Советом гимназии мбоу многопрофильной гимназии




Сторінка1/12
Дата конвертації18.04.2016
Розмір2.65 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

ПРИНЯТО


Советом гимназии

МБОУ многопрофильной гимназии

№ 4 «Ступени» г.Пензы

Протокол № 8 от 25.08.2013 года

Председатель________Мышакова О. Ю.

УТВЕРЖДЕНО

приказом директора

МБОУ МГ № 4 «Ступени» г.Пензы

от 01 сентября 2013 года №114/1

___________В. В. Вишненкова











ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ПРОГРАММА
муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения

многопрофильной гимназии № 4 «Ступени»

города Пензы

Пенза, 2013

СОДЕРЖАНИЕ


  1. Общие положения

  2. Программы отдельных объединений дополнительного образования

Научно-техническое направление

    1. Программа объединения дополнительного образования «Мир информатики»

    2. Программа объединения дополнительного образования «Робототехника»

Социально-педагогическое направление

    1. Программа объединения дополнительного образования «Юный журналист»

    2. Программа объединения дополнительного образования «Art-klass»

    3. Программа объединения дополнительного образования «Мастерская чудес»

    4. Программа объединения дополнительного образования «Умелец в доме»

    5. Программа объединения дополнительного образования «Культура речи»

    6. Программа объединения дополнительного образования «Самопознание»

    7. Программа объединения дополнительного образования «Школа управления»

    8. Программа объединения дополнительного образования «Юные друзья правоохранительных органов»

Военно-патриотическое направление

    1. Программа объединения дополнительного образования «Меткий стрелок»

Художественно-эстетическое направление

    1. Программа объединения дополнительного образования «Хор»

    2. Программа объединения дополнительного образования Ритмика и танец»

    3. Программа объединения дополнительного образования «Декоративно-прикладное творчество»

Физкультурно-спортивное направление

    1. Программа объединения дополнительного образования «Лёгкая атлетика»

    2. Программа объединения дополнительного образования «Волейбол»

    3. Программа объединения дополнительного образования «Шахматы»

    4. Программа объединения дополнительного образования «Подвижные игры»

Туристско-краеведческое направление

    1. Программа объединения дополнительного образования «Юный краевед»

    2. Программа объединения дополнительного образования Пешеходный туризм»



Общие положения
Дополнительная общеобразовательная программа МБОУ многопрофильной гимназии № 4 «Ступени» г. Пензы (далее – гимназия) разработана в соответствии с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ (ст.12), федерального государственного образовательного стандарта общего образования (далее — Стандарт), Типового Положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей (утвержденного с замечаниями и дополнениями Правительства Российской Федерации от 22 февраля 1997 года №212) часть III п.26, Типовых программ дополнительного образования, уставом гимназии.

Данная Дополнительная общеобразовательная программа определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию дополнительного образования обучающихся на ступенях начального, основного и среднего общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, саморазвитие и самосовершенствование обучающихся, обеспечивающие их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья.

Разработка дополнительной общеобразовательной программы гимназии осуществлялась с привлечением Совета гимназии, обеспечивающего государственно-общественный характер управления образовательным учреждением.
Ценностные ориентиры программы
В соответствии с уставом в процессе своей деятельности гимназия обеспечивает организацию внеурочной деятельности учащихся через объединения дополнительного образования и способствует вовлечению в них детей и подростков.

Дополнительная общеобразовательная программа гимназии построена на деятельностной основе и охватывает все основные направления интересов школьников:     художественно-эстетическое, гражданско-патриотическое, спортивно-оздоровительное, духовно-интеллектуальное развитие учащихся; воспитание трудолюбия, привитие навыков исследовательской деятельности; формирование у учащихся качеств социально активного гражданина, адаптация к социальной среде города.

Организация дополнительного образования, связанного с организацией познавательного процесса вне рамок реализации основных образовательных программ, повышает эффективность педагогического процесса, позволяет осуществлять не только подготовку учащихся к успешной деятельности в школе, но и включать их в жизнь, дает возможность активно развивать потребность в самообразовании. Реализация дополнительной общеобразовательной программы позволит глубже и шире проводить профориентационную работу, которая будет выстраиваться планомерно с учетом индивидуальных интересов, способностей и психофизиологических особенностей школьников.

Занятия по программам дополнительного образования проводятся как в гимназии, так и вне её стен. Дополнительное образование создает условия для социокультурной адаптации школьников, плодотворного сотрудничества школьных учителей, учащихся и их родителей, работников детских культурных и спортивных учреждений, наполняет интересными занятиями группы продленного дня в гимназии.

Через систему дополнительного образования решаются задачи предпрофильной подготовки учащихся.

Дополнительное образование по отношению к базовому является логическим его продолжением, несет на себе основную ответственность за обновление содержания образования и его индивидуализацию. Выбирая из предложенных занятий то, которое больше всего отвечает индивидуальным интересам, возможностям и способностям, ученик реализует внутреннее желание деятельности и интерес к ней. В школе создаются необходимые условия для становления целостных ориентаций, ученик готовит себя к освоению системы знаний и выполнению профессиональной деятельности. Существенным является создание условий для обеспечения психологической комфортности деятельности учащихся.

Дополнительная общеобразовательная программа реализуется через систему факультативов, кружков, секций, клубов. Содержание дополнительного образования отвечает требованиям по сохранению и укреплению здоровья учащихся, внедрению проектно–исследовательских форм образования, интеграции научных знаний и видов деятельности, становление гражданско-патриотической позиции, нравственного здоровья обучающихся.

Развитая система дополнительного образования облегчает переход к предпрофильному и профильному обучению, создает основу многопрофильности (универсальности) школьного образования.



Использование возможностей дополнительного образования при организация внеурочной деятельности обучающихся
Возможности системы дополнительного образования используются в гимназии при организации внеурочной деятельности обучающихся.

Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями Стандарта организуется по основным направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное и т. д.).

Организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы в перспективе достижения общенационального воспитательного идеала осуществляется по следующим направлениям:


  1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Ценности: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; закон и правопорядок; межэтнический мир; свобода и ответственность; доверие к людям.

  1. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Ценности: нравственный выбор; смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания.

Представления о вере, духовности, религиозной жизни человека и общества, религиозной картине мира.



  1. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Ценности: трудолюбие; творчество; познание; истина; созидание; целеустремленность; настойчивость в достижении целей; бережливость.

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.



Ценности: здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни.

  1. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

Ценности: жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля.

  1. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие; художественное творчество.
Предполагаемые формы работы

внеурочной деятельности по направлениям
1. Спортивно-оздоровительное:

  • Работа спортивных кружков;

  • Организация походов, экскурсий, «Дней здоровья», подвижных игр, «Весёлых стартов», внутришкольных спортивных соревнований;

  • Проведение бесед по охране здоровья;

  • Применение на уроках игровых моментов, физкультминуток;

  • Участие в районных и городских спортивных соревнованиях;

  • Проведение Дней профилактики на темы: «Полезные привычки», «Разговор о правильном питании» и т. д.

2. Художественно-эстетическое:

  • Организация экскурсий, Дней театра и музея, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся;

  • Проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи;

  • Работа факультатива «Развитие речи»;

  • Участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, района, города, области.

3.Общеинтеллектуальное:

  • Предметные недели;

  • Библиотечные уроки;

  • Конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые игры и др.

4. Общекультурное:

  • Посещение учреждений культуры и искусства,

  • Культурно-массовых мероприятий,

  • Участие в концертах,

  • Создание творческих проектов,

  • Посещение выставок, мероприятий.

5. Военно-патриотическое:

  • Встречи с ветеранами войны и труда, «Уроки мужества»;

  • Оформление газет о боевой и трудовой славе россиян, пензенцев;

  • Встречи с участниками «горячих точек»;

  • Тематические классные часы;

  • Оказание помощи ветеранам войны и труда;

  • Конкурсы рисунков;

  • Фестивали патриотической песни.

6. Социальное:

  • Проведение субботников;

  • Работа на пришкольном участке;

  • Разведение комнатных цветов;

  • Социально-значимые акции.

7. Проектная деятельность:

  • Участие в научно-исследовательских конференциях на уровне гимназии, города, области;

  • Разработка проектов.




Направление

Формы работы

Решаемые задачи

Духовно-нравственное

Беседы, работа в музее, экскурсии, просмотр фильмов, встречи с известными людьми, знакомство с историей и бытом людей, которые проживают на территории города, проектирование, исследовательская деятельность

Воспитание любви к малой Родине, гражданской ответственности, чувства патриотизма, формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества

Общеинтеллектуалное

Развивающие игры, работа со справочной литературой, занятия в компьютерном классе, беседы, инсценировки, постановка спектаклей

Расширение кругозора школьников, обогащение новыми знаниями, способствование формированию мировоззрения, функциональной грамотности, переход от игровой деятельности к учебной

Общекультурное

Посещение учреждений культуры и искусства, культурно-массовых мероприятий, участие в концертах, создание творческих проектов, посещение выставок

Воспитание культуры поведения, речи, развитие эмоциональной сферы ребенка, чувства прекрасного, творческих способностей, формирование общекультурной компетенции

Военно-патриотическое

Занятия в классе, музее, на свежем воздухе, беседы, встречи, игры, тематические классные часы

Воспитание гражданской ответственности, патриотизма, формирование позитивного отношения к правовым основам общества

Художественно-эстетическое

Занятия в кружках, посещение учреждений культуры и искусства, культурно-массовых мероприятий, участие в концертах, создание творческих проектов, посещение выставок, организация выставок.

Развитие эмоциональной сферы ребенка, чувства прекрасного, творческих способностей, формирование коммуникативной и общекультурной компетенций

Спортивно-оздоровительное

Занятия в спортивном зале, на свежем воздухе, беседы, соревнования, игры

Воспитание физически здорового человека, формирование мотивации к сохранению и укреплению здоровья

Социальное

Беседы, встречи с людьми труда, проектирование, экскурсии, проведение акций, фотосъемки

Воспитание бережного отношения к окружающей среде, воспитание ответственности за свои поступки и поступки окружающих, формирование трудовых навыков, культуры труда, позитивного отношения к трудовой деятельности

Проектная деятельность

Познавательные, социальные проекты, исследовательские работы, конкурсы, конференции, выставки

Формирование таких ценностей как стремление к познанию, истине, воспитание волевых качеств, целеустремленности, обучение проектированию


Таким образом, дополнительное образование детей – это особая подсистема общего образования, обеспечивающая развитие интересов и способностей личности, ее индивидуальный образовательный путь на основе свободного выбора содержательной деятельности, которая не ограничивается рамками образовательных стандартов.

Дополнительное образование – специально организованный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг за пределами основных образовательных программ в интересах детей и их родителей, а также образовательного учреждения.
Основные направления работы

по дополнительному образованию обучающихся
Туристско-краеведческое направление нацелено на удовлетворение естественной потребности воспитанников в непосредственном познании мира, своего края, на воспитании активной любви к нему, преданности народу и земле, на которой им посчастливилось родиться, развитие познавательных, исследовательских навыков обучающихся по изучению природы, привлечение ребят к социальным инициативам по охране природы.

Физкультурно-спортивное направление нацелено на укрепление здоровья, формирование навыков здорового образа жизни и спортивного мастерства, воспитание морально-волевых качеств и системы ценностей с приоритетом жизни и здоровья.

Художественно-эстетическое направление ориентировано ориентировано на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, их художественных способностей в избранных видах искусства, на творческое самовыражение и общение детей.

Военно-патриотическое направление нацелено на формирование патриотического сознания, социальной активности, гражданской ответственности, преданного служения своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины, укрепление силы духа, стойкости характера, подготовка к жизни в экстремальных условиях.

Социально – педагогическое направление ориентировано на накопление детьми и подростками нового положительного коммуникативного опыта в процессе социального общения, развитие у подростков социально-значимого комплекса жизненно важных навыков, формирование коммуникативной компетенции, потребности в социальном взаимодействии, развитие интеллектуальных способностей, творческой активности, познание своих внутренних психологических особенностей, на общение, разрешение различных жизненных ситуаций.

Научно – техническое направление предусматривает  овладение обучающимися элементарной грамотностью в области информатики, освоение навыков работы с современными информационно – технологическими пакетами программ. Данное направление позволяет развивать творческое мышление, получать конкретные результаты своего труда.


2. ПРОГРАММЫ ОТДЕЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
2.1. Программа объединение дополнительного образования

«Мир информатики»
Информационные технологии, предъявляющие высокие требования к интеллекту работников, занимают лидирующее положение на международном рынке труда. Но если навыки работы с конкретной техникой можно приобрести непосредственно на рабочем месте, то мышление, не развитое в определённые природой сроки, таковым и останется. Опоздание с развитием мышления – это опоздание навсегда. Поэтому для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе, в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способности к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей, осознанию принципов организации) и синтезу (созданию новых схем, структур и моделей). Важно отметить, что технология такого обучения должна быть массовой, общедоступной, а не зависеть исключительно от возможностей обеспеченных школ или состоятельных родителей. Именно такой ответ на вопрос: чему и как учить на занятиях информатики, представлен в предлагаемом курсе и именно этим определяется его актуальность.

Во многом роль обучения информатике в развитии мышления обусловлена современными разработками в области методики моделирования и проектирования, особенно в объектно-ориентированном моделировании и проектировании, опирающемся на свойственное человеку понятийное мышление. Умение для любой предметной области выделить систему понятий, представить их в виде совокупности атрибутов и действий, описать алгоритмы действий и схемы логического вывода (то есть то, что и происходит при информационно-логическом моделировании) улучшает ориентацию человека в этой предметной области и свидетельствует о его развитом логическом мышлении.

При обучении учащихся рассматриваем два аспекта изучения информатики:


  • технологический, когда информатика рассматривается как средство формирования образовательного потенциала, позволяющего развивать наиболее передовые на сегодня технологии – информационные;

  • общеобразовательный, когда информатика рассматривается как средство развития логического мышления, умения анализировать, выявлять сущности и отношения, описывать планы действий и делать логические выводы.

Выделяются два основных направления обучения информатике:

Первое – это обучение конкретным информационным технологиям. Для этого необходимо адекватное обеспечение школы компьютерами и программами. Такое обучение целесообразно вести в старших классах школы, чтобы выпускники могли освоить современные программные средства. В качестве пропедевтических занятий ученики начальной и средней школы могут использовать различные доступные их возрасту программные продукты, применяя компьютер в качестве инструмента для своих целей (выпуск журналов, рисование, клубы по компьютерной переписке и т.д.)

Второе направление обучения информатике – это упоминавшееся выше изучение информатики как науки. Для этого нет необходимости иметь в школе компьютер, поэтому изучение такого курса может проходить в любой школе. Рассматривая в качестве одной из целей этого направления обучения развитие логического мышления, следует помнить: психологи утверждают, что основные логические структуры мышления формируются в возрасте 5–11 лет и что запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенным. Следовательно, обучать детей в этом направлении целесообразно с начальной школы.

Современный занятия по информатике в начальных классах требует от учителя активно использовать новые электронные учебники, пособия, которые с помощью  мультимедийного проектора можно показать учащимся, заинтересовать их.

Главная цель курса – дать ученикам инвариантные фундаментальные знания в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных и программных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.

Задачи курса:

1. Расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой, что должно помочь учащимся овладению компьютерных технологий, первоначальным основам программирования.

2. Обучать детей логическому мышлению, умению рассуждать и систематизировать полученные на уроках информатики знания.

3. Развивать творческое воображение, математическое и образное мышление, речь, память умение работать с компьютерными программами и дополнительными источниками информации и применять знания на практике.

4. Воспитывать интерес к занятиям информатики и новым информационным технологиям.

Главная задача занятий по информатике в начальных классах – дать учащимся инвариантные фундаментальные знания в областях, связанных с информатикой, практическим овладением компьютера, освоение компьютерных программ, дать первоначальные основы программирования. На занятиях в кружке «Мир информатики» ученики начальных классов учатся логически мыслить, рассуждать, анализировать, систематизировать полученную информацию.

Направления деятельности:



  1. Сделать занятия по информатике более современным, приближенным к основным интересам учащихся.

  2. Вводить новые понятия с помощью мультимедийного проектора, индивидуальной работы каждого учащегося с компьютером, постепенно перейти к работе в Интернете.

Основное направление – формирование навыков работы с различными исполнителями и обучение первоначальным основам программирования.
Ценностные ориентиры внеурочного курса «Мир информатики»

Информатика относится к внеурочной деятельности естественно-научного цикла и, наряду с математикой, является фундаментальным ядром начального образования. Предметы данного цикла рассматриваются как целостная система  сведений о мире, связях, отношениях, зависимостях и закономерностях окружающей действительности. Представление информации в данном цикле опирается на общие категории, универсальные методы познания и формализации знаний, межпредметные связи, практическую направленность знаний с опорой на актуальный опыт ребёнка. Информатика и математика вносят большой вклад в формирование у учащихся целостного естественнонаучного мировоззрения, в развитие потребности к познанию и в формирование системного опыта, как познавательной деятельности, так и практического применения знаний и умений. Занятия по информатике  отличается системным представлением учебной информации. При этом происходит:



  1. Поэтапное формирование понятий «информация», «система», «алгоритм» и других важных представлений.

  2. Развитие системных представлений на основе усвоения школьниками представлений о связях и отношениях объектов реальной действительности между собой и возникающих при этом системных эффектах.

  3. Формирование алгоритмического похода к решению текстовых задач, что является наиболее значимой проблемой в процессе обучения в старших классах.

  4. Единство и согласованность «по горизонтали» и «вертикали» с другими дисциплинами используемого учебного материала (межпредметная интеграция).

  5. Практическая направленность знаний с опорой на актуальный опыт ребенка работы с информацией (ее анализ, синтез и разные способы поиска, хранения, обработки и передачи).

Обучение информатике в начальной школе способствует формированию общеучебных умений, что в новом образовательном стандарте конкретизировано термином «универсальные учебные действия» (УУД). Под универсальными учебными действиями понимаются обобщенные способы действий, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целей, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.

Особенностью курса «Мир информатика» является целенаправленность формирования именно УУД. К общим учебным умениям, навыкам и способам деятельности, которые формируются и развиваются в рамках курса «Информатика», относятся познавательная, организационная и рефлексивная деятельность.

Достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают:


  1. учебные мотивы;

  2. учебную цель;

  3. учебную задачу;

  4. учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка);

  5. метапредметные учебные действия (умственные действия учащихся, направленные на анализ и управление своей познавательной деятельностью, будь то определение стратегии решения математической задачи, запоминание фактического материала по истории или планирование совместного с другими учащимися лабораторного эксперимента по физике или химии).


Содержание внеурочного курса «Мир информатики»
1 год обучения

Знакомство учащихся с возможностями персонального компьютера, применение ПК, его основные устройства, знание техники безопасности при работе в компьютерном классе. Умение работать компьютерной мышкой, работать на клавиатуре, обучение работать с клавишами управления курсором.

Знакомство с графическим редактором Paint, умение использовать графические примитивы, применять инструменты: карандаш, ластик, кисть, палитра, создавать и сохранять рисунки.

Выделение признаков предметов, узнавание предметов по заданным признакам. Сравнение двух или более предметов. Разбиение предметов на группы по заданным признакам. Составные части предметов. Множества и его элементы, сравнение и отображение множеств. Способы задания множеств.

Решение задач на развитие внимания, логического мышления. Элементы логики. Конструирование. Суждение истинное и ложное. Сопоставление. Отрицание. Слова-кванторы. Введение понятий «дерево», «графы», «комбинаторика».

К концу первого года обучения учащиеся должны:

- знать правила поведения в компьютерном классе;

- знать основные применения компьютеров;

- знать основные устройства компьютеров;

- уметь создавать рисунки в программе графический редактор Paint;

- уметь проводить анализ при решении логических задач и задач на внимание;

- иметь понятие о множестве;

- уметь проводить примеры множеств предметов и располагать их в порядке расширения или в порядке сужения объёма понятий, сравнивать множества;

- уметь находить общий признак предмета и группы предметов;

- уметь конструировать фигуру из её частей;

- уметь находить истинное и ложное суждение;

- уметь классифицировать предметы по нескольким свойствам;

- уметь решать задачи с помощью графов;

- уметь решать задачи комбинаторного типа.

2 год обучения

     Основы понятия информатики. Информация и ее свойства: смысл, описание, оценка. Роль человека в преобразовании и создании новой информации. Обработка, передача, хранение информации с помощью технических устройств. Виды информации: текст, число, изображение, звук. Способы организации информации: таблицы, схемы, каталоги и др.      Организация деятельности человека по преобразовании информации. Понятие об алгоритме. Свойства алгоритма. Исполнитель алгоритма. Команды. Предписания.      Примеры алгоритмов.     Первоначальные представления о компьютере, информационных и коммуникационных технологиях.


     Компьютер как исполнитель алгоритма. Основные устройства компьютера.      Организация информации в компьютере. Основные команды, понимаемые компьютером. Преобразование числовой, текстовой, графической и звуковой информации с помощью компьютера. Хранение информации с помощью компьютера. Передача информации с помощью компьютера. Компьютерные сети. Использование сетей для получения информации.
     Информация в жизни общества и человека.
     Понятие об информационной деятельности человека. Организация общественно-значимой информации. Нравственно-этические нормы работы с информацией. Понятие об информационной безопасности личности и государства.
Личностные, метапредметные и предметные задачи/результаты

Личностные результаты

К личностным результатам освоения информационных и коммуникационных технологий как инструмента в учёбе и повседневной жизни можно отнести:



  • критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;

  • уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;

  • осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;

  • начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.


Метапредметные результаты

    1. Технологический компонент

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;

  • формирование умений ставить цель – создание творческой работы, планировать достижение этой цели, создавать вспомогательные эскизы в процессе работы;

  • оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • поиск информации в индивидуальных информационных архивах учащегося, информационной среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов;

  • использование средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • создание гипермедиасообщений, включающих текст, набираемый на клавиатуре, цифровые данные, неподвижные и движущиеся, записанные и созданные изображения и звуки, ссылки между элементами сообщения;

  • подготовка выступления с аудиовизуальной поддержкой.

2. Логико-алгоритмический компонент

Регулятивные универсальные учебные действия:

планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;

поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.

Познавательные универсальные учебные действия:


  • моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

  • синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

  • выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

  • подведение под понятие;

  • установление причинно-следственных связей;

  • построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;

  • выслушивание собеседника и ведение диалога;

  • признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

Предметные результаты

1. Технологический компонент

Модуль «Знакомство с компьютером»

В результате изучения данного модуля учащиеся должны:



знать

как правильно и безопасно вести себя в компьютерном классе;

для чего нужны основные устройства компьютера;

уметь

пользоваться мышью и клавиатурой;

запускать компьютерные программы и завершать работу с ними.

Модуль «Создание рисунков»

В результате изучения данного модуля учащиеся должны уметь

выполнять основные операции при рисовании с помощью одной из компьютерных программ;

сохранять созданные рисунки и вносить в них изменения.

При выполнении проектных заданий школьники будут учиться придумывать рисунок, предназначенный для какой-либо цели, и создавать его при помощи компьютера.  

Модуль «Создание текстов»

В результате изучения данного модуля учащиеся должны уметь:



  • набирать текст на клавиатуре;

  • сохранять набранные тексты, открывать ранее сохранённые текстовые документы и редактировать их;

  • копировать, вставлять и удалять фрагменты текста;

  • устанавливать шрифт текста, цвет, размер и начертание букв.

При выполнении проектных заданий школьники будут учиться:

подбирать подходящее шрифтовое оформление для разных частей текстового документа;

составлять тексты, предназначенные для какой-либо цели, и создавать их при помощи компьютера, используя разное шрифтовое оформление.

Модуль «Создание печатных публикаций»

В результате изучения данного модуля учащиеся должны уметь:



  • вставлять изображения в печатную публикацию;

  • создавать схемы и включать их в печатную публикацию;

  • создавать таблицы и включать их в печатную публикацию.


Программное обеспечение учебного процесса

1. А .В. Горячев и др. «Информатика в играх и задачах» (I– IV кл.)

2. А. Л. Семёнов и др. «Информатика»
3. Н. В. Матвеева и др. «Информатика».
4. УМК «Мир информатики», под ред. проф. Могилёва.


    1. Программа объединения дополнительного образования

«Робототехника»
Программа «Робототехника» представляет уникальную возможность для детей младшего школьного возраста освоить основы робототехники, создав действующие модели роботов. 
Программа рассчитана на детей 9-10 лет. Срок реализации программы: один год.

Новый конструктор в линейке роботов LEGO, предназначен, в первую очередь, для детей младшего возраста. Работая индивидуально, парами или в командах, учащиеся любых возрастов могут учиться, создавая и программируя модели, проводя исследования, составляя отчёты и обсуждая идеи, возникающие во время работы с этими моделями.

Применение конструкторов LEGO в кружковой деятельности в школе, позволяет существенно повысить мотивацию учащихся, организовать их творческую и исследовательскую работу. А также позволяет школьникам в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развивать необходимые в дальнейшей жизни навыки.
Общая характеристика курса

Курс образовательной робототехники позволяет объединить занятия конструированием и программированием, что способствует развитию познавательных интересов, интегрированию знаний по информатике и физике с развитием инженерного мышления через техническое творчество. Курс рассчитан на учащихся проявляющих интерес к конструированию. На основе учебного конструктора Lego WeDo учащиеся изучают функциональность роботов, рассматривают работу сенсоров и двигателей, конструируют различные модели роботов и пишут программы для управления ими.

Целью использования «Робототехники» в системе дополнительного образования является овладение навыками начального технического конструирования, развитие мелкой моторики, координацию «глаз-рука», изучение понятий конструкций и ее основных свойствах (жесткости, прочности и устойчивости), навык взаимодействия в группе.

Программа разработана на основе разработок компании LEGO System A/S, Aastvej 1, DK- 7190 Billund, Дания; авторизованный перевод - Институт новых технологий г. Москва. (http://int-edu.ru).



Цели работы курса:

  1. Организация занятости школьников во внеурочное время.

  2. Всестороннее развитие личности учащегося:

  • Развитие навыков конструирования

  • Развитие логического мышления

  • Мотивация к изучению наук естественно – научного цикла: окружающего мира, краеведения, физики, информатики, математики.

  • Познакомить детей со способами взаимодействия при работе над совместным проектом в больших (5-6 человек) и малых (2-3 человека) группах

  • Развитие у детей интереса к техническому творчеству и обучение их конструирования через создание простейших моделей и управления готовыми моделями с помощью простейших компьютерных программ. Вырабатывается навык работы в группе.

Основными задачами занятий являются:

• обеспечивать комфортное самочувствие ребенка;

• развивать творческие способности и логическое мышление детей;

• развивать образное, техническое мышление и умение выразить свой замысел;

• развивать умения работать по предложенным инструкциям по сборке моделей;

• развивать умения творчески подходить к решению задачи;

• развивать умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.

В процессе решения практических задач и поиска оптимальных решений младшие школьники осваивают понятия баланса конструкции, ее оптимальной формы, прочности, устойчивости, жесткости и подвижности, а также передачи движения внутри конструкции. Изучая простые механизмы, дети учатся работать руками (развитие мелких и точных движений), развивают элементарное конструкторское мышление, фантазию.

Обучающая среда позволяет учащимся использовать и развивать навыки конкретного познания, строить новые знания на привычном фундаменте. В то же время новым для учащихся является работа над проектами. И хотя этапы работы над проектом отличаются от этапов, по которым идет работа над проектами в средней школе, но цели остаются теми же. В ходе работы над проектами дети начинают учиться работать с дополнительной литературой. Идет активная работа по обучению ребят анализу собранного материала и аргументации в правильности выбора данного материала. В ходе занятий повышается коммуникативная активность каждого ребенка, происходит развитие его творческих способностей. Повышается мотивация к учению. Занятия помогают в усвоении математических и логических задач, связанных с объемом и площадью, а так же в усвоении других математических знаний, так как для создания проектов требуется провести простейшие расчеты и сделать чертежи. У учащихся, занимающихся конструированием, улучшается память, появляются положительные сдвиги в улучшении почерка (так как работа с мелкими деталями конструктора положительно влияет на мелкую моторику), речь становится более логической.

Образовательная система предлагает такие методики и такие решения, которые помогают становиться творчески мыслящими, обучают работе в команде. Эта система предлагает детям проблемы, дает в руки инструменты, позволяющие им найти своё собственное решение. Благодаря этому учащиеся испытывают удовольствие подлинного достижения.



Категория слушателей, для которых предназначена программа

Настоящая программа учебного курса предназначена для учащихся 3-4 классов образовательных учреждений, которые впервые будут знакомиться с LEGO – технологиями. Занятия проводятся в группах (5-10человек) 1 раза в неделю по 80 минут.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка