Учебно-методический комплекс по дисциплине Социально- медицинские основы в педиатрии Утверждено на заседании




Сторінка1/13
Дата конвертації19.04.2016
Розмір1.53 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13




МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

Кафедра педиатрии



Учебно-методический комплекс по дисциплине

Социально- медицинские основы в педиатрии

Утверждено на заседании

кафедры:

Протокол №____

«___» ___________ 20__ г.

Зав. кафедрой _________



Авторы-составители:

Малявская Светлана Ивановна, д.м.н., проф., зав. кафедрой педиатрии

Копалин Акиндин Клавдиевич, к.м.н., доц. кафедры педиатрии

Лебедев Андрей Викторович, к.м.н., докторант кафедры педиатрии


МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»

Зав. кафедрой педиатрии Декан факультета клинической

д.м.н., проф. С.И. Малявская психологии и социальной работы

к.м.н., доц. А.В. Парняков

________________________ __________________________

«___»_______________2014 г. «___»_______________2014 г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

По дисциплине «Социально- медицинские основы в педиатрии»

По направлению подготовки 39.03.01 «Социальная работа» (квалификация «бакалавр»)

Курс 5

Вид промежуточной аттестации зачет

Кафедра педиатрии

Семестр 10

Лекции – 14 часов

Практические занятия – 25 часов.

Самостоятельная работа 15 часов

Всего: 49 часов.


Архангельск, 2014



Введение
1.1. Специальность 350500 - социальная работа

утверждена приказом Минобразования России от 02.03.2000 г. № 686.


1.2. Квалификация выпускника - специалист.
Деятельность выпускника факультета социальной работы направлена на обеспечение социального благополучия населения, на изучение и оценку состояния здоровья населения и отдельных социально-возрастных групп, на оценку влияния факторов среды и ее оздоровление, на пропаганду здорового образа жизни и физического самосовершенствования. Специальность "Социальная работа" требует глубокого изучения особенностей формирования функций и механизмов регуляции физиоло­гических процессов в организме в связи с воздействием факторов окружающей среды.

Сферами профессиональной деятельности специалиста по социальной работе является государственные и негосударственные социальные службы, организации и учреждения системы социальной защиты населения, образования, здравоохранения, армии, правоохранительных органов и т. п.

Объектами профессиональной деятельности специалиста в области социальной работы является отдельные лица, семьи, группы населения и общности, нуждающиеся в социальной поддержке, помощи, защите и обслуживании.

Квалификационная характеристика выпускника.


Специалист социальной работы:


  • ведет профессиональную практическую работу (посредничество, консультирование, специализируемая помощь и т. п.) в социальных службах, организациях и учреждениях и т. д.;

  • оказывает социальную помощь и услуги семьям и отдельным лицам, различным половозрастным, этническим и т. п. группам населения;

  • организует и координирует социальную работу с отдельными лицами и группами с особыми нуждами, с ограниченными возможностями, вернувшимися из специальных учреждений и мест лишения свободы и т. д.;

  • проводит исследовательско - аналитическую деятельность (анализ и прогнозирование, разработку социальных проектов, технологий) по проблемам социального положения населения в курируемом районе (микрорайоне), с целью разработки проектов и программ социальной работы;

  • участвует в организационно-управленческой и административной работе социальных служб, организаций и учреждений;

  • содействует интеграции деятельности различных государственных и общественных организаций и учреждений по оказанию необходимой социальной защиты и помощи населению;

  • ведет воспитательную деятельность в социальных службах, средних специальных учебных заведениях (при условии получения дополнительного образования в этой области).

Сферами профессиональной деятельности является государственные и негосударственные социальные службы, организации и учреждения системы социальной защиты населения, образования, здравоохранения, армии, правоохранительных органов и т. п.

Объектами профессиональной деятельности специалиста в области социальной работы является отдельные лица, семьи, группы населения и общности, нуждающиеся в социальной поддержке, помощи, защите и обслуживании.

Преподавание медико-социальных проблем в педиатрии для выпускников факультета социальной работы высшего медицинского учебного заведения ставит своей целью подготовить будущих работников федеральных, республиканских, региональных и местных органов, предприятий, учреждений и организаций социальной защиты населения, а также социальных работников детских лечебно-профилактических учреждений, центров реабилитации, негосударственных фондов, учреждений и центров социальной помощи к решению медицинских и социальных проблем

Курс «Содержание и методика социально-медицинской работы в



педиатрии »относится к числу базовых дисциплин общепрофессиональной и

специальной подготовки будущего специалиста социальной работы (ОПД.Ф02;



ОПД.В.00).

Усвоение знаний в этой области студентов призвано повысить их

профессионализм и компетентность, а также способствовать развитию у студентов

творческого мышления, гражданской позиции, позитивной личностной и

профессиональной социализации.

Программа и тематический план курса ориентируют студентов на всестороннее

и системное изучение основных направлений данной дисциплины.
1. Цели и задачи дисциплины

Дисциплина ориентирует на самостоятельную работу в области социально-медицинской работы как вида мультидисциплинарной профессиональной деятельности социальных работников, а также для совместной работы с врачами-лечебниками для решения медицинских и социальных проблем в сферах профессиональной деятельности специалиста по социальной работе (в соответствии с ГОСТ ВПО 060112 350500 - социальная работа).


1.1. Цель преподавания дисциплины: Дать студентам основные представления о процессе формирования здоровья и знания факторов, формирующих патологию детского возраста , научить владеть необходимыми технологиями в реабилитации и профилактике детских заболеваний, научить оценивать влияния социальных факторов для педиатрии, ее значение для своей будущей профессиональной деятельности; научить работе с объектами профессиональной деятельности специалиста в области социальной работы.
1.2. Задачи:

Дать представление об основных закономерностях функциониро­вания систем организма и механизмах их регуляции, о жизнедеятельности организма как целого, его взаимодействии с внешней средой (социальными процессами). Формирование представления о принципах лечения, профилактики и прогнозирования наиболее частых заболеваний детского возраста;

Изучить структуру причин инвалидности, оценку нарушений состояния здоровья, ограничений жизнедеятельности и путей их восстановления, оформлению медицинских документов на получение пособий.

Способствовать формированию философского мировоззрения в понимании значения социальных процессов в формировании основных социально – медицинских проблем.

Обучить самостоятельной работе с учебной, научной, нормативной и справочной литературой — ведение поиска, использование полученной информации для решения профессиональных задач.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

СТУДЕНТ, ИЗУЧИВШИЙ ДИСЦИПЛИНУ, ДОЛЖЕН:



ЗНАТЬ (в соответствии с задачами дисциплины в области теории);

  1. Основные этапы и тенденции становления социальной работы в педиатрии как социального института в России и за рубежом; основы социальной педиатрии;

  2. Медицинские названия, этиологию, патогенез и симптомы основных заболеваний детского возраста, приводящих к детской инвалидности;

  3. Качественные и количественные различия между здоровьем и болезнью, причины болезней, поражаемые органах, методы лечения, возможные исходы,

  4. Возможности, пути и организацию реабилитации утраченных функций;

  5. Принципы лечения и питание при различных заболеваниях .

  6. Методы и технологии профилактики детских заболеваний

  7. Основные документы, регламентирующие деятельность врача – социального работника в педиатрии

  8. Основные нормативно – правовые документы, регламентирующие деятельность медико-социальной помощи в педиатрии.

  9. Основы организации медицинской и социальной реабилитации, профориентации и обучении профессии для предстоящей трудовой деятельности ребенка и его адаптации в обществе.

  10. Принципы решения деонтологических задач, связанных со сбором информации о состоянии здоровья ребенка, диагностикой, лечением и профилактикой заболеваний у детей.

  11. Юридические документы, определяющие установление инвалидности и её сроки, порядок оформления медико-социальных заключений и других документов для назначения и получения пособий и льгот;


уметь:

  1. Производить расспрос ребенка, его родственников: выявлять жалобы, собирать анамнез жизни и анамнез болезни,;

  2. Собирать и анализировать информацию о состоянии здоровья, нервно-психическом и физическом развитии ребенка;

  3. Провести осмотр и физикальное обследование детей различных возрастных групп

  4. Сделать вывод о состоянии здоровья ребенка, уровне его нервно-психического и физического развития, выделить предрасполагающие факторы, фоновые заболевания, влияющие на развитие данного заболевания;

  5. Выделять комплекс социальных факторов, влияющих на здоровье детей в целом и предрасполагающие факторы, фоновые заболевания, влияющие на развитие конкретного заболевания

  6. Составить индивидуальную комплексную программу реабилитации

  7. пропагандировать здоровый образ и стиль жизни, значение занятий физической культурой для здоровья.

  8. Проводить исследовательско - аналитическую деятельность (анализ и прогнозирование, разработку социальных проектов, технологий) по проблемам социального положения населения в курируемом районе (микрорайоне), с целью разработки проектов и программ социальной работы;

  9. Содействовать интеграции деятельности различных государственных и общественных организаций и учреждений по оказанию необходимой социальной защиты и помощи населению;


владеть:

  1. Методиками оценки влияния социальных факторов на формирование здоровья ребенка

  2. Навыками беседы с родителями детей – инвалидов по различным вопросам

  3. Навыками прогнозирования исходов, последствий, приводящих к ограничениям жизнедеятельности и социальной недостаточности.

  4. Навыками организации медицинской и социальной реабилитации, методами профориентации и обучении профессии для предстоящей трудовой деятельности ребенка и его адаптации в обществе.

  5. Медицинской этикой и деонтологией.

  6. Навыками правильного заполнения медико-социального заключения для оформления инвалидности,

  7. Навыками проверки правильности назначения и получения пособий и льгот, предусмотренных законодательством для детей-инвалидов,

  8. Основными профессиональными медицинскими технологиями в органах и учреждениях социальной работы.


3.Объем дисциплины и виды учебной работы

Виды учебной работы

Трудоемкость (час)

Аудиторные занятия:

39

Лекции

14

Практические занятия

25

Самостоятельная работа

15

Общая трудоемкость

54


4. Семестры и вид отчетности по дисциплине

Семестр

Вид отчетности (контрольная работа, зачёт, экзамен)

10

зачет


5. Содержание дисциплины

5.1. Разделы дисциплины и виды учебной работы




Разделы

Лекции

Трудоемкость

(час.)


Практические

занятия


Трудоемкость (час.)

1

Введение в специальность. История педиатрии. Физическое развитие и вскармливание здорового и больного ребенка. Характеристика периодов детского возраста.

2




2

Медико-социальная экспертиза в педиатрии

2

5

3

Характер нарушений жизнедеятельности, приводящих к социальной недостаточности, показания к назначению инвалидности при различных заболеваниях у детей (заболеваниях органов кроветворения, эндокринных заболеваниях, заболеваниях ЦНС, патологии моче – выводящей системы)

10

15




Зачет




5




Итого


14 часов

25 часов



5.2. Содержание разделов дисциплины

1.Введение в специальность. История педиатрии и организация лечебно-профилактической помощи детям в России. Структура заболеваемости детей. Детская смертность. Характеристика периодов детского возраста. Основные показатели физического развития детей и методы оценки. Закономерности роста и развития ребенка на внутриутробном и внеутробном этапах, периоды детского возраста, их функциональные и морфологические характеристики. Физическое и психо-моторное развитие детей, этапы, варианты и отклонения. Особенности патологии детского возраста, наследственная и генетическая её составляющая. Пластичность и компенсаторные возможности детского организма в процессе его роста и развития. Роль наследственных, а также эндо- и экзогенных факторов в формировании здоровья или болезни детей. Основы медико-генетического консультирования.

  1. Медико-социальная экспертиза в педиатрии. Основы законодательства, регламентирующего детскую инвалидность и директивные документы, определяющие порядок социальной защиты детей-инвалидов. Понятие о детской инвалидности, особенностях её определения в отличие от инвалидности взрослых, об ограничениях жизнедеятельности и социальной недостаточности. Система восстановительного лечения, медицинской, социальной и трудовой реабилитации детей инвалидов в России. Принципы профориентации и профессиональное обучение детей –инвалидов. Выявление ограничения жизнедеятельности и социальной недостаточности.



3. Социальные аспекты и характер нарушений жизнедеятельности, приводящих к социальной недостаточности, показания к назначению инвалидности при различных заболеваниях у детей

- заболевания органов кроветворения, осложнения, исходы, социальные аспекты, показания к назначению инвалидности при врожденных и приобретенных заболеваниях (гемофилия, геморрагический васкулит, идиопатическая тромбоцитопеническая пурпура). Современные представления об этиопатогенезе злокачественных заболеваний кроветворной системы.Острый лимфобластный и миелобластный лейкоз. Показания к трансплантации костного мозга. Показания к назначению инвалидности. Осложнения длительного приема цитостатических и глюкокортикоидных препаратов, вызывающие нарушения жизнедеятельности и социальной недостаточности. Принципы лечения (программная полихимиотерапия, лучевая и сопроводительная терапия). Принципы оказания медицинской помощи, исходы, последствия приводящие к ограничениям жизнедеятельности и социальной недостаточности, их характеристика, прогноз, возможности восстановительного лечения и реабилитации. Профориентация и пути получения соответствующих профессий. Значение социальных факторов в развитии дефицитных анемий. Принципы лечения и профилактики.

- ограничения жизнедеятельности и социальная недостаточность при эндокринных заболеваниях в детском возрасте. Понятие об основных эндокринных заболеваниях у детей: сахарном диабете 1 типа, несахарном диабете, болезни Иценко-Кушинга, хронической надпочечниковой недостаточности (болезнь Аддисона, состояния после тотальной адреналэктомии, врождённая дисфункция коры надпочечников), гипофизарном нанизме, врождённом и приобретённом гипотиреозе, гипопаратиреозе, ожирении 4 степени. Ограничения жизнедеятельности и социальная недостаточность при них. Соотношение социальных и биологических факторов в генезе нарушения нормального развития детского организма. Принципы лечения и профилактики Социальные аспекты и показания к назначению инвалидности при СД-1. Понятие о самоконтроле. Хронические осложнения сахарного диабета. Показание к назначению инвалидности. Осложнения, исходы, социальные аспекты, показания к назначению инвалидности при патологии эндокринных желез.

- - ограничения жизнедеятельности и социальная недостаточность при заболеваниях ЦНС. Врожденные и приобретенные заболевания ЦНС (гидроцефалия, судорожный синдром). Особенности течения. Осложнения. Исходы. Показания к назначению инвалидности. Нарушения жизнедеятельности и социальная недостаточность при врожденных и приобретенных заболеваниях нервной системы в детском возрасте. Врожденные и приобретенные заболевания ЦНС Особенности течения. Осложнения. Исходы. Показания к назначению инвалидности. Эпилепсия. Большие, малые и бессудорожные припадки. Нарушения жизнедеятельности и социальная недостаточность, их зависимость от тяжести и частоты припадков. Гидроцефалия. её причины и степени тяжести. Гидроцефалия, возможности консервативного и оперативного лечения. Умственная отсталость. Определение понятия умственной отсталости и дебильности, слабоумия и олигофрении, идиотии и имбецильности. Их сочетания с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, функций других органов и систем и патологическими формами поведения. Прогноз, возможность и принципы восстановительного лечения при заболеваниях ЦНС. Особенности течения. Реабилитация. Определение инвалидности и её сроки. Диагностика выраженных двигательных нарушений (параличи, парезы, гиперкинезы, нарушение координации); умственной отсталости. Социальная дезадаптация и нарушение жизнедеятельности.

- ограничения жизнедеятельности и социальная недостаточность при патологии моче – выводящей системы. Заболевания почек у детей (хронический пиелонефрит, хронические гломерулонефриты и интерстициальные нефриты, реноваскулярная и нефрогенная гипертония, хроническая почечная недостаточность). Понятие об основных пороках развития мочевыделительной системы, требующих оперативной коррекции и её принципах. Роль врожденных пороков в развитии почечной патологии. Осложнения, исходы, социальные аспекты, показания к назначению инвалидности при врожденных и приобретенных заболеваниях почек. Хроническая почечная недостаточность. Показания к назначению инвалидности. Состояния после коррекции пороков развития мочевыделительной системы. Показания к назначению инвалидности. этиология, принципы оказания медицинской помощи, исходы, последствия приводящие к ограничениям жизнедеятельности и социальной недостаточности, их характеристика, прогноз, возможности восстановительного лечения и реабилитации. Профориентация и пути получения соответствующих профессий. Нарушения жизнедеятельности и социальная недостаточность при них, их восстановительное лечение, медицинская, социальная и трудовая реабилитация.
Ограничения жизнедеятельности и социальная недостаточность при заболеваниях органов дыхания у детей Острая и хроническая бронхолегочная патология, бронхиальная астма, особенности её течения у детей, осложнения, исходы, социальные аспекты. Показания к назначению инвалидности у детей с заболеваниями органов дыхания..)



Ограничения жизнедеятельности и социальная недостаточность при аболевания сердечно – сосудистой системы. Врожденные пороки сердца, ревматизм, его осложнения и исходы. Показания к назначению инвалидности. Осложнения, исходы, социальные аспекты, показания к назначению инвалидности при врожденных и приобретенных заболеваниях сердечно-сосудистой системы у детей Врожденные и приобретенные заболевания сердечно – сосудистой системы. Осложнения. Исходы. Показания к назначению инвалидности. Причины хронической сердечной недостаточности, её степени и основные проявления. Хроническая гипоксемия. Показания к оперативному лечению врожденных пороков сердца. Состояния после хирургической коррекции порока сердца. Нарушения жизнедеятельности и социальная недостаточность при этих состояниях, их характер, возможности восстановительного лечения. Исходы. Последствия, приводящие к ограничению жизнедеятельности и социальной недостаточности, прогноз, возможности восстановительного лечения и реабилитации. Профориентация .




Ограничения жизнедеятельности и социальная недостаточность при Осложнения, исходы, социальные аспекты, показания к назначению инвалидности при врожденных и приобретенных заболеваниях легких у детей (острые и хронические пневмонии, бронхиты, пороки развития бронхолегочной системы, наследственные заболевания бронхолегочной системы).Понятие о бронхиальной астме, её причинах.. Хроническая лёгочная недостаточность. Понятие о поражениях лёгких при муковисцидозе. Состояния после резекций лёгких по поводу их заболеваний и пороков развития. Понятие об основных заболеваниях и пороках развития лёгких, требующих оперативного лечения и приводящие к дыхательной недостаточности различной степени (аплазия, агенезия и гипоплазия лёгких, врождённые кисты и лобарная эмфизема, бронхоэктатическая болезнь). Зависимость степени дыхательной недостаточности от оставшихся здоровых частей лёгких. Характер нарушений жизнедеятельности, приводящих к социальной недостаточности, их обратимость, прогноз Нарушения жизнедеятельности и социальная недостаточность. Возможности восстановительного лечения, прогноз и профориентация. Определение сроков инвалидности. Астма- школа.





Патология желудочно-кишечного тракта и печени, приводящие к нарушениям жизнедеятельности и инвалидности у детей. Врожденные и приобретенные заболевания ЖКТ (язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки, неспецифический язвенный колит, хронические гепатиты и циррозы печени), их этиология, принципы оказания медицинской помощи, исходы, последствия, приводящие к ограничениям жизнедеятельности и социальной недостаточности, их характеристика, прогноз, возможности восстановительного лечения и реабилитации. Понятие об основных заболеваниях ЖКТ и печени у детей, приводящих к инвалидности . Понятие об основных пороках развития ЖКТ, требующих хирургической коррекции (атрезия пищевода, врождённая кишечная непроходимость, атрезии анального отверстия, болезнь Гиршпрунга), принципы их оперативного лечения. Постоянные (неустранимые) и временные кишечные свищи, неустранимое недержание кала. Нарушения жизнедеятельности и социальная недостаточность при них. Состояния после хирургического лечения заболеваний и пороков развития желудочно-кишечного тракта. Принципы реабилитации, определение инвалидности и её сроки. Профориентация и пути получения соответствующих профессий. Методы оценки исходов, последствия, приводящие к ограничению жизнедеятельности и социальной недостаточности прогноз, возможности восстановительного лечения и реабилитации.

Выявление нарушения жизнедеятельности, приводящие к социальной недостаточности прогноз, последствия, приводящие к ограничениям жизнедеятельности и социальной недостаточности, возможности реабилитации. Профориентация




5.3. Тематическое планирование (названия разделов указываются в соответствии с п.5.1)




Разделы

Лекции

Трудоемкость

(час.)


Практические

занятия


Трудоемкость (час.)

  1. 1.Введение в специальность. 




1

Введение в специальность

История педиатрии и организация лечебно-профилактической помощи детям в России. Структура заболеваемости детей. Детская смертность. Характеристика периодов детского возраста. Основные показатели физического развития детей и методы оценки. Закономерности роста и развития ребенка на внутриутробном и внеутробном этапах, периоды детского возраста, их функциональные и морфологические характеристики.


Физическое и психо-моторное развитие детей, этапы, варианты и отклонения. Особенности патологии детского возраста, наследственная и генетическая её составляющая. Пластичность и компенсаторные возможности детского организма в процессе его роста и развития. Роль наследственных, а также эндо- и экзогенных факторов в формировании здоровья или болезни детей.. Генетическая и социальная обусловленности здоровья. Образ жизни и здоровье. Факторы риска заболеваний. Основы медико-генетического консультирования.





Медико-социальная экспертиза в педиатрии

Медико-социальная экспертиза в педиатрии Показатели здоровья, индивидуальное и общественное здоровье.

Социальная педиатрия: основные понятия и категории, междисциплинарный характер социальной медицины. Взаимосвязь и взаимовлияние социальной и клинической медицины. Социально-медицинская работа как вид мультидисциплинарной профессиональной деятельности. Социально-медицинская этика. Общие принципы и социальные факторы профилактики, диагностики и лечения болезней.



Медико-социальная экспертиза в педиатрии Характер нарушений жизнедеятельности, приводящих к социальной недостаточности, показания к назначению инвалидности при врожденных и приобретенных заболеваниях легких у детей. Основы законодательства, регламентирующего детскую инвалидность и директивные документы, определяющие порядок социальной защиты детей-инвалидов.

Понятие о детской инвалидности, особенностях её определения в отличие от инвалидности взрослых, об ограничениях жизнедеятельности и социальной недостаточности. Основные положения приказов МЗ РСФСР от 4.0791 г. № 117 и приказа Минздравмедпрома РФ от 18.03.96 № 96 и приложений к ним, подпрограммы «Дети-инвалиды» президентской программы «Дети России». Система восстановительного лечения, медицинской, социальной и трудовой реабилитации детей инвалидов в России. Принципы профориентации и профессиональное обучение детей –инвалидов. Медико-социальная экспертиза.



3

Характер нарушений жизнедеятельности, приводящих к социальной недостаточности, показания к назначению инвалидности при различных заболеваниях у детей (заболеваниях органов кроветворения, эндокринных заболеваниях, заболеваниях ЦНС, патологии моче – выводящей системы)

Характер нарушений жизнедеятельности, приводящих к социальной недостаточности, показания к назначению инвалидности при заболеваниях органов кроветворения

Осложнения, исходы, социальные аспекты, показания к назначению инвалидности при врожденных и приобретенных заболеваниях органов кроветворения (гемофилия, геморрагический васкулит, идиопатическая тромбоцитопеническая пурпура). Их этиология, принципы оказания медицинской помощи, исходы, последствия приводящие к ограничениям жизнедеятельности и социальной недостаточности, их характеристика, прогноз, возможности восстановительного лечения и реабилитации. Профориентация и пути получения соответствующих профессий. Этиологическая гетерогенность анемического синдрома в клинике детских болезней. Значение социальных факторов в развитии дефицитных анемий. Принципы лечения и профилактики. Современные представления об этиопатогенезе злокачественных заболеваний кроветворной системы. Острый лимфобластный и миелобластный лейкоз. Принципы лечения (программная полихимиотерапия, лучевая и сопроводительная терапия). Показания к трансплантации костного мозга.

4

Ограничения жизнедеятельности и социальная недостаточность при эндокринных заболеваниях в детском возрасте

Понятие об основных эндокринных заболеваниях у детей: сахарном диабете 1 типа, несахарном диабете, болезни Иценко-Кушинга, хронической надпочечниковой недостаточности (болезнь Аддисона, состояния после тотальной адреналэктомии, врождённая дисфункция коры надпочечников), гипофизарном нанизме, врождённом и приобретённом гипотиреозе, гипопаратиреозе, ожирении 4 степени. Ограничения жизнедеятельности и социальная недостаточность при них. Роль и значение генетических факторов, нервной системы и эндокринных желез в регуляции процессов роста и развития. Соотношение социальных и биологических факторов в генезе нарушения нормального развития детского организма. Принципы лечения и профилактики Социальные аспекты и показания к назначению инвалидности при СД-1. Понятие о самоконтроле. Хронические осложнения сахарного диабета. Показание к назначению инвалидности. Осложнения, исходы, социальные аспекты, показания к назначению инвалидности при

патологии эндокринных желез.



5

Ограничения жизнедеятельности и социальная недостаточность заболеваниях ЦНС

8) Нарушения жизнедеятельности и социальная недостаочность при врожденных и приобретенных заболеваниях нервной системы в детском возрасте. Эпилепсия. Большие, малые и бессудорожные припадки. Нарушения жизнедеятельности и социальная недостаточность, их зависимость от тяжести и частоты припадков. Гидроцефалия. её причины и степени тяжести. Гидроцефалия, возможности консервативного и оперативного лечения. Умственная отсталость. Определение понятия умственной отсталости и дебильности, слабоумия и олигофрении, идиотии и имбецильности. Их сочетания с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, функций других органов и систем и патологическими формами поведения.

Принципы восстановительного лечения при заболеваниях ЦНС. Особенности течения. Прогноз. Принципы лечения и реабилитации Осложнения. Исходы Показания к назначению инвалидности Определение инвалидности и её сроки..




6

Ограничения жизнедеятельности и социальная недостаточность патологии моче – выводящей системы, приводящие к нарушениям жизнедеятельности и инвалидности у детей.

Осложнения, исходы, социальные аспекты, показания к назначению инвалидности при

врожденных и приобретенных заболеваниях почек ( острый и хронический гломерулонефрит, заболевания и пороки развития почек у детей, хроническая почечная недостаточность), их этиология, принципы оказания медицинской помощи, исходы, последствия приводящие к ограничениям жизнедеятельности и социальной недостаточности, их характеристика, прогноз, возможности восстановительного лечения и реабилитации. Профориентация и пути получения соответствующих профессий.

Понятие об основных пороках развития мочевыделительной системы, требующих оперативной коррекции и её принципах. Состояния после коррекции пороков развития мочевыделительной системы. Хроническая почечная недостаточность. Нарушения жизнедеятельности и социальная недостаточность при них, их восстановительное лечение, медицинская, социальная и трудовая реабилитация. Определение инвалидности и её сроки.


7




4).  Понятие о бронхиальной астме, её причинах. Характер нарушений жизнедеятельности, приводящих к социальной недостаточности, их обратимость, прогноз. Понятие о поражениях лёгких при муковисцидозе. Состояния после резекций лёгких по поводу их заболеваний и пороков развития. Понятие об основных заболеваниях и пороках развития лёгких, требующих оперативного лечения и приводящие к дыхательной недостаточности различной степени (аплазия, агенезия и гипоплазия лёгких, врождённые кисты и лобарная эмфизема, бронхоэктатическая болезнь). Зависимость степени дыхательной недостаточности от оставшихся здоровых частей лёгких. Нарушения жизнедеятельности и социальная недостаточность. Возможности восстановительного лечения, прогноз и профориентация. Определение сроков инвалидности.



Понятие об основных заболеваниях желудочно-кишечного тракта и печени у детей, приводящих к инвалидности (язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки, неспецифический язвенный колит, хронические гепатиты и циррозы печени), их этиология, принципы оказания медицинской помощи, исходы, последствия, приводящие к ограничениям жизнедеятельности и социальной недостаточности, их характеристика, прогноз, возможности восстановительного лечения и реабилитации.

Понятие об основных пороках развития желудочно-кишечного тракта, требующих хирургической коррекции (атрезия пищевода, врождённая кишечная непроходимость, атрезии анального отверстия, болезнь Гиршпрунга), принципы их оперативного лечения. Постоянные (неустранимые) и временные кишечные свищи, неустранимое недержание кала. Нарушения жизнедеятельности и социальная недостаточность при них. Принципы реабилитации, определение инвалидности и её сроки. Профориентация и пути получения соответствующих профессий.









Осложнения, исходы, социальные аспекты, показания к назначению инвалидности при врожденных и приобретенных заболеваниях сердечно-сосудистой системы у детей ( Врожденные пороки сердца, ревматизм). Причины хронической сердечной недостаточности, её степени и основные проявления. Хроническая гипоксемия. Показания к оперативному лечению врожденных пороков сердца. Состояния после хирургической коррекции порока сердца. Нарушения жизнедеятельности и социальная недостаточность при этих состояниях, их характер, возможности восстановительного лечения.











14 часов

25 часов













5.4. Основная литература

1.  Баранов А. А. Оценка состояния здоровья детей. Новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях [Текст] : руководство для врачей / А. А. Баранов, В. Р. Кучма, Л. М. Сухарева. - М. : ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 2008. - 424,[7] с. - ISBN 978-5-9704-0716-5 : 450 р.

2. Обреимова Н. И. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков [Текст] : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Н. И. Обреимова, А. С. Петрухин. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Академия, 2007. - 383, [1] с.

3. Шабалов Н. П. Детские болезни : учеб. для студентов вузов: в 2 т./ Н. П. Шабалов Т. 1. -2008. -928 с.: ил. Т. 2. -2008. -916, [12] с.: ил.


5.5. Дополнительная литература


  1. Педиатрия [Текст] : нац. рук. : в 2 т. / Ассоц. мед. о-ств по качеству, Союз педиатров России; под ред. А. А. Баранова. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2009 - (Национальные руководства) (Приоритетные национальные проекты "Здоровье") (Национальный проект "Здоровье").

  2. Проблемы и пути формирования здорового образа жизни населения Российской Федерации [Текст] : Проект полит. партии "Единая Россия" "Россия: мы должны жить долго" / Всерос. полит. партия Единая Россия, Союз педиатров России, Отд. соц. педиатрии Науч. центра здоровья детей РАМН ; Под ред.: Т. В. Яковлевой, В. Ю. Альбицкого. - М. : М-Студио, 2011. - 213 с. : цв. ил. - (Социальная педиатрия; Вып. 14). - ISBN 978-5-903198-25-2 (в пер.) : Б. ц.

  3. Медико-социальные и психологические особенности подростков с заболеваниями сердечно-сосудистой системы и оптимизация тактики диспансерного наблюдения : метод. рек. / А. В. Чуйко [и др.] ; Север. гос. мед. ун-т. - Архангельск : [б. и.], 2009. - 35 с. - Библиогр.: с. 29-35. - Б. ц.

  4. Социально-медицинская работа в педиатрии / Г. Н. Чумакова, В. И. Макарова, М. Г. Дьячкова // Социально-медицинская работа: учеб. пособие. - Архвнгельск, 2008. - Ч. 3, Гл. 2. - С. 244-268

  5. Инвалидность детского населения России [Текст] / А. А. Баранов [и др.]. - М.: Центр развития межсектор. программ, 2008. - 240 с. : 15л. цв. ил. - (Серия "Социальная педиатрия" Вып. 7 / ред. совет. сер. : А.А. Баранов, пред.). - Библиогр.: с. 180-191.

  6. Питание здорового ребенка [Текст] : [руководство] / Р. Р. Кильдиярова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 222 с. : табл. - (Библиотека врача-специалиста. Педиатрия).

  7. Основные морфофункциональные константы здорового ребенка [Текст] : учеб. пособие для студентов по спец. 040200-педиатрия / В. И. Макарова, В. А. Плаксин ; Сев. гос. мед. ун-т. Каф. пропедевтики детских болезней и поликлинической педиатрии. - [4-е изд., перераб. и доп.]. - Архангельск: СГМУ, 2010. - 56,[1] с.

  8. Схема анамнеза и объективного исследования ребенка [Текст] : метод. разраб. для студентов 3-6 курсов педиатр. фак / В. И. Макарова, И. В. Бабикова, В. А. Плаксин ; М-во здравоохранения и соц. обеспечения Рос. Федерации, Сев. гос. мед. ун-т. - Архангельск : [б. и.], 2010. - 20,[1] с.

  9. История болезни ребенка [Текст] : учеб. пособие для студентов мед. вузов / М-во здравоохранения и соц. развития Рос. Федерации, Всерос. учеб.-науч.-метод. центр по непрерыв. мед. и фармац. образованию ; под общ. ред. В. Н. Чернышова. - М. : ФГОУ "ВУНМЦ Росздрава", 2007. - 80 с.

  10. Справочник педиатра [Текст] : справочное издание / [В.Г. Арсентьев и др.]; под ред. Н.П. Шабалова. - М. [и др.]: Питер, 2007. - 669 с. - (Спутник врача). - Алф. указ.: с. 656-661. - Предм. указ.: с. 662-669.

  11. Пропедевтика детских болезней [Текст] : учебник для вузов / И. М. Воронцов, А. В. Мазурин. - 3-е изд., доп. и перераб. - СПб.: Фолиант, 2009. - 1001,[3] с.

5.6. Программное обеспечение и Интернет ресурсы

1. Российское образование // http//www.edu.ru (Сайт представляет собой систему Интернет-порталов сферы образования, включая федеральные образовательные порталы по уровням образования и предметным областям, специализированные порталы. Законодательство. Глоссарий).

2. Медицина http//www.medicina.ru (Сайт представляет собой систему Интернет-порталов сферы медицины, включая федеральные порталы по разделам медицины, специализированные порталы. Законодательство. Глоссарий).

2. Авторские лекции по педиатрии. Педиатрический факультет РГМУ / под ред. проф. В.Д. Демина, проф. С.О. Ключникова. – 2005.

3. Сборник материалов Научно-практической Конференции педиатров России с международным участием «Фармакотерапия и диетология в педиатрии / Союз педиатров России. – 2011 г.

4. Система «Консультант студента».


6. Материально-техническое обеспечение дисциплины

6.1. Оборудованные аудитории:

- аудитории оборудованы компьютерами с мультимедийными проекторами, настенными экранами, настенными мониторами-панелями, негатоскопами.


6.2. Аудиовизуальные, технические и компьютерные средства обучения:

  1. Аудиовизуальные - учебные фильмы

  • Рахит у детей

  • Сахарный диабет. Самоконтроль. Значение лабораторной диагностики в обеспечении и поддержании компенсации сахарного диабета

  • Лапароскопические методы диагностики

  • ЭКГ, Москва

  • Перечень материалов с мультимедийными иллюстрациями:

Алфавит

Веторон


Q10 = Кудесан

Фрисо. Смеси.

Биовестин

Синупрет


Тонзилгон

Нурофен, ибупрофен

Мальтофер

Алекс плюс

Кандид (клотримазол)

Проспан


Макропен

Вобензим


Нестле

Кальций Д3

Називин

Небулайзерная терапия



Ликопид

Элькар


Магне-В6

Биопарокс

Эреспал

Лив.52


Неоинтестопан

Юниэнзим


Биорекс

Цыгапан


Доктор МОМ

Презентация системы «Консультант студента»

Презентация системы «Консультант врача»



1. Авторские лекции по педиатрии. Педиатрический факультет РГМУ / под ред. проф. В.Д. Демина, проф. С.О. Ключникова. – 2005.

2. Сборник материалов Научно-практической Конференции педиатров России с международным участием «Фармакотерапия и диетология в педиатрии / Союз педиатров России. – 2011 г.

3. Система «Консультант студента».


  1. Технические

  • негатоскопы,

  • сфигмоманометры,

  • фонендоскопы,

  • спейсеры,

  • ингаляторы

  • пикфлоуметры.




  1. Компьютерные

  • компьютеры,

  • мультимедийные проекторы,

  • настенные мониторы-панели.


6.3. Обучающие компьютерные программы, используемые на практических занятиях:

  1. Анемический синдром у детей.


6.4. Наглядные пособия:

– Студенческое портфолио;

– Аннотации к лекарственным препаратам;

– Таблицы;

– Тематические стенды;

– Банк фотографий симптомов, заболеваний;

– Учебные истории болезни;

– Рентгенограммы больных с различными заболеваниями легких, почек, кисти рук (костный возраст), краниограммы;

– Образцы анализов (кровь, моча);

– Электрокардиограммы;

– Тестовые контроли по темам занятий;

– Учебные фильмы

– Гемограммы, миелограммы, тромбоцитограммы, коагулограммы;

– Схемы использования ингаляционных средств доставки лекарственных препаратов, постурального дренажа;

– Пикфлоуметры, спейсеры, ингаляторы;

– Образцы смесей для детского питания и блюд прикорма и докорма

– Слайды.


    1. Приборы и оборудование, необходимое для проведения практических занятий и изучения методик исследования:




№ п/п

Наименование оборудования

Кол-во



Сфигмоманометры

3



Фонендоскопы

6



Пикфлоуметры

2



весы

1



Спейсер

2



Ингалятор

2


Итоговый контроль по дисциплине

Зачет проводится в конце каждого семестра в виде зачетного занятия (устное собеседование и тестовый контроль).



7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Чтение лекций сопровождается демонстрацией компьютерных презентаций при помощи мультимедиа-проектора (на кафедре имеется ноутбук и мультимедийный проектор).

Учебные фильмы, демонстрируемые на лекциях и практических занятиях:

1). Сахарный диабет. Самоконтроль. Значение лабораторной диагностики в обеспечении и поддержании компенсации сахарного диабета. Школа – диабет. Социальная политика в отношении больных с сахарным диабетом 1 типа.

Обучающие компьютерные программы, используемые на практических занятиях

Практические занятия обеспечены достаточным количеством копий бланков результатов анализов крови, мочи, миелограмм, ЭКГ, дуоденального зондирования, рентгенограмм.

Практические занятия сопровождаются демонстрацией больных с оценкой их социального статуса, мотивирующих важность изучения темы для специалистов социальной работы.
8. Материалы текущего и итогового контроля

8.1. Текущий контроль

Формы контроля: рефераты, тесты, решение ситуационных задач

Содержание контрольных мероприятий:
Список тем рефератов:


  1. Клиническое значение социальных факторов в формировании заболеваемости.

  2. Социально-медицинская работа как вид мультидисциплинарной профессиональной деятельности

  3. Социальная медицина: основные понятия и категории, междисциплинарный характер социальной медицины.

  4. Показатели здоровья, индивидуальное и общественное здоровье. Генетическая и социальная обусловленности здоровья.

Образ жизни и здоровье, здоровый образ жизни. Факторы риска заболеваний.

Общие принципы и социальны факторы профилактики, диагностики и лечения болезней.



Социально-медицинская этика.



    1. ВОПРОСЫ ДЛЯ ИТОГОВОГО ЗАНЯТИЯ ПО РАЗДЕЛУ

Вопросы для зачета по Социальным медицинским основам в педиатрии


  1. История отечественной педиатрии.

  2. История педиатрии. Организация материнства и детства.

  3. Организация работы детской больницы. Противоэпидемический режим.

  4. Организация работы детской больницы. Принципы госпитализации и размещения больных.

  5. Организация питания детей в детских учреждениях.

  6. Периоды детского возраста и возрастная патология.

  7. Анатомо-физиологические особенности органов дыхания у детей. Роль в развитии заболеваний дыхательной системы.

  8. Анатомо-физиологические особенности органов пищеварения у детей. Роль в развитии заболеваний ЖКТ.

  9. Анатомо-физиологические особенности кожи, лимфатических узлов, мышц, костей.

  10. Анатомо-физиологические особенности нервной системы и органов чувств. Развитие психических и статических функций у детей 1-го года жизни.

  11. Анатомо-физиологические особенности органов кроветворения у детей. Роль железа и микроэлементов в кроветворении.

  12. Анатомо-физиологические особенности органов кровообращения у детей.

  13. Анатомо-физиологические особенности органов мочевыделения у детей.

  14. Анатомо-физиологические особенности эндокринной системы у детей.

  15. Критерии оценки нервно-психического развития детей раннего возраста.

  16. Нервно-психическое развитие. Критерии оценки.

  17. Оценка физического развития. Критерии оценки.

  18. Смешанное и искусственное вскармливание. Показания к переводу. Заменители женского молока.

  19. Преимущества грудного вскармливания.

  20. Пути сохранения лактации. Понятие гипогалактии. Профилактика.

  21. Вскармливание здорового ребенка 1-го года жизни. Значение естественного вскармливания.

  22. Прикорм, сроки введения, коррекция сроков введения в зависимости от вида вскармливания.

  23. Вскармливание ребенка 1-го года жизни. Пути сохранения лактации.

  24. Принципы питания детей старше 1-го года.

  25. Роль естественного вскармливания в развитии детей раннего возраста.

  26. Роль естественного вскармливания в профилактике заболеваний у детей 1-го года жизни.

  27. Пилороспазм, пилоростеноз. Особенности клинических проявлений. Диагностика. Принципы лечения.

  28. Анемии у детей раннего возраста. Причины. Клиника. Принципы профилактики.

  29. Обмен железа и микроэлементов у детей. Значение в развитии анемии.

  30. Анемии у детей. Классификация. Профилактика дефицитных анемий.

  31. Железодефицитная анемия. Причины. Патогенез. Клинические проявления. Принципы лечения.

  32. Профилактика дефицитных анемий у детей. Группы риска.

  33. Особенности питания детей с железодефицитной анемией.

  34. Роль дефицита железа в питании ребенка второго полугодия жизни. Роль врача в предупреждении железодефицитной анемии.

  35. Аномалии конституции. Особенности клинических проявлений. Роль в развитии заболеваний.

  36. Наблюдение за детьми с аномалиями конституции. Особенности питания детей с экссудативно-катаральным диатезом.

  37. Экссудативно-катаральный диатез. Причины. Клиника. Роль в формировании аллергических болезней. Особенности питания детей с ЭКД.

  38. Классификация хронических расстройств питания. Критерии диагностики. Влияние на течение других заболеваний у детей раннего возраста.

  39. Понятие о дистрофии. Формы дистрофии, этиологические факторы. Патология беременности и родов. Влияние дистрофий на течение других заболеваний.

  40. Этиология развития хронических расстройств питания у детей. Принципы лечения гипотрофии. Роль социальных факторов и вскармливания.

  41. Гипотрофии у детей раннего возраста. Клинические проявления. Критерии степени тяжести.

  42. Гипотрофия. Клинические проявления. Диета. Лечение.

  43. Обмен витамина Д. Причины развития гиповитаминоза Д. Значение рахита в патологии детей раннего возраста.

  44. Значение рахита в патологии детей раннего возраста. Анте- и постнатальная профилактика.

  45. Рахит. Этиология. Патогенез. Классификация. Клинические проявления. Принципы лечения.

  46. Профилактика рахита (анте- и постнатальная).

  47. Специфическая и неспецифическая профилактика рахита.

  48. Гипервитаминоз Д. Этиология. Патогенез. Клинические проявления. Принципы лечения. Исходы.

  49. Роль витаминов в развитии ребенка. Суточная потребность в витаминах. Профилактика гиповитаминозов.

  50. Гиповитаминозы у детей. Клинические проявления. Профилактика.

  51. Типы аллергических реакций. Их роль в развитии заболевания.

  52. Острые аллергические заболевания у детей. Крапивница и отек Квинке. Причины развития. Клиника. Принципы лечения.

  53. Острая крапивница у детей. Причины. Клинические проявления. Понятия о гипоаллергенной диете. Профилактика аллергических заболеваний.

  54. Роль врача в профилактике аллергических заболеваний у детей. Понятие о гипоаллергенной диете.

  55. Роль аллергии и наследственности в развитии бронхиальной астмы. Профилактика аллергических заболеваний.

  56. Бронхиальная астма у детей. Заболеваемость. Этиология. Патогенез. Роль наследственности в развитии заболевания. Принципы лечения и профилактики.

  57. Бронхиальная астма. Классификация. Клинические проявления. Лечение в периоде обострения.

  58. Клинические проявления бронхиальной астмы. Диагностика. Понятие пикфлоуметрии, критерии оценки. Принципы лечения в периодах обострения и ремиссии.

  59. Острые бронхиты. Этиология. Классификация. Клинические проявления. Принципы лечения.

  60. Острые пневмонии. Этиология у детей раннего возраста. Патогенез. Классификация. Диагностика. Принципы лечения.

  61. Острая пневмония. Этиология. Клинические проявления. Факторы, способствующие рецидивированию и хронизации заболеваний легких.

  62. Острая пневмония. Классификация. Основные клинические проявления. Показания для госпитализации. Исходы.

  63. Острые пневмонии. Заболеваемость, факторы, предрасполагающие к заболеванию. Классификация, клинические проявления.

  64. Хроническая пневмония: этиология, патогенез, классификация, клинические проявления.

  65. Роль оздоровительных детских учреждений в профилактике обострений заболеваемости дыхательной системы у детей.

  66. ВПС синего вида. Тетрада Фалло. Одышечно-цианотические приступы. Клиника. Профилактика.

  67. Врожденные пороки сердца. Причины. Классификация. Профилактика.

  68. Врожденные пороки сердца. Этиология. Классификация. Распространенность. Профилактика.

  69. Врожденные пороки сердца: дефект межжелудочковой перегородки, методы диагностики. Клиника, лечение.

  70. Врожденные пороки сердца: дефект межпредсердной перегородки. Клиника. Диагностика. Лечение.

  71. Врожденные пороки сердца: открытый артериальный проток. Клиническая картина. Лечение.

  72. Недостаточность кровообращения при врожденных пороках сердца. Классификация. Принципы лечения.

  73. Недостаточность кровообращения у детей с ВПС. Классификация. Принципы лечения.

  74. Ревматизм. Этиология. Клинические проявления. Критерии диагностики. Принципы лечения.

  75. Ревматизм. Роль β-гемолитического стрептококка в развитии заболевания. Принципы лечения.

  76. Ревматизм. Этиология. Патогенез. Клиническая картина. Диспансерное наблюдение.

  77. Клинические проявления ревматизма у детей. Диагностические критерии ревматизма. Лабораторные и инструментальные методы диагностики.

  78. Принципы лечения и профилактики ревматизма. Этапность лечения.

  79. Роль врача в предупреждении ревматизма. Этапность лечения.

  80. Профилактика ревматизма у детей. Роль врача в профилактике ревматизма.

  81. Распространенность заболеваний ЖКТ у детей. Хронический гастродуоденит. Этиология. Классификация. Клинические проявления. Диетотерапия при заболеваниях желудка и двенадцатиперстной кишки.

  82. Гастриты. Этиология. Классификация. Клиническая картина. Диетотерапия. Профилактика. Лечение.

  83. Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки. Этиология. Патогенез. Клиника. Осложнения.

  84. Язвенная болезнь двенадцатиперстной кишки. Этиопатогенез. Клиника. Лечение. Профилактика.

  85. Роль основных методов диагностики заболеваний ЖКТ (УЗИ, ФГДС, рентгенография, копрограмма, зондирование).

  86. Принципы питания и медикаментозной терапии заболеваний ЖКТ у детей. Санаторно-курортное лечение.

  87. Роль анатомо-физиологических особенностей ЖКТ у детей раннего возраста в течении заболевания.

  88. Профилактика заболеваний желудочно-кишечного тракта у детей.

  89. Сахарный диабет у детей. Классификация. Клинические проявления. Принципы лечения.

  90. Сахарный диабет. Лабораторные методы диагностики. Принципы лечения. Инсулинотерапия. Контроль и самоконтроль в процессе лечения.

  91. Диетотерапия при сахарном диабете. Медленно развивающиеся осложнения сахарного диабета.

  92. Особенности питания детей с сахарным диабетом. Осложнения сахарного диабета и их профилактика.

  93. Диабетический кетоацидоз. Причины. Диагностика. Принципы неотложной помощи.

  94. Гипогликемические состояния при сахарном диабете. Клинические проявления. Неотложная помощь.

  95. Геморрагический васкулит: этиология, патогенез, клинические проявления, принципы лечения.

  96. Острые лейкозы у детей, эпидемиология, этиология, клинические проявления, принципы лечения.

  97. Пиелонефриты у детей. Этиология. Патогенез. Классификация. Клинические проявления. Принципы лечения.

  98. Пиелонефрит. Методы диагностики. Профилактика инфекций мочевой системы у детей.

  99. Гломерулонефриты у детей. Этиология. Классификация. Методы диагностики. Профилактика.

  100. Острый гломерулонефрит. Этиология. Клиника. Лечение. Профилактика.

  101. Острый гломерулонефрит. Этиология. Патогенез. Клинические проявления. Принципы лечения.

  102. Острый гломерулонефрит с нефротическим синдромом. Клиника. Принципы лечения.

  103. Хронический гломерулонефрит. Факторы, способствующие хронизации. Диагностика. Принципы лечения и профилактики.

  104. Хроническая почечная недостаточность у детей. Клинические проявления. Принципы диетотерапии и лечения.

  105. Диагностика заболеваний мочевой системы. Роль инструментальных методов диагностики (УЗИ почек, в/в урография, цистоскопия, цистография) в оценке тяжести поражения.

  106. Фитотерапия при заболеваниях почек и мочевыводящих путей у детей.

  107. Становление иммунитета. Роль активной иммунизации в предупреждении инфекционной заболеваемости и снижении смертности.


Тематический план лекций
Учебная дисциплина – Социальные медицинские основы в педиатрии

Направление подготовки – 39.03.01 «Социальная работа» (квалификация (степень) «бакалавр»)


Семестр – 8

Курс – 4


№ лекции

Тема лекции



Количество

часов


1.

Вводная лекция. Организация педиатрической помощи в России. Актуальные проблемы детского возраста. Здоровый и больной ребенок (понятие о конституции, физическом и нервно – психическом развитии). Особенности патологии детского возраста, пластичность и компенсаторные возможности детского организма в процессе роста и развития.

2

2.

Врожденные и приобретенные заболевания легких и бронхов. Осложнения. Исходы. Социальные аспекты. Показания к назначению инвалидности. Бронхиальная астма. Осложнения. Социальные аспекты. Показания к назначению инвалидности. Астма- школа.

2

3.

Врожденные и приобретенные заболевания сердечно – сосудистой системы. Осложнения. Исходы. Показания к назначению инвалидности.

2

4.

Заболевания и пороки развития почек у детей. Хроническая почечная недостаточность Социальные аспекты. Показания к назначению инвалидности.

2

5.

Врожденные и приобретенные заболевания ЦНС (гидроцефалия, судорожный синдром). Особенности течения. Осложнения. Исходы. Показания к назначению инвалидности.

2

6.

Заболевания эндокринной системы Врожденный гипотиреоз, сахарный диабет. Социальные аспекты. Показания к назначению инвалидности.

2

ИТОГО

12

Рассмотрено на заседании кафедры _________________________________

"___"_____________ 20 г.

протокол № ____________

Зав. кафедрой _______________________ профессор, д.м.н. С.И. Малявская



Тематический план практических занятий
Учебная дисциплина – Социальные медицинские основы в педиатрии

Направление подготовки – 39.03.01 «Социальная работа» (квалификация (степень) «бакалавр»)

Семестр – 8

Курс – 4



№ занятия

Тема занятия


Количество

часов


1.

Вводное занятие. Здоровый ребенок (понятие о нормальной конституции, физическом и нервно-психическом развитии).

2

2.

Актуальные проблемы детской гастроэнтерологии.

2

3.

Хронические заболевания ЖКТ (хронический гастродуоденит, язвенная болезнь желудка и 12-ти перстной кишки). Социальные аспекты. Показания к назначению инвалидности.

2

4.

Хроническая бронхолегочная патология, бронхиальная астма, особенности её течения у детей, осложнения, исходы, социальные аспекты. Показания к назначению инвалидности у детей с заболеваниями органов дыхания.

2

5.

Заболевания органов дыхания у детей. Острая бронхолегочная патология, особенности её течения у детей, осложнения, исходы, социальные аспекты.

2

6.

Заболевания сердечно – сосудистой системы. Врожденные пороки сердца. Показания к назначению инвалидности.

2

7.

Заболевания почек у детей: острый и хронический пиелонефрит, гломерулонефрит.

2

8.

Роль врожденных пороков в развитии почечной патологии, осложнения, исходы. Хроническая почечная недостаточность. Социальные аспекты. Показания к назначению инвалидности.

2

9.

Врождённые и приобретённые заболевания ЦНС (гидроцефалия, судорожный синдром). Особенности течения. Осложнения. Исходы. Показания к назначению инвалидности.

2

10.

Врожденные и приобретенные заболевания крови у детей. Особенности течения. Осложнения. Исходы. Показания к назначению инвалидности.

2

11.

Врождённый гипотиреоз. Социальные аспекты. Показания к назначению инвалидности.

2

12.

Заболевания эндокринной системы. Сахарный диабет. Социальные аспекты. Показания к назначению инвалидности.

2

ИТОГО

24

Рассмотрено на заседании кафедры _________________________________

"___"_____________ 20 г.

протокол № ____________

Зав. кафедрой _______________________ профессор, д.м.н. С.И. Малявская

ГБОУ ВПО «Северный государственный медицинский университет

(г. Архангельск) Министерства здравоохранения РФ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

СОЦИАЛЬНЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ ОСНОВЫ В ПЕДИАТРИИ

2014 г.
Занятие № 1: Вводное занятие. Здоровый ребенок (понятие о нормальной конституции, физическом и нервно-психическом развитии).



Цель занятия: изучить методы оценки физического развития ребенка, принципы оценки нервно-психического развития ребенка.

Задачи занятия:

1. Изучить методы оценки физического развития ребенка.

2. Изучить принципы оценки нервно-психического развития ребенка.

3. Провести антропометрию ребенка любого возраста и оценить полученные данные.

4. Оценить нервно-психическое развитие ребенка.

Основные понятия по теме:

антропометрия ребенка, соматоскопические показатели, центильные таблицы, эмпирические формулы, биологический возраст.

Вопросы к занятию


  1. Определение терминов физическое и нервно-психическое развитие.

  2. Критерии физического развития.

  3. Эмпирические формулы для расчета соматометрических показателей.

  4. Критерии нервно-психического развития, группы риска.

Вопросы для самоконтроля

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка