Учебно-методический комплекс дисциплины «Методике преподавания изобразительного искусства»




Сторінка1/3
Дата конвертації18.04.2016
Розмір0.54 Mb.
  1   2   3

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


имени ШАКАРИМА г. СЕМЕЙ

Документ СМК 3 уровня

УМКД

УМКД 042-18.1.32/03-2013



УМКД

Учебно-методические материалы по дисциплине «Методике преподавания изобразительного искусства »



Редакция №1 от _____




УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

«Методике преподавания изобразительного искусства »




для специальности 5В010700 – «Изобразительное искусство и черчение »


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ









Семей

2013





УМКД 042-X.1.ХХ/03-20__

Ред. № ___ от _______20__ г.

Страница __ из __

Содержание


1.Глоссарий

2.Лекционные занятия

3.Практические занятия

4.Методические рекомендации для СРСП и СРС




УМКД 042-X.1.ХХ/03-20__

Ред. № __ от _______200__ г.

Страница 3 из __

1 ГЛОССАРИЙ



АБСТРАГИРОВАНИЕ – один из основных способов нашего мышления. Его результат – образование наиболее общих понятий и суждений (абстракций). В декоративном искусстве абстрагирование – это процесс стилизации природных форм. В художественной деятельности абстрагирование присутствует постоянно; в своем крайнем выражении в изобразительном творчестве оно ведет к абстракционизму (особому направлению в изобразительном искусстве XX в.), для которого характерны отказ от изображения реальных объектов, предельное обобщение или полный отказ от формы, беспредметные композиции из линий, точек, пятен, плоскостей и др. , а также эксперименты с цветом, спонтанное выражение внутреннего мира художника, его подсознания в хаотических, неорганизованных абстрактных формах. К этому направлению можно отнести живопись русского художника В. Кандинского.

АБРИС - линейное очертание изображаемой фигуры, ее контур

АВАНГАРДИЗМ (от фр. avant — передовой, garde — отряд) — понятие, определяющее экспериментальные, модернистские начинания в искусстве. В каждую эпоху возникали новаторские явления в изобразительном искусстве, но термин «авангардизм» утвердился только в начале XX века. В это время появились такие направления, как фовизм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, абстракционизм. Затем в 20-е и 30-е годы авангардистские позиции занимает сюрреализм. В период 60—70-х годов добавляются новые разновидности абстракционизма - различные формы акционизма, работа с предметами {поп-арт), концептуальное искусство, фотореализм, кинетизм и др. Художники-авангардисты выражают своим творчеством своеобразный протест против традиционной культуры.

Во всех авангардистских направлениях, несмотря на их большое разнообразие, можно выделить общие черты: отказ от норм классического изображения, формальная новизна, деформация форм, экспрессия и различные игровые преобразования. Все это приводит к размыванию границ между искусством и реальностью (реди-мейд, инсталляция, энвайромент), созданию идеала открытого произведения искусства, непосредственно вторгающегося в окружающую среду. Искусство авангардизма рассчитано на диалог художника и зрителя, активное взаимодействие человека с художественным произведением, соучастие в творчестве (например, кинетическое искусство, хэппенинг и др.). Произведения авангардистских направлений порой теряют изобразительное начало и приравниваются к объектам окружающей действительности. Современные направления авангардизма тесно переплетаются, образуя новые формы синтетического искусства.



АВТОПОРТРЕТ – портрет, в котором художник изображает самого себя

АДАПТАЦИЯ – свойство глаза привыкать к определенным условиям освещения. Различают адаптации к свету, темноте, цвету

АКВАРЕЛЬ – вид живописи, выполненная акварельными красками

АКВАРЕЛЬНЫЕ КРАСКИ – водно-клеевые из тонко растертых пигментов, смешенных с камедью, декстрином, глицерином, иногда с медом или сахарным сиропом; выпускаются сухие – в виде плиток, полусырые – в фарфоровых чашечках или полужидкие – в тюбиках.

АКЦЕНТ - прием подчеркивания линией, тоном, цветом какого-нибудь выразительного предмета, детали изображения, на которые необходимо направить внимание зрителя

АЛЛА-ПРИМА - художественный прием в живописи, состоящий в том, что картина пишется без предварительных прописок и подмалевка

АХРОМАТИЧЕСКИЕ ЦВЕТА – белый, серый, черный. Эти цвета лишены цветового тона

БЛИК – элемент светотени. Наиболее светлое место на освещенной глянцевой или блестящей поверхности

ВАЛЕР (от франц. – ценность, достоинство) - понятие, связанное в живописи со светосилой цвета. Этим термином обозначают тончайшие переходы светотени, которые определяются конкретными условиями и воздушной средой

ВИДЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ – умение дать необходимую эстетическую оценку качеств, заложенных в натуре. Перед изображением натуры художник в основных чертах уже видит её образное живописное решение с учётом определенного материала.

ВОСПРИЯТИЕ ЗРИТЕЛЬНОЕ – процесс отражения предметов и явлений действительности во всем многообразии их свойств, непосредственно влияющих на органы зрения. Зрительное восприятие сопровождается ассоциативными чувствами, ощущением красоты, которые связаны с личным опытом чувственных переживаний от воздействия окружающего.

ГАММА ЦВЕТОВАЯ – цвета, преобладающие в данном произведении и определяющие характер его цветового строя

ГРАФИКА – один из видов изобразительного искусства, по содержанию и форме близкий живописи, но имеющий свои задачи и художественные возможности. Для него характерно преобладание линий и штрихов, применение контрастов белого и черного и меньше чем в живописи, использование цвета.

ГРИЗАЙЛЬ – техника исполнения, произведение. Выполненное кистью одной краской (черной, коричневой), изображение создается с помощью тонов

ГУАШЬ – водная краска, обладающая большими кроющими возможностями. Ею пишут на бумаге, картоне, фанере. Работы имеют матовую бархатистую поверхность

ГРУНТ – тонкий слой специального состава (клеевой, масляный, эмульсионный), наносимый поверх холста или картона с целью придания их поверхности нужных цветовых и фактурных свойств и ограничения чрезмерного впитывания связующего вещества (масла).

ГРУППИРОВКА – один из самых распространенных приёмов в составление композиции. С помощью группировки можно сосредоточить элементы в одном месте и последовательно распределить их в другом, выделить композиционный центр, создать асимметричный баланс, придать движения или создать ощущение неподвижности. Группировать можно пятна, линии, точки, теневые и освещенные части, размеры фигур, их фактуру и т.д. – все, что зрительно отличается одно от другого.

ДЕКОРАТИВНОСТЬ - понятие «декоративность» происходит от латинского слова dekor - красота, прелесть, изящество, его иногда переводят и как украшенность. Латинское слово decorare означает украшать, убирать, наряжать. Словам убор, наряд, украшение соответствует еще одно латинское слово — ornamentum.

Декоративность - это форма выражения красоты синтезированного мира, через отношение части и целого, это связь с окружающей предметно-пространственной средой, не натуральное, а условное ее отображение, наполненное метафорическим смыслом.

Декоративность трактуется также как прием художественно-образного мышления, характерной чертой которого является создание особой композиционной модели. Декоративность как прием служит для выявления внутренней согласованности произведения, соразмерности и упорядоченности всех его деталей и форм и применяется не только в декоративно-прикладном искусстве, но и во всех пространственно-временных искусствах.

ДЕТАЛИЗАЦИЯ – тщательная проработка деталей формы предметов на изображении.

ДЕФОРМАЦИЯ – изменение видимой формы в изображении. Нередко используется как художественный прием, усиливающий выразительность образа

ЖИВОПИСЬ один из главных видов изобразительного искусства. Художественным средством является цвет, позволяющий показать образное отражение предметного мира.

3АКОНЧЕННСОТЬ - такая стадия в работе над этюдом или картиной, когда достигнута наибольшая полнота воплощения творческого замысла или когда выполнена определенная изобразительная задача.

ЗАМЫСЕЛ – база, план всей будущей композиции. Началом создания работы служит идея, которую нужно хорошо продумать, прежде чем приступать к поиску новой формы. Часто идея передается в названии композиции.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ И ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ - наряду с условностью характеризуют особенности отражения действительности в искусстве, специфику художественного образа в произведениях искусства. В изобразительном искусстве «изобразительность» и «выразительность» как свойства художественного отражения находятся в диалектической взаимосвязи.

Художник выражает свой замысел, отдельные качества и явления окружающей действительности посредством их изображения: в живописи цвет и свет, линия и форма, ритмические и композиционные закономерности имеют изначально изобразительную природу, служат видимому воспроизведению явлений предметного мира. Нет искусств, которые бы только изображали, ничего не выражая, или только выражали, ничего не изображая. Правда, роль чувственно-конкретного сходства с отдельными явлениями предметного мира в различных искусствах неодинакова. В изобразительных искусствах она является основой художественного отражения жизни, но в так называемых выразительных искусствах (архитектура, музыка, неизобразительный орнамент) роль эта частная и подчиненная.

Выразительность в искусстве - свойство художественного отражения в образной, наглядной, яркой форме раскрывать сущность изображаемых явлений и характеров, передавать отношение художника к материалу творчества, его переживания, чувства, оценки. Выразительность - проявление активности художника, его заинтересованного отношения к жизни, оригинальной художественной интерпретации, идейно эмоционально-насыщенных образов.

Изобразительность и выразительность как свойства художественного отражения в декоративной живописи находятся в диалектической взаимосвязи, но изобразительность подчинена выразительности, так как в декоративно-прикладном искусстве, выразительность является наиболее важным моментом художественного, образного отражения.



ИДЕАЛИЗАЦИЯ в искусстве – отступление от жизненной правды вследствие намеренного или невольного приукрашивания художником предмета изображения. Идеализация обычно проявляется в преувеличении и абсолютизации положительного начала в сглаживании жизненных противоречий и конфликтов; в воплощении отвлеченного, наджизненного идеала и т.д.

ИДЕЯ КАРТИНЫ – основная мысль произведения, определяющая его содержание и образный строй, выражаемый в соответствующей форме.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ НАТУРЫ - Метод творческой интерпретации натуры заключается в преднамеренном отказе от отдельных деталей и качеств натурных постановок (например, объемности, материальности и т.д.) и выявлении других существенных для художника качеств (орнаментально-ритмический строй живописного произведения, трактовка цвета средствами «органической палитры», силуэт форм различных элементов натурных постановок и другие качества).

Метод творческой интерпретации натуры является специфически образным средством выражения творческого замысла и в произведениях декоративно-прикладного искусства лежит в основе переработки бесконечно разнообразных форм окружающей действительности в «условные, плоскостные, орнаментальные изображения».



ИНТЕРЬЕР – внутренний вид помещения. Изображение интерьера требует обстоятельного знания перспективы. Важно при этом найти место, откуда можно интереснее закомпоновать изображение. Законченное изображение интерьера, кроме интересной композиции, верного перспективного построения, размещения предметов в пространстве, должно давать представление об освещении.

КАРТИНА – произведение станковой живописи, правдиво воплощающее замысел художника, отличающееся значительностью содержания, правдивостью и завершенностью художественной формы.

КИСТИ – бывают колонковые, беличьи, щетинные.

КОЛОРИТ (этюда или картины) - характер взаимосвязи всех цветовых элементов изображения, его цветовой строй. Главное его достоинство - богатство и согласованность цветов, соответствующих самой натуре, передающих в единстве со светотенью предметные свойства и состояние освещенности изображаемого момента.

КОМПОЗИЦИЯ - построение этюда или картины, согласование ее частей. При натурном изображении: подбор и постановка предметов, выбор наилучшей точки зрения, освещенности, определение формата и размера холста, выявление композиционного центра, подчинение ему второстепенных частей произведения.

КОМПОЗИЦИОННЫЕ СРЕДСТВА: повтор, группировка, наложение и врезка, членение, градация, ритм, доминанта, контраст, нюанс, масштаб, формат, пропорция, конструкция, контрапункт, трехкомпонентность, простота, стилизация.

КОНТРАСТ – резко выраженная противоположность. Выразительность многих композиций часто определяется контрастом – резко выраженным противопоставлением двух начал. Свет и тень, объём и плоскость, большое и малое, черное и белое, матовое и блестящее.

КОНСТРУКЦИЯ - в изобразительном искусстве сущность, характерная особенность строения формы, предполагающая закономерную взаимосвязь частей формы, ее пропорций.

КУБИЗМ - художественное направление в европейском изобразительном искусстве начала XX века, ставившее своей целью выявление структуры видимых объемных форм, разложение реальных предметов на части в соответствии с их внутренним строением и организация их в другом порядке в новую форму. Название єтому направлению дали за внешнее сходство живописи кубистов с простыми геометрическими телами – шаром, конусом, призмой, кубом. Кубизм возник во французском искусстве 1900—1910 гг. Его основателем был П. Пикассо («Авиньонские девицы», 1907 г.) В истории кубизма принято выделять три периода: так называемый сезанновский, аналитический и синтетический. Кубизм ставил целью познание реальности, раскрытие внутренней, философской сущности предметов с помощью новых средств. Он знаменовал собой отказ от реализма и вызов стандартной красивости официального салонного искусства. В картинах П. Пикассо кубического периода создается трагический образ грандиозного изломанного, разрушающегося мира.

ЛЕССИРОВКАодин из приемов живописной техники, состоящий в нанесении очень тонких слоев прозрачных и полупрозрачных красок поверх высохшего плотного слоя других красок. При этом достигается особая легкость, звучность цветов, что является результатом их оптического смешения.

МАЗОК – след кисти с краской, оставляемой на основе. Техника живописи мазками художника зависит от задачи, которую он перед собой ставит, от особенностей и свойств материала

МАНЕРА - в отношении к художественной практике, характер или способ исполнения как чисто техническая особенность (например, «широкая манера»).

В истории искусства термином «манера» обозначаются иногда общие свойства исполнения, характерные для художника или художествеїной школы в определенный период творческого развития (например, «поздняя манера Тициана»).



МАСЛЯНЫЕ КРАСКИ – красители, смешанные с растительными маслами: льняным, маковым или ореховым.

МАТЕРИАЛЬНОСТЬ изображаемых предметов передается, прежде всего, характером светотени. Предметы, состоящие из разных материалов, имеют характерные градации светотени

МНОГОСЛОЙНАЯ ЖИВОПИСЬ – важнейшая техническая разновидность масляной живописи, требующая расчленения работы на ряд последовательных этапов (подмалевки, прописки, лессировки), разделенных перерывами для полного просыхания краски.

НАЛОЖЕНИЕ И ВРЕЗКА – размещение элементов или их фрагментов один под другим, частичное перекрывание силуэтов. Это незаменимый приём для пространственных композиций, а также при передаче ближних, средних и дальних планов, линейной и воздушной перспективы. Особый эффект достигается, когда одновременно используется изменение цвета, контраста и масштаба с удалением планов.

НАТЮРМОРТодин из жанров изобразительного искусства, посвященный воспроизведению предметов обихода, фруктов, овощей, цветов, посуды и т.п. Задача художника изображающего натюрморт средствами живописи, передать колористическую красоту окружающих человека предметов, их объемную и материальную сущность, а также выразить свое отношение к изображаемому объекту.

НАТУРАЛИЗМ – в изобразительном искусстве выражается в отрыве от широких обобщений, от идейности и приводит к методу чисто внешнего копирования всего, что находится в поле зрения

НЮАНС – оттенок, тонкое различие,, едва заметный переход в цвете, мысли, звуке. Используя мягкие, слабо выраженные отличия можно создать элегантную благородную композицию. Это самое тонкое и деликатное из композиционных средств.

ОБОБЩЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ - способность художника познавать объективную действительность, выявляя главное, существенное в объектах и явлениях путем сравнения, анализа и синтеза. Произведение изобразительного искусства является результатом выразительности общего, сохраняя вместе с тем всю неповторимость конкретно-зрительного образа.

В узкопрофессиональном понимании обобщение - это последняя стадия процесса выполнения рисунка или живописи с натуры, следующая за детальной проработкой формы. На этой стадии работы осуществляется обобщение деталей с целью создания целостного образа натуры на основе цельного ее зрительного восприятия.



ОБРАЗ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ - специфическая форма отражения действительности в конкретно-чувственной зрительно воспринимаемой форме. Создание художественного образа тесно связано с отбором наиболее характерного, с подчеркиванием существенных сторон предмета или явления в пределах индивидуальной неповторимой природы этих предметов и явлений.

ОБЪЁМ - изображение трехмерности формы на плоскости. Осуществляется, прежде всего, правильным конструктивным и перспективным построением предмета. Другим важным средством передачи объема на плоскости являются градации светотени, выраженные цветом: блик, свет, полутень, тень собственная и падающая, рефлекс. Изображению объема на изобразительной плоскости способствует также направление мазка или штриховки, движение их по направлению формы (на плоских поверхностях они прямые и параллельные, на цилиндрических и шаровых — дугообразные).

ПЕЙЗАЖ – вид, изображение какой-либо местности; в живописи, и графике жанр и отдельное прроизведение, в котором основной предмет изображения – природа. Часто зображаються виды гогродов и архитектурных комплексов (архитектурный пейзаж), морские виды (марина)

ПОВТОР, РИТМ – многим явлениям природы свойственно чередование и повторение. Симметрия – это повторение. Закон повторения проявляется тога, когда определенные элементы (линии, форма, текстура, цвет) используются більше одного раза. Повтор создает ощущение упорядоченности. Простой повтор состоит из одного повторяющегося элемента. Сложный – в композиции повторяються элементы двух или болем видов (цвіт, рисунок, линии и т.д.)

ПРИЗНАКИ КОМПОЗИЦИИ: целостность, наличие доминанты, уравновешенность.

ПРОПОРЦИИ - отношения размеров предметов или их частей друг к другу и к целому. В рисунке или живописи эти отношения передаются в пропорциональном соответствии, то есть подобными, уменьшенными или увеличенными в одно и то же число раз. Соблюдение пропорций имеет решающее значение, так как они являются характерным признаком предмета и составляют основу правдивого и выразительного изображения.

Пропорциональность отношений - закон реалистической живописи, определяющий пропорциональную зрительному образу натуры взаимосвязь каждого светоцветового пятна этюда с другими, важное условие правдивого нецелостного изображения действительности. Наше зрительное восприятие и узнавание формы, окраски, материала предметов, состояния освещенности опирается на их тональные и цветовые отношения. Особенности тона и цвета зрительно воспринимаются не изолированно, а в зависимости от окружения, вместе с другими тонами и цветами. Поэтому тоновые и цветовые различия натуры художник воспроизводит на этюде, как и перспективные размеры предметов, методом пропорционального соответствия изображения и зрительного образа натуры. Этим достигается состояние освещенности этюда, правдивая моделировка объемной формы, материальность, пространственная глубина и другие живописные качества изображения.



ПРОСТОТА – максимальной убедительности и выразительности образа следует добиваться минимальными средствами при максимальном определении подробностей.

СИЛУЭТ - темное на светлом фоне одноцветное плоскостное изображение человека, животного или предмета. Термин произошел от фамилии французского министра финансов XVIII в. Э. де Силуэтта, на которого была нарисована карикатура в виде теневого профиля.

СИМВОЛ - образ, иносказательно выражающий какое-либо широкое понятие или отвлеченную идею. В том случае, если связь символа с выражаемым им понятием вытекает из внутреннего содержательного сходства, родства между изображаемым предметом и его иносказательным значением, употребление символа становится уместным и возможным в реалистическом изобразительном искусстве. Символ употребляют тогда, когда хотят в лаконичной и сжатой форме выразить широкое, многовмещающее понятие.

СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА В ИСКУССТВЕ - неразрывно связанные и взаимообусловленные категории, одна из которых указывает на то, что именно отражено и выражено в произведении (содержание), а вторая на то, как, какими средствами это достигнуто (форма). Ведущая, определяющая роль принадлежит содержанию. Им становится определенное явление жизни, осознанное и эстетически осмысленное художником в процессе творческой работы. К категории художественной формы в изобразительном искусстве относят: сюжет, композицию, типаж, рисунок, цветовой строй, объем, пространственность, светотеневое построение и пр. При этом следует отметить, что художественные достоинства произведения находятся в прямой зависимости от того, насколько профессионально подготовлен художник в использовании форм выражения. Без практического овладения культурой использования цвета невозможно выразить образное содержание средствами живописи в определенном материале.

СРАВНЕНИЕ - метод определения пропорций, тональных и цветовых отношений и др. Свойства и качества познаются нашим сознанием путем сравнения. Понять характер формы предмета, определить его тон и цвет можно только в сравнении его с другими предметами. Чтобы изобразить натуру правдиво, художник должен создать на этюде пропорциональные натуре различия предметов по размерам, тону и цвету. Именно только методом сравнения (при цельном восприятии натуры) можно определить в натуре цветовые отношения между предметами, передать их на холсте или бумаге.

СТИЛИЗАЦИЯ - 1) намеренная имитация художественного стиля, характерная для какого-либо автора, жанра, течения, для искусства и культуры определенной социальной среды, народности, эпохи. Обычно предполагает свободное истолкование содержания и стиля искусства, послужившего прототипом; 2) в изобразительном искусстве и преимущественно в декоративном искусстве, дизайне обобщение изображаемых фигур и предметов с помощью условных приемов; стилизация особенно характерна для орнамента, где она превращает объект изображения в мотив узора.

СТИЛЬ - 1) общность идейно-художественных особенностей произведений искусства определенной эпохи. Возникновение и смена стилей определяется ходом исторического развития общества (например, классицизм, барокко и др.); 2) национальная особенность искусства (китайский, мавританский стиль и т. д.). Говорят также о стиле группы художников или одного художника, если их творчество отличается яркими индивидуальными чертами.

СЮЖЕТ – 1) конкретное событие или явление, изображенное в картине. Одна и та же тема может быть раскрыта во множестве сюжетов; 2) иногда под сюжетом понимается любой объект живой натуры или предметного мира, взятый для изображения. Нередко сюжет заменяет понятие мотив, положенный в основу произведения (особенно пейзажа)

  1   2   3


База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка