Туристско-краеведческий вестник




Сторінка1/6
Дата конвертації17.04.2016
Розмір1.45 Mb.
  1   2   3   4   5   6
Республиканский центр туризма и краеведения учащейся молодежи



ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ВЕСТНИК
Выпуск № 23

Основан в 2003 году







Минск
2011


УДК 379.85+908 ББК 74.200.585.4

Т87
Туристско-краеведческий вестник. Сборник знакомит с различными аспектами деятельности Республиканского центра туризма и краеведе-ния учащейся молодежи (РЦТКУМ), нормативными положениями, опы-том и методикой работы с учащейся молодежью средствами туризма


  • краеведения.

Рекомендован для педагогов, руководителей кружков, работников ту-


ристско-краеведческого направления учреждений образования.

Республиканский центр туризма и краеведения учащейся молодежи


220131, Минск, ул.Лукьяновича, 18, тел. 262 72 16 http://rctkum.by; e-mail: belarusunitur@mail.ru
Республиканский центр туризма и краеведения учащейся молодежи

СОДЕРЖАНИЕ





МЕТОДИКА И ОПЫТ







К.Н. Базняк. Подготовка и организация обучения уча-




4

щихся в туристских кружках







А.Ф. Сущик, Е,Г. Пашкевич. Методические рекомендации




27

по оказанию первой доврачебной помощи при опасностях,







травмах и заболеваниях, обусловленных неправильными







действиями участников похода.







Л.Ф. Тажун. Любіць мінулае дзеля будучыні: метадычны




44

дапаможнік па краязнаўству







З.Д. Дубинецкая. Cистема организации краеведческой




51

работы в условиях школы агрогородка



















МЕТОДИКА И ОПЫТ


МЕТОДИКА И ОПЫТ

ПОДГОТОВКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В ТУРИСТСКИХ КРУЖКАХ


ВВЕДЕНИЕ Туризм стал у нас одной из самых доступных и эффективных форм
содержательного и оздоровляющего отдыха. Туристское путешествие, правильно подготовленное и хорошо проведенное, благотворно влияет на здоровье — развивает физически, укрепляет организм. Вместе с тем оно обогащает человека знаниями, вырабатывает чувство коллективизма, дисциплинированность, организованность, развивает волю, инициативу, стремление преодолевать трудности.
Всем этим и обусловлено крупное общественное значение, которое приобрел в наши дни туризм.
Чтобы развивать его, повышать его культуру, необходимо постоянно вести большую и многообразную работу. Надо умело пропагандировать этот вид активного отдыха, создавать туристские кружки, расширять сеть туристских баз, лагерей, регулярно проводить походы выходного дня, экс-курсии, путешествия, устраивать соревнования. Надо помочь туристам пу-тешествовать интересно, безопасно, с наибольшей пользой. Для этого ор-ганизуют разносторонние консультации, обмен опытом, тщательно прове-ряют подготовленность к путешествию, налаживают снабжение снаряже-нием и инвентарем, заботятся о выпуске разнообразной литературы, по-собий. Для туристской работы готовят квалифицированные кадры, в том числе общественные.
Для этого были разработаны методические материалы в помощь орга-низаторам туристской работы с учащейся молодёжью «Подготовка и орга-низация обучения учащихся в туристских кружках».
ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ
Вся подготовка туристского актива должна отвечать педагогическим

Подготовка и организация обучения учащихся в туристских кружках

требованиям, проходить в соответствии с едиными принципами обучения. Принципы эти таковы: систематичность и последовательность обучения; сознательность и активность усвоения знаний и умений; связь теории с практикой; доступность и наглядность обучения; прочность усвоения зна-ний и умений. Применяют обще методические принципы не изолирован-но один от другого, а в единстве, во взаимной связи. Например, доступ-ность и наглядность обучения помогают сознательному и прочному усво-ению знаний и умений, прочность усвоения тесно связана с применением всех других принципов обучения и т. д.


Руководителям кружков недостаточно лишь знать программный ма-териал, очень важно еще уметь доходчиво и с полезным результатом пе-редавать учащимся знания и умения, которые понадобятся им в предсто-ящей общественной деятельности. Для этого нужно иметь представление не только о видах учебной работы и методах обучения, но и о том, как они могут быть рационально использованы в практике подготовки акти-ва.
ФОРМЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Основная учебная работа на кружке ведется в виде лекций, бесед, групповых занятий, учебно-тренировочного похода. Очень важны также разнообразные задания, самостоятельно выполняемые кружковцами. Пре-небрежение любой из этих форм неблагоприятно сказывается на обуче-нии, делает его неполноценным, влечет за собой недостаточную подготов-ленность к практической работе.
Лекции, содержащие, как правило, основные сведения по темам учеб-ного плана, вводят учащихся в курс вопроса, дают направление для даль-нейшего, более детального ознакомления с темой на других занятиях, для практического применения полученных сведений. Читают лекции одно-временно для всего состава учащихся. Лекции должны быть простыми (по составлению не сложные на восприятие, т.к. учащиеся кружков разно-возрастные).
Беседы в зависимости от их назначения носят различный характер. Они могут быть вводными, заключающими, беседой-рассказом и т. п.
Вводные беседы, как правило, предваряют начало какой-либо работы.

4 5





МЕТОДИКА И ОПЫТ

Например:


а) на групповом занятии руководитель кружка раскрывает тему, цель и содержание данного занятия;
б) при сообщении задания на самостоятельную работу, когда разъясня-ют ее назначение и характер, дают советы о методах ее выполнения. Та-кую беседу проводят либо руководитель кружка, либо по его поручению один из кружковцев (который посещает кружок не первый год).
Заключающие беседы, как показывает название, проводят, подытожи-вая ту или иную значительную работу или часть ее. Они необходимы, в частности, после учебно-тренировочного похода, после завершения всей учебы. На беседах подводят итоги проделанного, анализируют результаты и дают рекомендации, вытекающие из этого анализа. Проводить такие бе-седы следует руководителю кружка или старосте кружка.
Беседу-рассказ проводят руководители в группах, когда есть необхо-димость изложить программный материал, который в лекциях не затро-нут или освещен в самом общем виде (в частности, так даются сведения о туристском снаряжении).
Беседы-обсуждения устраивают с целью использовать для обучения опыт и знания самих кружковцев (например, для ознакомления с практи-кой работы туристских кружков других школ, с опытом учебной работы, проведения сборов, соревнований).
Часто подобные беседы носят характер разбора, на котором при ак-тивном участии учащихся анализируется и оценивается выполнение раз-личных учебных заданий, рассматривается поведение группы или отдель-ных кружковцев и т. д. .
ГРУППОВЫЕ ЗАНЯТИЯ
проводит руководитель. Они могут проходить либо в помещении, либо на местности. В обоих случаях назначение их — углубить и закрепить зна-ния, полученные на занятиях; сообщить сведения, не вошедшие в лекци-онный материал или предваряющие практику; объяснить и показать прак-тические приемы (технические, методические); помочь приобрести неко-торые прикладные умения; проверить и оценить знания и умения слуша-телей.
Некоторые занятия можно проводить только на местности (например,

Подготовка и организация обучения учащихся в туристских кружках

для практики в преодолении водных преград, в передвижении по азиму-ту), другие — только в помещении (составление схемы маршрута, плана работы туристского кружка и т. п.). В то же время отдельные умения (де-лать перевязки, укладывать рюкзак и др.) возможно передавать и там, и тут; в этих случаях место занятий определяют применительно к условиям работы семинара.


Групповым занятиям на местности более, чем другим, присуща учебно-тренировочная направленность, особенно когда они проходят в походах с полевым ночлегом при полном снаряжении и с достаточной маршевой нагрузкой.
Учебно-тренировочный поход, включенный в план подготовки учащих-ся, предназначается для решения ряда практических задач. Здесь необхо-димо указать, что те же задачи, хотя и в меньшей мере, решаются в крат-ковременных (на два-три дня) учебно-тренировочных походах, которые обычно проводят в выходные и праздничные дни.
УЧЕБНЫЙ ПОХОД ВЫХОДНОГО ДНЯ.
Это очень полезная форма практики — организационной, методиче-ской и руководительской. В задание входят: полная подготовка к походу; проведение похода и краткий, отчет о нем. Желательно, кроме того, вклю-чать в задание еще один практически возможный пункт — беседу в пути о каком-либо достопримечательном месте маршрута.
При подготовке туристов - кружковцев, такие походы устраивают в ка-честве зачетных, обычно как поход-слет. Контроль учебной части в дан-ном случае состоит в том, чтобы проверить, как подготовились учащиеся к походу, как староста кружка руководит группой, которую привел к ме-сту общего сбора, а затем просмотреть его отчет.
УЧЕБНЫЕ ПЛАН И ПРОГРАММА
Вся учебная работа на кружке ведется в соответствии с учебным пла-ном и программой, утвержденными Центральным советом по туризму и экскурсиям для подготовки данной категории актива.
Учебный план содержит перечень тем занятий; кроме того, в нем ука-зано количество учебного времени, отводимого на все обучение и на каж-дую тему, с подразделением на часы лекционные (теоретические) и часы занятий (практические), проводимых в учебных группах. В программе сжа-

6 7





МЕТОДИКА И ОПЫТ

то изложено содержание всех тем учебного плана, то есть кратко перечис-лены учебные вопросы, определяющие круг знаний и умений, которые на-до дать слушателям по каждой теме.


И учебный план, и программа носят характер типовых. Поэтому в от-дельных случаях в них можно вносить некоторые изменения (сокращения или дополнения), с тем, чтобы больше приблизить обучение к местным условиям, к особенностям того или иного занятия, либо сбора.
Каждый учебный план сопровожден организационно-методическими указаниями. В них приведены требования к контингенту обучаемых, струк-тура занятий, предусмотрены основные положения, касающиеся организа-ции учебного процесса и завершения его, а также некоторые другие усло-вия подготовки данной категории актива. Эти указания обязательны для выполнения.
УЧЕБНОЕ РАСПИСАНИЕ
Успех обучения во многом зависит от четкого учебного расписания, устанавливающего порядок передачи знаний и умений. Хорошо проду-манное расписание занятий не только организует учебный процесс, дис-циплинируя обучающих, помогает строить обучение педагогически пра-вильно, соблюдая общеметодические принципы.
К учебному расписанию предъявляют такие требования: оно должно обеспечивать последовательное и систематизированное преподнесение материала учебной программы, рациональное распределение нагрузки, заблаговременную подготовку занятий, помогать наилучшему соединению теории и практики, приучать учащихся к твердому распорядку.
Составление расписания занятий — дело трудоемкое, требующее увяз-ки многих элементов. Надо стремиться правильно чередовать занятия те-оретические и практические, легкие и трудные, проходящие в помещении и на открытом воздухе, разумно спланировать смену нагрузок умствен-ных и физических, так распределить занятия во времени, чтобы у ребят не снижался, а возрастал интерес к учебе, чтобы последние часы учебно-го дня по возможности отводились под занятия, требующие меньшего на-пряжения.

Подготовка и организация обучения учащихся в туристских кружках

УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ




    • учебным пособиям относятся разнообразные наглядные пособия, ли-тература некоторых видов.

Наглядные пособия используются при обучении туристского актива, к сожалению, неза-

служенно мало. Чаще всего это объясняется тем, что не всегда знают, где




  • как их можно применить, не знают, что ряд пособий можно изготовить своими силами. Нередко просто недооценивается большая роль наглядно-сти в усвоении знаний и умений.




    • наглядным пособиям, которые могут быть полезны при обучении ту-ристского актива, следует отнести следующие:




  1. плакаты, таблицы, схемы, чертежи;




  1. карты;




  1. образцы, приборы, приспособления и инвентарь, макеты;




  1. фотоснимки, диапозитивы, фильмы;




  1. коллекции, гербарии;




  1. слайд – фильмы.

Плакаты. В большинстве случаев на них помещены одновременно ил-люстрации и пояснительный текст, но иногда они содержат лишь текст или иллюстрацию.


Имеются плакаты, пригодные для обучения кружковцев, в частности на темы: доврачебная медицинская помощь, топография и ориентирова-ние на местности, комплексы упражнений для физзарядки, правила обуче-ния вязки узлов и др.
Могут быть полезны и такие, например, плакаты: «Как подготовить пу-тешествие» (или поход выходного дня); «Родной край» (что надо знать о нем); «Туристские традиции»; «Туристские привалы и ночлеги»; «Техника передвижения в путешествии»; «Опасности путешествия и меры их предот-вращения»; «Узлы и их применение»; «Снаряжение туриста»; «Съедобные и ядовитые растения и грибы»; «Измерения на местности» и др.
Следует иметь в виду, что плакат предназначается не только для де-монстрации на занятии. Он должен быть доступен для ознакомления и в другое время, поэтому плакаты следует вывешивать на видных местах в помещениях, где происходят занятия.
С помощью таблиц слушателей можно знакомить, например, с норма-

8 9





МЕТОДИКА И ОПЫТ

тивами, определяющими категории сложности путешествий, с классифика-ционными нормативами по туризму.


Схемы позволяют ознакомить с различными организационными струк-турами (в частности, с организацией туризма в Беларуси, структурой ту-ристского кружка), с расположением экскурсионных объектов в крае.
Чертеж пригоден, к примеру, для того, чтобы объяснить способ изо-бражения рельефа горизонталями, показать варианты планировки лаге-ря и т. п.
Карты используют преимущественно при обучении топографии, при ознакомлении с туристскими возможностями родного края или всей стра-ны, при разработке схемы маршрута.
В виде образцов могут быть показаны предметы туристского снаряже-ния, содержимое походной аптечки, костровые приспособления, разноо-бразные приборы и простейшие приспособления, применяемые в крае-ведческой и иной общественно полезной работе, в частности для сбора, изучения и транспортировки образцов растительности, минералов и пр., для проведения метеорологических наблюдений, различных измерений на местности и т. д.
С помощью макетов можно демонстрировать приспособления для транспортировки заболевшего товарища, костра различного назначе-
ния со всевозможными приспособлениями для подвески посуды и сушки
одежды, примерную планировку и оборудование места полевого ночлега, различные формы рельефа и т. п.
Фотоснимки, диапозитивы, фильмы пригодны для ознакомления с род-ным краем и его туристскими возможностями, с техническими приемами передвижения в различных условиях и способами преодоления естествен-ных препятствий, с мерами безопасности, с общественно полезной рабо-той туристов, со слетами и соревнованиями туристов.
Коллекции и гербарии используют для демонстрации наиболее часто встречающихся в крае минералов, горных пород, растений, для показа археологических находок и т. п. Особенно полезны гербарии, показываю-щие съедобные и ядовитые растения и грибы, а также местные растения-компасы, растения-часы, растения-барометры.
Многие пособия можно сделать своими силами, используя простейшие материалы и инструменты. Изготовлять их следует с таким расчетом, что-бы использовать на занятиях.

Подготовка и организация обучения учащихся в туристских кружках



  • качестве примера можно назвать такие пособия-самоделки, как схе-мы и чертежи, названные выше. С помощью самодельного чертежа можно также объяснить, что такое «шутка левой ноги», показать варианты учеб-ных задач на движение по азимуту, объяснить, как сделать простейший фильтр для очистки мутной воды.

Приборы, приспособления. Здесь возможны, в частности, такие са-моделки, приборы для различных измерений на местности (в том числе дальномер, нивелир); приспособление, показывающее способ изображе-ния рельефа при помощи горизонталей, так называемая разъемная фа-нерная горка.




  • качестве образцов могут быть, например, изготовлены в миниатю-ре предметы туристского снаряжения — личного и группового (их мож-но смонтировать на стенде, с кратким пояснением назначения некоторых из них):

узлы, наиболее часто применяемые в туризме (их также монтиру-ют на стенде с кратким указанием назначения каждого);

комплект аптечки в походной сумке (его снабжают перечнем со-держащихся в аптечке медикаментов, принадлежностей с указанием, в ка-ких случаях их применяют).
Макеты. Все темы макетов, упомянутые выше, воспроизводимы соб-
ственными силами, притом целиком из подручных материалов. Как при-
мер можно привести хотя бы изготовление отдельных форм рельефа из пластилина.
ПОДГОТОВКА ЗАНЯТИЙ
Каждое занятие проводимое на местности или в помещении, необхо-димо подготовлять заранее. На учебной части лежит обязанность плани-ровать всю подготовку, распределять связанные с ней работы, руководить ею, постоянно ее контролировать.
Руководителю нужно основательно готовить занятие. Даже опытный руководитель (не говоря уже о человеке с небольшой практикой) должен при этом задаться минимум тремя вопросами, определяющими не толь-ко характер, объем и содержание подготовительной работы, но и ход са-мого занятия:
1. Какую цель преследует занятие.

10 11





МЕТОДИКА И ОПЫТ



    1. Какие знания или умения следует дать учащимся, то есть, что долж-но входить в содержание занятия, чем конкретно оно должно обогатить обучаемых.




    1. Как лучше всего достичь цели (иначе говоря, где, какими приемами,




  • помощью каких средств, в какой последовательности вести занятие).

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ


Учебные занятия могут иметь разные цели. В одних случаях на-до сообщить занимающимся некоторую сумму сведений, помочь соста-вить о чем-то ясное представление, дать установку и т. п.; такова цель, на-пример, лекций, ряда бесед. В других случаях нужно объяснить и пока-зать практические приемы, к примеру: как делать перевязки и наклады-вать жгут; отработать такие приемы; дать начальную практику в выполне-нии какой-то работы, например в составлении сметы похода или плана ра-боты туристского кружка. Можно ставить целью занятия лишь тренировку (допустим, в хождении по азимуту, в преодолении какого-то естественно-го препятствия), только проверку и оценку знаний и умений слушателей (например, на занятии «Топографический диктант») и т. д.
Устанавливать цель (как и продолжительность занятия), будь то лек-
ция, беседа, групповое занятие или задание на самостоятельную работу,
должна учебная часть. Иногда в условиях учебных выходов на местность или учебно-тренировочного похода эту задачу применительно к отдель-ным занятиям приходится решать руководителям кружков в зависимости от конкретной обстановки.
Естественно, во всех случаях цель занятия должна быть достижимой: ее нужно сообразовывать с уровнем подготовленности учащихся, имеющим-ся временем, с условиями, в которых будет проходить занятие, его мате-риальным обеспечением. Последние два обстоятельства во многом зави-сят от инициативы и энергии руководителей кружка при подборе посо-бий, снаряжения, при подготовке или выборе «рабочего места» (особенно это касается подбора местности, удовлетворяющей требованиям учебно-го процесса и безопасности).

Подготовка и организация обучения учащихся в туристских круж-

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ


Ответ на вопрос о том, что нужно дать кружковцам на предстоящем занятии, в общей форме содержит учебная программа. Однако приведен-ные там учебные вопросы чаще всего сформулированы так, что допуска-ют и узкое, и широкое их разъяснение.
На этом этапе подготовки занятия задача состоит в отборе материа-ла, который должен быть преподан учащимся. Руководствуются при этом правилом — дать в первую очередь то, что учащийся непременно должен знать и уметь для предстоящей ему деятельности, без чего ему нельзя или трудно обойтись. Каждое занятие строго ограничено во времени, поэтому ничем лишним загружать его не следует, важно обеспечить прочное усво-ение обязательного минимума.
Необходимо заботиться и о доступности материала, о том, чтобы со-держание занятия соответствовало уровню знаний учащихся, их опыту, общему развитию (здесь имеется в виду не форма подачи, а доступность преподносимых сведений).
При подборе материала основными источниками служат литература, конспекты, записные книжки, интернет - сайты.

РАБОЧЕЕ МЕСТО


Во всех случаях рабочее место должно соответствовать задаче заня-тия (то есть отвечать требованиям учебного процесса) и быть безопасным для занимающихся.
Место для занятий должно позволять разместить слушателей так, чтобы они хорошо слышали преподавателя и хорошо видели все, что он показы-вает. В то же время совершенно обязательно, чтобы вся аудитория нахо-дилась в поле зрения руководителя кружка. При занятиях в помещении, кроме того, необходимы условия, позволяющие учащимся вести записи.
Для учебных выходов на местность и занятий в учебно-тренировочном походе очень важно, чтобы они проходили в условиях, максимально при-ближенных к реальной походной обстановке. Поэтому места для таких за-нятий следует по возможности подбирать заранее (а если требуется, то и подготовлять их). Здесь нужны участок или участки местности, позволяю-

12 13





МЕТОДИКА И ОПЫТ

щие и показать, и отработать предусмотренные умения, притом в услови-ях полной безопасности. Например, занятия по преодолению водной пре-грады, и болота надо проводить там, где есть ручей, речка, канава, че-рез которые можно устроить учебную переправу, и заболоченный уча-сток. Если предстоит научить определять стороны горизонта и ориенти-роваться по местным предметам, на маршруте должны встречаться в до-статочном количестве объекты, которые могут служить ориентирами. Для занятий на такие темы, как «Движение по азимуту», «Движение на мест-ности по карте», нужна местность, имеющая закрытые участки и незнако-мая учащимся.


Обязательным надо считать и тщательный подбор мест для привалов. В учебных походах каждый привал, малый или большой, должен быть по-казательным и с этой точки зрения.
Значительно упрощает подбор места для учебных выходов на мест-ность картотека маршрутов таких выходов, в ней описания маршрутов размещают тематически, по признаку пригодности для определенных за-нятий. Эти описания должны давать ясное представление о характере маршрута. Подобные картотеки создаются в РЦДЮТ и Э Пинского райо-на д. Ставок.
БЕЗОПАСНОСТЬ ЗАНЯТИЙ
Полная безопасность занятий - обязательное правило организации уче-бы актива. Наибольшей заботы о безаварийности обучения требуют заня-тия, проводимые на местности. При выборе места для них, для привала или полевого ночлега необходимо помнить об опасности, которую могут представлять, например, болото, оползневый берег или край оврага, на-клонные или надломленные деревья и т. п. Следует избегать таких мест или принимать там соответствующие меры предосторожности.
К правилам безопасности при учебных выходах на местность относят-ся следующие обязанности руководителей: предварительно проверять исправность всего снаряжения, которое будет использовано на заняти-ях; при посадке в вагон поезда или автобус предупреждать водителя, что едет большой коллектив, а также о том, на какой остановке он будет вы-саживаться; делать расчет присутствующих перед выходом на маршрут, в разведку и по возвращении, перед купанием и после него; тщательно сле-

Подготовка и организация обучения учащихся в туристских кружках

дить за тем, чтобы все участники выполняли установленные правила дей-ствий на местности.


Хорошо всех учащихся кружка снабзить специальными памятками о безопасности при занятиях на местности. В памятках указывают не толь-ко общеизвестные правила, вроде обязанности сразу же докладывать ру-ководителю кружка о всякой замеченной опасности, о малейших потерто-стях, травмах, признаках заболевания, утомления. Там перечисляют опре-деленные, связанные с обеспечением безопасности запреты, например, носить без чехла колющие и режущие предметы (топор, пилу и пр.); стоять под деревьями при порубке сухих сучьев; разжигать костры огнеопасны-ми средствами (бензином, керосином и др.); оставлять горящий костер без присмотра; приводить на занятия посторонних; без разрешения инструк-тора купаться, устраивать переправы, покидать группу во время движения и уходить из лагеря; есть незнакомые ягоды и грибы и др.
Включают в памятку и другие необходимые при занятиях на местно-сти напоминания: каждый обязан выполнять все правила самостраховки и страховки; при передвижении почаще или через густой кустарник со-блюдать безопасный интервал, оберегать товарищей, идущих сзади, от ве-ток, предупреждать их о всяком участке пути, требующем осторожности; на привале ставить ведра с горячей пищей и кипятком только рядом с ко-
стром, либо в отведенном для этого месте и т. д.
Все это никак нельзя считать лишним: там, где речь идет о безопасно-сти, о здоровье людей, нет мелочей, которыми можно пренебречь.
Руководители обучения обязаны не только сами всегда заботиться о полнейшей безопасности занятий, но и воспитывать такое же отношение у обучаемых, настойчиво прививая им чувство ответственности за здоро-вье и жизнь товарищей. Для этого нужны и личный пример, и постоянные напоминания, особенно тем, кто еще не приучился к сдержанности, осто-рожности, кто еще «болен» лихачеством. Для кружковцев должно стать привычным самое серьезное внимание ко всему, что связано с безопас-ностью, и не только на занятиях, а и во всех проводимых ими походах вы-ходного дня и путешествиях.

14 15





МЕТОДИКА И ОПЫТ

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ


В подготовке туристского актива применять разнообразные методы обучения, в которых участвуют в различных сочетаниях и слово, и пред-метная наглядность, и действия самих обучаемых.
На лекционных занятиях и беседах основным методом служит словес-ное изложение материала темы; его нередко сопровождают демонстраци-ей наглядных пособий. Иногда при этом, чтобы полнее раскрыть отдельные положения или оживить рассказ можно посмотреть кинозарисовки, слайд-фильмы и т.д.
Главное место в работе руководителя занимают практические занятия, на которых передают и закрепляют туристские умения. Здесь чаще всего ис-пользуют такие методы обучения:


  1. словесное изложение материала (преимущественно - это объясне-ние темы, цели занятия, значения и сущности изучаемых умений, необхо-димого порядка действий, а также последующий анализ и оценка действий слушателей);




  1. показ приемов, составляющих осваиваемое умение;




  1. начальная отработка этих приемов;




  1. упражнения для закрепления умения (тренировка).

Однако зачастую эти методы используются лишь в их пассивной фор-


ме, с весьма ограниченным привлечением учащихся; например, объясня-ет и показывает приемы только руководитель, кружковцы же почти не при-нимают участия в разучивании приемов. Между тем эти методы могут быть применены в различных вариантах, позволяющих активизировать и разно-образить обучение.
На первой стадии практического занятия обычно сначала поясняют тему, цель занятия, значение изучаемого умения, рассказывают о порядке прове-дения занятия. Это делает руководитель кружка, ему может помогать и ста-раста группы.
Затем объясняют, какие действия (приемы) составляют изучаемое уме-ние, и показывают их. Здесь возможны, например, такие варианты: сначала объяснить приемы, затем их показать или наоборот; ограничиться показом либо объяснением; одновременно показывать и пояснять действия.
Объяснение может быть только словесным или сопровождаться демон-страцией пособий (скажем, плаката, на котором изображены места останов-

Подготовка и организация обучения учащихся в туристских кружках

ки кровотечения, приемы наложения повязок и жгута, правила вязки узлов и т.д.).


Руководитель кружка объясняет все приёмы или привлекает к объясне-нию учащихся. Во втором случае это делают при помощи наводящих вопро-сов: «Почему надо делать так?», «Всегда ли следует делать так?» и т. п. Объ-яснение может быть полностью или частично возложено на кружковца, ко-торый предварительно был подготовлен к этому или до того знал матери-ал. Можно поручить это и нескольким учащимся, распределив между ними материал (допустим, один поясняет, как действовать при наложении повяз-ки, другой — при наложении жгута).
Приемы могут быть показаны либо в натуре (в действии), либо при по-мощи наглядного пособия: схемы, чертежа, слайд - фильма и др. Можно применять эти способы вместе.
Руководитель сам показывает все необходимые действия, прибегая в нужных случаях к помощи учащихся (например, при установке палатки, при устройстве перил для переправы по клади). Можно поручать демонстриро-вать приемы и учащимся, но лишь тем, кого руководитель заранее подгото-вил к этому или предварительно проверил на показ нужных приемов.
Учить можно и на ошибках, а также показом заведомо неправильных действий. Делают это или для того, чтобы подчеркнуть характерные ошиб-

ки и тем самым предостеречь от их повторения, или с целью нагляднее рас-


крыть сущность верного приема. Такое обучение — «от противного» — не-пременно сопровождают четким объяснением и показом правильных дей-ствий. Оно неприменимо к умениям, требующим соблюдения особой осто-рожности, скажем, к переправам через водные преграды, но вполне при-годно, чтобы учить, например, укладке рюкзака, выбору места для привала, разжиганию костра, наложению повязок, проведению занятия и т. д.
Часто повод для обучения «от противного» дают сами учащиеся, осо-бенно на первых порах, когда они еще либо не знают, как действовать пра-вильно, либо слабо осведомлены об этом. Руководитель кружка никогда не упускает возможности привлечь внимание к неправильным действиям и по-мочь разобраться в ошибке. Однако такой способ обучения нередко может быть применен и преднамеренно.
Например, до того как объяснены соответствующие правила, одному-двум учащимся поручают самостоятельно в присутствии всей группы на-ложить повязку или уложить рюкзак, затем совместно разбирают все допу-

16 17





МЕТОДИКА И ОПЫТ

щенные при этом неправильности. Как вывод из этого разбора руководи-тель излагает необходимые правила, после чего тем же учащимся дают воз-можность сделать все правильно.


Показывать неправильные приемы и затем объяснять их ошибочность может и сам руководитель. При этом непременно следует привлекать уча-щихся к выяснению ошибок и к оценке приемов.
В различных вариантах может проходить и следующая стадия практиче-ского занятия — когда учащиеся отрабатывают показанные им приемы, то есть приобретают начальные умения. Тут могут быть использованы, напри-мер, такие варианты.
Упражнение разучивается учащимися либо одновременно (в составе группы или звеньями по два, три, четыре человека), либо поочередно (зве-ньями или одиночно). Поочередная отработка может происходить потоком, то есть исполнители приступают к упражнению один за другим без переры-ва, как только предыдущий ученик (или звено) закончит выполнение при-емов; можно проводить упражнение и с небольшими интервалами между двумя либо несколькими исполнителями.
При одновременном разучивании упражнения правильность его выпол-нения могут проверять руководитель кружка или староста кружка. Однако, лучше привлекать к этому и наиболее подготовленных «юных туристов», тогда охват контролем будет более полный.
При поочередной отработке приемов руководителю и старосте группы легче контролировать каждого исполнителя. Но и тут, когда на глазах всей группы действует только один учащийся или одно звено, следует поручать остальным следить за правильностью выполнения упражнений и сообщать свои замечания. Эти замечания он использует при последующем разборе и оценке действий исполнителей.
Чтобы учащиеся лучше понимали сущность того или, иного приема, по-лезно требовать от отдельных исполнителей не просто его выполнения, но и объяснения (например, при отработке приемов остановки кровотечения, наложения жгута, повязок).
Закрепление практических умений происходит преимущественно не на специальных занятиях, а в учебных выходах на местность, в учебно-тренировочном походе (попутно при движений по маршруту, на привалах). Следует рекомендовать детям чаще использовать для этого и обычные по-ходы выходного дня.

Подготовка и организация обучения учащихся в туристских кружках

Тренировка может состоять в многократном простом повторении определенного упражнения (или комплекса их) либо в повторении это-го упражнения (или упражнений) в других условиях, в частности в услож-ненных. Последнее осуществляется главным образом в процессе учебно-тренировочного похода.


Для закрепления знаний и умений в некоторых случаях пригодны так-же соревнование и игра. Соревноваться группы или звенья могут, в част-ности, в таких умениях, как укладка рюкзака, установка палатки, оборудо-вание лагеря, разжигание костра, уборка места привала, разработка марш-рута (конкурс), вязка узлов, устройство носилок, клади, транспортировка заболевшего, чтение карты, ориентирование на местности, движение по азимуту, глазомерной определение расстояний. Однако при этом нель-зя упускать из виду, что фактор времени имеет на учебных соревновани-ях лишь второстепенное значение, главное на них — правильность дей-ствий кружковцев.
Игровой метод применим, например, при обучении ориентированию. Здесь могут быть использованы: для лучшего усвоения условных знаков
— топографическое лото, для практики в отыскании на карте нужных то-чек —«стрельба по цели» (найти точку по заданным координатам за на-значенное время). Занимательную форму занятия используют для провер-ки наблюдательности.
Использовать обмен опытом с целью обучения можно в разной фор-ме. Следует только указать, что во всех случаях он должен быть целевым, но не беспорядочным.
Как метод обучения может быть рекомендована также учебная экскур-сия (к примеру, в кружок туристов, где хорошо поставлена работа, в кра-еведческий музей). Важно, чтобы тематически она была увязана с про-граммным материалом, и чтобы учащиеся знали, на что в ходе экскурсии следует обратить главное внимание. Обыкновенно экскурсии проводят во внеучебные часы.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ЗАНЯТИЮ
Все элементы подготовки отдельного занятия находят отражение в спе-циальном документе — методических указаниях о проведении занятия (в обиходе их нередко называют сокращенно «методичками»). Это своего

18 19





МЕТОДИКА И ОПЫТ

рода план, направляющий действия руководителя в ходе занятия, помога-ющий обеспечить методическое единство обучения и передать знания и умения в одинаковом объеме учащимся.


Методические указания побуждают строить занятие продуманно, по-могают расширять арсенал применяемых приемов обучения, активизиро-вать участие учащихся, делать занятия разнообразными и интересными.
Пользуясь такими указаниями, руководитель кружка действует уверен-нее, так как они дают ему возможность провести все занятие организован-но, четко, в хорошем темпе. Такая уверенность особенно нужна начинаю-щим, малоопытным руководителям кружков.
Отсутствие методических рекомендаций к занятиям крайне отрица-тельно сказывается на качестве обучения. Без них учебный процесс идет во многом самотеком.
Методические рекомендации нужны ко всем видам учебной работы — будь то практическое занятие (групповое), лекция, учебно-тренировочный поход либо иной элемент процесса обучения.
Ни форма, ни объем этих рекомендаций не регламентируются. Их мож-но излагать и текстом, и в виде таблицы, сжато или подробно, однако сле-дует все же придерживаться какого-то порядка, который предопределял бы их структуру и тем самым упорядочивал их разработку.
Составлять методические указания можно по такой примерной схеме:


  1. Тема занятия (ее обычно называют в заголовке указаний).




  1. Цель занятия.




  1. Место и длительность занятия.




  1. Содержание занятия.




  1. Ход занятия (указания о приемах обучения, последовательности их применения, примерный расчет времени).

  2. Материальное обеспечение (необходимые для занятий пособия, инвентарь).

  3. Литература (рекомендуемая учащимся или использованная в ходе подготовки к занятию либо та и другая).

При необходимости схему дополняют, включая, например, пункт о под-готовке к занятию (в том числе советы о том, как должно быть оборудова-но место его проведения, какие требуются там меры безопасности).

Подготовка и организация обучения учащихся в туристских кружках

ЛИЧНАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ КРУЖКА


Как бы хорошо ни были выполнены все предварительные работы, свя-занные с организацией учебного процесса, это еще не гарантирует успеш-ного проведения занятий в кружке — оно в очень большой степени зави-сит от личной подготовленности учителя. Даже самые полные методиче-ские рекомендации не помогут правильно и четко показать технические приемы, если сам руководитель не имеет достаточного опыта или пред-варительно не подготовился к их демонстрации. То же самое можно ска-зать и применительно к лекции, беседе, объяснению, разбору: к примеру, объяснение, сделанное экспромтом, может оказаться таким нечетким, ту-манным, что лишь запутает детей или создаст у них ошибочные представ-ления.
Руководитель кружка непременно должен заранее готовиться к каждо-му занятию: отрабатывать (один или вместе со старостой кружка) все, что ему предстоит демонстрировать; подбирать примеры, факты, которые мо-гут понадобиться для иллюстрации или доказательства; продумывать пред-стоящие ему рассказ или объяснение, а также вопросы или задачи, кото-рые он будет ставить перед детьми; намечать, кого из детей и к чему сле-дует привлечь, кого и в чем проверить, кому и какие дать советы и т. д.
Большое значение имеет речевая подготовленность руководителя, так
как в обучении роль слова очень велика. Чтобы материал, сообщаемый на занятиях, был верно понят и усвоен, излагать его нужно правильным язы-ком, подбирая необходимые слова и выражения.
Довольно часто слабым местом в работе является объяснение задачи, приема, порядка действий, ошибок, допущенных при упражнениях и т. п. Причина этого, помимо недостаточной продуманности, — небрежность языковой формы изложения, речевая неправильность, бедность словаря. Мысль же, выраженная неточно, неряшливо, воспринимается искаженно, не так, как нужно, или остается непонятой. Это может повлечь за собой (и нередко влечет) ошибки учащихся в практических действиях или приоб-ретение ими неверных навыков.
Нужно работать над своим языком, обогащать словарный запас, изго-нять из своего словаря шаблонные выражения, нелепые, вульгарные сло-вечки, избавляться от слов-паразитов, проверять, правильно ли произно-сишь слова.

20 21





МЕТОДИКА И ОПЫТ

Руководителю кружка необходимо иметь собственное туристское сна-ряжение — не только одежду, обувь, рюкзак, но и компас, топорик, не-большой ремонтный набор, карманный фонарик, небольшую походную медицинскую аптечку.


Все предметы своего снаряжения он всегда должен держать в полном порядке, показывая пример и в этом отношении.
Хорошо, когда руководитель имеет собственную библиотечку, подби-рая в нее туристскую, краеведческую, справочную литературу, пособия, конспекты и т.д. Это намного облегчает подготовку к занятиям, позволяет делать их более насыщенными и интересными.
УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПОХОД
Учебно-тренировочный поход рассматривается как непременный эле-мент подготовки учащихся кружка к путешествиям. Без такого похода ее нельзя считать полноценной.
Проводят его с целью прежде всего учебной — дать технические и ме-тодические умения, которые трудно приобрести в обстановке обычных учебных выходов на местность. Он служит также для тренировки в турист-ских умениях, для повышения физической подготовленности и туристской
квалификации обучаемых.
Особенно важно, что в условиях такого похода создается возможность дать практику, помочь развитию самостоятельности, инициативы, привить навыки жизни и работы в коллективе. Использование этих возможностей во многом зависит от того, насколько продуманно и тщательно подготов-лен поход.
Следует подчеркнуть, что учебная направленность такого похода резко отличает его от обычного путешествия. Различны их цели и содержание, объем и характер приобретаемых умений и опыта, режим походной жиз-ни, график движения. Если в первом случае обязательно должна быть соз-дана рабочая обстановка и господствовать стиль деловитости, то во вто-ром чаще всего главенствует атмосфера отдыха. Утрата учебной направ-ленности превращает учебно-тренировочный поход в лучшем случае в заурядное самодеятельное путешествие. Подобное превращение наносит немалый ущерб не только материальный (из-за неоправданной затраты средств, предназначенных для подготовки актива), но и моральный (соз-

Подготовка и организация обучения учащихся в туристских кружках

давая у обучаемых представление о допустимости подмены общественных интересов личными).


Подготовка к учебно-тренировочному походу начинается еще одновре-менно с составлением расписания занятий определяют длительность по-хода и его учебное содержание.
При разработке плана похода необходимо вооружить учащихся знани-ями и умениями, которые им там понадобятся. Кроме того, без конкрети-зации учебного содержания похода нельзя приступать к выбору района для него и к разработке маршрута.
В программу похода обычно включают:
а) передачу новых умений и тренировку в тех, которые будут показа-ны детям до похода или были освоены ими раньше; касается это, в пер-вую очередь, таких тем, как ориентирование на местности, техника и так-тика передвижения, безопасность путешествия, доврачебная медицинская помощь, организация походного быта, наблюдения в ходе путешествия;
б) практику в проведении учебных занятий и в руководстве туристской группой (сменное дежурствов группе);
в) ряд бесед, либо заменяющих лекции, либо освещающих отдельные вопросы лекционного материала (походная обстановка не всегда подхо-дит для теоретических занятий);
г) регулярные разборы того, как прошел день, как преодолевались
естественные препятствия; утренние пятиминутки для объявления задач очередного дня; ежедневную физзарядку.
Следует предусматривать, кроме того, посещение какого-либо интерес-ного экскурсионного объекта, регулярные политинформации и организа-цию досуга (его надо стараться организовать так, чтобы дети получали на-глядное представление о разнообразных формах туристского досуга).
Желательно включать в программу похода и выполнение какой-либо посильной общественно полезной работы.
Сообразно учебному содержанию выбирают район проведения учебно-тренировочного похода и разрабатывают его маршрут.
Требования к маршруту учебно-тренировочных походов изложены в организационно-методических указаниях к учебным планам. При этом сле-дует учитывать, что протяженность маршрута не во всех случаях обяза-тельно увязывать с аналогичным показателем путешествия нужной катего-рии сложности: главное в таком походе — выполнение учебных заданий.

22 23





МЕТОДИКА И ОПЫТ

Протяженность маршрута учебно-тренировочного похода может быть не-сколько уменьшена за счет технически несложных участков пути, но при непременном сохранении на маршруте тех естественных препятствий, ко-торые соответствуют намеченной категории сложности путешествия и не-обходимы для учебной практики.


При разработке маршрута похода следует продумать, как целесообраз-нее проходить его с точки зрения учебной. Каждый вариант имеет свои достоинства и недостатки, связанные с особенностями вида туризма, ха-рактером местности и уровнем физического развития детей. Однако во всех случаях надо стремиться к тому, чтобы каждый ребёнок получил на походе практику в руководстве группой, возможность отрабатывать все умения, намеченные программой похода, и чтобы был обеспечен одина-ково высокий уровень обучения.
График движения надо планировать так, чтобы в походе было доста-точное количество дневок — это необходимо для успешной реализации учебных задач. Во время движения по маршруту очень трудно проводить занятия ежедневно. Вести их утром можно лишь за счет сокращения пред-стоящего участка пути, а это не всегда возможно по обстановке. Вечерние же занятия в условиях похода обычно малопродуктивны. Поэтому значи-тельную часть учебного времени нужно переносить на дневки. Сообраз-
но с этим следует составлять и учебное расписание. В нем в соответствии
с намеченным графиком движения предусматривают, помимо занятий на дневках, занятия в местах преодоления естественных препятствий, еже-дневные разборы сегодняшних дежурств и занятий.
Маршрут и план проведения похода (его программа, график движения, контрольные сроки) должны быть утверждены директор учреждения об-разования. К подготовке похода необходимо привлекатьучащихся, круж-ковцев и учителей - предметников, это дает им хорошую практику.
Кружковцам можно поручать разработать маршрут или его варианты (иногда для этого устраивают конкурс), составить смету, списки снаряже-ния, меню питания, набор продуктов, программу общественно полезной работы в походе, продумать организацию досуга и т. д. В одних случаях эти задания могут распределяют по группам.
Напомним, что еще до выхода в учебно-тренировочный поход надо подготовить методические пособия для него (тезисы или конспекты бесед, указания к практическим занятиям) — в походной обстановке не удается

Подготовка и организация обучения учащихся в туристских кружках

сделать это достаточно доброкачественно.


Учебно-тренировочный поход дает возможность проводить обучение


  • тренировки в реальной обстановке путешествия. Учеба в таком походе происходит поэтому не только на специально устраиваемых занятиях, но




  • в ходе передвижения по маршруту, и в процессе походной жизни. Эффективность и обучения, и тренировок существенно повышается,

когда их проводят для решения каких-то конкретных задач. Можно приве-сти хотя бы такие примеры: дети лучше усвоят приемы передвижения че-рез болото, если увидят и затем применят эти приемы, когда им придется проходить через встретившуюся на пути заболоченную местность; трени-ровка в движении по азимуту окажется более эффективной, если упраж-няться в нем на всем протяжении маршрута, а не только на специально выбранных для этого участках местности.


Любое значительное препятствие на маршруте (естественное или ис-кусственное) может и должно быть использовано с учебной целью. Можно рекомендовать, например, такой порядок прохождения подобных участ-ков: просмотр препятствия, индивидуальная зарисовка его (если она це-лесообразна с учебной точки зрения), разработка каждым ребёнком свое-го варианта линии движения (способов преодоления), обсуждение вариан-тов, выбор наиболее оптимальных из них, прохождение препятствия, раз-
бор. В этом случае обеспечивается более сознательное усвоение основ
тактики и техники путешествия.
Надо подсказать руководителям групп и другие возможности исполь-зовать походные условия для организации учебы. Заслуживает внимания, в частности, такое правило: в походе каждый ребёнок должен научиться делать то, что он пока не умеет делать. Хорошую практику дает также еже-дневное составление прогнозов погоды по местным признакам, проверка их правильности и выяснение причин ошибок. Вообще многое в походной жизни может быть использовано как учебный материал. Например, мож-но ежедневно сообщать фактический расход продуктов (это должен де-лать дежурный повар), тогда ребята на конкретных примерах быстрее на-учатся экономно готовить походные завтраки, обеды, ужины; опытный ру-ководитель не упускает случая привлечь внимание всей группы к тому, ка-кой темп движения задает направляющий, как он выдерживает ритм дви-жения, правильно ли ведет по маршруту; каждую разведку пути можно ис-пользовать для проверки и закрепления наблюдательности.

24 25





МЕТОДИКА И ОПЫТ

Учебно-тренировочный поход требует от руководителя группы ини-циативы и оперативности больше, чем занятия в стационарных условиях. От его умения примениться к обстановке во многом зависит выполнение учебной программы похода. В этих условиях может пригодиться такой об-щий совет: не упускать возможности учить там, где для этого есть подхо-дящая обстановка, не ждать, когда на пути окажется место, идеально при-годное для занятия на запланированную тему. Даже малые привалы могут быть использованы, например, для тренировки в определении сторон го-ризонта по местным предметам, для показа и объяснения отдельных спо-собов определения расстояний, ширины и высоты, для отработки прие-мов вязания узлов и т. п.


Забота о безопасности на занятиях, при движении по маршруту, на привале должна постоянно привлекать внимание руководителей похода. Целесообразно в каждом учебно-тренировочном походе создавать спаса-тельный отряд с фондом спасательного снаряжения, выделять инструкто-ра, ответственного за безопасность («начспаса»). Весь учебный процесс в условиях похода должен строиться так, чтобы у учащихся воспитывалось твердое убеждение в строгой обязательности всех правил безопасности. Каждый выход на практические занятия (или в разведку) нужно фиксиро-вать в журнале дежурного и указывать контрольный срок возвращения. Любые нарушения правил безопасности должны становиться предметом показательного обсуждения.
Следует отметить, что в учебно-тренировочном походе роль ин-структорского совета значительно возрастает. В условиях такого похо-да этот совет должен систематически и в деталях обсуждать всю учебно-воспитательную работу, проводимую в походе, оперативно выявлять при-чины всех неполадок (в том числе потерь времени) и предлагать конкрет-ные меры их устранения.

К. Р. Базняк, Руководитель туристского кружка «Юный турист» от РЦДЮТ и Э д.Хойно, Пинский район



Методические рекомендации по оказанию первой доврачебной помощи


Методические рекомендации По оказанию первой доврачебной помощи
при опасностях, травмах и заболеваниях, обусловленных неправильными действиями участников похода.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Данная методичка рекомендуется руководителям кружков, преподава-телям учебных заведений и даёт возможность ознакомится с организаци-ей медицинской подготовки перед проведением туристских походов и со-ревнований. Ею можно воспользоваться при оказании первой доврачеб-ной помощи на маршруте.
  1   2   3   4   5   6


База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка