Учебно-методический комплекс дисциплины «История мировой и отечественной культуры» специальность: «Менеджмент организации»




Сторінка1/5
Дата конвертації26.04.2016
Розмір1.07 Mb.
  1   2   3   4   5
Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования


ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Филиал ДВГУ в г. Спасске-Дальнем

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

«История мировой и отечественной культуры»


специальность: «Менеджмент организации»

Разработан старшим преподавателем

Кафедры «Экономика организации»

В.В. Еланцевым



c:\documents and settings\лагунова\local settings\temporary internet files\content.word\гсэ.в1. 1 001.jpg

Спасск-Дальний

2008

СОДЕРЖАНИЕ


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3

Аннотация 4

Золотоордынское наследство средневековой культуры Руси. Варваризация культуры Киевской Руси во время татаро-монгольского ига. «Слово о погибели земли Русской», «Песнь о разорении Рязани Батыем». Влияние ордынского владычества на образ княжеской власти. Формирование изоляционизма в сознании русских людей. Золотая Орда и православная церковь. Литературная деятельность Серапиона. Русская православная церковь как хранительница духовного единства русской культуры. Русско-татарский культурный диалог в XV в. 13

«Предвозрождение» в русской культуре XIV – XV вв. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы. Переосмысление наследия Киевской Руси в рамках Русского Возрождения. Фиксация идеи общерусского единства в борьбе с монголо-татарским игом в былинах. Исторические песни. Публицистические черты русской литературы после Куликовской битвы. «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище». Развитие русского летописания как свидетельство роста национального самосознания культуры. Создание летописных сводов. Появление исторических сочинений – хронографов. Предвозрожденческие элементы в культуре Руси. Новации Палеологовского ренессанса в русской культуре. Творчество Епифания Премудрого, Пахомия Логофета. «Плетение словес» как особый литературный стиль. Роль монастырей в развитии русской книжности. Обучение грамоте в городах. Предвозрожденческие мотивы в иконописи. Творчество Феофана Грека, Андрея Рублева. 13

Идея «самовластия» в духовной жизни. Формирование идеи «Москва – третий Рим». «Лаодикийское послание» Федора Курицына и споры по его поводу в отечественной историографии. Падение Константинополя. Ситуация культурного одиночества. Рождение теории «Москва - третий Рим» как обоснование великого христианского царства. «Откровение» Мефодия Патарского. 14

Система ценностных ориентаций в русской культуре конца XIV – XVI вв. Венчание на царство Ивана Васильевича. Изменение значения термина «царь». Новая трактовка власти правителя в публицистике. «Сказание о князьях Владимирских» - его соответствие идеи самодержавия. Роль Иосифа Волоцкого в сакрализации персоны царя. Творчество митрополитов Даниила и Макария. «Четьи Минеи», «Степенная книга». Складывание официального московского летописания. 14

Тема 3. Русская культура на пороге Нового времени. 14

Тема 4. Русское просвещение. 14

КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ 25

Тема 1. Культура Древней Руси 26

Тема 2. Христианская культура Руси 27

1. Достижения христианской культуры Руси 27

Тема 3. Русская культура эпохи раздробленности 29

1. Общие особенности культуры эпохи раздробленности 29

Тема 5. Русская культура XVII в 38

Тема 7.  Культура России 1725–1800 гг 43

МАТЕРИАЛЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ 54

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ 58

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ 60

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 72

ГЛОССАРИЙ 75


Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

c:\documents and settings\лагунова\local settings\temporary internet files\content.word\гсэ.в2. 1.jpg

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ИСТОРИЯ МИРОВОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
Филиал ДВГУ в г. Спасске-Дальнем

курс _1_ семестр _2_

лекции _17_ час.

практические занятия _17_ час.

семинарские занятия________час.

лабораторные работы_______час.

всего часов аудиторной нагрузки _34_ час.

самостоятельная работа _34_ час.

реферативные работы (не предусмотрены)

контрольные работы (не предусмотрены)

зачет ___2__ семестр

экзамен____семестр

Рабочая программа составлена на основании типовой программы ГОС ВПО и авторских разработок

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры от 01.06.08 №10

Заведующая кафедрой _________________________________ А.А.Кравченко

Составитель (ли):______________________________________ В.В. Еланцев


Аннотация


Учебная дисциплина «История мировой и отечественной культуры» относится к общепрофессиональным дисциплинам, изучается студентами на первом курсе. Текущий контроль осуществляется на лекциях, семинарских занятиях, в процессе проверки рефератов и тестовых заданий. Итоговый контроль - зачет.

Цели и задачи дисциплины:

Целью изучения дисциплины « История мировой и отечественной культуры» является осмысление студентами исторической типологии культур как системных комплексных явлений, основанных на всей совокупности составляющих типов жизнедеятельности, рационально-иррационального мировоззрения и мировосприятия, ценностных ориентаций региональных сообществ людей, существовавших в истории. Опорной структурной единицей является локальная цивилизация, а также культурно-этнографическая общность.

Задачи курса:


      • постижение истории и культуры мировой цивилизации и своей Родины;

      • заполнение пробелов общекультурной подготовки студентов, прежде всего в том, что касается исторических, этических и эстетических знаний;

      • уяснение общих закономерностей развития культуры и специфики ее проявления в разные исторические эпохи и в разных регионах нашей планеты;

      • формирование у студентов учебного научного творчества, потребности заниматься дальнейшим самообразованием.

Требования к уровню освоения дисциплины

По окончании изучения учебной дисциплины студент должен:



  • усвоить предмет истории культуры как науки и учебной дисциплины, ее основы, методы;

  • уметь организовать свой интеллектуальный труд с учетом методической специфики гуманитарного знания;

  • представлять, как развивалась история мировой цивилизации;

  • знать, какова событийная сторона историко-культурного процесса, уметь разбираться в различиях между ценностями отдельных цивилизаций, эпох;

  • уяснить, какова роль России в контексте мировой истории культуры;

  • самостоятельно разбираться в стилях и направлениях искусства, правильно соотносить их с конкретной историко-культурной эпохой;

  • научиться уважительно относиться к обычаям и традициям различных народов, одновременно почитая наследие своей собственной отечественной культуры.

Трудоемкость дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 68 часов, в т.ч. лекций - 17 часов, практических занятий 17 часов, самостоятельной работы 34 часа. Продолжительность изучения дисциплины 1 семестр.


2. Структура и содержание теоретической части курса (17 часов)

Модуль 1 (1 час)

Тема 1. Культура мира первобытности.

Понятие об основных культурно-исторических эпохах. Генезис и особенности первобытной культуры. Классификация первобытной культуры. Проблема антропогенеза и культурогенеза. Версии происхождения человека: человек – творение Божие, человеческие существа – результат космического эксперимента, человек – вышел из животного мира (произошел от обезьяны). Возникновение культуры в период позднего палеолита. Основные культурные стратегии. Особенности первобытной культуры.

Миф и мифологическое сознание в древности. Особенности мифологического сознания. Функции мифа.

Модуль 2 (4 часа)

Тема 1. Культура Древнего Междуречья.

Особенности культуры Древнего Междуречья. Проблема происхождения первых очагов культуры на территории Месопотамии. Древний Шумер. Изобретения древних шумерийцев. Клинопись: происхождение, эволюция, дешифровка. Роль писцов, особенности обучения. Космогонические представления и религиозные верования жителей Древней Месопотамии. Роль и функции идола в месопотамской культуре. Зиккураты.



Тема 2. Культура Древнего Египта.

Особенности культуры Древнего Египта. Основные этапы историко-культурной эволюции древнеегипетской цивилизации. Космогонические представления и религиозные верования древних египтян. Основные теологические тексты древних египтян. Египетская иероглифика, основные группы иероглифов. История дешифровки египетской письменности. Теократический характер власти фараона, его выражение в мифологии, скульптуре, архитектуре.

Тема 3. Культура Древней Индии.

Культура Хараппы – предшественница древнеиндийской цивилизации. История открытия древнейшей - индской цивилизации. Культура Хараппы и Мохенджо-Даро.

Индийская культура ведийской эпохи. «Ригведа» - великое достижение индо-ариев. Социальная организация ариев. Предпосылки появления древнеиндийской цивилизации. Веды, Рамаяна, Махабхарата как источник развития главных религиозно-философских систем Индии.

Религиозная система Индии. Брахманизм. Эволюционное перевоплощение в систему индуизма. Нравственная сущность джайнизма. Буддизм. Причины притягательности буддизма в Индии времен Ашоки.

Философские концепции индийской культуры и научные знания. Локаята – радикальная материалистическая философская система. Санкхья и йога, ньяя и вайшешика, миманса и веданта. Достижения индийской науки.

Тема 4. Культура Древнего Китая.

Культура периода «Гадательных костей» и Западного Чжоу. Космогонические представления древних китайцев. Культ Шанди. Великий город Шан. Учение о божественном происхождении царственности. Куль Неба.

Религиозно-философские учения в Китае. Период «Борющихся царств» и концепция монархии в этот период. Кризис традиционной системы ценности в период «Борющихся царств». Учение о Дао как о всеобщем Законе и Абсолюте. Конфуцианство – основа традиционализма китайского общества. Конфуций, его жизненный путь и учение. Чань-буддизм как синтез буддизма и даосизма.

Конфуцианство и легизм в политической системе Китая. Причины поражения легизма. Утверждение измененного конфуцианства в качестве государственной идеологии.



Тема 5. Культура Древнего Рима.

Культура этрусков и её вклад в древнеримскую культуру. Версии происхождения этрусков. Социальное и политическое устройство. Искусство этрусков. Религия. Историческая судьба.

Древнеримская система ценностей и культура ранней Римской республики. Борьба патрициев и плебеев. Изменение социальной структуры римского общества. Нобилитет и плебс. Гражданский идеал римлян. Содержание понятия virtus. Завоевательные войны Рима. Разрушение традиционной картины мира. Римская литература. Развитие римской архитектуры.

Культура Императорского Рима. Феномен «Золотого века» в Риме. Особенности римского менталитета. Идеализация прошлого. Образ «идеального Рима». Сатурналии. Кризис традиционного менталитета.

Тема 6. Культура Древней Греции доклассического периода.

Понятие античности. Античность как совокупность греческой и римской культур. Разные культурные условия к моменту формирования античной культуры. Периодизация истории и культуры Древней Греции.

Цивилизации Крита и Микен – предшественницы древнегреческой культуры. Археологические «подвиги» Г. Шлимана. Находки А. Эванса на Крите. Минойская культура..

Культура Греции Гомеровской эпохи. Упадок культуры вследствие завоевания дорийцев. Появление новых очагов культуры – Афины. «Илиада» Гомера – источник сведений о греческом обществе времен военной демократии. Радикальные изменения в жизни греческого общества 10 века до н.э.

Модуль 3 (3 часа)

Тема 1. Арабская культура.

Арабские племена до принятия ислама. Образ жизни, особенности хозяйственной жизни, верований бедуинов. Становление исламской общности. Особенности взаимоотношения с покоренными народами. Многоуровневость арабской культуры. Расцвет научного знания в IX – X вв. Разделение богословского и светского знания. Библиотеки, «дома науки», мечети. Расцвет арабской литературы. Роль поэта в обществе. Ал-Джахиз – основатель новой арабской прозы. Княжьи зерцала - энциклопедия арабской жизни. Творчество Башшара ибн Бурда.

Тема 2. Японская культура.

Особенности географических условий и историко-культурного процесса Японии. Особенности формирования японской культуры. Изоляционизм – отличительная черта древней и средневековой Японии. Хозяйственно-культурные комплексы на территории Японии. Значение письменных каналов информации. Япония как периферия ойкумены. Гомогенность, унификация, миниатюризация – как особенности японской культуры. Синтоизм. Особенности менталитета и художественной культуры средневековой Японии. Особенности формирования мировоззрения и эстетических взглядов японцев. Культура самураев. Особенности идеологии самураев. Особое отношение японцев к красоте. Архитектурные формы, организация внутреннего пространства дома.

Тема 3. Религиозно-мифологическое мировоззрение древних греков.

Мифо-религиозная картина мира древнего грека. Космогонические представления древних греков. Формирование культа олимпийских богов. Место богов в жизни древних греков. Миф как структурирующий и упорядочивающий механизм. Развитие мифа в ритуальных праздниках. Роль оракулов.

Мистерии: дионисизм и орфизм. Представления посмертном существовании души. Дионисизм в Греции и в Риме; орфизм. Этимология терминов. Особенности первоначального культа Диониса. Феминизм. Причины успеха Диониса в Греции. Популярность вакханалий у греческих женщин. Праздничность греческой культуры. Большие Панафинеи. Элевсинские мистерии. Мифологическая основа таинства. Представления о душе, о потустороннем мире. Мистерии как способ соединиться с богом. Своеобразие отношения римлян с богами. Орфизм – реформированный дионисизм. Вера в переселение душ. Ритуалы, призванные спасти человека от страданий в потустороннем мире. Проповедь очищения и аскетизм.

Тема 4. Культура Греции расцвета афинской демократии.

Расцвет Афинской демократии и интеллектуальная революция в Греции. Феномен античного полиса. Предпосылки появления полисов. Явление синойкизма. Внешний вид греческого города-государства. Повседневная жизнь гражданина полиса. Два подхода к проблеме полиса: как к городу, как к общине. Определения полиса Платона и Аристотеля. Возникновение ранней греческой науки – причины интеллектуальной революции. Милетская философская школа. Пифагорийская философская школа. Софистика – «парадокс демократии».

Оро-акустическая ориентация древнегреческой культуры. Отсутствие широкого распространения письменности. Роль ораторского искусства. Три вида выступлений. Цицерон и Сократ о необходимости овладения философскими знаниями для оратора. Разное понимание «логоса» в Греции: софисты и философы. Появление новой образовательной модели. От гармонии мусического и гимнастического к умению рассуждать и высказывать свои рассуждения в слове. Проявления оро-акустической ориентации в культуре. Диалогичность – свойство античного мышления. Тотальность оро-акустической ориентации.

Литература и театр в Древней Греции. Хоровая лирика. Обрядовая песня. Творческо-поэтические студии. Поэзия Сапфо. Лирические поэты Древней Греции – Алкей, Алкман, Пиндар, Архилох, их творчество. Становление театра. Связь театра с культовыми церемониями в честь Диониса. Эволюция театральных представлений. Греческие драматурги.

Модуль 4 (3 часа)

Тема 1. Культура эпохи Эллинизма.

Общая характеристика эпохи Эллинизма. Походы Александра Македонского на Восток. Попытка решение задачи управления огромной державы. Борьба за власть после смерти А. Македонского. Битва при Ипсе (301 г. до н.э.) Распад империи А. Македонского. Роль Греции в эллинистической культуре. Изменение в ментальности и в социально-экономической ситуации. Взаимовлияние эллинской и восточных культур. Развитие синкретизма – в религии, в социальном поведении, в ментальности в целом. Особенности строительства эллинистических городов (схема Гипподама Милетского). Изменения в управлении полисом. Мифологизация и обожествление образа царя. Проблема самоопределения человека по отношению к власти: эпикурейцы и стоики. Создание эллинистической утопии. Концепция мироздания Зенона. Утопия Евгермена и её значение. Особенности религиозного синкретизма эллинистической эпохи. Внешние и внутренние изменения, вызванные формированием эллинистической культуры. Противоречия эллинистической культуры.

Особенности и достижения александрийской науки. Александрия Египетская – культурная столица всего эллинистического мира. Деятельность Птолемея I по привлечению в Александрию известных ученых, поэтов и философов своего времени. Роль Димитрия Фалерского в создании Мусейона. Идеи Платона и Аристотеля по созданию братства ученых. Мусейон – первый университет. Особое место Александрийской Библиотеки. Смена оро-акустической ориентации культуры на книжную культуру. Культурные «разрывы» эпохи. Отделение письменного слова от устного слова, науки от философии. Научная специализация. Развитие естественно-научных дисциплин. Эвклид, Аполлоний Пергский, Архимед Сиракузский, Аристарх Самосский, Герофил из Халкидона. Развитие гуманитарных наук. Формирование филологии как отдельной дисциплины. Деятельность Зенодота, Аристарха Самосского. «Музейное» отношение к культуре. Особенности эллинистической поэзии. Деятельность Каллимаха.



Тема 2. Культура Византии.

Культура Византии: этапы, характер, особенности, достижения. Особенности восточной ветви христианства. Формирование византийского стиля в искусстве. Византийская литература: особенности, направления, жанры, авторы.

Тема 3. Культура средневековой Европы.

Три составляющих элемента европейской культуры: античное влияние, варварский элемент, христианство. Особенности культуры варваров.

Особенности европейской культуры времени Классического Средневековья. Рыцарская культура. Бюргерская культура. Культура клириков.

Тема 4. Европейская культура Нового времени.

Европейская культура на рубеже XVII-XVIII вв. Особенности придворной культуры. Искусственность в противовес естественности. Образы джентльмена и порядочного человека. Спор «старых и новых». Материальные и технические достижения Нового времени. Развитие сентиментализма. Романтический вызов культу разума. Исключительная многогранность романтизма

Формирование классической модели европейской культуры. Сциентизм – ведущая мировоззренческая ориентация новоевропейской цивилизации.

Модуль 5 (4 часа)

Тема 1. Культура Древней Руси. Проблемы культурного наследования в русском средневековье.

Основные этапы истории культуры России. Проблема этнического субъекта древнерусской культуры. Картина мира языческой Руси. Споры об истоках русской культуры. Норманисты и антинорманисты. Распространение этнонима «славяне» в VI - VII вв. Первое упоминание о славянах у Прокопия Кессарийского, Иордана, Константина Багрянородного. Начало славянской истории по ПВЛ. Природные и климатические условия как важнейший фактор формирования ядра русской культуры. Лес. Степь Река. Сложность климатических условий и коллективный труд. Формирование русской культуры в рамках сельской общины и города. Важнейшие торговые пути. Русская культура как синтез славянских, скандинавских, тюркских и др. элементов. Проблема этнического синтеза.

Языческая картина мира древних славян. Основные стадии развития языческих верований. Космогоническая картина мира древних славян. Пантеон языческих богов. Языческая реформа Великого князя Владимира. Особенности отправления культа у славян. Представления древних славян о пространстве и времени, о жизни и смерти.

Принятие христианства на Руси. Византийское влияние Распространение христианства на Руси до обряда крещения. Сведения об этом в источниках. Три крещения Руси. Контаминация язычества и христианства. Следы язычества в народном культе святых. Выбор веры. Трансформация язычества и христианства после официального крещения Руси. Особенности диалога между православием и язычеством в «Поучении» Владимира Мономаха.

Духовное наследство Византии. Идеи, унаследованные Русью от Византии – идея соборности, созерцание и духовное подвижничество, идея духовного универсализма. Влияние христианств на упорядочивание картины мира. Трансформация городского уклада жизни. Распространение письменной культуры на Руси. Первая славянская азбука. Особенности развития средневековой славянской словесности. Роль Ярослава Мудрого в развитии русской книжности и распространении грамотности. Богословское наследие Византии и его влияние на развитие агиографии. Расцвет жанра красноречия в XII в. «Поучение Владимира Мономаха», «Слово о законе и благодати». Византийское влияние в градостроительстве. Древнерусская особенность внутреннего убранства храма. Фрески. Образы христианского мира в иконописи.

Тема 2. Культурный феномен Московского царства.

Золотоордынское наследство средневековой культуры Руси. Варваризация культуры Киевской Руси во время татаро-монгольского ига. «Слово о погибели земли Русской», «Песнь о разорении Рязани Батыем». Влияние ордынского владычества на образ княжеской власти. Формирование изоляционизма в сознании русских людей. Золотая Орда и православная церковь. Литературная деятельность Серапиона. Русская православная церковь как хранительница духовного единства русской культуры. Русско-татарский культурный диалог в XV в.

«Предвозрождение» в русской культуре XIV – XV вв. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы. Переосмысление наследия Киевской Руси в рамках Русского Возрождения. Фиксация идеи общерусского единства в борьбе с монголо-татарским игом в былинах. Исторические песни. Публицистические черты русской литературы после Куликовской битвы. «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище». Развитие русского летописания как свидетельство роста национального самосознания культуры. Создание летописных сводов. Появление исторических сочинений – хронографов. Предвозрожденческие элементы в культуре Руси. Новации Палеологовского ренессанса в русской культуре. Творчество Епифания Премудрого, Пахомия Логофета. «Плетение словес» как особый литературный стиль. Роль монастырей в развитии русской книжности. Обучение грамоте в городах. Предвозрожденческие мотивы в иконописи. Творчество Феофана Грека, Андрея Рублева.

Идея «самовластия» в духовной жизни. Формирование идеи «Москва – третий Рим». «Лаодикийское послание» Федора Курицына и споры по его поводу в отечественной историографии. Падение Константинополя. Ситуация культурного одиночества. Рождение теории «Москва - третий Рим» как обоснование великого христианского царства. «Откровение» Мефодия Патарского.

Система ценностных ориентаций в русской культуре конца XIV – XVI вв. Венчание на царство Ивана Васильевича. Изменение значения термина «царь». Новая трактовка власти правителя в публицистике. «Сказание о князьях Владимирских» - его соответствие идеи самодержавия. Роль Иосифа Волоцкого в сакрализации персоны царя. Творчество митрополитов Даниила и Макария. «Четьи Минеи», «Степенная книга». Складывание официального московского летописания.

Тема 3. Русская культура на пороге Нового времени.

«Смута» как образ мира в XVI –XVII вв. Кризис средневековой системы ценностей. Появление светской культуры. Культурный смысл церковного раскола. Новые тенденции художественного и литературного творчества.

Тема 4. Русское просвещение.

Культурный переворот петровского времени. Система ценностей европейского просвещения – культ разума, идея прогресса, переход от мифологического и религиозного понимания мира к научному знанию о мире. Споры о значении Петровской модернизации. Отличие русского просвещения от европейского. Церковная реформа. «Правда воли монаршей», «Духовная коллегия» Феофана Прокоповича. Социокультурные последствия церковной реформы. Формирование мифа о создании Петром новой России и его влияние на самосознание. Мода на современность. Изменение оценок прошлого культурного опыта. Образ «царя-работника» в творчестве Ломоносова, Щербатова. Петровская концепция служения государству. Стремление ко всеобщему регулированию, порядку, регламентации. XVIII век - «золотой век» русского дворянства. Становление дворянской светской культуры. Изменение положения женщин в петровскую эпоху. Женское культурное влияние.

Тема 5. Формирование европейской культуры в России первой половины XIX века.

Истоки русской классики. Хронологические рамки классической культуры по периодизации Н. Бердяева. Проблемы национального самосознания в классической русской культуре. Творчество Н.М. Карамзина и А.С. Пушкина – две тенденции культурно-исторического развития России. Облик просвещенного общества в эпоху Пушкина. Литературно-общественные солоны – главные формы культурной коммуникации в светском обществе начала XIX в. Общественная роль литературы пушкинского времени. Новые явления в конфессиональной ориентации дворянства.

Национальная идея в образах русского ампира. Нравственная система Александра I как противовес феномену Наполеона. Новые трактовки государственной символики. Художественные истоки русского ампира. Деятельность А.Н. Воронихина, Ж. Тома де Томон, А.Д. Захарова. Переход к победному ампиру в архитектуре Карло Росси, О.И. Бове. Стиль «империя» как всеобщий стиль русской культуры начала XIX в.

Тема 6. Особенности либерально-демократической культуры середины XIX века.

Поиск и варианты национальной идеи в интеллектуальной жизни 30-50-х гг. XIX в. Появление слоя интеллигенции. Особенности русской интеллигенции. Интеллигентские кружки и общества как формы интеллектуальной коммуникации. Видные представители этого общественного движения. Дифференциация кружков по интересам в 40-е гг. XIX в. Публичные лекции – специфическая форма интеллектуальной коммуникации. Университетские кружки. Философские основания русского интеллектуализма. Западники и славянофилы.

Новая волна просвещения и «дух времени» реформаторской эпохи 60-70-х гг. Новый «дух времени» и «новые люди». Нигилизм. Обломовщина. Издательское дело и просветительство 60-70-х гг. «Третья волна» просвещения в России. Модернизация системы образования в 60-70-е гг. Принятие нового университетского устава 1863 г. «Открытые» университеты. Расцвет русской естественнонаучной мысли. Школьное образование. Литературоцентризм русской культуры XIX в. Философская основа литературоцентризма. Концепция личности в литературе. Идеалы и герои русской литературы. Реализм как принцип творчества. «Культурные герои» и «культурные типы» реалистической литературы.

Модуль 6 (2 часа)

Тема 1. «Серебряный век» русской культуры.

Мифологическое и научное содержание понятия «Серебряный век». Хронологические границы. Культурный потенциал декаданса. Внимание к психологическим нюансам в трудах М. Достоевского. Пушкинский праздник 1880 г. как «акт осмысления». Поиски нового религиозного сознания в светской культуре. В.С. Соловьев. «Всемирность» истоков новой русской культуры. Самосознание интеллигенции начала XX века. Сборник «Вехи»: попытка изменения типа русской интеллигенции.



Тема 2. Модернизационные и революционные процессы в русской культуре 20-х гг. XX века.

Революция как феномен культуры. Осмысление революции творческой интеллигенцией. Пролетарская культура. Революционный утопизм авангарда. Понимание революции как творческого преобразования действительности. Авангард и революция. Миф о новом искусстве: новаторские открытия и практические эксперименты.

Формирование культурной политики советской власти в 20-е гг. Революция и варваризация общества. Характер потребностей власти в культуре. Формирование государственной культурной политики. Просветительство как главное направление государственной культурной политики. Школьное и высшее образование. Формирование тоталитарной политики по отношению к культуре.

Тема 3. Феномен советской культуры 20-80х гг. XX века.

Особенности первого периода истории русской культуры (1917-1934) от революции, до первого съезда писателей. Революция как феномен культуры; Формирование культурной политики советской власти в 20-е гг. Феномен культурного плюрализма в условиях политической диктатуры. Культура как средство и объект государственной политики в 30-40-е гг. Человек в системе тоталитарной культуры: трансформация идеала и системы ценностей. Советская культура периода «Оттепели». Культурное «двоемирие» позднего советского периода.

3. Содержание практической части курса (17 часов)

Тема 1. Анимистическое мышление. Тотемизм. Фетишизм. Особенности первобытного искусства. (0,5 час.)

Тема 2. Особенности литературы Древней Месопотамии. Основные литературные памятники. (0,5 час.)

Тема 3. Заупокойный культ и египетские пирамиды. Эволюция представлений о бессмертии в истории Египта. Становление этики гедонизма Птахотепа. (1 час)

Тема 4. Искусство Индии, его специфика. Вклад Индии в мировую культуру. (0,5 час.)

Тема 5. Искусство Древнего Китая и его влияние на европейскую культуру. (1 час)

Тема 6. Развитие географии и математических знаний. (1 час)

Тема 7. Особенности японской поэзии и прозы. Японский театр – Но, Кабуки. Влияние идей дзен-буддизма на архитектуру. Чайные церемонии. Искусство аранжировки цветов. (1 час)

Тема 8. Микенская культура. Особенности хозяйственного устройства. Религиозные представления. Гипотезы гибели дворцовых культур. (0,5 час.)

Тема 9. Роль дионисизма в античной культуре. Связь орфизма с пифагореизмом, неоплатонизмом и христианством. (0,5 час.)

Тема 10. Архитектура, скульптура, живопись Эллады. Суть переворота греков в искусстве. Антропоцентричность греческого искусства. Творчество Мирона, Фидия. Особенности строения греческих храмов. Основные архитектурные ордена. Величайшие творения греческих архитекторов. Живопись. Энкаустика. Оформление греческого канона в искусстве. (0,5 час.)

Тема 11. Октавиан Август и династия Юлиев-Клавдиев и Флавиев. Формирование основ монархического режима. Возникновение императорского культа. Возрождение «римского мифа». (1 час)

Тема 12. Римская культура эпохи Эллинизма. Формирование целостной античной культуры. Политическое усиление Рима. Использование лучших достижений греческой культуры для демонстрации своего могущества. Отличие греческого театра от римского. Комедии Плавта. Изменение отношения римлян к греческой культуре. Посольство 155 г. до н.э. «Грекофилы» и консерваторы. Деятельность Катона Старшего. Внешнее восприятие римлянами греческой культуры. Влияние греческих философских учений: противопоставление интеллектуальной элиты и невежественной толпы. Мода на все греческое. Образование единой эллинистической культуры. Христианство – наследница античной культуры. Роль христианского осмысления античной культуры. (0,5 час.)

Тема 13. Образование византийского государства. Иконоборчество. Быт и нравы Византии. Влияние византийской культуры на страны Запада и Востока. Историческое значение византийской культуры. (0,5 час.)

Тема 14. Европейская культура эпохи Возрождения. Культура Возрождения как культура перехода к Новому времени. Понятие Возрождения. Периодизация. Проблемы культуры Возрождения в историографии. Исторические предпосылки культуры Возрождения. Зарождение ренессансного гуманизма. Индивидуальность в культуре Возрождения. Феномен ренессансного гуманизма. Распространение ренессансного мировоззрения в Европе. Искусство в культуре Возрождения. (0,5 час.)

Тема 15. Развитие науки в рамках механистической картины мира. Распространение идей скептицизма, вольнодумства и атеизма. Скрытая преемственность философии Просвещения: от веры в бога к вере в науку и человека. (0,5 час.)

Тема 16. Проблема альтернативности в русской культуре между Новгородом и Владимиром. Золотоордынское наследство Древней Руси. Перемещение центра страны на северо-восток. Усиление Владимиро-Суздальской земли. Формирование образа «третьей Византии» во Владимире. Концепция архитектурного ансамбля города, темы и сюжеты летописных сводов. «Моление Даниила Заточника». Иной вариант культурного творчества - Новгородский. Особенности архитектуры. Верность «господину Великому Новгороду» - основная ценность новгородцев. Развитие местного летописания. Храмовое зодчество в Новгороде. (1 час)

Тема 17. Теория царской власти Ивана IV. Переписка с Андреем Курбским. «Домострой» как воплощение ценностных ориентаций и норм жизни человека Московского царства. Консервация традиций и обычаев. Унификация культурного процесса в литературе. (Явление «второго монументализма»). Разделение литературы на официальную и неофициальную. «Апостол» Проникновение идей западноевропейской культуры. (1 час)

Тема 18. Особый статус XVII века в истории русской культуры. Противоречивые тенденции: сохранение ярко выраженного религиозного характера искусства и нарастание интереса к светскому, мирскому. Актуализация настоящего. Формирование нового стиля, барочные тенденции. (1 час)

Тема 19. Возникновение общественной мысли в России. Деятельность и идеи российских просветителей XVIII – начала XIX в. Типы просветителей XVIII в.: ученые-энциклопедисты, общественные деятели на литературном и журналистском поприще, мыслители-бунтовщики. Масонство и французская общественная мысль – новые интеллектуально-нравственные истоки русского просветительства. Розенкрейцерство и вольтерьянство. Особенности формирования идеологии просвещения в России. (0,5 час.)

Тема 20. Культура декабристов – особый мир (чувство долга, культурная и политическая взрослость русской аристократии). (0,5 час.)

Тема 21. Феномен «передвижничества» в русской школе реалистического искусства. Мифология и предыстория реализма в живописи. «Бунт» против академизма и появление передвижничества. «Артель художников». Определение новых задач живописи. «Товарищество передвижных художественных выставок». Художественный язык социальной живописи. Кризис передвижничества. (1 час)

Тема 22. Идеи Серебряного века в мире искусства. Течения и направления этого времени: символизм, футуризм, акмеизм, модерн и т.д. Многообразие идей, релятивизм культуры. Революция и культура Серебряного века. Итог Серебряного века. (1 час)

Тема 23. Идеологический контроль и интеллигенция. Борьба за классовую чистоту художественного творчества. Идеологические задачи и литература 20-х гг. (0,5 час.)

Тема 24. Проблемы культуры XX века. (0,5 час.)

4. Контроль достижения целей курса

Итоговый контроль проходит в форме зачета во 2 семестре.



Вопросы к зачету

  1. Происхождение и содержание термина «культура». Понятие мировой и отечественной культуры.

  2. Содержание культуры. Искусство и религия как основа духовной культуры.

  3. Функции культуры.

  4. Особенности первобытного искусства.

  5. Ранние формы религии.

  6. Особенности культуры Древнего Востока

  7. Основные достижения культуры Древнего Египта

  8. Культура Древней Месопотамии.

  9. Индуизм духовная основа индуской цивилизации.

  10. Особенности индийской культуры.

  11. Мировоззренческое - ценностные основания китайской культуры: культ Шан-ди, культ Неба, даосизм, конфуцианство, буддизм.

  12. Основные достижения культуры Древнего Китая.

  13. Особенности японской культуры, ее периодизация.

  14. Истоки античной культуры. Периодизация и распространение.

  15. Мировые достижения античной культуры.

  16. Культура эпохи эллинизма.

  17. Исторические условия развития римской культуры, периодизация.

  18. Ислам как духовная основа арабо-мусульманского мира. Наука и художественная культура.

  19. Место средневековья в истории культуры.

  20. Периодизация и истоки средневековой культуры.

  21. Христианское вероучение – основа средневековой культуры.

  22. Романский и готический художественные стили в архитектуре Средневековья.

  23. Эпоха Ренессанса, ее хронология. Сущностные черты культуры Ренессанса.

  24. Культура эпохи Возрождения (Италия).

  25. Культура эпохи Возрождения (Франция).

  26. Понятие и направленность Реформации.

  27. Караваджо – основатель реализма в европейской живописи. Караваджизм и караваджисты.

  28. Литература и музыка эпохи Просвещения.

  29. Характерные черты европейской культуры нового времени.

  30. Философско-эстетические особенности эпохи Просвещения: идеи Вольтера, Дидро, и Руссо.

  31. Понятие «классицизм». Формирование основ культуры классицизма.

  32. Особенности духовной культуры в XIX в.

  33. Импрессионизм в музыкальной культуре XIX-XX вв.

  34. Вклад модернизма в мировую художественную культуру первой пол. ХХ в.

  35. Постмодернизм как форма существования европейской культуры вт. пол. ХХ в., его основные черты.

  36. Культура США. Верования и убеждения американцев.

  37. Образование и наука в США.

  38. Общая характеристика культуры Древнерусского государства.

  39. Письменность. Просвещение. Книжная культура. Основные памятники письменности и книжной культуры.

  40. Знания в культуре Древней Руси.

  41. Архитектура Киева, Новгорода, Владимира и других крупнейших городов Древнерусского государства.

  42. Кремль. Детинец. Его архитектура, значение.

  43. Наследие древнерусской культуры в мировом пространстве.

  44. Научные и исторические знания. Общественно-политическая мысль в XIII-XV вв.

  45. Просвещение в XIII-XV вв.

  46. Начало книгопечатания в России.

  47. Архитектура. Зодчество XIII-XVI вв.

  48. Взаимодействие русской культуры и культур народов, вошедших в состав Русского государства.

  49. Условия развития культуры и основные черты историко-культурного процесса в XIX в.

  50. Золотой век русской культуры.

  51. Передовые мыслители - деятели науки XIX в.

  52. Развитие культуры народов России.

  53. Серебряный век как социокультурная эпоха.

  54. Развитие науки в к. XIX – нач. XX в.

  55. Развитие периодической печати и книгоиздания. Крупнейшие книгоиздатели нач. XX в.

  56. Создание кинематографа.

  57. Обогащение мировой культуры выдающимися достижениями русской науки, техники, литературы и искусства в нач. ХХ в.

  58. Перестройка деятельности учреждений культуры в новых условиях военного времени.

  59. Значение средств массовой информации в годы Великой Отечественной войны.

  60. Вузы, школы и другие учебные заведения в годы войны.

  61. Развитие отечественной культуры во вт. пол. ХХ в.

  62. Состояние культуры современной России.

5. Тематика и перечень курсовых работ, рефератов

Курсовые работы и рефераты не предусмотрены



6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Основная литература

  1. Культурология : История мировой культуры / Под ред. Марковой А.Н.. - перераб.- М.: ЮНИТИ, 2003 - 600c.

  2. Культурология. История мировой культуры : Учебник для вузов / Под ред. Н.О.Воскресенской. - М.: ЮНИТИ-ДАНА; Единство, 2003 - 759c.

  3. Кондаков, И.В. Культурология: История культуры России. Курс лекций/ И.В. Кондаков. – М.: ИКФ Омега – Л., 2003 – 616 с.

Дополнительная литература

  1. Балакина, Т.И. История русской культуры: Учебное пособие/Т.И. Балакина.- М.: Издательский центр АЗ, 1996 – 208с.

  2. Галин, С.А. Отечественная культура XX века: Учеб. пособие для вузов/ С.А. Галин. – М.: ЮНИТИДАНА, 2003 – 479 с.

  3. История Европейской культуры : Учебное пособие / Автор-сост.А.В.Пустовит. - Киев: МАУП, 2002 - 344c.

  4. История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения / Под ред.Л.М.Брагиной. - М.: Высшая шк., 2001 - 479c.

  5. Массовая культура: Учеб. пособие / К.З.Акопян, А.В.Захаров, С.Я.Кагарлицкая и др.. - М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2004 - 304c.

  6. Рапацкая, Л.А. Русская художественная культура: Учеб.пособие/ Л.А. Рапацкая. – М.: Владос, 2002 -608 с.

  7. Рябцев, Ю.С. Хрестоматия по истории русской культуры: Первая половина XX века/Ю.С. Рябцев. – М.: Владос, 2003 – 384 с.

  8. Сапронов П.А. Культурология : Курс лекций по теории и истории культуры / П.А. Сапронов. - СПБ.: Лениздат; Союз, 2001 - 560c.

  9. Скворцова, Е.М. Теория и история культуры: Учебник для вузов./Е.М. Скворцова. – М.: ЮНИТИ, 1999 – 406с.

Интернет - ресурсы

  1. Культурология: Учебное пособие / Под ред. Г.В. Драча. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2008. - 413 с. Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=150593

  2. Массовая культура: Учебное пособие / К.З. Акопян, А.В. Захаров, С.Я. Кагарлицкая и др. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2004. - 304 с. Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=73495

  3. Массовая культура: Учебное пособие / К.З. Акопян, А.В. Захаров, С.Я. Кагарлицкая и др. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2004. - 304 с. Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=73495






Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования


ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Филиал ДВГУ в г. Спасске-Дальнем


  1   2   3   4   5


База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка