Слуховой анализатор. Возрастные особенности. Гигиена слуха




Скачати 42.74 Kb.
Дата конвертації21.04.2016
Розмір42.74 Kb.
Слуховой анализатор. Возрастные особенности. Гигиена слуха.

Функция слухового анализатора человека связана с членораздельной речью. Звуки, которые воспринимаются ухом характеризуются:



физически

физиологически

Частота (число колебаний в секунду)

Высота

Сила (амплитуда колебаний)

Громкость

Звуковой спектр (состав дополнительных периодических колебаний, возникающих наряду с основной частотой и превышающих его)

Тембр (различение звуков разных музыкальных инструментов и человеческого голоса)

В человеческом ухе выделяют наружное, среднее и внутреннее ухо.

  1. Наружное ухо состоит их ушной раковины, наружного слухового прохода и барабанной перепонки. Функции: защитная (выделение серы), улавливание и проведение звука, формирование колебания барабанной перепонки.

  2. Среднее ухо состоит из слуховых косточек (молоточек, наковальня и стремечко) и евстахиевой трубы. Функции: слуховые косточки проводят и усиливают звуковые колебания в 50 раз. Евстахиева труба, соединенная с носоглоткой, обеспечивает выравнивание давления на барабанную перепонку.

  3. Внутреннее ухо состоит из непосредственно органа слуха и органа равновесия. Орган слуха, в свою очередь, состоит из овального окна, улитки, заполненной жидкостью и кортиева органа. Функции: слуховые рецепторы, находящиеся в кортиевом органе, преобразуют звуковые сигналы в нервные импульсы, которые передаются в слуховую зону коры больших полушарий. Орган равновесия состоит из 3 полукружных каналов и оттолитовогог аппарата. Функции : воспринимает положение тела в пространстве и передает импульсы в продолговатый мозг, затем в вестибулярную зону коры больших полушарий. В результате ответные импульсы помогают поддерживать равновесие тела.

Рис.1. Схематическое изображение основных структур уха человека, образующих органы слуха (1-9) и органы равновесия (10-13).

c:\documents and settings\olga\мои документы\глаз\ухо.jpg

Орган слуха: 1 - наружный слуховой проход; 2 -барабанная перепонка; 3 – 5 – слуховые косточки: молоточек (3), наковальня (4), стремечко (5); 6 – евстахиева труба; 7 – овальное окно; 8 – улитка (в действительности закручена в спираль); 9 – круглое окно.

Орган равновесия: 10 – круглый мешочек; 11 -1 овальный мешочек; 12 – ампула; 13 – полукружный канал.

Схема физиологии деятельности: звуковая волна, попадая в наружный слуховой проход, колеблет барабанную перепонку → та передает это колебание в среднее ухо на систему слуховых косточек, которые действуя как рычаг усиливают звуковые колебания и начинают колебать мембрану овального окна → мембрана овального окна колеблет жидкость, находящуюся между костным и перепончатым лабиринтом внутреннего уха, → эта жидкость передает свои колебания базальной мембране → базальная мембрана смещается и передает колебания механорецепторным клеткам, волоски которых также начинают колебаться → колеблясь, волоски механорецепторных клеток касаются покровной мембраны, при этом колебании в них возникает электрический импульс (нервный), который передается через систему переключательных ядер, находящихся в среднем и промежуточном мозге, в корковый отдел головного мозга (височную долю больших полушарий), где соотносятся частота и сила звуковых сигналов, осуществляется распознавание сложных звуков. Смысл услышанного интерпретируется в ассоциативных корковых зонах.

Бинауральный слух – это слышание двумя ушами. Он позволяет определить направление звука.



Возрастные особенности. Восприятие звуков отмечается у плода в последние месяцы внутриутробного развития. Новорожденные дети и дети грудного возраста осуществляют элементарный анализ звуков. Они способны реагировать на изменение высоты, силы, тембра и длительности звука. Наименьшая величина порогов слышимости (наибольшая острота слуха) свойственна подросткам и юношам (14-19 лет). У детей, в отличие от взрослых, острота слуха на слова понижена больше чем на тон. В развитии слуха у детей большое значение имеет общение со взрослыми; слушание музыки, обучение игре на музыкальных инструментах, пение. Во время прогулок следует приучать детей слушать шум леса, пение птиц, шорох листьев, плеск моря.

Гигиена слуха. Гигиена слуха – это система мер, направленных на охрану слуха; создание оптимальных условий для деятельности слухового анализатора, способствующих нормальному его развитию и функционированию.

Наиболее опасным воздействием на орган слуха обладает шум. Чрезмерный шум ведет к снижению слуха, длительно действующий шум может вызвать нарушение работы сердечно-сосудистой системы, снижает работоспособность. У взрослых уровни шума в 90 дБ, воздействуя в течение часа, понижают возбудимость клеток коры больших полушарий, ухудшают координацию движения, снижают остроту зрения. При 120 дБ через 4-5 лет происходят изменения со стороны сердечно-сосудистой системы: нарушается ритм сердечной деятельности, изменяется артериальное давление, появляются головные боли, бессонница, расстройства эндокринной системы. А через 5-6 лет – формируется профессиональная тугоухость. Так, если человек находился в течение 6 часов на оживленной улице (90дБ), то у него снижается острота слуха на 3-4%. У детей шум 50 дБ вызывает значимое снижение работоспособности. В 60 дБ – повышается порог чувствительности, снижается внимание.

К мерам профилактики отрицательного воздействия шумов относят:

1.Требования к учебным помещениям:



  • Длина класса должна быть не более 8 м, то есть такой, чтобы сидящим последними партами учащимся обеспечить четкое восприятие речи учителя и ясное различение написанного на доске.

  • Двери в класс должны быть плотно прикрыты.

  • Мастерские, компьютерные классы, гимнастические залы должны размещаться на первом этаже здания или в отдельном крыле.

2. Вдоль периметра школы целесообразна посадка деревьев, а также живой изгороди высотой не менее 6 м.

3. Восстановлению функционального состояния слухового анализатора способствуют перерывы (10-15 минут в тихих комнатах) – на первом году обучения через 50 минут, на втором году – через 1,5 часа, на третьем году – через 2 часа.

4. Речь учителя для наилучшего слухового восприятия учащимися учебного материала должна быть негромкой, ясной, небыстрой, с эмоциональным окрашиванием.

5. Так как во время урока у школьника наибольшая нагрузка падает на слуховой и двигательный анализаторы, а зрительный используется не полностью, то необходимо это учитывать при выборе методов и методических приемов при составлении планов-конспектов и проведении уроков.



Кроме отрицательного воздействия шумов на слуховой анализатор, необходимо учитывать и воздействие таких агентов как

  • Попадание в наружный слуховой проход насекомых, что может вызвать отек среднего уха и потерю сознания;

  • Патогенные микроорганизмы (при ангине, скарлатине, гриппе) могут попасть из носоглотки через слуховую трубу в среднее ухо и вызвать восполение.


База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка