Учебно методический комплекс дисциплины




Сторінка1/6
Дата конвертації16.04.2016
Розмір1.62 Mb.
  1   2   3   4   5   6
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУВПО МГГУ)

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

СД 9 (СД.6, СД.10, СД.Ф.6) «Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата»

СД 6 Психология детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ (специальностям)

050717 Специальная дошкольная педагогика и психология (ОФО, ЗФО)
050717 Специальная дошкольная педагогика и психология с доп.спец. Специальная психология

Утверждено на заседании кафедры

СПиСП ППИ

(протокол № 1 от 09.09.13 г.)

Зав. кафедрой СПиСП

______________Ю.А. Афонькина




РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины
1.1 Авторы программы: к. псх. н., доцент кафедры СПиСП Кобзева Ольга Владимировна


    1. Рецензенты: к.п.н., доцент кафедры СПиСП Кузьмичева Т.В., к.псх.н., доцент МИБО Лихошва В.П.



1.3 Пояснительная записка:
Программа по дисциплине «Психология детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата» для специальности специальная дошкольная педагогика и психология составлена на основе Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования.

Дети с нарушениями ОДА являются объектом пристального внимания. В системе образования создана сеть специальных учреждений для их воспитания и обучения. В тоже время существует необходимость совершенствования психолого-педагогической помощи таким детям, т.к. эта патология чрезвычайно распространена и имеет тенденцию к росту. Особенно значительно увеличивается число больных детей с ДЦП.

Цели курса — раскрыть теоретико-методологические основы психического развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, сформировать у студентов навыки и умения проведения психологической диагностик и коррекции психического развития дошкольников с нарушениями ОДА.

Задачами курса «Психология детей с нарушениями ОДА» являются:

- изучение закономерностей и особенностей психического развития лиц с различными формами двигательных нарушений;

- сформировать представление об этиологии, патогенезе и клинических формах ДЦП;

- сформировать представление о методах психодиагностики и психокоррекции нарушений при ОДА.

Усвоение содержания данной Программы организуется с преобладанием форм и методов контекстного обучения, моделирующих предметно-технологическое и социальное содержание профессиональных, учебных и жизненных ситуаций: проблемных лекций, практических аудиторных занятий и внеаудиторной самостоятельной работы студентов.

Программа курса разработана для студентов, чья психологическая культура и педагогическая компетентность войдут органичными составными частями в структуру их будущей профессиональной деятельности.

Формами текущей проверки знаний будут являться контрольные работы, рефераты, собеседования, фронтальный и индивидуальный опрос, промежуточная аттестация, итоговые занятия по изученным темам. Итоговая форма контроля экзамен.

В результате изучения дисциплины студент должен знать:

- специфику психологического развития детей с ДЦП на разных этапах онтогенеза;

- особенности развития познавательной и личностной сферы ребенка при нарушении опорно-двигательного аппарата;

- методы психодиагностической и психокоррекционной работы.

Студент должны уметь:

- анализировать показатели развития при ДЦП;

- дифференцировать структуру дефекта при ОДА;

- определять прогноз развития ребёнка с нарушением ОДА.




    1. Извлечение из ГОС ВПО

Клиническая и психолого-педагогическая характеристика группы детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Характер влияния двигательных нарушений на психическое развитие ребенка дошкольного возраста. Дети с детским церебральным параличом (ДЦП). Психолого-педагогическое изучение детей с ДЦП (содержание, организация). Характеристика психического развития детей раннего возраста с ДЦП. Особенности двигательного, интеллектуального, сенсорного, речевого, эмоционально-волевого и личностного развития дошкольников с ДЦП. Особенности становления разных видов детской деятельности (игровой, трудовой, изобразительной). Готовность к школьному обучению. Задачи и содержание психокоррекционной помощи детям с тяжелыми нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (ОДА).
1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех специальностей, на которых читается данная дисциплина):


№ п/п

Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности: к/р, зачёт, экзамен)

Трудо-ёмкость

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ


ЛБ

Сам.

работа


1.

050717 «Специальная дошкольная педагогика и психология»

2, 3

4, 5

160

80

34

46

-

80

экзамен

2.

050717 Специальная дошкольная педагогика и психология с доп.спец. Специальная психология

3

5,6

107

54

24

30




53

экзамен

3.

050717 Специальная дошкольная педагогика и психология (ЗФО)

4

7

160

14

10

4




146

экзамен



1.6 Содержание дисциплины
1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:


№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Вариант 1

Вариант 2

Всего ауд.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам.раб.

Всего ауд.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам.раб.

1.

Исторический аспект изучения лиц с нарушениями ОДА

4

2

2




6

3

1

2




4

2.

Клиническая и психолого-педагогическая характеристика группы детей с нарушениями функции ОДА

8

4

4




6

4

2

2




4

3.

Структурно-функциональная организация двигательных функций и нейрофизиологические механизмы ДЦП

6

2

4




6

4

2

2




4

4.

Характер влияния двигательных нарушений на психическое развитие ребенка дошкольного возраста

6

2

4




6

4

2

2




4

5.

Дети с детским церебральным параличом (ДЦП)

8

4

4




6

3

1

2




5

6.

Психолого-педагогическое изучение детей с ДЦП

6

2

4




6

6

2

4




4

7.

Характеристика психического развития раннего возраста с ДЦП

4

2

2




6

4

2

2




4

8.

Особенности двигательного развития дошкольников с ДЦП

6

2

4




6

4

2

2




4

9.

Особенности сенсорного и речевого развития дошкольников с ДЦП

7

3

4




6

4

2

2




4

10.

Особенности эмоционально-волевого развития дошкольников с ДЦП

7

3

4




6




2

2




4

11.

Особенности становления различных видов деятельности дошкольников с ДЦП

6

2

4




6

4

2

2




4

12.

Готовность к школьному обучению

4

2

2




6

4

2

2




4

13.

Психокоррекционная помощь детям с тяжелыми нарушениями функции ОДА

8

4

4




8

6

2

4




4




ИТОГО:

80

34

46

-

80

54

24

30

-

53



№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Вариант 3

Вариант 2

Всего ауд.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам.раб.

Всего ауд.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам.раб.

1.

Исторический аспект изучения лиц с нарушениями ОДА

2

2







14
















2.

Клиническая и психолого-педагогическая характеристика группы детей с нарушениями функции ОДА

2

2







11
















3.

Структурно-функциональная организация двигательных функций и нейрофизиологические механизмы ДЦП

2

2







11
















4.

Характер влияния двигательных нарушений на психическое развитие ребенка дошкольного возраста

2

2







11
















5.

Дети с детским церебральным параличом (ДЦП)

2

2







11
















6.

Психолого-педагогическое изучение детей с ДЦП

2




2




11
















7.

Характеристика психического развития раннего возраста с ДЦП

2




2




11
















8.

Особенности двигательного развития дошкольников с ДЦП













11
















9.

Особенности сенсорного и речевого развития дошкольников с ДЦП













11
















10.

Особенности эмоционально-волевого развития дошкольников с ДЦП













11
















11.

Особенности становления различных видов деятельности дошкольников с ДЦП













11
















12.

Готовность к школьному обучению













11
















13.

Психокоррекционная помощь детям с тяжелыми нарушениями функции ОДА













11



















ИТОГО:

14

10

4




146
















Примечание:

Вариант 1 для специальности 050717 «Специальная дошкольная педагогика и психология»

Вариант 2 для специальности 050717 «Специальная дошкольная педагогика и психология» с доп. спец. Специальная психология

Вариант 3 для специальности 050717 «Специальная дошкольная педагогика и психология» (ЗФО)


      1. Содержание разделов дисциплины

Тема 1. Исторический аспект изучения лиц с нарушениями ОДА

Эволюция отношения общества к лицам с нарушениями ОДА в России и за рубежом. Институт Г.И.Турнера. Определения типов нарушения ОДА. Подходы к оказанию помощи лицам с нарушениями ОДА. Распространенность ДЦП в современных условиях.
Тема 2. Клиническая и психолого-педагогическая характеристика группы детей с нарушениями функции ОДА

Определение понятия ДЦП, основные клинически симптомы. Вторичные нарушения. Характер влияния двигательных нарушений на психическое развитие детей дошкольного возраста. Этиология и патогенез ДЦП: пренатальные, перинатальные, постнатальные факторы. Структурные изменения мозга у детей с ДЦП. Клинические формы ДЦП. Ранняя диагностика ДЦП и прогноз. Дети с ДЦП. Психолого-педагогическое изучение детей с ДЦП.


Тема 3. Структурно-функциональная организация двигательных функций и нейрофизиологические механизмы ДЦП

Роль движений в жизни человека. Дифференциация движений. Принцип обработки информации в нервной системе. Рецепторный и эффекторный уровни. Реципрокное торможение мышц. Иннервация скелетных мышц. Экстрапирамидная система. Мозжечок. Стриопаллидарная система. Теория функциональных систем. Становление двигательной функции в онтогенезе. Патогенез двигательных расстройств.


Тема 4. Характер влияния двигательных нарушений на психическое развитие ребенка дошкольного возраста

Дефицитарность моторной сферы. Развитие произвольных движений. Патогенез нарушения познавательных процессов при ДЦП. Специфика двигательного развития при ДЦП. Структура двигательного дефекта при ДЦП. Паралич и парез. Нарушение мышечного тонуса. Повышение сухожильных и периостальных дефектов. Синкенезии. Недостаточное развитие цепных выпрямительных рефлексов. Несформированность рекций равновесия и координации движений. Кинестезии. Насильственные движения. Защитные рефлексы. Патологические рефлексы. Позотонические рефлексы.


Тема 5. Дети с детским церебральным параличом (ДЦП)

Периоды течения ДЦП. Степени тяжести двигательного дефекта. Физические и моторыне особенности. Работоспособность. Уровень психического развития. Расстройства эмоционально-волевой сферы. Уровень развития интеллекта. Уровень развития речи.

Тема 6. Психолого-педагогическое изучение детей с ДЦП

Раняя диагностика ДЦП. Психодиагностика в системе реабилитации детей с ДЦП. Принципы диагностики. Углубленное психодиагностическое обследование ребенка с ДЦП. Особенности психологического обследования детей с ДЦП. Психодиагностика двигательных функций детей с ДЦП.

Психодиагностика сенсорно-перцептивных функций.

Теоретические основы нейропсихологического исследования.


Нейропсихологическое исследование познавательных процессов.

Нейропсихологическое исследование при спастической диплегии, гемипаретической форме ДЦП, гиперкинетической форме ДЦП, сравнительный анализ.


Тема 7. Характеристика психического развития раннего возраста с ДЦП

Особенности психического развития в первый месяц жизни ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Психическое развтие ребенка с месяца до 1 года с нарушениями опорно-двигательнго аппарата: поза и мышечный тонус, тонические шейные и лабиринтные рефлексы, безусловные рефлексы, голосовые реакции, эмоциональные и психические реакции.

Особенности психического развития с года до трех лет детей с ДЦП: познавательное, эмоциональное, волевое развитие.
Тема 8. Особенности двигательного развития дошкольников с ДЦП

Двигательные нарушения. Рефлексы. Условно-рефлекторные реакции. Реакции равновесия. Стояние и ходьба. Патология органов опоры и движения.

Специфика двигательного развития дошкольника с ДЦП.

Деформации в области нижних конечностей. Деформации в области верхних конечностей. Деформации в области туловища.


Тема 9. Особенности сенсорного и речевого развития дошкольников с ДЦП

Сенсорное развитие дошкольников с ДЦП. Трудности восприятия. Особенности осязательного и зрительного восприятия. Нарушения тактильной чувствительности. Недостаточность стереогенеза. Нарушения видов слухового восприятия. Фонематическое восприятие. Нарушение зрительного восприятия.

Нарушения зрительно-моторной координации. Особенности нарушения зрительно-моторных координации. Их связь с освоением самообслуживания, письменной речи, трудовой и учебной деятельности.

Нарушения пространственного анализа и синтеза. Выраженность пространственных нарушений, их виды. Особенности ориентировки в пространстве. Проявления нарушения ориентировок в пространстве в разных видах деятельности.

Классификация речевых нарушений у детей с ДЦП. Речевые нарушения у детей с ДЦП в раннем возрасте. Нарушения формирования артикуляции и орально-моторных рефлексов. Характеристика речевых расстройств. Дизартрия при различных формах ДЦП. Алалии при ДЦП. Нарушения письменной речи.
Тема 10. Особенности эмоционально-волевого развития дошкольников с ДЦП

Механизмы патологического формирования личности. Классификация нарушений. Психопатологические варианты развития личности при ДЦП: невротическом церебрастеническом вариантах, органическом инфантилизме. Формирование личности при осложненных формах ДЦП.

Нарушения коммуникативных функций, их типы. Нарушения «Я» концепции. Кризисные периоды формирования самосознания. Нарушения эмоционально-волевой сферы.
Тема 11. Особенности становления различных видов деятельности дошкольников с ДЦП

Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Предметная деятельность дошкольников с ДЦП. Динамика развития игровой деятельности дошкольников с ДЦП.

Трудовая деятельность дошкольников с ДЦП. Самообслуживание дошкольников с ДЦП.
Тема 12. Готовность к школьному обучению

Готовность к школьному обчению. Компоненты психологической готовности к обучению в школе. Диагностика готовности к обучению в школе детей с ДЦП. Диагностический (подготовительный) класс. Специальное (коррекционное) обучение. Интегрированное обучение.


Тема 13. Психокоррекционная помощь детям с тяжелыми нарушениями функции ОДА

Взаимосвязь медицинской, психологической и педагогической коррекции. Принципы психокоррекции нарушений при ДЦП. Коррекция поведенческих эмоциональных нарушений, нарушений интеллекта и речи. Пути реабилитации детей с ДЦП. Организация психологического сопровождения ребенка с ДЦП в детском саду и школе.



      1. Темы для самостоятельного изучения




№ п/п

Наименование раздела

дисциплины.

Тема.


Форма самостоятельной работы

Кол-во часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1 вариант

2 вариант

1.

Исторический аспект изучения лиц с нарушениями ОДА.

Схема «Реабилитационные учреждения для лиц с нарушениями ОДА»,

реферат «Знаменитые лиди с нарушениями опорно-двигательного аппарата»



6

4

Анализ таблиц, защита рефератов

2.

Клиническая и психолого-педагогическая характеристика группы детей с нарушениями функции ОДА

Схема «Классификация причин ДЦП», таблица «Формы ДЦП»

6

4

Анализ схем и таблиц, самостоятельная работа

3.

Структурно-функциональная организация двигательных функций и нейрофизиологические механизмы ДЦП

Сравнительная хар-ка психомоторного развития детей с нормативным развитием и нарушенными функциями ОДА, конспект «Движение и развитие»

6

4

Анализ таблиц, бланочное тестирование

4.

Характер влияния двигательных нарушений на психическое развитие ребенка дошкольного возраста

Схема «Структра двигательного дефекта при ДЦП», таблица «Рефлексы при ДЦП»

6

4

Анализ схем, таблиц

5.

Дети с детским церебральным параличом (ДЦП)

Реферат «Общие закономерности психического развития детей с ДЦП», схема, отражающая специфику работоспособности дошкольников с ДЦП

6

5

Защита рефератов, анализ схем

6.

Психолого-педагогическое изучение детей с ДЦП

Конспект «Нейропсихологическое исследование психических познавательных процессов при ДЦП», таблица «Нейропсихологическое обследование дошкольников с ДЦП»

6

4

Контрольная работа, анализ таблиц

7.

Характеристика психического развития детей раннего возраста с ДЦП

Сравнительная характеристика познавательного и личностного развития ребенка первого года жизни с нормативным развитием и ДЦП, сравнительная характеристика познавательного и личностного развития ребенка раннего возраста с нормой и ДЦП

6

4

Бланочное тестирование, анализ сравнительных характеристик

8.

Особенности двигательного развития дошкольников с ДЦП

Презентация «Деформации при детском церебральном параличе», таблица «Психомоторное развитие при ДЦП»

6

4

Защита презентаций, анализ таблиц

9.

Особенности сенсорного и речевого развития дошкольников с ДЦП

Рефераты «Речевые нарушения у детей с ДЦП в дошкольном возрасте», «Нарушения сенсорики и перцепции у дошкольников с ДЦП», таблица «Этапы доречевого развития», схема «Классификация нарушений речи при ДЦП»

6

4

Защита рефератов, анализ таблиц и схем

10.

Особенности эмоционально-волевого развития дошкольников с ДЦП

Презентации «Формирование самосознания у дошкольников с ДЦП», «Формирование самооценки у дошкольников с ДЦП», «Диманика эмоционального развития дошкольников с ДЦП».

6

4

Контрольная работа, защита презентаций

11.

Особенности становления различных видов деятельности дошкольников с ДЦП

Схема «Особенности деятельности дошкольников с ДЦП», презентации «Коррекция деятельности дошкольников с ДЦП»

6

4

Защита презентаций, бланочное тестирование

12.

Готовность к школьному обучению

Составить программу психологической диагностики определения готовности к обучению в школе

6

4

Анализ программ

13.

Психокоррекционная помощь детям с тяжелыми нарушениями функции ОДА

Разработать психокоррекционную программу для дошкольников с ДЦП

8

4

Анализ программ

ИТОГО:

80

53



Примечание:

Вариант 1 для специальности 050717 «Специальная дошкольная педагогика и психология»

Вариант 2 для специальности 050717 «Специальная дошкольная педагогика и психология» с доп. спец. Специальная психология и 050717 «Специальная дошкольная педагогика и психология» с доп. спец. Логопедия



1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу
  1   2   3   4   5   6


База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка