Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине теория и методика ознакомления детей дошкольного возраста с природой для специальности




Сторінка1/20
Дата конвертації14.04.2016
Розмір3.91 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет

имени Максима Танка»

Факультет дошкольного образования

Кафедра методик дошкольного образования

(рег. №______ ______________)

дата

СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

Заведующий кафедрой Декан факультета

методик дошкольного образования дошкольного образования

_________Д.Н. Дубинина. ________А.Н. Касперович

____ _____________ 2015 г. ____ ____________ 2015 г.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРИРОДОЙ
для специальности: 1 – 01 01 01 Дошкольное образование
Составитель:

Е.А. Стреха, доцент кафедры методик дошкольного образования учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»,

кандидат педагогических наук, доцент

Рассмотрено и утверждено

на заседании Совета БГПУ ____ ________________2015 г. протокол № _____

СОДЕРЖАНИЕ


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…………………………………...………3

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ………………………………………………7

ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ……………………………………………….131

РАЗДЕЛ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ…………………………………………..178

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ…………………...……………………219

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Теории и методики ознакомления детей дошкольного возраста с природой является одной из учебных дисциплин в подготовке специалистов дошкольного профиля. Главной целью его изучения в учреждении высшего образования является овладение будущими педагогами научными знаниями о процессе формирования у детей дошкольного возраста представлений о предметах и явлениях природы; о содержании педагогической деятельности по ознакомлению детей с живой и неживой природой. В процессе изучения учебной дисциплины развивается методическое мышление, способность правильно оценивать реальные педагогические ситуации, применять теоретические знания в разных условиях.

Учебно-методический комплекс (УМК) по теории и методике ознакомления детей дошкольного возраста с природой, разработанный в соответствии с Государственным стандартом по специальности 1-010101 «Дошкольное образование» и типовой учебной программой для высших педагогических учебных заведений. Значение его - дать студентам знания об особенностях восприятия и понимания природы детей дошкольного возраста, познакомить будущих педагогов с психолого-педагогическими основами процесса формированию представлений об окружающей природе, формированию отношения детей дошкольного возраста к ней.

В данном учебно-методическом комплексе отражается как содержательный аспект учебной дисциплины «Теории и методики ознакомления детей дошкольного возраста с природой», так и процессуальная сторона ее изучения в виде единства лекционных, семинарских, практических занятий, а так же управляемой самостоятельной работы студентов в рамках конкретной темы.



Цель учебно-методического комплекса: управление и самоуправление учебной деятельностью по развитию профессиональной компетентности студентов в процессе усвоения методики ознакомления детей с природой в условиях учреждения дошкольного образования.

Учебно-методический комплекс по теории и методике ознакомления детей дошкольного возраста с природой раскрывает требования к содержанию дисциплины, к образовательным итогам и является средством их достижения и оценки: обеспечивает эффективное усвоение студентами учебного материала, определенного Государственным стандартам, типовыми и учебными программами по теории и методике ознакомления детей дошкольного возраста с природой; объединяет в единое целой разные дидактические средства (конспекты лекций, планы семинарских и практичных занятий и т.д.); обеспечивает преемственность в преподавания методики ознакомления детей дошкольного возраста с природой с дошкольной педагогикой, детской психологией, экологией; является средством управления самостоятельной работы студентов.

Учебно-методический комплекс по теории и методике методике ознакомления детей дошкольного возраста с природой состоит из:

теоретического раздела, в который включены планы и конспекты лекций по учебной дисциплине;

практического раздела, в который включены планы семинарских и практических занятий, для студентов дневной и заочной форм получения образования, вопросы и задания по управляемой самостоятельной работе студентов;

раздела контроля знаний, в котором представлены материалы для текущего, промежуточного и итогового контроля учебных достижений;

вспомогательного раздела, включающего программно-планирующую документацию, такую как: типовая и учебная программы по теории и методике ознакомления детей дошкольного возраста с природой; учебно-методическую документацию, такую как: тематика курсовых работ по учебной дисциплине; методические рекомендации по написанию курсовых работ; методические рекомендации по организации и выполнению управляемой самостоятельной работы; методические рекомендации для преподавателей по организации процесса преподавания учебной дисциплины «Теория и методика ознакомления детей дошкольного возраста с природой»; перечень рекомендуемых средств диагностики, а также перечень учебных изданий, рекомендуемых для изучения учебной дисциплины.


ПЕРЕЧЕНЬ ЭЛЕМЕНТОВ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА:
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ


  • Планы и конспекты лекций.

ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

  • Темы и планы практических и семинарских занятий для студентов дневной формы получения образования.

  • Темы и планы практических и семинарских занятий для студентов заочной формы получения образования.

  • Тематика и задания по управляемой самостоятельной работе студентов.

РАЗДЕЛ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

  • Тестовые задания для текущего контроля учебных достижений.

  • Темы и программное содержание контрольных работ для студентов дневной формы получения образования.

  • Вопросы к зачету.

  • Вопросы экзамену.

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

  1. Программно-планирующая документация:

  • Типовая учебная программа.

  • Учебня программа.

2. Учебно-методическая локументация:

  • Методические рекомендации по организации и выполнению управляемой самостоятельной работы.

  • Тематика курсовых работ по учебной дисциплине.

  • Методические рекомендации по написанию курсовых работ.

  • Методические рекомендации для преподавателей по организации процесса преподавания учебной дисциплины «Теория и методика ознакомления детей дошкольного возраста с природой».


  • Перечень рекомендуемых средств диагностики.

3. Перечень учебных изданий.

Список авторов учебно-методического комплекса:


кандидат педагогических наук, доцент Е.А. Стреха


ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ


Планы и конспекты лекций
Лекция 1-2

Тема лекции: Предмет теории и методики ознакомления детей дошкольного возраста с природой

План лекции:

  1. Понятие и актуальность экологического образования на современном этапе.

  2. Особенности отношения детей дошкольного возраста к природе.

  3. Теория и методики ознакомления детей дошкольного возраста с природой как наука и ее связь с другими науками.

Вопрос 1. Понятие и актуальность экологического образования на современном этапе.

В 1870 г. немецкий ученый Эрнст Геккель ввел в научный оборот термин «экология». На современном этапе экология – это наука, изучающая системы живых организмов, их отношения с окружающей средой и зависимости между различными формами жизни

Целью экологического образования является формирование личности с экологическим сознанием. В настоящее время выделяют типы экологического сознания на современном этапе:


  • Антропоцентрический тип

  • Экоцентрический тип

Антропоцентрический тип экологического сознания- это система представлений о мире, для которой характерны следующие черты:

  • Высшую ценность представляет человек

  • Иерархическая картина мира

  • Целью взаимодействия с природой является удовлетворение прагматических потребностей

  • Деятельность по охране природы продиктована дальним прагматизмом

Экоцентрический тип экологического сознания - это система представлений о мире, для которой характерны:

  • Высшую ценность представляет гармоничное развитие человека и природы

  • Отказ от иерархической картины мира

  • Воздействие на природу должно смениться взаимодействием

  • Деятельность по охране природы продиктована необходимостью сохранить природу ради нее самой

В процессе экологического образования решаются следующие задачи:

- Формирование адекватных экологических представлений.

- Формирование отношения к природе.

- Формирование умений и навыков взаимодействия с природой.



Вопрос 2. Особенности отношения детей дошкольного возраста к природе

Особенности отношения к природе у детей дошкольного возраста определяются особенностями мышления, свойственными данному возрасту.

1. Антропоморфизм. Поскольку в жизненном опыте ребенка причинно-следственные связи устанавливаются быстрее всего и самыми первыми, то совершенно естественно для него является объяснение любых причинно-следственных связей в природе по аналогии с отношениями, существующими между людьми. Дети считают, что объекты природы способны думать, чувствовать, иметь желания как люди. Например, месяца нет на небе, потому, что он ушел спать. Вследствие этого подхода, ребенок считает, что различные природные объекты способны думать, чувствовать, иметь свои цели и желания, т.е. очеловечивает все природное.

2. Артификализм, т.е. представление о том, что все объекты и явления окружающего мира изготовлены самими людьми для своих собственных целей. Артификализм в восприятии природы и непоколебимая вера во всемогущество взрослого объясняют такие просьбы детей: достань мне звездочку, подари мне этот лес, скажи вороне, чтобы еще раз пролетела мимо меня.

3. Прагматическое отношение к природе - все в окружающем мире существует для него или для других людей. Основной вопрос дошкольников в связи с этим явлением – зачем? Зачем звезды на небе? Зачем море?

Вопрос 3. Теория и методики ознакомления детей дошкольного возраста с природой как наука и ее связь с другими науками

Теория и методика ознакомления детей дошкольного возраста с природой как наука занимается выявлением закономерностей процесса ознакомления детей дошкольного возраста с природой

Методика решает следующие задачи:


  1. На научно-педагогической основе определять содержание знаний о природе, доступное освоению детьми дошкольного возраста.

  2. На научно-педагогической основе определять необходимость создания разнообразных условий в учреждении дошкольного образования для ознакомления детей с природой

  3. На научно-педагогической основе определять методы, приемы, формы организации работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с природой

Теория и методика ознакомления детей дошкольного возраста с природой как наука развивается в тесной взаимосвязи с другими науками. Она связана с циклом естественных наук, циклом гуманитарных и циклом психолого-педагогических наук.

Лекция 3

Тема лекции: Земля как планета

План лекции

  1. Планета Земля в составе Солнечной системы.

  2. Форма Земли.

  3. Движение Земли.

  4. Геосферы Земли.

Вопрос 1. Планета Земля в составе Солнечной системы.

Солнечная система — планетная система, включающая в себя центральную звезду — Солнце — и все естественные космические объекты, обращающиеся вокруг Солнца. Все планеты и большинство других объектов обращаются вокруг Солнца в одном направлении с вращением Солнца (против часовой стрелки, если смотреть со стороны северного полюса Солнца). Межпланетная среда — вещество и поля, заполняющие пространство внутри Солнечной системы 

Меркурий - самая близкая к Солнцу планета. На дневной стороне Меркурия очень жарко. Температура там поднимается до 400 градусов выше нуля. На ночной стороне всегда сильный мороз (200). Эта планета - царство пустынь. У Меркурия спутников нет. 80% массы Меркурия содержится в его железном ядре. Давление примерно в 500 млрд. раз меньше, чем у поверхности Земли. Он обладает слабым магнитным полем, напряженность которого составляет всего 0,7% земного. Меркурий принадлежит к планетам земной группы

Венера - вторая планета от Солнца. Она проходит к Земле ближе, чем какая-либо другая планета. Благодаря парниковому эффекту, на Венере стоит ужасная жара. Атмосфера, представляющая собой плотное одеяло из углекислого газа, удерживает тепло, пришедшее от Солнца. Поверхность Венеры покрыта сотнями тысяч вулканов. Излияние лавы на Венере происходит гораздо дольше, чем на Земле. Поверхностные породы Венеры близки по составу к земным осадочным породам. Венеру можно наблюдать через час после захода солнца или за час до восхода. У Венеры спутников нет.

Земля - третья планета от Солнца, которая образовалась около 4,7млрд. лет назад. Скорость обращения Земли по эллиптической орбите вокруг Солнца равна - 29,765 км/. У Земли есть спутник - Луна. Земля обладает магнитным и электрическим полями.

Марс – последняя из четырех ближайших к Солнцу планет. Она значительно меньше Земли. Продолжительность марсианского года 687 земных суток. Его можно отличить по красновато-оранжевому цвету.

Юпитер – затрачивает на один оборот по орбите почти 12 лет. Он принадлежит к группе планет-гигантов. Вокруг Юпитера обращается 12 спутников: 8 внутренних – в «прямом» направлении, а 4 наружных – в обратном.

Сатурн – второй по величине гигант. Одно из самых удивительных образований в Солнечной системе – кольца Сатурна: внешнее, среднее (наиболее яркое) и внутреннее (очень прозрачное). Кольца Сатурна не сплошные и представляют собой массу мелких спутников планеты, расположенных в одной плоскости.

Уран был открыт английским ученым Вильямом Гершелем в 1781 году. Уран совершает полный оборот по орбите за 84 года. Уран отличается от других планет тем, что он вращается как бы лежа на боку. Планета имеет пять спутников.

Нептун. Обнаружил планету немецкий астроном Иоганн Галле в 1846 году. Период обращения по орбите 164 года и 280 суток.

Плутон. Эту планету открыл Клайд Томбо (США) в 1930 году. Плутон выглядит как точка. Не удивительно, что изучать его очень трудно: мы о нем почти ничего не знаем.

Вопрос 2. Форма Земли.

Исторический экскурс о форме планеты Земля. Представления древних о Земле опирались прежде всего на мифологические представления. У каждого народа было свое видение о планете.



  • В древности жители Вавилона представляли Землю в виде горы, на западном склоне которой находятся их земли, к югу от них море, к востоку – неприступные горы, через которые не переступала, как им казалось, нога человека. В понимании древних жителей Вавилонии мировая гора была окружена морем, которое как опрокинутая чаша опирается на небесную твердь.

  • Жители Центральной и Северной Африки в V веке до н.э. представляли всю Землю в виде равнины, окруженной невысокими горами.

  • Древние Египтяне - считали, что внизу находится земля с равнинами и горами, окруженная водой, а сверху ее окутывает богиня неба.

  • Жители Древней Греции считали, что Земля это небольшой остров в огромном океане, как вариант, Земля рассматривалась в виде архипелага островов.

  • Индусы считали, что земля бескрайняя и накрыта небом со звездами.

  • Китайцы представляли сухую часть земли в виде прямоугольника с горами и равнинами, испещренными реками и озерами. Небосвод у китайцев был выпуклый и поддерживался на специальных колоннах по углам прямоугольника-суши.

  • Раннехристианское представление (500 лет до н. э). Земля находится в центре вселенной, она представляет собой выпуклый участок суши, располагающийся на панцире черепахи. Вариантом было расположение земли на трех китах, трех слонах или на черепахе, опирающейся на слонов или китов.

В настоящее время никто не отрицает утверждения о том, что наша планета «круглая». Такое представление возникло еще в Древней Греции. Было выяснено, что Земля сплюснута по оси вращения.

Предполагается, что Земля формировалась под влиянием совместного действия гравитации и центробежных сил. И. Ньютон теоретически обосновал, что Земля должна быть сжата в направлении оси вращения и принять форму эллипсоида. Позднее было обнаружено, что Земля сжата не только на полюсах, но в небольшой степени и по экватору.



Вопрос 3. Движение Земли.

Земля, как и другие планеты, совершает 2 основных движения:



  • вокруг собственной оси. Ось вращения Земли – это прямая, вокруг которой происходит суточное вращение Земли; эта линия проходит через центр Земли и в географических полюсах пересекает поверхность Земли. Сутки – это время вращения вокруг собственной оси. Критерий времени – сутки. Сутки – это отрезок времени, за который Земля совершает полный оборот вокруг собственной оси.

  • вокруг Солнца. Скорость обращения Земли вокруг Солнца – второе основное движение нашей планеты. Земля движется по эллиптической орбите, т.е. орбита имеет форму эллипса. Когда Луна находится в непосредственной близости от Земли и попадает в её тень, случаются затмения. Среднее расстояние между Землёй и Солнцем составляет примерно 150 миллионов километров. Год – обращения вокруг Солнца. Все дело в том, что Земля находится на орбите Солнца не прямо, а под наклоном, ось Земли и орбита Солнца образуют угол 23 градуса 27 минут. И получается, то одно полушарие всегда к Солнцу ближе, а второе дальше. Поэтому на одном лето, а на втором зима. Надо отметить, что для того, чтобы наступило лето, надо чтобы лучи Солнца попадали на Землю под прямым углом. Когда Земля поворачивается к Солнцу под наклоном по касательной, получается, что до южного и северного полушарий расстояние одинаковое, тогда наступает весна и осень. На экваторе всегда лето, потому что расстояние до солнца здесь не меняется, лучи всегда прямые, они и обеспечивают жару

С древнейших времен именно на этих двух регулярных движениях основывались расчеты времени и способность составлять календари.

-средняя скорость движения по орбите 29,8 км/с;

-наклон земного экватора к орбите составляет 230 27 и обеспечивает смену времен года;

-земля имеет грушевидную форму, так называемую геоидом;

-сплюснутость Земли с полюсов объясняется вращением.

Деление на месяцы связана с фазами Луны.

Вращение Земли вокруг собственной оси было представлено в 1851 г. Фуко, который провёл известнейший эксперимент с маятником.

Вопрос 4. Геосферы Земли

Геосферы - географические концентрические оболочки (сплошные или прерывистые), из которых состоит планета Земля.

Выделяются следующие виды геосфер:


  • магнитосфера – это внешняя и наиболее протяженная оболочка Земли, физические свойства которой определяются магнитным полем Земли. Магнитное поле Земли – область вокруг нашей планеты, где действуют магнитные силы.

  • атмосфера — газовая оболочка, окружающая планету Земля. Атмосфера защищает жизнь на Земле следующими способами:

- поглощение ультрафиолетового излучения Солнца.

- снижает экстремальные температуры между днем ​​и ночью (суточный ход температуры).

- способствует нагреву поверхности и сохранению тепла (парниковый эффект)

Атмосфера Земли возникла в результате выделения газов. За счёт: вулканических извержений; газообмена с водой, растениями, животными и продуктами их разложения в почвах и болотах.



  • гидросфера - водная оболочка Земли.

Гидросферу принято делить на:

- мировой океан - 96% гидросферы

- континентальные поверхностные воды. 0,02% составляют воды суши (реки, озера, болота).

- подземные воды - 2%

- ледники - 2% ;

Функции гидросферы:

- накопление солнечного тепла и перераспределение его на планете Земля

- поступление атмосферных осадков с Мирового океана на сушу

Литосфера — твёрдая оболочка Земли. Состоит из земной коры и верхней части мантии. Понятие о литосфере, было разработано Джозефом Барреллом. Его концепция была основана на значительных аномалиях силы тяжести на континентальной коре, из которой он сделал вывод, что должен существовать прочный верхний слой (который он назвал литосферой).

Земная кора -верхняя твёрдая оболочка Земли делится на два типа:

- океаническую. Эта часть очень тонкая, толщиной 3-10 км, состоит только из двух слоев: базальтового и осадочного;

- материковую. Эта часть земной коры более толстая - толщиной от 25 до 75 км в горах. Она состоит из трех слоев: базальтового, гранитного и осадочного.



Лекция 4

Тема лекции: Учение о биосфере

План лекции

  1. Биосфера и ее пределы

  2. Свойства живого вещества и его функции.

3. Ноосфера

Вопрос 1. Биосфера и ее пределы

Впервые понятие «биосфера» введено в биологию французским натуралистом Ж.-Б. Ламарком в начале 19 столетия. Огромная заслуга в разработке стройного целостного учения о биосфере как «области жизни» принадлежит академику Владимиру Ивановичу Вернадскому. Он назвал биосферой оболочку Земли, в формировании которой живые организмы играли и играют большую роль.

В. И. Вернадский выделил в биосфере 7 достаточно разных, и в тоже время взаимосвязанных частей:

- живое вещество – вся совокупность живых организмов, представленная огромным количеством особей. Считается, что в современной биосфере представлено около 2 млн. видов живых организмов (за все время существования биосферы их было не менее 1 млрд.). По своей массе живое вещество занимает ничтожную долю в сравнении с каждой из верхних оболочек земного шара.

- биогенное вещество - вещество, создаваемое и перерабатываемое живыми организмами. Оно представлено запасами каменного угля, известняков, нефти, сланцев, торфа. Биогенное вещество делят на две категории: образованное живыми организмами, живущими в данную геологическую эпоху; образованное в прошлые геологические эпохи.

- косное вещество - образуется процессами, в которых живые организмы не участвуют (абиогенное вещество). Например, изверженная горная порода, вещество вулканического происхождения.

- биокосное вещество - создается одновременно живыми организмами и процессами неорганической природы. К нему относят воды биосферы, нефть, приземную атмосферу, почву.

- вещество, находящееся в радиоактивном распаде.

- вещество космического происхождения имеет абиогенную природу. Основные ее формы - метеориты, космическая пыль.

Современная биосфера представляет собой сложную систему. Она охватывает часть атмосферы, гидросферу, верхнюю часть литосферы, которые взаимосвязаны биохимическими циклами миграции вещества и энергии.

Таким образом, биосфера (область распространения живого вещества не Земле) представляет собой глобальный биотоп. Живые организмы в результате адаптации освоили все среды жизни и заселили определенное пространство.

В 1926 году В.И. Вернадский впервые поставил вопрос о границах биосферы.



Границами биосферы принято считать максимальные высоты или глубины, где жизнь существует как система, т.е. условия, в которых живые организмы осуществляют все процессы жизнедеятельности. Считается, что верхней границей биосферы в атмосфере является высота максимальных полетов птиц и горные вершины, на которых обитают животные и растения, а это - в пределах 10 км. В литосфере жизнедеятельные колонии бактерии были найдены на глубине 8-10 км. Вполне возможно. Что колонии бактерий будут обнаружены и на больших глубинах. Ограничивающим фактором для проникновения живых организмов в глубь литосферы является не кислород и не температура до + 300, а соленость раствора, которая на глубине достигает огромной концентрации. (350 г. на литр воды) Для сравнения – морская вода составляет 35 промилей. В такой концентрации соли в клетках живых организмов наступает плазмолиз. В гидросфере жизнь существует практически на всей глубине. Даже на глубине Марианской впадины (11024 м) существуют и обнаружены живые организмы.

Вопрос 2. Свойства живого вещества и его функции.

Все количество живых организмов на Земле образует единое целое - живое вещество планеты. По своему активному воздействию на окружающую среду, живое вещество занимает особое место и отличается от других оболочек земного шара, так же, как живая материя отличается от мертвой.

Работа живого вещества в биосфере проявляется в двух основных формах:

- биохимической, связанной с превращением живой материи и выделением во внешнюю среду продуктов метаболизма (обмена веществ)

- механической, выражающейся в процессе прохождения компонентов пищи через желудочный тракт и перемещении самого живого вещества в ходе жизнедеятельности.

Помимо общебиологических, живое вещество обладает целым рядом специфических свойств:



  1. Живое вещество биосферы характеризуется огромной свободной энергией, причем ее количество прямо пропорционально массе живого вещества. Периодически в природе происходят всплески энергии, с ее резким увеличением образуется колоссальное скопление живого вещества.

В живом веществе реакции происходят в тысячи, а иногда в миллионы раз быстрее, чем в неживой материи, благодаря наличию особых ферментов. Например, некоторые гусеницы потребляют и перерабатывают в сутки пищи в 200 раз больше, чем весят сами. Необходимо отметить, что слагающие живое вещество индивидуальные химические соединения - белки, ферменты - устойчивы только в живых организмах.

  1. Живое вещество заполняет собой все возможное пространство как за счет пассивного движения (размножение), так и за счет активного - направленного перемещения.

  2. Живое вещество обнаруживает значительно большее морфологическое и химическое разнообразие, чем неживое. Известно более 2 миллионов органических соединений, входящих в состав живого вещества, в то время как природных соединений (минералов) неживой природы всего около 2 тысяч.

  3. Живое вещество представлено в биосфере в виде дискретных (отдельных, самостоятельных) тел - организмов, размеры которых варьируются в необыкновенно широких пределах.

  4. Индивидуальные организмы, образуя популяции и биоценозы, создают бесконечное разнообразие окружающего нас мира.

  5. Живое вещество существует на Земле в форме непрерывного чередования поколений и генетически связано с живым веществом прошлых геологических эпох. Доказательством служит неизменное число хромосом у особей одного вида на протяжении всего времени его существования.

  6. Характерная черта живого вещества - эволюционный процесс. Воспроизводство организмов происходит не по типу абсолютного клонирования предыдущих поколений, а путем морфологических и биологических изменений. Человек, имея значительное сходство со своими предками, отличается от них рядом особенностей.

Функции живого вещества (по В И. Вернадскому):

  1. Энергетическая функция представляется в ассимиляции солнечной энергии при фотосинтезе и передаче энергии по пищевым цепям.

  2. Концентрационная функция – избирательное поглощение живыми организмами определенных видов веществ и накопление их в больших концентрациях, чем содержит окружающая среда.

  3. Деструктивная функция проявляется в минерализации органического вещества после смерти организмов и вовлечении его в биологический круговорот. Решающая роль в этом принадлежит редуцентам. Если бы живое вещество не реализовывало эту функцию за последний миллиард лет, то на планете накопилась бы масса органического вещества, превышающая массу земной коры в 10 раз.

  4. Средообразующая функция заключается в преобразовании физико-химических параметров среды в результате процессов жизнедеятельности. Средообразующая роль живого вещества тем эффективнее, чем сложнее биоценозы. Например, смешанный лес оказывает на окружающую среду более смягчающее действие, чем агроценозы.

  5. Транспортная функция заключается в переносе вещества вопреки силе тяготения и в горизонтальном направлении. Все неживое само по себе перемещается сверху вниз (движение воды, ледников, лавин, селей и т.д.). Живому же веществу свойственно движение против силы тяжести - полеты птиц, движения рыб, насекомых.

Таким образом, живое вещество есть самая мощная сила, растущая во времени.

Вопрос 3. Ноосфера

Эволюция органического мира на нашей планете прошла несколько этапов:



1 этап характеризуется возникновением биологического круговорота веществ в биосфере.

2 этап сопровождается формированием многоклеточных организмов и вследствие этого усложнением циклической структуры жизни.

Эти два этапа часто называют биогенезом (био - жизнь, генезис - возникновение)



3 этап связан с появлением человеческого общества, под влиянием которого в современных условиях происходит дальнейшая эволюция биосферы и превращение ее в сферу разума – в ноосферу (ноо - разум, сфера- шар)

Ноосфера – это новое состояние биосферы, когда разумная деятельность человека становится главным фактором, обуславливающем ее развитие.

Понятие ноосферы было введено в употребление Э. Леруа и Тейяром де Шарденом в 1927 году. Они характеризовали ноосферу как особый «надбиосферный мыслительный пласт»

В 30-40- годы ХХ в. В.И. Вернадский еще более развил и углубил учение о ноосфере. Он понимал под ноосферой качественно новую форму организованности, которая возникла в результате взаимодействия биосферы и общества как новое эволюционное состояние биосферы. По В.И. Вернадскому ноосфера - высший тип целостности, управляемый за счет тесной взаимосвязи законов природы, мышления и социально- экономических законов общества. Отдельные структурные элементы ноосферы формируются уже на современном этапе общественного развития. Процесс перерастания биосферы в ноосферу будет усиливаться по мере объединения общества для разрешения общечеловеческих глобальных проблем развития. Таким образом, В.И. Вернадский указывал, что биосфера ХХ века становится ноосферой, создаваемой прежде всего за счет развития науки и социального труда.

В.И. Вернадский призывал к разумному регулированию отношений человека и природы. Он считал, что человек, как и все живые организмы, как живое вещество выполняет определенную функцию биосферы, что он во всех своих проявлениях составляет закономерную часть строения биосферы и что взрыв научной мысли в ХХ веке подготовлен всем прошлым биосферы и не может остановиться или пойти назад.

В.И. Вернадский постоянно подчеркивал, что ноосфера это биосфера, переработанная научной мыслью.

В общих чертах, превращение биосферы в ноосферу можно представить следующим образом:



  • Вначале человек брал у биосферы средства к существованию и отдавал ей то, что в биосфере могли использовать другие организмы. Поэтому деятельность людей на этом этапе незначительно отличалась от деятельности других организмов.

  • По мере развития человеческое общество начало оказывать все более разрушительное воздействие на биосферу. В современных условиях человечество уже осознает, что оно должно считаться с законами и возможностями развития природы.

  • При переходе биосферы в ноосферу перед человечеством возникает огромная по масштабу и значению задача - научиться созидательно регулировать взаимоотношение общества и природы. Только целесообразная, осознанная и планируемая деятельность людей может обеспечить гармоническое развитие природы и общества неограниченное во времени.

Глубокий анализ процесса перехода биосферы в ноосферу дает М.И. Будыко (1984) . Формирование ноосферы он связывает с пятью процессами:

- человечество стало единым целым, НТР охватила весь земной шар.

- осуществилась коренная перестройка всех процессов, ноосфера явилась единым организованным целым

- открытие новых источников энергии предусматривает коренную перестройку человеком окружающей природы, поэтому ему не обойтись без колоссальных источников энергии.

- ноосфера предусматривает социальное равенство людей и подъем их благосостояния

- по мере развития ноосферы появится возможность регулировать состояние биосферы в соответствии с потребностями человеческого общества.



Лекция 5-6

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20


База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка