Урока: Дать понятие о группах крови человека и причинах групповых различий; резус-факторе, донорстве




Скачати 76.78 Kb.
Дата конвертації21.04.2016
Розмір76.78 Kb.
Группа крови и резус-фактор

Цель урока: Дать понятие о группах крови человека и причинах групповых различий; резус-факторе, донорстве.

Задачи урока:

Учебно-образовательные:

  • Изучение истории переливания и открытия групп крови, резус-фактора;

  • Изучение новых терминов;

  • Раскрытие механизма взаимодействия агглютиногенов и агглютининов крови в крови 4х групп;

  • Анализ схемы переливания групп крови;

  • Выяснение причин групповых различий у людей;

  • Значение знаний о группах крови;

  • Проблемы донорства в Беларуси и в мире.

Воспитательные задачи:

  • Развитие диалектико-материалистического мировоззрения на основе научных открытий об иммунитете и групповых различий крови, а также медицинской генетики;

  • Забота и сохранение своего здоровья;

  • Стремление к знаниям;

  • Воспитание гуманного отношения к людям, помогать нуждающимся в донорской крови;

  • Выявить значение переливания крови как важного достижения современной медицины.

Развивающие:

  • Выдвижение и проверка гипотез;

  • Умение выбирать главное при работе с источником знаний;

  • Умение анализировать ситуацию и применять знания на практике;

  • В процессе обучения должно происходить развитие интеллектуальных качеств личности – интерес, наблюдательность, решение проблемных вопросов;

  • умение делать выводы и обобщения;

  • Рефлексия своей деятельности.

Оборудование: Презентации, карточки

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Сообщения темы урока (Слайд 1)

Называется тема урока: Группы крови и резус-фактор

Как вы думаете, тема нашего урока связана с прошлым урокам. Что вы уже знаете о крови. Что же вы хотите узнать сегодня на уроке



  1. Проверка домашнего задания

Тест по вариантом. (8 мин)

Вариант1


1. Внутреннюю среду организма образуют: А) полости тела; В) внутренние органы;

Б) кровь, лимфа, тканевая жидкость; Г) ткани, образующие внутренние органы.

2.Двояковогнутая форма эритроцитов способствует: А)увеличению площади поверхности; Б)уменьшению площади поверхности; В) увеличению объема клетки;

3.Внутренняя жидкая среда характеризуется: А) упругостью; Б) гомеостазом;

В) высокой токсичностью; Г) взаимосвязями между составляющими ее частями

4. При малокровии (анемии) в крови уменьшается содержание:

А) тромбоцитов;  Б) эритроцитов; В) плазмы; Г) лимфоцитов.

5. Гомеостаз – это: А) питательные вещества, поглощенные кишечником; Б) вещества, растворенные в крови; В) одно из заболеваний крови; Г) динамическое постоянство внутренней среды организма

6. Жидкая часть крови называется: А) тканевой жидкостью; В) лимфой; Б) плазмой; 

Г) физиологическим раствором.

7. Внутренняя среда организма: А) обеспечивает устойчивость всех функций организма; В) обладает саморегуляцией; Б) сохраняет гомеостаз;  Г) верны все ответы.

8. Эритроциты человека имеют: А) двояковогнутую форму;  В) шаровидную форму;

Б) вытянутое ядро;  Г) строго постоянное количество в организме.

9. Красные кровяные клетки – это А) тромбоциты; Б) эритроциты; В) лейкоциты; 

Г) лимфоциты

10. Компонентами внутренней среды организма являются: 1)содержимое желудка;     

2) желтый костный мозг; 3)лимфа; 4)кровь; 5)нервная система; 6)тканевая жидкость
Вариант2

1.В состав жидкой внутренней среды организма входят: А)кровь; Б)слюна; В)тканевая; жидкость; Г)лимфа

2. Кровь – разновидность ткани: А) соединительной; Б) мышечной; В) эпителиальной. 

Г) нервной

3. Эритроциты участвуют: А) в процессе фагоцитоза; В) в образовании тромбов;

Б) в выработке антител; Г) в газообмене.

4.Эритроциты: А) образуются в красном костном мозге; Б)транспортируют кислород и углекислый газ; В) не являются клетками крови; Г) не содержат гемоглобина

5.К форменным элементам крови относятся: А)плазма; Б)фибриноген; В)эритроциты

6. Эритроциты образуются: А)желтом костном мозге; Б)красном костном мозге;

В) печени; Г)лимфатических узлах

7. Продолжительность жизни эритроцитов: А) несколько дней; Б) один месяц; В)100-120 суток

8. Гемоглобин соединяясь с кислородом образуя: а)карбоксигемоглобин; Б)карбгемоглобин; В)оксигемоглобин

9.Эритроциты человека заполнены гемоглобином на : А) 50%; Б) 20%; В) 90%

10. Функции крови: А)газотранспортная; Б) питательная; В)опорная; Г) защитная; Д)двигательная;

Самопроверка (слайд 2)


  1. Объяснения нового материала

Так что же такое кровь?

    1. Вступительное слова учителя

С незапамятных времен люди знали, что кровь является носительницей жизни. Древний человек, будучи охотником, воином, наблюдал, как по мере потери крови угасает жизнь поверженного им человека или животного. Считалось, что с помощью свежей крови можно вылечить или омолодить человека. В Древнем Риме ослабевшим людям, старикам давали пить кровь умирающих гладиаторов. (Слайд 3)

Французская королева Мария Медичи


(нач. 15 в.) отважилась пить человеческую кровь от недомогания и старости. Исцеление королева-кровопийца не нашла. (слайд 4)

Папа Римский Иннокентий 8, удрученный старостью, приказал влить себе кровь от троих юношей. Результат был печален. Умерли и юноши и папа. (слайд 5)



Проблемная задача

Таким образом– переливание крови пытались применить издавна, но иногда оно сопровождалось успехом, а иногда приводило к гибели тех, кому переливали кровь.



Вопрос: Как это объяснить?

Ответ: в 1901 г. немецкий ученый Эрлих и его ученик Карл Ландштейнер открыли три группы крови, а затем чешский ученый Я. Янский открыл еще IV группу крови. Таким образом, все население земного шара имеет 4 разные группы крови. (слайд 6,7,8)

Вопрос: На чем основаны групповые различия?

Ответить на этот вопрос помогла наука генетика. Наследственными могут быть не только морфологические признаки – цвет волос, глаз, особенности строения, но по наследству могут передаваться и некоторые биохимические признаки – белки, встречающиеся в эритроцитах и плазме крови. Набор этих белков каждого человека строго постоянен! У разных людей эти наборы неодинаковы. Определяют группы крови по особым стандартным сывороткам, получаемым заранее из крови людей, у которых уже установлена группа крови. (слайд 9,10,11)



Агглютинация – процесс свертывания (склеивания) эритроцитов.

Люди одной и той же группы крови имеют сходный белковый состав, поэтому их кровь совместима. (слайд 12, 13,14,15)



    1. Физкультминутка ( найди пару)

    2. Самостоятельная работа (заполни таблицу)

Группа крови

Антигены

Антитела

Донор

Реципиент





























































(слайд 16,17,18)

    1. Rh – понятие о резус-факторе:

Кроме системы АВО в настоящее время выделяют еще несколько групп крови в зависимости от наличия или отсутствия определенных белков в плазме и мембранах эритроцитов. Одной из них является система резус (слайд 19)

Rh – резус-фактор, открытый тем же Карлом Ландштейнером совместно с исследователем Винером в 1937–1940 гг. За оба открытия Ландштейнеру дважды присуждалась Нобелевская премия. (слайд 20)



  • Резус-фактор — это антиген (белок), который находится на поверхности красных кровяных телец (эритроцитов).

  • Около 85 % европейцев (99 % индейцев и азиатов) имеют резус-фактор и соответственно являются резус-положительными.

  • Остальные же 15 % (7 % у африканцев), у которых его нет, — резус-отрицательный. (слайд 21)

Если человеку с Rh- перелить кровь Rh+, его антитела начнут избавляться от этой крови, как от чужеродного тела. У беременных это приводит к отторжению плода (слайд 22,23)

Значение знаний о группах крови:

  1. Если бы ум человека не проник в генетическую тайну свойств крови и тканей, тысячи людей умирали бы от реакций в результате переливания крови и миллионы жизней погибали бы в больницах и на войне, от невозможности осуществления переливания крови.

  2. Знание групп крови имеет общеизвестное судебно-медицинское значение: определение группы крови преступника, пятен крови на месте преступления и вещах.

  3. Определение отцовства и родительства (слайд 24).

Причины временного отвода от донорства:

  • 1 месяц после ОРЗ, прививок, удаления зубов;

  • 1 год после операции, рождения ребенка, татуировки или пирсинга; после рождения ребенка.

Причины постоянного отвода от донорства: заболевания крови; гомосексуальные связи; беспорядочные половые связи; употребление наркотиков; сильная близорукость; психические заболевания; алкоголизм; гипертоническая болезнь.

Проверь свои знания: Разноуровневый тест. 3-5 мин.

  1. С какого возраста можно стать донором?
    А) с 14;
    Б) с 16;
    В) с 18;
    Г) с 21.

  2. Открытие групп крови принадлежит?
    А) Винеру;
    Б) Ландштейнеру;
    В) Богданову;
    Г) Белоярцеву.

  3. Какие заболевания могут быть препятствием к донорству?
    А) гипертония;
    Б) ОРЗ;
    В) наркомания;
    Г) близорукость.

  4. Реципиент – это:
    А) человек, который сдаёт кровь;
    Б) резус-фактор;
    В) белок, находящийся в плазме;
    Г) человек, которому переливают кровь.

  5. Белки, от которых зависит группа крови находятся:
    А) на эритроцитах;
    Б) на тромбоцитах;
    В)в плазме;
    Г) на лейкоцитах.

Рефлексия: Я бы хотела услышать Ваше мнение о уроке и Вашей деятельности во время урока. Вы можете начать таким образом: (слайд 25)

  1. сегодня я узнал… было интересно…

  2. было трудно… я выполнял задания…

  3. я понял, что… теперь я могу…

  4. я почувствовал, что… я приобрел…

  5. я научился… у меня получилось …

  6. я смог… я попробую…

  7. меня удивило… урок дал мне для жизни…

  8. мне захотелось…

Вывод: мне приятно, что вы сегодня узнали не просто много нового, но и полезного. Я буду рада, если эти знания вы будете применять на практике. И если во взрослой жизни кто-то из вас станет донором, значит, этот урок прошёл не зря.

Домашнее задание: §25, определить совместимость вашей крови и крови ваших родственников


База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка