Задачами дисциплины являются: изучение методов анализа результатов лабораторных и функциональных исследований




Сторінка1/8
Дата конвертації21.04.2016
Розмір1.79 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8




2012 г.

1. Цель и задачи освоения дисциплины


Цель дисциплины - овладение студентами знаниями об общих закономерностях и конкретных механизмах возникновения, развития и исходов патологических процессов, отдельных болезней и болезненных состояний, в том числе в тканях полости рта, принципах их выявления, лечения и профилактики.

При этом задачами дисциплины являются:

- изучение методов анализа результатов лабораторных и функциональных исследований;

- формирование методологической и методической основ клинического мышления и рационального действия врача – стоматолога;

- формирование умений патофизиологического анализа симптомов и синдромов заболеваний челюстно-лицевой области;

- приобретение студентом практических умений по устанавлению взаимосвязей между заболеваниями зубочелюстной области и общесоматическими заболеваниями.


2. Место дисциплины в структуре ООП специалиста

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки специалиста.

Дисциплина «Патофизиология, патофизиология головы и шеи» относится к математическому, естественно-научному циклу дисциплин по специальности Стоматология высшего профессионального медицинского образования, изучается в третьем и четвертом семестрах.

Основные знания, необходимые для изучения дисциплины формируются:

- в цикле гуманитарных и социально-экономических дисциплин (философия, биоэтика; история медицины; психология, педагогика; латинский язык; иностранный язык);

- в цикле математических, естественно-научных, медико-биологических дисциплин (физика и математика; биология; биохимия; анатомия человека, анатомия головы и шеи, топографическая анатомия; гистология, эмбриология, цитология, гистология полости рта; нормальная физиология; микробиология, вирусология; фармакология; патологическая анатомия;

- медико-профилактические дисциплины: гигиена.

3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

Процесс изучения дисциплины «Патофизиология» направлен на формирование у выпускника следующих компетенций:



Коды формируемых компетенций

Компетенции

ОК-№

Общекультурные компетенции

ОК-I

способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности

ОК-5

Способностью и готовностью к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемике, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности.

ОК-7

Способностью и готовностью использовать методы управления, организовать работу исполнителей, находить и принимать ответственные управленческие решения в условиях различных мнений и в рамках своей профессиональной компетенции.

ОК-8

Способностью и готовностью осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну.

ПК -№

Профессиональные компетенции

ПК-1

Способностью и готовностью реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, медицинскими сестрами и младшим персоналом, взрослым населением и подростками, их родителями и родственниками.

ПК-2

Способностью и готовностью выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, использовать для их решения соответствующий физико-химический и математический аппарат.

ПК-3

Способностью и готовностью к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности.


ПК-6

Способностью и готовностью проводить патофизиоло-гический анализ клинических синдромов, обосновывать патогенетически оправданные методы (принципы) диагностики, лечения, реабилитации и профилактики среди взрослого населения и подростков с учетом их возрастно-половых групп.

ПК-9

Способностью и готовностью к работе с медико-технической аппаратурой, используемой в работе с пациентами, владеть компьютерной техникой, получать информацию из различных источников, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач.


В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

- общие закономерности происхождения и развития жизни; антропогенез и онтогенез человека;

- анатомо-физиологические, возрастно-половые и индивидуальные особенности строения и развития организма человека;

- основные закономерности развития и жизнедеятельности организма человека на основе структурной организации клеток, тканей и органов; гистофункциональные особенности тканевых элементов; методы их исследования;

- основные физические явления и закономерности, лежащие в основе процессов, протекающих в организме человека; характеристики воздействия физических факторов на организм;

- химико-биологическую сущность процессов, происходящих в живом организме на молекулярном и клеточном уровнях;

- строение и биохимические свойства основных классов биологически важных соединений, основные метаболические пути их превращения; роль клеточных мембран и их транспортных систем в обмене веществ в организме детей и подростков;

- законы генетики ее значение для медицины и стоматологии в том числе; закономерности наследственности и изменчивости в индивидуальном развитии как основы понимания патогенеза и этиологии наследственных и мультифакторных заболеваний;

- понятия этиологии, патогенеза, морфогенеза, патоморфоза болезни, принципы классификации болезней; основные понятия общей нозологии;

- функциональные системы организма человека, их регуляция и саморегуляция при воздействии с внешней средой в норме и при патологических процессах.



Уметь:

- интерпретировать результаты наиболее распространенных методов лабораторной и функциональной диагностики, термометрии для выявления патологических процессов в органах и системах пациентов;

- обосновать характер патологического процесса и его клинические проявления, принципы патогенетической терапии наиболее распространенных заболеваний, стоматологических в частности;

- пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности; анализировать гистофизиологическое состояние различных клеточных, тканевых и органных структур человека.



Владеть:

- навыками постановки предварительного диагноза на основании результатов лабораторного и инструментального обследования пациентов;

- базовыми технологиями преобразования информации: текстовые, табличные редакторы; техникой работы в сети Интернет для профессиональной деятельности; медико-функциональным понятийным аппаратом
4. Объем дисциплины и виды учебной работы:
Общая трудоемкость дисциплины составляет _5__ зачетных единиц.

Вид учебной работы

Всего часов / зачетных единиц

Семестры




III

IV

Аудиторные занятия (всего)

96

60

36

В том числе:

-

-

-

Лекции (Л)

32

20

12

Практические занятия (ПЗ)

64

38

26

Самостоятельная работа (всего)

48

32

16

Общая трудоемкость:

часы 180


5. Содержание дисциплины:
5.1. Содержание разделов дисциплины




п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1

Общая нозология


Предмет и задачи патофизиологии. Основные понятия нозологии. Болезнетворное действие факторов внешней среды. Моделирование основных стоматологических заболеваний

2

Типовые

патологические процессы




Острое неспецифическое повреждение клетки. Особенности реакции клеток пульпы, слизистых оболочек и костной ткани на острое и хроническое повреждение.

Нарушение периферического кровообращения и микроциркуляции. Значение нарушения микроциркуляции в развитии патологических процессов в челюстно-лицевой области.

Барьерные функции организма и их нарушения. Гематосаливарный барьер.

Этиология и патогенез воспалительных процессов в челюстно-лицевой области. Принципы коррекции.

Сиалозы и сиалоадениты основные звенья патогенеза, принципы моделирования и диагностики заболеваний слюнных желез.

Раневой процесс. Патология раневого процесса в тканях челюстно-лицевой области.

Патофизиология водно-солевого обмена. Отеки.

Патофизиология нарушения щелочно-кислотного состояния организма.

Роль КОС в развитии кариеса и воспалительных заболеваний пародонта и патологии слизистой оболочки полости рта. Принципы регуляции КОС в полости рта.

Опухолевый рост. Важнейшие этиологические факторы в развитии опухолей головы и шеи.

Патофизиология теплового обмена. Лихорадка. Перегревание. Переохлождение.

Гипоксия. Роль гипоксии в развитии стоматологических заболеваний.

Патофизиология обмена веществ. Роль нарушений обмена веществ в развитии патологии зубо-челюстной системы.

Патофизиология фосфорно-кальциевого обмена, остеопороз, остеомаляция.



3

Патофизиология органов и систем


Патофизиология системы красной крови. Механизмы нарушений в тканях полости рта при различных видах анемии.

Патофизиология системы белой крови. Изменения в полости рта при нарушениях в системе лейкоцитов.

Гемобластозы. Стоматологические проявления и их патогенез при патологии белой крови.

Патофизиология гемостаза. Значение нарушения гемостаза в развитии стоматологических заболеваний.

Патофизиология внешнего дыхания. Роль нарушения внешнего дыхания в формировании зубо-челюстной системы. Изменения внешнего дыхания при деформациях челюстей и заболеваниях верхнечелюстной пазухи.

Патофизиология сердечно-сосудистой системы. Сердечная недостаточность. Коронарная недостаточность. Нарушения ритма сердца. Нарушения регуляции сосудистого тонуса. Особенности течения основных стоматологических заболеваний при артериальной гипертензии и ИБС.

Патофизиология желудочно-кишечного тракта. Язвенная болезнь. Связь патологии желудочно-кишечного тракте с состоянием полости рта.

Патофизиология печени. Роль патологии печени в развитии заболеваний зубочелюстной системы.

Патофизиология почек. Роль патологии почек в развитии заболеваний зубочелюстной системы.

Патофизиология нервной системы. Боль.

Патофизиология эндокринной системы. Стоматологические проявления при патологии эндокринной системы.



5.2. Разделы дисциплин и виды занятий




п/п

Наименование раздела дисциплины

Л

ПЗ

С

ЛП


КПЗ

СРС

Всего часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Общая нозология

2

4

-

-

-

3

9

2

Типовые патологические процессы

6

30

-

-

-


18

54

3

Патофизиология органов и систем

16

38

-

-

-


27

81


6. Интерактивные формы проведения занятий




п/п

Наименование раздела дисциплины

Интерактивные формы проведения занятий

Длительность

(час.)

1.

Типовые патологические процессы

Кейс по теме:

«Воспаление»



2

2.

Патофизиология органов и систем

Кейс по теме: «Анемии»

Деловая игра по теме: «Патофизиология эндокринной системы»

Кейс по теме: «Нарушение функции почек»


2

2

2



Итого (час.)

8

Итого (% от аудиторных занятий)

8,3 %


7. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов




п/п

Наименование раздела дисциплины

Виды самостоятельной работы

Формы контроля

1

Типовые патологические процессы

Реферат по теме «Обмен веществ»

проверка

2

Патофизиология органов и систем

Рефераты по профильным вопросам для стоматологического факультета.

проверка


8. Формы контроля
8.1. Формы текущего контроля

- устные (собеседование, доклад)

-письменные (проверка тестов, контрольных работ, рефератов, решение ситуационных задач).

Перечень тем рефератов, докладов, контрольных работ, сборники тестов и ситуационных задач приводятся в 4 разделе Учебно-методического комплекса дисциплины «Средства оценки компетенций».


8.2. Формы промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

Этапы проведения экзамена


1. Этап - ____итоговый тест________________

2. Этап - ___ответ по билетам______________



3. Этап- __проверка практических навыков___
Вопросы к зачету и экзамену приводятся в 4 разделе Учебно-методического комплекса дисциплины «Средства оценки компетенций».
9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

9.1. Основная литература

  1. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: В 2т. : Учеб. для студентов мед.

  2. вузов, Т. 1/ П.Ф. Литвицкий. -3-е изд., испр. и доп.. -М.: ГЭОТАР-

  3. МЕД, 2006. -751 с

  4. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: В 2 т. : учеб. для студентов мед.

  5. вузов, Т. 2/ П.Ф. Литвицкий. -3-е изд., испр. и доп.. -М.: ГЭОТАР-

  6. МЕД, 2006. -807 с.

  7. Патофизиология: в 2 тт. : учебник для мед. вузов, Т. 1/ под ред.: В. В.

  8. Новицкого, Е. Д. Гольдберг, О. И. Уразовой. -4-е изд., перераб. и

  9. доп.. -М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. -845 с.

  10. Патофизиология: в 2 тт. : учебник, Т. 2/ под ред.: В. В. Новицкого, Е.

  11. Д. Гольдберг, О. И. Уразовой. -4-е изд., перераб. и доп.. -М.:

  12. ГЭОТАР-Медиа, 2009. -629 с.

  13. Чтение и разбор клинических гемограмм: учебно-методическая разработка/ Игнатьева С.Н., 2009

  14. Нарушение кислотно-основного равновесия: учебно-методические рекомендации/ Соловьева Н.В., 2009

  15. Этиология и патогенез нервных расстройств. Типовые патологические процессы в нервной системе: учебно-методические рекомендации/ Соловьева Н.В., 2009

  16. Патофизиология почек: методические рекомендации/Лебединцева Е.А., 2010

  17. Болезнетворные факторы внешней среды/ учебно-методическая разработка(гриф УМО)/ Игнатьева С.Н.,2010

  18. Патофизиология иммунобиологического надзора: учебно-методическое пособие (переиздано)(гриф УМО)/Игнатьева С.Н., 2010

  19. Аллергия: учебно-методическое пособие(переиздано)(гриф УМО)/ Игнатьева С.Н., 2011

  20. Нарушение водно-солевого обмена:учебно-методические рекомендации/Соловьева Н.В., 2011

  21. Чтение и разбор клинических гемограмм: учебно-методическая разработка (переиздано)/ Игнатьева С.Н., 2011

  22. Кислотно-основное равновесие. Механизмы поддержания в норме и при патологии: учебное пособие(гриф УМО)/ Соловьева Н.В., Айвазова Е.А., Зашихина В.В.,2012

  23. Патофизиология эндокринной системы: учебное пособие/ Тихонова Е.В., 2012


9.2. Дополнительная литература



  1. Патофизиология. Основные понятия : учеб. пос. для мед. вузов / А. В. Ефремов, Е. Н. Самсонова, Ю. В. Начаров. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 256 с.

  2. Зайчик А. Ш.Патологическая физиология : учеб. пособие для мед. вузов / А. Ш. Зайчик, Л. П. Чурилов. - 3-е изд., испр. и доп. - СПб. : ЭЛБИ-СПб. – 2007 Т. 2 : Патохимия (эндокринно-метаболические нарушения). – 764 с.

  3. Зайчик А. Ш.Патофизиология : учеб. пособие для студентов мед. вузов / А. Ш. Зайчик, Л. П. Чурилов. - 3-е изд., доп. и перераб. - СПб. : ЭЛБИ-СПб. – 2005 Т. 1 : Общая патофизиология (с основами иммунопатологии). - 2005. – 654 с.

  4. Зайчик А. Ш.Патофизиология : учеб. пособие для студентов мед. вузов / А. Ш. Зайчик, Л. П. Чурилов. - 2-е изд., доп. и перераб. - СПб. : ЭЛБИ-СПб. - 2005 Т. 3 : Механизмы развития болезней и синдромов. Кн. 1. Патофизиолог. основы гематологии и онкологии. - СПб. : ЭЛБИ-СПб, 2005. - 507 с.

  5. Патофизиология : в 3 т.: учеб. для студентов вузов. Т. 3 / [А.В. Воложин и др.] ; под ред.: А.И. Воложина, Г.В. Порядина. - М. : AcademiA, 2006. – 301 с.

  6. Общая патофизиология : электрон. курс по патофизиологии и вступит. ст. к нему: учеб. пособие для мед. вузов / В.А. Фролов, Д.П. Билибин. - М. : Мед. информ. агентство, 2006. – 174 с.


9.3. Программное обеспечение и Интернет ресурсы
Электронная библиотечная система «Консультант Студента»
1. Ефремов А.В. Патофизиология. Основные понятия [Электронный ресурс]: учебное пособие / А.В. Ефремов, Е.Н.Самсонова, Ю.В. Начаров /под ред. А.В. Ефремова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 256 с. - Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/cgi-bin/mb4

2. Ефремов А.В. Патофизиология. Основные понятия [Электронный ресурс]: учебное пособие / А.В. Ефремов, Е.Н.Самсонова, Ю.В. Начаров /под ред. А.В. Ефремова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 256 с. - Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/cgi-bin/mb4

3. Литвицкий П. Ф. Патофизиология. Задачи и тестовые задания [Электронный ресурс]: учебно-метод. пособие / под ред. П. Ф. Литвицкого. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 384 с. : ил. - Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/cgi-bin/mb4

4. Патофизиология [Электронный ресурс] : учебник : в 2 т. Т. 2/ под ред. В.В. Новицкого, Е.Д. Гольдберга, О.И. Уразовой. - 4-е изд., перераб. и доп. - ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 640 с. : ил. - Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/cgi-bin/mb4

5. Патофизиология [Электронный ресурс]: учебник : в 2 т. Т. 1/ под ред. В.В. Новицкого, Е.Д. Гольдберга, О.И. Уразовой. - 4-е изд., перераб. и доп. - ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 848 с. : ил. - Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/cgi-bin/mb4

6. Литвицкий П.Ф. Патофизиология [Электронный ресурс]: учебник / П.Ф. Литвицкий. - 4-е изд., - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 496 с. - Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/cgi-bin/mb4

7. Патофизиология [Электронный ресурс] : рук. к практ. занятиям : учеб. пособие / под ред. В. В. Новицкого, О. И. Уразовой. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 336 с. : ил. - Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/cgi-bin/mb4
http://www.pharmed.uz/literatura/40102-patofiziologiya.html

http://medi.ru/doc/80.htm

http://www.cytokines.ru/

http://www.scsml.rssi.ru/

http://med-lib.ru/speclit/patfiz/index.php

http://www.medliter.ru/?page=list&id=09

http://www.rmj.ru/medjurnrus.htm
10. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Перечень:

- 3 аудитории на 25 посадочных мест, оснащенных (столы, стулья), ученическая доска, мел.

- ноутбук 1 шт., мультимедийная приставка -1 шт., экран - 1 шт.

- комплект таблиц к учебнику «Патофизиология» П.Ф. Литвицкого (2002г.) в количестве 300 шт. (список прилагается).

- учебные DVD фильмы по темам практических занятий: «Патофизиология периферического кровообращения», «Воспаление», «Гипо- и гипертермии», «Лихорадка», «Опухоли», «Патофизиология печени и желчевыводящих путей», «Патофизиология дыхания».


11. Оценка студентами содержания и качества учебного процесса по дисциплине
Анкета-отзыв на дисциплину « Патофизиология, патофизиология головы и шеи » (анонимная)
Просим Вас заполнить анкету-отзыв по прочитанной дисциплине «Патофизиология, патофизиология головы и шеи». Обобщенные данные анкет будут использованы для ее совершенствования. По каждому вопросу поставьте соответствующие оценки по шкале от 1 до 10 баллов (обведите выбранный Вами балл). В случае необходимости впишите свои комментарии.

1. Насколько Вы удовлетворены содержанием дисциплины в целом?

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Комментарий____________________________________________________

________________________________________________________________


2. Насколько Вы удовлетворены общим стилем преподавания?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий____________________________________________________

________________________________________________________________


3. Как Вы оцениваете качество подготовки предложенных методических материалов?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий_____________________________________________________

_________________________________________________________________


4. Насколько вы удовлетворены использованием преподавателем активных методов обучения (моделирование процессов, кейсы, интерактивные лекции и т.п.)?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий______________________________________________________

__________________________________________________________________


5. Какой из разделов дисциплины Вы считаете наиболее полезным, ценным с точки зрения дальнейшего обучения и / или применения в последующей практической деятельности?

____________________________________________________________________________________________________________________________________


6. Что бы Вы предложили изменить в методическом и содержательном плане для совершенствования преподавания данной дисциплины?

__________________________________________________________________________________________________________________________________

СПАСИБО!

Автор (ы):




Занимаемая должность

Фамилия, инициалы

Подпись

Доц. Кафедры, к.м.н.


Лебединцева Е.А.



Рецензент (ы):




Место работы

Занимаемая должность

Фамилия, инициалы

Подпись

























Приложение 1


  1   2   3   4   5   6   7   8


База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка