Учебно-методический комплекс по дисциплине Физическая культура




Сторінка1/19
Дата конвертації16.04.2016
Розмір2.88 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19


МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

Кафедра физической культуры и оздоровительных технологий (название кафедры)


Учебно-методический комплекс по дисциплине


Физическая культура

(название)



Образовательная программа 060601.65 (30.05.01) Медицинская биохимия


(наименование ОП)

Утверждено на заседании

кафедры:

Протокол № 1

«01» сентября 2014 г.

Зав. кафедрой


Авторы-составители:

Шаренкова Л.А. к.б.н., доцент

Добрынина Л.П. ст. преподаватель
1. Цель и задачи освоения дисциплины
Физическая культура в Основах законодательства Российской Федерации «О физической культуре и спорте» представлена в высших учебных заведениях как учебная дисциплина и важнейший компонент целостного развития личности.

Целью освоения дисциплины «Физическая культура» в вузе является формирование физической культуры студента, способности методически обоснованно и целенаправленно использовать разнообразные средства, методы и организационные формы физической культуры, позволяющие выпускнику сформировать индивидуальную здоровьесберегающую жизнедеятельность, необходимую для профессионально-личностного становления.

Для реализации поставленной цели в процессе изучения дисциплины решаются следующие задачи:



  1. Сформировать у студентов устойчивую положительную мотивацию к учебным занятиям, участию в соревнованиях и научно-практических конференциях по физической культуре.

  2. Развивать у студентов знания по теории, истории и методике физической культуры на основе инновационных технологий обучения.

  3. Обучить студентов практическим умениям и навыкам занятий различными видами спорта, современными двигательными и оздоровительными системами.

  4. Сформировать у студентов готовность применять спортивные и оздоровительные технологии для достижения высокого уровня физического здоровья и поддержания его в процессе обучения в вузе, и дальнейшей профессиональной деятельности.

  5. Способность и готовность к обучению взрослого населения, подростков и их родственников основным гигиеническим мероприятиям оздоровительного характера, способствующим укреплению здоровья и профилактике возникновения заболеваний, к формированию навыков здорового образа жизни.

  6. Развивать у студентов индивидуально-психологические и социально-психологические качества и свойства личности, необходимые для успешной учебной и профессиональной деятельности.

Использовать возможности образовательного процесса по дисциплине «Физическая культура» для решения задач по формированию у студентов готовности к инновационной деятельности на основе проведения научных междисциплинарных исследований.
2.Место дисциплины в структуре ОП

Дисциплина «Физическая культура», являясь составной частью профессиональной подготовки студента, включена в ос­новную образовательную программу (ООП) по направлению подготовки специалист а по медицинской биохимии. Место дис­циплины в структуре ООП: С-4.

Дисциплина «Физическая культура» сопряжена с изучением следующих дисциплин: «История», «Биология человека», «Физиологии человека», «Основы безопасности жизнедеятельности человека».
3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины:


Коды формируемых компетенций

Компетенции

ОК-№

Общекультурные компетенции

ОК-2



Способностью и готовностью к анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем, основных философских категорий, к самосовершенствованию;


ПК -№

Профессиональные компетенции

ПК-20


Способностью и готовностью анализировать состояние здоровья населения, пропагандировать здоровый образ жизни, объяснять действие на здоровье человека вредных привычек и экологических факторов, необходимость профилактики различных заболеваний, применять методы физической культуры для улучшения здоровья, работоспособности и хорошего самочувствия.


В результате освоения дисциплины обучающийся должен (интегральная структура и укрупненные компоненты, формируемой компетенции):
Знать и понимать:

-знать социальную роль физической культуры в развитии личности и подготовке ее к профессиональной деятельности, роль физической культуры в формировании профессионально важных физических качеств и психических свойств личности;

-знать научно-теоретические основы формирования базовой, спортивной, оздоровительной, рекреационной, профессионально-прикладной физической культуры студента и понимать их интегрирующую роль в процессе формирования здоровьесбережения будущих специалистов;

-знать особенности воздействия на организм условий и характера различных видов профессионального труда и понимать важность поддержания высокого уровня физического и психического здоровья; принципы здорового образа жизни;

-знать социальную роль физической культуры в развитии личности и подготовке к профессиональной деятельности, принципы здорового образа жизни с помощью занятий физической культурой.

Уметь применять:

-уметь разбираться в вопросах физической культуры, управлять своим физическим здоровьем и применять высокоэффективные оздоровительные и спортивные технологии в целях профилактики и лечения;

-уметь самостоятельно заниматься различными видами спорта, современными двигательными и оздоровительными системами и применять свои навыки для организации коллективных занятий и соревнований;

-уметь воспитывать индивидуально-психологические и социально-психологические свойства личности и применять средства спортивных состязаний;

- уметь в лечении больных и с целью профилактики применять методы физической культуры для улучшения здоровья, работоспособности и хорошего самочувствия.

Владеть:

-методами физического самосовершенствования и самовоспитания, способностью к самоопределению в выборе средств и методов оздоровительных и спортивных технологий;

-высоким уровнем готовности к развитию в сфере физической культуры (мотивация, знания, умения, навыки и самооценка достижений);

-технологией мониторинга собственного физического развития, функционального состояния систем организма, физической и психической работоспособности;



- опытом спортивной деятельности, физическим самосовершенствованием и самовоспитанием.

4. Объем дисциплины и виды учебной работы:
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы.


Вид учебной работы

Всего часов


Семестр


Аудиторные занятия (всего)

400

1-10

В том числе:







Лекции (Л)

40

1-10

Практические занятия (ПЗ)

360

1-10

Семинары (С)

-

-

Лабораторные практикумы (ЛП)

-

-

Клинические практические занятия (КПЗ)

-

-

Самостоятельная работа (всего)

-

-

Экзамен

-

-

Общая трудоемкость (час.)


400





5. Содержание дисциплины:
5.1. Содержание разделов дисциплины



п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1

2

3




БАЗОВАЯ ЧАСТЬ.





1

Вводный раздел.


Организация образовательного процесса по физической культуре в вузе. Знакомство с кафедрой физической культуры, спортивно-оздоровительным комплексом, спортивным клубом.

Распределение на функциональные группы здоровья для занятий физической культурой в основное, спортивное и специальное отделение. Инструктаж по ТБ на физкультурно-спортивных занятиях.

Тестирование двигательных качеств и способностей,

оценка физического развития,

оценка функционального состояния.

Заполнение физкультурного паспорта здоровья студента (врачебно-физкультурных карт).



2

Легкая атлетика

Равномерный и переменный бег. Прыжковые упражнения. Специально-беговые упражнения. Бег с ускорением до 60 м. «Бег за лидером». Бег с ускорением в горку до 20 метров. Ускорения до 60 м. Техника прыжка в длину с места. Техника высокого старта. Ускорения из различных исходных положений. Техника передачи эстафетной палочки – показ, объяснение. Имитация передачи палочки на месте. Эстафеты с передачей палочки.

Бег на средние и длинные дистанции:300, 500, 1000, 2000, 3000 м

Игровые двигательные задания с элементами легкой атлетики.

Комплексы специально-подготовительных упражнений.

Развитие выносливости, быстроты, скоростно-силовых способностей.

Круговая тренировка.



3

Баскетбол

Основы техники. Основные броски. Броски двумя руками снизу. Ведение мяча на месте. Передачи на месте. Броски в движении: одной рукой снизу, двумя руками с места. Броски в прыжке. Броски в движении. Броски в корзину. Штрафной бросок. Зачет из 5-(3-2-1) попаданий. Правила судейства. Игровые взаимодействия трех нападающих против трех защитников. Двигательные задания с элементами баскетбола. Учебные игры по упрощенным правилам. Учебно-тренировочная игра. Развитие координационных способностей, специальной выносливости.

4

Лыжная подготовка

Лыжная подготовка в системе физического воспитания студентов. Основы передвижения на лыжах. Попеременный двухшажный ход. Одновременный бесшажный ход. Одновременный двухшажный. Подъем елочкой. Торможение плугом. Прохождение дистанции 2 км. Игры «Эстафета с передачей палок». Прохождение дистанции 3 км. Одновременный одношажный ход. Подъем в гору скользящим шагом. Поворот на месте махом. Игра «Гонки с преследованием». Коньковый ход. Торможение и поворот плугом. Прохождение дистанции 4 км. Попеременный четырехшажный ход. Переход с попеременных ходов на одновременный. Прохождение дистанции 5 км без учета времени. Прохождение дистанции 3 км с учетом времени.

Развитие общей и скоростной выносливости.



5

Бадминтон

Основы техники. Основные удары. Высоко-далекая подача. Короткая подача. Плоская подача. Высокая парная подача. Удары при игре у сетки. Удары при игре на задней линии. Хваты. Движения ракеткой. Техника игры. Тактика игры. Правила судейства. Игровые взаимодействия. Учебно-тренировочная игра. Развитие координационных способностей, специальной выносливости.

6

Волейбол

Предупреждение травм на занятиях по волейболу. Совершенствование передач сверху и снизу в сочетании с перемещениями. Нижняя прямая и боковая подачи. Игровые упражнения. Групповые упражнения в приеме и передачах мяча. Отбивание мяча кулаком через сетку. Учебная игра в волейбол. Правила проведения разминки на занятиях по волейболу. Тактика передачи мяча. Игра в волейбол с соблюдением правил. Групповые упражнения в передачах и приеме мяча. Тактика защиты: выбор способа приема мяча, страховка. Применение изученных приемов в двусторонней игре. Игры и эстафеты с мячом. Игра «Перестрелка», «Снайпер», «Охотники и утки». Зачетные упражнения с мячом. 5 подач через сетку (верхняя, нижняя, боковая подача по выбору). 20 передач в парах (верхний нижний прием).

Учебно-тренировочная игра.



7

Профессионально-прикладная физическая подготовка

Общая, специальная, спортивная и профессионально-прикладная физическая подготовка студентов. Средства и методы ППФП. Развитие основных и профессионально-прикладных физических качеств и способностей, двигательных умений и навыков. Комплексы физических упражнений с профессионально-прикладной направленностью. Прикладные виды спорта.

Тестирование профессионально-прикладной подготовленности студентов.



8

Контрольный раздел

Тестирование остаточных знаний по физической культуре. Тестирование двигательных качеств и способностей,

оценка физического развития,

оценка функционального состояния.

Заполнение физкультурного паспорта здоровья студента (врачебно-физкультурных карт).

Зачет по физической культуре на основе балльно-рейтинговой системы.


9

ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ.

Оздоровительная тренировка



Оздоровительная тренировка в физкультурном воспитании студентов. Освоение и обучение основным физкультурно-оздоровительным технологиям.

Аэробная (кардиореспираторная) тренировка, атлетическая (мышечная) гимнастика, дыхательные практики, суставная гимнастика, мышечная релаксация, гимнастика для глаз, стретчинг и др.

Особенности развития физических качеств и способностей с оздоровительной направленностью. Дозирование физических нагрузок. Подбор упражнений оздоровительной направленности с учетом состояния здоровья.

5.2. Разделы дисциплин и виды занятий






п/п

Наименование раздела дисциплины

Л

ПЗ

С

ЛП


КПЗ

СРС

Всего часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Вводный раздел




30













30

2

Теоретический раздел

40
















40

3

Практический раздел:

-легкая атлетика

-баскетбол

-волейбол

-лыжная подготовка

-бадминтон

-оздоровительная тренировка

-профессионально-прикладная физическая подготовка





50

40



40

50

40



40

40














300

4

Контрольный раздел




30













30


6. Интерактивные формы проведения занятий




п/п

Наименование раздела дисциплины

Интерактивные формы проведения занятий

Длительность

(час.)

1

Теоретический раздел

Мозговая атака на тему

«Пути повышения эффективности занятий физической культурой»;

Тренинг постановки и прояснения целей «Цели, которых мы хотим достичь, занимаясь физической культурой».


2

2


2

Практический раздел

Легкая атлетика


Биомеханический разбор техники легкоатлетических беговых упражнений.

Разбор и анализ ситуаций по развитию основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости.

Тренинг «Круговая тренировка»

Разбор проблемной ситуации по преодолению дистанции на проявление общей выносливости и развитию основных физических качеств

2


2

2

2






Баскетбол

Ролевая игра «Взаимодействие баскетболистов на площадке»

Биомеханический анализ основных элементов техники баскетбола»

Разбор учебно-тренировочной игры.


2
2
2




Волейбол

Ролевая игра «Взаимодействие волейболистов на площадке»

Биомеханический анализ основных элементов техники волейбола»

Разбор учебно-тренировочной игры.


2
2
2




Гимнастика

Подбор и разбор комплексов упражнений для развития основных мышечных групп

2




Лыжная подготовка

Биомеханический анализ техники основных лыжных ходов

2




Оздоровительная тренировка

Тренинг «Мышечная релаксация»

Тренинг «Мышечная гимнастика»

Тренинг «Аутогенная тренировка»

Мастер-класс «Дыхательная гимнастика Стрельниковой»

Мастер-класс «Хатха-йога»

Мастер-класс «Самомассаж»

Мастер-класс «Суставная гимнастика»

Мастер-класс «Стретчинг»



2

2

2


2

2

2



2
2




Профессионально-прикладная физическая подготовка

Разбор комплексов упражнений для развития профессионально важных психофизических качеств

Блиц - игра «Моделирование личности успешного специалиста»;

Круглый стол «Влияние занятий физической культурой на формирование и развитие личностных характеристик»;

Мозговой штурм с элементами тренинга креативности «Цели, которых мы хотим достичь, занимаясь физической культурой»





2

2

2



2




Контрольный раздел

Ролевая игра «Оцени свое здоровье»

2

Итого (час.)

54

Итого (% от аудиторных занятий)

13,5


7. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов – не предусмотрена по ФГОС ВПО

8. Формы контроля
8.1. Формы текущего контроля

- устные: собеседование, доклад, экспресс-опрос,

- письменные: проверка рабочих тетрадей, тестов, рефератов, конспектов,

- практические: тестирование физических качеств и способностей,

-оценка показателей физического развития,

-оценка двигательных умений и навыков

-оценка функционального состояния.
8.2. Формы промежуточной аттестации (зачет)

Этапы проведения экзамена (зачета)


1. Этап - тестирование физических качеств и способностей

(название этапа)

2. Этап – оценка знаний, двигательных умений и навыков

(название этапа)

3. Этап- оценка уровня физической культуры по балльно-

рейтинговой системе



(название этапа)

9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Основная литература


  1. Дубровский В.И. Лечебная физическая культура [Текст] : учеб. для студентов вузов / В.И. Дубровский. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва : ВЛАДОС, 2004. - 624 с.

  2. Жилкин А.И. и др. Легкая атлетика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.И. Жилкин, В.С. Кузьмин, Е.В. Сидорчук. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 464 с.

  3. Ковшура Е.О. Оздоровительная классическая аэробика [Текст]: учеб. пособие для вузов/ Е.О. Ковшура. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. -167 с.

  4. Лысова И.А. Физическая культура [Электронный ресурс]: учебное пособие /И.А. Лысова. – М.: Московский гуманитарный университет, 2012. – 161 с. – Режим доступа: http://iprbookshop.ru/8625

  5. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. Ведение в предмет: учебник для высших спец. физкульт. учеб. заведений /Л.П. Матвеев. 4-е изд., - СПб, М., Краснодар: Лань: Омега-Л, 2004. – 160 с.: ил.

  6. Теория и методика гимнастики [Текст]: учеб. для высш. проф. образования / М.Л. Журавин [и др.] ; под ред. М.Л. Журавина, Е.Г. Сайкиной. - Москва: Академия, 2012. - 491 с.

  7. Теория и методика обучения базовым видам спорта. Гимнастика [Текст]: учеб. для высш. проф. образования/ Р.Н. Терехина [и др.] ; под ред. Е.С. Крючек, Р.Н. Терехиной. - Москва: Академия, 2012. -282, [1] с.

  8. Теория и методика обучения базовым видам спорта: лыжный спорт [Текст] : учеб. для высш. проф. образований / под ред. Г. А. Сергеева. - 2-е изд., стер. - Москва: Академия, 2013. - 168, [1] с.

  9. Теория и методика спортивных игр [Текст] : учеб. для высш. проф. образования / [Ю.Д. Железняк [и др.] ; под ред. Ю.Д. Железняка. - 8-е изд., перераб. - Москва: Академия, 2013. - 460, [1] с.

  10. Физическая культура и здоровье: учебник / М-во здравоохранения РФ, всерос. учеб.-науч.-метод. центр по непрерыв. мед. и фармац. образованию. Под ред. В.В. Пономаревой. М.:ВУНЦ МЗ РФ, 2001.-299 с.

  11. Физическая культура и здоровье: учебник для студентов мед. и фармац. учеб. заведений / М-во здравоохранения и соц. развития РФ, Федер. агенство по здравоохранению и соц. развитию. Всерос. учеб.-науч.-метод. центр по непрерыв. мед. и фармац. образованию. Под ред. В.В. Пономаревой. М.: ФГОУ «ВУНЦ Росздрава», 2006. – 298 с.

  12. Шулятьев В.М. Физическая культура [Электронный ресурс]: учебное пособие / В.М. Шулятьев. – М.: Российский университет дружбы народов, 2009. – 280 с. – Режим доступа: http://iprbookshop.ru/11556.


Дополнительная литература


  1. Байер К., Шейнберг Л. Здоровый образ жизни: Пер. с англ. – М.: Мир, 1997. – 368 с.

  2. Дмитриев А.А. Физическая культура в специальном образовании. – М: Академия, 2002. – 176 с.

  3. Дубровский В.И. Спортивная медицина: учебник. - М.:ВЛАДОС,2005.-528с.

  4. Евсеев С.П., Шапкова Л. В. Адаптивная физическая культура. – М.: Советский спорт, 2000. – 240 с.

  5. Кондратьева М.Н. Физическое воспитание студентов специальной медицинской группы: учебное пособие / М.Н. Кондратьева, Н.Г. Колодий, Н.И. Ишекова. – Архангельск: Изд-во СГМУ, 2013. – 130 с.

  6. Менхин, Ю. В. Оздоровительная гимнастика: Теория и методика : учеб. для вузов физ. культуры / Ю. В. Менхин, А. В. Менхин. - Ростов - на - Дону : Изд.центр МарТ , 2004.

  7. Патерсон Д. Система физических упражнений Пилатеса при дефектах осанки и последствиях заболеваний и травм [Текст]: практ. рук. / Д. Патерсон; под ред. Ю. Дражиной. - Москва: БИНОМ, 2012. - 478 с.

  8. Рабочая тетрадь по физической культуре. Часть первая «Основы здоровья». Методическое пособие для студентов. – Архангельск, 2007. – 48 с.

  9. Смирнов В.М., Дубровский В.И. Физиология физического воспитания и спорта: Учеб. для студ. сред, и высш. учебных заведений. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.— 608 с.

  10. Смирнов Ю.И., Полевщиков М.М.Спортивная метрология. Учеб. для студ. пед. вузов. - М.: центр «Академия», 2000. - 232 с.

  11. Спортивная медицина: Учебник / Г.А. Макарова. – М.: Советский спорт, 2003. – 480 с.

  12. Спортивные игры. Техника, тактика, методика обучения [Текст] : учеб. для студентов вузов/ Под ред.: Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. -2-е изд., испр.. - Москва: AcademiА, 2004. - 520 с.

  13. Физическая культура студента. Учебник для студентов вузов/ под общ. ред. В.И. Ильинича. – М.: Гардарики, 2003. – 448 с.

Программное обеспечение и Интернет ресурсы


  1. http://iprbookshop.ru/11556

  2. http://iprbookshop.ru/11557

  3. http://iprbookshop.ru/11566

  4. http://mon.gov.ru/

  5. http://www.biblioclub.ru/

  6. http://www.iprbookshop.ru/22284

  7. http://www.ivis.ru/

  8. http://www.narfu.ru/univercity/library/books/0094.pdf

  9. http://www.narfu.ru/univercity/library/books/0468.pdf

  10. http://www.narfu.ru/univercity/library/books/0470.pdf

  11. http://www.narfu.ru/univercity/library/elib.php

  12. http://www.teoriya.ru/

  13. http://www.teoriya.ru/fkvot/

  14. http://www.teoriya.ru/journals/

3. Компьютерная образовательная программа «Физическая культура».



10. Материально-техническое обеспечение дисциплины

– Студенческие практикумы оборудованы мебелью, на занятиях используются приборы (тонометры, фонендоскопы, секундомер, спирометр, весы, ростомер, сантиметровые ленты, динамометры, медицинские весы), имеется 5 спортивных залов, оборудованные спортивным инвентарем, лыжная база, на которой имеется оборудование для лыжной подготовки.

– Аудиовизуальные и компьютерные средства обучения: используются таблицы, видеофильмы по темам «Основы формирования здоровья», «Факторы риска утраты здоровья», «Оздоровительная физическая культура», презентации лекций по всем темам.

– Наглядные пособия: учебники, методические разработки, дидактические материалы, стенд для профилактики и коррекции заболеваний опорно-двигательного аппарата, стенд по фитнес-технологиям.



11. Оценка студентами содержания и качества учебного процесса по дисциплине
Примерная анкета-отзыв на дисциплину «физическая культура» (анонимная)
Просим Вас заполнить анкету-отзыв по прочитанной дисциплине «физическая культура». Обобщенные данные анкет будут использованы для ее совершенствования. По каждому вопросу поставьте соответствующие оценки по шкале от 1 до 10 баллов (обведите выбранный Вами балл). В случае необходимости впишите свои комментарии.

1. Насколько Вы удовлетворены содержанием дисциплины в целом?

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Комментарий____________________________________________________

________________________________________________________________


2. Насколько Вы удовлетворены общим стилем преподавания?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий____________________________________________________

________________________________________________________________


3. Как Вы оцениваете качество подготовки предложенных методических материалов?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий_____________________________________________________

_________________________________________________________________


4. Насколько вы удовлетворены использованием преподавателем активных методов обучения (моделирование процессов, кейсы, интерактивные лекции и т.п.)?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий______________________________________________________

__________________________________________________________________


5. Какой из разделов дисциплины Вы считаете наиболее полезным, ценным с точки зрения дальнейшего обучения и / или применения в последующей практической деятельности?

____________________________________________________________________________________________________________________________________


6. Что бы Вы предложили изменить в методическом и содержательном плане для совершенствования преподавания данной дисциплины?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

СПАСИБО!
Автор (ы):


Занимаемая должность

Фамилия, инициалы

Подпись

доцент, к.б.н.

Шаренкова Л.А.






















Рецензент (ы):




Место работы

Занимаемая должность

Фамилия, инициалы

Подпись




































Приложение №1 к рабочей учебной программе дисциплины



Тематический план лекций
Учебная дисциплина – Физическая культура

Направление подготовки – 060601.65 (30.05.01) Медицинская биохимия

Семестр – 1-10

Курс – 1-5



№ лекции

Тема лекции



Количество

часов


1

История физической культуры и спорта. Понятие физической культуры и спорта. История кафедры физической культуры и оздоровительных технологий

2

2

Средства и методы физического воспитания. Понятие физического упражнения. Классификация физических упражнений.

2

3

Двигательные умения и навыки в физическом воспитании. Двигательные (физические) качества.

2

4

Основы здорового образа жизни. Понятие здоровья. Конституция и здоровье.

2

5

Факторы риска утраты здоровья.

2

6

Гиподинамия. Физическая активность в профилактике заболеваний.

2

7

Влияние физической нагрузки на различные системы организма.

2

8

Энергетический обмен в покое и при физической нагрузке.

2

9

Диагностика индивидуального здоровья.

2

10

Оценка физического развития.

2

11

Гигиенические аспекты и основы безопасности упражнений.

2

12

Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов

2

13

Составляющие здоровья и здорового образа жизни

2

14

Психогигиена. Профилактика стрессовых состояний средствами физической культуры.

2

15

Современные оздоровительные технологии

2

16

Основы рационального питания

2

17

Эндоэкологическая реабилитация средствами физической культуры

2

18

Физиологические основы сресса

2

19

Закаливание как фактор оздоровления и повышения адаптационных свойств организма.

2

20

Оздоровительный массаж при занятиях физической культурой и спортом

2

ИТОГО

40

Рассмотрено на заседании кафедры _________________________________

"___"_____________ 20 г.

протокол № ____________


Зав. кафедрой ___________________________________________________________

(ФИО подпись)



Тематический план практических занятий
Учебная дисциплина – Физическая культура

Направление подготовки – 060601.65 (30.05.01) Медицинская биохимия

Семестр – 1, 3,5,7,9

Курс – 1-5



занятия


Тема занятия



Количество

часов


1.

Вводное занятие. Организация учебного процесса по физической культуре. Распределение на группы занятий физической культурой. Инструктаж по ТБ.

2

2.

Тестирование двигательных качеств: ловкости, гибкости, силы. Равномерный бег для развития общей выносливости.

2

3

Оценка физического развития и функционального состояния. Антропометрия. Выполнение функциональных проб. Тестирование двигательных качеств: ловкости, гибкости, силы.

2

4

Легкая атлетика. Равномерный бег 10-15 мин. ОРУ. Специально-беговые упражнения. Бег с ускорением до 60 м. «Бег за лидером».Прыжок в длину с места

2

5

Легкая атлетика. ОРУ. Равномерный бег 10-15 мин. .Прыжковые упражнения. Бег с ускорением в горку до 20 метров. Ускорения до 60 м. Бег на время 100 м. Челночный бег 3x10 м.

2

6

Высокий старт. Техника обучения. Бег по пересеченной местности для развития общей выносливости.

2

7

Высокий старт. Равномерный бег для развития общей выносливости на средние дистанции 500-2000м Зачет. Девушки -2000м.Юноши-3000м.

2

8

Баскетбол. Основные броски. Броски двумя руками снизу. Ведение мяча на месте. Учебная игра.

2

9

Баскетбол. Передачи на месте. Броски в движении: одной рукой снизу, двумя руками с места.

2

10

Баскетбол. Броски в прыжке. Броски в движении. Броски в корзину. Штрафной бросок.

2

11

Баскетбол. Штрафной бросок. Зачет из 5-(3-2-1) попаданий. Учебная игра.

2

12

Баскетбол. Совершенствовать броски, передачи, ведение мяча. Учебная игра. Правила судейства.

2

13

Баскетбол. Игровые взаимодействия трех нападающих против трех защитников. Учебная игра.

2

14

Атлетическая гимнастика. Обучение базовым упражнениям атлетической гимнастики.

2

15

Атлетическая гимнастика. Совершенствование базовых упражнений атлетизма. Обучение упражнениям для развития верхнего плечевого пояса. Круговая тренировка.

2

16

Профессионально-прикладная физическая подготовка. ОФП. Специально-прикладные упражнения для развития основных мышечных групп. Круговая тренировка.

2

17

ППФП. ОФП. Совершенствование специально-прикладных упражнений для формирования двигательных умений и навыков.

2

18

Контрольное занятие. Зачет.

2

ИТОГО

36

Рассмотрено на заседании кафедры _________________________________

"___"_____________ 20 г.

протокол № ____________

Зав. кафедрой ___________________________________________________________

(ФИО подпись)



Тематический план практических занятий
Учебная дисциплина – Физическая культура

Направление подготовки – 060601.65 (30.05.01) Медицинская биохимия

Семестр – 2,4,6

Курс – 1-3




занятия


Тема занятия



Количество

часов


1.

Лыжная подготовка. ТБ на лыжах. Попеременный двухшажный ход. Одновременный бесшажный ход. Подъем елочкой. Торможение плугом. Прохождение дистанции 2 км.

2

2.

Лыжная подготовка. Одновременный двухшажный и бесшажный ходы. Подъем полуёлочкой. Игры «Эстафета с передачей палок». Прохождение дистанции 3 км.

2

3.

Лыжная подготовка. Одновременный одношажный ход. Подъем в гору скользящим шагом. Поворот на месте переступанием вокруг пяток лыж . Игра «Гонки с преследованием».

2

4

Лыжная подготовка. Коньковый ход. Торможение и поворот плугом. Прохождение дистанции 4 км.

2

5

Лыжная подготовка. Попеременный четырехшажный ход. Переход с попеременных ходов на одновременный. Прохождение дистанции 5 км без учета времени.

2

6

Лыжная подготовка. Совершенствование всех ранее изученных ходов. Горнолыжная эстафета с преодолением препятствий. Прохождение дистанции 3 км с учетом времени..

2

7

Волейбол. Предупреждение травм на занятиях по волейболу. Совершенствование передач сверху и снизу в сочетании с перемещениями. Нижняя прямая и боковая подачи. Игровые упражнения.

2

8

Волейбол. Групповые упражнения в приеме и передачах мяча. Прием подачи, сочетание первых и вторых передач. Отбивание мяча кулаком через сетку. Учебная игра в волейбол.

2

9

Волейбол. Правила проведения разминки на занятиях по волейболу. Совершенствование навыков подачи и приема мяча после подачи. Тактика передачи мяча. Игра в волейбол с соблюдением правил.

2

10

Волейбол. Групповые упражнения в передачах и приеме мяча. Тактика защиты: выбор способа приема мяча, страховка. Применение изученных приемов в двусторонней игре.

2

11

Волейбол. Игры и эстафеты с мячом. Игра «Перестрелка», «Снайпер», «Охотники и утки».

2

12

Волейбол. Зачетные упражнения с мячом. 5 подач через сетку (верхняя, нижняя, боковая подача по выбору). 20 передач в парах (верхний нижний прием).

2

13

Легкая атлетика. Кроссовый бег до 20 мин. ОРУ. СБУ. Техника прыжка в длину с места - показ, объяснение. Тестирование двигательных качеств: подтягивание (юноши), поднимание и опускание туловища (девушки). Тест на гибкость. Отжимания.

2

14

Легкая атлетика. Равномерный бег 10-15 мин. ОРУ. СБУ. Ускорения до 40-60 м. Прыжковые упражнения. Челночный бег 3x10 м. Прыжок с места на результат

2

15

Легкая атлетика. Равномерный бег 10-15 мин. ОРУ. СБУ. Техника высокого старта - показ, объяснение. Ускорения из различных исходных положений. Бег 100 м. на результат. Техника передачи эстафетной палочки -показ, объяснение. Имитация передачи палочки на месте. Эстафеты с передачей палочки.

2

16

Оздоровительная тренировка. Равномерный бег 10-15 мин. ОРУ .Кросс-2000м-дев. 3000м-юн. Зачет.

2

17

Оздоровительная тренировка. ОФП. ОРУ. Оздоровительная ходьба. Дыхательная гимнастика Равномерный оздоровительный бег на развитие общей выносливости. Техника оздоровительного бега. Дозирование физических нагрузок.

2

18

Контрольное занятие. Зачет.

2

ИТОГО

36

Рассмотрено на заседании кафедры _________________________________

"___"_____________ 20 г.

протокол № ____________

Зав. кафедрой ___________________________________________________________

(ФИО подпись)


Тематический план практических занятий
Учебная дисциплина – Физическая культура

Направление подготовки –060601.65 (30.05.01) Медицинская биохимия

Семестр – 8

Курс – 4


№ лекции

Тема практического занятия


Кол-во

часов


1

Оценка уровня и гармоничности физического развития.

Сравнительный анализ уровня физического развития на 1 и на 4 курсе.



3,5


Дозированная ходьба 4 км в темпе 120 шаг/мин. Оценка толерантности к дозированной ходьбе.

1,5

2

Оценка функционального состояния по методам индексов, тестам и нагрузочным пробам.

3,5






Формирование рекомендаций по использованию физической культуры и фитнес технологий в самооздоровлении

1,5

3

Оценка эмоционального состояния, выраженности стресса и стрессоустойчивости. Формирование рекреационных маршрутов для восстановления после стресса и для повышения стрессоустойчивости.

4






Рекреационная гимнастика, цели, задачи, методика.

1

4

Дыхательная гимнастика. Физиологическое обоснование диафрагмального и полного дыхания, гимнастики К.П. Бутейко и А.Н. Стрельниковой. Технологии создания гипоксического состояния. Йоговское, рыдающее, очищающее, психостимулирующее дыхание.

Формирование рекомендаций по использованию дыхательной гимнастики в оздоровлении.



5

5

Методики глазодвигательной гимнастики по У. Бейтсу, Г.Г. Демирчогляну и Э.С.Аветисову. Спортивные игры – теннис, бадминтон, волейбол в коррекции зрения.

5

6

Ритимика – понятие, цели, задачи. Ритмическая гимнастика как один из видов аэробной тренировки.

5

7

Иммунокоррегирующие методики физической рекреации. Утренняя гигиеническая гимнастика. Закаливание холодной водой. Массаж по А.А. Уманской. Тибетская гормональная гимнастика. Комплекс 1000 движений по Н.А. Амосову.

Формирование рекомендаций по использованию этих методик для самооздоровления.



5

8

Зачет

1

ИТОГО

36

Рассмотрено на заседании кафедры _________________________________

"___"_____________ 20 г.

протокол № ____________

Зав. кафедрой ___________________________________________________________

(ФИО подпись)

Тематический план практических занятий
Учебная дисциплина – Физическая культура

Направление подготовки – 060601.65 (30.05.01) Медицинская биохимия

Семестр – 10

Курс – 5



занятия


Тема занятия



Количество

часов


1.

Оценка уровня и гармоничности физического развития.

5

2.

Оценка функционального состояния по методам индексов, тестам и нагрузочным пробам.

5

3

Правила рационального питания. Анализ различных систем питания

5


4

Массаж в системе оздоровления

5

5

Семинар «Оздоровительные технологии»

5

6

Традиционные и нетрадиционные методы оздоровления

5

7

Метеочувствительность и здоровье. Закаливание. Водолечение.

5

8

Зачет

1

ИТОГО



Рассмотрено на заседании кафедры _________________________________

"___"_____________ 20 г.

протокол № ____________


Зав. кафедрой ___________________________________________________________

(ФИО подпись)


Приложение №2 к рабочей учебной программе дисциплины


МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

2014 г.
Структура и содержание методических рекомендаций для преподавателя


1. Современные подходы к проблематике дисциплины
Физическая культура по новому ФГОС ВПО – это отдельный раздел (дисциплина), интегрирующий учебную и внеучебную физкультурно-оздоровительную, рекреационную и спортивную деятельность студентов вуза, обеспечивающий при его реализации гигиенически обоснованный двигательный режим – 6-8 ч. в неделю.

Преподавание физической культуры согласно новому ФГОС ВПО третьего поколения в медицинских вузах будет осуществляться с 1-5 курсы (1 раз в неделю практических занятий) в трех отделениях:

1. в основном (студенты, отнесенные по состоянию здоровья на основании медицинского освидетельствования к основной и подготовительной группе занятий физической культурой, занимающиеся по основным разделам учебной программы);


  1. спортивном (студенты, занимающиеся конкретным видом спорта, сборные команды университета по культивируемым видам спорта);

  2. специальном (студенты специальной медицинской группы - А, Б, В и лечебной группы).

Форма контроля – зачет.

Формы занятий:

- лекции - 40 ч.,

- практические занятия (учебно-методические и учебно-тренировочные) – 360 ч.

Физическая культура в вузе призвана готовить студентов к будущей профессиональной деятельности, воздействуя как социально-педагогический фактор, определяющий их психофизическую готовность, работоспособность и здоровье, что определяет социальный компонент здоровья будущего специалиста в области здравоохранения. В этом проявляется ценность физической культуры для личности студента и общества, ее образовательное, воспитательное, оздоровительное и общекультурное значение.

Некоторые студенты вуза недооценивают роль физической активности как фактора укрепления здоровья (поведенческий фактор), у многих - отсутствует необходимый интерес к физкультурным занятиям, наблюдается низкий уровень мотивации к занятиям физическими упражнениями. Систематически физической культурой и спортом занимаются только от 8% до 12% студентов, низкий уровень физической активности имеют 57% студентов.

Дефицит ДА (гиподинамия) во многом обусловил увеличение заболеваний, ухудшение физических кондиций и функционального состояния, снижение уровня физической подготовленности и развития, что негативно (опосредованно) влияет на успеваемость и качество профессиональной подготовки будущих специалистов в области здравоохранения.

По данным пролонгированных медико-биологических исследований, проводимых в СГМУ, на кафедре физической культуры и оздоровительных технологий растет число студентов, освобожденных от занятий или отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе: с 1991 по 2010 г. наблюдается увеличение с 7,7 до 31,2 % соответственно, а число студентов, имеющих низкий и ниже среднего уровень физической подготовленности, возросло с 17 до 43%. Высокий уровень физической подготовленности имеют только от 3 % - 7% студентов, низкий - 47%.

Исследования заболеваемости студентов свидетельствуют, что в последние годы на первые места выходят заболевания наиболее значимые для обеспечения нормальной жизнедеятельности: сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата, органов дыхания, а так же заболевания психоэмоциональной сферы, органов зрения и пищеварения.

Поэтому, сохранение и укрепление здоровья - одна из приоритетных задач, стоящих сегодня перед кафедрой физической культуры и оздоровительных технологий СГМУ, спортивным клубом и спортивно-оздоровительным комплексом.

Решение данной проблемы требует разработки и внедрения здоровьеформирующих технологий, направленных на реализацию эффективных способов профилактики заболеваний и коррекции физического здоровья студентов средствами и факторами физической культуры по месту учебы.

Модернизация образования в сфере физической культуры в вузе на современном этапе осуществляется на основе современной общепринятой научно-обоснованной концепции физкультурного воспитания (Бальсевич В.К., Лубышева Л. И.), основополагающим принципом которой является единство мировоззренческого (социально-психологическое воспитание), интеллектуального и телесного (собственно физическое воспитание) компонентов при реализации личностно-ориентированного и деятельностного подходов в образовательном процессе.

2.Образовательные технологии
При реализации различных видов учебной работы по физической культуре используются следующие образовательные технологии:

- технология модульно-рейтингового обучения,

- информационные технологии,

-технологии дистанционного обучения,

- технология проблемного обучения,

- технологии организации группового взаимодействия.



2.1. Активные и интерактивные формы проведения занятий

На занятиях по дисциплине «Физическая культура» активно используются интерактивные методы обучения. Порядок описания интерактивных форм представлен в приложении 1 (рекомендуемое).



2.2. Организация и контроль самостоятельной работы обучающихся

Организация и контроль самостоятельной работы обучающихся по физической культуре осуществляется регулярно в форме самостоятельных тренировочных занятий, рекреактивных форм активного отдыха (походы выходного дня зимние и летние), заполнения паспорта здоровья, написание рефератов для лечебной группы и временно освобожденных от занятий физической культурой.



3. Принципы и критерии оценивания результатов обучения

Контрольные занятия обеспечивают оперативную, текущую и итоговую дифференцированную информацию о степени освоения теоретических и методических знаний-умений, о состоянии и динамике физического развития, фи­зической и профессионально-прикладной подготовленности каждого студента.



Оперативный контроль обеспечивает информацию о ходе выполнения студентами конкретного раздела, вида учебной работы.

Текущий - позволяет оценить степень освоения раздела, темы, виды учебной работы.

Итоговый контроль (зачеты) дает возможность выявить уровень сформированности физической культуры студента и самоопределения в ней через комплекс­ную проверку знаний, методических и практических умений, характеристику общей физической, спортивно-технической подготовленности студента, его психофизической готовности к профессиональной деятельности.

Студенты всех учебных отделений, выполнившие рабочую учебную программу, сдают зачет по физической культуре, который проводится по всем разделам учебной деятельности в каждом семестре.

Критерием оценки успешности освоения учебного материала выступает экспертная оценка преподавателя и оценка результатов соответствующих тестов по разработанным таблицам. По каждому из разделов выставляется от­дельная оценка (балл).

Общая оценка за семестр определяется по балльно-рейтинговой системе по средним арифметическим из положительных оценок по всем разделам учебной деятельности из 100 баллов (%), но не менее 61 балла (%) на дифференцированный зачет:



    1. Тестирование физических качеств (7 тестов):

от 10 до 35 баллов;

    1. Оценка техники физических упражнений (двигательных умений и навыков) (2 спортивно-педагогических теста по двум разделам программы в семестр):

до 10 баллов (5 баллов за 1 тест - максимально)

    1. Посещаемость учебных занятий:

до 36 баллов за семестр (1 балл за одно занятие);

    1. Участие в спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятиях и соревнованиях по видам спорта различного уровня (внутривузовские, межвузовские, городские, областные, региональные, российские, международные):

до 10 и более баллов (2 балла за участие в 1 мероприятии или спортивном соревновании)

    1. Участие в НИРС по физической культуре (научный кружок, участие в научных исследованиях, научных проектах, конференциях, симпозиумах):

2 балла за каждый раздел НИРС;

    1. Дополнительные, самостоятельные и секционные занятия по физической культуре в СОК, оздоровительных центрах: 1 балл за одно занятие;

7. Ведение рабочей тетради по физической культуре: 2 балла;

8. Заполнение физкультурного паспорта здоровья (врачебно-физкультурной карты): 2 балла

9. Посещение лекционных занятий (при наличии конспекта): 1 балл за лекцию (2 балла за семестр за две лекции).

Тестирование проводится в форме контрольных занятий в начале (сентябрь) и конце (май) учебного года для выявления динамики развития физических качеств и способностей и оценки уровня физической подготовленности.

СУММАРНЫЙ УФП за выполнение 7-ми двигательных тестов:

- высокий от 31-35 баллов;

- выше среднего 25-30 баллов;

- средний 20-24 баллов;

- ниже среднего 15-19 баллов;

- низкий 10-14 баллов;

- нулевой ниже 10 баллов.

Приложение № 3 к рабочей учебной программе дисциплины
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

2014 г.
Структура и содержание методических указаний для студентов


Тема. Инструктаж по технике безопасности на учебных занятиях по физической культуре. Распределение на группы здоровья для занятий по физической культуре.
Цель – подготовиться теоретически к учебным занятиям по физической культуре, в соответствии с группой здоровья.
Задачи: 1. Ознакомить с правилами поведения на учебных занятиях.

2. Выявить студентов основной, подготовительной и специальной групп здоровья.
Основные понятия, которые должны быть усвоены студентами в процессе изучения темы: техника безопасности, основная группа здоровья, подготовительная группа здоровья, специальная группа здоровья.
Вопросы к занятию: Подготовить справки формы 086-У или иные выписки и заключения врачей с указанием заболеваний.
Вопросы для самоконтроля

  1. Какие выделяют медицинские группы, их характеристика?

  2. Особенности комплектования специальной медицинской группы.

  3. Виды медицинских групп специального отделения.

  4. Условия комплектования лечебной группы.


Основная и дополнительная литература к теме

1. Пономарева В.В. Физическая культура и здоровье. - М., 2001.

2. Кондратьева М.Н. Физическое воспитание студентов специальной медицинской группы: учебное пособие / М.Н. Кондратьева, Н.Г. Колодий, Н.И. Ишекова. – Архангельск: Изд-во СГМУ, 2013. – 130 с.


Тема. Тестирование функционального состояния и физического развития.
Цель - овладеть навыками оценки здоровья, физического развития, функционального состояния.
Задачи:


  1. Научиться проводить соматометрическое и соматоскопическое исследование, оценивать уровень физического развития

  2. Научиться оценивать функциональные состояние организма.

  3. Ознакомиться с методикой оценки физической работоспособности.

  4. Оценить психофизиологический статус.

  5. Научиться оценивать свой биологический возраст.

Основные понятия, которые должны быть усвоены студентами в процессе изучения темы: физическое развитие, соматометрия, соматоскопия, методы оценки ФР (метод индексов, метод сигмальных отклонений, антропометрический профиль), осанка, методы оценки функционального состояния, парадигма тренированности.
Вопросы к занятию:

  1. Физическое развитие и методы его оценки.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19


База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка