Учебно-методический комплекс по курсу «Социальное проектирование в сфере организации волонтерской деятельности людей с инвалидностью»




Сторінка1/13
Дата конвертації24.04.2016
Розмір2.6 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования


"Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова"

Учебно-методический комплекс
по курсу

«Социальное проектирование в сфере организации волонтерской деятельности людей с инвалидностью»

Москва-2013



1. Пояснительная записка

Современный мир – это мир реализованных через технологии и экономические отношения талантов и способностей людей. В этой связи в современном мире наука, искусство и образование становятся ключевыми факторами национальной конкурентоспособности. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, основная цель государственной молодежной политики формулируется как создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развитие потенциала молодежи и его использование в интересах инновационного развития страны. Реализация задачи по гражданскому образованию и патриотическому воспитанию молодежи связана, в первую очередь, с организацией добровольческой (волонтерской) деятельности молодежи. Ее участие в волонтерском движении помогает решать важную задачу повышения конкурентоспособности и профессиональной компетентности молодых людей за счет получения первичного опыта участия в профессиональной деятельности, увеличения возможностей профессионального ориентирования и формирования базовых личностных и социальных компетенций, необходимых для дальнейшего трудоустройства. Указанный аспект, в первую очередь, актуален для студенческой молодежи, т.к. добровольческая деятельность способствует раскрытию ее личностного потенциала в наиболее восприимчивый период возрастного развития и может выступать, как базой социального ориентирования и социализации в русле служения обществу, так и возможностью попробовать себя в разных сферах деятельности, определиться с выбором жизненного пути.

На земле насчитывается около 700 миллионов людей с инвалидностью. В среднем это каждый десятый в любой стране. В России около 13 миллионов граждан имеют инвалидность. Известно, что российские инвалиды живут как бы в параллельном мире. Они редко выходят на улицу и почти не появляются в общественных местах. Может быть, из-за этого, сталкиваясь с такими людьми, мы порой не знаем, как себя вести, и даже пугаемся – как сделать так, чтобы его не обидеть? Не замечать его инвалидности или, наоборот, жалеть?

То, как мы говорим, тесно связано с тем, что мы думаем и как ведем себя по отношению к другим людям. Увы, слишком часто в нашем обществе звучат такие неприемлемые слова и сравнения как «больной / здоровый», «нормальный / ненормальный», «умственно отсталый», «обычный / неполноценный», «даун», «калека» и т.п.

Современному обществу следует приложить особые усилия к изменению ситуации, к выработке культуры инклюзии, к привитию этически выдержанной и грамотной терминологии.

Корректный язык помогает формировать позитивный образ человека. Даже если мы считаем себя воспитанными людьми, не лишним будет прислушаться к рекомендациям – что желательно учитывать при общении с людьми, имеющими ту или иную инвалидность. Это – не правила, а всего лишь рекомендации, которые могут помочь нам наладить контакты и снять неловкость, неизбежно возникающую при отсутствии личного опыта общения с людьми с инвалидностью.

Как и другие социальные меньшинства, права которых в той или иной мере ущемляются большинством, инвалиды чувствительны к словам, которые усугубляют их положение. Для того чтобы изменить его, люди с инвалидностью в странах, где движение инвалидов активно и влиятельно, пропагандируют собственные определения и понятия, которые не вызывают жалости и других негативных ассоциаций.

Что стоит за словом «инвалид»? Инвалидность – это не медицинский диагноз!

«Инвалидность является результатом взаимодействия, которое происходит между имеющими нарушения здоровья людьми и отношенческими и средовыми барьерами и которое мешает их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими». Конвенция ООН о правах инвалидов, подписанная Россией 24 сентября 2008 г.

Таким образом, инвалидность – это одна из форм социального неравенства; инвалидность – это социальное, а не медицинское понятие.

Курс «Социальное проектирование в сфере организации волонтерской деятельности людей с инвалидностью» направлен на выравнивание в социально-полезной деятельности ролей людей с «особыми потребностями» и их вовлечение, социализацию современной жизни, где волонтерство, социальное проектирование в этой сфере занимает чрезвычайно важное место.

Характерная черта нашего времени – нарастающий темп перемен. Стремительно меняется экономика отдельных стран и всего мира, а вместе с нею и всё человеческое сообщество. Появляются новые технологии, рождаются принципиально новые продукты, изменяются потребности. В таких условиях трудно рассчитывать на то, что одни и те же способы работы будут обеспечивать нам постоянный успех.

В наше время надо быть готовым к тому, что удачный сегодня способ работы уже в обозримом будущем может оказаться совершенно непригодным. Продукт, который кажется нам сейчас безусловно ценным, уже завтра может быть вытеснен с рынка его более эффективным заменителем, о котором мы пока еще даже не подозреваем. Это означает, что мы все чаще сталкиваемся с необходимостью в ограниченный период времени перестраивать нашу деятельность. Результатом такой работы становится появление уникальных и принципиально новых продуктов или услуг. При этом нам приходится действовать в условиях высокой степени неопределенности и ограниченных ресурсов.

В коммерческой и социальной сфере резко усилилась конкуренция за внимание клиента к товару или услуге той или иной организации: потребителю есть из чего выбирать. Кроме того, возросло значение индивидуального подхода к каждому клиенту. Следовательно, в выигрыше оказываются те, кто способен постоянно разрабатывать и производить значимые для различных клиентов уникальные продукты.

Необходимость постоянного поиска и быстрого выведения на рынок уникальных продуктов и услуг привела к стремительному развитию методов управления проектами. Принципы и методы управления проектами оказались более подходящими для экономической и общественно-политической деятельности, которая протекает в условиях информационного взрыва, усиления глобальной конкуренции и значительного сокращения жизненного цикла товаров (услуг) в результате их быстрого морального старения. Хотя само по себе знание основ управления проектами еще не гарантирует жизненный успех, но их эффективное практическое применение, безусловно, входит в число существенных конкурентных преимуществ. Сейчас для молодого человека вступать в активную жизнь без понимания сути проектной деятельности не только несовременно, но и опасно. Знания, умения и навыки разработки и реализации проектов помогают выжить и добиться успеха несмотря ни на какие кризисы. И тот, кто развивает у себя способность эффективно управлять проектами, закладывает надежный фундамент своего жизненного успеха!

Основными видами учебных занятий по данной дисциплине являются лекции, на которых излагается теоретический и эмпирический материал по соответствующим вопросам, и семинарские (практические) занятия, во время проведения которых у ребят происходит усвоение материала, решение смоделированных ситуаций. Лекции читаются по самым сложным и важным теоретическим вопросам проектной деятельности. При этом при чтении лекций внимание ребят акцентируется на наиболее трудных, проблемных аспектах изучаемых тем, обсуждаются альтернативные варианты решения проблемных вопросов и т.д. Семинарские (практические) занятия проводятся в форме дискуссии. Во время занятий приветствуются инициативные выступления студентов. Для тех ребят, которые не могут присутствовать на занятиях лично – организуется вебинар и онлайн-общение.

Усвоение курса «Социальное проектирование в сфере организации волонтерской деятельности людей с инвалидностью» предполагает также систематическую, самостоятельную работу, в ходе которой ребята разрабатывают проекты. В ходе изучения материала для оказания помощи регулярно проводятся групповые и индивидуальные консультации.

2. Основные цели и задачи курса.

Цель: Основной целью данного курса является формирование у слушателей теоретических основ и практических навыков разработки социальных проектов в сфере волонтерской деятельности.

Задачи:

1.Дать представление о понятиях «волонтер», «доброволец», сформировать систему знаний об основополагающих принципах, лежащих в основе волонтерской деятельности, ознакомить с нормативно-правовыми документами, регламентирующими добровольческую (волонтерскую) деятельность, дать представление об истории зарождения волонтерской деятельности в России и за рубежом.

2. Сформировать целостную систему представлений о современных направлениях волонтерской деятельности в России, раскрыть специфику работы в рамках каждого из направлений: целевые группы, решаемые задачи, группы рекрутинга, достигаемые результаты.

3. Научить анализировать способы организации волонтерских проектов разного направления на примерах реально действующих проектов в России и за рубежом.

4. Обучить навыкам организации и реализации проектов: технологии мониторинга (оценка возможностей и ресурсов), технологии привлечения ресурсов, подбор и обучение участников проекта.
Главная задача практических занятий состоит в том, чтобы слушатели научились:

- находить интересные проектные идеи, грамотно их формулировать и документировать,

- оценивать ценность и жизнеспособность проектной идеи,

- составлять четко структурированный план проекта,

- разрабатывать и оптимизировать расписание и бюджет проекта,

- организовывать достойную презентацию проекта,

- разрабатывать и реализовывать стратегию поиска инвесторов (спонсоров, заказчиков) проекта,

- вырабатывать критерии, по которым заинтересованные лица смогут оценивать результаты проекта,

- готовить рабочую проектную документацию.
Объем: 16 часов

3. Объем курса и виды работы


Название модуля

Вид учебной работы

Кол-во часов

Аудиторные

Самост. работа

Социальное проектирование в сфере организации волонтерской деятельности людей с инвалидностью

Лекции

8

По желанию

слушателя

Практические/семинарские

8




Лабораторные







Консультации




По необходимости (запросу слушателей)

Курсовые/рефераты







Контрольные работы







Итоговый контроль

Зачет


Экзамен








Общий объем часов по дисциплине

16

По желанию слушателя


4. Содержание курса

4.1. Разделы курс аи виды занятий


№ п/п

Наименование раздела ОМ/ УД

Лекции

Практические занятия

1.

Волонтерство: что это такое?

2

2

2.

Направления волонтерской деятельности в России

2

2

3.

Современные волонтерские проекты в России и странах мира

2

2

4.

Технологии организации волонтерской деятельности

2

2


4.2. Содержание

№ п/п

Наименование раздела

Содержание раздела

Тематический план лекционных занятий

Тематический план практических занятий

1.

Волонтерство: что это такое?

Понятия «волонтер», «волонтерство». Определения. История возникновения волонтерского движения. Истоки возникновения волонтерства в России. Кто такие волонтеры. Декларация Международной ассоциации волонтеров. Принципы, лежащие в основе волонтерской деятельности: добровольность, безвозмездность, социальная значимость, добросовестность, законность и др.

Что такое волонтерство? Какова его роль в решении общественных проблем в современном обществе?

Как зарождалось волонтерское движение? Какие организации в России можно считать его предшественниками?

Как определяет волонтерство Декларация Международной ассоциации волонтеров?

Каково значение участия молодежи в волонтерском движении?

Какие принципы лежат в основе волонтерской деятельности? Как они реализуются на практике?


Основная цель занятия – дать слушателям представление о волонтерской деятельности, как об одном из видов социального служения. Для того, чтобы понять сущность добровольческого движения, необходимо получить вводное представление об истоках возникновения волонтерства в нашей стране и в других странах мира. Важным моментом для понимания специфики такого вида деятельности, как волонтерство, является знакомство с основными принципами, лежащими в основе его создания и функционирования.

2.

Направления волонтерской деятельности в России

Актуальные формы и направления волонтерской деятельности. Работа с социально незащищенными группами населения. Служба в больницах. Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков. Профилактика здорового и безопасного образа жизни. Восстановление и сохранение исторических и природных памятников. Помощь животным. Защита окружающей среды. Досуговая и творческая деятельность. Краеведческая деятельность. Интернет-добровольчество.


Какие существуют направления деятельности волонтерских организаций?

В чем проявляется специфика каждого из рассмотренных направлений деятельности волонтерских организаций?

Почему персонал домов-интернатов для престарелых нуждается в помощи волонтеров?

Как отражается участие детей-сирот в добровольческой деятельности на их социализации?

Какие виды работ волонтеры выполняют в рамках выбранного направления деятельности?


Вторая тема расширяет представление слушателей о направлениях волонтерской деятельности, которые реализуются в нашей стране. Её целью является ознакомление обучающихся с наиболее актуальными для молодежи формами и направлениями волонтерской деятельности: гуманитарное направление, историко-просветительское направление, экологическое направление и др.

Здесь даются и первые представления о проекте



3.

Современные волонтерские проекты в России и странах мира

Типология современных волонтерских проектов. Экологические проекты. Культурно-исторические проекты. Гуманитарные проекты. Сопоставительный анализ Российских и зарубежных проектов на разных этапах их реализации.


Типология современных волонтерских проектов.

Эффективность современных волонтерских проектов

Сходство и различия технологии организации проектов в нашей стране и за рубежом.


В этом разделе курса предусмотрен сравнительный анализ современных отечественных и зарубежных волонтерских проектов. Типология современных волонтерских проектов. Экологические проекты. Культурно-исторические проекты. Гуманитарные проекты. Сопоставительный анализ Российских и зарубежных проектов на разных этапах их реализации.

4.

Технологии организации волонтерской деятельности

Организаторы волонтерской деятельности. Группы потенциальных добровольцев. Центры Добровольцев — основные общественные руководящие организации добровольчества. Технологии привлечения волонтеров. Собеседование с потенциальными участниками проекта: алгоритм, проблемные ситуации, разрешение проблемных ситуаций. Виды и способы поощрения волонтеров.


Кем может быть организована волонтерская деятельность?

Какие группы людей являются потенциальными участниками волонтерского движения?

От чего зависит стратегия набора волонтеров?

Какие существуют методы привлечения добровольцев в проект?

Что является целью проведения собеседования?

Какие этапы включает в себя алгоритм проведения собеседования?

Каковы возможные пути поощрения волонтера?


Цель изучаемой темы – освоение технологий организации волонтерских проектов от этапа инициирования, до этапа подведения итогов и анализа результатов. В начале работы над темой разбираются этапы подготовки и реализации проекта, затем идет ознакомление обучающихся с конкретными технологиями (агитация и привлечение участников, проведение мониторинга, проведение собеседования и др.). Важным моментом является анализ проблемных ситуаций при проведении собеседования и способы выхода из этих ситуаций.

. Организаторы волонтерской деятельности. Группы потенциальных добровольцев. Центры Добровольцев — основные общественные руководящие организации добровольчества. Технологии привлечения волонтеров. Собеседование с потенциальными участниками проекта: алгоритм, проблемные ситуации, разрешение проблемных ситуаций. Виды и способы поощрения волонтеров.


Основные понятия

Волонтер, доброволец, социальные проекты, добровольность, бескорыстность, общественная значимость, гражданская активность, законность, Социально незащищенные группы населения, профилактика здорового образа жизни, взаимодействие с медицинским персоналом, толерантность общества, сохранение природного и культурного богатства, экологические проекты, волонтеры в сфере искусства, краеведческая деятельность, интернет-добровольчество, Международная взаимопомощь, интернациональный молодежный рабочий лагерь, национальные проекты, межнациональные проекты, социальный год, центры добровольцев, формы социальной активности, международная социальная политика, пацифистское движение, межкультурное понимание, терпимость, антивоенные проекты, международное сотрудничество, альянс европейских волонтерских организаций, классификация проектов, принцип классификации проекта, паспорт проекта, технологии реализации, технологии рекрутинга, эффективность проекта, мотивы волонтерской деятельности, самореализация личностного потенциала, личные качества волонтера, профессиональное ориентирование, социальная значимость, социальные и практические навыки, лидерский потенциал молодежи, самовыражение и самоопределение, личностные и профессиональные компетенции волонтера, внутренний мониторинг, технологии привлечения волонтеров, стратегии набора волонтеров, стихийный набор, целенаправленный набор, алгоритм собеседования, проблемные ситуации на собеседовании, формы поддержки волонтеров, типы добровольческих организаций, благотворительный фонд, благотворительное общество.




  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение

А) основная литература

  1. Алещенок С. В. Из опыта поддержки общественных инициатив и добровольчества: Сборник. М., 2008.

  2. Волонтерство как фактор формирования гуманистической направленности личности студента в современном обществе: сб. материалов Междунар.круглого стола (18 января 2006г.) / под общ.ред. Ситарова В. А., Сикорской Л. Е., Круг И. М., 2006.

  3. Молодежное движение в России в документах (1905-1938гг.). Сборник материалов по истории российского молодежного движения /Ред.-сост. П. Деркаченко. М., 2009.

  4. Решетников О. В. Организация деятельности муниципальных центров социального служения молодежи. М., 2005.

  5. Сикорская Л.Е. Организация добровольчества в городской среде. М., 2008.

Б) дополнительная:

  1. Бодренкова Г. П., Захарова Е. А., Тетерский С. В. Всемирный день молодежного служения и весенняя неделя добра в России. М., 2004.

  2. Гиль С. С. Педагогика поддержки инициатив молодежи. М., 2004.

  3. Гражданские инициативы и будущее России/под ред. М.И. Либоракиной и В.Н. Якимца. - М.: Школа Культурной политики, 1997. - 152 с.

  4. Добро без границ. М., 2002.

  5. Захаров Н. Л. Социальные регуляторы деятельности российского государственного служащего. М., 2002.

  6. Ильинский И. М., Алещенок С. В., Володин И. А. и др. Молодежь планеты: Глобальная ситуация в 90-х годах, тенденции и перспективы. М., 1999.

  7. Исраэлян Е., Забелина Т. Кризисный центр для женщин: опыт создания и работы. М., «Преображение», 1998.

  8. Камерон К., Куинн Р. Диагностика и изменение организационной культуры. СПб., 2001.

  9. Коновалова Л. Н., Якимец В. Н. Гражданское общество в реформируемой России. Учебно-методическое пособие. М., 2002.

  10. Медведева Г. П. Этика социальной работы: учебное пособие для студентов вузов. М., 2002.

  11. Мозаика российского добровольчества. Ростов-на-Дону, 2003.

  12. Насилие в семье: С чего начинается семейное неблагополучие. Научно-методическое пособие / Под ред. Л. С. Алексеевой. Государственный НИИ семьи и воспитания. М., 2000.

  13. Никитин В. А. Социальная работа: проблемы теории и подготовки специалистов. Учебное пособие. М., 2002.

  14. Очман Малгорзата, Джордан Павел. Добровольцы: ценный источник. Издание Johns Hopkins University Institute for Policy Studies Wyman Park Building 34th and North Charles Street Baltimore, Maryland 21218 USA.

  15. Решетников О. В. Организация добровольческой деятельности. Учебно-методическое пособие. М., 2005.

  16. Решетников О. В. Работа добровольцев с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. М., 2004.

  17. Решетников О. В. Актуальные вопросы организации социального служения. М., 2006.

  18. Слабжанин Н. Ю. Как эффективно работать с добровольцами. Новосибирск, 2001.

  19. Социализация личности начинается с добровольчества. (Сб. материалов по реализации проекта «Community service  создание сети молодежных добровольческих центров в Новосибирской обл.). Новосибирск, 2001.

  20. Социальные работники за безопасность в семье. Учебное пособие. М., РИК Русанова, 1999.

  21. Теория и практика волонтерского движения. Саратов, 2003.

  22. Управление персоналом: учебник для ВУЗов / Под ред. Т. Ю. Базарова, Б. Л. Еремина. М., 2002.

  23. Усманов Б. Ф., Фальковская К. И. Социальная работа с молодежью: вопросы эффективности. М., 2005.

  24. Фернхейм А., Хейвен П. Личность и социальное поведение. СПб., 2001.

в) информационное обеспечение (Интернет-ресурсы, программные средства, мультимедиа технологии)

http://www.world4u.ru/volonter.html - Voluntary Exchange Russia

http://philanthropy.ru/analysis/2010/09/29/3422 - Почувствуйте разницу: волонтерство в развитых странах


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка