Учебно-методический комплекс дисциплины




Скачати 338.25 Kb.
Дата конвертації22.04.2016
Розмір338.25 Kb.
Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра анатомии, физиологии человека и животных
Утверждено

«27» января 2014 г.

Протокол № 5

Зав. кафедрой, профессор


______________ Д.З. Шибкова


Учебно-методический комплекс дисциплины

(учебная и рабочая программы и методические материалы к ним)


«ФИЛОГЕНЕЗ РЕПРОДУКТИВНОЙ ФУНКЦИИ У ПОЗВОНОЧНЫХ»

Б.3+ДВ10


Направление 050100.62 – Педагогическое образование, профиль – «Химия и биология»
Разработчик(и) УМКД:

ст. преподаватель кафедры анатомии, физиологии человека

и животных, к.б.н. М.В. Семенова

Челябинск

2014

СОДЕРЖАНИЕ



I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3

II. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 8

2.1. Список литературы 8

2.2. Список электронных ресурсов 9

III. Применяемые образовательные технологии 9

IV. Материально-техническое обеспечение дисциплины 10

V. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 10

VI. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 12

6.1. Тематическое планирование дисциплины 12

Раздел III. Эволюция полового поведения позвоночных животных 12

6.2. Содержание рабочей программы 12

6.2.1. Аудиторная работа 12

6.2.2. Внеаудиторная работа 15

(самостоятельная работа студентов) 15

VII. Оценочные средства итоговой аттестации по дисциплине 16

7.1. Критерии оценки ответа студентов на зачете 16

К зачету допускаются студенты: 16

прослушавшие цикл лекций, 16

предоставившие отчетность по самостоятельной работе. 16

Оценки «зачтено» заслуживает студент, 17

продемонстрировавший полное знание учебно-программного материала, 17

усвоивший основную и знакомый с дополнительной литературой, 17

оперирующий основными понятиями и терминами 17

Оценка «не зачтено» выставляется студенту, 17

обнаружившему пробелы в знании основного учебно-программного материала, 17

не в полной мере усвоившему основную и дополнительную литературу, 17

не умеющему оперировать основными понятиями и терминами. 17

7.2. Список вопросов к зачету 17

7.3. Оценочные средства формируемых компетенций 18

VIII. Методические материалы 19

8.1. Основные понятия 19

8.2. Требования к написанию реферативной работы 20






I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Основы строения и функции различных органов и систем органов у животных и человека не могут быть достаточно глубоко и полно поняты без знания их исторического становления, то есть филогенеза. Спецкурс «Филогенез репродуктивной функции у позвоночных» направлен на формирование необходимых компетенций в области биологии, расширение представлений студентов об основных этапах развития и направлениях эволюции репродуктивной системы у представителей животного мира и человека.

Под репродуктивными функциями принято понимать комплекс процессов, который охватывает дифференцировку и созревание половых клеток, формирование половых мотиваций, половое поведение, половой акт, процесс оплодотворения, беременность, роды, лактацию, последующее выращивание потомства.



Цель дисциплины – формирование у студентов современных представлений о эволюционном развитии репродуктивной функции позвоночных животных.

В содержание включены вопросы филогенеза органов репродуктивной системы представителей различных классов челюстноротых позвоночных животных, репродуктивного цикла и полового поведения позвоночных.



Место учебной дисциплины в структуре ООП. Дисциплина относится к выборному компоненту профессионального цикла. Шифр дисциплины в учебном плане – Б.3+ДВ10.

Для освоения дисциплины студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в ходе освоения дисциплин: зоологии (беспозвоночных и позвоночных), гистологии с основами эмбриологии, анатомии, физиологии человека и животных, теории эволюции. Для освоения курса студент должен иметь общие представление об основах анатомии и физиологии репродуктивной системы позвоночных животных и человека, полученные в ходе изучения зоологии позвоночных, анатомии человека. Курс «Филогенез репродуктивной функции у позвоночных» расширяет знания обучающихся по многим дисциплинам ООП.

Учебная программа по курсу «Филогенез репродуктивной функции у позвоночных» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ВПО и ООП. Программа курса представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ (ООП) бакалавриата по направлению подготовки 050100.62 – Педагогическое образование, профиль: «Химия и биология». Дисциплина изучается на 3 курсе, в V семестре в объеме 36 часа, в том числе самостоятельная работа 20 часов. Трудоемкость дисциплины 1 ЗЕТ.

Организация учебного процесса по курсу предусматривает 8 часов лекционных занятий, 8 часов практических (семинарских) занятий и 20 часов самостоятельной работы студентов. Форма итоговой аттестации – зачет.

На лекционных занятиях излагаются основные теоретические и проблемные положения курса. Занятия проводятся с использованием современных технических средств обучения (мультимедийный проектор, видеофильмы и т.д.). Теоретические знания, полученные студентами на лекциях и семинарских занятиях закрепляются в ходе самостоятельной работы с учебниками, научной и методической литературой.

Для самостоятельной работы по курсу «Филогенез репродуктивной функции у позвоночных» студентам предлагается освоить наиболее простые теоретические разделы дисциплины, доступно изложенные в учебной литературе.



Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:

ОК-4 – способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования;

ПК-1 – способен реализовывать программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях;

СК-1 – владеет основными биологическими понятиями, знаниями биологических законов и явлений;

СК-4 – способен применять системный подход в изучении живого и механизмов жизнедеятельности биологических систем

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:



Знать: основные понятия и термины курса, понятие репродуктивной системы организма животных; закономерности эволюции репродуктивной функции, морфофункциональные особенности репродуктивной системы у представителей различных классов позвоночных животных.

Уметь: оперировать основными понятиями, работать со специализированной научной информацией, анализировать ее, адаптировать и грамотно представлять; выявлять связи между строением и функцией органов репродуктивной системы, физиологическими механизмами и репродуктивными поведенческими реакциями.

Владеть: базовыми представлениями об основных закономерностях, этапах эволюционного развития репродуктивной функции.

Матрица соответствия компетенций разделам (модулям) дисциплины

Разделы (модули) дисциплины

Компетенции

ОК-4

ПК-1

СК-1

СК-4

Морфология репродуктивной системы животных

+

+

+

+

Физиология репродуктивной системы позвоночных животных

+

+

+

+

Эволюция полового поведения позвоночных животных

+

+

+

+


Соответствие целей освоения дисциплины и формируемых компетенций

п/п


Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС ВПО и ООП)

Знания, умения, навыки (ЗУН), обеспечивающие формирование компетенции

(в соответствии с ФГОС ВПО и ООП)



Конкретизированные цели освоения дисциплины (знать, уметь, владеть), обеспечивающие формирование компетенции

1

ОК-4 – способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования.

Знать:

 Основные характеристики естественнонаучной картины мира, место и роль человека в природе.



Уметь:

Применять естественнонаучные знания в учебной и профессиональной деятельности




Знать:

Основные закономерности эволюции репродуктивной системы и полового поведения у позвоночных животных.



Уметь:

Применять знания в области сравнительной анатомии и физиологии животных в учебно-профессиональной деятельности



2

ПК-1 – способен реализовывать программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях.

Знать:

 Содержание преподаваемого предмета;



Уметь:

 Проектировать элективные курсы с использованием последних достижений наук;

 Использовать в образовательном процессе разнообразные ресурсы, в том числе потенциал других учебных предметов.

Владеть:

 Способами ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы и т.д.);

 Способами совершенствования профессиональных знаний и умений путем использования возможностей информационной среды образовательного учреждения, региона, области, страны.


Знать:

Содержание понятия репродуктивная функция, особенности ее реализации у представителей различных классов позвоночных животных.



Уметь:

Использовать современные данные сравнительной анатомии, физиологии, теории эволюции в учебно-профессиональной деятельности



Владеть:

Навыками работы с современными научными, учебно-методическими, научно-популярными источниками информации в области сравнительной анатомии и физиологии.




3

СК-1 – Владеет основными биологическими понятиями, знаниями биологических законов и явлений

Знать: основные морфологические и физиологические понятия (рост, развитие, гетерохрония, возбуждение, торможение, метаболизм,

регуляция функций, адаптация и др.).



Уметь: оперировать основными понятиями

при изучении процессов, происходящих в организме.



Владеть: навыками применения основных понятий.

Знать:

Основные понятия курса,

иметь представления о филогенезе репродуктивной системы и полового поведения, их адаптивном значении.

Уметь:

Оперировать основными биологическими понятиями



Владеть:

Навыками использования основных понятий курса в изучении дисциплин профессионального цикла



4

СК-4 – Способен применять системный подход в изучении живого и механизмов жизнедеятельности биологических систем

Знать:

основные законы, определяющие существование и взаимодействие биологических систем разных уровней;

современные представления о функционировании многоуровневых систем

Уметь:

применять принцип системности к анализу биологических явлений



Владеть:

основными приемами системного научного мышления



Знать:

Современные представления о системном принципе организации репродуктивной функции человека и животных.

Направления и основные этапы эволюционных преобразований репродуктивной функции.

Уметь:

Применять системный подход к изучению функций организма человека и животных.



Владеть:

Навыками системного анализа физиологических процессов




II. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

2.1. Список литературы


Основная литература

  1. Константинов В.М. Сравнительная анатомия позвоночных животных / В.М. Константинов, С.П. Шаталов. – М.: Академия, 2005. – 304 с.

  2. Константинов В.М. Зоология позвоночных / В.М. Константинов, С.П. Наумов, С.П. Шаталова. – М.: Академия, 2011. – 444 с.

  3. Начала физиологии: Учебник для вузов / Под ред. А.Д. Ноздрачева. – Спб.: Лань. – 2005. – 1088с.

  4. Орлов Р.С. Нормальная физиология: учеб. для вузов / Р.С. Орлов, А.Д. Ноздрачев; ред. Э.Г.Улумбеков. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. – 687 с.


Дополнительная литература


  1. Агаджанян Н.А. Нормальная физиология: Учебник для студентов медицинских вузов / Н.А. Агаджанян, В.М. Смирнов. – М.: ООО «Издательство «Медицинское агентство»», 2009. – 520 с.

  2. Агаджанян Н.А. Основы физиологии человека: Учебник для студентов вузов, обучающихся по медицинским и биологическим специальностям / В.И. Торшин, В.М. Власова, Н.А. Агаджанян, 2-е издание, исправленное. – М.: РУДН, 2001. – 408 с.

  3. Агаджанян Н.А. Физиология человека / Н.Л. Агаджанян, Л.З. Тель, В.И. Циркин, С.А. Чеснокова. – М.: Медицинская книга, Н. Новгород: Издательство НГМА, 2003. – 528 с.;

  4. Дзержинский Ф.Я. Зоология позвоночных / Ф.Я. Дзержинский, Б.Д. Васильев, В.В. Малахов М.: "Академия", 2013. – 464 с.

  5. Дзержинский Ф.Я. Сравнительная анатомия позвоночных животных / Ф.Я. Дзержинский. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 304 с.

  6. Камкин А.Г. Атлас по физиологии. В двух томах: учеб. пособие / А.Г. Камкин, И.С. Киселева. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 408 с.;

  7. Карташев Н.Н. Практикум по зоологии позвоночных / Н.Н. Карташев, В.Е. Соколов, И.А. Шилов. – М.: Аспект Пресс, 2004. – 383 с.

  8. Кузнецов С.Л. Гистология, цитология и эмбриология: Учебник / С.Л. Кузнецов, Н.Н. Мушкамбаров. –М.: Изд-во "МИА", 2007. – 600 с.

  9. Кэрролл Л. Палеонтология и эволюция позвоночных: В 3-х томах. Том 1. – М.: Мир, 1992. – 280 с. (заканчивается хрящевыми рыбами) Том 2. – М.: Мир, 1993. – 282 с. (заканчивается примитивными млекопитающими и сумчатыми). Том 3. – М.: Мир, 1993. – 312 с. (посвящен плацентарным млекопитающим).

  10. Наумов Н.П. Зоология позвоночных: В 2-х томах / Н.П. Наумов, Н.Н. Карташев. Том 1. – М.: Высшая школа, 1979. – 333 с. (беспозвоночные хордовые, бесчелюстные, рыбы и земноводные). Том 2. – М.: Высшая школа, 1979. – 272 с. (рептилии, птицы и млекопитающие).

  11. Нормальная физиология: учебник для студ. высш. мед. проф. образования / под ред. В.М. Смирнова. – 4-е изд., испр. – М: Издательский центр «Академия», 2012. – 480 с.;

  12. Общий курс физиологии человека и животных: учебник: в 2 т. / Под ред. А.Д. Ноздрачева. – М.: Высшая школа, 1991.

  13. Основы физиологии человека: учебник: в 3 т. / Под ред, акад. РАМН Б.И. Ткаченко. – М.: Литера, 1998.

  14. Физиология человека: Учебник / В двух томах / Под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько. – М.: Медицина, 1997.

  15. Физиология человека. (Учебник) В 3-х томах. /Под ред. Р. Шмидта, Г. Тевса. (Пер. с англ. – 3-е изд.) – М.: Мир. – 2005 – Т.1 – 323с. – Т.2 – 314с. – Т. 3. – 228 с

  16. Физиология. Основы и функциональные системы: Курс лекций / Под ред. К.В. Судакова. – М.: Медицина, 2000. – 784 с.

  17. Фундаментальная и клиническая физиология / под редакцией А.Г. Камкина и А. Каменского. – М.: Академия, 2004. – 1073 с.


2.2. Список электронных ресурсов

http://elibrary.ru/ –Научная электронная библиотека;

http://elibrary.rsl.ru/ – Российская государственная библиотека;

http://www.zin.ru/about_r.htm – Официальный сайт зоологического института Российской Академии наук.

http://eknigi.org/nauka_i_ucheba/165188-zoologiya-pozvonochnyx.html – Электронные учебники по зоологии позвоночных

http://www.iephb.ru/ – сайт Института эволюционной физиологии и биохимии

имени И.М. Сеченова Российской академии наук; http://www.iephb.ru/journal.htm – Журнал эволюционной биохимии и физиологии ИЭФБ РАН

III. Применяемые образовательные технологии


При освоении дисциплины используются различные сочетания видов учебной работы с методами и формами активизации познавательной деятельности бакалавров для достижения запланированных результатов обучения и формирования компетенций. На лекционных и практических занятиях используются активные и формы проведения занятий (проблемная лекция, анализ конкретных ситуаций, групповая работа). Используется диалоговая форма ведения лекций с постановкой и решением проблемных задач, обсуждением дискуссионных моментов и т.д. Лекции сопровождаются мультимедиа презентациями.

При проведении практических занятий создаются условия для максимально самостоятельной работы студентов. Семинары проводятся в форме конференции, круглого стола. Семинары включают просмотр фрагментов научных и научно-популярных видеофильмов по теме занятия с последующим их обсуждением.

При организации внеаудиторной самостоятельной работы по курсу используются следующие формы: конспектирование темы по вопросам; выполнение индивидуального домашнего задания; самостоятельное изучение темы; подготовка докладов; выполнение творческой самостоятельной работы; подготовка к индивидуальному собеседованию.

IV. Материально-техническое обеспечение дисциплины


Кафедра располагает материально-технической базой, соответствующей действующим санитарно-техническим нормам и обеспечивающей проведение всех видов теоретической и практической подготовки, предусмотренных учебным планом бакалавриата. Для обеспечения данной дисциплины имеются: оборудованные необходимыми техническими средствами обучения аудитории; учебники, учебные пособия и рекомендации; мультимедийный комплекс (сопровождение лекционного материала); информационные цифровые ресурсы: использование Интернет-ресурсов (специализированные библиотеки и др.).

V. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


РАЗДЕЛ I. МОРФОЛОГИЯ РЕПРОДУКТИВНОЙ СИСТЕМЫ ПОЗВОНОЧНЫХ ЖИВОТНЫХ. Общий план строения репродуктивной системы позвоночных животных: половые железы (гонады) – выводные протоки (семяпроводы и яйцеводы) – наружные половые органы. Строение гонад представителей различных классов позвоночных животных. Гермафродитизм. Сравнительная морфология органов полового пути представителей классов позвоночных животных. Органы полового пути мужского организма: семявыносящие пути, предстательная железа, семенные пузырьки, половой член. Органы полового пути женского организма: яйцеводы, матка, влагалище. Особенности морфологии половых органов бесчелюстных позвоночных. Особенности строения наружных половых органов самцов и самок рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих. Молочные железы млекопитающих и человека.

Раздел II. ФИЗИОЛОГИИ РЕПРОДУКТИВНОЙ СИСТЕМЫ ПОЗВОНОЧНЫХ ЖИВОТНЫХ.

Формирование мужских и женских половых клеток: дифференцировка и созревание половых клеток. Репродуктивный цикл. Половое созревание. Понятие полового (репродуктивного) цикла. Созревание фолликула. Овуляция. Изменения в слизистых оболочках половых органов самки. Частота, длительность цикла, морфологические проявления репродуктивного цикла у разных видов животных. Моноэстральные и полиэстральные животные. Периоды полового цикла: предовуляционный (проэстральный), овуляционный (эстральный). Течка. Послеовуляционный период. Длительность полового цикла животных. Образование желтого тела. Период межовуляционного покоя (диэструс). Половой цикл женщин – менструальный цикл. Циклические изменения секреции гормонов, морфологических изменений в яичнике и эндометрии. Менструация.

Оплодотворение. Наружное и внутреннее осеменение яйца у представителей животного мира. Типы внутреннего осеменения: влагалищный и маточный. Типы оплодотворения: моно и полиспермия. Особенности оплодотворения в различных классах позвоночных животных.

Особенности развития зародыша у представителей классов позвоночных животных. Яйцекладущие и живородящие животные. Яйцеживорождение. Зародышевое развитие рыб и земноводных. Анамнии и амниоты. Развитие яйца пресмыкающихся и птиц. Яйцекладка. Регуляция откладывания яйца. Инкубация и вылупление. Беременность и роды млекопитающих и человека. Периоды эмбрионального развития организма млекопитающих: зародышевый, предплодный, плодный. Образование плодных оболочек – амниона (водной), алантоиса (мочевой) и хориона (сосудистой). Типы плаценты млекопитающих: эпителиохориальный, десмохориальный, эндотелиохориальный, гемохориальный. Плацентарный барьер. Латентная стадия беременности млекопитающих. Роды. Лактация у представителей млекопитающих.



РАЗДЕЛ III. ЭВОЛЮЦИЯ ПОЛОВОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОЗВОНОЧНЫХ ЖИВОТНЫХ

Репродуктивное поведение животных как цикл последовательных инстинктивных реакций, обусловленных внутренней мотивацией и внешними стимулами. Активация половой функции эндогенными и экзогенными факторами. Программы репродуктивного поведения. Брачные периоды у представителей позвоночных. Выбор полового партнера. Половой отбор. Копулятивное поведение. Формы ухаживания. Безусловные рефлексы самцов и самок: рефлекс полового влечения (рефлекс отыскивания самки или самца), обнимательный рефлекс, рефлекс подготовки половых органов (эрекция), совокупительный рефлекс, рефлекс выделения гамет. Доминанты полового сближения, оплодотворения, беременности, родовая доминанта. Выведение потомства. Формы заботы о потомстве у представителей различных классов позвоночных. Отцовское поведение.




VI. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

6.1. Тематическое планирование дисциплины


Наименование разделов и тем курса

Количество часов

Всего

Аудиторная работа

Самостоятельная работа

Лекции

ПЗ

ЛЗ

Раздел I. Морфология репродуктивной системы позвоночных животных

Сравнительная анатомия репродуктивной системы позвоночных животных




2

2




4

Раздел II. Физиологии репродуктивной системы позвоночных животных

Филогенез репродуктивного цикла позвоночных животных




2

2




6

Оплодотворение и особенности развития зародыша у позвоночных животных




2

2




4

Раздел III. Эволюция полового поведения позвоночных животных


Филогенез полового поведения позвоночных животных




2

2




6

Итого:

36

8

8

-

20


6.2. Содержание рабочей программы

6.2.1. Аудиторная работа


Лекции

Тема: Сравнительная анатомия репродуктивной системы позвоночных животных (2 часа)

План:

1. Общий план строения репродуктивной системы позвоночных животных: половые железы (гонады) – выводные протоки (семяпроводы и яйцеводы) – наружные половые органы.

2. Эволюция гонад, органов полового пути и наружных половых органов позвоночных животных.

3. Репродуктивная система организма человека.



Информационное сопровождение:

Основная литература: 1, 3

Дополнительная литература: 5, 12
Тема: Филогенез репродуктивного цикла позвоночных животных (2 часа)

План:

1. Понятие полового (репродуктивного) цикла.

2. Периоды полового цикла: предовуляционный (проэстральный), овуляционный (эстральный), послеовуляционный период.

3. Морфологические проявления репродуктивного цикла у разных классов животных.

4. Менструальный цикл.

Информационное сопровождение:

Основная литература: 2, 3, 4

Дополнительная литература: 2, 3, 10, 12, 15
Тема: Оплодотворение и особенности развития зародыша у позвоночных животных (2 часа)

План:

1. Оплодотворение. Типы оплодотворения. Особенности оплодотворения в различных классах позвоночных животных.

2. Эмбриональное развитие у представителей различных классов позвоночных животных.

Информационное сопровождение:

Основная литература: 1, 2

Дополнительная литература: 4, 5, 10, 12
Тема: Филогенез полового поведения позвоночных животных (2 часа)

План:

1. Репродуктивное поведение животных.

2. Программы репродуктивного поведения.

3. Формы заботы о потомстве у представителей различных классов позвоночных.



Информационное сопровождение:

Основная литература: 1, 2

Дополнительная литература: 4, 10, 12
Семинарские занятия

Тема: Сравнительная анатомия репродуктивной системы позвоночных животных (2 часа)

План:

  1. Строение гонад представителей различных классов позвоночных животных.

  2. Сравнительная морфология органов полового пути представителей классов позвоночных животных.

  3. Особенности строения наружных половых органов самцов и самок рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих.


Информационное обеспечение:

Основная литература: 1, 2, 3

Дополнительная литература: 4, 5, 10
Тема: Филогенез репродуктивного цикла позвоночных животных (2 часа)

План:

  1. Репродуктивный цикл.

  2. Процесс созревания фолликула. Овуляция.

  3. Периоды полового цикла: предовуляционный (проэстральный), овуляционный (эстральный), послеовуляционный период. Период межовуляционного покоя (диэструс).

  4. Половой цикл женщин – менструальный цикл. Циклические изменения секреции гормонов, морфологических изменений в яичнике и эндометрии. Менструация.

Информационное обеспечение:

Основная литература: 3, 4

Дополнительная литература: 1 – 3, 8, 11 – 17.
Тема: Оплодотворение и особенности развития зародыша у позвоночных животных (2 часа)

План:

1) Яйцекладущие и живородящие позвоночные. Яйцеживорождение.

2) Зародышевое развитие рыб и земноводных.

3) Развитие яйца пресмыкающихся и птиц.

4) Беременность и роды млекопитающих и человека.

Информационное обеспечение:

Основная литература: 1, 2, 3, 4

Дополнительная литература: 4, 5, 10, 12, 13, 14, 15
Тема: Филогенез полового поведения позвоночных животных (2 часа)

План:


  1. Брачные периоды у представителей позвоночных.

  2. Выбор полового партнера. Половой отбор.

  3. Копулятивное поведение. Безусловные рефлексы самцов и самок: рефлекс полового влечения (рефлекс отыскивания самки или самца), обнимательный рефлекс, рефлекс подготовки половых органов (эрекция), совокупительный рефлекс, рефлекс выделения гамет.

Информационное обеспечение:

Основная литература: 1, 2

Дополнительная литература: 4, 10, 12

6.2.2. Внеаудиторная работа

(самостоятельная работа студентов)


Самостоятельная работа студентов организуется в форме подготовки к семинарам, подготовки реферативных сообщений и творческих работ с использованием рекомендуемой дополнительной литературы и электронных информационных ресурсов.
Тема: Сравнительная анатомия репродуктивной системы позвоночных животных (4 часа)

План изучаемой темы:

  1. Строение гонад представителей различных классов позвоночных животных.

  2. Сравнительная морфология органов полового пути представителей классов позвоночных животных.

  3. Особенности строения наружных половых органов самцов и самок рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих.

Форма самостоятельной работы:

1. Заполнение таблицы «Особенности строения репродуктивной системы позвоночных животных»



Органы репродуктивной системы

Классы позвоночных животных

Хрящевые рыбы

Костные рыбы

Земноводные

Пресмыкающиеся

Птицы

Млекопитающие






















2. Подготовка к семинару

Форма отчетности: предоставление таблицы, работа на семинарском занятии.

Методическое обеспечение:

Основная литература: 1, 2

Дополнительная литература: 4, 5, 9, 10
Тема: Филогенез репродуктивного цикла позвоночных животных (6 часов)

План изучаемой темы:

Формирование мужских и женских половых клеток: дифференцировка и созревание половых клеток. Схемы сперматогенеза и оогенеза



Форма самостоятельной работы: подготовка опорного конспекта

Форма отчетности: предоставление конспекта, вопросы зачета

Методическое обеспечение:

Основная литература: 3

Дополнительная литература: 8

Тема: Оплодотворение и особенности развития зародыша у позвоночных животных (4 часа)

План изучаемой темы:

    1. Беременность и роды млекопитающих и человека

    2. Периоды эмбрионального развития организма млекопитающих: зародышевый, предплодный, плодный.

    3. Образование плодных оболочек – амниона (водной), алантоиса (мочевой) и хориона (сосудистой).

    4. Типы плаценты млекопитающих: эпителиохориальный, десмохориальный, эндотелиохориальный, гемохориальный. Плацентарный барьер.

    5. Роды.

    6. Лактация.

Форма самостоятельной работы: подготовка опорного конспекта по вопросам

Форма отчетности: предоставление конспекта, вопросы зачета

Методическое обеспечение:

Основная литература: 1, 2, 3, 4

Дополнительная литература: 4, 5, 10, 12, 13, 14, 15
Тема: Филогенез полового поведения позвоночных животных (6 часов)

План изучаемой темы:

  1. Выведение потомства.

  2. Формы заботы о потомстве у представителей различных классов позвоночных.

  3. Отцовское поведение.

Форма самостоятельной работы: Подготовка презентации.

Форма отчетности: презентация, сообщение, вопросы зачета

Методическое обеспечение:

Основная литература: 1, 2

Дополнительная литература: 4, 10, 12

VII. Оценочные средства итоговой аттестации по дисциплине

7.1. Критерии оценки ответа студентов на зачете

К зачету допускаются студенты:

  • прослушавшие цикл лекций,


  • предоставившие отчетность по семинарским занятиям;
  • предоставившие отчетность по самостоятельной работе.


На зачете проверяются основные знания студентов, полученные в ходе изучения соответствующих тем курса «Филогенез репродуктивной функции у позвоночных».

Оценки «зачтено» заслуживает студент,

  • продемонстрировавший полное знание учебно-программного материала,

  • усвоивший основную и знакомый с дополнительной литературой,

  • оперирующий основными понятиями и терминами

Оценка «не зачтено» выставляется студенту,

  • обнаружившему пробелы в знании основного учебно-программного материала,

  • не в полной мере усвоившему основную и дополнительную литературу,

  • не умеющему оперировать основными понятиями и терминами.


7.2. Список вопросов к зачету


  1. Общий план строения репродуктивной системы позвоночных животных.

  2. Строение гонад представителей различных классов позвоночных животных. Гермафродитизм.

  3. Сравнительная морфология органов полового пути представителей классов позвоночных животных.

  4. Особенности строения наружных половых органов самцов и самок рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих.

  5. Репродуктивный цикл у представителей различных классов позвоночных животных.

  6. Сперматогенез и оогенез: формирование половых клеток.

  7. Оплодотворение. Особенности оплодотворения в различных классах позвоночных животных.

  8. Особенности развития зародыша у представителей классов позвоночных животных.

  9. Яйцекладущие и живородящие животные. Яйцеживорождение. Беременность и роды млекопитающих и человека.

  10. Репродуктивное поведение животных как цикл последовательных инстинктивных реакций.

  11. Программы репродуктивного поведения.

  12. Формы заботы о потомстве у представителей различных классов позвоночных.



7.3. Оценочные средства формируемых компетенций


Конкретные цели освоение дисциплины (знать, уметь, владеть), обеспечивающие формирование компетенции

Оценочные средства формирования компетенции

ОК-4 – способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования.

Знать:

Основные закономерности эволюции репродуктивной системы и полового поведения у позвоночных животных.



Уметь:

Применять знания в области сравнительной анатомии и физиологии животных в учебно-профессиональной деятельности



Текущий контроль:

Устный фронтальный опрос.


Промежуточная аттестация:

Проверка схем, конспектов.

Тестовый контроль.
Итоговая аттестация: Зачет.


ПК-1 – способен реализовывать программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях.

Знать:

Содержание понятия репродуктивная функция, особенности ее реализации у представителей различных классов позвоночных животных.



Уметь:

Использовать современные данные сравнительной анатомии, физиологии, теории эволюции в учебно-профессиональной деятельности



Владеть:

Навыками работы с современными научными, учебно-методическими, научно-популярными источниками информации в области сравнительной анатомии и физиологии.



Текущий контроль:

Устный фронтальный опрос.


Промежуточная аттестация:

Проверка презентаций, рефератов.

Тестовый контроль.
Итоговая аттестация: Зачет.


СК-1 – Владеет основными биологическими понятиями, знаниями биологических законов и явлений

Знать:

Основные понятия курса,

иметь представления о филогенезе репродуктивной системы и полового поведения, их адаптивном значении.

Уметь:

Оперировать основными биологическими понятиями



Владеть:

Навыками использования основных понятий курса в изучении дисциплин профессионального цикла



Текущий контроль:

Устный фронтальный опрос.


Промежуточная аттестация:

Проверка опорных конспектов, рефератов, творческих работ.


Итоговая аттестация:

Тестовый контроль, зачет



СК-4 – Способен применять системный подход в изучении живого и механизмов жизнедеятельности биологических систем

Знать:

Современные представления о системном принципе организации репродуктивной функции человека и животных.

Направления и основные этапы эволюционных преобразований репродуктивной функции.

Уметь:

Применять системный подход к изучению функций организма человека и животных.



Владеть:

Навыками системного анализа физиологических процессов



Текущий контроль:

Устный фронтальный опрос.


Промежуточная аттестация:

Проверка конспектов.

Тестовый контроль.
Итоговая аттестация: Зачет.




VIII. Методические материалы

8.1. Основные понятия





Алантоис

Анамнии


Амнион

Амниоты


Безусловный рефлекс

Беременность

Брачный период

Влагалище

Гермафродитизм.

Диэструс


Доминанта

Желтое тело

Живородящие

Забота о потомстве

Инкубация

Клоака


Копулятивное поведение

Лактация

Матка

Менструальный цикл



Менструация

Молочные железы

Моноспермия

Моноэстральный

Овуляционный период

Овуляция


Оогенез

Оплодотворение

Плацента

Плацентарный барьер

Поведение

Позвоночные животные

Полиспермия

Полиэстральный

Половое поведение

Половое созревание

Половой отбор

Половые железы (гонады)

Послеовуляционный период

Предовуляционный период

Предстательная железа

Репродуктивная система

Репродуктивный цикл

Роды


Семенные пузырьки

Семяпровод

Сперматогенез

Течка


Филогенез

Фолликул


Хориона

Эмбриональное развитие

Эстральный период

Яйцевод


Яйцеживорождение

Яйцекладка

Яйцекладущие

Яйцо

8.2. Требования к написанию реферативной работы


Реферат выполняется на бумаге формата А4. Размеры полей: справа – 1,5 см; слева – 3 см, сверху и снизу – по 2 см. Нумерация страниц – внизу, по центру. Выравнивание текста по ширине, заголовки – по центру; абзац – 1,25 см. Междустрочный интервал – 1,5. Шрифт – Times New Roman, размер шрифта – 14. Объем реферата: не менее 15 страниц машинописного текста.

Структура работы: титульный лист; содержание; введение; разделы и параграфы работы; заключение; список литературы. Разделы, параграфы обозначаются арабскими цифрами. Названия разделов в тексте выделяются полужирным шрифтом. В содержании обязательно указание номера начальной страницы разделов и параграфов работы. Во введении дается краткое содержание работы, обоснование выбора темы, ее актуальность.

В тексте обязательны ссылки цитируемые источники. В скобках необходимо указать инициалы, фамилию автора, затем, после запятой, год издания упомянутого источника. НАПРИМЕР: (Р.А. Гулянский, 1989). Если необходимо указать несколько авторов, их перечисляют в хронологическом порядке: (Н.Н. Петров, 1998; Р.А. Гулянский, 1989).

Каждый литературный источник, на который сделана ссылка в работе или положения которого цитировались, должны быть в списке литературы. Не допускается помещать в этот список работы, которые не упоминались в реферате.

Список литературы приводится в алфавитном порядке, оформляется в соответствии с ГОСТом.

Учебно-методический комплекс дисциплины

«Филогенез репродуктивной функции у позвоночных»

(учебная и рабочая программы и методические материалы к ним)


Направление 050100.62 – Педагогическое образование, профиль – «Химия и биология»

Челябинск, ЧГПУ, 2014



Составитель: М.В. Семенова, к.б.н., старший преподаватель кафедры анатомии, физиологии человека и животных

Зав. кафедрой анатомии,

физиологии человека и животных

д.б.н., профессор _____________/Д.З. Шибкова




База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка