Внеклассное мероприятие с элементами проектной работы «Берёза символ России!»




Скачати 137.59 Kb.
Дата конвертації15.04.2016
Розмір137.59 Kb.




Внеклассное мероприятие с элементами проектной работы

«Берёза – символ России!»



( Читает учитель).

Ребята, прочитайте загадку,

Стоит красавица: косы зелёные,
Платье белое, а в ней четыре угодья:
Первое угодье – мир освящать,
Второе угодье – лес исцелять,
Третье угодье – боль утешать,

- о чём эта загадка?

-Что вы можете вспомнить про берёзы?

-О чём же мы продолжим разговор?


(берёза символ нашей Родины, любимое дерево всех россиян)

Наш урок называется « Берёза – символ России» Мы откроем смысл каждой строчки этой народной загадки, прикоснёмся сердцем к нашей русской красавице. Для начала посмотрим презентацию и вспомним, что мы узнали.

презентация







Учитель:

Березку милую, родную издавна считают символом России,

символом Родины. Березка воспета в поэзии и прозе, в музыке, живописи

и фольклоре. Россия и береза! Эти два понятия неразделимы.

Красавицей русских лесов называют люди березу. Стройная, с тонкими длинными ветвями и раскидистой кроной, она привлекательна во все времена года. О березе сложено много песен, былин, преданий, создано много живописных картин. Ее все знают, это самое распространенное дерево. Символ и гордость русского народа.

Вы много интересного узнали про берёзу и давайте поделимся своими знаниями.










1. Березке русский праздник посвящаем,

О ней теперь мы очень много знаем

И знанием готовы поделиться.

Нам всем пришлось немало потрудиться.


2. Мы много книг перечитали

И материалы отбирали,

Мы рисовали, сочиняли,

Стихи березке посвящали.

Писали мы ученые конспекты,

И вот пред вами все наши проекты!


I. Проект «Вдохновение».

Учитель.

- Какое русское, какое очаровательное дерево - берёзка! Ни одно дерево не вмещает столько национальных понятий, не рождает столько образов и сравнений. Берёза- это воистину крестьянское дерево. В нём и русская печь и половик, и хомутовская рубашка, и курочка - ряба и даже молоко, которое пьют по всей земле. Всматриваясь в берёзовый лес, в кряжистые узловатые стволы, вспоминаешь мозолистые крестьянские руки, быстро делающие любую тяжёлую работу.

(Фонограмма русской песни)

- А молодые берёзки, тоненькие. Пряменькие, как бы на цыпочках поднимающиеся к голубому куполу неба, напоминают девичью красу, стройную и статную, с гибкой талией, с русыми косами, светлоокую. Смотришь на берёзу и слышишь хороводные песни, звуки гармошки и балалайки, обязательно вспоминаешь всё близкое и родное, и в душе любовно обнимаешь это дерево, как самое тебе дорогое.

Красота берёзки вдохновила и наших ребят и сейчас мы прочитает отрывки из сочинений о берёзе.

(Дети читают свои сочинения о берёзе)








II. Проект «Рисуем Русскую берёзку»

Учитель

- Для защиты проекта «Рисуем русскую берёзку» ребята приготовили свои рисунки и познакомились с картинами великих художников.



Художник (Мальчик в берете с мольбертом и красками в руке)

Для этой выставки картин

Трудился вовсе не один –

Весь класс проект готовил:

Одни писали реферат,

Трудились много дней подряд,

Другие рисовали лес,

В нем мир березовых чудес…

Плечом к плечу трудились рядом,

Помочь друг другу были рады.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ
… Русскую березку запечатлели
на своих картинах
художники Пластов и Исаак Левитан,
Архип Иванович Куинджи и Саврасов.

Презентация


Картина А.Пластова "Березы"-----------------------------------------

Мы видим прекрасное время года – осень.

Презентация

Писатель В.М.Гаршин, глядя на картину А.К. Саврасова


«Грачи прилетели», сказал: « Я бы назвал эту картину «Чувства Родины.» И действительно, когда вы смотрите на это полотно,
то испытываете до боли пронизывающее вас чувство слитности со своим Отечеством. И весенняя звонкая капель, и дымка, и тонкие березки -все это такое знакомое и такое родное. И эта удивительная картина рождает любовь к Родине.

Ты до того березонька красива!


И в полдень жаркий, и в часы росы,
Что без тебя не мыслима Россия
И я немыслим без твоей красы.
Презентация

Перед картиной «Березовая роща» Архипа Ивановича Куинджи -


испытываешь особую радость.Так бывает когда в летний день
входишь в березовую рощу и ощущаешь красоту своей Родины. Вокруг стоят зелено-кудрявые , тихие и молчаливые березки, напоенные ее соками.

Презентация

Перед нами картина Исаака Левитана «Березовая роща» Белоствольные березки , покрытые  ярким  янтарем листвы, 
густой ковер изумрудной травы, солнечные лучи не могут
оставить равнодушными никого. Картина очаровывает свежестью и игрой красок, трепетом самой жизни. 
( Ребята представляют свои работы)

Мы любим и гордимся нашей малой родиной., Мы нарисовали берёзки и сделали поделки. Нам хотелось передать красоту нашей природы. Наши берёзы высокие самые, наши ягоды сладкие самые это говорю я про свои края. Вы, конечно, вправе не верить, дескать хвалит кулик своё болото, но подтвердит вся моя деревня, но подтвердит вся моя родня: Наши берёзы высокие самые, наши ягоды сладкие самые Такая уж Родина у меня.

III. Проект «Березка в творчестве русских поэтов и писателей».

(Учащиеся подготовили выставку книг, стенгазету, сценарий литературного вечера.)



Учитель

- Нет дерева в России, которому так повезло бы и в фольклоре, и в литературе, и в музыке. Нет на свете дерева более белого, как летнее облако в синеве, как ромашка в зелени луга, как только что выпавший снег. Для каждого из нас белоствольная берёза – символ родной земли, частичка Родины. Среди дубрав и берёзовых рощ Л.Н. Толстой черпал вдохновение для творческой работы. Когда великий композитор М.И. Глинка возвращался на Родину, то, переехав границу, он оставил свой экипаж, вышел на дорогу и низко поклонился белой берёзке. Писатели, поэты, художники никогда не разделяли понятия «берёза», «родина», «любовь»…



(Выходит девочка – берёзовая веточка)

Веточка. – Здравствуйте, люди добрые! Я берёзовая веточка, дочка русской берёзы и пришла к вам хоровод водить.

Девочка из хоровода.

Берёзонька желанная

Подруга долгожданная

Войди скорей в наш круг

Войди зарёю ясною

С косою зеленовласою

Здесь каждый тебе друг.

(Берёт «Берёзовую веточку и ведёт в хороврд)

Хоровод «Во поле берёза стояла».
1 ученик. – А я, когда произношу слова «русская берёзка», мысленно взором вижу, как склоняется над чистым листом бумаги поэт и певец моей России – Сергей Есенин. Он дал нашей Родине образное название «страна берёзового ситца»

Презентация


Я навек за туманы и росы

Полюбил у берёзки стан

И её золотистые косы

И холщёвый её сарафан.



2 ученик.

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром

3 ученик.

Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы.

Шелестят зеленые сережки,

И горят серебряные росы.

4 ученик.

- А другой поэт скажет о моей берёзке:


Белолицая, белоствольная,

Как невеста горда и нежна,

Словно русская песня раздольная

К небесам устремилась она.


5. Береза стала символом девичьей красоты и женского начала. Если в дом приходили гости с такими словами: «У вас есть береза, а у нас – дуб…», то это означало, что к девушке посватались.

6 ученик.

-А третий поэт произнесёт клятву:


И, вставая грозной силой,

Помнили друзья,

Что берёзку, как Россию,

Отдавать нельзя.


Учитель.

- В истории нашей Родины немало трагических страниц: Русь защищалась от нашествий половцев, монголо-татар и многочисленных завоевателей из Европы. Не сломил Россию и Наполеон. Мы одержали победу над Фашистской Германией в Великой Отечественной Войне. И здесь белоствольная берёза давала силу нашим бойцам, она стояла, напоминая про любимых жён, невест, сестёр…Воины погибали в бою за матерей, за Родину и…русскую берёзу.



(Под фонограмму военной песни «На безымянной высоте» выходят дети, одетые в военную одежду)

1 ученик.

Я помню, ранило берёзу

Осколком бомбы на заре,

Студёный сок бежал, как слёзы,

По изувеченной коре.

За лесом пушки грохотали,

Клубился дым пороховой,

Но мы столицу отстояли,

Спасли берёзу под Москвой.

2 ученик.

И стой поры на все угрозы

Мы неизменно говорим:

Все: «Родную русскую берёзу

В обиду больше не дадим!»

Учитель.

- В годы войны берёза была символом непобедимой Родины.

Очень хорошо об этом рассказал в своем романе «Белая береза» М.Бубеннов.

«…Все поле было сплошь изрыто снарядами и минами. Местами первый снег был сметен начисто. Словно железной метлой. Местами густо перемешан с землей и покрыт пороховой гарью. Всюду по полю чернели группы металла…

А среди этого страшного поля, где целый день с неистовой силой бушевали огонь и железо, где все было попрано смертью, на небольшом голом пригорке, как и утром, стояла и тихо светилась в сумерках одинокая белая береза.

- Стоит! – изумленно пошептал Андрей. Сама природа поставила ее здесь для украшения бедного в убранстве поля, и значит, сама природа даровала ей бессмертие.

И еще сильнее почувствовал Андрей то, что пришло к нему впервые в жизни. Но теперь он знал: это счастье победы».
5 ученик.

Затихли военные грозы,

Свинцовый не цокает град,

Но горькие раны березы,

Как память о прошлом хранят,

Учитель:

- Тихо стоят березы у солдатских могил. Как много они могли бы рассказать о страшной трагедии ВОВ. Лучших свидетелей не найти. Последний поцелуй и привет, умирающие солдаты посылали ей как символу Родины.

В России издавна существует обычай: над могилой погибшего воина сажать березу, чтобы его жизнь продолжалась в зеленом цветущем дереве. Стоят три березки у Вечного огня в любом уголке России. (Фото на экране)
Учитель:

- В годы войны наши солдаты освобождали от фашистов Польшу, Чехословакию, Югославию, Венгрию. Многие из них погибли и там похоронены. И стоят памятники русским солдатам в освобожденных странах, и низко кланяется им освобожденный народ. (На экране фото - памятник Краснояр) Презентация



6 ученик.

У памятника белые березы,

Словно вдовы русские, стоят

И роняют слезы, а не росы

На могилы братские солдат.

Березы! Вы печаль России…

Вдовья неизбывная тоска.
Учитель.

- Где бы ни росла русская березка, везде она приносит людям радость и свет. Многое могут люди! И посадить березку и сохранить ее и даже послать зеленую русскую березку в заоблачные выси Вселенной. Космонавты в свои рейсы брали вымпелы, значки, а Борис Волынов взял с собой веточку подмосковной березки.











  1. Проект «Березовое царство – хорошее лекарство».

Учитель.

- А почему говорят, что берёзы плачут?



(Ответы детей).

(Звучит фонограмма песни «Берёзовый сок»)

Учитель. Что вы знаете о лечебных свойствах берёзы?

- Берёзовый сок придаёт силу и бодрость. Он не только вкусный напиток, но еще и лекарственное средство. Давайте побываем на приёме у врача и узнаем о целебных свойствах берёзового сока.



Сценарий рекламы №1.

(Входит, хромая, пожилая женщина на костылях. Здоровается.)

Врач: Проходите. Садитесь. (Больная, скрипя и охая, садится.)

На что же жалобы, хорошая моя?



Больная: Ох, милый доктор, скрючило меня!

Слышь, как суставы щелкают, скрипят.



Врач: Так… Поясница, ноженьки болят?

(Больная кивает).

Врач: (подает бутылочку):

Принять лекарство «Сок березы» вы должны,

Две полных чайных ложки вам нужны.

(Больная пьет… Выпрямляется).

Врач: Что, полегчало, милая, немножко?

Как ваши поясница, ручки, ножки?



Больная: (с легкостью встает)

Да, очень, очень полегчало!

Спасибо, доктор, я спешу!

Пока-пока! Я поскакала!


Врач:

У кого удушье, астма,

В горле боль или отек,

Пейте чудное лекарство –

Из березы русской сок!
(Звучит русская народная песня).

Домик на горе стоит

Из трубы дымок валит

Веник дед сломал большой,

Будет париться с душой!

Не из клена, не из дуба,

А с березы возле клуба

Наломал охапок пять,

Будет в бане чем махать.

Дед: А теперь послушайте бесплатные советы по искусству изготовления веников:

Баба: Дерево нужно выбирать помоложе, но такое, чтобы ствол можно было ладонью обхватить.

Дед: Заготавливать их лучше в середине июня, когда лист в соку, пахуч и обладает целебным свойством. Но только после Троицы.

Баба: Нельзя заготавливать веники в сырую погоду – лист потемнеет и быстро опадет.

Дед: Вязать веники нужно крепкие, но не толстые – по руке

Баба: А хранить в прохладном месте.

Дед: А париться вот так!

Баба: Да, березовый веник в бане любую болезнь из тела выгонит, кости расправит, все тело поправит.

В народной медицине используются почки, кора, сережки, листья березы, а сок березовый – полезный и вкусный. Только прошу вас, будьте милосердны к березе. Она с радостью отдаст свой сок по весне, но не наносите глубокие раны.










V. Экологический проект «Мы посадим березы кругом».
Учитель.

(Ребята собрали материал и составили энциклопедию о видах берез нашего края, их использовании в быту, медицине, промышленности.)

- Ребята серьёзно изучали виды берёз, думали как сохранить русскую красавицу и сейчас представляют экологический проект «Мы посадим берёзы кругом».

1ученик.

Этот интереснейший вопрос

Заставил нас задуматься всерьез.

Мы план составили и начертили схему,

Писали реферат на тему

О том, что видов 60 берез бывает.

Одни кустарники собою представляют,

Другие – дерево ветвистое такое,

А третьи по земле ползут змеею.
2 ученик

- Кто из нас не любит березовый сок или настоянный на нем квас? Если надрезать ранней весной ствол березы, из него заструится прозрачная, чуть сладковатая жидкость – березовый сок. Он идет на приготовление напитков и кваса. Но как гласит пословица: «Березовицы на грош, а лесу на рубль изведешь». Раненое дерево лишается своих запасов, которые должны пойти на образование молодых побегов и листвы, дерево истощается. Кроме того, через ранку в ствол попадают вредные микробы и вызывают болезни дерева. Лучше уж оставить в покое березу и не калечить ее.

А вот умелое ее использование в лечебных целях не повредит дереву.

3 ученик.

Вопрос не прост. Все мы вначале

В интернете материал искали.

Смотрели в словари, энциклопедии читали,

Своих знакомых, бабушек пытали.

Собрав необходимый материал,

Отбор его мы провели старательно.

(Представление выставки).



4 ученик.

- Всего насчитывается более 140 видов берез. Они растут

по всему северному полушарию – от субтропиков до тундры.

5 ученик

- В нашей стране их до 70 видов. Но некоторые виды берез из-за неразумных вырубок исчезают. Ныне занесены в Красную книгу четыре вида дальневосточных берез и мегрельская, растущая на Кавказе. Возраст березы достигает порой 120 лет.



6 ученик.

- Зацветает береза на исходе апреля и в первых числах мая, следом за орешником и ивой. Цветки у нее скромные – сережки. А когда появится на березе желто-лимонные листья, - значит, сентябрь на дворе.

Плоды березы легко разносятся ветром. Она быстро идет в рост там, где на лесной вырубке еще не могут расти другие деревья, поэтому березу называют пионером лесов.

7 ученик.

Люблю дымок спаленной жнивы,

В степи ночующий обоз

И на холме средь желтой нивы

Чету белеющих берез.

8 ученик.

Ты до того, березонька красива

И в полдень жаркий, и в час росы,

Что без тебя немыслима Россия

И я не мыслим без твоей красы.
Учитель.

- Растет береза быстро. За четверть века поднимается на высоту пятиэтажного дома, особенно на сырых почвах. Из них дерево выкачивает за теплые летние сутки до сорока ведер влаги.

- И все из березы идет в дело. Из почек приготавливают лекарство. Из ветвей делают метлы и веники. Березовые дрова – лучшее топливо в русской печке. Из древесины изготавливают фанеру, мебель, прочные лыжи, добывают скипидар, древесный спирт, уксус. Из бересты – она отделяется тонкими, как бумага, слоями – народные умельцы мастерят туески, лукошки для сбора грибов и ягод. В древности писали на бересте. До нас дошли берестяные грамоты, прочитав которые, учёные-историки смогли многое узнать о жизни предков.

9 ученик.

На поляне на пригорке,

Под окном, среди полей

Белокурая березка –

Символ Родины моей.









-УЧИТЕЛЬ: представьте, что мы на минуту оказались

с вами в берёзовой роще, и продолжите предложение

« Входишь в берёзовую рощу и чувствуешь…..», ответы запишите на листочках.

.
Ответы учащихся: - красоту русской природы;

- аромат трав, цветов;

-лёгкий холодок, -шорох листочков;

- живительную прохладу;

- вдохновение, красоту природы и любовь к Родине.

- свежий аромат деревьев;

- красоту родной земли.

- свободу и что всё в этом мире прекрасно.






Рефлексия


_Перед вами лежит картинка. Но у солнца не хватает лучиков, чтоб на полянке было тепло и радостно.



Кому на уроке было тепло и хорошо, раскрасьте солнышко жёлтым цветом. Кому было тревожно, неуютно, раскрасьте солнышко красным цветом.
Пусть же и ваши сердца научатся чувствовать природу и любить свою Родину. Спасибо за работу.


База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка