Урок Вступительное занятие: искусство чтения (2 часа) урок 2




Сторінка1/23
Дата конвертації14.04.2016
Розмір4.67 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23
Литература. 8 класс: поурочные планы по учебнику В. Я. Коровиной. Ч. I, II / авт.-сост. С. Б. Шадрина.- Изд. 2-е, испр. и доп. – Волгоград: Учитель, 2010.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ……………………………………………………………………………………...3



У р о к 1. Вступительное занятие: искусство чтения (2 часа) …………………………….4

У р о к 2 (продолжение) …………………………………………………………………... ..5

У р о к 3. Лирическая песня как жанр народной поэзии …………………………………. 7

У р о к 4. Лирическая песня. Исторические песни ……………………………………….15

У р о к 5. Предания …………………………………………………………………………19

У р о к 6. «Повесть о житии и о храбрости благородного и ве-

ликого князя Александра Невского» (2 часа) ……………………………………………..26



У р о к 7. «Повесть о житии и о храбрости благородного и ве-

ликого князя Александра Невского» ………………………………………………………29



У р о к 8. Внеклассное чтение. «Повесть о Шемякином суде» ………………………….30

У р о к 9. Литература ХVШ века (общий обзор) …………………………………………32

У р о к 10. Ж.-Б. Мольер — представитель французского класси-

цизма ХVII в ………………………………………………………………………………...36



У р о к 11. Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве» ……………………………………39

У р о к 12. Д. И. Фонвизин. Комедия «Недоросль» ………………………………………41

У р о к и 13—14. Образование и воспитание в комедии Д. И. Фон-

визина «Недоросль» (урок-семинар) ………………………………………………………43



У р о к 15. Из русской литературы ХIХ века. Басни И. А. Кры-

лова (2 часа) …………………………………………………………………………………46



У р о к 16. Басня И. А. Крылова «Лягушки, просящие царя» …………………………...48

У р о к 17. Творчество К. Ф. Рылеева ……………………………………………………..51

У р о к 18. А. С. Пушкин. «История Пугачевского бунта». На под-

ступах к роману «Капитанская дочка» ……………………………………………………54



У р о к 19. Роман о «веке минувшем» …………………………………………………….55

У р о к 20. Герои и стилистика А. С. Пушкина в романе

«Капитанская дочка». Гринев и Савельич ………………………………………………..58



У р о к 21. Антитезы в романе А. С. Пушкина: Гринев и обита-

тели Белогорской крепости ………………………………………………………………..60



У р о к и 22—23. Пушкинский Пугачев …………………………………………………..63

У р о к 24. «Старинные люди» и Маша Миронова ……………………………………....67

У р о к 25. Р/р. Подготовка к домашнему сочинению по роману

Пушкина «Капитанская дочка» ……………………………………………..……………..74



У р о к 26. Р/р. Анализ домашнего сочинения. Заключительный

урок по роману «Капитанская дочка» …………………………………………………... ..81



У р о к и 27—28. М. Ю. Лермонтов — певец свободы. Лермонтов-

ский Кавказ ………………………………………………………………………………. ...85



У р о к 29. Композиция и художественные особенности поэмы

«Мцыри» …………………………………………………………………………………….89



У р о к 30. Мцыри — романтический герой, свободный, мятежный,

сильный духом. Образ монастыря и образ природы,

их роль в произведении (продолжение) ………………………………………………… 92

У р о к 31. Контрольная работа по поэме Лермонтова «Мцыри» …………………… …96

У р о к 32. Н. В. Гоголь — великий сатирик. Комедия «Ревизор»:

история создания ……………………………………………………………………………98



У р о к 33. «Ревизор»: I и II действия. Хлестаков и «миражная

интрига» (Ю. Манн) ……………………………………………………………………….102



У р о к 34. «Ревизор»: третье действие. Семейство городничего …………………… 106

У р о к 35. «Ревизор»: четвертое действие. Разоблачение поро-

ков чиновничества ………………………………………………………………………...110



У р о к 36. «Ревизор»: пятое действие. Хлестаковщина как

общественное явление ……………………………………………………………………114



У р о к 37. Р/р. Подготовка к домашнему сочинению по комедии

Гоголя «Ревизор» ………………………………………………………………………… 119



У р о к и 38—39. Н. В. Гоголь. «Шинель». Человек, лицо, вещь................................. 127

У р о к 40. Внеклассное чтение. Джонатан Свифт: страницы

биографии. «Путешествие Гулливера» ………………………………………………… .131



У р о к 41. Внеклассное чтение. М. Е. Салтыков-Щедрин: пи-

сатель, редактор, издатель. «История одного города» — худо-

жественно-политическая сатира ………………………………………………………….136

У р о к и 42—43. Анализ отрывка из «Истории одного города»

М. Е. Салтыкова-Щедрина: «О корени происхождения глуповцев» ………………… 143



У р о к 44. Н. С. Лесков «Старый гений» ……………………………………………… 145

У р о к 45. Л. Н. Толстой: страницы биографии. Рассказ «После бала» ………………147

У р о к и 46—47. Художественные особенности рассказа «После бала» …………… 151

У р о к 48. Историзм литературы. Проблема самовоспитания.

Проблема нравственной ответственности каждого за жизнь

всех людей …………………………………………………………………………………153

У р о к и 49—50. Поэзия родной природы. Пушкин, Лермонтов,

Фет, Тютчев, Майков — певцы родной природы. Анализ лири-

ческого стихотворения ……………………………………………………………………159

У р о к и 51—52. А. П. Чехов: «Мое святая святых...» трилогия. «Че-

ловек в футляре» ………………………………………………………………………… 163



У р о к 53. Рассказ А. П. Чехова «О любви»: «Футляр» ложно

понимаемого долга ……………………………………………………………………… 167



У р о к 54. И. А. Бунин. «Кавказ» — рассказ из цикла «Темные

аллеи». Рассказ «Муза» (внеклассное чтение) ………………………………………… 170



У р о к 55. А. И. Куприн: страницы биографии. Рассказ «Куст

сирени» …………………………………………………………………………………… 174



У р о к 56. А. А. Блок — выдающийся русский поэт-символист.

«Россия»: образ родины как символ веры в будущее ………………………………… 177



У р о к 57. Стихотворный цикл «На поле Куликовом» ……………………………….. 181

У р о к 58. Внеклассное чтение. М. А. Осоргин «Пенсне».

И. С. Шмелев «Как я стал писателем». Писатели улыбаются ………………………… 184



У р о к 59. А. Т. Твардовский: страницы биографии ……………………………………191

У р о к 60. А. Т. Твардовский. Главы из поэмы «Василий

Тёркин» …………………………………………………………………………………….196



У р о к 61. А. П. Платонов. «Возвращение» ……………………………………………..204

У р о к 62. Утверждение добра, сострадания, гуманизма

в душах солдат, вернувшихся с войны

(по рассказу А. П. Платонова «Возвращение») …………………………………… ... 207

У р о к 63. В. П. Астафьев: страницы жизни и творчества. Рассказ из книги

«Последний поклон» — «фотография, на которой меня нет» …………………………209



У р о к 64. Рассказ В. П. Астафьева «Фотография, на которой

меня нет». Особенности сюжета …………………………………………………………210



Ур о к 65. Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941—1945 гг…………. 213

У р о к 66. Русские поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе ………………217

У р о к 67. Поэты русского Зарубежья о Родине «Светишь мне,

Россия, только ты» (К. Бальмонт) (урок-концерт) ………………………………………221



У р о к 68. Из зарубежной литературы. Уильям Шекспир. Сце-

ны из трагедии «Ромео и Джульетта» ………………………………………………….. 226



У р о к 69. Жизнь и творчество Вальтера Скотта ……………………………………… 229

У р о к и 70—71. Художественное произведение и его читате-

ли. Хочу рассказать о прочитанной книге (читательская конференция) …………….. 233



ВВЕДЕНИЕ

Предлагаемое пособие представляет собой поурочные планы, составленные в соответствии с учебником: Литература, 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений: в 2 ч. / авт.-сост. В.Я. Коровина [и др.]. М.: Просвещение, 2009.

По мнению автора, пособие может максимально облегчить подготовку учителя литературы к уроку и работу на уроке.

Учитывая и объединяя полезные элементы, содержащиеся в других пособиях, автор попытался наполнить уроки разнообразными формами, методами, приемами, способствующими развитию интереса учащихся к данному предмету, страсти к чтению, и воспитанию на этой основе подлинно талантливого читателя. Живой диалог учителя с учащимися углубит литературное образование восьмиклассников, литературно-музыкальные композиции, посвященные творчеству А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, А.П. Чехова, Шекспира, уроки-концерты поэзии «Мне трудно без России», стихи и песни о Великой Отечественной войне» создадут эмоциональный настрой у ребят, практикумы по литературоведческому анализу произведений будут способствовать литературному образованию в школе.

Тесты и кроссворды, дискуссии и проверочные работы разных типов, инсценирование и рецензирование увиденного и услышанного – все это позволит оставить в сознании ребят представление о лучших произведениях родной и зарубежной литературы.

Все работы проводятся в комплексе, представляют собой взаимосвязанную систему. Сознательно увеличенный объем предлагаемого на урок материала позволит учителю выбрать то, что будет соответствовать интересам, уровню литературного развития и образования класса. Используя поурочные разработки полностью или частично, педагог может окрасить свою работу творческим отношением к делу и любовью к литературе, продолжив уроки на факультативных и кружковых занятиях.



Урок 1

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ: ИСКУССТВО ЧТЕНИЯ

(2 часа)


Цели урока: подготовить учащихся к восприятию нового курса, создать активное рабочее настроение, заинтересовать в дальнейших занятиях; заставить задуматься, как читать произведения художественной литературы, чтобы в каждом из них открывать для себя большой и прекрасный мир, созданный писателем; работать над овладением антонимической лексикой со значением дифференциации чтения (чтение про себя и для себя — чтение вслух, для других; чтение-сопереживание — чтение оценочное, истолковывающее); учить развернутым высказываниям с использованием сопоставительных конструкций и эмоциональной лексики со значением самооценки.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и целей урока.
III. Изучение новой темы.

1. Вступительное слово учителя

Знаете ли вы, сколько существует на свете книг? Наверное, больше чем, островов и подводных рифов в океанах. Но ни один даже самый смелый капитан не поведет свой корабль в плаванье, если не будет знать о всех островах, мелях и рифах на своем пути. Представьте себе большой порт: одни корабли причаливают, другие отплывают, третьи стоят под погрузкой или раз грузкой, а между ними снуют портовые буксиры, катера и лодки. И вот, чтобы капитан смог провести свой корабль к причалу в этом хаосе больших и малых судов, ему присылают из порта лоцмана, человека, знающего и расположение причалов, и особенности работы этого порта, и график движения судов. Даже опытному капитану необходим лоцман в незнакомом порту.

Надеюсь, вы поняли, почему я сравниваю книги с островами в океане? Да, да! В огромном море книг нелегко разобраться и высокообразованному человеку. Не случайно, с древних времен существует множество профессий, помогающих людям ориентироваться в океане человеческой мудрости. Это и литературоведы и библиографы, которые собирают и систематизируют сведения о книгах, и библиотекари, которые хранят и выдают книги, и библиофилы, любители и собиратели книг.

И, если вы не возражаете, я стану вашим лоцманом и помогу научиться читать и выбирать книги; постараюсь расширить ваши познания. Каждая книга содержит какую-нибудь тайну. Но нет на снеге таких тайн, которые не смог бы раскрыть пытливый ум. Важно лишь правильно подойти к делу.

Вы уже познакомились с волшебством слова. Смею думать, что вы теперь не просто ученики, а мастера, поэтому наши уроки станут теперь уроками Мастерства. Ведь не только для того, чтобы писать, но и для того, чтобы прочесть книгу, раскрыв ее тайны, надо быть мастером.

— Какими же они будут, наши уроки литературы? Что значит «учиться литературе»? ... Уточню вашу мысль: учиться литературе — это значит учиться читать страницы, вышедшие из-под писательского пера, учиться читать особенное, художественное произведение.

— Но умеем ли мы читать? Расскажите, как происходит это у каждого из вас и одинаково ли...

Сравните свое чтение дома (скорее всего, вероятно, про себя) и в классе. В чем смысл того и другого чтения?

Давайте послушаем ребят, решившихся прочитать свое любимое произведение.
2. Чтение 2—3 произведений (или фрагментов из них) подготовленными учащимися.

— Что же такое «искусство чтения»? Приблизились ли мы к нему?


3. Опыт «читательской биографии».

Взрослея, мы обогащаем и нашу читательскую биографию. Вот как об этом рассказал М. Горький в автобиографической повести «В людях». (Чтение фрагмента.)

А вот еще один опыт подобной исповеди: В. Г. Короленко — «История моего знакомства с Диккенсом» (Чтение фрагмента.)

—Каково ваше мнение о страницах Короленко?

— А теперь попытайтесь очертить свою читательскую биографию.
Творческая работа «Мое читательское взросление» с использованием сопоставительных конструкций и эмоциональной лексики со значением самооценки (словосочетания записаны на доске): стал старше, вдумчивее, взыскательнее, тоньше в восприятии писательского слова...; если раньше любил читать ..., то сейчас мне ближе ...; мой первый писатель ...; моя первая встреча с ..., а затем…
Домашнее задание: закончить творческую работу о своем читательском взрослении.


Урок 2

(продолжение)
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.

1. Чтение и обсуждение 3—4 творческих работ.

— Кто предложит редакторскую правку прослушанных работ?


2. Совершенствование работ.
III. Работа по новой теме.

1. Слово учителя.

Ваши творческие работы помогли очертить ваши читательские биографии. Вы попытались доказать, что умеете читать, причем именно писателя, художника слова. «Читать писателя» порой очень трудно, но большинство из вас усвоили советы писателей о том, как надо читать. Многое из прочитанного в 5—7 классах навсегда осталось в вашей памяти. Книги расширили ваши знания, ваш кругозор. Сегодня мы с вами откроем страницы учебника для 8 класса, прочитаем вступительную статью Л. В. Черепнина, выяснив, когда же литература в России выделилась в самостоятельную область знания, отметим характерные черты русской литературы, попытаемся пересказать эту статью, сопровождая свой рассказ примерами из прочитанных вами стихотворений, поэм.


2. Чтение статьи «Русская литература и история» (учебник, с. 3-4).
3. Беседа по вопросам.

— В каком столетии историческая наука выделилась в самостоятельную отрасль знания?

— Вспомните, с какими выдающимися деятелями русской истории вы встречались в художественных произведениях, изучаемых в школе или прочитанных самостоятельно.

— Какие важные исторические события были воспроизведены писателями в литературных произведениях, прочитанных вами? Назовите эти произведения.


4. Рассматривание учебника.

Классики русской литературы ХIХ в. и русские писатели ХХ в., представляющие собой гордость русской литературы, связаны своим творчеством с самыми значительными страницами русской истории.

Научиться внимательно читать, замечать верно найденное авторами слово, понимать характер героя, уяснять позицию автора и призваны уроки литературы и учебник.

Рассмотрим учебник: посмотрите оглавление (обе части) и скажите, какие писатели знакомы вам, какие встречаются впервые. Расскажите о рисунках на обложке, форзаце.



Чтение стихов (подготовленными учащимися), помещенных на форзацах учебника.

Несколько слов нужно сказать о структуре книги и ее содержании: состоит из 2 частей; I часть включает следующие разделы: устное народное творчество, произведения из древнерусской литературы, из русской литературы ХVIII века, из русской литературы ХIХ века; II часть завершает изучение произведений из литературы ХIХ века, знакомит нас с писателями эмигрантами, Буниным и Куприным; пролетарским писателем ХХ века Горьким; исследователь древнерусской литературы Д. С. Лихачев, отмечая огромную роль русской литературы в осознании необходимости единства Русской земли, подводит нас к изучению творчества Блока и Есенина, Осоргина и Шмелева. Познакомимся мы и с журналом «Сатирикон», в котором история человечества — от древнейших времен до начала ХIХ века — рассказана не учеными мужами, черпающими знания из старинных книг, изучающими письмена и манускрипты, а веселыми и остроумными людьми — писателями-сатириками. Обращение к давно ушедшим событиям и людям для авторов было лишь поводом, чтобы с юмором взглянуть на современную жизнь. Тэффи, Аверченко, Зощенко... Лучшая часть обширного наследия этих писателей-юмористов принадлежит к литературной классике. Имя Александра Трифоновича Твардовского вам уже хорошо известно. В новом учебном году мы познакомимся с поэмой про бойца, знаменитым «Василием Теркиным», пройдем вместе с солдатом трудную дорогу войны, узнаем о тех немногих радостях, которые выпали на его долю в военные будни. Встреча с Андреем Платоновичем Платоновым напомнит об уже любимых произведениях: «Юшка», «Неизвестный цветок», «Корова», познакомит с новым рассказом «Возвращение», рассказом, которым А. Платонов восполнял урон, нанесенный душам людей в войну. Ведь война не только отстаивала сокровенно-человеческое, но и вносила огрубелость в сердца. Требовалось возобновление частей души, которые обгорели на поле боя.

В этом так нуждается и капитан Иванов, герой рассказа Платонова «Возвращение».

Война. Страшное, жестокое время. Время тяжелейших испытаний, неимоверного напряжения всех сил народа, сражающегося против беспощадного врага. До песен ли в такое тяжкое время? Оказалось, что поэзия, песня были необходимы в годы войны. До сих пор в торжественные дни юбилеев Победы в Великой Отечественной войне по радио и телевидению, а чаще во время семейных праздничных застолий звучат песни военных лет, грустные, задушевные, а иногда даже веселые. Чаще всего ветераны войны или люди, чья память сохранила картины военного лихолетья, слушают их, эти песни, со слезами на глазах... Стихотворения и песни о войне — это тревоги, горечь, сожаление, страдания. Послушаем их, напоем, прочитаем, посмотрим фрагменты из фильмов, в которых они звучат.

Не менее интересной будет встреча с героями астафьевских рассказов. Мы прочитаем главу из книги «Последний поклон». В. П. Астафьев убежден, что дружба имеет решающее значение в формировании характера человека. Мягкая, задушевная интонация героя-рассказчика высвечивает не столько суровую, часто жестокую действительность предвоенных лет, сколько добрые поступки людей, которые окружали героя рассказа «Фотография, на которой меня нет», их взаимное уважение, их трогательную заботу друг о друге.
В очарованье русского пейзажа

Есть подлинная радость, но она

Открыта не для каждого и даже

Не каждому художнику видна, —


писал Н. Заболоцкий в стихотворении «Вечер на Оке». В чем выражалась любовь поэта к Родине? Какие картины окружающего мира остаются в его сердце, греют душу? Ответить на эти и многие другие вопросы мы сможем, изучая раздел «Русские поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе». Читая стихи Анненского и Мережковского, Рубцова и Заболоцкого, мы по стараемся понять их настроение, услышать музыку, преобладающую в стихотворениях разных поэтов, поговорим о том, почему так «трудно без России» поэтам-эмигрантам, что они вспоминают на чужбине.

А завершит наше литературное образование в 8 классе творчество У. Шекспира, Дж. Свифта, В. Скотта — классиков зарубежной литературы.

Рассматривая учебник, знакомясь с ее разделами, вы, вероятно, обратили внимание на эпиграфы. Эпиграфы определяют главное в разделе, подчеркивают наиболее важное в произведении, в творчестве того или иного писателя.

Чтение и обзорный анализ 2—3 эпиграфов (на вы бор учащихся).
Домашнее задание: подготовить пересказ вступительной статьи (с. 3—4 учебника), сопроводив его примерами из прочитанных стихотворений.


Урок 3

ЛИРИЧЕСКАЯ ПЕСНЯ КАК ЖАНР НАРОДНОЙ ПОЭЗИИ
Цели: отметить, каковы истоки искусства слова, какова роль народной поэзии в судьбах писателей, их творчестве; «тоска-кручина» как интонационная доминанта лирических песен; уточнить и пополнить литературоведческую лексику учащихся со значением «художественное своеобразие лирического произведения (песни)»: звукообраз, мелодика, лирическая проникновенность, исповедальность признания, лексический и звуковой повтор, нагнетание лирического мотива.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Изучение новой темы.

1. Слушание народной песни «Среди долины ровныя...»
Среди долины ровныя

На гладкой высоте

Цветет, растет высокий дуб

В могучей красоте.


Высокий дуб, развесистый,

Один у вас в глазах;

Один, один, бедняжечка,

Как рекрут на часах.


Ой, горько одинокому

Ведь деревцу расти.

Ой, горько, горько молодцу

Без милой жизнь вести.


Ни сосенки кудрявые,

Ни листья близ него,

Ни кустики зеленые

Не вьются вкруг него.


Одних я сам чуждаюся,

Другой бежит меня.

Все други, все приятели

До черного лишь дня.


Возьмите сребро-золото,

Все почести назад.

Мне родину, мне милую,

Мне милой дайте взгляд!


2. Слово учителя.

Надеюсь, вы догадались, что наш литературный корабль направляется к причалу под названием «Лирические песни», и я, как лоцман из порта, помогу вам разобраться в особенностях этого порта.

Итак, мы начинаем свое путешествие по страницам русского фольклора.

— Что вам особенно близко и дорого в нем?

— Какие произведения народной поэзии показались вам самыми поэтичными и трепетными?

Действительно, песня! Мы только что прослушали фольклорный вариант песни «Среди долины ровныя...» Песня поражает лирической проникновенностью, исповедальностью признания. Вспомните другие песенные строки народной поэзии.

— Что их объединяет?

— Как создается и живет народная песня?

В отличие от былин, исполнявшихся обычно сказителями или «каликами перехожими» (паломниками, странниками), лирические песни создавались самыми разнообразными людьми в минуты, когда душевные переживания требовали выражения в слове и мелодии. Незаписанные песни передавались от одного исполнителя к другому, от одного поколения к другим, шлифуясь и изменяясь при этом. Среди множества безвестных певцов иногда появлялись талантливые народные поэты. Такой поэтессой, автором и хранительницей народных плачей («воплей») была простая крестьянка Ирина Андреевна Федосова (1831— 1899). Вот что рассказал о ней М. Горький.
ВОПЛЕНИЦА

Давно я не переживал ничего подобного.

В чистеньком концертном зале, полном аромата смолистого, свежего дерева, было сначала очень скучно. Публики было мало, и публика была вся плохая — кафе-кабацкие завсегдатаи, которым днем нечего делать и которые от скуки лезут всюду, куда их пускают, «интернациональные дамы» из гостиниц, одетые с резким шиком, экспоненты1, тоже изнывающие от безделья, кое-где среди них скромно ютятся серенькие фигуры учителей и учительниц, два-три студента, несколько журналистов с утомленными лицами и рассеянными взглядами... В общем — менее половины зала. На эстраде — высокий человек с черной бородой и в скверном сюртуке стоит, неуклюже облокотясь о что-то вроде кафедры, и тусклым языком, ломаными, угловатыми фразами, скучно, длинно, бесцветно рассказывает о том, кто такая Ирина Андреевна Федосова. Это учитель Олонецкой гимназии Виноградов, человек, который знакомит Русь с ее неграмотной, но истинной поэтессой.

— Орина, — усердно надавливает он на «о», — с четырнадцати лет начала вопить. Она хрома, потому что, будучи восьми лет, упала с лошади и сломала себе ногу. Ей девяносто восемь лет от роду. На родине ее известность широка и почетна — все ее знают, и каждый зажиточный человек приглашает ее к себе «повопить» на похоронах, на свадьбах, а иногда и просто так, на вечеру... на именинах, примерно. С ее слов записано более 30000 стихов, ау Гомера в «Илиаде» только 27815!

Он с торжеством оглядывает публику и продолжает:

— Стих у нее — 5-стопный хорей. Первый, кто открыл ее для России, — преподаватель Петрозаводской семинарии Барсов. Он еще в 1872 году издал сборник ее стихов и причитаний, и этот сборник был удостоен Уваровской премии. Славянская-Агренева тоже издала два тома ее воплей, и в скором времени государственный контролер Филиппов, любитель и знаток древней русской поэзии, выпустил четыре тома импровизаций1, причитаний, воплей, духовных, обрядных и игровых песен Федосовой. В ней — неисчерпаемый запас старины, и она еще многое перезабыла. Напевы ее воплей — самые характерные — записаны фонографом и хранятся в императорском географическом обществе.

Кажется, он кончил. Публика не слушала его.

— Орина Андреевна! - кричит он. Где-то сбоку открывается дверь, и с эстрады публике в пояс кланяется старушка низенького роста, кривобокая, вся седая, повязанная белым ситцевым платком, в красной ситцевой кофте, в коричневой юбке, на ногах тяжелые, грубые башмаки. Лицо — все в морщинах, коричневое... Но глаза — удивительные! Серые, ясные, живые — они так и блещут умом, усмешкой и тем еще, чего не встретишь в глазах дюжинных людей и чего не определишь словом.

— Ну вот, бабушка, как ты, петь будешь или рассказывать? — спрашивает Виноградов.

— Как хочешь! Как угодно обществу! — отвечает старуха поэтесса и вся сияет почему-то.

— Расскажи-ка про Добрыню, а то петь больно долго...

Учитель чувствует себя совсем как дома: плюет на эстраду, опускается в кресло, рядом со старухой, и, широко улыбаясь, смотрит на публику.


Вы послушайте-тко, люди добрые,

Да былину мою — правду-истину!.. —


раздается задушевный речитатив, полный глубокого сознания важности этой правды-истины и необходимости поведать ее людям. Голос у Федосовой еще очень ясный, но у нее нет зубов, и она шепелявит. Но этот возглас так оригинален, так не похож на все кафе-кабацкое, пошлое и утомительно однообразное в своем разнообразии — на все то, что из года в год и изо дня в день слушает эта пестробрючная и яркоюбочная публика <...>, что ее как подавляет этот задушевный голос неграмотной старухи. Шепот прекращается. Все смотрят на маленькую старушку, а она, утопая в креслах, наклонилась вперед к публике и, блестя глазами, старчески красивая и благородная и еще более облагороженная вдохновением, то возвышает, то понижает голос и плавно жестикулирует сухими, коричневыми маленькими руками.
Уж ты гой еси, родна матушка! —
тоскливо молит Добрыня, —
Надоело мне пить да бражничать!

Отпусти меня во чисто поле

Попытать мою силу крепкую

да поискать себе доли-счастия!


По зале носится веяние древности. Растет голос старухи и понижается, а на подвижном лице, в серых ясных глазах то тоска Добрыни, то мольба его матери, не желающей отпустить сына во чисто поле. И как будто позабыв на время о «королевах бриллиантов», о всемирно известных исполнительницах классических поз, имевших всюду громадный успех, публика разражается громом аплодисментов в честь полумертвого человека, воскрешающего последней своей энергией нашу умершую старую поэзию.

— Теперь «вопль вдовы по муже»... — говорит Виноградов.. Публика молчит. Откашлявшись, Федосова откидывается в глубь кресла и, полузакрыв глаза, высоко поднимает голову.


Лю-убимый ты мой му-уженька-а-а...
Сила страшной, рвущей сердце тоски — в этом вопле. Нота за нотой выливаются из груди поэтессы. В зале тихо... Смерть, кладбище, тоска...

Я не могу этого слышать... не могу... — шепчет сзади меня дама в желтой шляпе и, когда я оборачиваюсь взглянуть на нее, прячет в раздушенный платок взволнованное бледное лицо...

Потом вопила девушка, выдаваемая замуж. Федосова вдохновляется, увлекается своей песнью, вся поглощена ею, вздрагивает, подчеркивает слова жестами, мимикой. Публика молчит, все более поддаваясь оригинальности этих за душу берущих воплей, охваченная заунывными, полными горьких слез мелодий вопли - вопли русской женщины, плачущей о своей тяжелой доле, все рвутся из сухих уст поэтессы, рвутся и возбуждают в душе такую острую тоску, такую боль, так близка сердцу каждая нота этих мотивов, истинно русских, небогатых рисунком, не отличающихся разнообразием вариаций — да! — но полных чувства, искренности, силы — и всего того, чего нет ныне, чего не встретишь в поэзии ремесленников искусства и теоретиков его. (...)

Федосова вся пропитана русским стоном, около семидесяти лет она жила им, выпевая в своих импровизациях чужое горе и выпевая горе своей жизни в старых русских песнях. Когда она запела «Соберитесь-ка, ребятушки, на зеленый луг» — по зале раздался странный звук — точно на кого-то тяжесть упала и страшно подавила его. Это вздохнул человек — ярославский купец Канин мой приятель, один из экспонентов выставки.

— Ты что?

— Хо-орошо! Так хорошо — слов нет! — ответил он, мотая головой и конфузливо отирая слезы с глаз. Ему под пятьдесят лет,— это фабрикант, солидный господин. Узнал свое, старое, сброшенное, расчувствовался старик. (...)

Русская песня — русская история, и безграмотная старуха Федосова, уместив в своей памяти 30 000 стихов, понимает это гораздо лучше многих очень грамотных людей.

Она кончила петь. Публика подошла к эстраде и окружила поэтессу, аплодируя ей, горячо, громко аплодируя. Поняли! Хороший это был момент. Импровизаторша — веселая и живая — блестит своими юными глазами и сыплет в толпу прибаутки, поговорки; толпа кричит ей вперебой:

— Хорошо, бабушка Ирина! Спасибо! Милая!.. (...)

С Всероссийской выставки... 1896 г.
3. Работа по учебнику.

Чтение статьи «Русские народные песни», с. 5—8 (до «Исторических песен»).

Задание: выписать группы народных песен (из статьи).
4. Слово учителя с чтением рассказа Горького «О том, как сложили песню».

В 1929 году М. Горький писал своему биографу И. Груздеву: «У меня есть рассказ «О том, как сложили песню», это сделано «с натуры» в Арзамасе, песню сложила прислуга, соседи моего Хотяинцева, председателя Арзамасской земской управы...

Мною в 90-х годах были записаны десятки песен, несомненно, подлинно народных. Они погибли в жандармском управлении, а раньше — я утопил целую тетрадь записей в Керченском проливе. По сей день жалею: песен этих нигде нет у собирателей… Вот сколько написал я Вам. Это объясняется моей любовью к песнетворчеству народному, которое особенно значительно по словам и по музыке. Слова в подлинно народных песнях как жемчуга нанизаны, и нашим поэтам не худо бы почитывать сборники песен...»

М. Горький
КАК СЛОЖИЛИ ПЕСНЮ

Вот как две женщины сложили песню, под грустный звон колоколов монастыря, летним днем. Это было в тихой улице Арзамаса, пред вечерней, на лавочке у ворот дома, в котором я жил. Город дремал в жаркой тишине июньских будней. Я, сидя у окна с книгой в руках, слушал, как моя кухарка, дородная рябая Устинья, тихонько беседуют с горничной моего шабра1, земного начальника.

— А еще чего пишут? выспрашивает она мужским, но очень гибким голосом.

— Да ничего еще-то, — задумчиво и тихонько Отвечает горничная, худенькая девица, с темным лицом и маленькими испуганно-неподвижными глазами.

— Значит - получи поклоны да пришли деньжонок, - так ли?

— Вот...


— А кто как живет — сама догадайся... э-хе-хе...

В пруду, за садом нашей улицы, квакают лягушки странно стеклянным звуком; назойливо плещется в жаркой тишине звон колоколов; где-то на задворках всхрапывает пила, а кажется что это храпит, уснув и задыхаясь зноем, старый дом соседа.

— Родные,— грустно и сердито говорит Устинья,— а отойди от них на три версты и нет тебя, и отломилась, как сучок! Я то же, когда первый год в городе жила, неутешно тосковала. Будто не вся живешь — не вся вместе, — а половина души в деревне осталась, и все думается день-ночь: как там, что там?..

Ее слова словно вторят звону колоколов, как будто она нарочно говорит а тон им. Горничная, держась за острые свои колени, покачивает головою в белом платке и, закусив губы, печально прислушивается к чему-то. Густой голос Устиньи звучит насмешливо и сердито, звучит мягко и печально.

— Бывало — глохнешь, слепнешь в злой тоске по своей-то стороне; а у меня и нет никого там: батюшка в пожаре сгорел пьяный, дядя — холерой помер, были братья — один в солдатах остался, ундером сделали, другой - каменщик, в Бойгороде живет. Всех будто половодьем смыло с земли...

Склоняясь к западу, в мутном небе висит на золотых лучах красноватое солнце. Тихий голос женщины, медный плеск колоколов и стеклянное кваканье лягушек — все звуки, которыми жив город в эти минуты. Звуки плывут низко над землею, точно ласточки перед дождем. Над ними, вокруг их — тишина, поглощающая все, как смерть.

Рождается нелепое сравнение: точно город посажен в большую бутылку, лежащую на боку, заткнутую огненной пробкой, и кто-то лениво, тихонько бьет извне по ее нагретому стеклу.

Вдруг Устинья говорит бойко, но деловито:

— Ну-кось, матушка, подсказывай...

— Чего это?

— Песню сложим...

И, шумно вздохнув, Устинья скороговоркой запевает:


Эх, да белым днем, при ясном солнышке,

Светлой ноченькой, при месяце...


Нерешительно нащупывая мелодию, горничная робко, вполголоса поет:
Беспокойно мне, девице молодой...
А Устинья уверенно и очень трогательно доводит мелодию до конца:
Все тоскою сердце мается...
Кончила и тотчас заговорила весело, немножко хвастливо:

— Вот она и началась, песня! Я те, милая, научу песни складывать, как нитку сучить... Ну-ко...

Помолчав, точно прислушавшись к заунывным стонам лягушек, ленивому звону колоколов, она снова ловко заиграла словами и звуками:
Ой, да ни зимою вьюги лютые,

Ни весной ручьи веселые...


Горничная, плотно придвинувшись к ней, положив белую голову на круглое плечо ее, закрыла глаза и уже смелее, тонким вздрагивающим голоском продолжает:
Не доносят со родной стороны

Сердцу весточку утешную...


— Так-то вот! — сказала Устинья, хлопнув себя ладонью по колену. — А была я моложе — того лучше песни складывала! Бывало, подруги пристают: «Устюша, научи песенке! Эх, и зальюсь же я!.. Ну, как дальше-то будет?

— Я не знаю, — сказала горничная, открыв глаза, улыбаясь. Я смотрю на них сквозь цветы в окне; певицы меня не замечают, а мне хорошо видно глубоко изрытую оспой, шершавую щеку Устиньи, ее маленькое ухо, не закрытое желтым платком, серый, бойкий глаз, нос прямой, точно у сороки, тупой подбородок мужчины. Это баба хитрая, болтливая; она очень любит выпить и послушать чтение святых житий. Сплетница она на всю улицу, и больше того: кажется, все тайны города в кармане у нее. Рядом с нею, крепкой и сытой, костлявая, угловатая горничная — подросток. Да и рот у горничной детский; маленькие, пухлые губы надуты, точно она обижена, боится, что сейчас еще больше обидят, и вот-вот заплачет.

Над мостовой мелькают ласточки, почти касаясь земли изогнутыми крыльями: значит, мошкара опустилась низко, — признак, что к ночи соберется дождь. На заборе, против моего окна, сидит ворона неподвижно, точно из дерева вырезана, и черными глазами следит за мельканием ласточек. Звонить перестали, а стоны лягушек еще звучней, и тишина гуще, жарче.
Жаворонок над полями поет,

Васильки-цветы в полях зацвели, —


задумчиво поет Устинья, сложив руки на груди, глядя в небо, а горничная вторит складно и смело:

Поглядеть бы на родные-то поля!


И Устинья, умело поддерживая высокий, качающийся голос, стелет бархатом душевные слова:

Погулять бы с милым другом по лесам!..


Кончив петь, они длительно молчат, тесно прижавшись друг ко другу; потом женщина говорит негромко, задумчиво:

— Али плохо сложили песню? Вовсе хорошо ведь...

— Гляди-ко,— тихо остановила ее горничная.

Они смотрят в правую сторону, наискось от себя: там, щедро облитый солнцем, важно шагает большой священник в лиловой рясе, мерно переставляя длинный посох; блестит серебряный набалдашник, сверкает золоченый крест на широкой груди.

Ворона покосилась на него черной бусиной глаза и, лениво взмахнув тяжелыми крыльями, взлетела на сучок рябины, а оттуда серым комом упала в сад.

Женщины встали, молча, в пояс, поклонились священнику. Он не заметил их. Не садясь, они проводили его глазами, пока он не свернул в переулок.

— Охо-хо, девушка, — сказала Устинья, поправляя платок на голове, — была бы я помоложе да с другой рожей...

Кто-то крикнул сердито, сонным голосом:

— Марья!.. Машка!..

— Ой, зовут...

Горничная пугливо убежала, а Устинья, снова усевшись на лавку, задумалась, разглаживая на коленях пестрый ситец платья.

Стонут лягушки. Душный воздух неподвижен, как вода лесного озера. Цветисто догорает день. На полях, за отравленной рекой Тёшей, сердитый гул, — дальний гром рычит медведем.



(1915 г.)
5. Беседа-размышление по рассказу Горького.

— Какие переживания героинь рассказа вылились в песне? («Тоска-кручина» как интонационная доминанта песни)

— Почему им захотелось сложить песню? Какую роль сыграла в этом окружающая обстановка? (Обратите внимание на бытовой фон рассказа — зарисовки города, на звуки, «которыми жив город в эти минуты». Какое впечатление складывается у вас о жизни в городе? Почему, по-вашему, Горький так много внимания уделяет бытовому фону рассказа?)

— Какими красками нарисована в песне природа? О чем грустят женщины, о чем мечтают? Как их мечты, выраженные в песне, соотносятся с обыденной жизнью, воспроизводимой писателем?



(Текст песни из рассказа проецируется на экран.)
Эх, да белым днем, при ясном солнышке,

Светлой ноченькой, при месяце...

Беспокойно мне, девице молодой,

Все тоскою сердце мается.


Ой, да ни зимою вьюги лютые,

Ни весной ручьи веселые

Не доносят со родной стороны

Сердцу весточку утешную.


Жаворонок над полями поет,

Васильки-цветы в полях зацвели, —

Поглядеть бы на родные-то поля!

Погулять бы с милым другом по лесам!


— Как вы считаете, какие строки сочинила Устинья, а какие — горничная? Чем вы это объясните?

— По каким признакам вы отнесете эту песню к народным?


6. Исполнение фольклорным ансамблем песни «В темном лесе...» (с. 8 учебника) с последующим обсуждением: ваши открытия в композиции, интонации, лексике лирической песни, в ее стихе (лирическая проникновенность, лексический и звуковой повтор, нагнетание лирического мотива ...)
7. Беседа.

— Почему устная словесность предшествовала книжной и письменной?

— Какова роль народной поэзии в судьбах писателей, в их творчестве?

(Народные песни, обработанные поэтами и прозаиками, украшали страницы художественных произведений. К плачам Ирины Андреевны Федосовой обращался Н. А. Некрасов, создавая в поэме «Кому на Руси жить хорошо» образ крестьянки. Их цитировали и слегка переделывали П. И. Мельников (Печерский) в романе «В лесах», М. М. Пришвин в очерках «В краю непуганых птиц» (гл. «Вопленица»). Мотивы народных песен отразились в стихах Кольцова. Помним мы и пушкинское: «Ах, умолчу ль о мамушке моей...» — благоговейные строки о няне, которой поэт обязан многими страницами своей поэзии, особенно сказками. А вот стихотворение великого английского поэта Уильяма Блейка «Вступление» («вступление» в собственное творчество!):


Шел я с дудочкой весною,

Занималася заря —

Мальчик в тучке надо мною

Улыбнулся, говоря:

«Песню мне сыграй про агнца!»

Я сыграл — развеселил!

«Ты сыграй-ка это снова!»

Я сыграл — он слезы лил.

«Дудочку оставь и спой мне

То, что прежде ты играл».

И пока я пел ту песню,

Он смеялся и рыдал.

«Выйдет книга неплохая —

Песни эти пусть прочтут», —

Молвил мальчик, исчезая...

Сразу взялся я за труд:

Для письма сломил тростинку,

Бросил в воду горсть земли —

Записал все песни детям,

Чтобы слушать их могли...)


— Как встретили эти строки? Почему они так подкупают?

— Откуда эта «бесхитростность», «простодушие», прямо- таки детские?

— Как построено стихотворение? Какие перемены происходят в сюжете его?

— Почему мальчик просит «оставить дудочку» и «спеть снова», а в конце стихотворения говорит вдруг ... о книге?

— И вновь хочется вспомнить Пушкина: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма...» Что открыли вам слова великого поэта? Почему он уподобил народную сказку поэме? Вынесли ли вы такое же, «пушкинское», впечатление из народной сказки?

В заключение сегодняшнего урока предлагаю послушать еще одну песенную страницу народной поэзии.



Звучит фонограмма песни «Вдоль по улице метелица метет...» (с. 9—10 учебника).

— Как расцениваете эту фольклорную страницу?

— Сравните ее с другими песнями. Откуда в песне лиризм, мелодичность, отмеченные вами? Чей голос вы услышали в песне?

— Можно ли сблизить такую песню со стихотворением? Попробуйте определить ее стихотворный размер.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23


База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка