Учебное пособие для студентов отделения 33. 02. 01 «Фармация» г. Бузулук, 2014г. Ббк 88. 4я723 к 49




Сторінка1/9
Дата конвертації24.04.2016
Розмір1.9 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Бузулукский медицинский колледж»

КЛИМЕНКО Ю.В.



Психология профессионального общения

Учебное пособие для студентов

отделения 33.02.01 «Фармация»




г. Бузулук, 2014г.

ББК 88. 4я723

К 49

Рецензенты: Константинова Л.П., провизор МУП «Фармация», Каньшина М.В., преподаватель психологии ГБОУ СПО «Бузулукский медицинский колледж»



Клименко Ю. В. Психология профессионального общения: уч. пос. для студ. спец. 33.02.01 «Фармация». – Бузулук: ГБОУ СПО БМК, 2014. – с.183

Учебное пособие для студентов специальности 33.02.01 «Фармация» составлено в соответствии с ФГОС.

Данное учебное пособие содержит необходимые сведения по общей психологии, психологии общения, вопросы социальной психологии, деонтологии, психологии маркетинга и рекламы. Пособие дополнено вопросами и заданиями для самоподготовки, тестовыми заданиями для подготовки к зачету.

Учебное пособие «Психология профессионального общения» будет полезно как студентам, так и преподавателям медицинских и фармацевтических средних специальных учебных заведений.

ББК 88. 4я723

Бузулук, 2014.



Содержание




Пояснительная записка

4

I.

Введение в дисциплину

6




Профессиональная деятельность и общение

6

II.

Психология общения

18




Психологическая характеристика процесса общения

18




Деловое общение

25




Методы воздействия на субъекты общения

32




Установление психологического контакта

36

III.

Личность в профессиональном общении

41




Познавательные процессы в профессиональном общении

41




Эмоции и чувства в профессиональном общении

55




Личностные проявления субъектов общения

60




Характер как проявление личности

69




Мотивация и стимулирование профессиональной деятельности

74




Мотивационное управление профессиональной деятельностью фармацевта

81

IV.

Сложные ситуации в профессиональной деятельности

85




Конфликты и его психологическая характеристика

85




Пути преодоления конфликтов

90




Профессиональные стрессы

97




Синдром профессионального выгорания

101

V.

Этика и деонтология профессиональной деятельности

110




Этико-деонтологические аспекты профессиональной деятельности фармацевта

110



Личность больного и деонтологическая тактика фармацевтического работника

121




Маркетинг в фармацевтической сфере

134




Реклама как часть фармацевтического маркетинга

141




Банк тестовых заданий

Эталоны ответов

Литература

154

178

182

Пояснительная записка

Психология профессионального общения знакомит будущих фармацевтов с основами общей психологии, основами делового общения, изучение психологии способствует формированию у будущих специалистов профессионального отношения к обслуживанию клиентов, закладывает основы для прочного и сознательного усвоения студентами этических норм, соблюдение которых необходимо медицинскому работнику для успешной профессиональной деятельности.

Психология профессионального общения является одной из отраслей психологии - науки, изучающей закономерности психики.

Для успеха в профессиональной деятельности современному фармацевту необходимо развивать познавательные психические процессы, в совершенстве владеть навыками культуры речи, обладать лингвистической, коммуникативной и поведенческой компетенцией в профессиональном общении.

Личностные проявления профессионала, его направленность, умение преодолевать сложные жизненные ситуации (конфликтные, стрессовые), умение правильно и продуктивно организовать свою работу и деятельность своих коллег, способность налаживать взаимоотношения с клиентами (покупателями) - все это во многом зависит от знаний в области психологии.



Уважаемые студенты!

В результате освоения дисциплины «Психология профессионального общения» вы должны уметь: применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности; использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;



должны знать: взаимосвязь общения и деятельности; цели, функции, виды и уровни общения; роли и ролевые ожидания в общении; виды социальных взаимодействий; механизмы взаимопонимания в общении; техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения; этические принципы общения; источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов.

Учебное пособие «Психология профессиональной деятельности» заменяет учебник и поможет вам подготовиться к занятиям, облегчит поиск информации. Оно содержит необходимые сведения по общей психологии, психологии общения, вопросы социальной психологии, деонтологии, психологии маркетинга и рекламы. Пособие дополнено вопросами и заданиями для самоподготовки, выполнение которых позволит разобраться в сложных вопросах и усвоить более прочно материал.

В конце пособия приложена база тестовых заданий для подготовки к дифференцированному зачету.

Раздел I Введение в дисциплину

Тема: «Профессиональная деятельность и общение»

План.


1. Роль общения в жизни человека.

2.Понятия «профессиональное общение», «профессиональная

культура».

3. Психологическая компетентность и личный успех.

4. Особенности профессиональной деятельности фармацевта.

5. Психология, предмет, объект психологии профессионального

общения.

1 вопрос. Роль общения в жизни человека.

У человека есть особенная, чрезвычайно важная для него потребность, без удовлетворения которой ему трудно чувствовать себя полноценным. Это потребность в общении с людьми. Если лишить человека возможности удовлетворения данной потребности, то в его развитии возникают отклонения. Следствием отклонения общения могут стать: слабое развитие речи, недоразвития способностей, отсутствие коммуникативных умений и навыков, слабое развитие интеллекта, неразвитость чувств. В раннем детстве ребенок усваивает речь путем подражания взрослым людям. С помощью речи и общения формируется мышление человека, развивается интеллект. Дефицит общения в этом возрасте вызывает задержку психического развития. В пожилом возрасте нехватка общения также приводит к психическим нарушениям: человек становится подозрительным, искажается его восприятие.

Обычно общению учатся в детстве, овладевая различными видами и формами в зависимости от среды, в которой живут, от людей, с которыми взаимодействуют. Учителя, родители, помогают ребенку грамотно, четко, вежливо излагать свои мысли. К сожалению, это не всегда бывает достаточно для достижения взаимопонимания и нормального общения с разными людьми, особенно в медицинской профессии.

Общение может быть и источником, и каналом информации. При этом человек и получает, и передает не только мысли, факты, представления, но и свое эмоциональное и ценностное отношение, интересы, чувства. В общении осуществляется рациональное, эмоциональное и волевое взаимовлияние и взаимодействие, выявляется и формируется общность взглядов, мыслей, настроений. В общении достигается взаимопонимание, осуществляется передача и усвоение знаний и опыта, появляется сплоченность и солидарность, характеризующие групповую и коллективную деятельность.

Общение - одна из форм сотворчества, в процессе которого человек познает и преобразует окружающий его мир. Общение выступает в качестве одного из важнейших условий выявление и раскрытие лучших сторон личности, формирования ее сознания и самосознания, стимулятором развития. Медицинским работникам необходимо владеть основами психологического общения и использовать психологические знания и навыки для того, чтобы наиболее качественно выполнять свои профессиональные обязанности.

2 вопрос. Понятия «профессиональная деятельность», профессиональное общение», «профессиональная культура».

Профессиональная деятельность — это социально значимая деятельность, выполнение которой требует специальных знаний, умений и навыков, а также профессионально обусловленных качеств личности. Профессиональная деятельность фармацевта заключается в обеспечении населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, изготовлении, контроле качества лекарственных средств, проведении разъяснительной работы среди населения.

Общение - это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности; включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнера.

Профессиональное общение представляет собой речевое взаимодействие

специалиста с другими специалистами и клиентами организации в ходе

осуществления профессиональной деятельности.

Культура общения составляет важную часть профессиональной культуры, а для таких профессий, как фармацевт, преподаватель, журналист, менеджер, юрист - ведущую часть, поскольку для этих профессий речь является основным орудием труда.

Культура профессиональной деятельности во многом определяет ее

эффективность, а также репутацию организации в целом и отдельного

специалиста.

Профессиональная культура включает владение специальными умениями и навыками профессиональной деятельности, культуру поведения, эмоциональную культуру, общую культуру речи и культуру профессионального общения.

Специальные навыки приобретаются в процессе профессиональной подготовки. Культура поведения формируется личностью в соответствии с этическими нормами общества. Эмоциональная культура включает умение регулировать свое психическое состояние, понимать эмоциональное состояние собеседника, управлять своими эмоциями, снимать волнение, преодолевать нерешительность, устанавливать эмоциональный контакт.

Общая культура речи предусматривает нормы речевого поведения и требования к речи в любых ситуациях общения, культура профессионального общения характеризуется рядом дополнительных по отношению к общей речевой культуре требований.

В профессиональной культуре общения становится особенно высокой роль социально-психологических характеристик речи, таких как соответствие речи эмоциональному состоянию собеседника, деловая направленность речи, соответствие речи социальным ролям.

Речь является средством приобретения, осуществления, развития и передачи профессиональных навыков.

Культура профессиональной речи включает:



  • владение терминологией данной специальности;

  • умение строить выступление на профессиональную тему;

  • умение организовать профессиональный диалог и управлять им;

  • умение общаться с неспециалистами по вопросам профессиональной деятельности.

Знание терминологии, умение устанавливать связи между известными ранее и новыми терминами, умение использовать научные понятия и термины в практическом анализе производственных ситуаций, знание особенностей стиля профессиональной речи составляют лингвистическую компетенцию в профессиональном общении.

3 вопрос. Психологическая компетентность и личный успех.

Коммуникативная компетентность - способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Для эффективной коммуникации характерно: достижение взаимопонимания партнеров, лучшее понимание ситуации и предмета общения. Это способствует разрешению проблем, обеспечивает достижение целей с оптимальным расходованием ресурсов. Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия.

Для успеха в профессиональной деятельности современному фармацевту необходимо в совершенстве владеть навыками культуры речи, обладать лингвистической, коммуникативной и поведенческой компетенцией в профессиональном общении.

Для этого необходимы следующие качества:



  • знание норм литературного языка и устойчивые навыки их применения в речи;

  • умение следить за точностью, логичностью и выразительностью речи; владение профессиональной терминологией, знание соответствий между терминами и понятиями;

  • владение стилем профессиональной речи;

  • умение определять цель и понимать ситуацию общения;

  • умение учитывать социальные и индивидуальные черты личности собеседника, его состояние;

  • навыки прогнозирования развития диалога, реакций собеседника; умение создавать и поддерживать благожелательную атмосферу общения;

  • высокая степень контроля эмоционального состояния и выражения эмоций;

  • умение направлять диалог в соответствии с целями профессиональной деятельности.

Знание терминологии, умение устанавливать связи между известными ранее и новыми терминами, умение использовать научные понятия и термины в практическом анализе производственных ситуаций, знание особенностей стиля профессиональной речи составляют лингвистическую компетенцию в профессиональном общении.

Оценочное отношение к высказыванию, осознание целевой установки общения, учет ситуации общения, его места, отношений с собеседником, прогнозирование воздействия высказывания на собеседника, умение создать благоприятную для общения атмосферу, умение поддерживать контакты с людьми разного психологического типа и уровня образования включаются в коммуникативную компетенцию специалиста. В коммуникативную компетенцию входит, как само умение общаться, обмениваться информацией, так и умение налаживать целесообразные отношения с участниками производственного процесса, организовать совместную творческую деятельность.

Умение контролировать эмоции, направлять диалог в соответствии с потребностями профессиональной деятельности, соблюдение этических норм и требований этикета составляют поведенческую компетенцию. Коммуникативное поведение подразумевает такую организацию речи и соответствующего ей речевого поведения, которые влияют на создание и поддержание эмоционально-психологической атмосферы общения с коллегами и клиентами, на характер взаимоотношений участников производственного процесса, на стиль их работы, в конечном счете, - на их личный успех.

4 вопрос. Особенности профессиональной деятельности фармацевта.

Слово "фармакология" произошло от древнегреческого слова ("pharmakon" -лекарство и "logos" - учение). Это наука, изучающая действие лекарственных веществ на организм человека и животных. Систематизированные сведения содержатся еще в древних египетских папирусах, трудах Гиппократа, Диекорида и других философов. В XVI веке Парацельс развил представление о дозировке лекарств. Экспериментальная фармакология развивается с XIX века. Первый сборник стандартов, регулирующих требования к качеству лекарств, создан в 1498 году во Флоренции, в России в 1778 году на латинском языке, на русском - в 1886 году. Задача фармакологии - изучение лекарственных препаратов, действия лекарств на организм, изыскание лекарственных средств.



Профессия фармацевта имеет древнюю историю. Первые лекарства придумали задолго до того, как научились писать, поэтому никаких письменных рецептов той поры не сохранилось. А вот упоминания о лекарях античного периода различных цивилизаций сохранились, и в большом количестве. Эти уважаемые люди сами готовили лекарства, снадобья из известных одним им средств, и тщательно оберегали свои рецепты. Первыми научными исследованиями в области фармацевтики занимались греки. Их дело было продолжено учёными Рима. А вот разделение между врачами и фармацевтами произошло только в 13 веке в Европе.

С тех пор сложность профессии фармацевта возросла во много раз, как и ответственность этого специалиста за свою работу. Лекарства — это сложные химические вещества, и не всегда их прием дает ожидаемый результат. Часто бывает наоборот: при бесконтрольном употреблении медицинских препаратов можно существенно ухудшить состояние здоровья.

Фармацевт - это специалист в области изготовления, исследования и продажи лекарств. Этих работников можно встретить в аптеке прямо за прилавком. Главного фармацевта называют провизором.

Существует несколько типов организаций, где можно встретить людей, выполняющих такие функции. Кроме аптек и складов медикаментов, есть ещё организации, собирающие и обрабатывающие материал для изготовления лекарств, научно-исследовательские институты и лаборатории. Фармацевт, при настойчивой работе и повышении своего профессионального уровня, со временем может стать провизором, который руководит коллективом специалистов в данной сфере. Фармацевт должен знать химию, ботанику (что касается лекарственных растений), быть внимательным и ответственным.



Фармацевт информирует врачей и больных о наличии лекарственных средств, их фармакологическом действии, о показаниях и противопоказаниях к применению, о сравнительных характеристиках с препаратами-аналогами. Работу фармацевта выполнять может не каждый. Она предъявляет особые требования к личности человека. Фармацевты не имеют права на брак, так как ошибки в их работе могут быть трагическими и непоправимыми.

Повышенные требования к соблюдению чистоты делают работу фармацевта совершенно противопоказанной человеку неаккуратному, невнимательному, неорганизованному и безответственному.

Преимущества профессии: востребованность на рынке, значимость труда.

Ограничения профессии: условия работы (работа с вредными препаратами), повышенная ответственность.

Профессиограмма профессии «Фармацевт»

Описание профессии

Деятельность современного фармацевта во многом схожа с профессией провизора. Что касается реализации лекарственных препаратов, здесь их функции ничем не отличаются, особенно заметным это становится в розничных торговых аптечных сетях. Однако, когда речь заходит об изготовлении препаратов в лабораторных условиях, преимущество здесь получают не фармацевты, а провизоры. В этом случае фармацевта стоит рассматривать как ассистента или помощника провизора.



Виды деятельности:

  • осуществление приема товара;

  • составление накладных и отчетных документов;

  • оформление витрин, размещение ценников;

  • продажа медикаментов;

  • оказание консультаций по приему тех или иных средств

Места работы:

  • аптеки и аптечные пункты;

  • заводы по производству медикаментов и другой фармацевтической продукции;

  • медицинские учреждения (в основном частные);

  • лаборатории про фармзаводах;

  • фармацевтические фирмы;

  • научно-исследовательские институты;

  • образовательные учреждения.

Профессиональные навыки:

  • знания в области фармакологии, фармакокинетики, химии, медицины (базовое)

  • способность понимать специфику медикаментов разных групп (отпуск без рецепта, по рецепту(рекомендации) врача, строго по рецепту)

  • умение оказывать консультации по дозировке и особенностям приема препаратов и групп препаратов, фармакодинамике (способе действия средства)

Дополнительные особенности:

Фармацевту необходимо наличие специального (чаще - среднего)

образования по специальности «Фармация», Высшее образование по специальности «Фармация» подразумевает под собой получение квалификации провизора, т.е. фармацевта с более глубокими знаниями и расширенными профессиональными возможностями.

Узнай какая профессия подходит тебе.

Доминирующие виды деятельности профессии фармацевт:


  • разработка новых и совершенствование уже имеющихся лекарственных веществ;

  • приготовление лекарственных препаратов: таблеток и микстур, порошков и мазей, бальзамов и т.д.;

  • работа над технологией приготовления лекарственных веществ в небольших и промышленных масштабах;

  • хранение лекарств;

  • отпуск лекарственных препаратов в аптеках людям и разъяснение им правил приема;

  • информирование медицинских учреждений и населения о действии лекарств,

  • имеющихся в продаже;

  • прием рецептов у населения в аптеках;

  • контроль за качеством лекарств;

  • оформление этикеток на лекарства;

  • принятие участия в рекламировании и продаже различных фармацевтических средств.

Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной

деятельности фармацевта:



  • способности, личностные качества, интересы и склонности;

  • хорошее развитие долговременной памяти (способность долго хранить в памяти нужную информацию);

  • высокое развитие образной памяти (способность запоминать и

воспроизводить цвет, запах, вкус и другие параметры веществ);

  • развитая тактильная (кожная) и двигательная память;

ловкость рук;

  • математические способности;

  • склонность к анализу;

  • хорошее обоняние;

  • тонкие вкусовые ощущения, внимательность, собранность;

  • терпеливость;

  • сосредоточенность;

  • тактичность;

  • аккуратность, чистоплотность;

  • отзывчивость;

  • высокий самоконтроль;

  • ответственность.

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:

  • небрежность, невнимательность;

  • неряшливость;

  • раздражительность;

  • грубость;

  • нервозность;

  • суетливость;

  • равнодушие к людям.

5 вопрос. Психология, предмет, объект психологии профессионального общения.

Психология профессионального общения знакомит будущих фармацевтов с основами общей психологии, основами делового общения, изучение психологии способствует формированию у будущих специалистов профессионального отношения к обслуживанию клиентов, закладывает основы для прочного и сознательного усвоения студентами этических норм, соблюдение которых необходимо медицинскому работнику для успешной профессиональной деятельности.

Психология профессионального общения является одной из отраслей психологии - науки, изучающей закономерности психики.

Психика - это отражение мозгом реальной действительности. Разнообразные явления психики делятся на три основные группы: психические процессы, психические состояния и психические свойства.

К психическим процессам относятся динамические, т. е. быстро протекающие психические явления, такие, как ощущения, восприятие, картины памяти, воображения, мышление и.т.д.

Понятие «психические состояния» употребляется для обозначения длительных, сложных психических явлений (бодрость, усталость, рассеянность, сосредоточенность, намерение и.т.д.)

К психическим свойствам относятся устойчивые, постоянные психические качества человека: свойства ума (изобретательность, глубина, критичность), свойства памяти (прочность), волевые черты (выдержка, решительность) и.т.д.

В центре разветвленной сложной науки психологии находится общая психология, целый ряд прикладных отраслей связан с изучением различных видов деятельности, в том числе и психологии профессионального общения.

Предметом психологии, как мы уже отметили, является психика человека.

Предметом психологии профессионального общения является процесс психической деятельности человека, связанный с реализацией его профессии.

Объектом психологии профессионального общения выступают люди, входящие в процесс взаимодействия.

Вопросы и задания для закрепления изученного материала.


  1. Что значит общение для человека?

  2. Дайте определение понятиям:

  • общение;

  • профессиональная деятельность;

  • профессиональное общение.

  1. Перечислите составляющие профессиональной культуры.

  2. Какие умения составляют профессиональную компетентность фармацевта?

  3. В чем состоят особенности профессиональной деятельности фармацевта?

  4. Какие виды деятельности составляют труд фармацевта?

  5. Что такое психология и что является предметом и объектом психологии профессионального общения?



Раздел II.

Психология общения

  1   2   3   4   5   6   7   8   9


База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка