Задачами освоения дисциплины «Анатомия цнс»




Сторінка1/3
Дата конвертації18.04.2016
Розмір0.54 Mb.
  1   2   3
I. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель дисциплины:

Цель изучения дисциплины: формирование естественнонаучного мировоззрения. Овладение знаниями строения различных отделов нервной системы.



Задачи дисциплины:

Основными задачами освоения дисциплины «Анатомия ЦНС» является введение студентов в систему понятий о строении и развитии центральной нервной системы, ее основных отделах, их структурных особенностях, а также анатомической номенклатуры, широко используемой в психологических исследованиях и практике. Научить студентов использовать анатомические данные о структурных особенностях различных отделов нервной системы, которые тесно связаны с процессами созревания, развития и функционирования нервной системы, и определяются филогенезом и онтогенезом организма. Помочь студенту выработать осознанное понятие об органичной и неразрывной связи между строением и функциями изучаемых анатомических структур. Сформировать у студентов понима­ние естественного происхождения психических процессов, неразрывного единства структуры и функции мозга.


II. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Для успешного усвоения дисциплины необходимы знания по анатомии человека и общей биологии в пределах школьной программы. Освоение дисциплины необходимо для изучения курсов по физиологии, психофизиологии, нейропсихологии, психологии ощущения и восприятия, внимания, памяти, эмоций, психологии развития.
III. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

способность и готовность к:

прогнозированию изменений и динамики уровня развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях (ПК-7);

обладать способностью и готовностью к применению знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики (ПК-9).



В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать: строение отделов центральной нервной системы, их структурные особенности; связи между частями нервной системы и с эффекторами организма. Строение основных компонентов нервной ткани и процесс формирования нервной системы в онтогенезе организма
Уметь: пользоваться анатомическими атласами нервной системы и ориентироваться в анатомической номенклатуре структур мозга; самостоятельно работать с изображениями структур головного и спинного мозга, их взаимным расположением и связями между анатомическими структурами их функционированием и психическими функциями
Владеть: системой понятий о строении и развитии центральной нервной системы, ее основных отделах, структурных особенностях, а также анатомической номенклатурой, широко используемой в психологических исследованиях.
IV. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Общая трудоемкость дисциплины составляет _3_ зачетные единицы.


Вид учебной работы

Всего часов

Аудиторные занятия (всего)

54/10/19

В том числе:




Лекции

20/10/4

Практические занятия (ПЗ)

30/18/6

Семинары (С)




Лабораторные работы (ЛР)




Самостоятельная работа (всего)

18/40/89

В том числе:




Курсовой проект (работа)




Расчетно-графические работы




Реферат

4/9

И (или) другие виды самостоятельной работы

14/80







Вид промежуточной аттестации (зачет, диф.зачет,экзамен)

36/36/ 9

Общая трудоемкость

Зач.ед.


108

3


Примечание:

Распределение часов для очной, очно-заочной и заочной форм обучения в тематическом плане представлено чрез дробь (18/8/6).



V. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ТЕМАМ И ВИДАМ

УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

Общая трудоемкость учебной дисциплины составляет 3 зачетные единицы 108 часов.


ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Раздел, тема программы учебной дисциплины


Трудоемкость (час)




В том числе по видам учебных занятий

Всего

лекции

Семинары, практические занятия

КСР

Самостоятельная работа

1

2

3

4

5

6

Модуль 1
















Тема 1.

Предмет анатомии центральной нервной системы. Место этой дисциплины в системе естественных и психологических наук.



6 /5

2/1/1







4/2/4

Тема 2.

Методы анатомии центральной нервной системы. Клеточная теория строения нервной системы, нейрогенез.



6/6

2 /1/1







4/2/5

Тема 3.

Общее строение нервной системы. Нейрон, его структурные компоненты. Синапсы. Глиальные клетки.



8/8

2 /1/1

2 /2/1




4/3/6

Тема 4.

Эволюция строения нервной системы. Эмбриогенез нервной системы человека. Этапы развития нервной системы.



8/8

2 /1/1

2/1/1




4 /3/6

Тема 5.

Общее строение спинного мозга. Серое вещество спинного мозга. Белое вещество и проводящие пути спинного мозга.



8/7

2*/1

2*/2/1




4 /4/6

Тема 6.

Основные отделы головного мозга. Строение белого вещества головного мозга. Серое вещество головного мозга.



8/11

2*/1

2*/2/1




4 /4/10

Модуль 2
















Тема 7.

Продолговатый мозг. Серое вещество продолговатого мозга. Белое вещество и проводящие пути продолговатого мозга.



6/7

2/1

2/1/1




2/2/6

Тема 8.

Основные отделы заднего мозга. Мост. Серое и белое вещество моста. Мозжечок. Серое вещество мозжечка. Белое вещество, проводящие пути мозжечка.



8/7

2/1

2 /2/1




4 /3/6

Тема 9.

Основные отделы среднего мозга. Серое вещество среднего мозга. Белое вещество среднего мозга, его проводящие пути.



8/8

2



2/2




4 /3/8

Тема 10.

Основные структуры промежуточного мозга. Таламус. Гипоталамус, его составные части. Эпиталамус, эпифиз.



6/6

2

2/2




2/3/6

Модуль 3
















Тема 11.

Структуры конечного мозга. Борозды и извилины долей полушарий. Классификация слоев коры.



8(8)

2

2/2




4 /3/8

Тема 12.

Цитоархитектонические карты коры больших полушарий. Базальные ганглии. Проводящие пути конечного мозга. Черепные нервы.



10 (6)

4/1

2/2




4 /3/6

Тема 13.

Отделы вегетативной нервной системы, особенности их строения.



8/6

4/1







4/3/6

Тема 14.

Ретикулярная формация и лимбическая система мозга.



8/4

4/

2/1




2 /2/4

Итого часов

108/

108


34/10/

4


20/18/6




18/40/ 89

Форма итогового контроля

знаний бакалавров:




Экзамен 36/36/9


VI. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Предмет анатомии центральной нервной системы. Место этой дисциплины в системе естественных и психологических наук.

Определение предмета анатомии центральной нервной системы. Возникновение и развитие знаний о строении тела человека и его нервной системы. Роль анатомических знаний в формировании естественнонаучного мировоззрения психологов.



Тема 2. Методы анатомии центральной нервной системы. Клеточная теория строения нервной системы, нейрогенез.

Основные методы, используемые в анатомии. Развитие взглядов на строение нервной системы от клеточной теории до нейронной доктрины. Процесс формирования нервной системы: этапы нейрогенеза. Нейрогенез взрослого организма.



Тема 3. Общее строение нервной системы. Нейрон, его структурные компоненты. Синапсы. Глиальные клетки.

Общие сведения об анатомии нервной системы. Структурное деление нервной системы на центральный и переферический отделы. Функциональное деление нервной системы на соматическую и вегетативную. Условность деления нервной системы на отделы, тесная связь и взаимодействие всех отделов нервной системы. Основные компоненты нервной ткани. Нейрон, его основные части и специфические свойства. Ультраструктура нейронов. Типы нейронов. Синапсы, их строение и виды. Миелинизация нервных волокон. Нейроглия. Типы глиальных клеток, особенности их строения и функции в деятельности центральной нервной системы.



Тема 4. Эволюция строения нервной системы.

Эмбриогенез нервной системы человека. Этапы развития нервной системы. Филогенез и эмбриогенез нервной системы человека. Эволюция строения нервной системы. Нервная система беспозвоночных. Централизация и цефализация нервной системы в эволюции в свзи с развитием соответствующих органов чувств. Стадии закладки и развития нервной системы в эмбриогенезе человека. Формирование 3 и 5 первичных мозговых пузырей. Рост и дифференцировка различных отделов центральной нервной системы, формирование оболочек и желудочков мозга.



Тема 5. Общее строение спинного мозга. Серое вещество спинного мозга. Белое вещество и проводящие пути спинного мозга.

Спинной мозг. Общий план строения спинного мозга. Внешнее строение спинного мозга, расположение белого и серого вещества. Сегментарность строения спинного мозга. Оболочки спинного мозга, центральный канал, спинномозговая жидкость. Серое вещество спинного мозга. Вентральные и спинальные корешки спинного мозга, спинномозговые ганглии, чувствительные и двигательные ядра спинного мозга. Ретикулярная формация спинного мозга. Белое вещество спинного мозга, проводящие пути спинного мозга.



Тема 6. Основные отделы головного мозга. Строение белого вещества головного мозга. Серое вещество головного мозга.

Общая характеристика головного мозга человека. Основные отделы головного мозга: продолговатый, задний, средний, промежуточный и конечный мозг. Оболочки головного мозга, сосудистые сплетения, внутренние мозговые полости. Особенности строения белого вещества головного мозга. Серое вещество головного мозга: кора, ядра, узлы, скопления нервных клеток, ретикулярная формация. Черепномозговые нервы.



Тема 7. Продолговатый мозг. Серое вещество продолговатого мозга. Белое вещество и проводящие пути продолговатого мозга.

Продолговатый мозг. Расположение, общие черты строения. Структурное сходство со спинным мозгом. Серое вещество продолговатого мозга. Ядра черепномозговых нервов (9-12 пара). Ретикулярная формация продолговатого мозга. Белое вещество продолговатого мозга, его проводящие пути.



Тема 8. Основные отделы заднего мозга. Мост. Серое и белое вещество моста. Мозжечок. Серое вещество мозжечка. Белое вещество, проводящие пути мозжечка.

Задний мозг. Основные отделы: варолиев мост и мозжечок. Мост, его внешнее строение. Серое и белое вещество моста. Ядра черепномозговых нервов (5-7 пара). Ретикулярная формация моста. Белое вещество моста. Мозжечок, его внешний вид. Строение полушарий, червя, ножек мозжечка. Серое вещество мозжечка: ядра, кора мозжечка. Белое вещество мозжечка, проводящие пути мозжечка.



Тема 9. Основные отделы среднего мозга. Серое вещество среднего мозга. Белое вещество среднего мозга, его проводящие пути.

Средний мозг. Основные отделы: ножки мозга, четверохолмие, водопровод мозга. Серое вещество среднего мозга, ретикулярная формация среднего мозга. Белое вещество среднего мозга, проводящие пути среднего мозга.



Тема 10. Основные структуры промежуточного мозга. Таламус. Гипоталамус, его составные части. Эпиталамус, эпифиз.

Промежуточный мозг. Основные структуры: зрительный бугор, коленчатые тела, подбугорье, надбугорье, третий желудочек. Ядра и проводящие пути зрительного бугра. Гипоталамус, его составные части: сосцевидные тела, серый бугор, гипофиз. Эпиталамус, эпифиз. Строение третьего желудочка.



Тема 11. Структуры конечного мозга. Борозды и извилины долей полушарий. Классификация слоев коры.

Конечный мозг. Основные структуры: большие полушария, мозолистое тело, обонятельный мозг, базальные ядра, боковые желудочки. Плащ головного мозга, доли полушарий. Основные борозды и извилины долей коры полушарий. Борозды и извилины разного порядка, их индивидуальная изменчивость. Ассиметрия полушарий. Классификация слоев коры больших полушарий.



Тема 12. Цитоархитектонические карты коры больших полушарий. Базальные ганглии. Проводящие пути конечного мозга. Черепные нервы.

Цитоархитектонические карты коры больших полушарий. Представительство анализаторов в коре больших полушарий. Обонятельный мозг. Лимбическая система. Базальные ганглии. Новая, старая, древняя и промежуточная кора в больших полушариях. Проекционые, ассоциативные и комиссуральные проводящие пути конечного мозга.



Тема 13.Отделы вегетативной нервной системы, особенности их строения.

Вегетативная нервная система. Отделы вегетативной (автономной) нервной системы, ее отличие от соматической нервной системы.



Тема 14. Ретикулярная формация и лимбическая система мозга.

Ретикулярная формация и лимбическая система мозга.



VII. ТЕМАТИКА И СОДЕРЖАНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ (СЕМИНАРСКИХ) ЗАНЯТИЙ

Практическое занятие 1.

Тема 3.Общее строение нервной системы. Нейрон, его структурные компоненты. Синапсы. Глиальные клетки.

Цель: ознакомить студентов со строением нервной системы, с понятиями и характеристиками нейрона, синапсов и глиальных клеток.

Вопросы, выносимые на обсуждение:

  1. Каково строение и основные функции нервной системы?

  2. Что такое нейрон и каковы его структурные компоненты?

Практическое занятие 2.*

Тема 5.Общее строение спинного мозга. Серое вещество спинного мозга. Белое вещество и проводящие пути спинного мозга.

Цель: с применением интерактивных форм обучения выявить особенности строения спинного мозга.

Примечание 1: При проведении семинарского занятия в интерактивной форме предлагается использование принципа интерактивного обучения: «взаимодействие и сотрудничество», предполагающий обязательную организацию совместной деятельности студентов, которая, в свою очередь, означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад; в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.

Вопросы, выносимые на обсуждение на интерактивном занятии:

  1. К какому отделу нервной системы относится спинной мозг?

  2. Где расположен спинной мозг?

  3. Назовите основные функции спинного мозга.

  4. Где находятся утолщения спинного мозга и почему они образуются?

  5. Что такое сегмент спинного мозга?

  6. Какие нервные волокна образуют задний корешок спинномозгового нерва?

  7. Где расположены нейроны, аксоны которых формируют задний корешок спинномозгового нерва?

  8. Какие нервные волокна образуют передний корешок спинномозгового нерва?

  9. Где в спинном мозге расположено серое вещество и из чего оно состоит?

  10. Тела каких нейронов расположены в задних столбах (рогах) спинного мозга?

  11. Тела каких нейронов расположены в передних столбах (рогах) спинного мозга?

  12. Чем заполнен центральный спинномозговой канал?

  13. Какова функция латерального спинно-таламического пути?

  14. На какие ветви делятся спинномозговые нервы?

На занятии используются муляжи, планшеты и таблицы.

Практическое занятие 3.*

Тема 6.Основные отделы головного мозга. Строение белого вещества головного мозга. Серое вещество головного мозга.

Цель: с применением интерактивных форм обучения установить основные отделы головного мозга и их специфику.

Примечание 1: При проведении семинарского занятия в интерактивной форме предлагается использование принципа интерактивного обучения: «взаимодействие и сотрудничество», предполагающий обязательную организацию совместной деятельности студентов, которая, в свою очередь, означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад; в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.

Примечание 2: Готовясь к данному занятию, студентам необходимо усвоить общий план строения головного мозга. Обратить внимание на характерные особенности строения полушарий, а также их функцию. Внимательно изучить ход проводящих путей головного мозга и расположение оболочек мозга, а также их функцию. Необходимо понять функциональные особенности различных групп базальных ядер. Усвоить классификацию анализаторов на первую и вторую сигнальные системы. Студенты должны уметь показывать на муляжах, планшетах и таблицах области локализации основные корковых центров анализаторов.

Вопросы, выносимые на обсуждение на интерактивном занятии:

  1. Выделите основные отделы головного мозга. Какие функции выполняет каждый отдел?

  2. Установите, каково строение белого вещества головного мозга. Что такое серое вещество головного мозга?

Практическое занятие 4.

Тема 7.Продолговатый мозг. Серое вещество продолговатого мозга. Белое вещество и проводящие пути продолговатого мозга.

Цель: выявить специфику продолговатого мозга.

Вопросы, выносимые на обсуждение:

  1. Выделите структуры продолговатого мозга.

  2. Какое значение имеют серое и белое вещество в продолговатом мозге?

Практическое занятие 5.

  1   2   3


База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка