Урок №11 Тема. Основные нормы научного стиля




Скачати 143.48 Kb.
Дата конвертації21.04.2016
Розмір143.48 Kb.
Урок № 11

Тема. Основные нормы научного стиля

I. Актуализация опорных знаний

Задание. Основываясь на сведениях опорной таблицы «Научный стиль»

и предыдущих лекций, расскажите об особенностях научного стиля, используйте опорные слова: общенаучная лексика, термины, именная лексика, сложные синтаксические конструкции.



Опорная таблица «научный стиль»

Главная функция

стилевые

черты

сферы применения

Жанры

Сообщение

Обобщенность, отвлеченность, логичность, объективность

Наука техника, обучение

Статья, монография, учебник, описание изобретения (патентное описание), реферат, аннотация, документация, каталог, справочник, инструкция, реклама

II. Постановка целей и задач урока

Соответственно теме урока уточнить нормы научного стиля и тренироваться в их соблюдении.



III. Закрепление

1. Устный сопоставительный анализ текстов с дополнительным заданием (работа в парах)

Задание 1. Устно сопоставьте данные тексты по следующим параметрам:

 тема текста;  цель создания;  стиль;  стилевые особенности.



Задание 2. Спишите текст научного стиля, вставив буквы и расставив недостающие знаки препинания. Из другого текста выпишите слова, в которых пропущены буквы. Объясните орфограммы и пунктограммы.

Знаете, прошлой весной в степи побывал. Первый раз. Ну и красота! Летом там все выг..рает. А вот весной — другое дело! Куда (н..) глян..ш(?) — море пышной травы и цветов. А цветы! Каких только нет! Повер..ш(?) ли, в глазах рябит от разных красок. А всяких птиц — счету нет! Так и заливаются

на разные лады



Степями принято называть большие р..внинные пр..странства с трав..нистой р..стительностью развивш..йся в условиях засушл.. вого климата. Этим признаком — пр..способленностью к недостатку воды — степная р..стительность отличается от лугов которых много по берегам рек и в лесной зоне.

Многие степные р..стения имеют густое опушение предохраняющее их от чрезмерного испарения



2. тест

  1. Укажите слова, используемые только в научном стиле.

а) Альфа-лучи;

б) маленький;

в) точь-в-точь;

г) макро-молекула;

д) стоять;

ж) иссохший.



  1. Укажите словосочетания, использующиеся в научном стиле.

а) Яблоко раздора;

б) удалить аппендикс;

в) вырезать аппендикс;

г) сложноподчиненное предложение;

д) рыцарь науки.


  1. Укажите правильное утверждение, касающееся приведенных предложений.

«В целях ускорения отправки оборудования были приняты соответствующие меры», «Наука, религия, право, мораль — суть формы общественного сознания».

а) Оба эти предложения относятся к научному стилю;

б) первое предложение — делового стиля, второе — научного;

в) оба предложения — делового стиля.



  1. Укажите предложение научного стиля, в котором нет ошибок.

а) Монолог — это голос за кадром.

б) Мягкий знак пишется на конце глаголов. Например, положь.

в) Испытуемый прошел путь, равный шести тысячам девятистам тридцати километрам.

г) Сравнивая с результатами исследований, рассматриваемые нами формы составляют большинство.



IV. Проверка Д/З «Нужна ли культура речи в наше время?»

Учащиеся, которые имеют средний уровень учебных достижений составляют конспект выступлений одноклассников.



Выступление учащихся высокого уровня учебных достижений — полилог-убеждение (прения)

Кладовая подсказок

Стилистика, культура, культура речи, литературная норма, нарушение нормы, просторечие, жаргонизмы, сленг, брань, диалект, разговорный язык, литературный язык.

«Рассмотрев основные позиции…»;

«Обратимся теперь…»;

«Перейдем к рассмотрению вопроса о…»;

«Как отмечалось ранее…»;

«Нельзя не согласиться с мнением…»;

«Возможны дополнительные аргументы в пользу…».



V. Итог урока.

  • В каком стиле речи были подготовлены выступления?

  • Были ли нарушения нормы научного стиля?

  • В чём они заключались?

  • Какие выводы по теме конференции можно сделать?

VI. Домашнее задание

  1. Задания по уровням.

Высокий уровень

Составьте небольшой текст научного стиля (3–4 предложения), содержащий следующие слова и словосочетания: водный баланс, круговорот в природе, водные ресурсы, развитие промышленности, рост населения, дефицит пресной воды, фактор экономического и социального развития, глобальный характер, угрожающее загрязнение вод, охрана от загрязнения, развитие гидрологической науки.



Достаточный уровень

  • Отредактируйте предложения.

1) По проекту архитектора Ф. Багирова и А. Курбаналиева строится монумент в память воинам, павшим в Великой Отечественной войне. 2) Цель книги состояла в том, чтобы сделать первые шаги на пути создания общей теории эвристического программирования. Эта задача является в высшей степени актуальной. 3) Предлагаемый преобразователь является преобразователем релейного типа с электрическим выходным сигналом.

  • Какие недочеты вы заметили?

Средний уровень

Докажите, что данный текст научного стиля. Какие недочеты вы нашли? Как их можно устранить?

Появление к концу прошлого века спектрографов, установленных на телескопах, знаменует важный этап в развитии астрофизики. С этих пор стал возможным анализ принимаемого от звезд света. Было получено большое количество спектров, и в Гарварде под руководством Э. Пикеринга была предпринята одна из самых важных в этой области работ. Между 1918 и 1924 гг. был опубликован знаменитый каталог HD Г. Драйпера, содержащий около 400 000 звезд. Каждой звезде был приписан спектральный тип.

VII. «На закуску»

ОТРЫВОК ИЗ КНИГИ «ФИЗИКИ ШУТЯТ»

Счетную машину РСА-301 научили писать белые стихи. Словарный запас полупроводникового поэта — 130 слов. Размер стихов жестко задан. Начиная очередное стихотворение, вместо названия машина ставит порядковый номер: «Поэма номер такой-то», а в конце ставит свою подпись: «РСА-301» <…>

ПОЭМА № 929

Пока слепо плыл сон по разбитым надеждам,

Космос с болью сочился над разбитой любовью,

Был из скрытных людей свет твой медленно изгнан,

И небо не спало.

(Дословный перевод) <…> РСА-301 пишет 150 четверостиший в минуту.

 Выскажите свою точку зрения, используя научный стиль, на то, сможет ли машина в будущем заменить поэтов.



Урок № 12

Тема. Реферат по нескольким источникам. Подготовка к контрольному диктанту

I. Постановка целей и задач урока

Учитель. Сегодня нам предстоит вспомнить основные правила работы над рефератом по нескольким источникам. Эти знания будут необходимы при выполнении домашней работы. Кроме того, на уроке мы повторим орфографические правила, потренируемся в их применении на практике перед предстоящим контрольным диктантом.



II. Работа по теме урока

1. Беседа

  • Что такое реферат?

  • В каком стиле пишется реферат?

  • Какие правила оформления реферата вам известны?

2. Запись в тетрадях

Реферат должен состоять из 3-х частей:

 Вступления, в котором раскрывается актуальность темы, история вопроса, связь с современностью;


  • Основной части;

  • Заключения, в котором подводятся итоги, указываются вопросы, раскрытые более или менее полно, и те вопросы, которые требуют дальнейшей работы.

3. Работа с карточкой «алгоритм работы над рефератом»

Алгоритм работы над рефератом

  1. Определить цель написания.

  2. Выяснить с помощью каталогов, какая литература имеется по теме реферата.

  3. Составить ее список.

  4. Обработать литературу, т. е. прочитать (выборочно или полностью), сделать закладки и выписки.

  5. Определить, совпадают ли мнения разных авторов.

  6. Выяснить, совпадает ли ваша оценка с мнением авторитетных людей.

  7. Для раскрытия темы выбрать наиболее яркие факты.

  8. Составить план реферата.

  9. Все термины, использованные в реферате, требуется обязательно объяснить в специальных сносках или в самом тексте.

  10. Объём работы не должен превышать 20 печатных страниц.

Языковые клише, которые следует вводить в реферат

Книга (исследование) посвящена теме (проблеме, вопросу)… .

В книге… рассматривается (что?), идет речь (о чем?), дается оценка (чего?), анализируется (что?), обобщается (что?), дана точка зрения (на что?)… .

Выводы: 1) Автор пришел к выводу… .

2) В конце можно сказать… . 3) Обобщая сказанное… .



  1. Должна наблюдаться целостность, связанность, завершенность, объективность ценной информации, логичность её изложения.

  1. Работа с речевым материалом по оформлению и оцениванию реферата

Требования к оформлению реферата

  1. Реферат должен быть написан четко и аккуратно или напечатан.

  2. В нём должны соблюдаться правила оформления цитат, эпиграфов, единство стиля.

  3. Реферат пишут на одной стороне листа, поля — с левой стороны.

  4. Титульный лист оформляется по стандарту:  вверху — название школы;  ниже — тема;  справа под темой — Ф.И.О. автора работы, Ф.И.О. руководителя;  внизу — место (город) и год написания. 5) Второй лист — это план (содержание) работы.

6) Последний лист — список использованной литературы (библиографического материала) с выходными данными (3–5 источников).

Критерии оценивания реферата

п/п

содержание

Баллы

1

Соответствие содержания теме реферата

+1

2

Глубина

+2

3

Объем

+1

4

Общее оформление (наличие иллюстративного материала, компьютерный набор (или аккуратность написания))

+ 2

5

Наличие плана в реферате

+ 1

6

Правильное оформление титульного листа

+ 1

7

Правильное оформление списка использованной литературы

+ 1

8

Объем библиографического материала

+ 1

9

Соблюдение норм литературного языка

+ 2

Примечания










Оценка










5. Подготовка к контрольному диктанту

Используя советы по работе над рефератом по нескольким источникам, выберите тему из предложенных и дома напишите реферат.

На следующем уроке нас ожидает контрольный диктант. Чтобы вы написали его грамотно, сегодня повторим правила орфографии, объединив их в сводные таблицы.

написания ь в различных частях речи

Ь пишут

Ь не пишут

Именные части речи

Именные части речи

Имя существительное

3 скл, ж. р.:

мышЬ; брешЬ; сушЬ


Числительные

от 50 до 80; от 500 до 900:

4 Ь4

пятЬдесят; восемЬсот



Имя существительное

1, 2 скл.: нет туч; товарищ



Имя прилагательное

краткие: линоч; тощ; хорош



Общее

-чк-, -чн-,

-нщ-, -рщ-: тучка; точный; банщик


Глагол

Наречие

2 л. ед. ч.:

умываешЬся; пишешЬ



н. ф.: волноватЬся; стричЬ; стричЬся

Повел. накл.:

представЬ; представЬте; отрежЬ; намажЬте



уж; замуж; невтерпеж

Наречие

Глагол

оканчивающиеся на Ш, Ч:

настежЬ (искл.); вскачЬ; сплошЬ; прочЬ



3 л. ед. ч.:

учатся у кого-то



Частица

Предлог

лишЬ; бишЬ; вишЬ

меж; промеж

Отглагольное междометие

слышЬ

 Как вы считаете, какие частицы из приведенных выше не будут использоваться в научном стиле? Почему? (Вишь, бишь — из разговорного стиля)

IV. Закрепление

1. Словарный диктант

Привлечь биологов, развиваться постоянно, пятьдесят тысяч метров, от экологических ниш, в 1987 году, приходится учиться, глубинных толщ, важна изменчивость, на глубине в 1590 метров, представьте себе, по-видимому, опускаются, лишь один пример, время раскачки, как обычно, конечно, думаешь над идеей.



  • Какой будет тема текста, в котором можно использовать данные слова?

  • На какие правила орфографии этот диктант?

2. Объяснительный диктант (текст в научном стиле)

УРОКИ НАУЧНОГО СПОРА

Что мы знаем о природе научной полемики, о ее культуре и исторических формах? Почему возникают научные споры? Какими мотивами и установками надлежит руководствоваться в научном общении и труде?

Помощь в разрешении данных вопросов оказало издательство «Наука», выпустив в свет сборник «Роль дискуссий в развитии естествознания». Несмотря на сравнительно скромный объем — всего 250 страниц — книгу можно назвать малой энциклопедией о культуре и этике научного спора.

(Из журнала «Наука и жизнь»)


  • К какому стилю речи относится предложенный текст?

  • Определите его жанр.

  • Какие синтаксические конструкции вам встретились в тексте?

  • Какие в связи с этим правила постановки знаков препинания вы вспомнили?

  • Подчеркните в тексте слова на повторенные сегодня орфограммы.

V. Итог урока

VI. Домашнее задание

  1. Повторить орфограммы.

  2. Написать реферат по нескольким источникам, использовав памятки, подобрав самостоятельно литературу, на одну из предложенных тем:

  • «Научный стиль в жизни школьника»;

  •  «Речевые ошибки. Их классификация. Примеры»;

  •  «Использование научного стиля в художественных произведениях»;

  • «Всё о жанрах научного стиля».

VII. «На закуску»

Ь СОЗДАЁТ СЛОВА

Возьмём ряд слов: тол, угол, вес, ел, ясен, дан. Присоединяя к ним Ь, получим новые: толь, уголь, весь, ель, ясень, дань. Что же произошло? Как мог Ь, не обозначая никакого звука, образовать совершенно новые слова?

При помощи Ь можно также «перевести» слово из одной части речи в другую. Так, если к существительным состав, бурав, трон, удар добавить Ь, то образуются глаголы. Если от глаголов стань, примерь, жарь отбросить Ь, то образуются существительные.

 Чем в фонетическом отношении отличаются эти слова?

ВТОРАЯ «СЛУЖБА» Ь

Известно, что Ь не имеет никакого звука, но он не напрасно входит в нашу азбуку. Ь помогает нам на письме обозначить мягкость соседнего звука. В. И. Даль, составитель «Толкового словаря живого великорусского языка», писал, что Ь придаёт согласному самое тонкое, мягкое звучание (братбрать, елель, конконь).

Но этим не ограничивается работа Ь в нашем алфавите: у него есть ещё одна «служба». Ь пишется для того, чтобы не сливать в произношении согласных звуков с гласными, он разъединяет их, разделяет, поэтому и называется знаком разделительным. В этой «службе» Ь имеет верного помощника. Им является Ъ.

 Приведите примеры.



(В. И. Иванова, «Тайны родного языка»)


База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка