Учебная программа по дисциплине «Педиатрия (в том числе неонатология)» включает новейшие научные данные по патогенезу, классификации некоторых нозологических форм, методам диагностики и современным методам лечения




Скачати 373.73 Kb.
Сторінка1/3
Дата конвертації19.04.2016
Розмір373.73 Kb.
  1   2   3





СоставителИ:

Т.Н.Войтович, заведующий 2-ой кафедрой детских болезней учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук, профессор;

А.В.Сукало, заведующий 1-ой кафедрой детских болезней учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук, профессор;

Л.В.Грак, доцент 2-ой кафедры детских болезней учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент;

О.В.Некрасова, главный педиатр Комитета по здравоохранению Минского городского исполнительного комитета

Рецензенты:

Кафедра педиатрии государственного учреждения образования «Белорусская медицинская академия последипломного образования;

Е.Г.Неверо, главный педиатр Министерства здравоохранения Республики Беларусь

Рекомендована к утверждению в качестве учебной:

2-й кафедрой детских болезней учреждения образования («Белорусский государственный медицинский университет»)

(протокол № 15 от «21» марта 2013 г.);

Научно-методическим советом учреждения образования («Белорусский государственный медицинский университет»)

(протокол № 8 от «17» апреля 2013 г.);

Научно-методическим советом по специальности 1-79 01 02 «Педиатрия» учебно-методического объединения по медицинскому образованию

(протокол № 2 от «24» апреля 2013г.)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Педиатрия - учебная дисциплина, содержащая систематизированные научные знания об анатомо-физиологических и функциональных особенностях растущего организма, течении различных заболеваний у детей, методах их диагностики, лечения и профилактики.

Актуальность учебной программы дисциплины состоит в том, что учебная программа по дисциплине «Педиатрия (в том числе неонатология)» включает новейшие научные данные по патогенезу, классификации некоторых нозологических форм, методам диагностики и современным методам лечения.

Целью преподавания и изучения дисциплины «Педиатрия (в том числе неонатология)» состоит в формировании у студентов основ клинического мышления, медицинской этики и деонтологии, современных взглядов на возникновение и развитие патологических и патофизиологических особенностей, клиническую картину основных заболеваний у детей и подростков; профессиональных навыков обследования пациента, диагностики, лечения и профилактики.

Задачи изучения дисциплины состоят в приобретении студентами академической компетенции, основу которой составляет способность к самостоятельному поиску учебно-информационных ресурсов, овладению методами приобретения и осмысления знания:


  • типичных проявлений наиболее часто встречающихся заболеваний у детей и подростков;

  • причин, патогенеза, клинических проявлений и принципов терапии основных, наиболее часто встречающихся заболеваний у детей и подростков в классическом варианте;

  • основ диспансеризации здоровых детей и детей, имеющих отклонения в здоровье, а также подростков;

  • основ профилактических мероприятий по изучаемым нозологическим единицам.

Задачи преподавания дисциплины «Педиатрия (в том числе неонатология)» состоят в формировании социально-личностной и профессиональной компетенции, основа которой заключается в знании и применении:

  • теоретических и практических вопросов педиатрии, способствующих формированию клинического мышления при соблюдении норм медицинской этики и деонтологии;

  • методов оценки и сохранения состояния здоровья ребенка;

  • методов обследования детей и подростков для получения объективных данных и дальнейшей их интерпретации;

  • принципов лечения и профилактики наиболее часто встречающихся заболеваний у детей и подростков;

  • принципов организации оказания неотложной медицинской помощи при критических состояниях в педиатрии.

Специфика подготовки врачей-анестезиологов-реаниматологов определяет необходимость целенаправленного изучения студентами патофизиологических и патохимических основ нарушений регуляции дыхания, гемодинамики и метаболизма, методов их коррекции, теоретических и практических основ инфузионных программ лечения, парентерального питания.



Преподавание и успешное изучение дисциплины «Педиатрия (в том числе неонатология)» осуществляется на базе приобретенных студентами знаний и умений по разделам следующих дисциплин:

Медицинская и биологическая физика. Медицинские приборы и аппаратура, используемые в педиатрии.

Медицинская биология и общая генетика. Биологические основы жизнедеятельности человека. Наследственность и изменчивость. Человек и биосфера. Биологические аспекты экологии человека.

Биологическая химия. Строение, функции и обмен аминокислот, нуклеиновых кислот, белков, углеводов, липидов. Биосинтез нуклеиновых кислот и белков. Энергетический обмен в клетке. Клеточные мембраны. Пассивный и активный транспорт веществ через мембранные структуры клеток. Основы молекулярной генетики.

Анатомия человека. Строение тела человека, его систем, органов, тканей. Половые и возрастные особенности детского организма.

Гистология, цитология, эмбриология. Кровь и лимфа. Соединительная ткань. Эпителиальные ткани. Органы кроветворения и иммунной защиты (центральные и периферические), строение, иммуногенез. Морфологические основы иммунных реакций.

Нормальная физиология. Физиологические основы жизнедеятельности клеток, органов, тканей и целостного организма в условиях его взаимодействия со средой существования. Физиологические функции организма на различных уровнях организации, механизмы их регуляции и саморегуляции. Основные показатели, характеризующие нормальное состояние физиологических функций организма и его систем. Физиологические основы здорового образа жизни.

Патологическая анатомия. Воспаление: понятие, биологическая сущность, этиология и патогенез, морфология, классификация (банальное воспаление, специфическое воспаление). Иммунологические процессы: морфология иммуногенеза, местные аллергические реакции, аутоиммунные болезни. Морфология ряда болезней инфекционного и аллергического происхождения.

Патологическая физиология. Учение о патогенезе. Болезнетворное воздействие факторов внешней среды (биологические факторы – вирусы, бактерии, простейшие). Роль реактивности организма в патологии. Аллергическая реактивность организма. Патологическая физиология инфекционного процесса.

Гигиена детей и подростков. Физическое развитие ребенка, режимы дошкольника и школьника, питание детей разного возраста.

Эпидемиология и военная эпидемиология. Заболеваемость населения неинфекционными и инфекционными болезнями, влияние факторов риска. Основы анализа заболеваемости. Понятие об эпидемиологическом процессе.

Фармакология. Принципы фармакодинамики и фармакокинетики лекарственных средств. Факторы, определяющие терапевтическую эффективность, побочное действие, аллергенность и токсичность лекарственных средств.

Пропедевтика детских болезней. Возрастные, клинические анатомо-физиологические особенности органов и систем организма. Семиотика и синдромы основных поражений органов и систем у детей. Основы рационального вскармливания детей первого года жизни и питание детей различных возрастных групп. Методика обследования здорового ребенка и ребенка, имеющего отклонения в здоровье, различных возрастных групп.

Структура учебной программы дисциплины «Педиатрия (в том числе неонатология)» включает 7 разделов.



Требования к подготовке студента по окончании изучения дисциплины

Студент должен знать:



  • международную классификацию болезней (МКБ);

  • структуру заболеваемости детского населения по возрастным группам в Республике Беларусь;

  • особенности течения раннего неонатального периода;

  • этиологию, классификацию, патогенез, клиническую картину, методы диагностики и дифференциальной диагностики, профилактики и лечения наиболее частых заболеваний у детей и подростков;

  • методы поддержания нарушенных и замещения утраченных функций органов и функциональных систем организма при патологических процессах;

  • установленные объемы обследования детей, имеющих отклонения в здоровье, на этапах медицинской помощи;

  • методы экстренной помощи и врачебной тактики при критическом состоянии пациента;

  • методы лечения отравлений лекарственными и токсическими веществами.

Студент должен уметь:

  • применять навыки коммуникативного общения со здоровыми детьми младшего и старшего возраста, а также с детьми, имеющими отклонения в здоровье, их родителями и родственниками с соблюдением деонтологических и этических норм;

  • проводить диагностику пограничных состояний, заболеваний и угрожающих жизни состояний у детей и подростков;

  • ставить предварительный диагноз и проводить дифференциальную диагностику;

  • обосновывать заключительный диагноз, выявлять сопутствующие заболевания, определять осложнения;

  • составлять план лечения и профилактики наиболее часто встречающихся заболеваний и неотложных состояний у детей и подростков.

Студент должен владеть навыками оказания неотложной медицинской помощи при следующих состояниях у детей и подростков:

острая дыхательная недостаточность, остановка дыхания;

приступ бронхиальной астмы, астматический статус;

острая сосудистая недостаточность (обморок, коллапс);

острая сердечная недостаточность, нарушения ритма сердца, одышечно-цианотический приступ;

энцефалитические реакции (отек-набухание головного мозга, судорожный синдром);

гипертермический синдром (красная, белая, злокачественная гипертермия);

диабетические комы.

Характеристика используемых методов обучения. При организации обучения используются традиционные методы преподавания дисциплины - практические занятия.

Обучение организуется с использованием традиционных и современных учебно-информационных ресурсов (компьютерных презентаций практических занятий, видеофильмов), интерактивных ресурсов в локальной компьютерной сети учреждения высшего образования и Internet.

Практические занятия проводятся на базе детских отделений и отделений новорожденных организаций здравоохранения. На практических занятиях под контролем преподавателя студенты самостоятельно проводят осмотр здорового ребенка и ребенка, имеющего отклонения в здоровье, анализируют полученные результаты, учатся правильно интерпретировать полученные данные и результаты лабораторных и инструментальных исследований, формулировать диагноз. Практическая подготовка обеспечивается решением студентами ситуационных задач, тестов и выполнением дополнительных заданий в рамках учебно-исследовательской работы (сбор, обработка, анализ и систематизация информации по теме студенческой научной работы).

Самостоятельная внеаудиторная работа заключается в изучении основной и дополнительной литературы, монографий и периодической литературы, подготовке сообщений, рефератов и кратких докладов, а также участии в олимпиадах.

Студентов знакомят с безопасными условиями труда, международными требованиями и этическими нормами при проведении осмотров детей и подростков. Контроль подготовки студентов, качества обучения осуществляется путем устного опроса и выполнения контрольных заданий, в том числе и тестовых, в процессе практических занятий. Приобретенные знания закрепляются при выполнении программы производственной практики по разделам «Педиатрия», «Поликлиническая педиатрия».

Всего на изучение дисциплины отводится 252 академических часа. Из них аудиторных – 168 часов. На самостоятельную внеаудиторную работу отводится 84 часа.

Текущая аттестация проводится в форме зачета с использованием компьютерного тестового контроля знаний студентов. Итоговая аттестация – государственный экзамен.

Примерный тематический план учебных занятий

Наименование раздела (темы)

Количество часов

аудиторных занятий



лекций

практических

1

2

3

1. Физиология и патология периода новорожденности

-

12

1.1.Основные принципы организации обслуживания новорожденных

-

3

1.2.Анатомо-физиологические особенности доношенных и недоношенных новорожденных




3

1.3.Морфологическая и функциональная зрелость

-

3

1.4.Пограничные состояния




3

2. Патология периода новорожденности

-

66

2.1. Гипоксия плода и новорожденного

-

12

2.2. Родовая травма

-

12

2.3. Дыхательные расстройства у новорожденных

-

12

2.4. Гемолитическая болезнь плода и новорожденного

-

6

2.5. Геморрагические расстройства у новорожденных

-

6

2.6. Острый анемический синдром у новорожденных

-

6

2.7. Сепсис новорожденных

-

6

2.8. Внутриутробное инфицирование плода и новорожденного

-

6

3. Нарушение минерального обмена у детей




6

3.1. Рахит

-

2

3.2. Гипервитаминоз Д

-

2

3.3. Спазмофилия

-

2

4. Заболевания органов дыхания

-

24

4.1. Обструктивный бронхит

-

6

4.2. Острые пневмонии у детей раннего и старшего возраста

-

6

4.3. Осложненные пневмонии

-

6

4.4. Бронхоэктатическая болезнь

-

6

5. Заболевания системы кровообращения

-

24

5.1. Врожденные пороки сердца

-

12

1

2

3

5.2. Сердечная недостаточность

-

6

5.3. Нарушения сердечного ритма

-

6

6. Заболевания органов пищеварения

-

12

6.1. Синдром рвоты и срыгиваний у детей раннего возраста

-

3

6.2. Функциональная желудочная диспепсия

-

3

6.3. Язвенная болезнь

-

3

6.4. Рецидивирующие боли в животе

-

3

7. Заболевания почек и мочевыводящих путей

-

18

7.1. Инфекции мочевой системы

-

3

7.2. Нефротический синдром

-

3

7.3. Острая и хроническая почечная недостаточность

-

12

8. Токсикозы у детей

-

6

Всего часов




168

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
1. Физиология и патология периода новорожденности

1.1. Основные принципы организации обслуживания новорожденных

Уровни обслуживания новорожденных детей. Санитарно-эпидемиологический режим отделений новорожденных. Группы риска и здоровья. Диспансерное наблюдение за новорожденными в амбулаторных условиях в зависимости от группы здоровья. Современные подходы к организации вскармливания новорожденных.



1.2. Анатомо-физиологические особенности доношенных и недоношенных новорожденных

Понятие о доношенном и недоношенном ребенке. Анатомо-физиологические особенности доношенного ребенка. Понятие зрелости новорожденного ребенка.



1.3. Морфологическая и функциональная зрелость

Критерии зрелости. Шкала Петруссо, Балларда, Говарда, Дубовича. Оценка физического развития новорожденных по центильным таблицам.

Нарушение внутриутробного роста и недостаточное питание плода (задержка внутриутробного развития (ЗВУР)). Причины, приводящие к рождению детей с задержкой роста и развития. Основные клинические синдромы при данной патологии. Принципы лечения.

1.4. Пограничные состояния

Транзиторная убыль массы тела, транзиторная гипертермия, физиологическая желтуха, мочекислый инфаркт, транзиторный дисбактериоз, патогенез, клинические проявления. Тактика ведения новорожденных с пограничными состояниями. Критерии морфологической и функциональной зрелости.



2. Патология периода новорожденности

2.1. Гипоксия плода и новорожденного

Определение, частота гипоксии плода и новорожденного среди доношенных и недоношенных детей. Причины, способствующие развитию гипоксии. Шкала Апгар. Патогенез. Классификация асфиксии. Оценка степени тяжести. Клинические проявления и критерии лабораторной диагностики. Первичная реанимация и лечение новорожденных в постреанимационном периоде. Исход и прогноз заболевания.



2.2. Родовая травма

Определение, частота, причины, классификация родовой травмы. Клинические проявления. Исход. Прогноз. Профилактика родового травматизма.



Внутричерепная родовая травма

Определение. Причины. Классификация. Клинические проявления в зависимости от уровня локализации повреждения. Диагностические критерии. Лечение.



Родовая травма позвоночника и спинного мозга

Причины и механизмы возникновения. Клиническая картина в зависимости от уровня повреждения. Диагностические критерии. Основные принципы лечения.



Родовая травма периферической нервной системы

Причины и механизмы возникновения повреждения плечевого сплетения, лицевого нерва. Клинические проявления. Принципы лечения.



2.3. Дыхательные расстройства у новорожденных

Определение, частота, классификация, факторы риска и причины развития дыхательных расстройств у новорожденных. Сурфактантная система и ее функции. Оценка степени тяжести по шкале Сильвермана, Дауноса. Диагностика дыхательных расстройств (пренатальная, постнатальная). Профилактика.



Респираторный дистресс-синдром I типа

Патогенез. Патоморфологические изменения по стадиям. Клинические проявления. Диагностические критерии. Лечение.



Ателектазы легких

Причины развития. Клинические проявления. Диагностика. Лечение.



Синдром аспирации меконием

Причины развития. Клинические проявления. Диагностические критерии.



Бронхолегочная дисплазия

Факторы риска и причины развития. Патогенез, патоморфологические изменения по стадиям. Клинические проявления. Диагностика. Принципы лечения.



Пневмонии новорожденных

Особенности респираторной системы новорожденных, предрасполагающие к развитию заболевания. Этиология и пути инфицирования. Патогенез. Классификация. Особенности клинических проявлений. Диагностические критерии. Лечение. Профилактика.



2.4. Гемолитическая болезнь плода и новорожденного

Определение. Частота, летальность. Резус и группы крови. Этиология, предрасполагающие факторы. Причины развития заболевания. Классификация. Патогенез резус-конфликта. Особенности патогенеза АВО конфликта.

Клинические формы (водянка плода, гемолитическая болезнь плода и новорожденного, ядерная желтуха), обусловленные изоиммунологической несовместимостью. Диагностика (пренатальная и постнатальная). Лечение (оперативное, консервативное). Принципы подбора крови и техника выполнения операции заменного переливания крови (ОЗПК). Осложнения ОЗПК. Профилактика и диспансерное наблюдение в амбулаторных условиях.

  1   2   3


База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка