Учебно-методический комплекс дисциплины




Сторінка1/15
Дата конвертації16.04.2016
Розмір1.84 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

УМКД 042-14.05.01.20

54 /03.2010



Ред. № 3от 26.02.2010

взамен ред.№ 2 от 03.09.2009


Страница из








МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

СЕМИПАЛАТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


имени ШАКАРИМА

Документ СМК 3 уровня

УМКД

УМКД 042-14.05.01.20.8

/03.2010


УМКД

Учебно-методические материалы по дисциплине

«Диагностика и коррекция психических отклонений у детей»

Ред. № 3от 26.02.2010



взамен ред.№ 2 от 03.09.2009

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

«Диагностика и коррекция психических отклонений у детей»

для специальности «050503 – «Психология»


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ



Семей 2010




Содержание





1

Глоссарий




2

Лекции




3

Практические и лабораторные занятия




4

Курсовая работа и дипломный проект (работа)




5

Самостоятельная работа студента





1 ГЛОССАРИЙ
АКСЕЛЕРАЦИЯ — ускорение (в среднем на 1—2 года) физического, интеллектуального и сексуального развития, в целом или парциально. Для парциальной акселерации характерны дизритмичность и неравномерность психофизического развития.

АНАМНЕЗ (от греч.anamnesis-воспоминание) - совокупность сведений об условиях протекания развития индивидуума, получаемых от него самого, а также его близких с целью постановки и уточнения диагноза. А. детей, помимо медицинских данных, должен включать также информацию о развитии моторики, речи, игровой и познавательной деятельностей.
ДЕПРИВАЦИЯ (от позднелат. deprivatio — лишение) — психическое состояние, возникающее как результат длительного ограничения возможностей человека в основных психических  потребностей. Характеризуется выраженными отклонениями в эмоциональном и интеллектуальном развитии, нарушением социальных контактов. Среди условий, необходимых для полноценного развития ребенка, выделяются следующие: 1) недостаток многообразных стимулов разной модальности (зрительные, слуховые); вызывает стимульную (сенсорную) Д.; 2) удовлетворительные условия для учения и приобретения различных навыков, хаотичная структура внешней среды, которая не позволяет понимать, предвосхищать и регулировать происходящее вовне, вызывает когнитивную Д.; 3) недостаточность социальных контактов (со взрослыми и, прежде всего, матерью), обеспечивающие формирование личности, приводят к эмоциональной Д.; 4) ограничение возможности самореализации посредством усвоения социальных ролей, приобщения к общественным нормам и ценностям, вызывает социальную Д; 5) ограниченные условия развития и воспитания в условиях детского дома, учреждений интернатного типа приводят к материнской Д.

ДЕТСКИЙ АУТИЗМ — нарушение психического развития, характеризующееся аутистической формой контактов с окружающими, расстройствами речи и моторики, стереотипностью деятельности и поведения, приводящими к нарушениям социального взаимодействия.

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ - организация обучения и воспитания детей с проблемами развития в различных типах спец. (коррекционных) образовательных учреждений в зависимости от характера и выраженности дефекта. Направление ребёнка в учреждение того или иного типа осуществляется на основании комплексного обследования.
ДИЗОНТОГЕНЕЗ (dysontoge-nesis; греч. dys — затруднение, отклонение от нормы, расстройство + греч. on, ontos — сущее, существо + genesis — происхождение, развитие) — нарушение индивидуального развития организма. Психический дизонтогенез — патология психического развития с изменением последовательности, ритма и темпа процесса созревания психических функций.

ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ЗПР) — особый вариант отклонения в развитии, проявляющийся в нарушении темпа психического развития ребенка. Может быть вызван различными причинами: особенностями конституции ребенка (конституциональный генез, гармонический инфантилизм), условиями развития и воспитания в дисгармоничной семье (психогенный генез) соматическими проблемами, органическими поражениями ЦНС (минимальная мозговая дисфункция.).

ИГРОТЕРАПИЯ - метод лечебно-педагогического воздействия на детей и взрослых, страдающих эмоциональными нарушениями, страхами, неврозами и др.
КОРРЕКЦИЯ – (лат. correctio – исправление) определяется как система специальных и общепедагогических мер, направленных на ослабление или преодоление недостатков психофизического развития и отклонений в поведении у детей и подростков.

КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА - система специальных педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков развития детей с особенностями в развитии. Коррекционная направленность характерна для всей учебно-воспитательной работы, которая организуется с учётом нарушений и индивидуальных особенностей ребёнка. В К.-в.р. с детьми дошкольного возраста преобладает обучение, направленное на развитие компенсаторных возможностей (см. Компенсация функций).
КОМПЕНСАЦИЯ – (лат. compensatio – возмещение, уравновешивание) – это процесс замещения или перестройки нарушенных или недоразвитых психофизиологических функций организма.

МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ - орган, осуществляющий комплектование специальных (коррекционных) образовательных учреждений, т.е. отбор детей с особенностями в развитии и в зависимости от специфики и степени выраженности дефекта. В состав комиссии входят представители отделов народного образования и здравоохранения, врачи (психоневролог или детский психиатр), педагог-дефектолог, логопед, психолог. В необходимых случаях привлекаются отоларинголог, офтальмолог, ортопед (либо рассматриваются их письменные заключения). С помощью различных психолого-педагогических методов проводится комплексное обследование ребёнка. Его результаты в совокупности с данными анализа соответствующей документации служат основанием для направления ребёнка в образовательное учреждение того или иного типа.

НАРУШЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ [ICD–10, 1994] — расстройства, имеющие следующие основные признаки: а)начало обязательно в младенчестве или детстве;б) повреждение или задержка в развитии функций, тесно связанных с биологическим созреванием центральной нервной системы; в) постоянное течение, без ремиссий или рецидивов, характерных для многих психических расстройств. К нарушениям психологического развития относятся: 1) специфические расстройства развития речи; 2) специфические расстройства развития школьных навыков; 3) специфическое расстройство развития двигательных функций; 4) смешанные специфические расстройства; 5) общие расстройства развития; 6) другие расстройства психологического развития; 7) неуточненное расстройство психологического развития.

ПСИХИЧЕСКИЙ ИНФАНТИЛИЗМ — незрелость личности с преимущественным отставанием в развитии эмоционально-волевой сферы и сохранением детских качеств личности. У детей психический

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — отрасль психологии, изучающая особенности психики людей, для которых характерно отклонение от нормального развития, вызванное врожденными или приобретенными нарушениями (дефектами). В зависимости от специфики нарушения выделяют психологию слепых (тифлопсихология), глухих (сурдопсихология), умственно отсталых (олигофренопсихология), а также детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, речи и др.

РЕАБИЛИТАЦИЯ (от лат. rehabilitas-восстановление пригодности, способности) - система медико-педагогических мер, направленных на включение ребёнка с особенностями в развитии в социальную среду, приобщение к общественной жизни и труду на уровне его психофизических возможностей. Р. осуществляется с помощью медицинских средств, направленных на устранение или смягчение дефектов развития, а также специального обучения, воспитания и профессиональной подготовки.
РЕАБИЛИТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ (лат. rehabilitatio– восстановление) – это процесс включения ребенка с отклонениями в развитии и поведении в социальную среду, в нормальную общественно полезную деятельность и адекватные взаимоотношения со сверстниками.

СЕНЗИТИВНЫЙ ВОЗРАСТ (от лат. sensibilitas-чувствительный) - этап возрастного развития ребёнка, наиболее благоприятный для освоения каких-либо видов деятельности, формирования определённых психических функций. Наибольший коррекционный эффект обучения детей с особенностями также зависит от выбора оптимального возрастного этапа. С этих позиций научно обоснована необходимость раннего коррекционного обучения, поскольку первые годы жизни ребёнка - наиболее благоприятный этап для формирования высших психических функций.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ (КОРРЕКЦИОННЫЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ - учреждения, предназначенные для детей, подростков и взрослых с различными аномалиями психофизического развития.
УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ — состояние, обусловленное врожденным или раноприобретенным недоразвитием психики с выраженной недостаточностью интеллекта, затрудняющее или делающее полностью невозможным адекватное социальное функционирование индивидуума.

2 ЛЕКЦИИ
Лекция 1. Место коррекционной педагогики и специальной психологии в системе наук
Содержание лекционного занятия

1. Специальная психология как отрасль психологии.

2. Коррекционная педагогика как отрасль педагогического знания.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка