситуации в спортивной науке, ее приоритетах и перспективах развития ВНИИФКа // Теория и практика физ. культуры. - 2003. - N 10. - С. 7-11.

  2. Визитей Н.Н. Теория физической культуры: к корректировке базовых представлений. Философские очерки. – М.: Советский спорт, 2009. – 184 с.


9.2. Дополнительная литература:

  1. Бондаренко Н.И. Методология системного подхода к решению проблем: история – теория – практика. – СПб.: СПбУЭФ, 1997. – 387 с.

  2. Коган М.С. Философская теория ценностей. – СПб.: ГОО ТК «Петрополис», 1997. – 205 с.

  3. Курамшин Ю.Ф. Спортивная рекордология: теория, методология, практика: Монография. – М.: Советский спорт, 2005. – 408 с.

  4. Матвеев Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты. – М.: Известио, 2001. – 333 с.

  5. Николаев Ю.М. Теория физической культуры: функциональный, ценностный, деятелньостный, результативный аспекты: Учебное пособие / СПб ГАФК им. Лесгафта. –СПб, 2000. – 80 с.

  6. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. – М.: Советский спорт, 2005. – 820 с.

  7. Попков В.Н. Отбор и контроль в юношеском спорте. – Омск: Изд-во СибГУФК, 2001. – 196 с.

  8. Смоленцева В.Н. Психическая саморегуляция в процессе подготовки спортсменов. – Омск: Изд-во СибГУФК, 2003. – 196 с.

  9. Сологуб Е.Б., Таймазов В.А. Спортивная генетика. – М.: тера-спорт, 2000. – 127 с.

  10. Черапкина Л.П. Медико-биологические основы отбора и прогнозирования высших спортивных достижений. – Омск: Изд-во СибГУФК, 2005. – 72 с.


9.3. Периодические издания

  1. Абрамова Т.Ф. Направления научно-исследовательской работы лаборатории спортивной антропологии, морфологии и генетики ВНИИФКа // Теория и практика физ. культуры. - 2003. - N 10. - С. 39-41.

  2. Абсалямов Т.М. Роль и место науки в подготовке спортсменов высокого класса // Теория и практика физ. культуры. - 2003. - N 10. - С. 17-19.

  3. Аристова Л.В. Ожидание перемен: о ситуации в спортивной науке, ее приоритетах и перспективах развития ВНИИФКа // Теория и практика физ. культуры. - 2003. - N 10. - С. 7-11.

  4. Бальсевич В.К. Обзор избранных материалов пятого Всемирного конгресса МОК по спортивным наукам (Сидней, 1999) (сообщение первое) // Теория и практика физ. культуры. - 2000. - N 11. - С. 58.

  5. Бальсевич В.К. Онтокинезия человека: Монография. – М.: Теория и практика физической культуры, 2000, – 275 с.

  6. Закревская Н.Г. Теоретические предпосылки изучения модели жизни интеллектуальной элиты в сфере физической культуры и спорта // Теория и практика физ. культуры. - 2004. - N 12. - С. 20-23.

  7. Клешнев В.В. Сравнение систем организации прикладной спортивной науки в России и Австралии // Теория и практика физ. культуры. - 2000. - N 11. - С. 59-63.

  8. Круглый стол "Спортивная наука: проблемы модернизации: Встреча руководства Госкомспорта с ведущими учеными России // Теория и практика физ. культуры. - 2003. - N 1. - С. 6-11.

  9. Наталов Г.Г. Интеграция науки о физической культуре // Теория и практика физ. культуры. - 2004. - N 8. - С. 5-8.

  10. Наталов Г.Г. Проблемное поле науки и мониторинг истины // Теория и практика физ. культуры. - 2005. - N 11. - С. 15-20.

  11. Николаев Ю.М. Общая теория и методология физической культуры как отражение потребности в модернизации физкультурного образования // Теория и практика физ. культуры. - 2004. - N 7. - С. 2-10.

  12. Пилоян Р.А. Историография науки о спорте // Теория и практика физ. культуры. - 2004. - N 7. - С. 17-18.

  13. Родионов А.В. Проблемы психологии спорта // Теория и практика физ. культуры. - 2006. - N 6. - С. 2-4.

  14. Шестаков М.П. Искусственный интеллект в спортивной науке XXI века // Теория и практика физ. культуры. - 2000. - N 7. - С. 8-13.


9.4. Программное обеспечение и Интернет – ресурсы:

1. Библиотека международной спортивной информации БМСИ. - http://www.bmsi.ru

2. Единое окно доступа к образовательным ресурсам. - http://window.edu.ru

3.Научный портал "ТЕОРИЯ.РУ". - http://teoriya.ru/

4.Научная электронная библиотека. - http://elibrary.ru

5.Федеральный портал «Российское образование». - http://www.edu.ru/

6.Электронная библиотека спорта. - http://wholesport.ru
10. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)

Для поведения лекционных и семинарских занятий необходима аудитория, оборудованная мультимедийными средствами.






База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка