Xxxv предметные программы по общественным наукам Общая часть а




Сторінка1/11
Дата конвертації24.04.2016
Розмір2.41 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


Глава XXXV

Предметные программы по общественным наукам

1. Общая часть

А) Вступление

В предметную группу общественных наук объединены смежные дисциплины – история, география, гражданское образование, гражданская оборона и безопасность. В системе общего образования Грузии они занимают важное место. Они способствуют воспитанию информированного, активного, ответственного гражданина, снабжают учащегося информацией о родной среде, обуславливают его формирование как патриота и гуманного человека. Наряду с этим, обучение указанным предметам приобретает решающее значение для выработки у учащегося гражданской компетенции и становления в обществе гражданской культуры. На всех трех ступенях общего образования (в начальной, базовой и средней школе) эти предметы изучаются координировано, с учетом возрастных особенностей и возможностей учащегося. Учебный процесс строится на принципе преемственности и непрерывности.


Б) Цели и задачи обучения общественным наукам

Целями обучения общественным наукам являются:



  • обеспечить учащегося знаниями основ истории, географии, права, экономики, политики и других общественных наук;

  • помочь ему в восприятии мира как целого и в определении места Грузии в текущих процессах;

  • способствовать формированию учащегося как патриота, как гражданина, наделенного чувством ответственности;

  • помочь учащемуся в формировании гуманного мировоззрения;

  • выработать у учащихся твердую волю, умение предпринимать безошибочные и безопасные действия в чрезвычайных ситуациях, с тем, чтобы они могли помочь друг другу, спасти как свою, так и чужую жизнь в различных чрезвычайных ситуациях.


Знание
Общественные науки способствуют приобретению знаний, что является необходимым для формирования подростка как свободной личности, как гражданина, имеющего чувство ответственности. Изучение различных общественных дисциплин помогает учащемуся осмыслить в мировом контексте государственные, культурные, экономические и политические интересы своей страны. Вместе с тем, учащийся должен знать, в какой природной среде он живет, какой вред может причинить среде то или иное действие человека, как ему следует сохранить и защитить природную среду. Именно путем овладения общественными дисциплинами у подростка формируется умение самостоятельно принимать и осуществлять решения в личной, семейной и общественной жизни. В современном динамичном, этнически и культурно многообразном мире особое значение для функционирования общества приобретает взаимопознание. Именно посредством изучения общественных наук происходит приобретение знаний, которые помогают учащимся в защите прав человека и уважении личности, в сохранении собственной и чужой самобытности.

Приобретая знания, учащийся в соответствии со своим возрастом, шаг за шагом должен постичь, что такое политическая система, закон, какие политические системы существуют; он должен осмыслить собственные обязанности и права перед демократическим обществом и верховностью закона; познакомиться с международными рамками защиты прав человека, с механизмами и средствами защиты прав человека в Грузии и т.д.

Учащийся должен осознавать себя как член собственной семьи, общества, школьной общины или класса, соседской общины, референтной группы (будь то этническое или религиозное меньшинство или титульная нация и т.д.), как член грузинского общества; он должен быть знаком с культурой своей страны, общества и референтной общины; с культурой других обществ, проживающих в Грузии или за рубежом; он должен понимать, что значит этика заботы, почему она ценностная и т.д.

Учащийся шаг за шагом, ступенчато должен ознакомиться с основными аспектами экономического положения своей страны: с рынком товара, услуг, труда и потребления, с минимальной зарплатой, покупательной способностью и т.д.; по мере возможности, он должен быть информирован о правах и обязанностях потребителя, о значении и принципах ответственного и этического потребления; о значении гласности и т.д.

Учащийся шаг за шагом, поэтапно должен приобрести знания о таких сферах, как неуклонное развитие, охрана окружающей среды, здоровый образ жизни, оценка опасных для жизни и здоровья ситуаций, действия в чрезвычайных ситуациях, использование средств индивидуальной и коллективной защиты, оказание доврачебной неотложной помощи пострадавшим. Он должен осознать связь своей страны, региона с процессами, протекающими в Европе и мире, осмыслить взаимосвязь всех этих процессов, должен осознать политические, экономические, экологические и социальные проблемы, стоящие перед миром, как единым обществом.

Под данным процессом подразумевается то, что у учащегося, параллельно с овладением информацией, развиваются специфические и общие умения и навыки, формируются ценности.

Конкретная тематика/вопросы/концепции развернуты в содержании программы каждого класса и предмета. Приобретение указанного знания предусматривает как предметную специфику и непрерывность, так и возрастные возможности учащихся.
Умения и навыки

В процессе изучения важных историко-географических событий родной страны и мира у учащегося должны развиться следующие умения:



  • ориентация в пространстве;

  • поиск и организация информации;

  • коммуникация;

  • умение учиться;

  • исследование;

  • творческие умения;

  • историческая интерпретация фактов и явлений;

  • использование и создание наглядностей;

  • установление распространения географических явлений, процессов и закономерностей;

  • сотрудничество;

  • выработка, критика и защита гражданской позиции;

  • толерантность;

  • осмысление личной и общественной проблемы и установление связей между различными вопросами;

  • решение личной и общественной проблемы;

  • моделирование общественных ситуаций и процессов;

  • оценка ситуаций, опасных для жизни и здоровья;

  • действие в чрезвычайных ситуациях.



Отношение

У учащегося должны сформироваться позиции, основанные на определенных ценностях:



  • уважение к жизни человека, к его достоинству и правам;

  • Сочувствие и забота;

  • любовь к родине;

  • принципиальность и гражданская смелость;

  • добросовестность и трудолюбие;

  • равноправие;

  • толерантность;

  • профессионализм;

  • справедливость и уважение к закону;

  • следование безопасному, здоровому образу жизни;

  • неприкосновенность жизни человека и забота о его здоровье;

  • уважение к государству и к его героям.


В) Обучение общественным дисциплинам на разных ступенях

Начальная ступень

Самостоятельное обучение общественным дисциплинам на начальной ступени школы начинается с V класса. Ученики в течение двух лет изучают курс «Наша Грузия». Учебная нагрузка, рекомендуемая для данного предмета, ежегодно составляет 3 часа в неделю.

Двухгодичный учебный курс «Наша Грузия» помогает ученику узнать свою страну с разных сторон и углубить любовь к ней.

В этом возрасте учащиеся должны понять, что наряду с другими членами общества, они являются гражданами Грузии. Им необходимо осознать, что граждан Грузии объединяет общая среда, прошлое, настоящее и будущее, и что сегодняшняя Грузия как государство, основывается на их единстве.

В рамках курса с V класса ребенок начинает изучать вопросы истории, овладевать основами и основными методами географии – применять графические средства изображения различной историко-географической информации (карту, глобус, таблицу, диаграмму, график, фотоснимок, схематический рисунок и пр.), знакомиться с основными принципами, характерными для гражданского общества.

В центре учебного курса находится человек, мир, существующий непосредственно вокруг него. На данном этапе начальной ступени учащийся знакомится с собственной страной, ее краями, местами, с которыми связаны происшедшие в прошлом интересные события, имена тех или иных людей и культурные памятники. Это пробудит у учащихся интерес к прошлому и облегчит подросткам целостное восприятие и осмысление новой, особой информации. В координации с возрастными особенностями начинается уяснение различных необходимых понятий, что на последующей ступени в сознании учащегося четко сформируется в целостное понятие Родины. Все вышеуказанное будет изучаться с применением краеведческого принципа.

При изучении истории и географии родины с использованием краеведческого принципа дети уяснят, что одной из основных особенностей Грузии является ее природное, этническое, религиозное и культурное многообразие.

В V-VI классах учащиеся ознакомятся с важнейшими вопросами истории Грузии. С помощью учителя дети должны суметь связать прошлое и современную жизнь Грузии в социальном, экономическом, политическом и культурном срезе. Обеспечение информацией должно происходить с указанием различных источников, что даст учащимся возможность постичь и осмыслить материал в соответствии с их возрастом. В результате ученики обнаружат, что прошлое можно увидеть и понять в различной перспективе.

Учащийся должен знать среду, где он живет, должен быть знаком с достопримечательностями страны, с ее многообразной культурой, природными условиями, естественными ресурсами и распространенными здесь отраслями экономики.

В процессе знакомства учащихся с тем, как влияло прошлое на настоящее, какое влияние оказывали условия окружающей среды на решения людей, как они жили раньше и как принимали решения, как трудились и воевали, знакомства с их бытовыми особенностями и т.д. у подростков развивается ощущение времени. Постепенно они смогут уместить в хронологические рамки те или иные исторические и географические события.

Они ясно увидят многообразие опыта людей. Учащиеся смогут осмыслить то, что они знали или узнали о себе как о личностях, гражданах и членах общества.

Учащиеся должны осмыслить, что значит народ и государство, как они создаются во времени и пространстве, как они представлены в непосредственной среде подростков, в их повседневной жизни. Ученики должны изучить приведенные ниже основные термины и понятия:



1. история – предмет и цель, источники, интерпретация, непрерывность и изменение;

2. география – карта, территория, границы, административное деление, край, регион, природная среда, рельеф, гидрография, климат, флора, фауна, природные ресурсы, население, поселения, отрасли экономики, связь между природой и человеком, охрана окружающей среды;

3. время1 – хронология, прошлое, настоящее, будущее, календарь, единицы времени, раньше/позже, историческая эпоха/период;

4. пространство – природная среда, место, территория, природный и антропогенный ландшафт – типы и функции поселений;

5. экономика – сельское и городское хозяйство, торговля, денежные отношения и коммуникации: дороги, транспорт (сухопутный, речной, морской, воздушный), мобильный, почта, электронная почта;

6. наука – образование, открытие, изобретение, профессия, наблюдение, исследование, обоснование, развитие научной мысли;

7. культура – архитектура, письменность, одежда, еда, гигиена, традиция, обычаи, обряды, фольклор, наука;

8. религия – ритуал, миф, богослужение, вера;

9. народ – личность, семья, предки, общество/слои и его члены, нормы поведения, правила, население (рождаемость/смертность, естественный прирост, большинство/меньшинство, половозрастная структура);

10. государство – гражданин, управление и его формы, политика, закон, безопасность, конфликт и сотрудничество, порядок, право, символика.
Для достижения результатов, предусмотренных стандартом предмета «Наша Грузия» учитель общественной дисциплины должен владеть разнообразными подходами обучения, с тем, чтобы при изучении предмета учащиеся смогли эффективно усвоить важные понятия, развить умения и навыки и быть более подготовленными к базовой ступени.


Основные подходы

Обучение понятиям

Обучение общественным дисциплинам на базовой и средней ступени возможно лишь в условиях соответствующей подготовки учащегося. Изучение и осмысление сложных социальных, культурных и политических событий невозможно без знания учениками основных базовых понятий.

Понятия, важные для общественных наук, должны осмысленно и разносторонне отрабатываться в течение всего курса. Это будет с успехом достигнуто при увязывании данных понятий с реальной жизнью, с личным опытом и окружающей средой. Их всесторонняя отработка будет осуществляться посредством ознакомления учащихся с различными примерами из прошлого Грузии, с последующим их осмыслением и установлением взаимосвязи между ними. В результате углубленного изучения учащиеся смогут увязать изученный материал с различным контекстом.

На данном этапе начальной ступени дети учатся проводить простое географическое исследование. Соответственно, при планировании заданий должны предусматриваться следующие ориентиры:



работа с источниками и/или наглядными пособиями – использование различных средств поиска/усвоения/передачи информации.

Для проведения урока учитель должен использовать разнообразные источники и наглядные пособия. Ими могут быть содержащиеся в учебнике различные источники, материалы, подготовленные учителем по теме или созданные и собранные учеником, документальный и художественный фильм; семейные фотоальбомы, документы, переписка, старые вещи (напр. рабочее орудие, или старый телефонный аппарат). Работа с источниками и наглядными пособиями ведется как в классной комнате, так и за ее пределами, например, в музеях, в школьном дворе.

Вышеописанные основные информационные источники должны быть подобраны так, чтобы у учащихся постепенно развились навыки базового чтения (понимание главного содержания, выделение узловых вопросов в целях нахождения параллелей и выводов). Детям следует уяснить, что «чтение» применимо как к тексту, так и к фотоснимку или к предмету. Все это подразумевает под собой поиск информации.

На следующем этапе учащийся работает над сравнением/классификацией собранной информации, напр.:



  • с помощью таблицы или карточки группирует результаты данных печати, компьютера или других современных электронных коммуникационных средств;

  • посредством карты в соответствии с краями Грузии группирует в таблице города;

  • сравнивает друг с другом различные формы государственного управления и выбирает, на его взгляд, наиболее приемлемую;

  • называет условия, необходимые для функционирования различных поселений; рассуждает об их значении;

  • в этом возрасте происходит формирование навыков визуального выражения информации (график, таблица, рисунок). Использование в качестве учебного ресурса наглядностей, созданных с участием учащихся, повышает их мотивацию.


Симуляция

Для полноценного понимания перечисленных базовых понятий для учащихся будет весьма интересным и плодотворным использование ситуационной техники, или же техники симуляции процесса.



  • С помощью учителя вместе с одноклассниками учащийся ставит спектакль о выдающемся государственном деятеле; рассуждает об исторических фактах, переданных в спектакле (напр.: «Маленький Кахи»).

  • Участвует в симуляционных играх по нерациональному использованию конкретного ресурса (напр.: торговля срубленными в лесу новогодними елками или самшитом).

  • Подобные активности помогут детям в деконструкции проблемы /понятия и в последующем ее осмысленном, целостном восприятии. Одной из форм симуляции являются также ролевые игры. Во время ролевых игр учащиеся разыграют различные ситуации, в которых опишут событие, процесс или понятия с позиции различных заинтересованных сторон или личностей.

Рассуждение/осмысление – упражнения и активности, запланированные на данном этапе, должны основываться на уже, в определенной мере, освоенной информации, напр.:

  • учащийся может перечислить и охарактеризовать государственные мероприятия, проведенные участвующими в управлении историческими людьми. Определяет их результаты;

  • на шкале времени отмечает четыре (или пять) наиболее значимых, по его мнению, грузинских политических деятелей, начиная с древних времен и заканчивая современностью, и характеризует их;

  • называет войны (оборонительные, захватнические), характеризует их результаты;

  • рассуждает о решающих битвах, о деятельности выдающихся царей и других исторических лиц.


Сочувствие и понимание

Наряду с симуляционной реконструкцией прошлого, при описании ежедневного быта и обычаев весьма занимательно и плодотворно использование таких упражнений, которые помогут учащимся не только осмыслить, но и глубоко постичь мотивацию, желания, мечты живущих в прошлом людей, увидеть их глазами окружающий мир, вникнуть в жизнь людей других эпох.


Соответствующая организация учащихся является необходимым элементом многостороннего развития социальных и коммуникационных умений и навыков.

В ходе организации класса, например, при групповой работе, учитель общественных дисциплин должен дать учащимся возможность сообща решить намеченные задачи, подобрать для каждого различные роли: любому ученику должна даваться возможность в разное время быть презентатором или лидером. Если ученик является хорошим презентатором, это не означает, что он всегда должен представлять проведенную в группе работу.


Формирование ценностей

Человек и общество – для достижения результатов направления важно их рассмотрение с опорой на личный опыт учащегося, с привлечением примеров из семьи или родного края. Учитель должен направить учебный процесс так, чтобы суметь развить у учащихся уважение к достоинству, свободе и равноправию людей. С опорой на эти ценности он должен способствовать формированию этического и ответственного поведения учащихся. Ценности закладываются путем обучения правам и обязанностям человека, гражданина, что должно основываться на культурном наследии, традициях нашей страны. Путем формирования гражданских ценностей учитель должен развить у учащихся чувство любви к родине. Он должен использовать источники, которые заставят учащихся задуматься над актуальными вопросами и развить у них позитивное отношение к проблемам.

Внеклассная работа ориентирована на развитие навыков поиска информации с использованием различных средств.

Исходя из специфики предмета, с данной возрастной группой необходимо запланировать внеклассную работу. Это легко осуществимо, так как непосредственно касается социальной и естественной среды учащихся (семьи, района, улицы, школы, общины). Вне школы учащимся должно быть поручено наблюдение (напр. за движением транспорта, архитектурой), они должны находить нужную информацию в виде интервью, собирать локальные истории о генеалогии фамилии, об улице, деревне, городе и т.д. Подобные активности сделают изучение предмета более увлекательным, и пути получения знаний станут более эффективными.

Подобная работа может осуществляться не только устно, но и письменно.
Базовая ступень

На базовой ступени обучение истории, географии и гражданского права должно показать учащемуся многообразие человеческого опыта, значение достижений страны на фоне общего прогресса человечества. Учащемуся должна передаваться информация о природном, политическом, социальном, экономическом, культурном, религиозном и этническом многообразии Грузии и других стран. С опорой на эту информацию он должен уметь анализировать важнейшие исторические и географические события и процессы прошлого и современности, видеть сходство и различие в развитии тех или иных эпох и обществ.


История

На данной ступени у учащегося формируется навык исторического мышления: по мере возможностей он должен суметь объяснить причины исторических событий и проанализировать их результаты; увидеть исторические процессы (политические, социальные, экономические, культурные, религиозные) под различным углом, установить причины существования той или иной интерпретации исторического события или личности, сравнить и оценить различные толкования, найти исторические источники2, сравнить и проанализировать исторический материал (исторические письменные источники, археологический или этнографический материал, художественные произведения, созданные на исторические темы, фотографии и т.д.); написать историческую тему3; участвовать в дебатах на исторические темы.


География

К концу базовой ступени учащийся должен владеть общими географическими понятиями; должен быть знаком с пространственными аспектами природных, социально-экономических и политических процессов, протекающих на региональном и глобальном уровнях; с принципами выделения территорий; с территориальным распределением населения, производственных и непроизводственных отраслей. Он также должен уметь сравнивать географические характеристики Грузии и других стран (природные условия, ресурсы, переселения, отрасли экономики, социальную сферу, экологическую ситуацию, региональные единицы), и на основе этого устанавливать между ними сходство, различие и взаимосвязь; должен уметь сопоставить и проанализировать информацию, полученную из карт и других географических средств; составлять простые тематические карты; написать тему по географии; участвовать в дебатах, связанных с географическими проблемами. Изучение вышеуказанного должно помочь учащемуся в формировании экологической культуры.


Гражданское образование

Основанное на гуманистических принципах гражданское образование должно помочь учащемуся в осмыслении своих прав и обязанностей перед обществом и государством и в применении теоретического знания о правах человека, развитии управления и экономики в повседневной жизни. В ходе изучения предмета у него должны развиться важные гражданские умения и навыки: формирование и защита собственной позиции; критическая оценка собственного поступка; уважение к людям с иным мнением, иной национальности, веры и культуры; участие в общественно-полезной деятельности и уважение закона.

Гражданское образование должно помочь учащемуся в развитии идентичности, в самоопределении. В результате подросток должен уметь воспринимать и осмысливать себя и других как членов различных контекстов, как личностей; он должен осмыслить свободу как право и, вместе с тем, как ответственность; должен суметь осмыслить общество как взаимосвязанное комплексное единство субъектов с различными интересами, ценностями, потребностями. Главное, что с помощью гражданского образования учащийся должен суметь определить свой будущий учебно-образовательный и трудовой путь.

С помощью гражданского образования учащийся осмыслит необходимость охраны окружающей среды и ее связь с устойчивым развитием общества; поймет, насколько устойчивое развитие важно для спасения современного мира. Учащийся должен научиться активно участвовать в создании такой среды, в которой доброжелательность, уважение к человеческому достоинству, взаимопомощь, участие являются жизненной нормой.

В процессе изучения гражданского права учащийся должен: осознать Грузию как государство; воспринять себя как ее гражданина; изучить формы и способы участия в общественной, политической, экономической, культурной жизни; осмыслить значение демократии, Конституции, национального и международного законодательства как правовой базы государства; осмыслить связь между своими и чужими правами и обязанностями, и сделать конкретные шаги для защиты своих и чужих прав; осмыслить значение прав человека / ребенка и предпринять конкретные действия по их защите; осознать важность защиты прав специфических групп людей и сделать конкретные шаги для их защиты.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка