Вера как непознанная реальность




Скачати 114.25 Kb.
Дата конвертації21.04.2016
Розмір114.25 Kb.
УДК 61:2-423.79.

Вера как непознанная реальность.

Проф Ж.Д Семидоцкая, доц И.АЧернякова

(Харьков,Украина)

«… высшая идея, какую только

человек может иметь, должна

принадлежать высшему свойству души человеческой, не уму, а вере»

В.А. Жуковский
В силу обстоятельств нашей современной жизни, все большего внедрения в медицину высокоинформативной диагностической и лечебной техники больной человек и вообще современный человек настолько материалистичен, что для того, чтобы научить его восстанавливать здоровье, нужно начать с осязаемого, т.е. с физического. Каждодневная врачебная практика диктует такой подход.

Однако у жизни две стороны – духовная и физическая, обе необходимы. Соотношение этих двух начал в личности человека и определяет в конечном итоге то, что называется качество жизни. Врачам известна в основном физическая сторона, эта наука развивалась в течение тысячелетий. Она будет развиваться и дальше, но только в том случае, если откроется миру духовному(8).

Одной из наиболее духовных ценностей человека является вера. На протяжении долгого времени вера как витальная ценность отождествлялась с религиозной верой. Вследствие этого нигилистическое отношение к религии вело к вытеснению веры из системы базовых витальных ценностей. С другой стороны вера традиционно противопоставлялась знанию и в связи с ростом научного знания и его активным влиянием на социальные процессы, вера также оттеснялась на периферию ценностей(4).

Большим злом нашего времени следует признать то, что религия и наука представляют собой две враждебные силы, не соединенные между собой. Религия отвечает на вопросы сердца, отсюда ее магическая сила, наука – на запросы ума, отсюда ее непреодолимая мощь. «религия без доказательств и наука без надежды стоят друг против друга, недоверчиво и враждебно, бессильные победить одна другую….в конце концов религия и наука должны встретиться,… как в единящей пристани, и найти в ней свой синтез. Искусство формировать души человеческие утеряно в наш век, и оно будет снова найдено не ранее, чем наука и религия, переплавленная в живую силу, сообща начнут стремиться и работать для спасения и для блага человечества. Искусство жизни и искусство творчества может возродиться лишь при слиянии науки, религии и общественности в одно гармоническое целое». (13).

Весной 1998 г. в Свято-Даниловом монастыре в Троицко-Сергиевой лавре собрался всемирный Русский народный Собор во главе со Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II, на котором присутствовали крупнейшие представители отечественной науки. Состоялись слушания по теме: «Вера и знание, проблемы науки и техники на рубеже столетий».

Встречу открыл Патриарх Всея Руси Алексий II, который сказал: «вызывают тревогу возможные последствия научных работ в области генной инженерии, особенно – клонирование людей. Далеко не однозначным представляется распространение компьютерных технологий, глобальных информационных систем. Будучи, по-видимому, благом, представляющим человеку дополнительные степени свободы, новые технологии могут вести к новому порабощению людей, превращению человеческого сознания и личности в объект технологических манипуляций».

Патриарх также объяснил, что следует признать неправильными звучащие иногда призывы отказаться от современной техники, насильственными мерами ограничить ее развитие. Ошибочны и попытки объявить всю область научно-технического знания чем-то принципиально враждебным богу и церкви. Отказаться от науки и техники сегодня невозможно. «Нужно только, чтобы наука и техника не служили построению новой вавилонской башни – глобального культа потребления, не вовлекли человечество в порочный круг создания и удовлетворения все новых и новых сиюминутных потребностей» (11).

В ответном слове Президент Российской Академии Наук акад. Ю. Осипов сделал поразительное признание: «Саентическое (научное) мировоззрение, претендовавшее на универсальную парадигму, которая заменила бы религию, конечно, не состоялось». В устах руководителя российской науки, так долго боровшейся с религией, эти слова прозвучали как откровение.

Ю. Осипов отметил далее, что после изменения фундаментальных представлений о пространстве, времени и причинности появления теории относительности и квантовой механики мир уже не представляется абсолютно детерминированной машиной, в которой Богу просто нет места.

По мнению акад. Ю. Осипова, создание любой стройной научной системы неизбежно приводит к мысли о существовании абсолютного Бытия. Сейчас во всем мире началось сближение науки и религии.

На этом же соборе митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл выступил со словами, что единственное, что может спасти «людей от злоупотребления научно-техническим прогрессом – это нравственное чувство, а это, та сфера, где естественная наука бессильна. Поэтому сегодня проблема стоит так: либо прогресс науки и техники будет сопровождаться нравственным прогрессом человечества, либо у человечества нет шансов выжить. Другого не дано. И перед лицом этой апокалипсической опасности у науки и религии нет иного пути, кроме диалога и сотрудничества».

В итоговом документе соборных слушателей, указано, что «религиозное постижение мира как творения божия не отрицает правомерности научного постижения его закономерностей». Таким образом, был легализован союз науки и техники.

Профессор Лука (Войно-Ясенецкий) – выдающийся хирург, архиепископ считает, что религия движет науку, потому что «в религиозном опыте мы вступаем в контакт с вечным разумом, голосом мира. Наука без религии – «небо без солнца»(8).

Если веру объединить с научными методами, тогда возможно будет сделан еще один шаг в сторону облегчения человеческих страданий.

В современной философии реализуются различные стратегии изучения веры. Сохраняется традиция гносеологического исследования данного феномена. Реализуется и стратегия рассмотрения феномена веры в четырех планах: онтологическом (где вера выступает как реалия внутреннего мира), гносеологическом (где она понимается как принятие определенного «содержания»), аксеологическом (где она - позитивная оценка и ценность) и праксеологическом (где вера анализируется как интенциональная активность).

В отличие от философии, преимущественно гносеологически толковавшей особенности феномена веры, в религиозных представлениях они трактуются несколько по-иному.

Апостол Павел в Послании к евреям дает следующее определение: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. Вера предстает непросто как предзнание того, что пока не существует, но будет существовать, но и дает уверенность в настоящем относительно осуществления ожидаемого будущего». Онтологически вера выступает, как способ наделить существованием ожидаемое здесь-и-сейчас. Также это уверенность в существовании того, что пока не видимо, сокрыто от чувственного восприятия.

В настоящее время реализуются различные стратегии исследования феномена веры: гносеологическая, герменевтическая, многоплановая. В христианстве вера выступает как основание для жизненных поступков, как способ наделения существованием ожидаемого(2).

С психологической точки зрения «вера – это внутреннее отношение человека к миру, при котором происходит построение субъективной реальности». (А. Двойнин)

Вера – удивительный феномен, мало изученный наукой.

«Вера есть бессознательное стремление человека к высшему смыслу бытия, его принятия. Более того, вера есть состояние человеческого духа, которая достигается этим бессознательным восприятием смысла бытия. Если смысл есть – стоит жить. Когда смысл полностью уничтожается, у человека как бы выпадает стержень жизни, и он заживо гибнет. Есть вера осознанная – такова христианская вера» (А. Мень).

«Вера есть глубокое убеждение в реальности того, что не дано во внешней очевидности или в исчерпывающем доказательстве (вера в реальности духовного мира, Бога, вера в человека, вера в победу, вера в будущее, вера в смысл жизни и т.п.)» (4,5).

Как наука постигает материальную часть мира, так вера познает его духовную основу. Нормальное духовное развитие всегда проходило под знаком веры.

Вера отличается от знания. Знание человека основывается на его опыте и ощущениях органов чувств. И потому видимый предмет является предметом знания, а не веры. Вера же есть уверенность в бытии того, что не поддается восприятию наших физических чувств. Наличие или отсутствие веры не зависит ни от научных достижений, ни от уровня образования.

Знание может вступить в противоречие с верой. Знание – это структурированная информация, выраженная в знаке и имеющая определенное значение. Вера – не модель, стремящаяся к информативно точному определению действительности, а отношение, в котором реализуется личностная пристрастность человека к этой действительности. В вере присутствует элемент знания, однако в ней на передний план выступает не объективное содержание данного знания, а значение этого содержания для человека.

Сейчас ситуация начала меняться(12). Гарвардская школа медицины, клиника Мейо и Американская ассоциация по развитию науки (ААРН) спонсировали конференции по вопросам духовности здоровья. Около половины всех медицинских школ в Америке предлагают курсы на эту тему. Многие научные центры (Колумбийский, Дортмондский, Йельский, Колифорнийский университеты) проводят исследования целительных свойств веры, взаимосвязи веры и здоровья. Прошедшие конференции в Гарварде, клинике Майо и Американской Ассоциации по развитию науки (ААРН), так же, как и освещение этой темы в средствах массовой информации демонстрируют изменение к ней отношения.

Доказано, что более 30-40% положительных результатов от медикаментозного лечения обусловлено эффектом плацебо, т.е. психотерапевтическим эффектом веры в выздоровление. Ожидания больного, обусловленные имеющейся верой, становятся реальными. Так, например, у верующих наблюдается меньше симптомов и лучшие результаты лечения в 7 из 8 исследований раковых заболеваний, в 4 из 5 исследований высокого артериального давления, в 4 из 6 исследований болезней сердца.

Врач должен помнить, что он не может лечить хроническую патологию, игнорируя личность пациента. Одним из эффективных способов такого воздействия является вера в существование души, на которую можно воздействовать словом.

Вера людей в чудо исцеления по- прежнему, как и сотни лет назад, является огромной силой. Возможно ли до конца познать закономерности функционирования человеческой психики и научится управлять ею? Может ли, вернее, должно ли врачевание тела и души ограничиться академической медициной, или следует приветствовать использование иных подходов, основанных на проникновении в глубины сознания и подсознания пациентов? Разве нельзя считать чудом запуск механизма саморегуляции организма, ликвидирующего болезнь собственными силами?

В медицине вера есть способ поддержки больного, уверенность в существовании того, что не поддается восприятию наших физических чувств.

Поэтому очень важным являются попытки изучения веры научными методами, используя современные достижения квантовой физики, выходящие за рамки ньютоно-декартовской парадигмы, лежащей в основе современной западной науки. Все это, безусловно, является еще одним шагом в сторону облегчения человеческих страданий и делает медицину все более наукой.

В своей ставшей бестселлером книге «Любовь, медицина и чудеса» американец Б. Сигел (1986) писал: «Нужно помнить, что уже само отсутствие веры в способность больного выздороветь может ему сильно повредить. Никогда нельзя говорить, что вы больше ничего не можете сделать, даже если единственное оставшееся у вас средство – быть рядом и помогать больному, надеяться и молиться…»

Мы находимся на том этапе интеллектуального развития, когда понимаем, что слепая вера уже недостаточна для уровня развития современного человека. Вера мыслящего человека всегда существует в союзе со знанием.

Вера и медицина не могут существовать отдельно друг от друга. «По вере вашей да будет вам». Так написано в Библии. Больной, который верит в выздоровление, выздоравливает. Это, конечно, зависит еще от многих факторов, не подвластных человеку: от его генетической предрасположенности, нозологии, окружающих факторов и главное, от того, что мы называем Богом. У каждого человека представление о Боге разное. Это – и любовь, и энергия, и какая-то сверхсила, разумное начало, сверхэнергия и т.д. Но то, что «это что-то» существует, безусловно, знает каждый человек. За последние десятилетия ученые пришли к убеждению, что Вселенная представляет собой некий вид непостижимой чистой энергии, обладающей собственным осознанием. Некоторые это знают от рождения, потому что были воспитаны в религиозной среде. Некоторые же, те, которые были воспитаны атеистами, приходят к этому на разных этапах жизни. Человеку нужна вера, но не слепая, а с осознанием своей сопричастности к великому делу сотворения. Наша жизнь основывается на том, во что мы верим, чего бы эта вера ни касалась – окружающего мира, нас самих, наших способностей или наших ограничений. Безусловно, ключевые решения человека зависят от него самого. Но правильное ли будет это решение или нет, соответствует ли оно его генетической программе или нет – это большой вопрос. Вопрос заключается в том, будут ли помогать этому человеку высшие силы идти дальше по жизненному пути или нет, если его решение не соответствует заложенной ранее жизненной программе(11).

В нашем материальном мире врач должен помнить, что больной – это субъект исследования, это одушевленная материя. «Сегодня очевидно: тело без души не живет» (1). Жизнь сложна и, безусловно, духовная составляющая человека является движущей силой, вектором его эволюции. И поэтому в треугольнике врач-больной-болезнь духовная составляющая и врача, и больного должны быть сильнее.

В выздоровлении больного огромное значение имеет его духовность, способность к осмыслению происходящего и сохранение способности к дальнейшему духовному развитию, преображению своего собственного мира, раскрытия творческого потенциала.

При наличии этих возможностей человек должен верить в выздоровление. В практике многих врачей встречались пациенты, исход болезни которых не укладывался в привычные медицинские представления. Что это? Сказки и фантазии, неправильность диагностики или действительно чудо исцеления? Ответ на этот вопрос получить не всегда представляется возможным. Безусловно, есть какие-то силы, и, возможно, законы, которые не всегда подвластны логическому осмыслению, и которые могут внедряться в процесс лечения и решить его положительный исход. Так 2 человека с одинаковыми смертельными заболеваниями подчас имеют различный прогноз: один человек живет, другой умирает(3,6,7,9).

Самые мощные убеждения проистекают из духовной веры. «Вполне вероятно, что если мы входим в нужные слои нашей веры, наша психика в состоянии изменить даже генетическую карту» (10). В литературе есть убедительные доказательства, свидетельствующие о том, что вера является первопричиной, по крайней мере, некоторых так называемых чудесных выздоровлений. Ясно, что существует множество скрытых от нас путей взаимодействия психики и тела.

Таким образом, обобщая все вышесказанное, можно с уверенностью признать, что медицина как наука сделала огромный прорыв. Высокотехнологичные методики внедрены и внедряются во все ее сферы, начиная с хирургических специальностей и кончая терапевтическими. Огромные достижения имеют место в фармакологии. Современные диагностические и лечебные технологии дают возможность диагностировать и лечить очень сложные и тяжелые заболевания. Однако развитие медицинской науки не возможно без духовного нравственного развития, необходима связь науки и религии, слияние их в единое развивающееся знание, о чем во весь голос говорят представители мировой науки и религиозные деятели.

Говоря о взаимоотношениях религии и медицины, нужно всегда помнить о том, что медицина вышла из храмов и во все временна была связана с религией, а религия с врачеванием. И это не случайно, поскольку и религия, и медицина стоят у истоков жизни и смерти. При этом медицина должна быть совершенна, безукоризненна в духовном и профессиональном смысле и уважительно относиться к религии.

Вера же является самостоятельным непознанным феноменом внутреннего мира человека и признается различными исследователями как значимый психологический фактор в процессе врачевания .

Список использованной литературы :

1.Бехтерева Н.П. -Магия мозга и лабиринты жизни 2-е издание/ Н.П. Бехтерева АСТ.Сова М.СПб 2007,349с.

2.. Двойнин А Психологическое исследование феномена веры/ А. Двойнин Развитие личности 2005,2,96-111.

3. Залманов А.С Тайная мудрость человеческого организма / А.С Залманов /-М.Наука 1966.-165с

4. Мень А. - Верую... Беседы о символе Веры/ А .Мень –Москва 2011.-246с.

5.Мень А. Трудный путь к диалогу/ А Мень /Москва 2008/-366c

6. Ранвиль К Метамедицина: путь к самоисцелению /К. Ранвиль –Cофия,2011-282с.

7.Саймонтон К., Психотерапия рака/ К Саймонтон , С Саймонтон.-Санкт-Петербург,2001-227с.

8. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) Дух, душа и тело / Лука Святитель-К:Киев2002-148c

9. Серван-Шрейбер Д Антирак Новый образ жизни/ Д. Серван-Шрейбер-Москва,2010-327с.

10. Талбот М - Голографическая Вселенная.Новая теория реальности / Майкл Талбот ,София,2008.-412с.

11.Тихоплав В. Ю. – Физика веры./ В. Ю Тихоплав,Т.С. Тихоплав-Санкт-Петербург,2002.-246с.

12. Уильямс А. - Вера и исцеление .Новые Грани 2005,2 htt://www.noviyegrani.com/archives

13..Шюре Э. Великие посвященные./ Э .Шюре Калуга,1914

Faith like unknown reality

Semydotska Zh.D., Chernjakova I.A

Keywords: faith, knowledge, religion, medicine


One of the most spiritual values of man is faith. In medicine, faith is the way to maintain patient confidence in the recovery. Faith thinking man there is always in аlliance with the knowledge and is recognized as a significant psychological factor in the process of healing.


База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка